С. Гинзбург
Соболь Андрей Михайлович (1888—1926) — писатель. Родился в семье мелкого служащего. С 14 лет бродяжничал. С 1904 — член группы «сионистов-социалистов». В 1906 был присужден к 4 годам каторжных работ. В тюрьме сблизился с левыми эсерами. В 1909 бежал за границу с целью подготовить террористическое выступление. В годы войны С. — оборонец; пробрался нелегально в Россию на Кавказский фронт, после Февральской революции — комиссар Временного правительства в 12-й армии. Великую Октябрьскую пролетарскую революцию С. встретил враждебно, но убедившись в беспринципности и внутренней опустошенности «защитников России», порвал с внутренней и внешней эмиграцией и заявил о своей готовности с оружием в руках встать на защиту РСФСР («Правда» от 14/IX 1923). Печататься начал в 1914 («Русское богатство»). В 1922 — секретарь правления Союза писателей.
Несмотря на идейный перелом, С. продолжал ощущать себя «горбатым», неспособным угнаться «за стремительно несущимися прямыми и сильными». Это сознание себя «лишним» привело его к самоубийству.
С. создал галерею «людей прохожих», тонко, детально показал их неприкаянность, положение «по ту сторону стены», «за бортом».
В ранних произведениях — это еще сравнительно крепкие люди, внутренний надлом не перешел еще в моральный и физический распад — участие в революционной подпольной работе давало оправдание изолированности, «путничеству». В произведениях, написанных после революции, надлом дается уже как крах. «Люди прохожие» ощущают себя неспособными активно участвовать в жизненной борьбе, революции, о приходе которой мечтали всю жизнь. Эти люди показаны «неблагополучными по силе и выдержке», осознаны как «русская революционная вампука». С болью развенчивая «революционную вампуку», С. пытался создать положительные образы людей, действительно перестраивающих жизнь. Новые люди отличаются крепкой волей, выдержкой, идейной целеустремленностью. Таков большевик Янек («Человек за бортом»), «атаман» («Княжна»), красноармейцы Федюк, Костричев, их командир («Одна ночь»).
«Записки каторжанина» С. — документ большой художественной силы. В «простом рассказе» С. поставил задачу воспроизвести мытарства людей, боровшихся за революцию, и воспитать ненависть нового поколения к старому миру.
В ряде произведений С. после 1917 показаны «обломки» бывшей царской России, которые вместе с «людьми прохожими» очутились «за бортом» и влачат жалкое существование пропойц, бездомных, бандитов, людей, оставшихся в своих особнячках, но обреченных на гибель.
Несколько особняком в творчестве С. стоит «Рассказ о голубом покое» (1925—1926). Это — гимн жизни, веселью, призыв выйти из-под гнета условностей и пошлости филистерского благополучия. Но в блестящей остроумной повести, в свое время расцененной критикой как симптом «излечения» С. от пессимизма, проходит много надломленных людей. Веселье, жизнерадостность даны на короткий миг, для того чтобы вырвать одного-двух счастливцев из мира обыденщины и сделать их «еще более несчастными».
Лирически взволнованный инверсированный язык, тонкие импрессионистически яркие пейзажные зарисовки, звучащие в унисон с общим строем чувств, сатирически заостренное изображение, гротескность отрицательных персонажей и явлений жизни — таковы характерные особенности стиля С.
Список литературы
I. Рассказы, Кн. 1, изд. «Северные дни», М., 1916
Пыль. Роман, изд. то же, М., 1916 (изд. 2, М., 1917)
На каторге, изд. то же, М., 1917
На чужбине, изд. то же, М., 1917
Бред. Повести, изд. то же, М., 1917
Люди прохожие. 2-я книга рассказов. (1916—1918 гг.), «ЗиФ», М., 1923
Обломки. 3-я книга рассказов (1920—1923 гг.), изд. «Круг», М. — П., 1923
Человек за бортом, изд. «Пролетарий», Харьков, 1924
Паноптикум. 4-я книга рассказов, изд. «Никитинские субботники», М., 1925
Книга маленьких рассказов (1922—1925 гг.), изд. Московского т-ва писателей, М., 1925
Давай улетим. Пьеса, изд. Всес. об-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, М., 1925
Записки каторжанина, изд. «Круг», М., 1925
Там где решетки. Из жизни Зерентуйской каторги. Посмертный очерк, изд. Всес. об-ва политкаторжан и сс.-поселенцев, М., 1926
Собр. сочин., 4 тт., «ЗиФ», М. — Л., 1926
Открытое письмо, «На посту» 1923, II—III
Косноязычное, сб. «Писатели об искусстве и о себе», М., 1924, Автобиографич. сведения — сб. «Писатели. Под ред. В. Лидина», М., 1926.
II. Бонишко А., Андрей Соболь, «Каторга и ссылка», 1926, № 5
Плесков В., На трудном пути (Памяти А. Соболя), там же, 1962, № 5
Баум Я., Андрей Соболь перед военным судом, «Каторга и ссылка», 1927, XXXV
Соболев Ю., Памяти Андрея Соболя, «Красная нива», 1926, № 27
Его же, Человек-прохожий? (А. Соболь), «Прожектор», 1926, № 12
Файвуш Б., Об Андрее Соболе, «Звезда», 1928, № 7.
III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928
Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М. — Л., 1928.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |