Реферат по предмету "Экономика и экономическая теория"


Учение Оуэна об управлении трудовыми ресурсами



2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Учение Оуэна об управлении трудовыми ресурсами

Реферат по управлению трудовыми ресурсами

студента

ж-го курса очной формы обучения

Группа 7, подгруппа 1.

Москва 2009

« Люди трудолюбивые, создатели общества,

знания и всего, что есть умного в обществе!

Объедините свои силы для создания разумного

и основанного на справедливости человеческого

существования, где единственным видом

соперничества будет соперничество в деле

производства наибольшей суммы прочного

счастья для человеческого рода».

Р.Оуэн

Идеал равенства и справедливости действительно лежал в основе учения Роберта Оуэна (1771- 1858), оригинального мыслителя, человека поистине неуемной энергии, блестящего организатора. С его именем тесно связано зарождение кооперативного движения, тред- юнионизма, реформы фабричного законодательства. И что еще примечательно. Оуэн со своими последователями пытался реализовывать на практике в Англии и США свой проект коммунистического общества, общества справедливости и равенства.

Оуэн считал себя «индивидом, сотворенным обстоятельствами». Эти слова не только отражают суть многих его представлений о «природе» человека, его возможностях. Они являются «ключом» к пониманию особенностей формирования и развития взглядов Оуэна, его размышлений о причинах существующего неравенства, несправедливости и путях их устранения.

Взгляды Оуэна не были изложены в каком-либо обобщающем труде или в нескольких работах. Его идеи разбросаны в многочисленных трактатах, докладах, речах и письмах.

Оуэн формировался как мыслитель и реформатор в период промышленной революции в Англии. Накануне промышленной революции он попал в Манчестер, «текстильную столицу» страны.

До середины XVIII века ткачи работали в основном на дому, используя лишь простейшие станки. Однако с появлением новых машин, слишком сложных и дорогих для кустарей-одиночек, началось бурное строительство фабрик, куда рабочих нанимали чаще всего для выполнения одной-единственной операции. Таким образом, кустарное производство превратилось в промышленное.

Именно в Манчестере Роберт Оуэн впервые услышал о Джеймсе Харгривсе, Ричарде Аркрайте и Сэмюэле Кромптоне, чьи изобретения привели к революции в ткацком деле. Первая прядильная машина Харгривса - «Дженни», созданная в 1760-х годах, представляла собой примитивную раму с несколькими веретенами. Станок Аркрайта, построенный за два года до рождения Оуэна, имел привод от водяного колеса, а нити в нем протягивались через валики и наматывались на несколько бобин. Созданный спустя десять лет прядильный аппарат Кромптона мог вытягивать уже тысячу нитей одновременно.

К середине XIX века Англия стала безусловным мировым лидером - прежде всего благодаря паровой машине, изобретенной Джеймсом Уаттом. В 1850 году суммарная мощность английских паровых машин составляла 1,2 млн лошадиных сил, и по этому показателю страна опережала все остальные государства Европы, вместе взятые. На долю «мастерской мира» приходилась примерно половина мирового рынка промышленных изделий и около трети мирового промышленного производства. Традиционно одной из наиболее динамичных отраслей английской промышленности было производство тканей.

Оуэн, осмысливая последствия промышленной революции, пришел к выводу, что машинное производство пагубно сказывается на положении общества, характерах людей. «По мере того, как дух конкуренции усиливался, а приобретение богатства становилось трудным, эти низшие слои населения, благодаря последовательному ухудшению их положения, оказывались в состоянии более униженном, чем могут себе представить люди, не наблюдавшие внимательно этих перемен по мере их выявления. В итоге они находятся в настоящее время в состоянии, неизмеримо более унизительном и плачевном, чем это было до возникновения указанной промышленности, от успеха которой зависит теперь самое их существование».

Учитывая неравенство, бедствия и нищету народа, пропасть, разделяющую богатых и бедных, машинное производство ведет, по мнению мыслителя, к падению нравственности, распаду общественных связей, массовому недовольству социальных низов.

