Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объект педагогического процесса

Департаментобразования Иркутской области
ОГОУСПО «Тулунский педагогический колледж»

Отделениесоциально-педагогических наук

Курсоваяработа

Пометодике преподавания иностранного языка
«Формированиекоммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объектпедагогического процесса»

Тулун2008

Содержание
Введение
1. Теоретические аспектыформирования коммуникативной компетенции в рамках педагогического процесса
1.1 Актуализациялингвистического образования как концептуальной основы коммуникативнойкомпетенции
1.2 Лингвистическаякомпетенция как одна из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции
2. Практические аспектыформирования коммуникативного подхода в развитии языковой личности при обучениииностранному языку
2.1 Коммуникативнаякомпетенция как новый тип содержания образования в школе
2.2 Виды коммуникативнойкомпетенции и способы формирования в современном обществе
Заключение
Библиография

Введение
Современноероссийское общество стоит перед лицом острейших социально-политических,межэтнических, межкультурных, коммуникативных проблем. Именно образование вовсе времена содействовало сохранению устойчивости общества, модификации форм итипов взаимоотношений людей. В настоящие время общество характеризуетсяусилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкимиизменениями ценностных ориентиров. Все вышесказанное делает особенно актуальнойпроблему формирования толерантного сознания и коммуникативной компетенции какстабильных характеристик личности подрастающего человека. Решение этой проблемыстановится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.
Особыйинтерес сегодня представляет коммуникативный фактор, влияющий на контакты междунациональностями, иерархию их ценностей, о возможности преодоления расовых(национальных) предубеждений и дискриминации. В последнее время большоевнимание уделяется проблемам развития коммуникации и компетенции. Значимыми длянашего исследования явились работы, посвященные раскрытию понятия компетенций икомпетентностного подхода в современном образовании. В языкознании эта проблемаисследуется с точки зрения выявления единиц, отражающих специфику языка,проблем вербальной и невербальной коммуникации при диалоге культур, языковойинтерференции. В педагогике исследуемая проблема рассматривается с точки зренияобщей интеллектуальной компетенции учащихся, иноязычной компетенции студентов. Вто же время, как свидетельствует обзор состояния изученности избранной намитемы, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых ипедагогов, до сих пор нет монографического исследования теории и практики формированиякоммуникативной компетенции, учащихся на уроках иностранного языка, хотяимеющиеся работы составляют для этого серьезную научную источниковедческуюбазу.
Вышеизложенноепозволяет утверждать, что в современной теории и практике существуетпротиворечие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемымиобществом к решению проблем использования коммуникативной компетенции учащихся,с одной стороны (С.Е. Шишов), недостаточной теоретической и практическойразработанностью принципов и методов коммуникативного образования средствамииностранного языка, с другой стороны (В.А. Кальней).
На основаниивыявленного противоречия и исследовательской установки на поиск путей испособов их разрешения определена проблема педагогического обеспечения процессаформирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. В рамкахданной проблемы была определена тема исследования: «Формированиекоммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объектпедагогического процесса».
Объектисследования: педагогическийпроцесс коммуникативного образованияучащихся на уроках иностранного языка.
Предметисследования: условия формирования коммуникативной компетенции на урокахиностранного языка.
Цельисследования состоит в научном обосновании педагогических условий формированиякоммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Задачи:
1. Изучить и проанализиратьлитературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и датьсодержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить ролькоммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формированиякоммуникативной компетенции в современном обществе
Методыисследования: Теоретический анализ и синтез литературы.
Структура курсовой работы определяетсяеё последовательностью и логикой построения. Она состоит из введения, 2 глав,заключения, библиографии.

1.Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции в рамкахпедагогического процесса
 
