Реферат по предмету "Биографии"


Бела Барток (Bartok)

(25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, — 26.9.1945, Нью-Йорк)



Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899—1903). С 1907 профессор этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую деятельность совмещал с концертированием и изучением крестьянского фольклора (венгерского, румынского, словацкого и др.), собрал свыше 30 000 песен.


В сочинениях 1900—1910-х гг. сочетал элементы архаического песенного фольклора с остродинамичными современными средствами выражения (пьесы для фортепьяно, «Багатели», 1908, «Бурлески», 1911, «Варварское аллегро», 1911, «Портреты» для оркестра, 1908, 2 струнных квартета — 1908 и 1915—17). Его новаторские произведения, в том числе опера «Замок герцога Синяя Борода» (1911), не были приняты консервативной критикой. Начало общественного признания Бартока связано с балетом «Деревянный принц» (соч. 1916). В период Венгерской советской республики (1919) Барток совместно с З. Кодай разработал демократическую реформу музыкальной жизни в стране, за что подвергся репрессиям в годы хортистского режима. В 1919 было создано одно из наиболее выдающихся его сочинений — балет «Чудесный мандарин» (пост. 1926).


Освоив опыт И. Стравинского, А. Шёнберга и других современных западных композиторов, Барток продолжал и в 20-е гг. развивать национальные фольклорные элементы. Но в некоторых его произведениях этого времени ещё острее проявились тенденции к коренному обновлению средств музыкальной выразительности (2 сонаты для скрипки, 3-й и 4-й квартеты, ряд фортепьянных пьес), что приводило иногда к чрезмерной усложнённости музыкального языка. Этим сочинениям Бартока присущи крайняя заострённость и динамизация языка, тяготение к ударно-шумовым эффектам и в то же время рафинированный интеллектуализм, изощрённость колорита. 20—30-е гг. — период расцвета гастрольно-концертной деятельности Бартока-пианиста (выступал в странах Западной Европы, США, в 1929 гастролировал в СССР).


В 30-х гг. в творчестве Бартока наметился известный поворот в сторону большей простоты и классичности стиля; Барток отказывается от некоторых крайностей звукового выражения, обращается к большей тематической ясности и чёткости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепьянный концерт, 1931, «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936). В предвоенные годы Барток занимает антифашистскую позицию. Он создаёт сочинения, своеобразно выражающие идеи гуманизма и братства народов. В сонате для 2 фортепьяно и ударных (1937), скрипичном концерте, «Дивертисменте» для струнного оркестра (1939) ярко национальный тематизм сочетается с динамической напряжённостью, передающей тревожную атмосферу этих лет. Общая тенденция к демократизации творчества Бартока выразилась в создании произведений для музыкальной самодеятельности (обработка народных венгерских песен, кантата «Из прошлого», 1935), а также пьес педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931, и фортепьянный цикл «Микрокосмос», 1937). В период фашистской диктатуры, в 1940, Барток эмигрировал в США, где не достиг признания музыкальных кругов и умер в нищете. Из произведений американского периода наиболее значительны концерт для оркестра (1943) и фортепьянный концерт (1945).


Наиболее важное место в творчестве Бартока занимают инструментальные сочинения — пьесы для фортепьяно, 6 струнных квартетов, сонаты и рапсодии для скрипки, многочастные сочинения для оркестра. Выдающееся значение имеют научные исследования Бартока в области фольклористики. Барток оказал большое влияние на формирование композиторских школ 30—50-х гг. в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Посмертно удостоен премии им. Кошута (1948) и Международной премии Мира (1955).


И. В. Нестьев



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Миф о Сизифе
Реферат Новые правила регистрации счетов-фактур
Реферат Заемные средства банка
Реферат Телекоммуникационная «начинка» офисных помещений
Реферат Оптимізація лікування хворих на артропатичний псоріаз із урахуванням стану мінеральної щільності
Реферат Учет и анализ движения денежных средств в организациях (на материалах ООО "Таир-Дон")
Реферат Проблематика пьесы М.Горького "На дне"
Реферат Планирование технико-экономических показателей в производстве хлебобулочных изделий на линии
Реферат Общая характеристика искусства Северного Возрождения
Реферат Банковские риски коммерческих банков
Реферат German Exports To Rusia Essay Research Paper
Реферат Разработка алгоритмического и программного обеспечения стандарта IEEE 1500 для тестирования гибкой
Реферат Числення висловлень і алгебра висловлень Основні проблеми числення висловлень
Реферат Мария Луиза Анидо
Реферат Екологічне право України