Но в этом случае возникает неразрешимая, на первый взгляд, дилемма: либо машины, их всемерное внедрение, либо благополучие трудящихся. Однако Оуэн не считает эту проблему неразрешимой. Он приходит к мысли, что для ликвидации социального неравенства нужно не ликвидировать машины, которые облегчают труд работников и ведут к изобилию, а реорганизовать всю общественную систему, построив ее на принципах равенства членов.

Несомненной заслугой мыслителя является его вывод о том, что путь к наилучшему, справедливому общественному строю обеспечивается не только человеческой волей, сознанием и моралью, но самое главное - это путь всемерного развития производительных сил.

Царящие в обществе неравенство и несправедливость являются, по мнению Оуэна, следствием невежества людей, которые поступают вопреки велениям и требованиям своей «природы», как бы ни отличались они внешне и своим характером. Имея от рождения равные инстинкты, будучи одинаково неопытными и невежественными, люди формируются как личности в различных социальных условиях. Оуэн использует философию Просвещения, утверждая, что человек - продукт среды, или, лучше сказать, обстоятельств. «Неравенство проистекает прямо из того, основанного на зле, принципа, что человек формирует себя сам и что ему можно вменить в заслугу или в вину то, чем он является». Если следовать этому постулату, то равенство на практике совершенно невозможно. Напротив, при следовании истинному началу общества - «характер создается у каждого человека без заслуги или вины с его стороны» - неравенство условий скоро бы исчезло.

Вроде бы, идея не нова. Она высказывалась большинством материалистов XVIII века. Но, говоря о внешней среде, мыслители Просвещения имели в виду климат, форму правления, политическое неравенство, в меньшей мере уделяя внимание вопросам имущественного неравенства. Оуэн смотрел на этот вопрос иначе. По его убеждению, разум человека, его личные качества зависят от условий быта, характера труда, а самое главное, от тех отношений между людьми, которые определяются господствующей формой собственности. Другими словами, Оуэн видел в характере людей отражение социальных условий.

Теория среды, на которую опирался Оуэн, помогает понять истоки его отрицательного отношения ко всякому противоборству. Раз человек - продукт среды, то он не виноват нив чем, не отвечает за свои чувства и поступки. Всему виной обстоятельства. Поэтому насилие, борьба сил, классов в обществе, с точки зрения Оуэна, совершенное неоправданно и потому неприемлемо. Очевидно, что такое толкование «внешней среды» было реакцией на Великую французскую революцию. Она, по убеждению Оуэна, не улучшила положение народных низов, хотя и принесла политические завоевания, уничтожила религиозный фанатизм. Но революция породила хаос, кровопролитие, привела к замене одних страдальцев другими. Изменения, считает Оуэн, должны происходить постепенно и только мирным, ненасильственным путем.

В конце XVIII века проблема взаимоотношений труда и капитала не давала покоя многим мыслителям. Однако именно Роббер Оуэн первым попробовал решить ее практически.

Оуэн познакомился с Дэвидом Дэйлом - владельцем крупнейшего в стране текстильного бизнеса. Главной его частью являлись четыре крупные фабрики в шотландском поселке Нью-Ланарк. И фабрики, и поселок Дэйл вместе с упомянутым Аркрайтом построил еще в 1783 году с расчетом использовать в качестве источника энергии расположенные неподалеку водопады на реке Клайд. К моменту знакомства Оуэна с Дэйлом в Нью-Ланарке проживали более 2000 семей рабочих.

Дэвид Дэйл, в отличие от большинства тогдашних промышленников, уделял большое внимание условиям жизни работников и, в частности, охране здоровья работавших на производстве детей. Оуэн, принятый на должность управляющего, узнал от друзей, что Дэйл не прочь продать свои фабрики тому, кто будет придерживаться тех же гуманных принципов.

Дэвид Дэйл оказался как раз тем человеком, в котором нуждался распираемый разнообразными идеями Оуэн.

Новый хозяин Нью-Ланарка начал с того, что принялся внедрять на производстве нигде и никогда прежде не виданный стиль управления. И у работавшего на него «трудового коллектива» началась другая жизнь.

