Реферат по предмету "История"


Особенности российского абсолютизма при Петре I

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации»


К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А


По предмету: Отечественная история


На тему: Особенности российского абсолютизма при Петре I


Вариант № 1


Выполнил:


Студент 1 курса


1 семестр


Миронов Артем Юрьевич


Ташкент, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..2


ГЛАВА 1. Возникновение абсолютной монархии……………………………………...3


ГЛАВА 2. Проводимые реформы…………………………………………………….…4


ГЛАВА 3. Развитие образования………………………………………………………...9


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..10


Список литературы………………………………………………………………………11


Введение


Изучив большое количество социологических опросов, касающихся истории России, можно выявить тенденцию к явным переменам в исторических симпатиях общества. Резко упал "рейтинг" Ленина, Сталина, Столыпина и неуклонно, год от года, растет "рейтинг" Петра Великого.


В опросе 1997 года людей спрашивали: "Какой период в истории России вызывает у вас наибольшее чувство гордости?" 54,3 % респондентов ответили: "Эпоха Петра Великого". Лишь 6,4% опрошенных считают лучшим временем в истории России эпоху Ленина и революции. То, что сейчас на первое место в опросах выдвинулся Петр Великий со своей эпохой реформ, кажется мне в высшей степени примечательным. Это означает, что народом признается сама необходимость именно мирных преобразований - реформ, тем самым утверждается ненужность революций, гражданской войны и репрессий.


Объектом исследования в рамках контрольной работы является период правления XVII-XVIIIвеков. Основной задачей, решаемой, в контрольной работе является понять особенности абсолютизма при правлении Петра I. Основными источниками литературы для раскрытия темы были выбраны:


-О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России


-Е.В. Анисимов - Петровские реформы и их исторические последствия для России


-Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский


Возникновение абсолютной монархии


Многие ученые традиционно относят возникновение абсолютной монархии в России ко второй половине XVII в., так как с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Ослабла экономическая и политическая роль бояр, снизилось значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. В пределах двух столетий, когда шла подготовка абсолютизма, можно выделить два этапа: XVI в. - преддверие и ХVII - начало "нового периода русской истории".[1]
Оба этапа отмечены крестьянскими войнами - первая задержала развитие абсолютизма, а вторая была фактором его создания. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс – волна протеста охватила многие города страны. Так, в 1650 г. в Пскове и Новгороде произошли восстания, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Еще одно восстание в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые


затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного


состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под


предводительством С. Т. Разина.[2]
Середина XVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. Но все же справедливо нужно признать, что окончательно абсолютизм в России оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.


Установлению абсолютной монархии в России способствовала и внешнеполитическая ситуация, связанная с необходимостью борьбы за выход на берега Балтийского моря и вступления в круг развитых европейских держав в качестве равноправного партнера.


Проводимые реформы


Военная реформа была одной из первых реформ Петра. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Случайный и беспорядочный набор солдат был заменен периодическими общими рекрутскими наборами. Первый из них был произведен в 1705 г. Все податное населенное должно было поставлять по одному рекруту с определенного количества душ. Был создан флот, осуществлен переход к казенному содержанию вооруженных сил, что сильно подняло стоимость содержания армии и флота. По смете 1725 г. расход на эти нужды составлял 5 млн. тогдашних рублей, примерно 2/3 всех доходов. Фактически при Петре была создана мощная регулярная армия. Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700 г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702 г. - "Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706 г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719 г. были опубликованы "Устав воинский" вместе с "Артикулом воинским" и другими военными законами. "Артикул воинский" содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись "не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей".[3]


Важное значение в упорядочивании службы всякого рода Табель о рангах. По закону от 24 января 1722 г., вся государственная служба делилась на воинскую, статскую и придворную, каждая из которых состояла из 14 рангов. Ранг давал известную привилегию и почет. Все, дослужившиеся в штатской службе до 8-го ранга, получали достоинство потомственного дворянина. В военной службе подобное достоинство давали все офицерские чины. Петр не уничтожал преимуществ по рождению, но выше их ставил достоинство государственной службы. Этот документ буквально распахнул перед людьми недворянского происхождения двери в дворянство.


