Содержание
Природа человека. Мужчина и женщина: 109 различий
Кристаллы тестостерона в поляризованном свете
Половые хромосомы человека: внизу - женская Х-хромосома, вверху - мужская Y-хромосома
Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи
Гендерный поворот в культурологическом знании
Чем бы ни разнились два пола человеческой расы, все корни этих различий уходят в две хромосомы. Как известно, в каждой клетке человека имеется по два экземпляра всех хромосом. За одним исключением: в клетке мужчины одна из пар состоит из неравных партнеров. Небольшой Y-хромосоме соответствует довольно крупная Х-хромосома, а у женщин Y-хромосомы нет, зато имеются две одинаковые Х-хромосомы.
Y-хромосома невелика по сравнению с остальными, в ней помещается всего 25 генов (в Х-хромосоме, насколько известно, от тысячи до полутора тысяч генов, а всего их у человека порядка 30 тысяч). Или, считая в парах нуклеотидов ("букв" генетического кода), в Y-хромосоме 23 миллиона пар, а в Х-хромосоме - 150 миллионов.
Чтобы хоть немного выровнять шансы, природа отключает в каждой клетке женского тела одну Х-хромосому. Но около 19% генов все же избегают этого отключения, и женщина получает некоторые из Х-генов в двойном экземпляре. Многие из них связаны с развитием и работой мозга. Этим ученые объясняют тот факт, что психические расстройства, от аутизма до шизофрении, чаще затрагивают мужчин.
С другой стороны, женщины менее защищены от депрессии. По американским данным, на протяжении жизни 21,3% женщин и 12,7% мужчин хотя бы однажды переживают период серьезной депрессии. Такая разница между полами появляется к 13 годам: до этого возраста мальчики чуть более склонны к серьезной хандре, чем девочки.
Один из генов Y-хромосомы обеспечивает появление семенников, а они еще в утробе матери начинают вырабатывать мужской половой гормон - тестостерон. Расходясь с током крови по телу будущего ребенка, гормон влияет на все клетки, в том числе на клетки развивающегося мозга.
Некоторые неврологи считают, что в ранний период развития мозга тестостерон стимулирует рост левого полушария и замедляет рост правого. Как известно, левое полушарие более рационально, а правое живет эмоциями. Люди с преобладанием левополушарного мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, используя интуицию, только если другого пути нет. Напротив, те, у кого правое полушарие преобладает, придерживаются эмоционального и интуитивного подхода к проблемам (см. "Наука и жизнь" № 4, 2000 г.).
Поразительно, что уровень тестостерона во время беременности влияет в дальнейшем на овладение языком. Чем выше уровень этого гормона в период развития плода, тем меньшим будет лексикон ребенка в возрасте двух лет. Поэтому девочки, как правило, начинают говорить раньше мальчиков.
Но не все особенности мужчин складываются под влиянием только тестостерона. Гены Y-хромосомы стимулируют размножение в мозге так называемых дофаминовых нейронов. Их больше у мужчин, чем у женщин, и этим объясняется тот факт, что среди мужчин больше алкоголиков и наркоманов, а также то, что мужчины более склонны к поиску новых ощущений и к риску. Дофаминовые нейроны, кроме того, участвуют в развитии двигательных навыков и первыми страдают от болезни Паркинсона, которая вдвое чаще поражает мужчин, чем женщин.
Недавно обнаружено, что у женщин на 15-20% больше серого вещества мозга. Это и есть нейроны, в которых идет основная вычислительная работа (те самые "маленькие серые клеточки", к которым любил прибегать Эркюль Пуаро). В таком случае понятно, почему масса мозга у женщин, как правило, меньше, чем у мужчин, а показатель интеллекта, определяемый в психологических тестах, не ниже. Просто мозг женщины в меньшем объеме содержит больше активных элементов.
В мозге мужчин больше белого вещества и внутримозговой жидкости. Белое вещество - это длинные отростки нейронов, одетые изолирующим слоем жира. Эти кабели позволяют лучше распределять задачи между разными отделами мозга. Внутримозговая жидкость, содержащаяся в желудочках мозга, амортизирует удары. Так что последствия ударов по голове у мужчин бывают легче (но они, надо заметить, и чаще получают такие удары).
Кровь в сосудах, снабжающих мозг, у женщин течет быстрее, чем у мужчин. Эта особенность в значительной мере компенсирует старение мозга. Потери мозговых тканей при старении больше у мужчин; особенно съеживается левая часть фронтальной коры, которая думает о долгосрочных последствиях предпринимаемых действий и отвечает за самоконтроль. Эта потеря тканей становится заметной на томограммах мозга уже к 45 годам.
Мозг женщины обрабатывает информацию о людях иначе, чем мозг мужчины. Женщины одарены способностью быстро, интуитивно оценивать человека. Они умеют "входить в положение", по малейшим намекам воспринимать чувства и мысли собеседника, предугадывать его намерения и реагировать эмоционально. Будучи настроенной на восприятие чужой точки зрения, женщина в любом конфликте способна видеть правоту обеих сторон, даже когда в конфликт вовлечена и она сама. Эти особенности восприятия создают основу для женской привязчивости.
