Реферат по предмету "Разное"


«Менеджмент и антикризисное управление»

На правах рукописи ББК 65.30 К 23Карлей Максим ВикторовичФОРМИРОВАНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ИННОВАЦИОННОЙПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯСпециальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством(управление инновациями и инвестиционной деятельностью)АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наукНовосибирск – 2006 Работа выполнена на кафедре «Менеджмент и антикризисное управление»Сибирского института финансов и банковского дела Научный руководительОфициальные оппонентыВедущая организация кандидат экономических наук, доцент^ Щербаков Валерий Александровичдоктор экономических наук, профессорСоколов Виктор Григорьевичкандидат экономических наук, доцент^ Чередникова Людмила ЕвгеньевнаИнститут экономики и организациипромышленного производства СО РАН Защита состоится 24 июня 2006 г. в 11.00 часов на заседании Регионального диссертационного совета КМ 521.021.01 в Сибирском институте финансов и банковского дела по адресу: 630051, Новосибирск, ул. Ползунова, 7, зал заседаний диссертационного совета, ауд. 21.С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке Сибирского института финансов и банковского дела по адресу: 630051, Новосибирск, ул. Ползунова, 7.Автореферат разослан «24» мая 2006 года Ученый секретарь Регионального диссертационного совета И.В. Баранова^ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. В современной экономической теории инновационный путь развития промышленных предприятий, являющихся основным источником генерирования добавленной стоимости, признан магистральным и зачастую единственно возможным для обеспечения длительного и мощного экономического подъёма промышленного производства. Инновационность как имманентное свойство предпринимателя на почве российских рыночных отношений пока ещё не реализовалась. Переход к рынку придал импульс развитию ряда экспортно-ориентированных сырьевых и добывающих отраслей промышленности, однако не обусловил ощутимого роста объёмов высокотехнологичной продукции. В результате, Россия, где работает 10-12% учёных всего мира, поставляет на экспорт менее 1% наукоёмкой конкурентоспособной продукции. При этом имеют место следующие негативные тенденции - недостаточное финансирование инновационной деятельности, низкая производительность труда, высокая степень морального и физического износа основных производственных фондов, наличие незагруженных мощностей в высокотехнологичном комплексе, чрезмерная длительность инновационного процесса, диспропорции в структуре экспорта промышленной продукции, неэффективное взаимодействие сферы НИОКР и производства, концентрация инновационной активности в трёх отраслях (на долю металлургической, химической промышленности и машиностроения приходится до 70 % инновационно-активных предприятий). Кроме того, задерживается ввод в действие ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Следует отметить сокращение доли «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объёме производства инновационно-активных организаций. В целом по промышленности её доля снизилась в последние годы до 8 %. Как показывают исследования, только пятая часть инновационно-активных предприятий осуществляет нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходятся на инфраструктуру, организационную, маркетинговую и другую деятельность с минимальной наукоёмкостью. По мнению автора диссертации, при сохранении данных тенденций технологическое отставание российских предприятий от зарубежных конкурентов будет неизбежно возрастать. Соответственно, в условиях динамичного развития рыночных отношений, усиления конкуренции, возрастания темпов износа оборудования при дефиците инвестиционных вложений, промышленные предприятия сталкиваются с необходимостью самостоятельного формирования сбалансированной инновационной политики, а перед управленческим составом возникает новый класс задач, связанный с целесообразностью поиска эффективных решений для активизации инновационной деятельности. Посредством сбалансированной инновационной политики, обеспечивающей согласование качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности предприятия, создаются условия для непрерывного инновационного саморазвития организации, повышения эффективности производства и роста конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. При её отсутствии предприятия переходят на «старт/стоповый» режим осуществления инновационных процессов, характеризующийся разрывом или неэффективностью связей между стадиями инноваций, расхождением интересов субъектов инновационной деятельности и медленным формированием организационных структур. В результате повышается риск не достижения заданных параметров реализуемого инновационного проекта. Вопросы инновационного развития промышленного предприятия сложны и многогранны. Значительный вклад в их решение внесли следующие отечественные исследователи: В.М. Аньшин, Л.С. Барютин, П.И. Ваганов, С.Ю. Глазьев, П.Н. Завлин, С.В. Ильдеменов, С.Д. Ильенкова, В.С. Кабаков, А.К. Казанцев, В.Г. Медынский, А.В. Миславский, Ю.П. Морозов, А.И. Пригожин, К.Ф. Пузыня, М.И. Разумовская, В.Г. Соколов, А.А. Трифилова, Р.А. Фатхутдинов, К.С. Черных, А.И. Щербаков, Ю.В. Яковец и др. Среди зарубежных учёных следует отметить труды: И. Ансоффа, Дж. Кларка, Ж.Ж. Ламбена, А. Литтла, Ч. Макмиллана, Г. Менша, Э. Мэнсфилда, Б. Санто, Ш. Тацуно, К. Фримена, Й. Шумпетера и др. Несмотря на глубокую проработку концепции инновационной деятельности, достаточно мало внимания уделяется такой экономической категории как сбалансированная инновационная политика промышленного предприятия. Окончательно не решены вопросы роли и сущности инновационной политики, не чётко определёны цели, задачи, принципы и состав её основных элементов. Дефицит теоретических и практических разработок в области методов формирования, способов комплексной оценки и подходов к реализации инновационной политики промышленного предприятия обусловил выбор темы диссертации, определил её цель и основные задачи.^ Цель диссертационного исследования заключается в разработке методов формирования и реализации сбалансированной инновационной политики промышленного предприятия и выработке практических рекомендаций по комплексной оценке эффективности инноваций с учётом специфики российских экономических реформ. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: – исследование сущности, анализ классификаций и уточнение понятий инновация, инновационный процесс и инновационная политика; – разработка теоретической модели инновационного развития предприятия; – исследование особенностей и определение этапов процесса промышленного нововведения; – определение факторов, влияющих на инновационную деятельность промышленного предприятия; – исследование зарубежного опыта инновационной деятельности и возможностей его использования на отечественных предприятиях; – разработка методики формирования сбалансированной инновационной политики промышленного предприятия; – предложение и обоснование методов реализации инновационной политики предприятия; – формирование модели управления инновационным проектом; – определение главного критерия эффективности инноваций и разработка комплексной системы показателей оценки инновационного проекта.^ Объектом исследования являются промышленные предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. В качестве предмета исследования выступают методы формирования, оценки и реализации инновационной политики промышленного предприятия.^ Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам инновационного развития промышленных предприятий, законодательные акты в области инновационной деятельности, официальные статистические данные об инновационной активности промышленных предприятий на уровне страны и Новосибирской области. Кроме того, использовалась бухгалтерская и управленческая отчётность предприятий Сибирского федерального округа, а также материалы, полученные автором в ходе практической деятельности и консультаций непосредственно у руководителей инновационно-активных организаций. В процессе выполнения исследования применялись системный анализ, экономико-математические, статистические и экспертные методы.^ Содержание диссертации соответствует области исследования 4.2 «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах» Паспорта специальностей ВАК «Экономические науки».^ Научная новизна исследования заключается в разработке методики формирования и реализации сбалансированной инновационной политики промышленного предприятия, которую следует использовать в качестве инструмента для принятия обоснованных управленческих решений. Конкретные научные результаты, полученные автором в результате исследования и выносимые на защиту, состоят в следующем: – предложена концептуальная модель инновационного развития промышленного предприятия, графическая интерпретация которой относительно параметра времени, рыночных возможностей и менеджмента знаний, позволяет определить инновационный бонус; – разработана системная классификация факторов, определяющих инновационную активность промышленного предприятия; – обоснованы и разработаны модели формирования сбалансированной инновационной политики предприятия (структурно-элементная, математическая, ресурсно-рыночная); – предложены способы реализации инновационной политики с использованием сбалансированной системы инновационных показателей (ССИП) и проектного подхода; – выявлены особенности промышленного инновационного проекта прорывного характера, определён критерий эффективности инноваций и разработана комплексная система показателей оценки инновационного проекта.^ Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования российскими промышленными предприятиями комплексной методики формирования сбалансированной инновационной политики, способов её реализации на основе ССИП и проектного подхода, а также системы показателей оценки эффективности инновационного проекта. Применение данного инструментария способствует принятию обоснованных управленческих решений при формировании инновационной политики, выборе нововведения и реализации конкретного инновационного проекта, что ускоряет процессы внедрения и диффузии инноваций в промышленности.^ Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты диссертации обсуждались на научно-практических конференциях и семинаре Комитета инноваций новосибирского областного союза научных и инженерных организаций. Результаты исследования нашли практическое применение при оценке инновационного проекта, разработке стратегической карты и ССИП ООО «Деал», а также при оценке и мониторинге инновационного проекта ЗАО «ПП «Форт-пресс». Кроме того, результаты исследования использовались при разработке бизнес-планов инновационных проектов и организации взаимодействия с коммерческими банками таких предприятий как ООО «Карачинский источник», ООО «АКОР» НГОО «Надежда» ОСООИ, ОАО «ПП “Томский инструмент”», ОАО «Новосибирский завод “Экран”», ООО «Сибирский ювелирный завод «Атолл», ОАО «Новосибирскнефтегаз».Публикации. Основные положения по теории и практике формирования, оценки и реализации инновационной политики промышленного предприятия изложены в семи опубликованных работах объёмом 2,4 п.л. (авт. 1,4 п.л.)^ Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа изложена на 150 страницах и включает 18 рисунков, 27 таблиц, 10 приложений, 186 литературных источников. Во введении обосновываются значимость и актуальность темы диссертации, определяются цели и задачи исследования, раскрывается научная новизна и практическое значение полученных результатов. В первой главе «Теоретические аспекты инновационной политики промышленного предприятия» рассматриваются основные теоретические вопросы инновационной деятельности промышленного предприятия в российских экономических условиях, определяется сущность инноваций и политики инновационного развития, предлагается классификация и проводится сравнительный анализ в области терминологии инноватики. Кроме того, рассматривается концептуальная модель инновационного развития промышленного предприятия, выявляются особенности процесса промышленного нововведения и определяются факторы, влияющие на инновационную активность с использованием статистического материала и результатов практического исследования. Во второй главе «Методы формирования и реализации инновационной политики промышленного предприятия» определяются состав и содержание элементов сбалансированной инновационной политики, обосновываются и разразрабатываются модели формирования инновационной политики (структурно-элементная, математическая, ресурсно-рыночная), предлагается методика разработки сбалансированной инновационной политики включающая семь последовательных этапов с механизмом обратной связи (определение целей и задач, анализ внешней и внутренней среды, разработка концепции, оценка инновационного потенциала предприятия, формирование портфелей «инноваций» и «инновационных проектов», формулировка и реализация инновационной политики). В данной главе подробно рассматриваются способы реализации инновационной политики с использованием сбалансированной системы инновационных показателей (ССИП) и проектного подхода. Кроме того, разрабатывается модель управления промышленным инновационным проектом прорывного характера и определяются механизмы его эффективной реализации. В третьей главе «Оценка экономической эффективности инновационных проектов промышленного предприятия» обосновывается основной критерий эффективности инноваций. На базе данного критерия, с учётом особенностей инновационного процесса, разрабатывается комплексная система оценки инновационного проекта. В качестве примера приводится опыт использования методики для оценки эффективности и мониторинга инновационных проектов полиграфических предприятий ООО «Деал» и ЗАО «ПП «Форт-пресс». В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения, обосновывается целесообразность разработки сбалансированной инновационной политики промышленного предприятия. В приложениях представлены аналитические материалы в табличной и графической формах, иллюстрирующие отдельные положения диссертации.^ 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту Формирование инновационной политики промышленного предприятия, адекватной современным экономическим условиям, является важнейшей задачей достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и повышения эффективности промышленного производства. В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать как: «изменение»; «результат»; «процесс», «систему», «объект»; «первое практическое применение нового решения» и т.д. Автору диссертации более импонирует определение инновации как конечного результата внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта; либо как использование результата научных исследований и разработок, направленных на совершенствование производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений. Следует отдать предпочтение инновации как «результату» поскольку разработка, создание, внедрение и диффузия инноваций относятся к этапам инновационного процесса. Кроме того, процессный подход не учитывает методологию системного описания инноваций, базирующуюся на международных стандартах (Руководство Фраскати) и отечественном законодательстве («О Концепции государственной инновационной политики РФ на 2002–2005 гг., проект ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»). Инновации, выступая в качестве «регуляторов» системных преобразований, процессов адаптации предприятия к агрессивно меняющейся внешней среде, согласования интересов субъектов хозяйствования и обеспечения динамического равновесия между процессами функционирования и развития, являются мощным инструментом экономического подъёма. По мнению автора, исследование промышленных инноваций и инновационной политики предприятия особенно актуально, так как именно промышленные организации являются основным источником генерирования добавленной стоимости, обуславливающей экономический рост. Кроме того, стимулирование применения инноваций в промышленности связано с проблемой их правильного выбора, предопределяющего весь ход последующей инновационной деятельности предприятия. В рамках исследования автором проведён сравнительный анализ более 20 различных определений инновационной политики предприятия, под которой понимается: «форма стратегического управления» (К.С. Черных); «динамическая система выбора нововведений» (П.И. Ваганов); «определение целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных проектов» (В.Г. Медынский); «программа управления инновационной деятельностью» (А.В. Миславский); «комплекс мероприятий» (С.Д. Ильенкова); «система предпочтений» (В.Г. Мосин); «фундамент построения стратегии» (С.В. Ильдеменов). Согласно П.Н. Завлину «инновационная политика предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции». По мнению автора, данные толкования используются не системно, без точного определения их содержания. Диссертант считает, что инновационная политика промышленного предприятия представляет собой совокупность принципов, целей, задач, экономических, правовых и организационных мероприятий, форм, механизмов и методов управления, направленных на достижение долгосрочных стратегических ориентиров инновационного развития для повышения конкурентоспособности и роста эффективности промышленного производства. При этом под сбалансированной понимается такая политика, которая обеспечивает согласование качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности промышленного предприятия. Разработка сбалансированной инновационной политики актуальна, поскольку в качестве основных источников инновационного развития выступает система противоречий между целями, ресурсами и структурой: – системная несбалансированность по группе противоречий «цели-ресурсы» и «структура-ресурсы», отражающая несовершенство материально-технического основания системы; – системная несбалансированность по группе противоречий «ресурсы-структура» и «структура-цели», связанная с неэффективностью структуры, её неадекватностью относительно целей и ресурсов; – системная несбалансированность по группе противоречий «ресурсы-цели» и «цели-структура», связанная с несоответствием целеполагания. Разрешение системных противоречий за счёт инновационной политики направлено на установление равновесия между режимами функционирования и развития предприятия путём согласования структуры, ресурсов и целей. Основная цель инновационной политики промышленного предприятия состоит в создании условий, обеспечивающих инновационное саморазвитие компании, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности в долгосрочной перспективе за счёт внедрения инноваций. Задачи инновационной политики заключаются в: обосновании приоритетов и направлений инновационного развития; грамотной организации инновационных процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности; оценке инновационного потенциала предприятия; активизации инновационной деятельности; выборе и реализации инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение конкурентоспособности; разработке сценариев инновационного развития; концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационной политики; реализации других мероприятий. К основным принципам инновационной политики следует отнести: соответствие требованиям рынка, доминирование стратегических параметров, комплексность, непрерывность, адаптивность, поисковую активность, многовариантность, эффективность и учёт неопределённости. Политику развития промышленного предприятия можно разделить на инновационную и неинновационную. По характеру развития инновационную политику делят на: политику НИОКР и политику внедрения и адаптации нововведений. Политика НИОКР связана с проведением предприятием исследований и разработок (лицензионная, политика параллельной разработки, исследовательского лидерства, опережающей наукоёмкости, следования жизненному циклу). Политика адаптации нововведений относится к системе обновления производства и вывода продуктов на рынки (политика поддержки продуктового ряда, ретро нововведений, продуктовой имитации, технологического трансферта, вертикального заимствования, стадийного преодоления, процессной имитации, следования за рынком, технологической связанности, радикального опережения, выжидания лидера, сохранения технологических позиций). Автором разработан морфологический классификатор направлений инновационной политики промышленного предприятия (табл. 1).Таблица 1 – Морфологический классификатор инновационной политики предприятия ^ Классификационный признак Вид инновационной политики 1 2 По согласованности элементов Сбалансированная Несбалансированная По периоду реализации Краткосрочная Среднесрочная Долгосрочная По направлению Внешняя Внутренняя По степени новизны Базисная Улучшающая Псевдоинновационная По причине возникновения Реактивная Упреждающая По отрасли промышленности Электроэнергетика Топливная Черная метал­лургия Цветная метал­лургия Химическая Пищевая Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная Промышленность стройматериалов Машиностроение и металлообработка Другая отрасль По предмету исследования форма управления система выбора нововведений Определение целей и механизмов Программа управления Комплекс мероприятий Система предпочтения Фундамент построения стратегии Другое По виду эффекта от реализации Научно-технический Экономический Социальный Интегральный Другой По затратам Крупно Средне Низкозатратная По результативности Высоко Средне Низкорезультативная По степени риска Высоко Средне Низкорисковая По характеру развития Политика НИОКР Политика внедрения и адаптации инноваций По мнению автора, данная модель не в полной мере отвечает российским условиям, поскольку не всякое предприятие на определённой стадии своего развития может осваивать любую инновацию. Кроме того, не отражён эффект, который получает предприятие от внедрения инноваций по сравнению с традиционной деятельностью. Для решения данного вопроса автором предлагается концептуальная модель инновационного развития промышленного предприятия, графическая интерпретация которой имеет вид спирали относительно параметра времени, рыночных возможностей и менеджмента знаний (рис. 1).Рисунок 1 – Модель инновационного развития промышленного предприятияОрганизация, выйдя на инновационную траекторию развития (^ IT`), может рассчитывать на «инновационный бонус» (I), который представляет собой агрегированный эффект, полученный от экономии рабочего времени (t) при достижении организацией запланированных целей в результате приращения рыночных возможностей (РВ) на основе менеджмента знаний при проведении сбалансированной инновационной политики. Инновационный бонус можно определить, вычислив площадь заштрихованной фигуры. Модель инновационного развития предприятия следует рассматривать в совокупности с процессом промышленного нововведения. Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс рассматривается с трёх точек зрения: как параллельно-последовательное осуществление видов деятельности, как временные этапы жизненного цикла нововведения, как процесс инвестирования разработки нововведения. Анализ моделей приводит к следующему выводу: инновационный процесс не заканчивается созданием нового продукта, это процесс с обратной связью, имеющий непрерывный характер. Для реализации эффективной инновационной политики следует ответить на вопрос: чем обусловлена восприимчивость предприятия к инновациям? Проанализировав различные типологии, автор диссертации разработал системную классификацию факторов, определяющих инновационную активность промышленного предприятия (рис. 2).Рисунок 2 – Система факторов инновационного развития предприятия Данная классификация, наряду с научной новизной, учитывает следующие реалии инновационного развития: комплексное воздействие на организацию внутренних и внешних факторов; концепцию М. Портера, предполагающую переход от стадии «факторы производства» и «инвестиции» к стадии «инновации»; появление разноотраслевых инноваций, сопровождающихся переходом от доминирующих технических к информационным нововведениям; возникновение инноваций на основе менеджмента знаний. Среди главных факторов, сдерживающих инновационную деятельность промышленных предприятий за 1999–2003 гг., выделяют нехватку собственных денежных средств. Второе и третье место делят между собой высокая стоимость нововведений и недостаток финансовой поддержки со стороны государства. Четвертое место стабильно приходится на низкий инновационный потенциал, а пятое занимает высокий экономический риск. Приведённые общероссийские данные соответствуют статистике инновационно-активных предприятий НСО. Разница состоит лишь в том, что новосибирские предприятия отвели пятое место длительным срокам окупаемости инноваций. Автором проведено исследование факторов, препятствующих инновациям в организациях промышленности Сибирского федерального округа. 37 промышленным предприятиям была предложена анкета с возможностью выбора одного из десяти факторов, обуславливающих инновационную пассивность. Ответ предоставили 24 предприятия (64,9%). В исследовательской выборке более 60% предприятий осуществляли инновационную деятельность. Под инновациями при этом понималась совокупность мероприятий по созданию, приобретению, освоению и распространению новых и усовершенствованных видов продукции, материалов, технологий и методов управления. Среди главных факторов, сдерживающих инновационную деятельность, высший менеджмент предприятий отметил недостаток собственных денежных средств – 41,7%, высокую процентную ставку по кредитам банков – 33,3% и длительные сроки окупаемости нововведений – 16,7%. Распределение обследованных предприятий по отраслям (в % от общего числа организации) имеет вид: 25% полиграфическая промышленность, 12,5% – пищевая, 20,8% – производство строительных материалов, 8,3% – стекольная промышленность, 12,5% – машиностроение, 20,9% – прочие. Автор считает, что помимо традиционных факторов, ключевым препятствием, сдерживающим инновационное развитие предприятий, является качество инновационного менеджмента, в частности дефицит специалистов в области инновационной деятельности. Подтверждением этому может служить факт, выявленный Центром экономической конъюнктуры. Среди предприятий, не осваивающих инновации, сохраняется высокий удельный вес тех руководителей, которые не видят необходимости в инновационной деятельности. Таких предприятий в среднем 37–38%. Поскольку инновационный аспект присущ всем сферам деятельности предприятия, то в рамках стратегического управления инновационная политика обеспечивает координацию и взаимосвязь всех других функциональных политик организации. То есть, инновационная политика должна отражать задачи и функции каждого из её основных элементов (рис. 3). Организационно-управленческая политика, будучи элементом инновационной политики, представляет собой систему предпочтений выбора тех или иных управленческих решений и типа организационной структуры. Основные задачи, стоящие перед НИОКР, включают: определение научного потенциала предприятия; выработку политики в научной и конструкторской сферах; обеспечение опытного производства; создание механизмов принятия решений, с помощью которых происходит реализация, контроль и оценка эффективности проводимой политики в научной сфере. Маркетинговая политика имеет своей целью разработку поведения предприятия на рынке и ставит перед собой необходимость решения следующих задач: проведение маркетинговых исследований; выработку товарной, сбытовой, ценовой, коммуникационной и сервисной политик. Производственная политика представляет собой систему предпочтений выбора конкретных видов ресурсов; технологических способов обработки, производства и сборки изделий; методов формирования технической политики, способов проведения политики обеспечения производства и т.д. Техническая политика определяет возможности внедрения инноваций. Задачами технической политики являются: изучение возможностей производства и требований к нему, выработка направлений технического перевооружения, модернизации и реконструкции действующего производства. Экономическая политика промышленного предприятия определяет порядок управления всеми денежными потоками на предприятии и включает в себя учётную, налоговую, финансовую и внешнеэкономическую политики. Финансовая политика представляет собой систему предпочтений выбора способов и методов управления производственно-хозяйственными ресурсами предприятия. Инвестиционная политика включает в себя определение общей потребности в инвестициях, выбор и реализацию наиболее эффективных форм инвестирования, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, контроль за использованием средств и расчёт эффективности инвестиций в инновации. Грамотная социальная политика способствует стимулированию творческо-креативной деятельности и повышает уровень инновационной восприимчивости, что приводит к активизации инновационной деятельности. В рамках социальной политики реализуется кадровая политика, политика оплаты труда, экологическая политика и внедряется корпоративная культура. Формирование инновационной политики предприятия строится на основе учёта взаимодейстия её элементов с использованием методов математической статистики: корреляционного и регрессионного анализа. Сутью процесса формирования сбалансированной инновационной политики предприятия является определение направления развития каждого из показателей деятельности организации и построение экономико-математической модели, определяющей взаимосвязь между уровнем и темпами развития каждого элемента инновационной политики и показателями деятельности организации в целом с учётом лага во времени и минимизации капитальных вложений. Математически, модель формирования инновационной политики промышленного предприятия можно представить в виде (см. формулу 1): (1) где Vi – значение (объём) i-го элемента инновационной политики предприятия;ri – весовой коэффициент i-го элемента инновационной политики.N – число элементов инновационной политики. Каждый элемент инновационной политики можно охарактеризовать соответствующим портфелем целевых показателей (см. формулу 2): (2) где i – номер (название) элемента инновационной политики (i = 1,…N);j – номер (название) соответствующего целевого показателя элемента инновационной политики (j = 1,…K);f – величина соответствующего временного лага;Pjt+f – значение j-го целевого показателя i –го элемента инновационной политики предприятия в (t+f) году. Набор целевых показателей зависит, прежде всего, от элемента и вида осуществляемой инновационной политики, а также от задач проводимого исследования. В качестве целевых показателей могут выступать: объём реализации; рыночная доля; прибыль; коэффициент обновления продукции; коэффициент качества; себестоимость; фондовооружённость и т.д. Результатом формирования инновационной политики являются объёмные показатели развития элементов и совокупные капиталовложения. Для обеспечения конкурентных преимуществ рекомендуется формирование инновационной политики исходя из ресурсно-рыночного подхода. Разработку инновационной политики промышленного предприятия необходимо осуществлять поэтапно. Автор выделяет 7 этапов формирования сбалансированной инновационной политики: 1. Определение целей и задач. 2. Анализ внешней и внутренней среды (диагностика ИПС). 3. Разработка концепции (синтез информации и определение направлений инновационной деятельности предприятия). 4. Оценка инновационного потенциала предприятия. 5. Формирование портфелей «инноваций» и «инновационных проектов». 6. Формулировка инновационной политики. 7. Реализация инновационной политики. Исходной позицией является определение целей и задач организации, в том числе «инновационного кредо», отражающего отношение к инновационной деятельности. Цели должны быть сбалансированы, поскольку, с одной стороны, они являются ожидаемым результатом прогнозов, а с другой – выступают ограничениями для инновационных мероприятий. На втором этапе проводится анализ внешней и внутренней среды с диагностикой инновационной проблемной ситуации (ИПС), под которой понимается расхождение между процессами функционирования и развития предприятия, выраженное в противоречии интересов субъектов хозяйствования. Цель диагностики – оценка ситуации, определение основных проблем в инновационной сфере и потенциальных возможностей их решения. Диагностика ИПС вытекает из анализа внешнего окружения и внутреннего состояния предприятия. Основными методами анализа являются: функционально-стоимостный; финансовый анализ (горизонтальный, вертикальный, сравнительный, анализ финансовых коэффициентов); эконометрические методы (корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный анализ); экономико-математические методы оптимизации (линейное и нелинейное программирование, сетевое планирование); системный анализ; маркетинговые аналитические методы (SWOT-анализ и др.) После диагностики ИПС разрабатывается общая конц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.