Поскольку образование являлось краеугольным камнем оуэновской системы воспитания «рационального и гуманного характера», он распорядился построить школы для детей рабочих, а также первую на Британских островах «школу для младенцев» (Infant School) - аналог сегодняшних яслей и детских садов. Как писал один историк, современник фабриканта, «образование стало паровым двигателем для создания нового морального мира, о котором грезил Оуэн».

Кроме того, новый хозяин Нью-Ланарка ограничил использование детского труда: если до Оуэна там трудились дети начиная с 5-летнего возраста и работали они по 13 часов (кстати, вполне щадящие условия по тогдашним меркам), то теперь минимально возможный для работы возраст составлял 10 лет, а рабочий день для детей - 10 часов.

Придуманный Оуэном проект «идеального рабочего поселка» включал в себя бесплатные школу, детский сад, вечерние классы для рабочих и медицинскую помощь, а также «общинный» магазин с минимальными ценами на товары. Что же касается условий труда, то рабочие места на фабриках Оуэна стали эталоном чистоты и безопасности, недостижимым для других промышленных предприятий того времени.

Воплощая свои идеи, Оуэн стремился максимально зарегламентировать жизнь подчиненных (разумеется, для их же блага) и порой перегибал здесь палку, что вызывало у них глухой протест. Тем не менее, со временем успех затеянного фабрикантом-реформатором социального эксперимента стал очевиден для всех: как писал Фридрих Энгельс, отнюдь не склонный к излишней восторженности, Нью-Ланарк превратился «в образцовую колонию, которая не знала, что такое пьянство, полиция, уголовные суды и попечительские процессы».

Кроме того, Оуэн показал себя талантливым менеджером, научившись извлекать вполне осязаемую выгоду из того, что людям недалеким казалось простой филантропией. Например, его «внутренний» магазин позволил увеличить реальный доход рабочих без повышения заработной платы, а ясли и детские сады разгружали женщин, которые после «декрета» возвращались к станкам. Значительно повысилась и производительность труда. Имея лишь небольшой стартовый капитал, Роберт Оуэн сумел превратить свои фабрики в сверхдоходные предприятия.

Стремясь объяснить материальную основу царящей в обществе несправедливости, Оуэн использует политэкономисческие идеи. И это означало немаловажный поворот в теоретическом обосновании идей утопического коммунизма. В основе политэкономии Оуэна лежит система Д.Рикардо. Но, соглашаясь с Д.Рикардо в том, что единственным источником стоимости является труд, однако в отличие от него он считал, что при капитализме закон стоимости не действует, поскольку здесь продукт труда не полностью принадлежит рабочему, а распределяется между рабочими, капиталистами и землевладельцами. Такое распределение продукта труда Оуэн считал несправедливым, требовал реорганизации общества, которая обеспечила бы рабочему получение полного продукта его труда. Следовательно, из теории трудовой стоимости Рикардо он сделал социалистический вывод и попытался доказать, опираясь на эту теорию, необходимость радикальных перемен в обществе.

Но теорию трудовой стоимости Оуэн до конца не понял. Он утверждал, что стоимость товара при капитализме измеряется не трудом, а деньгами. Деньги же искажают истинную величину стоимости, являются не естественным, а искусственным мерилом, маскируют подлинные затраты труда на производство товаров. Естественным же мерилом является труд. Он выступал как активный противник денег и предлагал заменить их рабочими деньгами-квитанциями, на которых значилось бы, сколько часов труда затрачено на производство определенного товара. Эту квитанцию производитель товара сможет обменять на другой товар, на который затрачено такое же количество труда. Подобную операцию можно будет осуществить на созданном для этих целей базаре справедливого обмена. Этот проект свидетельствует о непонимании Оуэном природы стоимости, величина которой определяется не индивидуальными общественно необходимыми затратами труда.

Анализируя современное ему общество, Роберт Оуэн пришел к выводу о том, что враждебное отношение людей друг к другу, состояние постоянной конкуренции, разобщенности кроется в господстве частной собственности.

