Реферат по предмету "Экономика и экономическая теория"


Экономическая эффективность в условиях ограниченности ресурсов


18

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция

Дисциплина: Экономическая теория. Часть I

Тема контрольной работы: Экономическая эффективность в
условиях ограниченности ресурсов
(тема № 4).


Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович

Курс: 4.

Дата сдачи: _____________________

Ф.И.О. преподавателя: Панкратов Е.Д.

Оценка: _________________________ Подпись: _________________________

Дата проверки: __________________

План

  • 1. Основа экономикс
    • 1.1. Безграничные потребности
    • 1.2. редкость ресурсов
  • 2. Экономикс и эффективность
  • 2.1. Полная занятость и полный объем производства
    • 2.2. Таблица производственных возможностей
    • 2.3. Кривая производственных возможностей
    • 2.4. Оптимальная структура продукции
    • 2.5. Закон возрастающих вмененных издержек
  • 3. Незанятость ресурсов, экономический рост и будущее
  • 3.1. Незанятость и неполное использование ресурсов
    • 3.2. Рост экономики
    • 3.3. Нынешние альтернативы и будущие возможности
    • 3.4. Практическое применение кривой
  • 4. "Измы"
    • 4.1. Чистый капитализм
    • 4.2. Командная экономика
    • 4.3. Смешанные системы
    • 4.4. Традиционная экономика
  • 5. Резюме

1. Основа экономикс

Два фундаментальных факта образуют основу эко-номикс и, по существу, охватывают всю проблему экономии. Совершенно необходимо тщатель-но определить и глубоко осмыслить эти два факта, поскольку все, что явится предметом изуче-ния в области экономикс, прямо или косвенно свя-зано с ними. Первый факт таков: материальные потребности общества, то есть материальные по-требности составляющих его индивидов и институ-тов, буквально безграничны или неутолимы. Второй факт: экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг, ограниченны или ред-ки.

1.1. Безграничные потребности

Что именно подразумевается под понятием "ма-териальные потребности" в первом случае? Прежде всего желания потребителей приобрести и исполь-зовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, -- так экономисты обозначают полу-чаемое людьми удовольствие или удовлетворение. Их перечень включает поразительно широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т. п. Короче говоря, бесчисленное множество продуктов, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие по-требности. То, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось пред-метом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

Но и услуги также удовлетворяют наши потреб-ности, как и материальные продукты. Ремонт авто-мобиля, удаление аппендикса, стрижка волос и кон-сультация юриста наравне с товарами удовлетворя-ют человеческие потребности. По зрелом размыш-лении мы осознаем, что фактически покупаем много изделий, например автомобили и стиральные маши-ны, именно ради тех услуг, которые они нам оказы-вают. Разница между товарами и услугами зачас-тую оказывается гораздо меньшей, чем это пред-ставляется на первый взгляд.

Материальные потребности включают также по-требности частных предприятий и правительствен-ных ведомств. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовать производственные цели. Правительство, отражая коллективные потребности граждан страны или пре-следуя свои собственные цели, стремится строить автострады, школы, больницы, накапливать воен-ную технику и оружие.

В своей совокупности материальные потребно-сти в практическом смысле неутолимы или безграни-чны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить не-возможно. Подтвердить этот вывод можно с помо-щью простого эксперимента. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, которые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. Затратим определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребно-стей, и он окажется весьма внушительным. Но с те-чением времени потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми. Мате-риальные потребности, подобно кроликам, облада-ют высоким коэффициентом воспроизводства. Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппетиты, а широкая реклама стремится убе-дить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы и в голову не пришло покупать. Еще не так давно у нас не было желания приобретать персо-нальные компьютеры, легкое пиво, видеомагнито-фоны, электронные часы, микроволновые печи. Бо-лее того, удовлетворив простую потребность, мы уже не можем остановиться: известно, что приоб-ретение автомобилей моделей "эскорт" или "шеветт" порождает желание купить "порш" или "мер-седес".

В общем, можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие об-щество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих по-требностей -- пища, одежда, жилье -- имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в об-ществе обычаев и привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые мы стремимся при-обрести, часто предопределяются общей социаль-ной и культурной средой нашего обитания. С тече-нием времени потребности изменяются и умножа-ются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и энергичного сти-мулирования сбыта.

Наконец, подчеркнем также, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заклю-чается в стремлении удовлетворить эти многообраз-ные материальные потребности.

1.2. Редкость ресурсов

Рассмотрим теперь второй фундаментальный факт: экономические ресурсы -- ограниченны или редки? Что мы подразумеваем под понятием "экономи-ческие ресурсы"? В общем, мы имеем в виду все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Всё это включает большой круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные стро-ения, всякого рода оборудование, инструменты, ма-шины, используемые в производстве промышлен-ных товаров и продуктов сельского хозяйства; раз-нообразные средства транспорта и связи; бесчис-ленные виды труда; наконец, последнее, но не менее важное -- землю и всевозможные полезные ис-копаемые. Совершенно очевидно, что возникает не-обходимость в простейшей классификации этих ре-сурсов, и мы их подразделяем на следующие ка-тегории: 1) материальные ресурсы -- земля, или сырьевые материалы, и капитал; 2) людские ресурсы -- труд и предпринимательская способность.

Категории ресурсов. Рассмотрим теперь виды ре-сурсов.

ЗЕМЛЯ. Что вкладывает экономист в понятие "земля"? Гораздо больше, чем большинство людей. К понятию "земля" относятся все естественные ре-сурсы -- все "даровые блага природы", которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как па-хотные земли, леса, месторождения минералов и не-фти, водные ресурсы.

КАПИТАЛ. Что такое капитал? Понятие "капитал", или "инвестиционные ресурсы", охваты-вает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудова-ние, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в произ-водстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвести-рованием.

Инвестиционные товары (средства произ-водства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительс-ких товаров.

