Содержание
Резюме…………………………………………………………….….……..3
Описание услуг……………………………………………..…..…….……5
Исследование рынка……………………………………….........……..…..7
План маркетинга………………………………………………..…....…….8
Производственный план……………………………………..…..…….…12
Организационный план……………………………………………..……17
Финансовый план…………………………………………………….…..18
Анализ рисков………………………………………………….……...…22
Выводы………………………………………………………………...…23
Открытие теплицы сейчас подвластно практически каждому из нас. А потому занимаются тепличным бизнесом не только крупные предприятия, но и мелкие хозяйства, фермеры и предприниматели, знающие толк в этом роде бизнеса. О том, как открыть теплицу, вам рассуждать долго не придется, ведь наиболее важными условиями произрастания овощей и фруктов в любые времена являлись благоприятные климатические условия, плодородная почва и хороший уход. Правда, иногда случается и так, что при соблюдении этих трех названных условий тепличное хозяйство не пользуется спросом и все чаще находится на стадии разорения. Чтобы вопрос о том, как открыть теплицу, для нас казался решенным, нам просто необходимо заняться разработкой бизнес плана теплицы.
Актуальность тепличного бизнеса налицо – все большую потребность в свежих овощах и фруктах испытывают не только крупные предприятия, но также и торговцы рынков, торговые центры и продуктовые супермаркеты.
Настоящий проект представляет собой план по созданию тепличного хозяйства.
Руководитель проекта – ИП Конюхова Светлана Владимировна.
Идея создания тепличного предприятия преследует три цели:
Создание высокорентабельного предприятия
Получение прибыли
Удовлетворение потребительского рынка в предоставлении такого продукта производства, как овощи.
Для создания предприятия планируется взять субсидию из Государственного центра занятости населения в размере 58 800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей, а также привлечение собственных средств.
Проект является малобюджетным и в силу этого достаточно мобильным, что позволяет избежать многих рисков. Но не смотря на это быстро окупается и приносит прибыль.
Проведенный анализ показал, что в конце урожайного года планируется получить чистую прибыль 121 258 рублей. Урожайный год длится 8 месяцев
2.Описание услуг
Свежие овощи - прекрасный источник витаминов. Хотя бы, поэтому они должны присутствовать в рационе круглый год. Проблема лишь в том, что в зимний период немногие могут себе позволить купить несколько огурцов и помидоров на салат - цены несравнимы с летними. А что твориться в преддверии Нового года? Стоимость свежих овощей растет день ото дня!
Производство овощей защищенного грунта – прибыльная и перспективная деятельность в настоящее время. Ведь их производство не зависит от климатических условий, и продукция пользуется спросом круглый год.
В первые годы планируется выращивать и реализовывать:
томаты
огурцы.
Зеленые культуры (петрушка, укроп, лук - порей)
В дальнейшем ассортимент расширится. Реализовываться продукция будет на рынок. Предприятие реализует продукцию оптом и в розницу.
Основными задачами предприятия являются: выращивание овощной продукции; закрепление и расширение сегмента внутреннего рынка сбыта овощей защищенного грунта на основе договоров с кафе, магазинами, перерабатывающими предприятиями; укрепление каналов сбыта; обеспечение прибыли от производства и реализации овощей, достаточной для расширения и развития производства.
На начальном этапе планируется занять 30 % внутреннего рынка. Затраты ориентировочно окупятся через 1 год.
Целью бизнес-плана является оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса и обоснование рентабельности проекта. Задачами бизнес-плана является выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции, расчет требуемых ресурсов, оценка возможных рисков.
Для реализации проекта предприятию потребуются:
Хозяйственные здания
Посадочные площади
Оптимальное размещение всех необходимых в производстве и обеспечивающих производство построек необходимо для организации оптимального процесса обработки овощных культур и иной продукции тепличного хозяйства.
Тепличные хозяйства призваны удовлетворять потребительский спрос в сбалансированном питании, к повышению доли вегетарианской продукции в потребительской корзине.
Потребителем продукции являются жители Старополтавского района. В зависимости от качества продукции может изменяться стоимость и география реализации продукции тепличного хозяйства.
Основная прибыль предприятия складывается от реализации продукции тепличного хозяйства, а также рассады и семян.
Поскольку сельхоз продукция нуждается в особом уходе и в различных способах хранения, необходимо будет создать овощехранилище.
Тепличное хозяйство планируется разместить на приусадебном участке.
Организационно-правовая форма – Индивидуальный предприниматель Конюхова Светлана Владимировна.
3.Исследование и анализ рынка.
В настоящее время в Старополтавском районе нет функционирующих тепличных хозяйств.