Этот вывод был результатом долгих размышлений и практический деятельности в Нью-Ланарке. Вплоть до 1817 года он ни разу ни в своих произведениях, ни в публичных выступлениях не высказывался против частной собственности. Перелом во взглядах наступил в 1817 году. Оуэн начал активно выступать за ее упразднение как непременное условие установления нового - справедливого, «разумного» общества. При этом к оценке частной собственности он подходил не только с моральной, но и социально-экономической точки зрения. Примечательна в этом отношении одна из наиболее зрелых работ мыслителя «Книга о новом нравственном мире» ( Book of the new moral world, 1831-1844 гг.)

Другой причиной социальной несправедливости и неравенства в обществе Оуэн считал буржуазный брак. Брак, основанный не на взаимной склонности людей, а на корысти, лжи, ведет к возникновению неестественных отношений между мужчиной и женщиной, порождает неверность в браке, проституцию, невозможность хорошего воспитания детей в таких семьях.

В своих произведениях и выступлениях Оуэн всячески подчеркивал реакционную роль религии. Он утверждал, что духовенство всего мира своей ложью, абсурдом и таинствами исковеркало человечество, способствовало закреплению порочной общественной системы. Однако, критикуя религию, Оуэн явно недооценивал содержащиеся в ней общечеловеческие, гуманистические нормы и принципы.

«Троица зол» (частная собственность, буржуазный брак и религия), нищета и пороки, царящие в обществе, являются для Оуэна не только доказательством его несправедливости, но и необходимости коренного переустройства. Поэтому подобно другим социалистам-утопистам Оуэн противопоставляет свой общественный идеал существующей системе, которая, с его точки зрения, порочна.

Разрабатывая основные принципы справедливого строя, Оуэй называл его «социальной системой», а чаще «новым нравственным миром».

В постановке основных вопросов его организации Роберт Оуэн не слишком оригинален. Но в том, как он решает эти вопросы, можно увидеть черты, отличающие его учение от утопий XYI -XYIII вв.

Какие же принципы лежат в основе «нового нравственного мира»? Как уже отмечалось выше, самым важным вопросом, от решения которого зависит вся жизнедеятельность общества, является, по мнению Оуэна, вопрос о собственности.

В условиях машинного производства целесообразно обобществление собственности, а не ее раздел. Рационально используя машины, члены коммуны, считал Оуэн, смогут добиться изобилия, того, чтобы у каждого была уверенность, что он никогда не будет нуждаться в предметах, необходимых для его существования, и в разумных удобствах.

Подлинное равенство в обществе, по мнению Роберта Оуэна, возможно лишь при всеобщем, обязательном труде граждан. За счет использования машин труд будет непродолжительным (не более четырех часов в день), приятным и обеспечит изобилие продуктов и услуг.

Однако, необходимо отметить, что в своих взглядах Оуэн отрицает «принцип индивидуальной заинтересованности» граждан в труде. Для Оуэна стремление к соперничеству является порождением неразумного и порочного общественного устройства. По его мнению, верно оценив «природу» человека, правильно организовав производство и распределение, можно ликвидировать всякую конкуренцию.

Оуэн явно недооценивал роль личной заинтересованности, не понял, что именно конкуренция в значительной степени толкает на создание новых машин. А ведь именно за счет широкого внедрения машин в производстве и быту мыслитель надеялся ликвидировать наиболее тяжелый ручной и облегчить физический труд.

Что же, по мнению Оуэна, будет побуждать человека к труду, при котором «все, что должно быть сделано, будет сделано самым лучшим образом, охотно, с удовольствием и с величайшей пользой для каждого»? По мнению Оуэна это прирожденная потребность к деятельности, осознание человеком «всеобщей пользы» его труда, полученное воспитание, собственно говоря, вся атмосфера общества. В его рассуждениях чувствуется определенная эйфория. Он явно переоценивает отношение людей к труду, рассматривает его как естественную потребность человека и источник наслаждения. И не сознает, что не только в его время, но еще на долгие десятилетия труд остается для многих людей необходимостью.

