13
Введение
В настоящее время, рассматривая особенности взаимоотношений мужчин и женщин, необходимо соблюдать определенные жесткие правила. Первое и наиглавнейшее - строго следовать принципу равенства мужчин и женщин, подразумевающее равенство не только в правах, но и равенство умственных и физических данных. Второе правило - любое неравенство объяснять природной материнской ролью женщины. Нарушитель этих правил сразу же попадает под жесткую критику феминисток или защитников мужских интересов. В результате проблема гендерных отношений как в гуманитарных, так и естественно-научных сферах до сих пор остается полностью не решенной.
Женские общественные организации как объект социологического анализа
Некоммерческие организации (НКО) являются неотъемлемым элементом гражданского общества и всей общественно-политической системы в целом. Они повышает значимость таких понятий как гражданская позиция, гражданская инициатива, солидарность.
Самоорганизация граждан, первоначально направленная на задачу самовыживания, демонстрирует ценность личной поисковой активности.
Усиливая рынок услуг в целом, негосударственные организации расширяют возможности получения социальной помощи для большего количества людей, повышают их доступность - пространственную, временную, финансовую, психологическую. Предоставляя услуги, НКО позитивно влияют на качество жизни людей.
Женские НКО, являясь составной часть гражданского общества, представляют собой постоянно развивающуюся, динамичную структуру, позволяющую женщинам активно включаться в такие политические, экономические, социальные процессы как лоббирование своих интересов в правительстве, развитие женского предпринимательства, протестные движения, деятельность СМИ. Таким образом, их интересы и потребности, желание отстаивать свои права, выносятся, «легитимизируются» из приватной сферы в широкое общественно-политическое сознание, а НКО становятся одним из связующих звеньев включения женщин в этот процесс.
На макроуровне это позволяет женским общественным организациям влиять на определенные социальные и политические явления, на принятие законодательных актов, формировать общественное мнение по тому или иному дискурсионному вопросу, повысить социальную значимость женщины в целом и находить наиболее эффективные методы решения острых социальных, экономических, правовых, этических проблем. Такие сферы, как политика, экономика, предпринимательство, наука - сферы, где сосредоточены властные ресурсы и управление финансовыми потоками, находятся под контролем мужчин, а «ниша» общественной жизни, так называемого «третьего сектора», где необходимо постоянно решать наболевшие социальные вопросы, в основном занята женщинами. Это обусловлено, во-первых, объективными причинами (отсутствием доступа и/или затрудненным доступом к политическим, финансовым ресурсам); во-вторых, личностными мотивами (сплоченность по принципу «общей беды»); в третьих, возможностью проявить себя в социальном контексте как личности. Участие женщин в создании и деятельности общественной организации позволяет им реализовать себя в общественно-политической сфере; повысить свою социальную значимость; использовать этот потенциал как «трамплин» в большую политику; обозначить ряд социальных проблем и наметить пути их решения; постоянно держать общественное мнение в курсе этих проблем. Таким образом, в политике, экономике НКО могут способствовать вхождению женщин во власть, поддерживать женское предпринимательство, развивать школы лидерства для женщин. Помимо этого, в таких традиционных «женских» сферах занятости как образование, благотворительность, социальная работа женские НКО могут добиться максимально высоких результатов за счет сплоченности и солидарности в своих действиях. На мезоуровне женщина, включенная в работу НКО, может реализовать различные стратегии управления деятельностью организации: ее создание, направление работы, привлечение волонтеров, поиск финансирования (файндрайзинг), PR и т.д. На микроуровне женские общественные организации объединяют целевые группы женщин, которые столкнулись с одинаковой проблемой, например, матерей детей-инвалидов и членов их семей, солдатских матерей и т.п.; оказывают им психологическую, социальную, юридическую и другие виды помощи. В связи с этим, необходимо рассматривать женские некоммерческие организации как один из эффективных вариантов объединения и интеграции женщин, с последующим развитием и применением их лидерских стратегий для развития как негосударственного сектора, так и других сфер жизнедеятельности общества. Женщины-руководители НКО, прошедшие школу гражданского общества, являются тем интеллектуальным потенциалом, который может быть успешно задействован в структурах власти в России.
