Сельвинский Илья Львович (1899—) — советский поэт и драматург. Р. в Симферополе, в семье меховщика. В 1923 окончил МГУ (Правовое отделение). Много путешествовал по отдаленным окраинам СССР, в 1933 был в плавании на «Челюскине».
Первая книга стихов «Рекорды» вышла в 1926. Широкую известность С. приобретает после выхода «Улялаевщины» (1927). Работая с большой интенсивностью, С. почти каждый год выступает в печати с новой книгой — «Пушторг» (1927), «Командарм 2» (1928), «Пао-Пао» (1931), «Умка — белый медведь» (1934). — В условиях развертывания пролетарской революции и под ее воздействием поэт прошел сложный путь. В ранних стихах С. (см. «Ранний Сельвинский») с их узко индивидуалистическим инастроениями, эстетством, подчеркнутым равнодушием к социально-политической жизни он выступает как эпигон буржуазной поэзии. Революция и гражданская война как бы прошли мимо этих стихов, утверждающих примат индивидуального и биологического над социальным. Однако развитие революции, в частности развертывание ее созидательной деятельности, интенсивность социальной жизни эпохи выводят С. из его уединения. Переоценивая ценности («больно подумать, что вся моя жизнь была лишь каталогом сложных ошибок»), поэт обращается к осмыслению широких проблем действительности и не перестает упорно искать «свой политический угол». Таким «политическим углом» для С. явилась социальная философия и эстетика конструктивизма , крупнейшим поэтом и одним из теоретиков которого и становится С. Поэт объявляет борьбу анархическому индивидуализму, его буйной, разрушительной стихии, выдвигая в противовес ему конструктивные и рационалистические начала. Излюбленными идеями С. становятся идеи созидания плана организованности, но и в их абстрактном виде, оторванном от живой диалектики классовой борьбы. В этот период С. создает поэму «Улялаевщина» — одно из наиболее значительных эпических произведений современной поэзии. Ее тема — возникновение и гибель анархо-кулацкой партизанщины первых лет революции — разработана широко, выпукло и сильно. В сочно выписанной бытовой рамке показаны колоритные, эпически выразительные образы бандитов, — прежде всего, — сам «батъко, Улялаев Серьга». Гораздо бледнее даны образы коммунистов. Значительность произведения ослаблена положенной в основу его конструктивистской философией. Последовательно развивая принципы конструктивизма, С. пытался доказать в «Улялаевщине», что революция от первого, разрушительного периода переходит ко второму «мирному», «конструктивному», когда классовая борьба «затухает». В соответствии с этим замыслом руководителями строительства оказываются в конце поэмы конструктивисты с их лозунгами «организация, плановость, вещность», а коммунист Гай, с одной стороны, и воплощение стихийности — Улялаев, с другой, оказываются оттесненными на задний план.
С еще большей остротой С. выразил идеи конструктивизма в романе в стихах «Пушторг». Развив до логического конца защиту конструктивистских идей, С. лишь обнажил их порочность и враждебность пролетарской революции. Такова самая исходящая мысль «Пушторга», взятая С. из общеконструктивистского арсенала, мысль о том, будто ведущая роль в стране должна принадлежать технической интеллигенции. Эту враждебную пролетарскому руководству мысль С. воплотил через противопоставление высокоодаренного преданного революции («коммуноид») беспартийного специалиста Полуярова, с одной стороны, бездарности, жулику с партбилетом Кролю и обывателю Мэку, изображенному старым большевиком — с другой. Эти бездарные и недостойные члены партии толкают на самоубийство «последнего интеллигента» — Полуярова. Вместе с тем «старый большевик» Мэк, выбирая между Полуяровым и Кролем, так формулирует линию партии по отношению к интеллигенции: «Бюджет наш ССР... так вот Полуяров это коняк. Он не по карману. Кроль подешевле... В портянках идейная наша пехота». Эта идея о курсе на «портяночность», серость, якобы взятом большевиками и приводящем к гибели «гениальных» Полуяровых, была полным извращением действительности. Таким образом, желая выступить против недооценки революционно настроенной части интеллигенции и неумения использовать ее, С. исказил в «Пушторге» политику партии в отношении интеллигенции. «Пушторг» был сурово встречен советской общественностью и совеской критикой как произведение, объективно направленное против социалистического строительства. Под влиянием критики и фактов действительности С. пересмотрел свое отношение к конструктивизму.
