Реферат по предмету "Психология"


Современная психология и правоохранительная практика

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
1. Роль современной психологии в совершенствовании правоохранительной деятельности
Современная психология представляет собой обширную систему знаний о поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжении психотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практики. Рассмотрим один характерный пример. В 1971 году отделом психологического анализа поведения Академии ФБР США впервые был создан психологический портрет преступника в связи с расследованием убийств, совершенных с особой жестокостью. С тех пор этот метод вошел в повседневную практику работы по раскрытию тяжких преступлений. Имеющиеся данные розыскной и следственной практики показывают достаточно высокую эффективность применения этого метода. От 60 до 80 процентов уголовных дел, переданных на консультацию в отдел психологического анализа, раскрываются. В 67 процентах случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника. В России метод психологического портрета стал активно применяться в последние 5-7 лет. В правоохранительной практике достаточно известным является факт составления психологического портрета серийного убийцы-маньяка Чикатило психологом из Ростова-на-Дону А. Бухановским. За несколько лет до задержания Чикатило был создан его узнаваемый портрет. Вот - основные характеристики портрета. "Возраст - около 40. Рост 170, плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силы отнюдь не выдающейся. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно, образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например, в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на почве своеобразных изменений характера, достигших степени болезненности. Остановиться может только ненадолго, почувствовав обострение опасности".
Очень важными условиями действенности применения психологических знаний являются:
установка работников правоохранительных органов на активное применение психологических данных в своей деятельности;
наличие учебных и научно-исследовательских учреждений в правоохранительной сфере, обеспечивающих системность и надежность в использовании психологии. Вспомним один исторический пример. Впервые идею использования пальцевых отпечатков для идентификации личности независимо друг от друга высказали Уильям Хоршел в 1877 г. и Генри Фолдс в 1880 г. Они опубликовали по этому поводу специальные статьи. Однако их предложения были отвергнуты консервативными практиками органов правопорядка. В 1892 г. ученый с мировым именем Фрэнсис Гальтон написал книгу "Пальцевые отпечатки". Только лишь с 1903 г. в Германии и с 1905 г. в Англии, а в остальных странах позже, дактилоскопирование вошло в повседневную практику. То есть потребовалось четверть века, чтобы новые данные криминалистической науки вошли в массовую практику работников правоохранительных органов. Конечно, этот пример показывает печальный опыт взаимодействия науки и практики раскрытия преступлений. Известно, что установка и мотивы практической деятельности связаны с профессиональной подготовленностью, в том числе в области юридической психологии. Поэтому в настоящее время часто говорят о профессионально-психологической подготовленности юриста.
В отечественной правоохранительной практике имеется опыт системного применения психологических знаний на базе функционирования специализированных научно-исследовательских учреждений. В 20-е годы нынешнего столетия успешно работали: Государственный институт по изучению преступности и преступника с экспериментальным пенитенциарным отделением и криминологической клиникой, кабинеты по изучению преступности и преступника в г. г. Москве, Ростове-на-Дону, Харькове, Минске, Ленинграде, Саратове. В числе основных задач Государственного института по изучению преступности и преступника входили:
выявление причин и условий, вызывающих или благоприятствующих развитию преступности вообще и отдельных преступлений в частности;
изучение успешности применения методов борьбы с преступностью отдельных мер социальной защиты;
разработка вопросов уголовной политики, в частности, пенитенциарии; разработка системы и методов изучения заключенных и пенитенциарного воздействия на них;
изучение отдельных лиц, представляющих интерес для выяснения явления преступности;
изучение влияния отдельных мер исправительно-трудового воздействия на заключенных.
В настоящее время также существует ряд научно-исследовательских учреждений в системе правоохранительных органов (ВНИИ МВД РФ, Научно-исследовательский институт прокуратуры, НИИ ГУИН Минюста и др. ), в которых активно разрабатывается тематика юридической психологии. Слабым звеном в работе этих учреждений является недостаточный уровень их взаимодействия и как следствие дублирование и несогласованность в выборе исследовательских проблем. 2. Предмет психологии
Слово "психология" образовано из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука). Таким образом, дословно "психология" - это "наука о душе". Впервые это понятие появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1689-1754), в частности, в его книгах "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология". Принято считать, что психология как научная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии под руководством немецкого ученого В. Вундта. Он впервые ввел в практику психологического исследования метод экспериментальной интроспекции (самонаблюдения). Различные сведения о психике человека появились, естественно, гораздо раньше. Так, еще в конце IY века до нашей эры Аристотель написал известный трактат "О душе". Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Предметом психологии является изучение "психики", "психического". Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгу образов объективной и субъективной действительности. Таким образом, психика представляет собой: субъективный образ объективного мира; продукт высокоорганизованной материи - мозга; орган управления поведением и деятельностью человека.