1.1Актуализация лингвистического образования как концептуальной основыкоммуникативной компетенции
Сегодня,рассматривая закономерности развития современного сообщества, мы приходим квыводу, что стержневой линией в данном процессе является сближение народов иязыков и усиление их взаимодействия. И это тем более актуально на фонеэкономических реформ в нашей стране, повлекших за собой раскрепощение личностииндивида, скованной партийными догмами, запретами и законами, а также поискроссийским человеком своей языковой идентичности, который подчас сопровождаетсяотсутствием толерантности и уважения друг к другу. Все это подвигаетобразованную общественность к вынесению на повестку дня осмысления такогонеоднозначного явления как глобализация мира, имеющего свои определенныепротиворечия. С одной стороны – объединение, разрушение узкого национализма,исторических барьеров между народами, с другой – угроза стирания этнического иязыкового своеобразия народов, что ведет, естественно, к стремлению сохранять изащищать уникальность своего собственного языка. Вот почему в настоящее времяперед образованием встает сложная задача подготовки подрастающего человека кжизни в условиях многонациональной и лингвистической среды, когда необходимо нетолько развитие своего национального языка, но и понимание своеобразия другихязыков. Воспитание молодежи в духе уважения всех народов, искоренениенегативных представлений о людях других национальностей является той задачей,которая требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфереобразования и воспитания детей.
Насовременном этапе развития общества давно уже стало очевидным, что однимпонятием «образование» как процесса придания умственного и духовного обликарастущему человеку мы не можем ограничиваться. Целостный процесс становления иразвития личности, принятия ею нравственных норм и овладения коммуникацииневозможно без воспитания, ибо она также представляет собой определенныйпроцесс в виде совокупности влияний на формирование личности, которая и приводитк усвоению навыков поведения в данном обществе и принятых в нем социальныхнорм. Говоря же о воспитании коммуникативности, мы должны признать, что этотакой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Впроцессе приобщения к различным языкам, в процессе приобретения коммуникативнойкомпетенции и учитель, и ученик проходят несколько ступеней, взаимосвязь междукоторыми довольно диалектична и сложна. К таким ступеням, в частности, мы можемотнести толерантность, понимание и принятие иностранного языка, а также способыповедения в проблемных коммуникативных ситуациях, знание грамматики и лексики. Сущностькомпетенции определяется соответствием предъявляемых требований, установленныхкритерий и стандартов в соответствующих областях деятельности. Компетентность вязыковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативнаякомпетенция», что лишь частично раскрывает её сущность.
Роль коммуникациив качестве среды развития каждого отдельного человека очень велика. Образованиеиндивида складывается и растет в ходе взаимодействия личности с языками сообщества.Чем разнообразнее и шире связи личности с лингвистической культурой, тем богачеперспективы ее индивидуального образования. И главная роль в организации этихсвязей на протяжении долгого времени принадлежала школам, вузам и т.д. Именноони, прежде всего, выводили учащихся за пределы языкознания своей территории.Однако сегодня ситуация резко изменилась, поскольку средства связи,компьютерные технологии явно расширили образовательные возможности каждогочеловека.
В контекстерассматриваемых в этой работе проблем мы подходим к процессу образования сточки зрения движения личности в едином языковом пространстве того сообщества,в котором он живет. И здесь различаются две составляющие данного процесса. Содной стороны, человек, двигаясь по пути познания, разрабатывает исовершенствует свой собственный словарный запас. С другой стороны, личностьрастет в языковой среде родного языка и становится ее неотъемлемой частью,принимая нормы, обычаи и привычки, присущие данному сообществу. В процесседиалога с социальной средой личность приобретает опыт действия, воображения иразмышления, что, в конечном счете, и создает предпосылки для дальнейшего ееразвития. Соприкосновение личности с окружающими в семье, в школе, обществе какс элементами культуры раздвигает горизонт образования личности. Само жеобразование как некая связующая нить соединяет личность с сообществом, и именнопоследняя и задает контекст процессу личностной самореализации.
Все этоопределенным образом формулирует такие функции коммуникативного образования,как формирование представлений о многообразии языков и их взаимосвязи;осознание важности языкового многообразия для последующей самоактуализацииличности; воспитание позитивного отношения к языковым различиям; развитиеумений и навыков взаимодействия носителей разных языков на основе толерантностии лингвистических знаний.
Усвоение языковпредставляет собой взаимонаправленный процесс, для которого справедливы всеосновные закономерности коммуникативной деятельности. При этом имеет место еще коммуникацияосмысления и переживания той или иной реальности, которая требуетиндивидуального восприятия; и эта категория коммуникации обуславливаетстановление целостной личности как носителя своего языка и познающего иной. Вотпочему коммуникация и является одним из ключевых понятий лингвистического образования,в котором она понимается как постоянно меняющиеся ценностные ориентации,разделяемые людьми, живущих здесь и сейчас. Даже теоретически допустимоеовладение учащимися всей совокупностью огромной палитры языков не делает ихсубъектами коммуникации, несмотря на внешние признаки образованности. Язык передаетсяне в процессе пассивного освоения готовой информации, но в личностном общении, т.е.в общении с личностью как носителем того или иного языка. Человек одновременноможет выражать общую мысль и реагировать на нее свойственным только емуособенным образом.
Современнаяпедагогическая действительность такова, что приходится учитывать в образовании,с одной стороны, коммуникативный фактор, с другой, – создание условий дляпознания языка культуры других народов. В связи с этим проблема коммуникативногообразования привлекает все большое внимание отечественной педагогическойобщественности, и в центре внимания педагогов стали находиться важнейшиеаспекты общечеловеческой жизни – национально-языковые особенности илингвистические ценности.
 
