Реферат по предмету "Культура и искусство"


Формирование экспозиции в музее



Музейная экспозиция как способ интерпретации прошлого

Современный музей, существует в пограничье трех эпох - древности, модерна и постмодерна. Обычно ситуацию постмодерна связывают с оформлением постиндустриального общества, распространением информационных технологий, изменениями в сфере геополитики, формированием нового стиля культуры и мышления, определенной философией и методологией науки. Современной культуре присущ антропологизм, полистилизм и полиструктурность. Интерес к прошлому перестает быть праздным. Общество активно обращается к наследию - материальному и нематериальному - в поисках конкретных смыслов, ответа на вопрос: «Что есть хорошо и что такое плохо?», в поисках идеологии. Смыслы, которыми наделяется прошлое по нашей воле, позволяют древности жить отдельной, значимой для общества жизнью. Очевидно тем, что древность становится идеологией современности, кроется и объяснение обилия самых разных музеев археологии в Европе. В таких условиях возрастает роль интерпретации и интерпретатора, одним из каковых являются музеи. Как обладатели вещественных памятников древности, музеи осуществляют свою функцию интерпретатора в первую очередь через музейную экспозицию. Свое понимание совокупности и характера компонентов этого процесса, мы практически реализовали при создании экспозиции зала археологии в музее университета.

Общие идеи

Музейные экспозиции в своем развитии прошли путь от незатейливых «выкладок» музейных предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном архитектурном пространстве. Вехи на этом пути обусловлены, прежде всего, теми смыслами, которые придавало общество музеям, в целом, и музейному предмету, в частности, в разные эпохи. Свою задачу мы видели в том, чтобы использовать накопленный музейщиками опыт в создании экспозиций, не растерять те рациональные «зерна», которые мы вместе приобрели за историю развития.

Сегодняшнее время для музеев - время поисков новых возможностей. Это касается всех областей музейного дела, в том числе экспозиционного. Музейные выставки и экспозиции меняют свою направленность в сравнении с недавним прошлым. Мы наблюдаем, что пересматривается тематика, практикуется более зрелищный, детализированный и углубленный показ, внимание, как правило, акцентируется на подлинном музейном предмете. Прошлое предстает перед нами во все более «очеловеченном» виде.

Обновление внутреннего содержания музейных экспозиций влечет за собой развитие экспозиционной и дизайнерской мысли, стимулирует поиски новых идей для художественного проектирования. Изменение критериев и стандартов окружающей нас культурной среды подталкивает музеи ко все более совершенной эстетической организации интерьеров музейных залов. Необычайно актуальным явлением становится экспозиционный дизайн. Он оперирует предметом и пространством, занимая промежуточное положение между искусством и архитектурой. Новые возможности дает появление современных материалов и оформительских технологий. Расширяется понятие музейного предмета, в частности, мы материализуем свое знание прошлого либо представления о нем путем создания различного рода экспонатов - макетов, манекенов исторических персонажей и т. п.

Однако, относясь к области культуры, музеи имеют прямое отношение к науке. Нельзя не учитывать, что посредством музеев именно добытые наукой знания становятся достоянием общественного сознания. Хотя понятно, что научное знание соотнесено в музеях с их особой спецификой, обусловленной самим характером музейных предметов, являющихся фрагментами сложной реальности ушедших эпох.

К чему мы стремились?

Имея в виду вышеизложенное, мы приступили к созданию экспозиции археологического музея в Челябинском госуниверситете, поставив перед собой задачу «соединить» музейный предмет, его научное «прочтение» и современный музейный дизайн. Другую задачу мы видели в создании экспозиции с высоким информационным потенциалом для того, чтобы максимально использовать в работе такую традиционную музейную форму работы с посетителями, как тематическая экскурсия. При отборе вещественного материала учитывалась экспозиционная выразительность предметов, возможность при их посредстве раскрыть какой-либо из предполагаемых экспозиционных сюжетов, а так же стремление показать разнообразие вещного мира древности. Экспозиция выстроена хронологически, что является одним из шагов к восприятию современного научного знания о древности. Прошлое разделено для того, чтобы впоследствии оно предстало в целом виде в сознании наших посетителей. В каждом из хронологических разделов отражены сюжеты, посвященные развитию техники и технологий в древности, этнической истории Южного Урала, воздействию человека на природный ландшафт и влиянию природной среды на образ жизни людей, материальной и духовной культуре, искусству, религиозным представлениям и миропониманию людей. Внешний облик человека является предметом одной из сквозных сюжетных линий, мы даем возможность посетителю сравнить современные реконструкции с тем, каким видел себя сам древний человек.

Осуществление проекта

Отправной точкой в создании художественного проекта экспозиции явилась идея о «единстве» природы и человека в древности, выражавшемся, прежде всего, в определяющем влиянии природного ландшафта, климата на материальную и духовную культуру. Она получила архитектурно - художественное воплощение путем создания особым образом организованного экспозиционного пространства. В стены зала были встроены ниши, в пространство зала - «выступающие из стен» стелы с прилегающими к ним снизу витринами. В результате, образовались три экспозиционных поля. На плоскости стен разместились четыре фотопанорамы с изображением ландшафтов, являющихся вмещающими для памятников поочередно эпох камня, бронзы, раннего железа, средневековья и олицетворяющие природу как место обитания человека. Фотопанорамы призваны нести как важную информационную нагрузку, являясь объектом апелляции экскурсовода, так и эмоциональный настрой, они создают иллюзию расширения пространства, погружения в него, но что для нас не менее важно - дают представление о естественной среде бытования археологических предметов.