В приведенном здесь определении термин "капитал" не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о "денежном капитале", имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги, как таковые, ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал -- ин-струменты, машины и другое производительное оборудование -- это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

ТРУД. Труд -- это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физи-ческих и умственных способностей людей, примени-мых в производстве товаров и услуг (за исключени-ем особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности). Та-ким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональ-ным футболистом, физиком-ядерщиком, -- все они охватываются общим понятием "труд".

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБ-НОСТЬ. Наконец, что можно сказать о том особом человеческом ресурсе, который мы называем предпринимательской способностью, или, проще, предприимчивостью? Мы раскроем спе-цифическое значение этого термина, определив че-тыре взаимосвязанные функции предпринимателя.

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в еди-ный процесс производства товара или услуги. Вы-полняя роль свечи зажигания и катализатора, пред-приниматель одновременно является движущей си-лой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, ко-торый обещает оказаться прибыльным делом.

2. Предприниматель берет на себя трудную за-дачу принятия основных решений в процессе ве-дения бизнеса, то есть те нерутинные решения, которые и определяют курс деятельности пред-приятия.

3. Предприниматель -- это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.

4. Предприниматель -- это человек, идущий на риск. Это следует из тщательного изучения других трех его функций. В капиталистической системе предпринимателю прибыль не гарантирована. Воз-награждением за затраченные им или ею время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки и в конце концов -- банкротст-во. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой ре-путацией, но и вложенными средствами -- своими собственными и своих компаньонов или акци-онеров.

Плата за ресурсы. Ука-занные ресурсы предоставляются частным предпри-ятиям в обмен на денежный доход. Доход, получа-емый от предоставления материальных ресурсов -- сырья и капитального оборудования, -- называ-ется рентным доходом, или доходом в виде процента. Доход, получаемый теми, кто предоставляет свою рабочую силу, называется заработной платой и включает также жалованье и различные допол-нительные выплаты в форме бонусов, комиссион-ных, гонораров, платежей за право пользования па-тентом и т. д. Предпринимательский доход называ-ется прибылью, которая, конечно, может принять отрицательное значение, то есть форму убытка.

Эти четыре большие группы экономических ре-сурсов, часто называемые также факторами произ-водства, оказываются предметом спора, когда дело доходит до классификации конкретных ресурсов. Здесь важно следующее: как бы мы ни колебались в вопросе о том, относить ли данный вид дохода к категории заработной платы, ренты, процента или прибыли, всякий доход можно без большой доли произвола отнести к одной из этих общих категорий.

Относительная редкость ресурсов. Все экономи-ческие ресурсы, или факторы производства, облада-ют одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченной количестве. Наш "кос-мический корабль Земля" содержит лишь ограни-ченное количество ресурсов, которые можно исполь-зовать в производстве товаров и услуг. Пахотные земли, полезные ископаемые, капитальное оборудо-вание и рабочая сила (рабочее время) -- их наличие ограничено определенным пределом. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, ко-торый их редкость ставит перед производственной деятельностью, сам объем производства по необ-ходимости ограничен. Общество не способно произ-вести и потребить весь объем товаров и услуг, кото-рый оно хотело бы получить.

2. Экономикс и эффективность

Мы снова возвращаемся к основному определению экономикс. Экономикс -- это общественная наука, исследу-ющая проблему такого использования или примене-ния редких ресурсов (средств производства), при ко-тором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества (цель производства). Экономикс изучает пути "наилучшего использования того, чем мы облада-ем". Поскольку наши потребности практически без-граничны, а наши ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все материальные потребности об-щества. Единственное, что нам остается, это до-биваться возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей. Экономикс -- это наука об эф-фективности, об эффективности использования ред-ких ресурсов.

Какой именно смысл вкладывают экономисты в понятие "эффективность"? Последнее несколько схоже с понятием "эффективность", употребляемым в технике. Инженер-машиностроитель говорит, что паровоз обладает "эффективностью, то есть КПД, лишь 10%", поскольку большая часть -- примерно 90% -- энергии от сгораемого в нем топлива не превращается в продуктивную энергию, а тратится попусту из-за трения и потерь тепла. Расходуемое топливо (затраты) не реализуется в виде максималь-ного производства полезной энергии (выпуск).

Экономическая эффективность также охватыва-ет проблему "затраты -- выпуск". Конкретно го-воря, она характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в резуль-тате количеством какого-либо потребного проду-кта. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эф-фективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффек-тивности.

2.1. Полная занятость и полный объем производства

Общество стремится использовать свои редкие ресу-рсы эффективно, то есть оно желает получить мак-симальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из его ограниченных ресурсов. Что-бы этого добиться, оно должно обеспечить и пол-ную занятость, и полный объем производства.

Под полной занятостью мы понимаем использование всех пригодных для этого ресурсов. Рабочие не должны вынужденно оказываться без работы; экономика должна обеспечивать занятие для всех, кто хочет и способен трудиться. Не долж-ны также простаивать пахотные земли или капи-тальное оборудование. Подчеркиваем, что исполь-зоваться должны только пригодные для этого ресур-сы. Каждому обществу присущи известные обычаи и установившаяся практика, которые определяют, какие именно ресурсы пригодны для применения. Например, законодательством и обычаем предус-матривается, что труд детей и престарелых не следу-ет использовать. Равным образом и пахотные земли в целях обеспечения их плодородия необходимо пе-риодически оставлять под паром.

Полный объем производства здесь про-сто означает, что ресурсы надо распределять эффек-тивно, то есть что применяемые ресурсы следует использовать таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции. Необходимо избегать направления астрофизиков в сельскохозяйственное производство, а опытных фермеров в наши центры космических исследова-ний! Мы не хотим также, чтобы район Крайнего Севера засевались хлопком, а район Черноземья -- ягелем. Полный объем производства предполагает также примене-ние наилучших из имеющихся технологий. Мы не хотим, чтобы наши фермеры убирали пшеницу с по-мощью косы, а кукурузу -- вручную. Не хотим мы также строить автомобили по примитивной кон-вейерной технологии их сборки, введенной Генри Фордом в 20-х годах.