Мужчины, напротив, предпочитают подходить к собеседнику с некоторой отстраненностью, а зачастую увереннее себя чувствуют не с людьми, а с неживыми объектами. В возрасте шести лет 99% девочек и лишь 17% мальчиков играют с куклами. Мальчики предпочитают играть с машинками и конструкторами типа "Лего".
Женский организм иначе реагирует на стресс, чем мужской. Он выбрасывает в кровь больше гормонов стресса и с трудом прекращает их производство, когда причина стресса уже устранена. Нормальную способность гормональной системы быстро отключать выделение гормонов стресса тормозит женский половой гормон прогестерон. Но длительное воздействие гормонов стресса вредит клеткам мозга, особенно клеткам гиппокампа, отвечающим за память.
Мало того, что женщины физиологически более подвержены стрессу, они и психологически слабее. Женщины склонны "пережевывать" неприятные ситуации и негативные чувства, особенно если они касаются взаимоотношений с близкими людьми или сослуживцами.
Всего современная наука о человеке насчитала 109 различий между мужчинами и женщинами, и счет еще не закрыт.
По материалам журнала "Psychology Today"
Барбизона искусство.
Барби - это больше, чем просто кукла, это полуролевая модель, воплощение американской мечты во всем ее гламурном великолепии. Кукла, прототипом которой стала светловолосая дочка проститутки, завоевала весь мир, введя новые стандарты красоты и поведения.
Психологи, искусствоведы и коллекционеры пишут о ней диссертации и книги, благо материала хватает. Вот, например, оказывается, что от того, кто покупает девочке кукол - папа или мама зависит ни много, ни мало "трансляция гендерных стереотипов".
рано или поздно ее непременно ждала свадьба в белом, эта свадьба в определенной мере была смыслом ее жизни и ориентиром в юные годы. Позволить девочке мечтать о свадьбе вместе с Барби было как нельзя более удачной идеей. Не исключено, что сейчас тема свадьбы стала менее актуальной, но роскошь создаваемых компанией подвенечных нарядов по-прежнему обеспечивает Барби-невесте огромное внимание и огромные прибыли
По большому счету, этот анекдот повторяет давно бытовавшую шутку про разведенную Барби: человек заходит в магазин и обнаруживает, что на полках стоит "Барби-космонавт" за 10 долларов, "Барби-врач" за 10 долларов, "Барби-ветеринар" за 10 долларов и "Разведенная Барби" за 200 долларов. Удивленный покупатель спрашивает у продавца, чем вызвана такая разница в ценах. Продавец поясняет, что разведенная Барби продается вместе с домом Кена, машиной Кена и вещами Кена.
Линор Горалик удалось интересно написать о совершенно для меня неинтересном и, дернув за косичку улыбающуюся куклу Барби, размотать целый клубок любопытных тем. Барби - это ведь не просто кукла, это целая религия, культ, воплощение всего, что так нравится девочкам, и что, чаще всего, так не нравится эмансипированным женщинам. Вечно юная, не имеющая ни родителей, ни нормальных друзей Барби, постоянно то покоряющая космос, то раскапывающая целых игрушечных динозавриков, одновременно достойна и сочувствия, и презрения. Она утрированный образец механизма потребления, живущий в розовом доме мечты и имеющий десяток щеток для своих собак. Линор Горалик, однако, на этом не останавливается - и рассматривает все аспекты, которые связаны с длинноногой пластмассовой дивой. В итоге оказывается, что под лупой оказалась вовсе не кукла, а общество. Скандалы и новости, связанные с произошедшей от немецкой куклы для мужчин красоткой, показывают такие изломы современного сознания, о которых догадаться было бы трудно. И специфика маркетинга компании Mattel, и общая история кукол, и такая смешная тема как секс в жизни Барби и ее вечного придурковатого спутника Кена - все это описано, проанализировано и объективно, без перегибов подано. Интерес заключается даже не в самой кукле, а в том, как Горалик переворачивает пласт за пластом, привлекая читательское внимание. Работа компактна, но большего и не нужно.
Барби только на первый взгляд представляется куклой для детей. На самом деле это предмет актуального искусства. Барби породила вокруг себя целый мир, затрагивающий такие серьезные проблемы повседневности, как эмансипация, сексуальные нормы, политкорректность, карьера и прочее. Линор Горалик описала в книге, как кукла развилась из "шлюшки Лилли", которую мужчины вешали на лобовом стекле автомобилей. При этом Барби обрела утонченные готические черты профанной Мадонны как ответа масскульта на библейские каноны.