Итак, очевидно, что, участвуя в деятельности НКО женщины:
1. осуществляют легитимацию своего положения в традиционно «мужских сферах»;
2. проявляют свою активную гражданскую позицию, «озвучивают» актуальные социальные проблемы и ищут оптимальные пути их решения;
3. обеспечивают социальную защиту определенных целевых групп;
4. могут реализовывать и развивать свой лидерский потенциал;
5. удовлетворять личностные и духовные потребности.
Социальные предпосылки вхождения женщин в научную сферу
В данной статье хотелось бы отметить противоречивость взглядов на роль женщины в научной сфере. Наука - это одна из тех сфер человеческой деятельности, функция которой состоит в выработки и теоретической систематизации знаний о действительности, и в отличие от других сфер отличается своей объективностью, способностью проникать в сущность вещей и процессов. Однако история подтверждает, что в вопросе: Кто стоит во главе того или иного открытия? - практически всегда один ответ: Мужчина! Следовательно, во все времена ключевые позиции в науке занимали мужчины, хотя научные открытия совершали и женщины. Тем не менее, факт остается фактом, что очень долгое время наука была маскулинизирована, и базировалась на мнении, что мужчина - это дух, а женщина - природа. Тем самым подчеркивалась социобиологическая предопределенность женской неполноценности в науке, часто связанная с её интеллектуальными способностями. В подтверждение вышесказанного даже имеется научная теория, представленная американскими учеными А. Эрхардтом и Дж. Мани, которые «доказывают», что женщина может добиться успехов в научной деятельности лишь только в том случае, если у нее будет наблюдаться повышенное содержание мужских гормонов. Только тогда она сможет обладать рядом интеллектуальных преимуществ перед обычными женщинами того же возраста. При таком подходе женщины могут преуспевать лишь сознательно или неосознанно «имитируя» черты, присущие маскулинизированной науке, т.е. подражая мужчинам в выборе стиля поведения в научном сообществе. Данная теория имеет и исторические доказательства, свидетельствующие о том, что значительное число женщин, занимавшихся научной деятельностью, работали на скромных должностях, обеспечивая успешную деятельность мужчин-ученых, часто выдающих их достижения за свои собственные. В результате этого очень долгое время женщины воспринимались как полезные сотрудники, способные выполнять лишь необходимую лабораторную работу, лишенные творческих способностей. Тем не менее, роль женщины в науке значительна, и об этом свидетельствуют исследования британского профессора Питера Лоренса, который, как и многие другие ученные, отмечал изначальную разницу в умственном и психическом устройстве мужчин и женщин, но объяснял её только с позиций заложенных природой гендерных различий мышления. Одним из факторов, определяющих эти различия, по его мнению, является уровень мужского гормона тестостерона, поэтому мужчины в среднем предрасположены к аналитической работе, тогда как женщины склонны к состраданию, заботе о других людях и т.д. Но эти положительные качества как раз и мешают женщинам утвердиться в научном сообществе, даже в тех областях науки, где они могут быть уместны. Например, такие качества, как умение поставить себя на место другого, маневренность поведения, доброта смотрятся выигрышно в психологии, но большинство известных психологов - мужчины. В доказательство теории Питера Лоренса можно привести следующие данные: в Британском психологическом обществе зарегистрировано на сегодняшний день 5806 студенток и 945 студентов. Среди закончивших образование молодых специалистов 23 324 женщины и 8 592 мужчин. Среди дипломированных психологов перевес женщин заметно меньше - 7 369 женщин против 4 402 мужчин, а вот почетных членов общества - 428 мужчин против 106 женщин. Причина таких результатов заключается не в понижении способностей женского аналитического мышления, а в следующем:
- традиционно женской ролью, когда женщины предпочитают детские нужды (замужество, семья и т.п.) карьерным;
- вся система научной иерархии насквозь мужская, поэтому изначально не приспособлена к женскому типу мышления;
- все оценочные тесты на интеллект и выявление талантов, которые учитываются при отборе научных кадров, разработаны мужчинами под лозунги о равенстве женских и мужских возможностей;
- продолжительное время ученая степень давалась женщинам гораздо реже, чем мужчинам, что не давало им возможности продолжать научную карьеру;
- недружелюбная атмосфера в коллективе: многие женщины, бросают заниматься наукой, потому что их к этому вынуждает враждебное отношение коллег, чаще всего мужчин;
- неосознанная предвзятость: очень часто работа оценивается хуже, если известно, что её автором является женщина;
- семья и домашние обязанности, как правило, полностью лежат на женских плечах, и на научную карьеру просто не хватает времени.