2.2. Таблица производственных возможностей

Сущность проблемы экономии можно проиллюстри-ровать даже еще более четко, используя для этого таблицу производственных возможностей. Этот ме-тод выявляет самую суть проблемы экономии: по-скольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Допущения. Чтобы наилучшим образом проил-люстрировать проблему экономии, мы принимаем несколько определенных допущений.

1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Экономика функциони-рует в условиях полной занятости и достигает пол-ного объема производства.

2. ПОСТОЯННОЕ КОЛИЧЕСТВО РЕСУРСОВ. Имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству. Но, разумеется, в определенных пределах может изменяться соот-ношение их использования на различные цели, то есть их можно перераспределять; например, относи-тельно неквалифицированный работник может ра-ботать на ферме, в ресторане быстрого обслужива-ния или на автозаправочной станции.

3. НЕИЗМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Технология производства принимается постоянной, то есть в хо-де нашего анализа она не изменяется. Второе и тре-тье допущение подразумевают, что мы рассматри-ваем нашу экономику по ее состоянию на опреде-ленный момент времени или на протяжении очень короткого периода. Для относительно долгого пе-риода было бы нереалистично исключать техничес-кий прогресс и возможность изменения состава име-ющихся ресурсов.

4. ДВА ПРОДУКТА. Для еще большего упроще-ния сделаем допущение, что наша экономика произ-водит не бесчисленное множество товаров и услуг, как это имеет место в действительности, а лишь два продукта -- промышленные роботы и пиццу. Пицца символизирует потребительские товары, то есть те товары, которые непосредственно удовле-творяют наши потребности. Промышленные робо-ты символизируют средства производст-ва, товары производственного на-значения, то есть те товары, которые удовлетво-ряют наши потребности косвенно, обеспечивая более эффективное производство потребительских това-ров.

Необходимость выбора. А теперь, не становится ли очевидным из принятых нами допущений, что наша экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами? Общий объем име-ющихся ресурсов ограничен. Следовательно, огра-ниченна и способность нашей экономики произ-водить промышленные роботы и пиццу. Ограничен-ность ресурсов означает ограниченность выпуска. Поскольку ресурсы ограниченны и применяются целиком, всякое увеличение производства промыш-ленных роботов потребует переключения части ре-сурсов с производства пиццы. Правилен также и противоположный вывод: если мы предпочтем увеличить производство пиццы, необходимые для этого ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства роботов. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели. Образно говоря, "бесплатных ланчей не бывает". В этом суть проблемы экономии.

Давайте порассуждаем на примере приведенных в таблице 1 альтернативных комбинаций коли-честв промышленных роботов и пиццы, из которых наше общество может выбирать. Несмотря на то, что данные в этой и последующих таблицах гипотетические, иллюстрируемые ими положения имеют огромное практическое значение. Согласно альтернативе А, наша экономика направила бы все свои ресурсы на производство роботов, то есть товаров производственного назначения. А при альтернативе Е все наличные ресурсы были бы употреблены на производство пиццы, то есть предметов потребления. Обе эти альтернативы представляют собой явно нереалистичные крайно-сти; всякая экономика обычно находит баланс в распределении общего объема своего производст-ва между товарами производственного назначения и потребительскими товарами. По мере продвиже-ния от альтернативы А до Е мы увеличиваем производство предметов потребления (пиццы). Как? Переключением ресурсов с производства средств производства. Поскольку мы знаем, что потреби-тельские товары непосредственно удовлетворяют наши потребности, любое продвижение в направле-нии альтернативы Е представляется нам заман-чивым. Двигаясь в этом направлении, общество увеличивает удовлетворение своих текущих потреб-ностей. Однако такая политика дорого обходится. Подобное переключение ресурсов со временем нанесет удар самому обществу, поскольку запас его средств производства сокращается или, по крайней мере, перестает увеличиваться обычным темпом, а в результате потенциал будущего производства снижается. Короче говоря, продвигаясь от альтер-нативы А к Е, общество фактически делает выбор в пользу политики "больше сейчас" за счет полити-ки "намного больше потом". Напротив, продвига-ясь от альтернативы Е к А, общество выбирает политику воздержания от текущего потребления. Такое жертвование текущим потреблением высво-бождает ресурсы, которые могут быть исполь-зованы для увеличения производства средств произ-водства. Наращивая таким путем запас своего капитала, общество может рассчитывать на боль-ший объем производства, а поэтому и на большее потребление в будущем.

Таблица 1

Возможности производства пиццы в промышленных роботов при полной занятости ресурсов, 1990 (гипотетические данные)

Вид

Производственные альтернативы

А

В

С

D

Е

Пицца (сотни тыс.)

0

1

2

3

4

Роботы (тыс.)

10

9

7

4

0

Главная идея здесь сводится к следующему: в любой момент времени экономика полной занято-сти и полного объема производства должна жертво-вать частью продукта X, чтобы получить больше продукта Y. Тот решающий факт, что экономичес-кие ресурсы редки, не позволяет такой экономике увеличивать одновременно и Х и Y.

2.3. Кривая производственных возможностей

Чтобы углубить понимание таблицы производственных возможностей, рассмот-рим приведенные в ней данные в их графическом изображении. Используем простой двухмерный гра-фик, произвольно разместив данные о производстве роботов (средств производства) на вертикальной оси, а данные о производстве пиццы (потребительс-ких товаров) на горизонтальной оси, как это показа-но на рисунке 1. Каждая точка на кривой производственных воз-можностей представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Таким образом, эта кривая фактически изображает некую границу. Чтобы осуществить различные комбинации произво-дства пиццы, роботов, показанные на кривой произ-водственных возможностей, общество должно обес-печить полную занятость ресурсов и полный объем производства. Все сочетания пиццы и роботов на кривой представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате наиболее эффективного использования всех имею-щихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой про-изводственных возможностей, как, например, точка W, оказались бы предпочтительнее любой точки на кривой; но такие точки недостижимы при данном количестве ресурсов и при данной технологии произ-водства. Барьер ограниченности ресурсов не допуска-ет какого-либо сочетания производства средств про-изводства и предметов потребления в точке, располо-женной вне кривой производственных возможностей.

