Реферат по предмету "Биографии"


Сент-Бев

Е. А. Слободская-Ермакова


Сент-Бев (Charles Auguste de Sainte-Beuve, 1804—1869) — яркий представитель французского романтизма в литературоведении и литературной критике. Плодовитый и разнообразный писатель, С.-Б. пробовал свои силы и в поэзии, и в романе, и в истории, но основная сфера его деятельности — история литературы и литературная критика, в которой С.-Б. создал свой метод, получивший позже название «биографического». Начав лит-ую деятельность в годы Реставрации и широко развернув ее во время Июльской монархии и Второй империи, С.-Б. с первых шагов примкнул к мелкобуржуазной группе французских романтиков. Отвращение к капиталистической действительности, сочувствие всем обездоленным торжеством капитализма — от бедняка-крестьянина до родовой знати, — одновременно неопределенность социальных формулировок, «общечеловеческие» идеалы, тенденции замыкания в мир душевных переживаний, вкус к психологическому анализу и интерес к формальным проблемам искусства, все эти черты, характеризующие французский романтизм, определяют творческие и теоретические установки С.-Б. Выступив впервые (1824) в журн. «Globe» — органе «молодого поколения», пропагандировавшем романтизм, — со статьями о В. Гюго, С.-Б. быстро сблизился с кружком Гюго и сделался присяжным критиком этой группы. Первая крупная работа С.-Б. — «Tableau historique et critique de la poésie française et du théâtre français au XVI siècle» (1828) — посвящена историческому обоснованию и оправданию романтизма как завершения подлинных традиций французской литературы, прерванных временным господством классицизма. «Предков» романтизма С.-Б. видит в Ронсаре, дю Беллэ и др. поэтах XVI в. К периоду дружбы с кружком романтиков, ознаменованному интенсивной работой в журн. «Globe», относится и первая попытка С.-Б. сказать свое слово в художественной литературе — книга «Vie, poésies et pensées de Joseph Delorme» (1829). За ней следуют две книги стихов «Consolations» (1830) и «Pensées d’août» (1837) и роман «Volupté» (1834) — история самоуглубленной и жаждущей наслаждений души. Художественные произведения С.-Б, не имели значительного успеха, и с 1837 он отдался исключительно историко-литературной и критической работе.


Литературный и жизненный путь С.-Б. был путем метаний и поисков. Вскоре после Июльской революции он порвал связи с кружком Гюго и предался новым увлечениям. Стоя в резкой оппозиции к буржуазной Июльской монархии, он перешел от сенсимонизма к католическим идеям Ламеннэ, сочетая идейную близость к литературному вождю республиканской Франции Каррелю с активной симпатией к роялистскому салону m-me Рекамье, меняя социалистический «Globe» на республиканский «National» и «National» на светскую «Revue des deux mondes», ведя непрерывно блестящую, страстную и сопровождающуюся неизменным успехом лит-ую работу. В 1844 бывший романтик С.-Б. вошел во Французскую академию, покровительствуемый роялистами и сторонниками классицизма, но уже в 1848 выпустил книгу «Chateaubriand et son groupe littéraire sous l’Empire», в которой резко порывал с монархическими и католическими тенденциями. Позднее он декларировал преданность Наполеону III, осыпая насмешками легитимистов и орлеанистов, в последние же годы жизни примкнул к «свободомыслящим», разрывая с империей. Правоверный католик в 30-х гг., он выступил в 60-х как умный и смелый противник клерикализма.