Несмотря на то, что долгое время женщина в науке находилась в роли аутсайдера, в истории все-таки встречаются имена таких великих женщин-ученых, как: Софья Ковалевская, Наталья Бехтерева, Мария Склодовская-Кюри, Мэри Монтегю и т.д. В последнее время интерес женщин к учебной и научной сферам продолжает расти. Многие из современных женщин стали активно заниматься научной карьерой не в чем, не уступая мужчинам. Исходя из вышесказанного, женщина не только может, но и должна заниматься наукой и как минимум по трем причинам:
- большую часть черновой научной и экспериментальной работы проделывают студенты и аспиранты, тогда как эффективность этой работы требует непременного различения творческого потенциала студентов, а значит, присутствия столь же опытной, но более покладистой женщины-преподавателя;
- стимулом к работе зачастую бывает поддержка и понимание, а не только соревновательный азарт. Поддержку и понимание в силу своей природы предоставляют женщины, а в ведении мужчин остается соревновательная гонка;
- наверху карьерной лестницы ученых должны быть какие-то значительные женские фигуры, с которых молодые специалистки могли бы брать пример, найти в себе мужества и пробивать карьеру в научном мире.
Таким образом, маскулинизированный подход к роли женщины в науке чрезвычайно вреден при формировании культурных ориентиров целых поколений, и наука, которая уготовила женщине роль аутсайдера является бесперспективной. Поэтому для того, чтобы женщины-ученые заняли достойное место в науке, необходимо кардинальное социокультурное изменение в современном мире, в том числе и в России.
Гендерная ассиметрия во власти
Согласно российской Конституции, мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Тема соотношения прав и реального участия женщин в управлении в последнее время все больше привлекает внимание общества. Несмотря на то, что основополагающее право мужчин и женщин на участие в политической жизни признается на практике, продолжает существовать значительная разница между положением de jure и de facto в области равного участия женщин в деятельности высших властных структур и принятия решений.
В некотором смысле женский прогресс в политике - это закономерный результат постепенного движения к эффективному равенству возможностей, которое началось в 1960-х годах. Потребовались десятилетия для того, чтобы это стало реальным, и все же есть страны, которым еще предстоит пройти долгий путь.
Возьмем показатели, отражающие представленность женщин в государственных и местных органах власти в нашей стране. На сегодняшний день женщины доминируют на должностях не предполагающих принятия ответственных решений. В органах законодательной, судебной и исполнительской власти женщины преобладают на низших и средних уровнях иерархической лестницы, на более высших уровнях их представленность незначительна. Такой расклад распределения власти среди исследователей получил название гендерная пирамида.
Несмотря на повышение числа женщин во всех органах государственной власти, большинство руководящих должностей остается за мужчинами.
Аналогичное гендерное разделение прослеживается и на региональном уровне. На 1 января 2006 года в Республике Башкортостан проживало 2,2 млн. женщин разных возрастов, это свыше 53% от всего населения. Сегодняшняя женщина Башкортостана - в основном работающая женщина.
Уровень экономической активности женщин составляет 58,6%, уровень занятости - 54,9%. Из 902 тысяч работающих женщин 53% имеют высшее и среднее профессиональное образование. Это заметно выше, чем среди мужчин - 35%. Обратимся к данным по Республике Башкортостан о составе женщин в системе управления. В составе депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан 5 женщин, это 4,1% от общего количества депутатов (всего 120) . Женщины работают в четырех из семи комитетов. В Комитете по труду, социальным вопросам, материнству, детству и охране здоровья председатель и заместитель председателя женщины. В Советах сельских поселений: по итогам выборов 11 марта 2007 г. из 8338 избранных депутатов Советов 2689 женщин, что составляет 32,25%. Нет ни одной женщины - главы администрации муниципального района и городского округа. Среди глав администраций городских поселений 2 женщины. Должности заместителя главы администрации муниципального образования занимают женщины:
- в 20 из 54 администраций муниципальных районов;
- в 7 из 9 администраций городских округов;
- ни одной из 12 городских поселений.
Россия она из самых феминизированных стран мира, в которой женщины составляют 54 % населения. И согласно прогнозу демографов, к 2015 году ожидается дальнейшее увеличение количества женщин в структуре российского населения до 56%. А это значит, что государство, обладающее такой гендерной структурной населения и такими темпами распространения гендерной асимметрии «в пользу женщин», должно отличаться повышенной социальной ответственностью проводимой политики.