Овощи, которые попадают к нам на стол в зимнее время, привозные из соседних областей и районов.
В связи с этим данная отрасль является перспективной, с низким уровнем конкуренции и высоким спросом на продукт.
4. План маркетинга
Прежде чем начать рассматривать конкурентную среду рассмотрим текущее состояние потребительского рынка. В настоящее время международный кризис диктует свои условия жизнедеятельности, как граждан, так и предприятий в целом.
Современное состояние экономики обусловлено международным кризисом. Деятельность тех предприятий, которые изжили себя по экономическим и моральным признакам, прекращается. Все более прозрачными становятся все схемы бизнеса. Упрощаются схемы товарообмена и зачисления денежных средств на счета как предприятий, так и граждан. Потребители становятся более избирательными в своих расходах, мотивируя это ограничениями в денежных средствах.
Рассмотрим общую картину на рынке тепличных хозяйств. Необходимо рассматривать ее в комплексе, потому как по отдельным культурам существует достаточно жесткая конкуренция и необходимо знать особенности организации бизнеса по данным видам продукции.
Мировые тенденции развития данного сегмента рынка указывают на повсеместный переход к интенсивным технологиям и способам выращивания
растений в закрытом грунте, использованию новых конструкций, материалов и энергосберегающих технологий. Научные разработки, инновации в этой отрасли поддерживаются государствами и частными компаниями. Часто государственные дотации являются дотациями на энергообеспечение тепличного хозяйства.
Говоря о Европейских странах необходимо сказать, что существуют страны, которые оказывают всяческую поддержку собственным производителям на всех уровнях, включая выделение долгосрочных кредитов
под низкий процент, например такие страны, как Голландия. Говоря о США, необходимо отметить их главную особенность в поддержке отечественного производителя - это регулирование отпускных цен путем установления минимальных закупочных цен, введения таможенных пошлин, санитарных барьеров, антидемпинговых запретов и штрафов на импортную продукцию.
Касаемо стран Восточной Европы, то для них разрабатываются государственные программы реконструкции и развития тепличной отрасли, которые в свою очередь финансируемые Европейским Банком реконструкции и Развития.
Рассматривая опыт Польши, в которой 80% тепличных хозяйств состоят из десятков тысяч фермеров с небольшими размерами единичного хозяйства (0,1 – 0,5 га), в течение двух лет выдавались кредиты на строительство новых теплиц мелким фермерам на очень льготных условиях. Величина кредита достигала 150 тыс. Евро на одного фермера. После завершения строительства и обследования построенной теплицы комиссией ЕБРР, 50% кредита погашались банком. Одним из условий предоставления кредита было, чтобы возраст фермера не превышал 40 лет.
Румынское правительство в три раза увеличило ассигнования на реконструкцию тепличных хозяйств – с 20 до 60 млн.
Развитые в области тепличного хозяйства страны наращивают объемы тепличной продукции на фоне сокращения площадей открытого грунта. В настоящее время просматривается тенденция уменьшение открытых площадей под овощи, зелень, цветы. Говоря о странах развивающегося сектора необходимо отметить экстенсивность развития.
От перечисленных выше стран не отстает и наша матушка Россия, а даже и преуспевает в поддержке малого бизнеса. В настоящее время российским законодательством разработан проект поддержки малого бизнеса, для вновь открывшихся предпринимателей, через Государственное Учреждение Центра занятости Населения (ГУЦЗН). На поддержку бизнеса «молодым предпринимателям» дается субсидия в размере 58 800 руб.
В России в настоящее время тепличное хозяйство развивается как
динамичная и эффективная отрасль сельского хозяйства, которая имеет большое значение для снабжения населения свежими богатыми витаминами овощами, а также цветами в период, когда из открытого грунта не поступает продукция.
Особенно актуально использование продуктов тепличных хозяйств в России в регионах с суровыми климатическими условиями, к которым можно отнести большую часть регионов Российской Федерации. Основной проблемой российских тепличных хозяйств является то, что в настоящее время отсутствует государственное регулирования цен на энергоресурсы, что в свою очередь обостряет проблему замены старых теплиц российских тепличных предприятий новыми.
Так же необходимо отметить потребительскую среду продуктов питания, сформировавшуюся в России за последние пять лет. Многие потребители привыкли жить и потреблять продукцию местных производителей предпочитая ее западным, зачастую и более дешевой продукции. Так же необходимо затронуть момент кредитования рассматриваемого вида бизнеса, как для нового предприятия, так и для уже действующего предприятия, так как строительство новой теплицы с полным современным оборудованием зачастую трудно осуществить с использованием только собственных средств даже крупным, успешно эксплуатирующимся тепличным комбинатам. В этой ситуации полезно обратиться, как к зарубежному опыту, так и рассмотреть возможные варианты и пути решения этого вопроса в российских условиях.