1.2 Лингвистическаякомпетенция как одна из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции
Образовательныйстандарт, то есть обязательный минимум содержания образования, ориентируется нацели, которые ставятся перед той или иной учебной дисциплиной. У большинстваучебных предметов, преподаваемых в школе, основной целью является передачанакопленных человечеством знаний о природе, обществе. В этом случаеобразовательный стандарт включает научные факты, закономерности, методыисследования применительно, например, к биологии, химии и тому подобное.
Подобныйподход невозможен при определении обязательного минимума содержания образованияпо иностранному языку. Основной целью обучения здесь является приобщение кспецифической деятельности – передаче и получению информации с помощьюиностранного языка, то есть участие в тех или иных пределах в коммуникации. Изучениеоснов языкознания само по себе не может обеспечить реализации этой цели,поэтому в этом случае принципиально меняется подход к определению обязательногоминимума содержания. Если в других предметах при отборе содержания из арсеналанауки исходят из реализации общеобразовательных и воспитательных задач, то виностранном языке приходится исходить из практической задачи – способностивступать в общение. Поэтому общеобразовательные и воспитательные задачиподчиняются практическим и решаются в ходе осуществления акта коммуникативнойкомпетенции на том или ином уровне, то есть способности вступать вмежкультурное общение. Весь процесс обучения подчиняется основной задаче –формированию коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция –это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождениясобственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациямобщения. Из этого следует, что при формировании общеобразовательного стандартаследует исходить из этой категории.
Коммуникативнаякомпетенция носит комплексный характер. Она представляет собой совокупностьсоставляющих ее отдельных компетенций: речевая, языковая, или лингвистическая.Поскольку стандарт предназначен для обучения, то при его формированиицелесообразно учитывать и совершенствование учебно-познавательной компетенции.Совокупность указанных компетенций составит исходную точку для формированияобразовательного стандарта по иностранным языкам.
Что касаетсянепосредственно коммуникативной компетенции, то в прошлые годы она явнонедооценивалась. В современных условиях наивно было бы думать, что полноценноеобщение возможно лишь на основе умения оперировать языковым материалом. Спозиции социологической теории коммуникации процесс общения людей есть обменинформацией, при котором один из них владеет некоторой информацией, котораянеизвестна другому, иначе содержательного общения не наступает. Информационноенеравенство возникает за счет того, что часть знаний одного из собеседниковявляется индивидуальной, то есть полученной в результате личного опыта. Сдругой стороны, в процессе коммуникации есть общая информация, образующаяисходный пункт для общения. При отсутствии такой общей информации коммуникацияневозможна. Таким образом, для успешного акта общения необходимо не тольковладение общими для собеседников языковыми средствами, но и общим объемомзнаний. Такими общими для участников коммуникативного акта знаниями являютсяфоновые знания. Как показали в своем исследовании Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров,можно различить четыре группы фоновых знаний.
К первойгруппе относятсяобщечеловеческие знания, например, такие понятия, как солнце, ветер, деревья итому подобное.
Ко второйгруппе можноотнести те сведения, которыми располагают только члены определенной этническойязыковой общности. Эти знания были выработаны определенным народом, и отражаютего культуру, быт и обычаи.
К третьейгруппе знанийисследователи отнесли региональные знания, характерные для жителейопределенного региона.
Наконец, кчетвертой группе исследователи отнесли профессиональные знания исоответствующую лексику. Совершенно очевидно, что этот слой понятий не актуалендля средней школы, а, следовательно, может быть игнорирован.
Дляобеспечения подлинного общения даже в ограниченных рамках необходимы знания,относящиеся к четвертой группе фоновых знаний. В этом заключается функция коммуникативнойкомпетенции.
«Любойнеродной язык, – справедливо утверждает И.Л. Бим, – помогает родному языкуслужить средством освоения мира, развития речемышления. Он является, крометого, более действенным и непосредственным средством приобщения к другойнациональной культуре и развития взаимопонимания между народами, выступает какдополнительное «окно в мир».
Такимобразом, овладевая иностранным языком, а, следовательно, элементами системыценностей культуры другого народа, можно предположить и некоторые изменения вповедении учащихся, по крайней мере, в коммуникативном поведении.
Убедительнымаргументом справедливости данного тезиса являются заметные изменения в речевомповедении. Как правило, меняется стиль общения, особенно у тех, кто хотя быненадолго оказался в языковой среде:
– какправило, увеличивается скорость речи на родном языке;
– появляютсяхарактерные жесты, некоторая раскованность, улыбчивость, эмоциональность,усиливается громкость речи, то есть речевое поведение носителей изучаемыхязыков оказывает своеобразное воздействие на обучаемых.