Феминизация российского общества способствует активному участию женщин в политической жизни, выдвигает новых женщин-лидеров. Но этот процесс нужно направлять и его важнейшим регулятором могла бы стать квотная система женского представительства в органах государственной власти, апробированная на опыте развитых стран и СССР.
На данном этапе развития нашего общества задача достижения гендерного равенства обозначена, но еще не полностью осознана и требует разработки правового и политического механизма для своего осуществления. Россия не станет ни демократической страной, ни правовым государством пока больший процент ее населения, женщины, не приобретут реальные, гарантированные государством равные права и возможности. Нужно создавать условия для продвижения женщин по службе, чтобы они чувствовали перспективность развития своей карьеры, сформировать эффективную нормативно-правовую базу по достижению равных возможностей женщин в государственной службе, создавать условия для продвижения женщин по службе, учитывая ее интересы в планировании семьи и выполнении семейных обязанностей, повышать юридическую грамотность женщин.
Ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины
Сегодня соотношение работающих мужчин и женщин примерно 1/1. Интересен тот факт, что современные женщины стремятся к интенсификации своей профессиональной жизни. Причем во многих случаях они стремятся не просто к работе, а к достижению определенного должностного, социального статуса, к максимальной самореализации в профессиональной сфере, т.е. к построению карьеры.
До сих пор в нашем обществе существуют гендерные стереотипы, согласно которым дом - традиционно женская сфера, работа - традиционно мужская. Традиционная точка зрения на добывание денег как на исключительно мужскую роль уже неверна.
Работающие женщины считаются теперь скорее правилом, чем исключением. Ригидны и полоролевые стереотипы, влияющие на отношение женщины к самой себе и отношения к ней окружения в связи с деловой активностью. Итогом этого несоответствия является двойная занятость женщин - на работе и дома. Если женщина не просто наемный работник, а развивает собственную деловую активность, то к проблеме деловой перегрузки добавляется комплекс специфических внутри- и межличностных переживаний. Работающие женщины теперь меньше времени уделяют домашнему хозяйству, хотя доля работы, проделываемая ими по дому, осталась примерно такой же. В среднем женщины посвящают домашним делам 16,5 часа в неделю, тогда как мужчины - 9,2 часа.
В целом мужчины соглашаются с тем, что женщинам нужно работать, однако при этом сами не желают выполнять работу по дому наравне с супругами, воспитание детей также остается обязанностью женщин. Более того женщины на рынке труда занимают, обычно, второстепенные места. Им по-прежнему отведены наименее оплачиваемые должности, которые предполагают весьма ограниченные возможности продвижения по службе. Гендерная стратификация на рабочем месте очевидна. Более того, чем выше доход и престиж профессии в какой - либо области, тем больше соответствующих должностей занимают мужчины.
Таким образом, сегодня существуют проблемы, связанные со сложностью совмещения женщиной 2 сфер: семейной и профессиональной, подходы для их решения не разработаны. На данном этапе появилась объективная необходимость по оптимизации сложившейся ситуации среди работающих женщин. Несомненно, для этого необходимо привлечь как специалистов из разных областей, так и различные государственные и общественные организации. Для выявления проблем работающих семейных женщин было проведено исследование в форме анкетного опроса. Анкета, состоящая из 26 вопросов позволила выявить круг проблем, которые возникают у работающих женщин, а также определить их успехи в построении карьеры и главные ценности (семья или карьера). Цель исследования - определить ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины. Задачами было определить гендерные аспекты карьеры, главную ценность женщин (семья или карьера), рассмотреть возможность совмещения женщинами 2 сфер: семейной и профессиональной. Были опрошены женщины разных специальностей, добившиеся определенных карьерных успехов. Всего в ходе исследования было опрошено 70 женщин в возрасте от20 до 55. В проведенном исследовании выяснилось, что сами женщины чувствуют дискриминацию, оценивают свои возможности быть принятыми на работу как низкие в сравнении с мужчинами. 30% считают, что мужчина имеет больше шансов быть принятым на работу при равных условиях. В то же время для большинства женщин карьера и профессиональный рост не являются главной ценностью в жизни, работа для них, прежде всего средство заработка необходимых средств к существованию. Семью, здоровье детей они ставят на первое место (55%). С этой целью женщины ищут работу с высоким заработком, что предполагает наличие высокого должностного статуса.