Двусмысленную природу Барби. С одной стороны, она вызывающе сексапильна, с другой - в изобилии распространяемых фирмой "Маттел" легендах о Барби, в сценариях для игр неизменно девственна. "Постоянно транслируемый Барби двойной сигнал делает ее образ особо провокативным. Она оказывается очень сексуальной и сексапильной, развратной по своему поведению и сознающей собственную привлекательность девочкой-подростком, но при этом абсолютно невинной и неискушенной". Фирма же, несмотря на это, "упорно отстаивает версию о невинности и готова тащить в суд тех, кто заявляет обратное".
В современном социально-гуманитарном знании произошёл целый ряд таких познавательных "поворотов", как социоисторический, антропологический, гендерный, лингвистический, визуальный, когнитивный. Понятие познавательный "поворот" обозначает качественные изменения в системах производства знания и его передачи. "В содержании этого понятия фиксируется определённый сдвиг в теории и практике познания, выражающийся в изменении ракурса рассмотрения объекта, определения предметной области, самопонимания познающего субъекта" (1, с.11).
В культурологическом знании отчётливо представлен сравнительно новый аспект рассмотрения культуры, получивший название гендерного (от английского слова "gender", обозначающего грамматический род). Гендерный подход появился в культурологии достаточно недавно. Гендерные различия стали специальным предметом целого направления культурологических исследований лишь во второй половине века. Рассмотрение человека оставалось в значительной степени абстрактным, пока шла речь о неком существе "среднего рода", в то время как в реальной жизни, по словам поэтессы, "разделились беспощадно мы на женщин и мужчин". "Разделение" на женщин и мужчин приводит к реальному существованию двух вариантов культуры - мужского и женского, представляющих собой две субкультуры. Естественно, что возникает вопрос о специфике каждой из этих субкультур, об иерархии отношений между ними, об эволюции каждой из них.
Обратившись к обыденному сознанию и опыту, можно зафиксировать существование неких "общепринятых" представлений о мужчинах и женщинах. Если попытаться сформулировать эти представления, многие из которых являются в большей или меньшей степени мифологичными, то они будут следующими:
женщина слабее мужчины;
женщина руководствуется чувствами, а не разумом;
важнейшая функция женщин - деторождение;
мужчины активны, женщины пассивны;
женщины подчинены мужчинам.
Все эти обыденные представления фиксируют более низкий социальный статус женщины, чем мужчины, что проявляется даже в языке. Лингвисты заметили, что в целом ряде языков одно и то же слово обозначает "человека" и "мужчину" (например, в английском и украинском языках).
Что позволяет говорить о "мифологичности" вышеперечисленных суждений? Миф отличается от истины тем, что он создает некий образ, за которым отнюдь не всегда стоит реальность. Так, например, одним из наиболее распространённых "гендерных мифов" является мнение о том, что мужчины безусловно способнее ("умнее") женщин особенно в технических и математических науках.
В этих стереотипах так называемой "традиционной гендерной мифологии" фиксируется более низкий социальный статус женщины, чем мужчины. Истоки этих представлений обнаруживаются в глубокой древности: каждая из национальных мифологий по-своему объясняла различия между мужчинами и женщинами в рамках религиозно-мифологической картины мира. Рассмотрим в качестве примера христианскую мифологию, в основе которой лежит ветхозаветная мифология. Согласно иудейскому преданию, Бог вначале создает из глины и мужчину, и женщину. Мужчину - Адама, женщину - Лилит. Образ этой первой женщины иногда можно встретить в художественной литературе. (У М. Цветаевой есть строчка: "как живется вам с другою, вам, познавшему Лилит", то есть первозданную женщину). Лилит, будучи создана, как и Адам, из глины, заявила о том, что они равны, поссорилась с Адамом и покинула его. Тогда Бог понял свою ошибку, и следующую женщину он уже сделал не из глины, а из ребра Адама, чтобы показать ей, что она является частью мужчины и, следовательно, ни в коем случае не должна бунтовать против него, она должна подчиняться мужчине. Этот миф отражает очень интересный аспект отношений: он показывает, что, с одной стороны, действительно, практически любая культура воспроизводит иерархию мужских и женских отношений (мужчина выше женщины, она подчиняется ему), но при этом существует и сопротивление женщины, явный бунт. И то, что это противоречие встречается даже в ветхозаветном мифе, говорит о древности самого противостояния.
Имеющиеся культурные и социальные различия между мужчиной и женщиной не могли не стать и предметом рассмотрения для философов, которых можно считать первыми исследователями культуры. У философов по-разному осмыслялось отношения мужчины и женщины. Греческие философы, например, Платон и Аристотель, считали женщину неполноценным человеком. Это связано с такой чертой античной культуры в целом, как её маскулинность, т.е. её мужественность. Маскулинная культура
- это культура, в которой социальный статус мужчины намного выше женского, культура, ориентированная на мужественный тип поведения. Феминная культура
- культура, в которой положение женщины является достаточно высоким. Примером такой культуры среди традиционных обществ может служить Древний Египет. Там женщины могли стать фараонами (не только знаменитая Клеопатра, но и Хатшепсут, жившая ещё во II тысячелетии до н.э.), египетские женщины свидетельствовали за себя в суде, занимались торговлей и предпринимательством.