Дворянство при Петре уже было высшим общественным классом, обязанным государству личной, по преимуществу, военной службой, за что и пользовалось правом личного землевладения. Но как военный класс дворянство не удовлетворяло запросам времени, и Петр решил дать лучшую организацию службе дворян. Они должны были служить в армии и флоте бессрочно, пока хватало сил. Дворянин начинал службу солдатом гвардии или даже армии, служил вместе с людьми из низших классов. И уже от его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры. Прежние дворянские чины были уничтожены, вместо них сложилась лестница служебных чинов.


При Петре закон уже не делает различия между поместным и вотчинным владением. Петр смотрел на них как на поместья, существующие в интересах государства, и для пользы последнего не дозволялось их дробить при передаче в потомство, что было закреплено указом о единонаследии, позволявшим передавать землю только одному из наследников, не деля ее на части.


Представители старинных дворянских родов, доказавшие, что их род пользовался дворянством на менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольд-майстер должен был вести списки дворян по именам и чинам и вносить в эти списки их детей, что дало начало родословным книгам о геральдике. Однако, царь оставлял за собой право как жаловать не дворян за службу дворянством, так и лишать дворян этого звания за преступление.


Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. При этом дворянин обязан был дать сыновьям образование. За необучение детей на родителей налагались штрафы.


Служба для дворян при Петре I была обязательной и пожизненной.


Помимо расширения землевладельческих прав дворянство при Петре получило больше прав в отношении крестьянства. Крестьяне и холопы были сведены в один податный и зависимый от землевладельцев класс. Это смешение произошло не на основании закона, а как следствие податной реформы: до Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной или подворной подати ввел подушную, а всякая «ревизская душа» облагалась одинаковой податью и ответственность в ее исправном поступлении возлагалась на землевладельца.


«Высшее» городское сословие до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словам Петра, «рассыпанную храмину» и имели одно лишь военно-административное значение. Лишь в 1649 году закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие. В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве и дал «регламент», определивший общий порядок городского устройства и управления.


«Низшему» же городскому сословию Петр оставил не только все старые льготы, но дал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но освобождались от обязанности рекрутской повинности и наконец получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами и заводчиками.


Таковы были сословные реформы. Внешне формы общественный отношений изменились, но общественный строй остался прежним. То же характеризует и административные реформы.


В сфере управления государством Петр изменил устойчивую традицию централизации, поскольку становилось все более очевидным, что местные финансы вместо окружного пути через московские приказы, где они сильно таяли, выгоднее направлять в областную администрацию с надлежащим расширением компетенции местных правителей, принимавших титул губернаторов, хотя округа их еще не назывались губерниями. Губернская реформа началась в 1708 г. по указу Петра от 18 декабря 1707 г. Было созданы 9 губерний. Оставалось лишь разложить по ним содержание военных сил, высчитать сумму военного расхода и рассчитать, какую долю его может принять на себя каждая губерния: это было основной целью реформы. Губернские учреждения создавались для выжимания налогов из плательщиков; меньше всего они думали о благосостоянии населения.


С губернской реформой связано становление с 1711 г. Сената, сначала как временной комиссии, а затем как нового ведомства. Исчезновение центрального правительства рождало необходимость высшего правительственного учреждения с постоянным составом. Важнейшей задачей Сената являлись высшее распоряжение и надзор за всем управлением, выбор оберфискала и создание фискальной системы. Впоследствии эта сеть стала сложнее. Донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Фискалы должны были тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших; надзирать за исполнением законов, преследовать взятничество и казнокрадство. Во главе фискалов стоял генерал-фискал, назначавшийся царем. Особое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником обер-прокурором. Эта должность была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Он являлся, как говорил Петр, «оком государства» и «заботником» о делах государственных, возглавлял сенатскую канцелярию. Все дела, поступавшие в Сенат, докладывались в Сенате именно им. Он же созывал заседания Сената и председательствовал на них, обладал законодательной инициативой.


Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления – все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.[4]


Реформа органов центрального управления привела к упрощению государственного аппарата. Вместо большого числа приказов было создано несколько коллегий, их компетенция простиралась на всю территорию государства.


К 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов. Было установлено 12 коллегий. Коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел; 2) пространством действия учреждений; 3) порядком ведения дел. Впервые появились государственные органы, занимавшиеся развитием промышленности и торговли, что способствовало экономическому прогрессу страны.


Окончательно была подчинена государству и церковь: после смерти очередного патриарха Петр не назначает нового, а упраздняет патриаршество, создав для управления церковью специальную коллегию – Синод. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. "Система высших органов в целом получила более совершенную организацию, происходила постепенная бюрократизация состава высших органов."[5]
Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли


Но в 70-80 гг. XVIII в. большинство коллегий было упразднено, продолжили свою работу лишь четыре: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская. В 1796 г. коллегии вновь были восстановлены с введением в них единоначалия.


Развитие образования


Для быстро растущей промышленности, регулярной армии и флота, реорганизации государственного управления требовалось большое количество специалистов различного профиля. Их подготовку должна была решать целая система профессиональных школ, созданная в самом начале XVIIIв., в которых учащимся давали как общую грамоту, так и различную профессиональную подготовку. Были также организованы и общеобразовательные школы начального типа. Для детей дворян, чиновников и купечества создавались цифирные школы, кроме них – гарнизонные школы, в которых обучались солдатские дети, и епархиальные школы для обучения детей духовенства.


Для способных дворянских детей создавались заведения среднего и высшего образования. С этой целью при Академии наук, основанной в 1724 г., создавались гимназии. При Петре создаются высшие учебные заведения по специальным профессиям: Морская академия, Инженерные роты, университет при Академии наук. Всего в первой четверти XVIIIв. в России было создано более 150 школ различного типа, тем самым были заложены основы государственной системы образования, широко практиковалась также посылка для учебы за границу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Можно сделать два очевидных вывода: во-первых, накануне реформ Петра как бы "ветер истории" дул уже в направлении преобразований, во всех сферах жизни русского общества проявился кризис, который требовал своего разрешения. Во-вторых, из всех возможных вариантов реформ Петр избрал вариант самый жесткий, бескомпромиссный и самый болезненный для русского общества. Несомненно, многое из того, что возникло или усилилось при Петре Великом, в ходе его реформ, существовало и до него. Это и самодержавие, которое берегли все властители, и крепостное право, это и отсутствие частной собственности в России на протяжении столетий. Ведь в России всем владел государь, в любой момент он мог лишить имущества, свободы и жизни любого из своих подданных. Как тогда говорили «отписать на себя без поворота».


Эпоху Петра Великого можно назвать временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе. Следует отметить подражание, или лучше сказать равнение на европейский метод проведения различных реформ, которые Петр считал образцовыми. Но быстро найденные решения, сопровождались медленным исполнением.


Внутренний порядок и внешняя безопасность государства – вот первостепенный долг и обязанность царя, который Петр первым из царей глубоко усвоил и которым руководствовался в своей деятельности. Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и жизни самой для общего блага не было понятно русскому человеку того времени. С таким представлением о призвании и назначении власти Петр Iосуществлял реформирование внутренней жизни страны.



Список литературы


1. Е.В. Анисимов - Петровские реформы и их исторические последствия для России


2. История СССР с древнейших времен до наших дней, 1967


3. Л.В.Черепнин "К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.


4. Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко "Государственный строй России в первой четверти XVIII в."


5. Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский , Петр I, М., 1993


6. О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России: Учебное пособие М.: ВЮЗИ, 1986


7. Н.Я.Данилевский "Россия и Европа", Книга, М., 1991.



[1]
Л.В.Черепнин «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.»


[2]
В.В. Московкин «Отечественная история»


[3]
Законодательство периода становления абсолютизма, т.4 стр.318


[4]
В.В. Московкин «Отечественная история»


[5]
Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко "Государственный строй России в первой четверти XVIII в."



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.