В то же время, 32% женщин выбирают работу и собственную карьеру, они для них - жизненная необходимость, возможность самореализации, раскрытие собственных возможностей. К сожалению, 40% женщин видят в собственной карьере только упорный труд, 50% из них работают и после рабочего дня, невыполненную работу приносят доделывать домой и зачастую выполняют ее в выходные дни; в итоге 60% выходные дни посвящают бытовой работе, 52% имеют трудности в воспитании детей,75% считают, что не полностью выполняют домашние дела, в большинстве случаев с многими семейными обязанностями они также не справляются, мало времени уделяют общению с детьми и близкими родственниками. В то же время 71% женщин не желают расставаться с работой ни при каких условиях. 85% из них в возрасте от 25 до 35 лет. Более того именно эта возрастная группа рассматривает карьеру как источник самореализации и раскрытия собственных способностей, в то время как более старшая возрастная группа рассматривает работу как источник дополнительного дохода. Уровень образования и профессия играют немаловажную роль в ценностных притязаниях женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Высокий уровень образования и престижная работа ориентируют женщину на ценность карьеры (70%), низкий уровень образования - к ценности семьи (90%). Женщины старше 35 лет в иерархии ценностей ставят семью на первое место.
Заключение
Таким образом, сегодня на самом деле существует серьезная проблема, которая связана со сложностью совмещения женщиной семейной и профессиональной сфер. Не работать женщины сегодня не могут, так как их семьи нуждаются в дополнительном доходе, в то же время на них ложится тяжкий груз бытовой работы, воспитания детей, что не дает им продвигаться по карьерной лестнице, особенно тем, кто видит в этом главную ценность жизни, одновременно необходимость работать не дает им выполнять в полной мере традиционные семейные функции. В результате получается «замкнутый круг», выход из которого возможен при совместных усилиях множества специалистов и служб, организаций как государственных, так и общественных. Только совместными усилиями возможно решение существующей проблемы.
Список литературы
1. Евсеичева И.В., Лунева Л.Н. Представление работающих семейных женщин о карьере Вестник Московского Университета.- Серия 14, Психология 05, №1
2. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья Социс. - 2007, №2
3. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология - М., 2007
4. Мид Маргарет. Мужское и женское исследование полового вопроса в меняющемся мире.- М., 2008.
5. Вейнингер О. Пол и характер. Принципиальное исследование. - М., 2006.
6. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. - М., 2008.
7. Абубикирова Н.И., Клименкова Т.А., Кочкина Е.В., Регентова М.А. Женские организации в России сегодня // Женские неправительственные организации России и СНГ. М., 2008.
8. Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2006.
9. Гендерные аспекты политической социологии /Под.ред. С.Г. Айвазовой, О.А. Хасбулатовой. М., 2008.
10. Горный М.Б. Взаимодействие структур гражданского общества с властными структурами - от конфронтации к социальному партнерству.//Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века (материалы к форуму) СПб, 2007.
11. Силласте Г.Г. Гендерная теория как частная социологическая теория. //СОЦИС, 2004.
12. Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщинами за улучшение положения женщин (2009)/ Женщины, М.
13. Ральф Дарендорф (2006) Женщины у власти?/ "Project Syndicate", США // http://www.projectsyndicate.org/commentary/dahrendorf57/Russian
14. Сулемов В.А. (2006) Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии / Изд. 2-е, дораб. и доп. - М.: РАГС
15. Силласте Г.Г. (2008) Доклад на Всероссийском женском форуме «Женщины-лидеры новой России», 21 апреля 2008 года, Москва.
16. www.gks.ru (Федеральная служба государственной статистики России)
17. www.wciom.ru (Всероссийский фонд общественного мнения)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Защита от электромагнитных излучений |
Реферат | Звуковой локатор |
Реферат | Гидравлический удар |
Реферат | Задачи Циолковского |
Реферат | Из истории термодинамики |
Реферат | Phobia Essay Research Paper For something that |
Реферат | Out Of Africa Essay Research Paper Out |
Реферат | Методическое пособие по ВТ |
Реферат | JSP, структура и организация |
Реферат | The Hobbit Essay Research Paper In the |
Реферат | Интерференция |
Реферат | Излучение |
Реферат | Исследование и использование эффеката Кирлиан |
Реферат | «Русский социализм»: А.И.Герцен (1812-1870) |
Реферат | The Declaration Of Independance And Its Importance |