Греческая культура, напротив, была маскулинной культурой. Культ мужественности выражался в "мужском" воспитании мальчиков. Статус мужчин в античной Греции был неизмеримо выше статуса женщин, которые фактически находились на периферии общественной жизни. Эти особенности античной культуры прослеживаются и на материале художественной культуры (если в египетском зале Музея изобразительных искусств есть множество скульптур, где мужчина и женщина изображены вместе, то в античных залах нет ни одной супружеской пары). Вследствие этого рассуждения Платона и Аристотеля о женщине как о неполноценном человеке, являются органичными для античной цивилизации.
В средневековье религиозным постулатом стало утверждение Аврелия Августина, о том, что "женщина не может ни учить, ни свидетельствовать, ни судить, ни тем более, повелевать". Полное неприятие женщины, принижение её роли и достоинства можно найти уже в XIX в. у такого философа, как Фридрих Ницше. В то же время были философы, весьма уважительно относившиеся к женщине. Например, Жан Жак Руссо, отстаивавший необходимость воспитания и образования не только юношей, но и девушек. Следующее имя - это имя К. Маркса, который так же, как и любой социалист или коммунист, выступал за равенство женщин и мужчин. Афоризмом стало и суждение К. Маркса о том, что "положение женщины - это критерий развития общества". Хотя в философии мы встречаем большое разнообразие теорий, в целом понимание интересующей нас проблемы остаётся традиционным: первый по своей важности пол-это мужской, а женщины - это "второй пол", как чётко сформулировала французская женщина-философ, впервые обратившая внимание на эту ситуацию, Симона де Бовуар (2).
Обратимся к реальности, с которой мы сталкиваемся. Действительно, существуют различия между мужчинами и женщинами в физиологии и психологии. Эти различия очевидны, полностью пренебречь ими невозможно. Физиологическое различие фиксируется в терминах "пол" в русском языке и "sex" в английском языке. "Sex" подразумевает именно биологические, физиологические различия (т.е., когда говорится о половых различиях между мужчиной и женщиной, то имеется ввиду именно физиология). Психологические различия также реально существуют, и было бы нелепо их отрицать. Мужчины и женщины действительно очень разные. Но определяется ли мышление и поведение мужчин и женщин в первую очередь генетической, наследуемой программой или же социальной, культурной программой, которая передаётся в процессе социализации через научение - вот тот основной вопрос, который задают себе как культурологи, так и философы.
Что делает мужчин мужчинами, а женщин женщинами? Варианты ответов таковы:
1) биология (физиология): родился мальчик, значит, ему от природы предусмотрена одна судьба, для девочки же совершенно другая. Пол ("sex") определяет судьбу человека;
2) социум: общество и культура предлагают различные варианты мужского и женского поведения, в зависимости от цивилизации и от эпохи. Сознание и поведение мужчины и женщины определяет гендер ("gender").
Отвечая на вопрос о том, биология или социум детерминируют различия в поведении мужчины и женщины, надо вспомнить и другой вопрос - что же делает человека человеком? Можем ли мы сказать, что человек - это биологическое существо? Философы утверждают, что человек - это существо не биологическое, точнее не только биологическое. Человека человеком делает его социальное поведение, человек - это общественное существо. Все те качества человека, которые кажутся нам врожденными, на самом деле являются социальными: мы ходим на двух ногах, мы говорим, мы мыслим - все это не биологические свойства. Все главные качества, характеристики человека являются социальными, приобретаются в процессе социализации. Мы можем говорить о человеке как о социальном существе. Поведение человека определяется не генетически наследуемой программой (не биологией), а культурной и социальной программой, приобретаемой через научение. Естественно предположить, что, пытаясь понять специфику мужского и женского поведения, мы не должны сводить его только к биологическим различиям, следует говорить в первую очередь о социальных и культурных различиях. Вот почему вводится новый термин - "гендер". В английском языке "sex" - это биологический пол (биологические различия). А новое понятие "гендер (gender)" обозначает - , т.е. то в поведении человека, что определяется не биологией, а обществом и культурой. Таким образом, гендер-это социальный или культурный пол. Если сексуальные различия природны, то гендерные - искусственны. Социальные роли мужчины и женщины являются культурными конструктами. Но если пол - это не биология, а социальный и культурный конструкт, особая программа действий, передаваемая через научение, то такая программа может быть изменена. Если мы определяем различия между мужчиной и женщиной как в первую очередь культурные и социальные, то дело не в биологии, не в физической силе или в мыслительных способностях мозга, дело в тех социальных ролях, которые общество предписывает мужчине и женщине. И, следовательно, можно попытаться посмотреть, а какие же социальные роли, какие же варианты мужской и женской культуры предписываются в разных обществах.
Гендерная проблема - это проблема соотношения природного и культурного, биологического и социального, естественного и искусственного в поведении человека. Если программа поведения мужчины и женщины является не естественной (не врожденной), а искусственной (воспитанной), то, следовательно, она может быть изменена. Эта программа действительно радикально изменяется в процессе модернизации общества, сначала на Западе, а затем и на Востоке.
В традиционном обществе (обществе, которое неизменно и подчиняется традициям на протяжении длительного времени своего существования, аграрном, доиндустриальном, деревенском, немобильном) в подавляющем большинстве случаев социальный статус женщины был весьма низок. Мужские и женские роли были четко разделены. Функции женщины - "в доме" (все, что связано с хозяйством, с рождением и воспитанием детей, с работами внутри и возле дома). Функции мужчины - "вне дома" (всевозможные промыслы, завоевания, работа, торговля и.т.д.).
Является ли низкий социальный статус женщины культурной универсалией, т.е., во всех ли культурах мы встречаем более низкий социальный статус женщин, чем мужчин? Социальные антропологи (исследователи культуры, которые уезжали в примитивные племена, жили там некоторое время, описывая образ жизни племени, т.е. вели "полевые исследования") изучили сотни культур. И среди всех описанных ими культур встречались исключения - культуры, где женщины занимали более высокий социальный статус. Они занимались охотой и рыболовством, в то время как воспитание детей было возложено на мужчин. По убеждению о том, будто мужчины и женщины "от природы" созданы для определённых ролей, был нанесён сокрушительный удар. Маргарет Мид, американская исследовательница в работе "Пол и темперамент", опубликованной в начале 30-ых годов, представила свои наблюдения трёх племён в Новой Гвинее. В ходе исследования трёх племен (это были арапеши, мундугоморы и тчамбули) Маргарет Мид обнаружила, что в каждом из них мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся "естественными" для каждого пола. (3).
Таким образом, низкий социальный статус женщин не является культурной универсалией, но он характеризует подавляющее большинство традиционных культур.
С эпохой модернизации повышается социальный статус женщины. Модернизация впервые начинается в Западной Европе. Процесс повышения социального статуса женщины связан с индустриализацией (женщины вовлекаются в производство наравне с мужчинами, причём для них становятся доступными всё новые и новые профессии), урбанизацией (женщины оказываются такими же горожанками, как и мужчины). Параллельно с индустриализацией и урбанизацией шел процесс либерализации и демократизации политической жизни, т.е. предоставление политических прав и свобод. В начале получение политических прав и свобод отождествлялось исключительно с мужчинами. Все либеральные свободы, в том числе право голосовать и быть избранными, изначально касались только мужчин. Великая Французская революция провозглашает в качестве своего лозунга "равенство, свободу, братство", но этот призыв также был обращен исключительно к мужчинам. Для женщин либерализация и демократизация наступает намного позже, женщинам пришлось добиваться равенства политических прав с мужчинами. Если процессы индустриализации и урбанизациии были объективными, то за предоставление политических прав, как и за повышение своего социального статуса женщинам пришлось бороться. Важнейшим аспектом либерализации и демократизации стала борьба женщин за равные политические права с мужчинами.
В результате модернизации возникает индустриальное, а затем и постиндустриальное общество, где все происходящие процессы неуклонно приводят к изменению социального статуса женщин и изменению её социальной роли: женщина осваивала новые профессии, она уже могла получать образование, и с XIX века возникают высшие учебные заведения для женщин. В результате либерализации и борьбы женщин за свои права в конце XIX-начале XX века женщины получают политические права наравне с мужчинами в начале в Новой Зеландии, потом в нескольких штатах США, потом в России в 1917 году после революции.
Борьба женщин за свои политические права началась на Западе с XVIII века. Особого упоминания заслуживают две женщины, ставшие авторами первых работ, посвящённых защите собственных прав. После того, как во Франции появилась "Декларация о правах человека", француженка Олимпия де Гуж в 1789 году (это год Великой Французской революции) опубликовала "Декларацию прав женщин". Как и многие философы эпохи Просвещения, Олимпия де Гуж утверждала, что условия жизни, воспитание и образование являются куда более важными факторами, чем различия между полами. Олимпия де доказывала, что женщина не глупее, не слабее, не более зависима - она такая же как мужчины. Просто она другая, но она не ниже и не хуже, и на этом основании ей должны быть предоставлены равные права с мужчинами.