Рисунок 1. Кривая производственных возможностей

2.4. Оптимальная структура продукции

Если все параметры производства на кривой про-изводственных возможностей отражают состояние полной занятости и полного объема производства, какую их комбинацию общество предпочтет? Возьмем, например, точки B и D на рисунке 1. Какой из вариантов выпуска этих продуктов предпочтительнее или "лучше"? Это не относящийся к науке, или нормативный, вопрос; здесь возникает проблема действующих в обществе ценностей, выражаемых контролирующей его группой -- ди-ктатурой, партией, электоратом, гражданским на-селением, индивидуальными институтами или некой их комбинацией. Экономист в данном случае может лишь утверждать, что если производст-венные возможности общества таковы, какими они показаны в таблице 1, и если общество желает иметь такую комбинацию продуктов, какую, скажем, даст альтернатива В, то оно использует свои ресурсы неэффективно, если общий объем производства включает только 8 7/8 единиц (тысяч) роботов и 9/10 единиц (сотен тысяч) пиццы. Эко-номист может также утверждать, что общество своими наличными ресурсами не способно обес-печить национальное производство в объеме 9 Ѕ единиц роботов и 1 3/8 единиц пиццы. Здесь мы имеем дело с количественными, объективными, положительными утверждениями. Однако какого бы личного мнения ни придерживался экономист, как ученый, представляющий общественную науку, он не может доказать, что комбинация В "лучше" или "хуже" комбинации D. Это уже проблема чисто качественного или нормативного характера.

2.5. Закон возрастающих вмененных издержек

Мы подчеркивали, что ресурсы редки относительно фактически безграничных потребностей, для удов-летворения которых эти ресурсы могут быть ис-пользованы. Поэтому приходится делать выбор между альтернативным их применением. Конкрет-но, большее количество Х (пиццы) означает мень-шее количество Y (роботов). Количество других про-дуктов, от которого следует отказаться или кото-рым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называется вмененными издержками производства этого продук-та. В нашем случае количество Y (роботов), от которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительную единицу Х (пиццы), и есть вменен-ные издержки, или, просто, издержки производства этой единицы X. Передвигаясь в таблице 1 от альтернативы А до В, мы устанавливаем, что из-держки производства одной единицы пиццы равны издержкам производства одной единицы роботов. Однако по мере того как мы следуем за движением издержек при переходе к дополнительным произ-водственным возможностям -- от В к С, от С к D и т. д., -- нам открывается важный экономи-ческий принцип. В процессе движения от альтер-нативы А к альтернативе Е стоимость роботов, которыми приходится жертвовать, чтобы получить каждую дополнительную единицу пиццы возраста-ет. При переходе от А до В на получение одной дополнительной единицы пиццы приносится в жерт-ву одна единица роботов, но при переходе от В до С требуется на получение одной дополнительной единицы пиццы жертвовать уже двумя единицами роботов; затем соответственно на одну единицу пиццы -- три единицы роботов и, наконец, на одну единицу пиццы -- четыре единицы роботов. И на-оборот, обнаруживается, что при движении от Е до А издержки на производство дополнительной еди-ницы роботов равны соответственно издержкам на производство 1/4, 1/3, 1/2 и одной единицы пиццы для каждого из четырех перемещений.

Вогнутость. В графическом изображении закон возрастающих вмененных издержек на-ходит отражение в форме кривой производственных возможностей. Конкретно, эта кривая имеет вогну-тую форму или отклоняется от точки координат. Почему? А потому, что, как это подтверждают ли-нии перпендикуляров на рисунке 1, когда экономи-ка движется от альтернатив А до Е, она вынуждена последовательно отказываться от все большего ко-личества роботов (1, 2, 3, 4 -- на вертикальной оси), чтобы получить равные приросты количества пиццы (1, 1, 1, 1 -- на горизонтальной оси). Технически это означает, что наклон кривой производственных воз-можностей становится все круче по мере продвиже-ния от А к Е, и такая кривая, естественно, является вогнутой, если смотреть на нее из начала координат.

Логическое обоснование. Каков экономический смысл закона вмененных возрастающих издержек? Почему увеличение производства пиццы связано с не-обходимостью жертвовать все большим количеством роботов? Ответ на этот вопрос довольно сложен. Однако, если сформулировать его упрощенно, он сводится к следующему: экономические ресурсы непри-годны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов. Когда мы пытаемся уве-личить производство пиццы, приходится все менее и менее приспособленные для такого рода примене-ния ресурсы насильственно внедрять, "втискивать" в эту отрасль производства. Начиная переход от альтернативы А к Б, мы вначале имеем возможность выбрать такие ресурсы, производительность которых в производстве пиццы выше по сравнению с их производительностью в изготовлении роботов. Но по мере того как мы продвигаемся от В к С, от С к D и т. д., те ресурсы, которые весьма производительны в процессе производства пиццы, становятся все более редкими. Чтобы получить больше пиццы, требуется уже использовать и те ресурсы, производительность которых в производстве роботов выше, чем в произ-водстве пиццы. Очевидно, что таких ресурсов требует-ся все больше и больше для производства дополни-тельной единицы пиццы, а следовательно, необходи-мо изымать все большее количество ресурсов из производства роботов. Это отсутствие совершенной эластичности, или взаимозаменяемости, ресурсов -- а отсюда и необходимость увеличения количества ресурсов, переключаемых с производства одного про-дукта для получения все большего количества допол-нительных единиц другого продукта, -- и составляет экономический смысл закона возрастающих вменен-ных издержек, причем издержек, которые в данном случае выражены не в виде денежных единиц, а в виде жертвования продуктами в натуре.

При нереали-стическом допущении полной взаимозаменяемости ресурсов производственные возможности на графи-ке образуют прямую линию, предполагающую по-стоянные вмененные издержки; закон возрастаю-щих издержек находит подтверждение в продвиже-нии вверх по кривой от альтернативы Е к альтерна-тиве А.