Метания С.-Б. заставили буржуазных историков литературы ломать голову над причинами столь необычайной изменчивости и подчеркивать крайнюю сложность индивидуальности С.-Б. Сам С.-Б., объявляя себя «самым изломанным и склонным к метаморфозам умом», кокетничал своею способностью к крупнейшим поворотам, видя в ней залог «надклассовости» своих суждений и той «беспартийности» и «беспристрастности», которая казалась ему, как и его буржуазным интерпретаторам и последователям, ценнейшим качеством мыслителя и критика. Однако размах политических и философских колебаний С.-Б. не выходит из узких рамок мелкобуржуазного мировоззрения. С романтиками С.-Б. идеализировал личность, гибнущую в пошлом царстве наживы, с утопистами он искал идеального выхода из этого царства; сближаясь с католиками и роялистами, он скорбел о докапиталистическом прошлом, сочувственно тяготея ко всем обиженным господством капитала; в лицемерном режиме Второй империи он хотел видеть режим, установленный «народом» и направленный против владычества буржуазии. С.-Б. не переходил на позиции ни пролетарского социализма ни мировоззрения промышленной буржуазии. Он до конца был верен мелкобуржуазной идейной концепции, нашедшей столь полное выражение в романтизме, от которого С.-Б. рьяно открещивался в позднейшие годы, но который определил теоретические предпосылки его трудов.


С.-Б. не оставил теоретических, в узком смысле слова, трудов. Его монументальные «Портреты», «Causeries du lundi», «Nouveaux lundis» представляют собою сборники конкретно-критических статей, в течение долгих лет появлявшихся в парижских журналах. Но метод этих статей, представлявших принципиально новый жанр критики, восходит к целостной концепции, в основу которой положен определяющий теорию и практику всей романтической школы философский индетерминизм. С.-Б. не исследует законов творчества, законов, обусловливающих литературный процесс. Самое понятие закона в соотнесении его к явлениям литературы связано для романтика с классическими канонами, которые он призван потрясти и разрушить. С.-Б. интересует не общее, но особенное. Раскрытие творческой индивидуальности во всем ее своеобразии — единая задача литературной критики. С.-Б. не отказывается от изучения «эпохи, общества и движения умов», но это изучение в его трудах должно быть соотнесено с ролью «couleur locale» (местного колорита) в творческой практике романтизма, и напрасно было бы рассматривать учет исторических условий существования художника как руководящий принцип критического метода С.-Б. С.-Б. допускает исторический подход к художнику лишь с оговорками. Он мало пригоден по мнению С.-Б., «когда речь заходит о поэтах и художниках, которые часто ведут уединенную и замкнутую жизнь, потому что тут очень часты исключительные явления». Художник как исключительное явление, творец и творчество как замкнутое единство — вот объект статей и этюдов С.-Б. Изучение личности и проекции ее в творчестве определяет границы историко-литературного анализа. С.-Б. стремится изучить «моральную физиологию» автора, дать исчерпывающий анализ его психики. Отсюда — любовь к мелочам биографии, интерес переписки, мемуарам, дневникам. Детальное знание жизни и переживаний автора открывает путь к решению основной задачи лит-го исследования: «смело и осторожно дотронуться скальпелем до тех мест, где замыкается панцырь, разыскать место перехода души в талант». Это определение «места перехода души в талант» на основе воссоздания душевного мира автора, проникновения в тайники его сердца достигается интуитивным постижением, творческим вдохновением критика.


В соответствии с методом находится и лит-ный слог С.-Б. «Его способ изложения изменчив, как его предмет, он смешивает биографию с критикой, вставляет множество затемняющих условий и скобок в свои периоды, нагромождает кучу фраз, которые смягчают и ослабляют друг друга; предпочитает неопределенные обороты» (Брандес). Итог работы С.-Б. — живой портрет художника. Острый ум С.-Б. наталкивает его зачастую на верные догадки, зоркий глаз его умеет наблюдать и схватывать, но портрет в целом основан на произвольном изменчивом воображении критика, и его «длительное изучение моральной физиологии» отнюдь не приближается к процессу научного исследования.


Стремление к резко выраженной индивидуальности творца, признание независимости художника от законов, отказ от обобщений в пользу неповторимого, единичного, особенного — эти принципы эстетики французского романтизма канонизировали свободу фантазии поэта и романиста, породили теорию «актерского нутра», создали особый жанр литературной критики, опирающейся на интуитивное прозрение, на творческую догадку. Творчески реализованные в литературе Гюго и Мюссе, в музыке Берлиозом и Обером, в театре Бокажем и Дорваль, эти принципы были блестяще представлены в критике «вдохновенным критиком» С.-Б. на всем протяжении его почти полувековой литературной работы.


