Реферат по предмету "Разное"


Ананьева Марина Венедиктовна, преподаватель методики музыки гоу спо «Куртамышский педагогический техникум» конспект

Ананьева Марина Венедиктовна, преподаватель методики музыки ГОУ СПО «Куртамышский педагогический техникум»КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕТема: «МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ – ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ!»Группы: 31 группа, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания; 41 группа, специальность 050704 «Дошкольное образование» с дополнительной квалификацией в области музыкального воспитанияПродолжительность: 45 минутЦель: Расширить понимание связи музыки с изобразительным искусством на примере программной музыки русского композитора 19 века М.П.Мусоргского.Задачи: Познакомить с оригинальным, выразительным музыкальным языком композитора, отличающегося острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков; Развить музыкальное мышление обучающихся (желание и умение высказывать своё мнение, рассуждать о средствах выразительности музыки). Сформировать эмоционально положительное отношение обучающихся к дисциплине «Музыкальная литература». Воспитать эмоциональный отклик на музыку М.П.Мусоргского и уважения к музыкальному наследию России.Структура: Организационный момент Изучение нового материала Рефлексия Итог урока Домашнее заданиеОборудование: проектор, интерактивная доска, персональный компьютер, музыкальный центр, записи музыкальных фрагментов на разных носителях, «Словарь эстетических эмоций».Литература: Учебник «Музыка»5 класс, В.В.Алеев, Т.Н.Науменко Учебник «Музыка»5 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Компьютерный диск «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир») ru.wikipedia.org›Мусоргский images.yandex.ru›картинки с выставки Мусоргского ru.wikipedia.org›wiki/Картинки_с_выставкиХод урока:Организационный момент Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Нашим гостем сегодня будет замечательный русский композитор 19 века, один из самых значительных композиторов 19 века - Модест Петрович Мусоргский. СЛАЙД №1(портрет)^ Изучение нового материала Мусоргский мог одновременно обдумывать несколько творческих замыслов. Еще не закончив одно произведение, он задумывался над созданием второго, а в промежутке между их написанием умудрялся сочинить еще несколько. В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года. В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе – цикла пьес для фортепиано «Картинки с выставки». СЛАЙД № 2(название) Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени. СЛАЙД № 3(нотный сборник). Как вы понимаете термин «программная музыка»?Название точно соответствует содержанию. «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана. СЛАЙД № 4(портрет Гартмана) Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича. Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман». Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили фортепианный цикл из 10 пьес - чередование картинных зарисовок. Это произведение представляет собой целую галерею излюбленных русским искусством тем: сказочной, фантастической, богатырской…. Каждая пьеса цикла – это настоящая картина – образ, меткая, яркая, достоверная. Циклическая форма «Картинок с выставки» позволяет назвать его (цикл) СЮИТОЙ. Вспомним определение сюиты. (^ Это циклическое музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных, контрастных по характеру частей, объединенных общим замыслом).Итак, сколько самостоятельных пьес в «Картинках с выставки? (10) «Картинки с выставки» были созданы композитором на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Мусоргский очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельной пьесы сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. О «Картинках с выставки» мудро, лаконично сказал музыкальный критик Б. В. Асафьева «Картинки эти – душа вещей!» Нам следует «прочитывать» и постигать их в символической двухплановой системе знаков: что мы слышим, что диктует нам наше воображение, и какие смыслы стоят за этой реальной конкретностью. Цикл начинается с пьесы «Прогулка», СЛАЙД № 5(название) которая является общей музыкальной темой, объединяющей все 10 пьес. Тема прогулки звучит несколько раз, изменяется, развивается. «Прогулка» призвана настроить слушателя на соответствующий лад, подготовить его к восприятию серии ярких музыкальных картин. Далее эта тема будет повторяться неоднократно между другими номерами цикла. У Гартмана прототипа «Прогулки» нет, этот образ создан самим Мусоргским. Стасов пояснял: «Произведение «Прогулка» как бы иллюстрирует переход зрителя к следующему экспонату выставки и что здесь Мусоргский изобразил сам себя». Тему «Прогулки» композитор назвал интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный, срединный. «Именно в этой теме «перехода» от одной картинки к другой видна, по выражению Мусоргского, его физиономия. С одной стороны, мы почти точно изобразительно слышим и видим, как ступают по выставке посетители ее, как сходятся, расходятся, останавливаются, проходят мимо, недоумевают, иронизируют, смеются, восхваляют! С другой стороны, мы слышим в «прогулках» спокойную, распевную тему, напоминающую одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственный русским песням. Вы услышите «Прогулку» в исполнении пианиста Евгения Кисина. ^ СЛАЙД № 6 (пианист КИСИН) СЛУШАНИЕ «Прогулки» Итак, «Прогулка» символизирует обобщённый характер русского народного духа. Назовите черты характера русского человека, запечатленные в «Прогулке»? Мусоргский был мастером музыкальных зарисовок характеров русских людей, его по праву называют «великим сыном России». Особое место отведено в «Картинках с выставки» изображению фантастического.^ СЛАЙД № 7(название «Гном») «Гном


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.