2ВЛАДИМР ВЫСОЦКИЙ 2(25/I/1938 - 25/VII/1980) (фото) 1Почему все не так? Вроде - все как всегда: 1То же небо - опять голубое, 1Тот же лес, тот же воздух и та же вода.... 1Только - он не вернулся из боя. 1Мне теперь не понять, кто же прав был из нас 1В наших спорах баз сна и покоя. 1Мне не стало хватать его только сейчас 1Когда он не вернулся из боя. 1Он молчал невпопад и не в такт подпевал, 1Он всегда говорил про другое, 1Он мне спать не давал, он с восходом вставал 1А вчера не вернулся из боя. 1То, что пусто теперь, - не про то разговор: 1Вдруг заметил я - нас было двое.... 1Для меня - будто ветром задуло костер, 1Когда он не вернулся из боя. 1Нынче вырвалось, словно из плена, весна. 1По ошибке окликнул его я: 1"Друг, оставь покурить! " - а в ответ - тишина.... 1Он вчера не вернулся из боя. 1Наши мертвые нас не оставят в беде, 1Наши павшие - как часовые.... 1Отражается небо в лесу, как в воде, 1И деревья стоят голубые. 1Нам и места в землянке хватало вполне, 1Нам и время текло - для обоих.... 1Все теперь - одному. Только кажется мне 1Это я не вернулся из боя. 1(1969) - 2
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.
В 1955 году В. Высоцкий заканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева, из которого уходит, не проучившись года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко на актерское от деление, где занимается у Б. И. Массальского и А. М. Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и несколько месяцев - в Московском теат ре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в кино. В 1960-1961 годах появляются его первые песни.
В 1964 году В. Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выхо дит первая гибкая пластинка В. Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", а в 1973-1976 годах еще четыре авторских диска, за писанных во Франции.
Наверное, у каждого человека, знакомство с песенным твор чеством Владимира Высоцкого, есть "свой собственный Высоцкий", есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. "Свой Высоцкий" есть и у меня.
Был такой вроде бы неплохой фильм - "Вертикаль". Был и про шел. А песни, написанные Владимором Высоцким для этого фильма, остались. Были еще фильмы, были спектакли, которые "озвучивал" Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя (и очень интересная! ) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран и сцену.
И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром Высоцким о войне .... На мой взгляд, песня "Он не вернулся из боя" - одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему воз расту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того - не может не писать? Песни Высоцкого о войне это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных. усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут.
У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хо тел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И по тому сочинял их сам, сам бал режиссером и исполнителем.
Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, ре альных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру го ворить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих пес нях. Путали и - восторгались. Путали и - недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимание. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои - всегда неожи - 3
данные, разноплановые, злободневные - "песни-роли". И в общем-то это уже были не роли, а, скорее, - целые пьесы со своими неповто римыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штор мовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: - еще секунда - и рухнет поток, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо не сцене.... Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвы шенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
Высоцкий пробовал себя в различных интонациях. он искал для своих "пьес" все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько вариантов, изменений, сокращений. И в этом - тоже он, Высоцкий, - его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.
Можно сказать, что дверь в его "творческую лабораторию" была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всему удачами и не удачами, находками и приколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно, не все они равные. Но это всегда - неровность дороги, ведущей к постижению истины, к открытию лю дей и, значит, - к открытию самого себя....
Он был невероятно популярен. Достать билет на его выступле ние было намного труднее, чем "пробиться" летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Но если для нормальных людей Владимир Высоц кий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то ме щанствующих снобов он, прежде всего, был "молодым".
А он ненавидел мещан. Н снобов - презирал. Любых. Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими сло вами: 1Не надо подходить к чужим столам 1И отзываться, если окликают.
Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди - прос то люди, - он поворачивался всем корпусом и отзывался всем серд цем!
Вспомним, к примеру, его "сказочные песни". Те самые, кото рые он писал для "Алисы в стране чедес", для кинофильма "Иван-да-Марья" и просто - для себя.
Дети, обращаясь со взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними - на равных, а кто "прикидывается" ребенком. Так вот, сочиняя свои "детские сказочные песни", Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он просто был им.
За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, гораздый на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его....
Можно сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какое-то ощущение свежести, улыбки, доброты. И я еще больше поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все "страшно, аж жуть! ", - в конце ее все страхи обязательно ис чезают, там непременно светит солнце и торжествует добро! По этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, - 4
буквально "купаясь" в теме! Я даже вижу, как он улыбаясь, записы вая лихие, частушки, виртуозно сделанные строки. Так поют скомо рохи на сказочной ярмарке. Такого раскованного и - одновременно точного обращения со словом, непринужденного владения разговорны ми интонациями в стихах добиться очень трудно. А Высоцкий доби вался.
Но он умел быть не только добрым. И не только покладистым. Когда некоторые "весьма специфические" зарубежные доброхоты его "на излом", то Высоцкий, оставался самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду не давал никому. Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Неизвестно.
Известно только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается.... Высоцкий продолжал свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных и сельских клубах, на огромных стойках и маленьких полярных станци ях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях.
Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось: 1Если друг оказался вдруг 1И не друг, и не враг, а так 1Если сразу не разберешь, 1Плох он или хорош ....
Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленка и А. Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте - и песня, и исполнение! ..
Лучшие песни Владимира Высоцкрго - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще а них есть память. Память пройденных до рог и промчавшихся лет. Наша с вами память.... Когда-то он писал: 1.... Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой 1На заслуженный и нежный покой.... Правильно писал!
Владимиром Высоцким написанно более 600 песен и стихов, сыг ранно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ва ганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и те лепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвещают ему свои произ ведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названием улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету "Владвысоцкий". - 5 1Корабли постоят - и ложатся на курс, 1Но они возвращаются сквозь непогоды.... 1Чтобы снова уйти, 1Чтобы снова уйти на полгода. 1Возвращаются все - кроме лучших друзей, 1Кроме самых любимых и преданных женщин. 1Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, 1Я не верю судьбе, 1Я не верю судьбе, а себе - еще меньше. 1Но мне хочется верить, что это не так, 1Что сжигать корабли скоро выйдет из моды. 1Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в делах, 1Я, конечно, спою, 1Я, конечно, спою - не пройдет и полгода. 1Я, конечно вернусь - весь в друзьях и в мечтах, 1Я, конечно, спою, 1Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода. (1967) Автор: Торбин Иван Сергеевич (2: 5021/6. 11)