2. Практическиеаспекты формирования коммуникативного подхода в развитии языковой личности приобучении иностранному языку
 
2.1Коммуникативная компетенция как новый тип содержания образования в школе
Коммуникативнаякомпетенция, т.е. готовность и способность к взаимодействию, вербальному иневербальному (мимика, язык тела), с другими людьми, есть важнейшее качество,необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последниегоды, со стороны работодателей и преподавателей вузов участились жалобы, чтовыпускники школ обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Этосоответствует также и наблюдениям самих учителей. Ситуация усугубляется ещё итем, что различные альтернативные традиционному уроку открытые формы обучения,как-то: исследовательские проекты, предполагающие командные формы работы,коллективные обсуждения и представление результатов, направленные наформирование ключевых компетенций, находятся в зависимости от элементарнойготовности и способности учеников в коммуникации.
В большинствезападных образовательных программ коммуникативная компетенция входит в число«ключевых», что означает, в частности, перенос «ответственности заформирование» этой компетенции с отдельной предметной области наобразовательный процесс в целом. Прежде чем говорить о том, что это значит икаких изменений это потребует в организации образовательного процесса вконкретной школе, на конкретном уроке, мы должны пояснить, почемукоммуникативная компетенция является ключевой? Первая причина, накоторую можноуказать, – это общественный запрос, или, выражаясьсовременным языком, «вызов времени». Если говорить более конкретно, такихзапросов – «вызовов» несколько.
1) Запрос отвзрослого профессионального делового мира, который остро ощущает дефицит впрактических коммуникативных умениях выпускников школы. Не случайно мынаблюдаем сейчас всплеск интереса к различным коммуникативным тренингам, курсамделового общения и т.п. Роль общения в современном деловом мире постоянновозрастает. Решение проблемы определяется сегодня не уникальностью мышлениятого или другого специалиста, а эффективной организацией коллективной работыразных специалистов, т.е. их коммуникативной компетенцией. Возросла рольэлектронных коммуникативных систем. В связи с этим появилось много новыхпонятий: «виртуальные переговоры», «виртуальная сделка», «телеобмен»,«виртуальная конференция» и др. Можно сказать, что коммуникативная компетенциястановится важнейшим требованием для многих современных профессий.
2) Запрос отформирующегося гражданского общества. Во-первых, состоит в развитиигоризонтальных общественных связей в противовес вертикальным, иерархическим,что требует изменения коммуникативной культуры общества. Во-вторых, стираниеграниц, перемешивание различных этнических и социальных групп приводит квозникновению так называемого поликультурного общества, что требует развитиякомпетенции в сфере межкультурной коммуникации.
3) Развитиемассовой коммуникации, её тотальность, использование манипулятивных технологийтребуют от современного человека умений ориентироваться и в этой сфере,осваивая роль «критического зрителя» или «критического читателя». Втораяпричина может быть сформулирована исходя из потребностей самой сферыобразования. Если определить основной смысл образования как развитиепрактических способностей / умений, необходимых человеку для достижения успехав личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых являетсяего коммуникативная компетенция. Тем более, если мы посмотрим на список«общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности»,предлагаемых Стандартом, мы увидим, что половина из них связана скоммуникацией, но представлена в виде разрозненных умений и навыков, не имеющихобщей основы:
– адекватновоспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанноготекста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевогообщения;
– выбирать ииспользовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей иситуацией общения;
– владетьмонологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общенияи т.д.
Третьяпричина, выдвигающаякоммуникативную компетенцию, заключается в том, что коммуникация, понятая как «обмензначениями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов(знаков)», не сводится только к вербальной коммуникации и является способом иодновременно условием существования любого макро – или микрочеловеческогообщества.
Что касаетсякоммуникативной компетенции как образовательной цели школы, то, как это ужеотмечалось выше, готовность и способность к коммуникации рассматривается какпредпосылка введения новых открытых способов обучения. Поэтому в рамках программыEVA разработаны подробныеруководства по систематическому развитию элементарных коммуникативных навыковучащихся, начиная со среднего звена (6–7 классов). Работа над коммуникативныминавыками может происходить как вовремя специальных, интенсивных тренингов вспециально выделенное для этого учебное время, так и при обычном предметномпреподавании. Этот материал представляет собой основу для диагностикисформированности ключевых компетенций коммуникации, операции с числами, информационнымтехнологиям, работы с людьми, усовершенствования способности к обучению ирешения проблем.
 