Список литературы


Poésies complètes (собр. стих. С.-Б.), P., 1840


Histoire de Port-Royal (история янсенизма), 4 vv., P., 1840—1848, 2-me éd., 5 vv., P., 1860


Portraits de femmes, P., 1844


Portraits littéraires, 2 vv., P., 1844, 3 vv., P., 1864


Portraits contemporains, 2 vv., P., 1846


Causeries du lundi, 15 vv., P., 1857—1862


Etude sur Virgile, P., 1857


Nouveaux lundis, 13 vv., P., 1863—1872


Souvenirs et Indtscrétions, P., 1872


Les cahiers de Sainte-Beuve, P., 1876


Correspondance de C. A. Sainte-Beuve (1822—1865), P., 1877—1878


Nouvelle correspondance de C. A. Sainte-Beuve, P., 1880


Cahiers intimes inédits, P., 1933


Correspondance généralet de Sainte-Beuve, recuillie, classée et annotié p. J. Bonnerot, P., 1935 (в 1935 вышел т. I).


II. Levallois J., Sainte-Beuve, P., 1872


Morand F., Les jeunes années de C. A. Sainte-Beuve, P., 1872


Haussonville O., d’, C. A. Sainte-Beuve, sa vie et ses œuvres, P., 1875


Pons A.-J., Sainte-Beuve et ses inconnues, P., 1879


Nicolardot L., La confession de Sainte-Beuve, P., 1882


Troubat J., Souvenirs du dernier secrétaire de Sainte-Beuve, P., 1890


Brunettière F., Evolution des genres dans l’histoire de la littérature, P., 1890


Его же, L’evolution de la poésie lyrique en France au XIX siècle, P., 1894


Hugo V., Correspondance, t. I. P., 1896


Sand O., Lettres à A. de Musset et à Sainte-Beuve, P., 1897


Faguet E., Politiques et moralistes du XIX-e si ècle (3 série), P., 1899 (русск. перев., М., 1910)


Pailleron M. L., F. Buloz et ses amis, Sa vie littéraire sous Louis Philippe, P., 1919


Choisy L. F., Sainte-Beuve, l’homme et le poète, P., 1921


Michaut G., Sainte-Beuve, P., 1921


Bellesort A., Sainte-Beuve et le XIX-e siècle, P., 1927


Prévost J., Les epicuriens français, P., 1931


Брандес Г., Литература XIXв. в ее главных течениях. Французская литература, СПБ, 1895


Лансон Г., История французской литературы, т. II, М., 1898


Евлахов А. М., Введение в философию художественного творчества, т. III, Ростов н/Дону, 1917


Плеханов Г. В., В. Г. Белинский, Гиз., М. — П., 1923 (статья «Литературные взгляды Белинского»)


Машкин А., Литературная методология позитивизма, «Наука на Украине» (Харьков), 1922, № 4, сентябрь.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гибель Святополка в легенде и в иконописи
Реферат Реформы 1992-1998 гг.: их экономические и социальные последствия
Реферат Денежно кредитная политика сущность, направления и инструменты
Реферат King James Essay Research Paper Chapter Two
Реферат Организация инвестиционного проекта на примере кондитерского цеха ОАО Самарский хлебозавод
Реферат Логічні помилки в текстах журналістських видань
Реферат Значение и особенности производства сахарной свеклы в РБ
Реферат Лушаньский пленум
Реферат Ireland Essay Research Paper IrelandIreland is a
Реферат Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован»
Реферат Разработка плана производства и продвижения на рынок автоматической системы управления пресс-гранулятором
Реферат Ценообразование на рынке недвижимости
Реферат Karma Essay Research Paper KARMAThe doctrine of
Реферат Работа с одаренными детьми 2
Реферат Should There Be A House Of Lords