Отступление. Здесь имеет смысл снова подчерк-нуть, что кривая производственных возможностей служит иллюстрацией четырех основных идей. Во-первых, редкость ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продуктов, расположенные с внешней стороны кривой производственных воз-можностей, неосуществимы. Во-вторых, возмож-ность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных до-стижимых комбинаций продуктов, расположенных на (или внутри) этой кривой. В-третьих, нисходя-щий наклон кривой подразумевает понятие о вме-ненных издержках. Наконец, в-четвертых, вогну-тость кривой показывает увеличение вмененных издержек.

3. Незанятость ресурсов, экономический рост и будущее

Важно понять, что происходит, когда первые три допущения, лежащие в основе построения кривой производственных возможностей, не срабатывают..

3.1. Незанятость и неполное использование ресурсов

Первое допущение заключалось в том, что наша экономика характеризуется полной занятостью ресурсов и полным объемом производства. А какие изменения претерпел бы наш анализ и наши выводы, если бы имелись бездействующие ресурсы (незанятость) или если бы применяемые ресурсы использовались неэффективно (неполное исполь-зование)? При полной занятости ресурсов и полном объеме производства наши пять альтернатив пред-ставляют ряд максимальных объемов производства, то есть они показывают, какие комбинации ко-личеств роботов и пиццы могут быть произведены, когда экономика функционирует на полную мо-щность. Между тем при незанятости или неполной занятости ресурсов экономика производила бы меньше продукции, чем при каждой альтернативе, показанной в таблице 1.

Графически ситуация незанятости или неполной занятости ресурсов может быть представлена точ-кой внутри первоначальной кривой производст-венных возможностей, воспроизведенной на ри-сунке 2. Такой точкой является точка U. Здесь мы обнаруживаем, что экономика отстает от различных максимальных комбинаций произво-дства пиццы и роботов, представленных всеми точками на кривой производственных возмож-ностей. Стрелки на рисунке 2 указывают на три возможных пути возврата к полной занятости ресурсов и полному объему производства. При этом продвижение к полной занятости ресурсов и полному объему производства влечет за собой увеличение производства одного или обоих про-дуктов.

Рисунок 2. Незанятость ресурсов и кривая производственных возможностей

Любая точка внутри кривой производственных возмож-ностей, как, например, U, показывает незанятость или неполную занятость ресурсов. Продвигаясь к полной их занятости и полному объему производства, общество мо-жет, как указывают стрелки, производить большее количе-ство либо одного, либо обоих продуктов.

3.2. Рост экономики

Что произойдет с кривой производственных воз-можностей, если мы откажемся от допущений, согласно которым количество и качество ресурсов и технология остаются неизменными? Ответ таков: положение кривой производственных воз-можностей сместится, то есть изменится по-тенциальный общий объем производства в эко-номике.

Увеличивающееся предложение ресурсов. Давай-те теперь откажемся от упрощенного допущения, по которому совокупные ресурсы имеющейся земли, рабочей силы, капитала и предпринимательской способности сохраняются неизменными как по ко-личеству, так и по качеству. Здравый смысл под-сказывает, что с течением времени рост населения страны приводит к количественному увеличению ра-бочей силы и предпринимательской способности. К тому же качество рабочей силы обычно со временем повышается. При допущении, что сохра-няются полная занятость ресурсов и полный объем производства, чистым итогом этого роста предло-жения факторов производства явится способность производить большее количество и роботов и пиц-цы. Таким образом, скажем, в 2010 г. данные о про-изводственных возможностях за 1990 год, приведен-ные в таблице 1, могут оказаться устаревшими и уступить место данным, показанным в таблице 2. При этом увеличение наличных ресурсов приводит к увеличению потенциального объема производства одного или обоих продуктов в каж-дом варианте: происходит экономический рост, вы-ражающийся в увеличении потенциального объема продукции.

Однако обратите внимание на следующий важ-ный момент: такое благоприятное смещение кривой производственных возможностей не создает гаран-тии того, что экономика станет действительно функ-ционировать в режиме, представленном точкой на этой новой кривой. Экономика может и не суметь полностью реализовать свои новые возможности. В настоящее время примерно 120 млн. рабочих мест могут нам обеспечить полную занятость рабочей силы, однако спустя 10 или 20 лет численность нашей рабочей силы увеличится в результате роста населения, и 120 млн. рабочих мест уже будет недо-статочно для обеспечения полной занятости. Короче говоря, кривая производственных возможностей может сместиться, а производство может и не осу-ществиться в объеме, указанном точкой на этой новой кривой.

Технический прогресс. Другое принятое нами до-пущение заключается в признании постоянства, или неизменности, технологии. Как свидетельствуют факты, техника и технология существенно прогрес-сировали в течение длительного периода. Что вле-чет за собой технический прогресс? Новые и луч-шего качества товары, а также совершенствование способов производства этих товаров. Пока что бу-дем считать, что технический прогресс влечет за собой лишь совершенствование средств производст-ва -- создание более эффективных машин и обору-дования. Как такой технический прогресс изменяет нашу прежнюю характеристику проблемы эконо-мии? А вот как: повышая эффективность производ-ства, технический прогресс позволяет обществу про-изводить больше товаров из неизменного количест-ва ресурсов. Так же как и при увеличении количества ресурсов, технический прогресс позволяет произво-дить больше роботов и больше пиццы.

Таблица 2.

Возможности производства пиццы и роботов при полной занятости ресурсов, 2010 г. (гипотетические данные)

Вид продукта

Производственные альтернативы

А

В

С

D

Е

Пицца (сотни тыс.)

0

2

4

6

8

Роботы (тыс.)