По данным «Ассоциации «Теплицы России» реальное отечественное тепличное производство дает около 630 тыс. тонн овощей в год. Обеспечение же минимальной медицинской нормы потребления свежих тепличных овощей, выращенных в защищенном грунте в России должен составлять около 1,9 млн. тонн.
Рынок тепличного хозяйства в Старополтавском районе не развит, это является новым бизнесом для нашего района, что дает конкурентное преимущество начинающему предпринимателю.
Выбор метода ценообразования предприятия основан на формуле «средние издержки + прибыль».
Формирование спроса будет производится с помощью рекламы в газете «Ударник» и в распространение визитных карточек среди предпринимателей имеющие продовольственные магазины.
5.Производственный план
На данном этапе мы планируем выращивать и реализовывать томаты и огурцы.
Технологии тепличного производства овощей базируются: на управлении режимом выращивания культур; на использовании высокоплодородных стандартных субстратов, совершенной системы защиты растений от болезней и вредителей; на выборе высокопродуктивных сортов и гибридов, обеспечивающих получение продукции высокого качества. Сорт – ведущее звено технологии, но потенциальные возможности сорта могут раскрыться лишь при учете его биологических особенностей в технологическом процессе. Дадим краткую характеристику основных сортов огурца и томата, которые планируется выращивать.
Огурец Эстафета – урожайный среднеспелый пчелоопыляемый гибрид; длина от 15 до 20 см, урожайность в зимних теплицах составляет 25-44 кг/кв.м. Обладает хорошими вкусовыми и потребительскими качествами.
Огурец Гладиатор – среднеспелый пчелоопыляемый гибрид-опылитель; длина – 15-17 см., урожайность в зимних теплицах составляет 20-25 кг/кв.м. Гибрид характеризуется высоким качеством плодов.
Огурец Маринда – в теплицах используется во 2 обороте, длина – 8-10 см., диаметр 3-4 см., с шипами, мякоть плотная, без пустоты.
F1 Фарон TmC5F2N – высокопродуктивный среднеспелый индетерминантный гибрид томата генеративного типа. Растения характеризуются очень быстрым ростом, открытым габитусом и слабой облиственностью. При выращивании в продленном обороте число побегов к маю-июню можно доводить до 4-5 шт. на 1 кв.м. плоды крупные, массой 140-160 г округлые, 4-6 камерные, очень прочные и прочные. Вкусовые качества очень высокие. Количество не тандартных плодов в урожае обычно не превышает 2-3 %. Спелые плоды способны сохранять товарные качества при хранении в нерегулируемых условиях в течение месяца. Данный гибрид не рекомендуется для ранних сроков посадки (декабрь-январь). Средняя урожайность в продленном обороте 40-42 кг/кв.м.
F1 Шульга TmC5F2N – новый индетерминантный среднеранний гибрид томата, отличающийся высокой устойчивостью к галловым нематодам и отличным качествам плодов. Рекомендуется для выращивания в зимне-весеннем, продленном и летне-осеннем оборотах. Растения сильнорослые, хорошо облиственные. Кисть короткая простая или промежуточная с 4-6 плодами плоды массой 140-150 г, плоскоокруглые, гладкие с ярко-красной окраской. Показал отличные результаты.
F1 Ля ля фа TmC5F2N – среднеспелый (110-115 дней от всходов до вступления в плодоношение) гибрид томата с уникальным сочетанием признаков урожайности, скороспелости, крупноплодности, отличного качества и хорошей лежкости плодов. Рекомендуется для выращивания в весенне-летнем обороте. Средняя урожайность около 20 кг/кв. м., в летне-осеннем обороте 10-12 кг/кв. м. при отличном качестве урожая (98 % товарных плодов).
F1 Мастер TmC5F5 - среднеспелый (105-110 дней от всходов до созревания первых плодов) гибрид. Характеризуется уникальным сочетанием признаков скороспелости и дружной отдачи с красивыми, крупными и лежкими плодами. Урожайность в зимне-весеннем обороте 18-22 кг/ кв. м. Они способны сохранять свои товарные качества в течение 3-4 недель в нерегулируемых условиях.
F1 Кострома TmC5F2 – скороспелый (105-110 дней от всходов до созревания первых плодов) гибрид. Рекомендуется выращивание в зимне-весеннем, продленном и летнее-осенних оборотах зимних теплиц. Устойчив к резким перепадам температуры и влажности воздуха. Урожайность в среднем 20 кг / кв. м.