2.2 Видыкоммуникативной компетенции и способы формирования в современном обществе
Для началаможно отметить, что если целей, которых люди стремятся достичь, по-видимому,существует бесчисленное множество, то видов компетенции, при помощи которыхможно достичь этих целей, существенно меньше, и одни и те же виды компетенциимогут использоваться для достижения разных целей. Если определённый видкомпетенции развивался в процессе достижения некой конкретной цели, то человекбудет способен реализовать его и при достижении другой цели. Поэтому логичнорассуждать, что цели и виды компетенции, проявляемые конкретным человеком,будут изменяться в соответствии с особенностями ситуации, в которой оннаходится. Важно отметить, что можно таким образом манипулировать влияющими начеловека факторами окружения, что для достижения целей, выражающие егоценностные ориентации на данный момент, ему придётся работать на достижениецелей, не имеющих для него актуальной ценности. Таким же образом можноманипулировать природой ключевых признаков ситуации, пробуждая или активизируяразличные мотивы, ценности и виды компетенции, чтобы в итоге усилить стремлениедостичь определённых целей. Следует отметить, что компетенция включает в себяне только способности. Она подразумевает также внутреннюю мотивацию, которая невходит в понятие способности как таковой. В прошлом педагоги и исследователиотносились к этому мотивационному компоненту даже ещё с большим пренебрежением,чем к фактору способности. Но именно он должен служить опорным пунктом впроцессе выявления и оценки компетенции.
Стоит ещё разотметить, что виды компетенции могут быть перенесены с одной категорииценностей на другую. Если определённый вид компетенции развивался в процесседостижения некоторой цели, то человек будет способен реализовать его и придостижении другой цели. Но, оценивая компетенцию человека, нельзя утверждать,что он ею не обладает, если он не проявляет её в отношении цели, которая неимеет для него ценности, или даже такой цели, которая определяется им каквысоко ценная на когнитивном или эмоциональном уровнях, но не определяется емудостижимой в данных обстоятельствах. Весьма вероятно, что каждый человекпроявляет некоторые из перечисленных нами видов компетенции, преследуяличностно значимые цели. Однако, не смотря на то, что виды компетенциипроявляются в отношении личностно значимых целей, часто они представлены ввесьма рудиментарных формах. Чтобы люди смогли успешнее достигать поставленныхцелей, мы должны помочь им развить вышеперечисленные виды компетенции – ноотносительно целей, которые считают важными сами эти люди.
Способностьпринимать правильные решения
Человекдолжен предвидеть результаты самых важных действий, а не сосредотачиваться наодном или двух из них. Эта способность требует умения работать с другими людьмии уважения к их способностям, а также доверия к способности других людей внестизначительный вклад в достижения поставленных целей.
Персональнаяответственность
Недостатокуверенности в своей способности принимать ответственность, неумение достигатькомплексного могут быть следствием понимания проблемы, и недостатокуправленческих навыков могут быть следствием отсутствия опыта работы вситуациях, заставляющих объединять мысль и действие в эффективных стратегияхповедения. Учитывая современную тенденцию проводить резкое различие междутеоретической и практической деятельностью, весьма вероятно, что люди так и неполучат подобного опыта. В результате они не станут развивать эти способности ине будут стремиться понять происходящие социально-психологические явления.Поэтому нужно добиваться цели, требующей согласованных коллективных усилий, тонеобходимо, чтобы каждый член группы был готов брать на себя этот вид ответственности.
Готовностьразрешать другим людям принимать самостоятельные решения
Выражениедоверия к компетенции других людей. Если человек стремится развивать данный видкомпетенции, ему необходимо удостовериться в том, что другие люди разделяют егоценности и приоритеты, или по крайней мере он должен быть уверен в том, чтоспособен добиться от них этого.
Внимание кпроблемам, связанным с достижением поставленных целей
Готовностьзамечать социальные, личностные, физические, организационные, теоретические,технические или коммуникативные проблемы, которые препятствуют продвижению кцели, и готовность их преодолевать. Необходима также чувствительность кмимолетным впечатлениям и способность их использовать.
Самостоятельностьмышления, оригинальность
Этот видкомпетенции включает в себя готовность вынести те негодования, которыеобрушиваются на любого новатора, даже если тот старается по мере возможностинаходиться в русле традиций. Будет ли человек бороться за то, чтобы окружающиеприняли его идеи? По-видимому, часть людей больше думает о важных для нихпроблемах, чем другие, которые могут не замечать проблем или же не решаютсязадуматься о них.
Самоконтроль
Способностьчеловека удерживаться от первичного побуждения сказать и сделать что-либо, азатем заменять импульсивное поведение на более адекватное. Умение избегатьчувства гнева или бессилия в случае, если идеи или деятельность человекаподвергаются критике или нападкам. Тенденция избегать поспешных решений, основанныхна неполной информации.