Психика выполняет две функции: отражательную (возникновение образа, представления об окружающем мире) и регулятивную (конкретная регуляция поведения человека).
Мир "психического", исходя из разных оснований классификации, включает в себя следующие явления:
1) на основании качественного своеобразия - мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления психики;
2) по форме существования психических явлений - психические свойства процессы и состояния;
3) по форме отражения - сознательные и бессознательные психические явления. Психика человека отражает действительность не зеркально и пассивно, она действует на основе приобретенного опыта, знаний, умений и навыков, изменяя отображаемое и изменяя, в конечном счете, себя. Психика регулирует деятельность человека, но и сама развивается в процессе этой деятельности. Говоря о субъективном отражении объективного мира, необходимо остановиться на роли сознания в жизни человека. Сознание - это высшая форма психического отражения, в которой проявляются отношения человека к окружающему миру и его социальный опыт. Важно, что сознание включает в себя знания себя, своего "Я", то есть самосознание. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкретную деятельность, но вместе с тем сознание посредством этой деятельности формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания человека и его деятельности.
Последние научные данные в психологии позволяют переоценить роль бессознательного (и подсознательного) в регуляции поведения человека. Известный исследователь проблем бессознательных явлений, профессор Бассин Ф. В. отмечал, что "разнообразные эксперименты показали, что фактор бессознательного участвует в той или иной форме и степени в каждом факте восприятия, в каждом мыслительном процессе, в созревании любой эмоции, в формировании любого поступка, в развертывании любой деятельности". (Бассин Ф. В. Проблемы бессознательного. Знание-сила, 1982, N 10, с. 37) По его мнению, бессознательное - это всего лишь обобщение, к которому люди прибегают, чтобы отразить способность к регулированию поведения, происходящему без участия сознания. Основатель психоанализа З. Фрейд вообще считал, что человек наносит себе повреждение не случайно, а под воздействием бессознательных, присущих ему уже от рождения агрессивных тенденций, которые в конкретном случае проявились в стремлении наказать себя и посредством этого наказать /упрекнуть, пристыдить/ тех, кто породил конфликтную ситуацию и вытекающие из нее последствия. Сам З. Фрейд писал: "Когда кто-нибудь из моих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т. д. , то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие я спрашиваю: зачем ты это сделал ? ....Кроме сознательного, намеренного самоубийства существует еще и полунамеренное самоуничтожение с бессознательным намерением, способным ловко использовать угрожающую опасность и замаскировать ее под видом случайного несчастья. " (Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Изд-е 4-ое-М. :1926, с. 265).
Кроме чисто бессознательных явлений в психологии выделяют подсознание, понимая под ним некоторое пограничное состояние между сознанием человека и бессознательным восприятием окружающего мира (гипноз, медитационные проявления психики, сон и т. п. ). Иногда в этом случае говорят об изменениях состояния сознания (ИСС). Гипноз, например, используется не только в психотерапевтических целях, а и с целью приобретения мгновенного реагирования на опасность. В Академии иррациональной психологии (г. Москва) имеются особые методики обучения будущих телохранителей в состоянии гипноза. Будущие "бойцы" под гипнозом учатся молниеносно и адекватно реагировать на любую опасность, грозящую им или охраняемому лицу. В момент опасности резко обостряются все реакции. Обучающиеся хорошо ориентируются в темноте, могут увернуться от удара и даже от пули. Поэтому можно утверждать, что кроме сознания и бессознательных явлений существуют переходные, пограничные состояния психики, часто называемых подсознанием.