14

12

9

5

0

Что происходит с кривой производственных воз-можностей на рисунке 2, когда имеет место увели-чение предложения ресурсов или совершенствование техники и технологии? Кривая смещается вовне и вправо, как свидетельствует кривая А -Е на рисун-ке 3. Экономический рост -- способность производить больший общий объем продукции -- вы-ражается о смещении кривой производственных воз-можностей вправо; он представляет собой резуль-тат увеличения предложения ресурсов и техничес-кого прогресса. Следствием экономического роста является то, что наша экономика при полной заня-тости ресурсов может обеспечить больший объем производства и пиццы и роботов. В то время как статичная, нерастущая, экономика вынуждена жерт-вовать частью X, чтобы получить больше Y, дина-мичная, растущая, экономика способна располагать большим количеством и Х и Y.

Рисунок 3. Экономический рост и кривая производственных возможностей

Обычно экономический рост не влечет за собой пропорционального увеличения мощностей нации по производству разных продуктов. Рисунок 3 показывает, что, хотя экономика в состоянии про-изводить вдвое больше пиццы, рост производства роботов составляет лишь 40%.

Увеличение предложения ресурсов и технический прогресс, характеризующие растущую экономику, смещают кривую производственных возможностей вовне и вправо. Это по-зволяет экономике производить большее количество обоих видов продуктов.

3.3. Нынешние альтернативы и будущие возможности

Уже предыдущие параграфы могли подсказать вам следующий важный тезис: теперешний выбор точки на кривой производственных возможностей экономи-ки служит основной детерминантой будущего поло-жения этой кривой. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, обозначим на двух осях кривой произ-водственных возможностей "товары для настояще-го" и "товары для будущего", как это показано на рисунке 2-4 (а) и (б). К "товарам для будущего" мы относим средства производства, научные исследова-ния и образование, профилактическую медицину. Все они в совокупности, несомненно, должны увели-чивать количество и совершенствовать качество ма-териальных ресурсов, расширять объем технологи-ческой информации и повышать качество людских ресурсов. Как мы уже видели, "товары для будуще-го" являются составными элементами экономичес-кого роста. Под "товарами для настоящего" мы подразумеваем чисто потребительские товары -- предметы питания, одежду, нетрадиционные то-вары, автомобили, газонокосилки и т. п.

Рисунок 4. Выбор экономикой позиции на кривой производственных возможностей для данного момента способствует определению положения кривой в будущем

Предположим теперь, что существуют две эко-номики, Алфания и Бетания, которые в данный момент во всех отношениях идентичны, за исключе-нием того, что в настоящее время (1990 г.) Алфания на ее кривой производственных возможностей отда-ет предпочтение не "товарам будущего", а "теку-щим товарам". Точка на рисунке 4(а) отражает эту альтернативу. В свою очередь, Бетания в настоящее время (1990 г.) отдает предпочтение выпуску боль-шего объема "товаров будущего" за счет уменьше-ния объема "товаров для настоящего" (рисунок 4(6). Следовательно, при неизменности всех про-чих позиций можно предвидеть, что будущая (2010 г.) кривая производственных возможностей Бетании окажется значительно более смещенной вправо, чем кривая Алфании. Иначе говоря, избрав сегодня структуру производства, которая более благоприят-ствует технологическому прогрессу, увеличению ко-личества и повышению качества материальных и людских ресурсов, Бетания сумеет обеспечить больший экономический рост, чем Алфания, чей сегодняшний выбор структуры производства менее сориентирован на те товары и услуги, которые спо-собствуют смещению кривой производственных возможностей вправо. Руководствуясь исключите-льно идеей примата средств производства, Бетания предпочитает делать больше пристроек к своей "на-циональной фабрике", то есть инвестировать боль-шую долю своей текущей продукции, чем Алфания. Такой выбор обеспечивает Бетании компенсацию, или выгоду, в форме более быстрого экономичес-кого роста -- в виде большей производственной мощности в будущем. Разумеется, это достигается ценой меньшего объема потребительских благ для текущих нужд.

3.4. Практическое применение кривой

Рассмотрим некоторые из многих возможных об-ластей практического применения кривой производ-ственных возможностей.

1. Формирование микроэкономических расчетов. Хотя предметом нашего анализа служат макроэко-номические величины, то есть структура производ-ства в экономике в целом, понятия редкости, выбо-ра альтернатив и вмененных издержек применимы также и на микроэкономическом уровне. Так, ин-дивиды получают ограниченные денежные доходы потому, что они вкладывают ограниченное количе-ство ресурсов в производственный процесс. Ограни-ченный личный бюджет означает необходимость де-лать выбор при покупке товаров и услуг или посту-паться чем-либо одним в пользу другого (см. гл. 23).

Покупка пары джинсов может повлечь за собой отказ (вмененные издержки) от обеда и билета на концерт рок-музыки. Подобно этому многие студен-ты сталкиваются с проблемой распределения своего времени между учебными занятиями и работой, по-зволяющей оплачивать их учебу. Здесь возникает разновидность кривой производственных возмож-ностей, предусматривающая альтернативное испо-льзование ресурсов, которая показывает, что боль-шее количество времени, затрачиваемого на работу, означает больший денежный доход, но это же влечет за собой и уменьшение времени на учебу, и более низкие учебные оценки.

2. Вступление в воину. Исторический пример. В 1941 г., когда Соединенные Штаты приступили к развертыванию производства вооружения для нужд второй мировой войны, в стране существовала значительная безработица. Вот почему наша эконо-мика оказалась способной создать производство не-имоверно большого количества военной продукции и одновременно увеличить объем производства по-требительских товаров (рисунок 2). С другой сто-роны, Советский Союз вступил во вторую мировую войну в условиях почти полной загрузки производ-ственных мощностей, то есть советская экономика функционировала на уровне, приближающемся к полной занятости ресурсов. Поэтому подготовка Советского Союза к войне была связана со значи-тельным переключением ресурсов из сферы произ-водства гражданской продукции, сопровождавшим-ся снижением уровня жизни населения.