Заключение
Каждая наукарассматривает то или иное явление со своих позиций и описывает своим языком.Поэтому в психологии, лингвистике, социологии и смежных с ними областяхсуществуют свои описания коммуникативной компетенции и её состава как объектаисследования. Однако сфера образования имеет дело не с объектами, которые нужноописывать, а с человеком, которому средствами существующей культуры помогаютразвивать свои способности и освоить умения, позволяющие ему жить в данномобществе. Подобный смысл образования не является общеупотребительным. Основнымрезультатом образования в нашей массовой школе считается совокупностьпредметных знаний или, иначе, сведений, усвоенных учащимися. Причём, какправило, подобные знания ученик не использует в практических ситуациях своейжизни и деятельности. Логика компетентностного подхода, наоборот, предполагаетформирование таких умений и развитие на их основе таких способностей, которыепозволяют человеку максимально реализовать себя в данном обществе.
Такимобразом, коммуникативная компетенция, с одной стороны, является характеристикойличности человека, его способностью, которая, с другой стороны, проявляется вего поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные, практическиеситуации (в том числе и коммуникативные). Часто в трактовках коммуникативнойкомпетенции эти две стороны развиваются и противопоставляются друг другу.
В отличие ототдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе,развитие компетенции требует включения всего комплекса способностей и уменийсразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки,приобрести некоторые знания, потом всё сложить и получить компетенцию. Любаякомпетенция приобретается в процессе реализации, какой либо осмысленнойдеятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, ане задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и т.д.Причём, если мы говорим о коммуникативной компетенции, нужно иметь в виду, чтокоммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

Библиография
 
1. Бим И.Л.Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. – М.: Просвещение,1988. – 358 с.
2. ГальсковаН.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: Арти-Глассо, 2000.– 281 с.
3. ЗверловаО.Ю. Программа – концепция курса по немецкому языку для общеобразовательныхучреждений. – М.: Март, 2002. – 72 с.
4. ИвановД.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
5. КолкерЯ.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2000. – 389 с.
6. КузнецоваЕ.С. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие.– Воронеж.: НОУ «Интерлингва», 2002.-1020 с.
7. ЛитвинцевВ.В. Междисциплинарный подход к развитию межкультурной компетенции: российскийпример // Развитие межкультурной компетенции через изучение иностранных языков:потенциал, методы, проблемы. – 2006. – №1. – 60–65
8. МильрудР.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. – 2004. – №7.– С. 30–36
9. МасляковаЕ.Н. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. –Мн.: Стереотип, 2000. – 522 с.
10.  Рабинович Ф.М., Рогова Г.В.Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. –187 с.
11.  Соловова Е.Н. Методикаобучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентовпедвузов и училищ. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
12.  Сысоев П.В. Спорные вопросыкоммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух //Иностранные языки в школе. – 2008. – №1. – С. 8–14
13.  Хисматулина А.М. Филологияи современное лингвистическое образование. – Иркутск.: ИГЛУ, 2004. – 121 с.
14.  Шатилов С.Ф. Методикаобучения немецкому языку в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 187 с.
15.  Языкова Н.В. Проблемыобучения иностранным языкам в рамках межкультурного подхода // Развитиемежкультурной компетенции через изучение иностранных языков: потенциал, методы,проблемы. – 2006. – №1. – С. 142–145


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.