Одной из первых женщин, начавших борьбу за равные с мужчиной права, стала также англичанка Мери Уолстоункрафт (в 1792г. она написала книгу "Защита прав женщин"). Мери Уолстоункрафт утверждала, что если женщинам дадут такие же права и возможности, как и мужчинам, то потенциал человечества увеличится вдвое и оно приблизится к совершенству. В Англии, где буржуазная революция произошла ещё в середине XVII века, к концу XVIII века идеи либерализма были достаточно распространены, но либеральное законодательство касалось только мужчин. Мери Уолстоункрафт переводит либеральные права в другой ракурс, уже по отношению к женщинам. Работы Олимпии де Гуж и Мери Уолстуонкрафт, поддержавшие и развившие идею равноправия, выдвинутую мыслителями Просвещения, имели огромное значение для феминистского движения. Важной эпохой в развитии феминизма стала также работа английского экономиста и общественного деятеля Джона Стюарта Милля "Зависимость женщин", опубликованная в 1869 году
Если в XVIII в. были только отдельные воззвания в защиту прав женщин, то в XIX веке в Англии возникает женское политическое движение за равные политические права с мужчинами. Женщины требуют получения права участвовать в выбора вместе с мужчинами. Это были знаменитые английские суфражистки (англ. слово "suffrage" означает право голосовать). Суфражистками называли женщин, требовавших предоставления им избирательных прав. Борьбу суфражисток поддержали социалисты и коммунисты. Оба движения выступали за равные политические права мужчин и женщин.
В начале ХХ века женщинам начинают предоставлять равные политические права с мужчинами. Новая Зеландия была первой страной, где это было сделано. Она ещё в 1898 году, в самом конце XIX века, предоставила равные политические права мужчинам и женщинам. Затем идут некоторые штаты Соединенных Штатов Америки. Затем Россия, где после Октябрьской революции в 1917 году большевики, придя к власти, уравнивают права мужчин и женщин. Женщины Британии добились права участвовать в выборах в 1918 г. Те страны, которые вовлекаются в процесс модернизации, присоединяются к предоставлению женщинам политических прав. Сейчас остаются страны, где женщины не имеют равных политических прав с мужчинами - это некоторые мусульманские страны. На всем протяжении ХХ века страны, которые втягиваются в западную орбиту, где происходит модернизация, предоставляют женщинам политические права.
В ХХ веке меняется сам образ жизни женщин. Они получают не только образование (в развитых странах это было уже в XIX веке), но и доступ к интеллектуальным профессиям. Появляются первые женщины юристы, врачи, профессора, ученые и т.д. Во второй половине ХХ века, с возникновением средств контрацепции, женщина получает контроль над собственным телом, контроль над рождаемостью. Она уже менее подчинена природным особенностям своего тела, своего пола, она делает самостоятельный выбор в вопросе рождения детей. Эти события в истории Европы известны как "сексуальная революция", понятие, обозначающее, что, становясь независимой от деторождения, женщина получает и большую свободу в сексуальном поведении.
Культурологические исследования гендерных проблем во многом связаны с феминизмом. Феминизм
- широкое общественное движение и философское течение, центральными вопросами которого являются вопросы о месте и роли женщин в обществе (4, с. 209).
Феминизм не представляет собой единого течения, он очень разнообразен. В своей уже упомянутой выше книге "Второй пол" (2) Симона де Бовуар утверждает, что хотя женщины добились равных политических прав, их культурное, социальное и экономическое влияние не выходит за пределы маргинального (пограничного). Женщины по-прежнему остаются на периферии культуры. Они живут в мире мужской культуры и мужских ценностей. Симона де Бовуар считает, что равных политических прав женщины добились, но реальное социальное равенство не достигнуто.
В 60-х годах Бетси Фридман, американка, пишет книгу "Женская мистика". Эта книга стала бестселлером США. В своей книге она протестует против традиционного американского образа жизни женщины - домохозяйки. Американки под впечатлением этой книги в 1967 году превратили День Матери в политическую демонстрацию под лозунгом "права, а не розы". Они промаршировали до того места, где суфражистки приковывали себя цепями к ограде Белого дома, и свалили целый грузовик фартуков как символ разрыва с традициями домохозяек 50-х годов. Женщина не хочет больше быть только домохозяйкой. Этот протест американских женщин вызвал тогда достаточно большой резонанс.
Говоря о феминизме, стоит обратить внимание, что мы работаем с западным термином. Феминизм на Западе, как уже отмечалось, является широким политическим течением и философским направлением. Россия же по-прежнему остается весьма традиционной страной, где слово "феминистка" приобрело скорее негативный оттенок. В обыденном восприятии феминистками считают женщин с неудачно сложившейся личной судьбой, мужененавистниц.
В английском языке у этого термина нет рода: the feminist - это и феминист-мужчина, и феминистка-женщина. В русском языке термин употребляется по отношению к женщине и имеет, как уже было отмечено, негативную окраску.
Именно феминистское движение пробудило научный интерес к таким гендерным проблемам, как социальное неравенство мужчин и женщин, различные его виды (экономическое, политическое, образовательное), пути преодоления гендерной асимметрии. В рамках особого научного направления, возникшего на Западе, "woman studies", велись разнообразные социально-гуманитарные, в том числе и культурологические исследования. Одновременно с научными работами по гендерным проблемам ставились задачи и гендерного просвещения, т.е., знакомства широкой аудитории (через СМИ, через систему высшего образования) с результатами, достигнутыми в ходе гендерного поворота в изучении культуры.