Любопытно, что в период войны во Вьетнаме Соединенные Штаты оказались в таком же положе-нии, в каком был Советский Союз во время второй мировой войны. В середине 60-х годов в нашей экономике существовали условия полной занятости, и администрация президента Джонсона увеличила расходы на ведение войны во Вьетнаме, одновре-менно увеличив расходы на внутренние программы "войны с бедностью". Эта попытка одновременно решить две задачи в экономике полной занятости -- увеличения производства и пиццы и роботов, или, точнее, и пушек и масла -- была обречена на провал. Попытка тратить больше, чем экономика могла производить, то есть выйти на точку, вроде W на рисунке 1, существенно спо-собствовала возникновению двузначной инфляции в 70-х годах.

3. Дискриминация. Дискриминация по расовой принадлежности, полу, возрасту и этническому при-знаку служит препятствием на пути эффективного распределения или использования людских ресурсов и тем самым ограничивает функционирование эко-номики на какой-то точке внутри кривой произ-водственных возможностей. Проще говоря, диск-риминация не позволяет черным, женщинам и дру-гим получать работу, на которой общество могло бы эффективно использовать имеющиеся у них ква-лификацию и способности. Устранение дискрими-нации поэтому помогло бы переместить экономику с какой-то точки внутри кривой производственных возможностей на точку, находящуюся на самой кривой.

4. Замедление роста производительности труда. С середины 60-х годов в США наблюдалось весьма тревожное снижение темпов повышения производи-тельности труда; иными словами, рост выработки на человеко-час сократился. Некоторые экономисты усматривают главную причину этого снижения в замедлении роста механизации труда из-за низкого уровня инвестиций. Исправить поло-жение рекомендовалось посредством увеличения объема инвестиций по отношению к объему потреб-ления. Иначе говоря, предлагается перемещение с точки D к точке С на кривой на рисунке 1. Чтобы облегчить такое перемещение, подходящей полити-кой считается введение специальных налоговых льгот, которые обеспечивают более высокую при-быльность частных инвестиций. Расчет на то, что восстановление более высокого темпа роста произ-водительности труда ускорит со временем также и рост всей экономики (то есть кривая производст-венных возможностей сместится вправо).

5. Факторы внешней торговли. Самый простой вывод из кривой производственных возможностей заключается в том, что страна не может жить не по средствам, то есть выйдя за пределы своего произ-водственного потенциала. Однако, принимая в рас-чет возможности внешней торговли, это утвержде-ние следует модифицировать в двух направлениях.

Во-первых, как мы установим в дальнейшем, путем международной специализации и внешней торговли страна может восполнить ограниченный потенциал производства, обусловливаемый кривой внутренних производственных возможностей. Ины-ми словами, мы обнаружим, что международная специализация и внешняя торговля оказывают на экономику такое же воздействие, какое оказывают увеличение количества и повышение качества ре-сурсов или создание новых технологий произво-дства. И то и другое приводит к возрастанию количества капитала и потребительских товаров в распоряжении общества. Международная специ-ализация и внешняя торговля эквивалентны эко-номическому росту.

Во-вторых, в сфере внешней торговли страна может создать комбинации товаров вне своей внут-ренней кривой производственных возможностей (вроде той, какую показывает точка W на рисунке 1) путем образования торгового дефицита, то есть путем превышения импорта товаров из других стран мира над экспортом своих товаров в эти страны. По существу, именно так Соединенные Штаты и поступали в последние годы. Например, в 1987 г. внешнеторговый дефицит США составил приблизительно 160 млрд. дол., то есть импорт пре-высил экспорт на 160 млрд. дол. В результате США получили в свое распоряжение на 160 млрд. дол. больше продукции, чем они получили от внутрен-него производства.

Это выглядит как весьма благоприятное поло-жение дел. К сожалению, здесь возникает ловушка. Чтобы обеспечить финансовое покрытие своего де-фицита, то есть оплатить превышение импорта над экспортом, США вынуждены залезать в долги к сво-им внешнеторговым партнерам или передать в соб-ственность других стран какую-то часть своих ак-тивов. Аналогия: как вы можете жить, расходуя средства сверх своего текущего дохода? Ответ: по-лучая ссуды от родителей, продавцов товаров или от финансового учреждения. Ответ может быть и другим: вы можете продать часть своих матери-альных активов (автомобиль, стереоустановку) или часть финансовых активов (акции, облигации). Именно это и делали Соединенные Штаты. Выясня-ется, что важнейшим следствием крупных и постоянных торговых дефицитов США является то, что в руках иностранцев оказывается все больше амери-канских частных и государственных обязательств, все большее количество наших корпораций, сельско-хозяйственных земель и недвижимости. Чтобы пога-сить наши долги и выкупить эти активы, в бу-дущем придется сильно затянуть пояса. Необходимо создать такое сочетание товаров в пределах нашей кривой производственных возможностей, которое позволит экспортировать больше, чем импортиро-вать, то есть обеспечить активное сальдо торгового баланса, которое даст возможность погасить нашу внешнюю задолженность и вернуть себе собствен-ность на потерянные активы.

4. "Измы"

Теперь следует осознать, что для решения пробле-мы экономии общество может использовать множе-ство институциональных структур и координацион-ных механизмов. Вообще говоря, индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на сред-ства производства и 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономи-ческая деятельность. Давайте кратко рассмотрим главные черты двух "полярных" моделей экономи-ческих систем.

4.1. Чистый капитализм

Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции (laissez faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием си-стемы рынков и цен для координации экономи-ческой деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотиви-руется его личными, эгоистическими интересами; каждая экономическая единица стремится макси-мизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функциони-рует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предают-ся гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы пред-лагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих по-купателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рас-сеяна. Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильно-сти производства и занятости, быстрому экономи-ческому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсе отсутствует необходимость в правительствен-ном планировании, в правительственном контроле и вмешательстве в экономический процесс. В самом деле, сам термин laissez faire в приблизительном переводе означает "пусть идет, как идет" {"let it be"), то есть пусть правительство не вмешивается в экономику. Резон здесь в том, что такое вме-шательство подрывает эффективность функциони-рования рыночной системы. Роль правительства поэтому ограничивается защитой частной собствен-ности и установлением надлежащей правовой струк-туры, облегчающей функционирование свободных рынков.