Семена и посадочный материал планируется закупать в агрофирме «Лилия» (г. Москва, м. Тульская ул. Самаринская д. 1/5), ООО «АГРОФИРМА-АЭЛИТА» (г. Москва ул. Снежская д. 14 кв. 1), селекционно-семеноводческой фирме «МАНУЛ» (Московская обл. г. Мытищи, Ярославское ш., д. 116), а минеральные удобрения в ОАО «Сильвинист», ОАО «Балаковские минеральные удобрения». Данные производители находятся на рынке давно и зарекомендовали себя с хорошей стороны. Для оптовых покупателей существует гибкая система скидок.
Календарный план производства работ будет состоять из следующих видов работ:
- подготовительные работы;
- земляные работы;
- устройство сборных фундаментов;
- обратная засыпка пазух;
- заполнение проемов ворот;
- отделочные работы;
- сантехнические работы;
- благоустройство.
Кроме того, на протяжении всего периода строительства будут вестись вспомогательные работы, которые учитываются в календарном плане строкой «прочие работы». Завершается строительство сдачей объекта в эксплуатацию.
Необходимо заботиться о качестве и себестоимости продукции еще на этапе разработки. А именно о технологии хранения тепличных культур. Для этого на предприятии планируется постройка овощехранилища. Технологии хранения во многом определяет не только качество производимой продукции, но и величину потерь, диапазон которых может колебаться в широком диапазоне. Также необходимо учесть энергозатраты на хранение. Также пригодится система температурно-влажностных режимов, соответствующих каждому периоду хранения для создания высокого качества продукции.
Техническая оснащенность тепличного хозяйства должна быть выбрана таким образом, чтобы стать оптимальной системой по выращиванию тепличных культур и подготовки их к реализации, что в свою очередь должно создавать репутацию предприятию,
Для достижении цели проекта требуется необходимое оборудование:
Пленка
Гвозди
Пена
Скобы
Степлер
Доски
Шланги
Лейка
Семена
Шпагат
Котел
Бревна
Емкость под воду
Трубы
Удобрения
Чернозем
Песок
Земля
Вытяжка
семена
В первые месяцы работы предприятие будет нести одни только издержки, так как овощам нужно время вырасти. Планируется посодка рассады где то в конце сентября в начале октября, в зависимости от лунного календаря. Время на выращивание продукции 3 месяца.
Издержки квартальные
Постоянные:
Семена 10000 руб
Коммунальные платежи 9000 руб
Налоги в пенсионный фонд 1818 руб
Реклама 500 руб
Итого 21 318 руб
Переменные:
Материалы
Организационно - правовая форма предприятия – Индивидуальный предприниматель в лице Конюховой Светланы Владимировны. Она ведет руководство деятельностью предприятия, самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, распоряжается имуществом предприятия. Осуществляет прием и увольнение работников. Несет ответственность за достоверность данных бухгалтерского и статистического отчетов. Также занимается вопросами сбыта, маркетинга и рекламы.
В данном проекте работник и руководитель предприятия выступают в одном лице.
Регистрация Индивидуального предпринимателя будет проведена в Межрайонной ИФНС России № 4 по волгоградской области.
7. Финансовый план
Создание предприятия и закупка оборудования производится на деньги полученные субсидией на организацию предпринимательской деятельности (самозанятости), а также за счет личных сбережений.
Таблица 1.
Источник финансирования
Наименование источника финансирования | Сумма, руб. | |
1 | Собственные средства | 25 000 |
2 | Субсидия на организацию предпринимательской деятельности (самозанятости) | 58 800 |
На начальном этапе функционирования бизнес по пчеловодству будет уже приносить небольшую, но прибыль
Таблица 2.
Единовременные затраты.
Статьи затрат | Сумма. Руб. |
Пленка Гвозди Пена Скобы Степлер Доски Шланги Лейка Семена Шпагат Котел Бревна Емкость под воду Трубы Удобрения Чернозем Песок Земля Вытяжка | 7000 500 1200 300 300 15000 800 500 5200 4000 12000 15000 3000 7000 3000 2000 1000 1000 2500 |
Итого: | 81300 |
Таблица 3.
Расходы по субсидии на организацию предпринимательской деятельности
Наименование расходов | сумма |
Пленка Гвозди Пена Скобы Степлер Доски Шланги Лейка Семена Шпагат Емкость под воду | 7000 500 1200 300 300 24000 800 500 5200 10 000 5000 |
Итого: | 58 800 |
Площадь теплицы составляет 100 кв.м. полезная площадь составляет 80 кв.м. Планируется выращивать на этой полезной площади 250 кустов огурца и 20 кв. м зелени, а также выращивание рассады.