Задача гендерного просвещения заключается не столько в том, чтобы из женщин воспитать феминисток, потому что их таковыми делает сама современная цивилизация (любая женщина, пытаясь реализовать себя как личность, по своей современной социальной роли, получая образование, работая, занимаясь своей карьерой, становится феминисткой, независимо от того, осознает она это, или нет). Основная задача сейчас заключается в том, чтобы воспитывать не феминисток, а феминистов. Сказать про себя: "Я - феминист", - это позиция современного образованного мужчины. Такое утверждение равнозначно следующим: "я - не расист", "я - не националист", "я - гуманист", поскольку феминизм - это проявление гуманизма. Одной из целей гендерного просвещения становится изменение сознания современных мужчин, воспитание феминистов, которые отстаивают и защищают права женщин (своих матерей, сестёр, подруг, жён, дочерей) на самореализацию, поскольку и в современном обществе сохраняется гендерное неравенство.
Социальный статус мужчины по-прежнему выше, чем социальный статус женщины, что по-разному проявляется в различных цивилизациях. Если обратиться к цивилизационным различиям, то самый низкий социальный статус у женщин в исламской цивилизации, что связано с имеющимися у целого ряда мусульманских стран социальными и экономическими проблемами. В Китае, с одной стороны, были социальные и политические изменения, которые предоставили политические права китаянкам, однако, социальное неравенство, бузусловно, осталось. Появляются и новые формы такого неравенства. Известно, что Китай проводит с целью сокращения рождаемости жесткую демографическую политику, вследствие которой не родилось, как считается, более 200 миллионов китайцев. Традиционно для родителей желанным ребёнком является мальчик, а, поскольку современные медицинские средства дают возможность определить пол будущего ребенка, то 70% неродившихся-это девочки. В условиях провозглашённого в стране лозунга "одна семья-один ребёнок" китайская семья предпочитает аборт рождению девочки. В результате, в настоящее время в китайском обществе демографический "перекос" - женихов на десятки миллионов больше, чем невест. Уже сейчас в Китае рождается на 20% больше мальчиков, и каковы будут политические последствия того, что 20% молодых мужчин не найдут себе невест, неизвестно.
Индийцы в XXI веке будут самой многочисленной нацией, т.к. они не борются с демографическим ростом подобно китайцам. Демографы предполагают, что к середине нашего века, будет 1,5 миллиарда индийцев. Известно, что 2/3 всех неграмотных мира - это индийцы, а из каждых ста неграмотных индийцев, 61 человек - это неграмотные женщины. Неграмотность большинства индийских женщин-это специфическое именно для Индии проявление гендерного неравенства.
Если взять Африку, то на этом континенте в целом ряде стран ужасающие бедность и голод, которые, по исследованиям социологов, в первую очередь отражаются на женщинах. Если в семье нет еды, то недоедают в первую очередь дети и женщины. Т.е., по всему миру, который сейчас модернизируются, женщины по-прежнему угнетаемы больше, чем мужчины. Социальное неравенство и несправедливость больше затрагивают женщин.
Если взять политические права, то они равные. Но в равной ли степени представлены мужчины и женщины в законодательных, исполнительных и судебных органах? Нет. В большей степени реализованы политические права женщин в скандинавских странах, где женщины - премьер-министры и президенты, где половину депутатов парламента составляют женщины. Если в советское время была четко задана цифра 30%, под которую подстраивались Советы всех уровней, то сейчас в Государственной Думе женщины составляют только 1/7 от общего количества депутатов, в то время, как по данным ООН, если в парламенте женщин меньше 25%, то не решаются проблемы семьи и детства (примером может служить пособие на ребёнка, которое получают в нашей стране родители: его сумма составляет 2$ в месяц).
Гендерное неравенство проявляется и в экономической сфере. Казалось бы, увенчалась успехом длительная борьба за то, чтобы мужчины и женщины получали равную оплату за равный труд. Но, на самом деле, по России, заработная плата женщины составляет в среднем 2/3 от заработной платы мужчин. Карьера мужчин более успешна, чем карьера женщин. Руководителями всех рангов становятся преимущественно мужчины, женщины же чаще довольствуются ролью исполнительниц. Ещё один интересный факт: женщины традиционно занимаются низкооплачиваемыми профессиями. Происходит их "перетекание" в слабооплачиваемые профессии. Гендерная асимметрия в образовании, например, проявляется в том, что с наиболее престижных факультетов вытесняются девушки-студентки. По мере того, как профессия становится престижной и высокооплачиваемой, мужчины, приходя в эту сферу, вытесняют женщин (примером может быть банковское дело в России постсоветского периода). Женщины достаточно часто остаются незащищенными как работницы.