4.2. Командная экономика

Полярной альтернативой чистому капитализму яв-ляется командная экономика, или коммунизм. Эту систему характеризуют общественная собственность практически на все материальные ре-сурсы и коллективное принятие экономических ре-шений посредством централизованного экономичес-кого планирования. Все крупные решения, касающи-еся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производ-ства, принимаются центральным плановым орга-ном. Предприятия являются собственностью госу-дарства и осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, произ-водственные планы устанавливаются плановым ор-ганом для каждого предприятия, причем план конк-ретизирует количество ресурсов, которое должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнять свои производственные задания. Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может, распределяются согласно плану по геогра-фическим районам. Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потре-бления устанавливается централизованно, таким же образом осуществляется и распределение потреби-тельских товаров среди населения. Средства про-изводства распределяются между отраслями на ос-нове долговременных приоритетов, устанавливае-мых центральным плановым органом.

4.3. Смешанные системы

В реальной действительности экономические систе-мы располагаются где-то между крайностями чи-стого капитализма и командной экономики. Эко-номика Соединенных Штатов ближе к чистому ка-питализму, но с существенными отличиями. Правительство США играет активную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в не-достаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой, модифицируя распределение доходов и т. д. В отличие от характерной для чистого капитализма широкой рассредоточенности экономической власти среди множества мелких еди-ниц, американский капитализм породил могущест-венные экономические организации в форме круп-ных корпораций и сильных профсоюзов. Спосо-бность этих мощных блоков манипулировать ра-ботой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает до-полнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. В свою очередь, Со-ветский Союз, хотя он и был весьма близок к командной системе, в известной мере опирается на диктуемые рынком цены и сохранял некоторые остатки ча-стной собственности.

Следует, однако, подчеркнуть, что частная соб-ственность и опора на рыночную систему, так же как и общественная собственность и централизован-ное планирование, не всегда существуют параллель-но, одновременно друг с другом. Например, фа-шизм гитлеровской нацистской Германии был на-зван авторитарным капитализмом, по-скольку экономика там была поставлена под жесткий контроль и ею так же жестко управляли, хотя собственность оставалась частной. В проти-воположность этому, югославской экономике ры-ночного социализма были свойственны об-щественная собственность на ресурсы и одновремен-но возрастающая опора на свободные рынки, пре-следовавшие цель организовать и координировать экономическую деятельность. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Не-смотря на то что свыше 90% хозяйственной де-ятельности сосредоточено там в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В свою очередь, японская экономика от-личается весьма развитым планированием и "коор-динацией" экономической деятельности правитель-ства и частного сектора. Таблица 3 дает общее представление о разных методах классификации экономических систем на основе используемых нами двух критериев.

Таблица 3

Сравнительный анализ экономических систем

Собственность на ресурсы

Координационный механизм

Рыночная система

Централизованное планирование

Частная Общественная

Соединенные Штаты

Югославия

Нацистская Германия

Советский Союз

4.4. Традиционная экономика

Таблица 3 охватывает индустриально развитые или, по крайней мере, полуразвитые страны. Во многих экономически слаборазвитых странах дей-ствуют традиционные, или основанные на обычаях, экономические системы. Техника произ-водства, обмен, распределение доходов базируются здесь на освященных временем обычаях. Наследст-венность и касты диктуют экономические роли индивидов, социоэкономический застой четко выра-жен. Технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены, так как они вступают в проти-воречие с традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культурные ценности здесь первичны по сравнению с экономи-ческой деятельностью, а общество отстаивает со-хранение статус-кво. Принимая решение о вступле-нии на путь экономического развития, страны с традиционной экономикой неизбежно сталкива-ются с вопросом о том, какая из моделей, приве-денных в таблице 3, явится следствием их эконо-мического роста и одновременно окажется наиме-нее несовместимой с экономическими и неэкономи-ческими целями, признаваемыми в данном обществе.

Следует подчеркнуть главное: не существует од-нозначного или общепризнанного решения пробле-мы экономии. Разные общества, обладающие раз-личным культурным и историческим прошлым, раз-ными обычаями и традициями, противоположными идеологическими устоями (не говоря уже о ресурсах, различающихся между собой и количественно и ка-чественно), используют разные институты для реше-ния реальной проблемы относительной редкости ре-сурсов. Например, такие страны, как Россия, Соединенные Штаты, Англия, пытаются до-биться эффективности использования своих ресурсов каждая по-своему, в рамках признанных там целей, идеологий, уровней технологии, обеспеченности ресурсами и культурных ценностей. Луч-ший способ решения дилеммы "неограниченные по-требности -- редкие ресурсы" в одной экономичес-кой системе может оказаться непригодным в другой системе.

5. Резюме

1. Наука "экономикс" исходит из двух основных фактов: во-первых, материальные потребности людей практически безграничны; во-вторых, экономические ресурсы редки.

2. Экономические ресурсы можно классифицировать как материальные ресурсы (сырье и капитал) или как людские ресурсы (рабочая сила и предпринимательская способность).

3. Наука "экономике" занимается проблемой маневри-рования редкими ресурсами в производстве товаров и услуг с целью насыщения материальных потребностей общества. Чтобы стала возможной эффективность такого маневриро-вания ими, жизненно важно обеспечить полную занятость имеющихся ресурсов и соответствующий полный объем про-изводства.

4. В любой данный момент экономика полной занятости ресурсов и полного объема производства вынуждена жертво-вать выпуском одних видов товаров и услуг, чтобы добиться увеличения производства других. В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, переключение ресурсов из од-ной сферы их применения в другую обусловливает возник-новение закона возрастающих вмененных издержек; иначе говоря, производство дополнительных единиц продукта Х влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц продукта Y.

5. С течением времени технологический прогресс, увели-чение количества и повышение качества людских и матери-альных ресурсов позволяют экономике производить все бо-льше всех товаров и услуг. Выбор обществом структуры современного производства служит детерминантом будущего положения кривой производственных возможностей.

6. Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему под-ходу к решению проблемы экономии. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственно-стью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы или цент-рализованного планирования.

Список использованных источников

1. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1995.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.