С недооценкой роли личной заинтересованности людей в результатах своего труда самому Оуэну пришлось столкнуться уже в ходе своих коммунистических опытов, когда распалась коммуна «Новая гармония». Утопист пытался решить проблему труда как бы вне человека, только за счет реорганизации общества и использования машин.

Экономической основой нового общества Оуэн считал кооперативные общины, в которых должно быть «самое совершенное руководство». Оуэн считал, что управление должно свестись, по существу, к наблюдению за производственными процессами, и при этом постепенно руководство станет « простым отдохновением». Им будут заниматься люди в возрасте от 20 до 25 лет, обладающие умеренными способностями. Как видно, управление трактуется Оуэном явно упрощенно. Столь же просто решается им, кстати, и проблема распределения, которое превращается в простую выдачу вещей, ежедневно требующихся для употребления и потребления. А это значит, что « каждый получит по справедливости, причем каждый человек будет действовать справедливо в отношении всякого другого».

Доказывая возможность сочетания, даже гармонизации личных и общественных интересов людей в коммуне, Оуэн пришел к выводу, что единственно допустимая справедливая классификация людей - по возрасту. В этом ему видится гарантия равенства, так как каждый человек проходит в течение жизни все возрастные стадии и имеет возможность участвовать в труде, управлении, распределении, разработки законов и т.д.

Оуэн насчитывал 8 классов по возрасту, каждый из которых выполняет свои функции. Члены общины до 25 лет образуют 5 групп: первая- дети до 5 лет, ни получают начальное образование и оказывают посильную помощь взрослым; вторая- дети от 5 до 10 лет, они продолжают обучение, приобретают практические навыки и принимают посильное участие в общественном труде под надзором членов третьей группы; третья- дети от 10 до 15 лет, которые выполняют домашние работы и готовятся к труду в промышленности и сельском хозяйстве; четвертая- люди от15 до 20 лет- основные производители материальных благ; пятая- люди от 20 до 25 лет- руководят производством и воспитанием во всех отраслях. Затем идут группы, занятые сохранением и распределением материальных благ: шестая- люди от 25 до 30 лет- выполняют те же функции, которые в старом обществе лежат на плечах владельцев предприятий и директоров, а также университетских профессоров; седьмая- люди от 30 до 40 лет- внутреннее управление общин; восьмая- от 40 до 50 лет- внешние сношения. Наконец, старейшины (люди старше 60 лет) образуют группу хранителей конституции, учреждают новые общины.

Оуэн питал большое пристрастие к равенству. Однако, на деле получалось, что в его идеале справедливого общества ущемлялись интересы отдельного человека во имя общего интереса. Несмотря на то, что, по взглядам Оуэна, каждый член общины располагает полной свободой выражения своих мыслей по всем предметам, возможностью перемещения и путешествий, в утопии Оуэна просматриваются явные тенденции к унификации и стандартизации жизни людей. По словам Оуэна, не будет никаких различий между людьми по уровню образования, по условиям жизни, занятиям и развлечениям. Все будут получать одинаковую пищу и одежду. Так постепенно свобода, которую обещает Оуэн членам справедливого и разумного общества, оборачивается в какой-то степени несвободной, мелочной регламентацией.

Говоря о необходимости обеспечить людям будущего одинаковые возможности для реализации всех своих способностей, удовлетворения всех материальных и душевных потребностей, Оуэн выступает против всех привилегий. Все это, конечно, привлекательно. Но говоря об обязанностях граждан в соответствии с их возрастом, он излишне расписывает все по пятилеткам. Можно предположить, что человек, достигший двадцатипятилетнего возраста, не захочет заниматься управлением или не будет обладать необходимыми способностями к этому.