Гендерное неравенство проявляется и в семье как привычная эксплуатация женщин, так называемая "вторая смена". Приходя с работы, женщина встает к плите, начинает заниматься домашней уборкой. Рабочий день женщины оказывается чрезвычайно растянут, поскольку она работает вторую смену в домашнем хозяйстве.
Поворот в социально-гуманитарном знании привлёк внимание исследователей и к проявлению гендерного неравенства в сфере образования. Психологи и педагоги выяснили, что существуют так называемые "гендерные стереотипы" и "скрытые образовательные программы", которые предлагают разные стратегии гендерного поведения. Так, например, в начальной школе у девочек и у мальчиков успехи по математике одинаковые. Но по мере взросления, где-то в середине школьного обучения побеждает представление о том, что физика, математика - это "мужские дисциплины", а гуманитарные науки для девушек. На самом деле, "скрытые" (т.е. нигде официально не заявленные, но реально существующие) образовательные программы девочек ориентируют на то, что они не должны заниматься такими видами деятельности, которые считаются традиционно мужскими, поэтому в них они снижают свои успехи. В последних классах школы юноши демонстрируют явное превосходство по строго научным, в том числе математическим дисциплинам. В вузах на факультетах, где студенты получают образование в области точных наук, наблюдается заметная гендерная асимметрия (т.е., явное преобладание мужчин). Исследования психологов показали и то, что девушки снижают свои успехи вследствие такой особенности собственного поведения, как "боязнь успеха". Существуют обыденные представления о том, что студента-отличника скорее всего ждет в дальнейшем жизненный успех, в то время как студентка-отличница может столкнуться с проблемами в личной жизни. Женщины нередко опасаются выступать в качестве конкуренток мужчин, предполагая (не без причин), что, становясь конкурентками, они с трудом представляются этим мужчинам в качестве спутниц жизни. Ведь ради своей карьеры девушка должна выбирать мужской вариант поведения (быть целеустремленной, активной), но, развивая в себе эти качества, она одновременно отходит от традиционного гендерного идеала мягкой, пассивной, слабой, подчинённой мужу. Возникает противоречие между различными социальными ролями женщинами, так называемый "ролевой конфликт", который многие девушки решают не в пользу своего личностного развития, а в пользу своей более благополучной семейной жизни. Такая психологическая ситуация описана американскими психологами как "боязнь успеха". Как оказалось, все образование пронизано гендерными стереотипами, которые во многом мешают женщине самореализоваться наравне с мужчиной (5, с. 201-215).
Гендерный поворот - один из новейших поворотов в культурологическом знании, находящийся на острие современных исследований и весьма важный для понимания всей ситуации современной культуры. Понятие "гендер" открывает действительно новую познавательную теоретическую перспективу, которая не может не быть замечена. Внимание к гендерной проблематике является подтверждением профессионализма не только современного исследователя, учёного-обществоведа, но и вузовского лектора, преподавателя.
Гендерный поворот, совершённый в социально-гуманитарном знании, должен найти своё отражение и в преподавании соответствующих учебных дисциплин в вузах. Гендерные проблемы могут пройти сквозной нитью через всю систему социально-гуманитарного образования. Например, курс культурологии предполагает рассмотрение неравенства в социальном статусе мужчин и женщин в различных цивилизациях, а также изучение специфики мужской и женской субкультур различных эпох. Понятие модернизации не может быть полностью раскрыто без упоминания изменения социального положения женщины.
Гендерное просвещение сейчас ведётся не только усилиями специальных научных центров и феминистских организаций, но и во многом благодаря личной инициативе самих преподавательских кадров. Немалую часть преподавательского корпуса социальных и гуманитарных учебных дисциплин составляют именно женщины, способные внести значительный вклад в гендерное просвещение. Под гендерным просвещением понимается приобщение широкой аудитории к результатам гендерных исследований. В первую очередь речь идёт о студентах (как девушках, так и юношах). Полученные ими знания могут способствовать освобождению молодёжи от гендерных стереотипов.
Особо актуальным гендерное просвещение становится в связи с тем, что реальное социальное положение женщины в России усложняется (уменьшается участие женщин в политике, возрастает социальная незащищённость, у безработицы "женское лицо"). Массовая культура навязывает такое распределение гендерных ролей, которое и вызвало в своё время на Западе феминистское движение.
В данных условиях гендерное просвещение, проводимое на основе новейших научных исследований, отвечает задаче модернизации высшего образования
Библиографический список
1. Зверева Г.И. Роль познавательных "поворотов" второй половины ХХ века в современных российских исследованиях культуры." // Выбор метода: изучение культуры в России 1990-х годов. Сборник научных статей. - М.: РГГУ, 2001. С.11.
2. См.: Бовуар, С. Де. Второй пол. Т.1 и 2.: Пер. С франц./ М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. -832 с.
3. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1988.
4. Смит Л., Рейпер В.Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии.
5. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие /Под ред. И.В. Костиковой. -М.: Изд-во МГУ, 2000.С. 201-215.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |