Реферат по предмету "Философия"


Сравнительный анализ каббалы и философии



Сравнительный анализ каббалы и философии

Если начать проводить сравнительный анализ каббалы и философии, то можно сказать, что обе эти науки занимаются изучением существующей реальности. Однако наука каббала судит о той реальности, которая явно открывается, о той действительности, которую человек раскрывает в своих органах чувств - либо в уже существующих, физических органах ощущения, либо в дополнительном органе, называемом «духовным органом ощущения» или «душой». То есть раскрытие происходит либо в пяти органах чувств, либо в шести.

Уникальность науки каббала в том, что она желает привести человека и приводит его к интегральному, неразрывно связанному и цельному восприятию всей действительности, когда не существует разделения мироздания на высший и низший мир, на скрытую и раскрытую части - каббала стремится раскрыть все полностью.

Бааль Сулам объясняет это в «Предисловии к Учению Десяти сфирот» и в нескольких других местах, давая определение таким понятиям как «скрытая часть» и «раскрытая часть». Скрытая часть - это то, что сейчас скрыто от человека из-за того, что ему не хватает чувствительности его органов восприятия, а назавтра, возможно, у него появятся новые, дополнительные свойства, позволяющие ему воспринять больший объем информации извне. Либо он разовьет в себе особую чувствительность и начнет ощущать ранее скрытое. И таким образом то, что в его мире было от него скрыто, теперь раскроется.

Это то, что относится к развитию наших естественных, природных органов чувств, данных нам от рождения. Мы знаем, что должны добиваться обостренного восприятия в этих органах чувств, стремиться понять, как с ними работать, ориентировать их на определенную программу действия за счет достижений науки, знания, опыта, накопленного человечеством. И тогда мы действительно приобретем какое-то понимание того мира, который воспринимаем в своих пяти органах чувств.

Однако существует некая часть реальности, которая скрыта от человека. И сколько бы мы ни развивали свои обычные пять органов чувств, мы не сможем ощутить ее. Эта часть действительности называется «скрытым миром» или «высшим миром», «миром духовным», поскольку этот мир не предназначен для восприятия в наших физических органах чувств, насколько бы развитыми они не были. Для восприятия этой части реальности человек должен развить дополнительный орган ощущения, который абсолютно не связан с остальными органами чувств.

И здесь возникает задача определить понятие «духовное». Является ли это просто некой дополнительной частью реальности, которую мы начинаем воспринимать? Нет. Разница между материальным и духовным существует только относительно человека - относительно Творца нет никакого различия между этими составляющими реальности. Относительно Творца существует только высший свет, который находится в абсолютном покое, пребывая внутри одного общего сосуда.

Это существующее состояние постоянно и неизменно, и о нем говорится: «Творец добр и несет благо и грешникам, и праведникам», «Я свое представление АВАЯ не менял» и другие подобные изречения.

Таким образом, определение духовного как особой части реальности, имеет смысл только относительно творений. Все, что относится к ощущениям внутри воспринимающего, так называемым «наслаждениям и страданиям», либо «сладкому и горькому» - называется в каббале телесными ощущениями. Термин «телесное» не подразумевает физическое тело - это ощущение в духовном сосуде восприятия и именно внутри него. А то, что мы воспринимаем вследствие нашего целенаправленного желания, намерения, когда оцениваем свои ощущения не по принципу «горькое-сладкое», а по принципу «правда-ложь», в отраженном свете - это в каббале называется восприятием в шестом органе чувств, духовном органе ощущения, в так называемой, «душе». И это называется духовным, находящимся выше материального.

Суть высшей управляющей силы (Творца)

Наука каббала совершенно не занимается сутью самой высшей силы, не пытается доказывать законы, существующие в ней, поскольку каббала определяет себя как экспериментальную науку, и чего не постигает - о том не говорит. Даже в виде отрицания постижения. Ведь определение отсутствующего имеет не меньшую ценность, чем определение существующего, потому что, если посмотреть на какую-то сущность издали, и определить в ней все составляющие отсутствующего, то есть все то, чего нет, это также будет считаться свидетельством и определенным осознанием, так как если бы эта сущность находилась действительно далеко, нельзя было бы различить в ней даже отсутствующее.

Поэтому основной принцип в науке каббала гласит: «Непостигаемое не можем назвать по имени», где под именем имеется в виду начало какого-то постижения. А постигаемый внутри сосуда души высший свет, ощущение высшей управляющей силы (Творца), ее действий, излагается в науке каббала во всех подробностях и точностях анализа и эксперимента не меньше, чем постижения в материальном.

Иными словами, наука каббала, подобно любой другой науке, занимается только тем, что она способна постичь. Задача этой науки заключается в расширении сферы своего исследования на все возможные области реальности. Но, в сущности, все постижение совершается человеком, и он постигает ту реальность, которую способен воспринять в своих органах чувств, развивая их максимально, насколько только возможно, используя специальную методику, называемую наукой каббала, мудростью постижения.

Граница, определяющая область занятий и анализа, очень четкая - «Непостигаемое не можем назвать по имени».То есть наука эта занимается только практическими исследованиями, только конкретным постижением в органах чувств человека. Подобно тому, как мы не можем увидеть, что такое электричество, или любая невидимая нам сила, о которой мы бы не имели никакого представления, если бы не наблюдали результаты ее воздействия, точно так же мы не можем дать определение ни материальному, которое от нас скрыто (мы ощущаем только его внешнее проявление), ни духовному, которое мы вообще никак не ощущаем в своих органах чувств, но сможем ощутить, если разовьем в себе необходимые для этого дополнительные органы восприятия.

Из этого следует, что граница постижения передвигается в соответствии с возможностями человека, и мы, в итоге, способны постичь все, что только дано постичь человеку, когда постигаемое ощущается нами в так называемом каббалистами «духовном сосуде получения» - душе.

Есть люди, которые развили в себе этот дополнительный орган восприятия духовного мира и постигли в нем все, что только возможно постичь, и рассказывают нам о своем постижении. Они также рассказывают нам о таких состояниях, которые еще не прошли в явно ощутимой форме, но опираясь на свой опыт, они могут сказать, что, согласно их предположениям, видимо, и такие состояния существуют при дальнейшем продвижении. Например, такие состояния, как Общий Конец Исправления и всевозможные состояния, которые существуют уже после этого.

Однако, это уже выводы, сделанные на основе предыдущего опыта и анализа существующих взаимосвязей. И хотя каббалисты и рассказывают о существовании подобных состояний, они четко определяют, что подразумевается под этим, подчеркивая, что это не результат их явного ощущения, а то, что по их мнению, вероятно, произойдет в дальнейшем. Иными словами, каждый каббалист необыкновенно осторожен в том, чтобы вообще касаться того, что не пришло в результате полного и ясного постижения в его органах чувств.

Нам необходимо только дать определение, что же означает «ясное, научное постижение» в каббале - такое постижение в наших органах чувств, которое не подвергается никакому сомнению. Насколько мы должны углубиться в материал, для того, чтобы утверждать, что мы действительно его постигли?

Законы постижения Бааль Сулам описывает в своей статье «Сущность науки каббала». Эти вопросы также подробно обсуждаются во «Вступлении к книге «Зоар», где он пишет о том, что существует четыре вида познания: материал, форма облаченная в материю, абстрактная форма и суть. По отношению к двум первым видам познания действительности - относительно материала и формы, облаченной в материал, нам позволено проводить исследования и проверки. Мы можем развить на основе этих исследований науку, поскольку сам материал и форму материала, то есть то, как форма проявляется в материале, - мы постигаем достаточно достоверно, и не остается такого, что бы находилось за пределами наших органов восприятия.

Наши органы ощущения воспринимают две эти категории: материал, то есть желание, и форму желания. В нашем мире это выражается как ощущаемая нами материя - неживая, растительная, животная природа и человек, а также форма этой материи, то есть те свойства, которыми она обладает.

Тогда как по отношению к абстрактной форме и сути мы не способны вынести никакого суждения, поскольку наше восприятие этих категорий является совершенно абстрактным. Оно недостаточно определенное для того, чтобы мы имели возможность судить о них, поскольку не можем связать форму с материалом. Поэтому все наше изучение абстрактной формы может быть не правильным, о нем ничего нельзя сказать с достаточной степенью уверенности.

Таким образом, подход науки каббала противоположен тому подходу, который применяется в философии, занимающейся абстрактными формами, поскольку наука каббала никогда не занимается абстрактной, отвлеченной от материала формой. В каббале действует незыблемое, железное правило: «Непостигаемое не можем назвать по имени». И это правило строго запрещено преступать.

Духовное - это сила, не облаченная в тело

Каббала определяет «духовное» как не имеющее никакой связи со временем, пространством, материей и представляющее собой просто силу, не облаченную в тело, силу без тела. Когда речь идет о силе в духовном, не имеется в виду сам духовный свет как таковой, потому что сам духовный свет находится вне сосуда - органа ощущения и постижения, а потому непостигаем (исходит из сути Творца и равен сути Творца). То есть духовный свет мы не способны понять и постичь, чтобы дать ему название и определение, поскольку название «свет» метафорично и не является истинным. Поэтому «сила без тела» подразумевает собой «духовный сосуд». А определяемые в каббале света говорят не о сути светов, а выражают реакции сосуда, его впечатление от встречи со светом в себе.

Итак, духовный сосуд - это сила. Физические силы, действующие в этом мире, также в явном виде не улавливаются нами. Мы не ощущаем сами силы, мы воспринимаем лишь результаты их воздействия на нас, то, как они проявляют себя в материи.

Сосуд и свет

Свет, то есть впечатление сосуда, можно постичь, и такое постижение называется «материя и форма» вместе, так как впечатление - это «форма», а сила - это «материя». Однако порождаемое при этом в сосуде чувство любви, определяется как «форма без материи». То есть, если мы абстрагируем любовь от подарка, как будто она никогда и не была облачена в какой-то конкретный подарок, и представляет собой лишь абстрактное название - любовь высшей управляющей силы (Творца), тогда она определяется как «форма». А исследование ее называется «получением формы». И это является конкретным исследованием, так как дух этой любви действительно остается в постижении совершенно абстрагированным от подарка понятием, то есть сутью света.

Эта любовь, несмотря на то, что является результатом подарка, в любом случае, неоценимо важнее самого подарка, поскольку оценивается величием дарящего, а не ценностью самого подарка, то есть именно любовь и проявленное внимание придают этому состоянию бесконечную ценность и значимость. А потому любовь совершенно абстрагируется от материи, являющейся светом и подарком, так, что остается только постижение любви, а подарок забывается и будто стирается из сердца.

И в этой любви различают четыре ступени, подобные ступеням любви человека: в момент получения подарка впервые, он еще не готов любить дарящего подарок, тем более, если это важная персона, не равная получающему подарок. Однако при увеличении количества подарков и постоянном их поступлении, ощущается, что даже важную персону можно воспринимать как равного и действительно любить. Ведь закон любви гласит, что любящие должны чувствовать равенство между собой.

В соответствии с этим определяются четыре ступени любви:

1. дарение подарка называется мир Асия;

2. увеличение числа подарков называется мир Ецира;

3. раскрытие сути любви называется мир Брия. Здесь начинается изучение формы в науке каббала, так как на этой стадии любовь отделилась от подарка: удаляется свет из мира Ецира, и любовь остается без света, без своих подарков.

4. После того, как любовь попробовала и окончательно отделила форму от материи в состоянии тьмы, человек обретает силы подняться на ступень мира Ацилут, на которой возвращается форма и воплощается в материи, то есть свет и любовь ощущаются вместе.

Мы не воспринимаем одно без другого: свет без сосуда и сосуд безотносительно света, но проблема в том, что нам необходимо отделить их друг от друга - разделить сосуд и свет, желание и его наполнение. Только в соответствии со своим уровнем развития человек начинает постигать связь и отношения между сосудом и светом. И вся наша жизнь, все наше образование состоит в изучении отношения между светом и сосудами: за счет каких желаний мы можем получить определенные наполнения.

Связь между светом и сосудами является предметом исследования всех наших наук - физики, химии, биологии, медицины, философии, психологии, общественных наук. Не важно, в какой области производится исследование, но если речь идет о каком-то постижении, то имеются в виду взаимоотношения между сосудом и светом.

Человечество пытается найти универсальную формулу, которая могла бы дать ему ответ для любого случая: какие результаты можно получить за счет определенных желаний. И наоборот, если я хочу получить конкретные результаты, - какие сосуды-желания я должен для этого приготовить? Если бы мы знали такую универсальную формулу, то овладели бы бесконечным сосудом, внутри которого все это находится. И человек всегда стремился к этому, потому и развивал разные науки.

Неразвитый человек имеет дело только с теми ощущениями, которые вызывает в нем сам материал. Это значит, что он занимается только «телесными» формами - желает получить хорошее, приятное ощущение и этим ограничивается. Такое развитие называется «неживым» уровнем. Если он уже начинает видеть, что в мере изменения желания получать он постигает всевозможные дополнительные формы наслаждения, наполнения желания получать - он уже считается находящимся на «растительном» уровне. А когда уже начинает зависеть от более далекого окружения - находится в движении, в поиске наполнения, - это называется «животным» уровнем. А когда развился до уровня осознания, что его сосуд не ограничен временем - прошлым и будущим, и не ограничен пространством, а охватывает все от края и до края мира, где он не находится в своем физическом теле, то называется уже «человеком».

Но на всех этих четырех уровнях развития желания получать мы проверяем возможность и пытаемся найти универсальную формулу, единую формулу, включающую в себя все: как каждое из всех существующих желаний открывает, определяет и усваивает положенное ему наполнение. Это то, что мы хотим узнать.

В этом заключается все наше знание о мире, о реальности. Ведь, в сущности, что такое наука? Наука - это знание того, что есть у человека внутри его получающего сосуда, что может в нем быть, и за счет чего он может получить то, что желает. Внутри нашей раковины, внутри нашего сосуда - там, по сути, заключены все наши науки, это то, что мы в них изучаем.

Каббалисты занимаются изучением законов функционирования этого сосуда. Эйнштейн, который стремился достичь полного знания обо всем мироздании, искал универсальную формулу, которая бы включала в себя все возможные следствия и все, что только находится в творении, - искал связь между сосудом получения и его наполнением. Заниматься исследованием взаимодействия света и сосуда - означает иметь дело с материей и формой, облаченной в материю. Материя - это сосуд, форма материи - свет, наполняющий его.

Сила - материя

Все духовное воспринимается нами как сила, отделенная от тела, и поэтому не имеет никакого материального образа. Оно является отдельным свойством и полностью отделено от материального мира. Но если у духовного нет никакого контакта с материальным, каким же образом оно может породить и приводить в движение материальное?

Однако сила сама по себе является настоящей материей, не меньше, чем вся остальная материя реального мира, и, несмотря на то, что она не обладает образом, приемлемым для восприятия человеческими органами чувств, это не понижает ее ценности.

Возьмем для примера кислород, который входит в состав большинства материалов в мире. Если взять бутылку с чистым кислородом, когда он не взаимодействует с другим материалом, это выглядит как пустая бутылка: кислород невозможно уловить, поскольку он находится в газообразном состоянии, нельзя управлять им руками, он невидим для глаза, не имеет запаха и вкуса. Так же ведет себя и водород.

Но если соединить эти два вещества, они немедленно превратятся в жидкость - воду, пригодную для питья, обладающую вкусом и весом. А если добавить эту воду в негашеную известь, то вода немедленно впитается в известь, и жидкость станет твердым веществом, как и сама известь. Таким образом, химические элементы - кислород и водород, которые совершенно невозможно ощутить, превращаются в твердое вещество.

В соответствии с этим, то же самое можно сказать и о силах, действующих в природе. Обычно они не считаются материей, потому что не подлежат познанию через ощущения. Но с другой стороны, мы видим, что ощущаемая реальность - твердые и жидкие тела, безусловно, постижимые в нашем реальном мире, могут превращаться при нагреве в газ, а газ, охлажденный до определенной температуры, может вновь стать твердым веществом.

Отсюда ясно, что все ощущаемые картины происходят от основ, которые невозможно ощутить, и которые не являются материалами. И потому все зафиксированные в нашем сознании знакомые нам картины, с помощью которых мы определяем материалы, непостоянны и не существуют в силу своих особых свойств. Форма их является производной от температуры.

Итак, основа материи - это сила, заключенная в ней. Однако силы все еще не проявляются относительно нас сами по себе, как химические элементы, но сущность их раскроется в будущем, так же как были обнаружены нами химические элементы только за последние века.

Одним словом, все названия, данные нами, исходя из картин материи, являются абсолютно выдуманными, поскольку даны нами, исходя из нашего чувственного восприятия, в пяти органах чувств. А потому эти названия непостоянны и не существуют сами по себе.

Но, с другой стороны, любое определение силы, которое мы даем, отрицая ее связь с материей, также надуманно. И до тех пор, пока наука не разовьется до своей совершенной формы, мы должны считаться только с конкретной действительностью. Другими словами, все материальные действия, которые мы видим и ощущаем, мы должны рассматривать в связи с совершающим их человеком и понимать, что он, также как и действие, в основе своей состоит из материи. И если бы не это, невозможно было бы постичь его.

Поскольку каббала - реальная наука, то она преследует реальное постижение мироздания, когда невозможно опровергнуть факт никаким трудным вопросом.

Все мироздание состоит из сосуда (желания) и света (наслаждения). Различие между сосудом и светом проявляется в первом же отделившемся от высшей силы творении. Первое творение - более наполненное и более тонкое по сравнению с любым, следующим за ним. Приятное наполнение оно получает от сути высшей силы, желающей наполнить его наслаждением.

Основой измерения наслаждения является желание его получить. То, что желание жаждет получить больше, ощущается им при наполнении как большее наслаждение. Поэтому мы различаем в первом творении - «желании получать» две категории:

1. суть получающего - желание получать, тело творения, основа его сути, сосуд получения блага;

2. суть получаемого - суть получаемого блага, свет Творца, всегда исходящий к творению.

Все мироздание и его любая часть непременно состоит из двух качеств, проникающих одно в другое, то есть составных, потому что «желания получать», обязательно находящегося в творении, не было в сути высшей силы. И потому оно названо творением - тем, чего нет в высшей силе. А получаемое изобилие непременно является частью сути высшей силы, и поэтому существует огромное расстояние между вновь созданным телом и получаемым изобилием, подобным сути высшей силы.

Как духовное может породить материальное

На первый взгляд трудно понять, как духовное может порождать и поддерживать нечто материальное. Но это трудно понять только, если рассматривать духовное как никак не связанное с материальным. А если взять за основу мнение каббалистов, постигающих, что любое качество духовного полностью похоже на качество материального, то выходит, что они близки между собой, и нет между ними различий, кроме как в материи: у духовного - материя духовная, а у материального - материя вещественная. Однако все качества, действующие в духовной материи, действуют и в материи вещественной.

В понимании связи духовного и материального есть три ошибочных утверждения:

1. сила разумной мысли в человеке - это бессмертная душа, суть человека;

2. тело - это продолжение и результат души;

3. духовные сущности являются простыми и несоставными.

Эти ошибочные предположения разрушены материалистической психологией, и, начиная с этого периода, желающий постигнуть высшую управляющую силу может осуществить это, приложив свои усилия в методике ее постижения - науке каббала.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объект педагогического процесса
Реферат Развитие музыкально сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально
Реферат Конституционное разграничение законодательной компетенции между федерацией и её субъектами в
Реферат Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
Реферат Педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Реферат Использование компьютера на уроках русского языка и во внеклассной работе
Реферат История болезни - терапия (ИБС, постинфарктный кардиосклероз)
Реферат Улыбающийся Бетховен
Реферат Проектирование кислородно-конвертерного цеха №2 ОАО "ММК"
Реферат Система учета затрат торгового предприятия
Реферат Учение Уильяма Стэнли Джевонса (1835 - 1882) и развитие его идей Френсисом Исидро Эджуортом (1845 - 1926)
Реферат Изучение Microsoft Excel (v.7.0)
Реферат Этика с позиций эволюционной генетики человека
Реферат Учет производства и реализации готовой продукции
Реферат «Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»