Каждый куст овоща дает примерно 8 кг продукции
В первый год планируется получить 4000кг овощей. С учетом потерь при уборке и реализации предполагается реализовать 3800 кг овощей по цене в среднем 50 руб. за кг. Планируется вырастить зелень примерно 20 кг, это 600 пучков петрушки и укропа, в среднем по цене 10 руб. Ближе к посадочному сезону (конец апреля начало мая) планируется вырастить рассаду для дачников примерно 1500 кустов
Следовательно, предполагаемая выручка за урожайный год составляет:
3800 кг * 50 руб = 190 000 руб
600 пучков * 10 руб = 6 000 руб
1500 кустов * 2 руб = 3000 руб
Итого выручки за урожайный год 199 000 руб
Из них затраты составляют:
Материалы ……………………………………… 22 500 руб
Семена ……………………………………………20 000 руб
Налоги в пенсионный фонд ………………………7 272 руб
Налог по УСН 6 %....................................................5 970 руб
Коммунальные платежи………………………….21 000 руб
Реклама ……………………………………………..1 000 руб
Итого затрат за урожайный год 77 742 руб
Чистая прибыль составит 121 258 руб.
Урожайный год длится примерно 8 месяцев. Если разделить чистую прибыль на 8 месяцев, то получиться, что предприниматель в месяц получал доход (заработную плату) 15 000 руб. Согласитесь, это не плохо, для начального бизнеса.
В будущем, рассчитывая на будущую прибыль, предприятие собирается расширять бизнес и улучшать его качество. Для улучшение качества, предприятие планирует создать теплицу из поликарбоната площадью 200 кв.м. В денежном выражении теплица такого размера будет стоить 80 000 руб из расчета что поликарбонат 1 кв.м. в данный момент стоит 300 руб и плюс металлоконструкции на такую площадь примерно стоят 20 000 руб. Плюсы поликарбоната в том, что она более дольше сохраняет тепло и светопропускаемость его выше, чем у пленки.
Все расчеты были сделаны примерно и ориентированы на благоприятные условия в бизнесе. Следует учитывать, что в жизни не так все гладко как на бумаге, и могут произойти не запланированные обстоятельства, которые могут тем или иным способом пошатнуть бизнес. Но, мы готовы работать и бороться за свой бизнес.
8. Анализ рисков
В процессе разработки бизнес плана производится анализ возможных рисков и приняты усилия по их снижению. Однако возможны следующие риски:
высокий уровень конкуренции, который увеличивается за счет роста
количества участников данного сегмента рынка;
высокие входные барьеры в отрасль (то есть необходимы инвестиции и
оборудование специального назначения и высокого уровня качества);
повышение тарифов на электроэнергию;
изменение законодательства господдержки сельскохозяйственной отрасли.
Возможные источники возникновения рисков:
недостаточная информация о спросе на данный вид услуг
недостаточный анализ рынка
недооценка конкурентов
падение спроса на данный вид услуг
форс-можорные обстоятельства (голопирующая инфляция)
Меры снижения рисков:
высокий уровень информации, организации, функционирования и управления
краткосрочное и долгосрочное планирование
строгий контроль денежных и иных активов
регулярный анализ рыночной ситуации
быстрая реакция на изменения
высокая мобильность
Риск – признак недоработок и не достаточно тщательного анализа, поэтому предприятию следует прикладывать все возможные усилия и средства, необходимые для избежание рисков.
9.Выводы
Проведенное исследование показало, что такой вид бизнеса, как
тепличное хозяйство является прибыльным и перспективным. Одно из главных условия его функционирования является выполнение плана этапов постройки и внедрения всего оборудования, для того, чтобы предприятие могло, как можно раньше приступить к выращиванию тепличных культур и наладить поступление денежных потоков. Также предприятие несет в себе потенциал для дальнейшего развития, как количественно, так и качественно. Для улучшения работы можно в дальнейшем запланировать внедрение лаборатории по производству отдельно взятых видов удобрений. Необходимо сделать акцент на том, что данное предприятие предполагает долгосрочную деятельность и таким видом бизнеса необходимо заниматься только профессионалам высокого уровня в области агрономии и сельского хозяйства. Если руководитель проекта понимает, и берет на себя ответственность за создание предприятия подобного характера, он примет на работу людей, которые действительно будут любить свое дело и в совокупности с грамотным финансово-хозяйственным управлением предприятие будет приносить прибыль и выполнять свою непосредственную миссию в течение десятилетий, что будет являться залогом успеха всех участников производственного процесса…
24
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |