Утверждаю Начальник ГО МЗ______________ 7 мая 1997 года План-конспект проведения занятий по Гражданской обороне Тема: Правовые основы ГО
Учебная цель: Изучить федеральный закон о Гражданской обороне Время: 90 минут Метод: классно-групповое занятие Место: кабинет ГО
Учебные вопросы и расчет времени на их обработку: см. Пункт 9 Материальное обеспечение
Литература (руководства и пособия): Федеральный закон о защите населения и территорий Ход и содержание занятия
а) Вводная часть: 5 минут (проверка посещаемости, готовности к занятиям, доведение темы) б) Основная часть: глава 1 - 12 минут глава 2 - 12 минут глава 3 - 14 минут глава 4 - 10 минут глава 5 - 8 минут глава 6 - 8 минут глава 7 - 8 минут главы 8 и 9 - 8 минут
в) Заключительная часть: 5 минут (подведение итогов, ответы на вопросы, задания к следующему занятию) Руководитель занятия - - - - - - - - - Подпись 7 мая 1997 года Федеральный закон
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные положения
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория на которой сложилась ЧС. Статья 3. Цели настоящего Федерального закона. - предупреждение возникновения и развития ЧС - снижение размеров ущерба и потерь от ЧС - ликвидация ЧС
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС Она объединяет органы управления, силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются: ·разработка и реализация правовых норм (и экономических) по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
· осуществление целевых программ, направленных на предупреждение ЧС. ·сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС. · подготовка населения к действиям в ЧС · ликвидация ЧС · социальная защита населения, пострадавшего от ЧС
· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Глава II. Полномочия органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Статья 8. Полномочия Президента РФ.
·Определяет основные направления государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС.
·Вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС. · Вводит чрезвычайное положение.
·Принимает решения о привлечении при необходимости и ликвидации ЧС Вооруженных сил РФ. Статья 9. Полномочия Федерального собрания РФ
·Обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС.
·Утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области. · Проводит параллельные слушания по вышеуказанным вопросам Статья 10. Полномочия Правительства РФ.
·Издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение.
· Обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в указанной области. ·Осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС.
·Обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
·Устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ.
·принимают законы и нормативные акты в области защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты.
· принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий. ·обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении ЧС.
· организуют финансовые мероприятия в указанной области и т. д. Органы местного самоуправления:
·осуществляют подготовку и содержание в готовности средств для защиты от ЧС: обучение населения способам защиты
·организуют проведение эвакуационных мероприятий, а также выполняют другие функции аналогично, перечисленным в пункте I
Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС.
Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС. Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к ведомственным организациям: - разрабатывают осуществляют организационные инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС;
·утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями определенные нормы и правила безопасности производства, защиты работников от ЧС. ·обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, взрывной и т. д. безопасности.
·финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению ЧС и проведение аварийно-спасательных и других работ.
·организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно -конструкторских и проектных работ по проблемам безопасности. б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли; ·осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от ЧС.
·разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством РФ ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач.
Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований штатной численности подразделений.
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС. Организации обязаны:
·планировать и осуществлять необходимые меры в отрасли защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС.
·планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС. ·обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований. ·создать и поддерживать в полной боевой готовности локальные системы оповещения о ЧС.
·обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС.
·финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС.
· создавать финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. ·представлять в установленном порядке информацию в области защиты и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или возникновении ЧС.
Глава IV. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших.
Статья 18. Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Граждане РФ имеют право:
· на защиту жизни, здоровья, личного имущества в случае возникновения ЧС. ·использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предназначенное для защиты населения от ЧС.
·быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах безопасности. ·участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
· на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в следствие ЧС. ·на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС.
·на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС.
· на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности, полученном при ЧС. ·на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.
Статья 19. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. Граждане РФ обязаны:
·соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской федерации, субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. ·соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС. ·изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.
· выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС. ·при необходимости оказать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Глава V. Подготовка населения в области защиты от ЧС. Статья ГО.
Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется правительством РФ.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от ЧС могут использоваться средства массовой информации.
Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Статья 22. Финансирование целевых программ.
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Статья 24. Финансирование мероприятий о ликвидации ЧС.
Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации ЧС выделяются средства резервного фонда Правительства РФ.
Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Резервы финансовых материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.
Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от ЧС.
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками ЧС или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством РФ.
Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС. Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС проводится в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Глава VIII. Международные договоры Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС. Статья 29.
Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, то применяются правила международных договоров РФ. Глава IX. Заключительные положения. Статья 30. Вступление Федерального закона в силу.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Нормативные акты президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствии в настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство РФ в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального собрания РФ предложения о приведении законодательства РФ в соответствие с настоящим Федеральным законом.