В 1929 С. публикует трагедию «Командарм 2», где выступает против «лево»-интеллигентнского максимализма. Стремясь ближе приобщиться к социалистическому строительству, С. делает в 1931 «Электрозаводскую газету», от передовой статьи до отдела объявлений всю написанную стихами. В 1932 появляется пьеса «Пао-пао», в которой С. ставит проблему труда в коммунистическом обществе. В 1934 выходит пьеса «Умка — белый медведь», интересная попыткой С. дать образ большевика, секретаря райкома партии Кавалеридзе, возглавляющего работу по социалистическому строительству на крайнем севере.
Так. обр. постепенно от биологического восприятия жизни, через преодоление философии конструктивизма С. переходит к осмысливанию в своем творчестве советской действительности. От чисто формалистского обращения со словом С. приходит к пониманию того, что «Голое мастерство слишком бедно, чтобы дышать ураганом эпохи». Для С. характерна чрезвычайное разнообразие жанров и художественных приемов. Он пишет и мелкие лирические стихотворения, и поэмы, и песни, и романы в стихах, и трагедии, и эпиграммы. Тем не менее С. явно тяготеет к большим эпическим полотнам, и лирика, эпиграммы и т. д. занимают в его творчестве второстепенное место. С. — мастер стиха. Он широко использовал разнообр. ритмы, акценты, звукопись. Он виртуозно разработал так наз. тактовый стих или тактовик . С. мастерски владеет диалогом, вводя в него нередко живописные жаргонизмы. Ему удалось освоить в поэтической форме политико-экономический и публицистический материал: речи, доклады, статистические сведения и т. п. (напр. речь Ленина в «Улялаевщине», «Электрозаводская газета»). Поэзии С. свойственны резкие чередования интонаций, неожиданные переходы от патетики к гротеску, от эпически спокойного повествования к лирическим нотам. Вместе с тем в творчестве С. силен налет дидактизма и рассудочности. С. прежде всего рационалистичен, он стремится сблизить «прозаическое» научное мышление с художественным. Почти все крупные его произведения написаны как бы для логического доказательства заранее поставленного отвлеченного тезиса. Рассудочность поэзии С. в свое время вызвала справедливые упреки критики. Интересная по замыслу, трагедия «Пао-Пао» в значительной мере обесценена тем, что в ней поэтический образ дан как аллегорическое выражение отвлеченного понятия. Отказавшись от социально-философских основ конструктивизма, С. долго еще держался за его поэтику. В свое время С. выступал в качестве сторонника условного искусства как системы и отрицал возможность метода социалистического реализма в поэзии. Но отказ от философии конструктивизма естественно заставляет С. пересмотреть и средства своей художественной изобразительности.
Путешествия по отдаленным окраинам Союза обогатили поэта, внеся в его творчество свежую струю. В последней книге стихов «Путешествие по Камчатке» и в пьесе «Умка — белый медведь» появляются новые темы, новые образы и по-новому выраженное восприятие окружающей действительности. Дидактизм постепенно уступает место реалистическому изображению жизни, лабораторное экспериментаторство над словообразованиями и словоизменениями отходит на задний план.
