Рихард Штраус 1864-1949
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С детства обучался игре на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под руководством Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина, руководил оркестрами Государственной оперы в Дрездене и в Вене. С 1924 гастролировал в странах Европы (в России в 1896) и в США, выступал в Байрейтских фестивалях. В 1901—09 председатель Всегерманского музыкального союза, в 1917—20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии искусств.
Ведущий жанр творчества Штрауса в 1880-х гг. —симфоническая поэма или фантазия, с 1900 —опера (всего 6, многие оперы созданы в содружестве с австрийским драматургом X. Гофмансталем). Творчество Штрауса , тесно связанное с традициями романтического искусства (Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), немецкой поэзией и философией (И. В. Гёте, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило характерные тенденции западно-европейского искусства 1-й половины 20 в. Штраус прошёл путь от позднего романтизма к экспрессионизму, а затем— к неоклассицизму. Отталкиваясь от опыта Листа (одночастность, принципы монотематизма, лейтмотивного развития, трансформации тем), Штраус создал тип симфонической поэмы, в которой философская концепционность сочетается с яркой изобразительностью, театральностью музыкальных характеристик. Многие симфонические поэмы и фантазии Штрауса связаны с произведениями мировой литературы (“Макбет” по У. Шекспиру, “Дон Жуан” по Н. Ленау, “Дон Кихот” по М. Сервантесу), а также философскими учениями (“Так говорил Заратустра”по Ф. Ницше). Симфоническим поэмам близки симфонии Штрауса , среди которых особенно известны одночастная“Домашняя” и “Альпийская”, продолжающая линию 6-й “Пасторальной” симфонии Бетховена и являющаяся по существу программной симфонической поэмой. Оперное творчество Штрауса отличается жанровым многообразием. Первая опера (“Гунтрам”, 1893) написана по образцу вагнеровских музыкальных драм. В “Саломее” (1905) и “Электре”(1908) близость к экспрессионизму проявилась в обострённости выразительных средств, передающих состояние напряжённости, порой экзальтации (обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности, полиритмические эффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр увеличенного состава). Стилевой поворот от повышенной экспрессивности и сложности музыкального языка к нарочитой простоте, прозрачности и экономности выразительных средств произошёл в опере“Кавалер розы”(1910), отличающейся ясностью языка, изящной комедийностью в духе опер-буффа В. А. Моцарта. В русле неоклассицизма созданы также оперы“Ариадна на Наксосе” (1912), “Молчаливая женщина” (1935), “Дафна”(1937) и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Штрауса оказало влияние на развитие музыкального театра 20 века. Сохранилось большое эпистолярное наследие Штрауса (издана переписка с X. Бюловом, X. Гоф-мансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э. Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартманном и др. ). Штраусу принадлежит также новая редакция трактата об оркестровке Г. Берлиоза (“Instrumenta-lionslehre”, 1905 ).