Безусловно, психология изучает динамику проявления психических явлений. Ее интересует, когда, в каком возрасте, при каких социальных условиях формируются мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления? Какими характеристиками и закономерностями обладают психические процессы и состояния, в которых проявляются указанные явления? Какие личностные свойства и черты определяют ее индивидуальность? В какой зависимости находятся психические явления от биологических факторов (задатков) и от социальных условий жизнедеятельности человека? Обо всем этом особый разговор в других темах лекционного курса. 3. Основные научные концепции изучения психических явлений
В начале ХХ века в психологии сформировалось бихевиоральное направление в изучении поведения человека /бихевиоризм/. Исторически направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Суть бихевиорального анализа заключается в приоритете исследований конкретных действий и поступков индивида, то есть поведения. Основная формула бихевиоризма - это S-R (стимул и реакция). Представители этого научного направления делают упор на действиях и поведении человека, а не на его размышлениях по поводу своих действий. Джон Уотсон, один из основателей бихевиоризма, сформулировал его кредо: "Предметом психологии является поведение". Все, что не поддается объективному измерению, по мнению бихевиористов, не подлежит изучению: мысли, размышления, сознание человека, так как их невозможно точно исследовать и зарегистрировать. Поэтому основная задача психологии заключается в определении по реакции вероятного стимула, а по стимулу - определенной реакции. Таким образом, с точки зрения бихевиоризма, личность представляет собой организованную и устойчивую систему навыков поведения. Один из представителей бихевиоризма американец Толмен в 1948 г. подверг сомнению схему S-R как слишком упрощенную и ввел между этими двумя параметрами новую переменную 1 (психические процессы индивида, зависящие от его генетики, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула). Формула приобрела вид: S-1-R.
Психоаналитическое направление или фрейдизм. Психоанализ тесно связан с именем З. Фрейда. Он впервые в научной психологии выдвинул идею о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Поведение, по его мнению, подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями. Последние зависят и обусловлены инстинктами, но прежде всего подавленными желаниями, удовлетворение которых "запрещено" на уровне сознания в связи с определенными социальными нормами и поэтому они вытеснены в область бессознательного. Эти желания, действуя на бессознательном уровне, проявляются в виде сновидений, оговорок, отклонениях в адекватном поведении и оказывают влияние на выбор профессии, творческую деятельность, социальные контакты и т. п. Согласно концепции З. Фрейда, личность человека состоит из трех компонентов: "ОНО" (бессознательная часть психики, система врожденных инстинктивных влечений как агрессивных, так и сексуальных); "Я" (уровень сознания); "СВЕРХ-Я" (носитель моральных стандартов общества и критик поведения). В силу действия "СВЕРХ-Я" - развивается конфликт между "Я" и "ОНО". Для спасения от конфликта применяются различные средства психологической защиты: вытеснение, подавление, проекция, рационализация и др. В поздних работах З. Фрейд пишет о существовании двух основных категорий инстинктов: 1) служащих цели сохранения жизни (инстинкт любви - Эрос);
2) противодействующих жизни и стремящихся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти - Танатос).
Теория З. Фрейда во множестве модификаций представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Рейха и др.
Гуманистическое направление. Эта научная концепция ставит в центр своей методологии личность, которая является центром в принятии решения и контролирует свое будущее. Основная позиция направления декларирует, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, а контроль и принятие решений находятся внутри самого человека, а не в его окружении. Основные понятия теории: человеческое существование; принятие решения /выбор/ и соответствующее ему действие; интенциональность. Один из основателей гуманистического направления в психологии К. Роджерс подчеркивал ответственность человека за свои действия и решения, наличие у него изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации или самовыражения. К числу представителей этого научного направления следует отнести следующих психологов: Р. Перлза, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла и др.