Описывая образ жизни в поселке будущего, Оуэн считает, что в нем не будет места злобе, ненависти, чувства мстительности именно потому, что они не будут иметь никакой точки опоры. Ибо сущность хорошего общества заключается в знании, милосердии, доброте, любви и правдивости. Выше уже говорилось о том, что Оуэн стремился создавать новое общество в соответствии с «природой» человека, который от рождения ни добр, ни зол, а приобретает склонности, черты характера, знания и навыки под влиянием обстоятельств. Следовательно, достаточно изменить условия его жизни, труда, реформировать общество на началах добра и справедливости, как изменится и сам человек. И сделать это можно в течение жизни одного поколения. Тем самым Оуэн явно преувеличивает возможности формирования «новой нравственности», «нового сознания», «нового духа» и т.д., внося свой вклад в создание утопической легенды о «новом человеке». Он отрицает, по-существу, те нравственные ценности, которые уже накоплены в человеческой культуре, в духовном богатстве человечества за многовековую историю.

Правда, Оуэн не просто уповает на возвращение к истинной «природе» человека. Важным условием благополучия, процветания общества он считает последовательное, продуманное и содержательное воспитание гармонически развитой личности. Оуэн подчеркивал необходимость проявлять заботу о младенцах, престарелых и нетрудоспособных людях. Считал, что в новом обществе существенно изменится положение женщин, так как общество возьмет на себя все заботы, связанные с воспитанием и обучением детей. Здесь, кстати, Оуэн явно недооценивает значание семейного воспитания и роль матери, о которой так много сказано и написано.

Идеи создания справедливого общества Оуэн попробовал реализовать на практике, создав коммуну «новая гармония» в штате Индиана в недавно освободившихся Американских Штатах. Официально она появилась на свет в апреле 1825 года. Ее «начальником» Роберт Оуэн поставил одного из своих сыновей - Роберта Дэйла Оуэна, которому суждено было стать заметной фигурой в истории США: он известен как конгрессмен и один из основателей знаменитого Смитсоновского института истории науки и техники в Вашингтоне. Вслед за Робертом Дэйлом в Новую Гармонию со временем перебрались еще трое сыновей и одна из дочерей Оуэна. Вопреки названию, к маю 1827 года Новая Гармония представляла собой целых 10 различных коммун, которые сосуществовали друг с другом совсем немирно. Кроме того, «свободный общественный труд» оказался малоэффективным, и уже в следующем году неудача проекта стала очевидной и для самого его автора.

Своими идеями Оуэн, несомненно, оставил глубокий след в духовной культуре и политической жизни Англии и других стран. Всю свою жизнь он был противником революционного, насильственного преобразования общества, проповедовал идеи сотрудничества, гуманности и справедливости.

Жизнь этого замечательного человека не вмещается в голые перечни дат и обрывистые биографические подробности. На его памятнике в Кенсал Грин Семитри Лондон помещена следующая эпитафия:

"Он организовывал школы для детей. Он добивался сокращения рабочего дня на фабриках для женщин и детей. Он был прогрессивным сторонником более ранних попыток введения системы национального образования. Он трудился в направлении создания международного третейского суда. Он был одним из первых англичан, учивших людей стремиться к более совершенным социальным условиям путем согласования интересов капитала и труда. Он пожертвовал своей жизнью и огромным успехом ради улучшения своих ближних, давая им образование, уверенность в своих силах и моральные ценности. Его жизнь была освящена любовью к человеку и благородными стремлениями".

Список литературы:

1. Кнорринг В.И, Теория, практика и искусство управления, учебник для вузов, 2-е изд., изм. и доп. - М., Норма, 2001г.

2. Торицын Т.М., Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей.- Рязань, 1972г.

3. Вахитов К.И., Роберт Оуэн. Учебное пособие.- Дашков и К. 2004г.

4. Неманов, Илья Натанович, Промышленная революция в Великобритании и утопический коммунизм Роберта Оуэна : Учеб. пособие по спецкурсу / И. Н. Неманов; Смол. гос. пед. ин-т им. Карла Маркса. - Смоленск : СГПИ, 1987

Интернет-ресурсы:

1. http://www.originweb.info/persons/scientist/england/owen.html

2. http://www.sunhome.ru/philosophy/1903

3. http://museum.edu.ru/

4. http://mirslovarei.com/




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.