Список литературы
I. Рекорды. Стихи, изд. «Узел», М., (1926)
Улялаевщина. Эпопея, изд. «Круг», (М.), 1927
То же, изд. 3, с рис. худ. А. Г. Тышлера, ГИХЛ, (М.), 1933
Записки поэта. Повесть, Гиз, М. — Л., 1928
Ранний Сельвинский, Гиз, М. — Л., 1929
Пушторг. Роман, Гиз, М. — Л., 1929
То же, изд. 2, М. — Л., 1931
Командарм 2, Гиз, М. — Л., 1930
Избранные стихи, изд. «Огонек», М., 1930
Рекорды. Стихи и, новеллы, ГИХЛ, М. — Л., 1931
Электрозаводская газета, изд. «Федерация», М., 1931
Как делается лампочка, изд. «Огонек», М., 1931
Декларация прав, изд. «Советская литература», М., 1933
Пао-Пао. Рис. В. Роскина, изд. «Советская литература», М., 1933
Тихоокеанские стихи, изд. Моск. т-ва писателей, (М.), 1934
Избранные стихи, (вступ. ст. О. Резника), Гослитиздат, М., 1934
Лирика, Гослитиздат, (М.), 1934
Умка-белый медведь, (Пьеса в 5 акт., 9 карт.), Гослитиздат, М., 1935.
II. Тынянов Ю., Промежуток. (О поэзии), «Русский современник», 1924, № 4
Крученых А., Новое в писательской технике, М., 1927
Лежнев А., Илья Сельвинский и конструктивизм, «Печать и революция», 1927, № 1
Гельфанд М., Переделка мечтателя (Лейтмотивы поэзии Ильи Сельвинского), «Печать и революция», 1929, №№ 10 и 11
Генкин И., Иоссель А., Илья Сельвинский на переломе, «Литературная газета», 1930, № 55
Лейтес А., Что нужно сказать Сельвинскому, «Литературная газета», 1934, № 53, 28 апр.
Серебрянский М., И. Сельвинский, «Декларация прав» и «Пао-Пао», «Художественная литература», 1933, № 9
Его же, Литература и социализм, М., 1935, стр. 124—154. Отзывы: Локс К., «Красная новь», 1927 № 3
Друзин В., «Звезда», 1927, № 5
Зелинский К., Философия «Улялаевщины», в его книге: Поэзия как смысл, М., 1929 (об «Улялавщине»)
Аксенов в И., «Красная новь»
1928, № 4
Степанов Н., «Звезда», 1928, № 3
Зенкевич М., «Новый мир», 1928, № 3
Лежнев А., «Правда», 1928, 16 авг. (о «Записках поэта»)
Тимофеев Л., «На литературном посту», 1929, № 15
Зенкевич М., «Новый мир», 1929, № 6 Гурьев К., Ранний Сельвинский, «На литературном посту», 1929, № 15
Степанов Н., «Звезда», 1929, № 4 (о «Раннем Сельвинском»)
Григорьев М., «На литературном посту», 1929, № 9
Бескин О., «Молодая гвардия», 1929, № 7—8
Марков П., «Новый Мир», 1929, № 9 «(о «Командарм 2)
Сурков А., Поэзия на новом этапе, «Молодая гвардия», 1931, № 5—6 (о «Поэме об Электрозаводе»)
Щербаков Г., «Пролетарский авангард», 1931, № 10—11 (о «Как делается лампочка»)
Серебрянский М., «Красная новь», 1932, № 12
Прозоров А., «Книга и пролетарская революция», 1933, № 12
Болотников А., «Литературный критик», 1933, № 3
Македонов А., «Наступление», 1933, № 3 (о «Пао-Пао»)
Тарасенков А., «Литературная газета», 1934, № 128 (об «Умке-белом медведе»)
Островский Ю., «Знамя», 1935, № 5 (о «Тихоокеанских стихах»).
III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928
Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Ампир, или "стиль империи" |
Реферат | Особенности российского абсолютизма при Петре I |
Реферат | Александр Китайгородский: «Кристаллы» |
Реферат | Социальная защита населения и власть |
Реферат | Шраер-Петров, Давид |
Реферат | Анна Каренина А.Н.Толстого |
Реферат | Kate Chopin 2 |
Реферат | Доменная печь |
Реферат | George Washington The Father Of His Country |
Реферат | Доисторический Египет |
Реферат | Сталин |
Реферат | Закладка плодово-ягодного сада в Омском районе на 100 га |
Реферат | Литература - Хирургия (Анаэробная инфекция в хирургии) |
Реферат | Хроническая боль и депрессия |
Реферат | Протокол надежной доставки сообщений TCP |