Трансперсональная психология. Это научное направление в психологии появилось в 60-е годы ХХ века. Ее представители (К. Юнг, С. Гроф, Тойч и др. ) пытаются обосновать новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать характеристики психических явлений, не получившие достаточного развития в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Прежде всего это относится к предельным возможностям психики, в том числе к мистическим переживаниям и мистическому сознанию. Предметом трансперсональной психологии является изучение "психологии за пределами личности", так называемых измененных состояний сознания. Переживания в связи с измененными состояниями сознания могут вести к смене ценностей, духовному перерождению и обретению целостности личности. Разрабатывается модель души человека, в которой признаются значимость духовного и космического измерений. Используются в теории понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и др. В основе трансперсональной психологии лежат психоанализ и восточные философско-психологические системы. 4. Принципы, методы и структура современной психологии
Психология в своем объяснении психической жизни исходит из ряда принципов: единства сознания личности и деятельности /сознание и деятельность индивида не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание представляет собой внутренний план деятельности, ее программу. В связи с этим принципом рассматривают два взаимосвязанных процесса - интериоризацию и экстериоризацию. Интериоризация представляет собой присвоение опыта, приобретение знаний, умений, навыков, новых личностных качеств. Экстериоризация, наоборот, характеризует внешнее развертывание деятельности, ее действия и поступки на основе приобретенных психических образований/; развития психики, сознания в деятельности (психические явления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека);
генетического (или исторического) подхода к пониманию психического (сущность) генетического принципа состоит в том, что изучаемые психические явления рассматриваются в динамике, как процессы, и психолог стремится восстановить все моменты развития психики индивида, изучить все психологические факты в их конкретной истории. Этот принцип образовал метод "продольного" изучения личности ребенка ("лонгитюдный метод");
детерминизма (этот принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни человека и изменяется вместе с изменениями образа жизни); системности (все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловленны, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга). К числу основных методов психологии относят: методы психодиагностики личности и группы людей;
методы психокоррекции и восстановления работоспособности человека; методы психологического консультирования; методы психогигиены и психопрофилактики; методы психологической экспертизы.
Ни один из указанных методов не приведет к успеху, если отсутствует психологическая информация об индивиде или группе. Поэтому первой и основной задачей часто является психодиагностическое обследование личности. Методы изучения психических явлений можно разделить следующим образом: а) метод прямого наблюдения собственной психической жизни /самонаблюдение, интроспекция/ и психики других людей, отражающейся в их поведении, деятельности и творчестве, в том числе использование результатов наблюдения экспертов и соответствующих экспертных оценок;
б) метод управляемого наблюдения, к которому относят, во-первых, естественный эксперимент, то есть наблюдение за человеком в связи с воздействием на него определенных раздражителей в естественных (полевых) условиях, (например, выполнение профессионального задания) и, во-вторых, лабораторный эксперимент, заключающийся в исследовании психических явлений в лаборатории с использованием специальных приборов и приспособлений;
в) психодиагностические методы - тесты, к которым обычно относят личностные тестовые опросники (Айзенка, Кэтелла, Шмишека, Леонгарда, Личко и др. ), проективные методы (Роршаха, Розенцвейга и др. ), методы определения способностей (тесты умственной одаренности Айзенка, матрицы Равена и др. ), социометрические опросы и тесты приемлемости для исследования группы людей (Морено, Богардус, Фидлер, Лири и др. ).
Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическое значение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология. Общая психология изучает основные закономерности возникновения и функционирования психических явлений в деятельности и поведении человека. Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческого общения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности и нормы, групповое мнение и др. ). Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных с возрастным развитием человека и генезисом различных психических функций в связи с обучением, воспитанием и приобретением социального опыта.
Выделяют много отраслей психологии, связанных с изучением психологии человека и групп при осуществлении различных видов профессиональной деятельности (педагогическая, юридическая, военная, спортивная, космическая, медицинская психология и др. ). Особое место занимают зоопсихология и специальная психология (психология слабослышащих, слабовидящих и др. ). Все отрасли психологии тесно связаны с общей и социальной психологией, выбирая для себя общепсихологическую и социально-психологическую информацию, необходимую для построения конкретной области психологических знаний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонян Ю. М. , Еникеев М. И. , Эминов В. Е. Психология преступника и расследований преступлений - М. : Юрист, 1996
2. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. Знание-сила, 1982, N 10 3. Бехтерев В. М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб. : тип. "Энергия", 1902
4. Борисова С. Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М. : Академия управления МВД России, 1998
5. Быков В. М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР, 1986
6. Водолазский Б. Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. Омск: Омская ВШ МВД СССР, 1979
7. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. , ж. "Вопросы психологии", 1972, N2
8. Гриндер Д. , Бэндлер Р. , Структура магии: Пер. с англ. М. : Каас, 1995 9. Джемс У. Психология - М. :1922
10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. В. Е. Эминова - М. :"Юрист", 1995
11. Китов А. И. Психология управления - М. : Академия МВД СССР, 1979 12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994 13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б. Г. , Мягких Н. И. , Сафронова А. Д. - М. :МВД РФ, 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.