Еще одно экспозиционное поле - ниши, «прорезающие» фотоизображения. В них мы реконструируем образ «человека прошлого» с помощью в одном случае археологических предметов, в другом - научно - вспомогательных материалов.

Археологические артефакты располагаются в малых нишах и в витринах нескольких типов, примыкающих к стелам, на фоне цвета, определенного особо для каждой эпохи, сопровождаются этикетками с полной информацией о памятнике. Тип витрин зависит от размера и характера экспонатов. Предметы предстают перед зрителем сами по себе, в так называемом «чистом виде». Такой принцип показа объясняется стремлением к тому, чтобы ничто не мешало их эстетическому восприятию.

В нишах больших размеров, примыкающих к стелам, экспонируются научно - вспомогательные материалы, воспроизводящие наше представление о прошлом, основанное на достижениях современной археологии. Выбранные материалы призваны свидетельствовать об уровне развития цивилизаций прошлого - технологиях, коммуникациях, потреблении, распределении, состоянии общественного разделения труда, религиозных верованиях, погребальных обрядах, мировоззрении и др. Эти характеристики позволяют видеть общество как сложную целостность. С другой стороны без них посетитель не сможет понять, какими смыслами могли наделять древние утилитарные предметы.

Материалы подобного плана размещаются и на стелах, предназначенных, как уже было сказано выше, также для демонстрации деятельности людей. Стел в зале всего четыре, что соответствует четырем эпохам древности - камню, бронзе, раннему железу, средневековью.

Мы стремились к тому, чтобы посетителю предельно ясен был ход нашей мысли, чтобы, рассматривая, он усваивал информацию с легкостью. Поэтому присвоили археологическим эпохам вещественные символы - яркие артефакты, прочно связанные в нашем сознании с определенным периодом древней истории, и разместили их в верхней части стел на баннерах, имитирующих растянутые шкуры животных, указав рядом датировку.

«Шкур», как и стел, - четыре. Эпоху камня представляют археологические находки, показанные на баннере с двух сторон. В качестве символа палеолита и мезолита выступает древнейшее из найденных на территории Челябинской области каменное орудие. Символ эпох неолита и энеолита - неолитический керамический сосуд, обнаруженный на глубине 40 м в озере Увильды. Две антропоморфные каменные скульптуры, датирующиеся бронзовым веком, демонстрируются в качестве вещественных символов этого времени; короткий бронзовый кинжал - акинак - раннего железного века. И, наконец, эпоху средневековья символизируют угорская бронзовая «личина» и кыпчакское каменное изваяние, размещенные на противоположных сторонах баннера, как яркие артефакты, принадлежащие основным группам народов, населявших край в то время.

Под каждым из вещественных символов располагается соответствующий хронологический раздел экспозиции.

Представляя собой единое целое и оформленная в едином стиле, экспозиция ни в одной из точек зала не видна посетителю целиком. Т.о., зритель открывает «новое» не только в фигуральном, но и в буквальном смысле. К примеру, реконструкция захоронения эпохи бронзы «спрятана» за стелой и предстает перед посетителями неожиданно, всякий раз, неизменно вызывая их бурную реакцию.

Тексты и карты

Экспозиция насыщена текстами, «вплетенными» в изобразительный ряд, и не мешающими визуальному восприятию предметов. Наличие текста в экспозиции - наша принципиальная позиция. При этом мы смотрим на него не только как на источник информации, но и как на символ (времени, познания, смысла вообще). При таком понимании, мы рассматриваем текст как картинку.

Важная составляющая экспозиционного ряда - карты. Они выполнены в одной стилистической манере, имеют место во всех хронологических разделах экспозиции, ненавязчиво «внедряясь» в исторические сюжеты. Помимо источника определенного рода информации, незаменимой ничем другим, карты, как и тексты, являются своеобразными символами осмысленности исторических процессов, имевших место в нашем крае в древности.

Т.о. мы попытались решить задачу, возникающую всякий раз перед авторами готовящейся экспозиции, и заключающуюся, на наш взгляд, в интерпретации древности, основанной на научном знании, позволяющей ее многоуровневое и разноплановое «прочтение».




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Bacteria Essay Research Paper BacteriaBacteria are one
Реферат ComputerBased Training Essay Research Paper COMPUTERBASED TRAININGComputerbased
Реферат Расчет освещения открытого распределительного устройства подстанции Байдарка
Реферат Виды технологического оборудования складов
Реферат Contrast Of Richard
Реферат E-mail: strop2002@mtu-net ru Россия, 125047 Москва, Лесная ул., д
Реферат Ангар почта
Реферат Умные здания
Реферат ФСС о «несчастном» страховании
Реферат Проект «экоинформационная система для оценки и выбора решений по обеспечению экологически безопасного развития
Реферат Their Eyes Were Watching God How Slavery
Реферат Ананьева Марина Венедиктовна, преподаватель методики музыки гоу спо «Куртамышский педагогический техникум» конспект
Реферат Финансовый контроль в Румынии
Реферат Анализ исследований по восстановлению русел рек, нарушенных горными работами
Реферат Устройства и системы записи и воспроизведения информации