2
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет международных отношений
Кафедра культурологии
Образ Заратуштры в истории и в произведениях Ф.Ницше
Реферат
студента 1 курса
отделения культурологии
(специализация - гебраистика)
Пипетя Максима Александровича
Научный руководитель -
преп. М.Ю.Шода
Минск 2006
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Зороастризм в контексте мировых религий…………………..5
1.1 Истоки религии………………………………………………...5
1.2 Пантеон…………………………………………………………6
1.3 Священные тексты…………………………………………….7
1.4 Место культа в зороастризме………………………………....9
1.5 Концепция мироздания в зороастризме…………………….10
1.6 Зороастризм в современности……………………………….10
Глава 2. Образ Заратустры в историческом контексте………………..12
2.1 Можно ли считать Заратустру реальным историческим лицом?#63;???? ???????????? ?????: ?? ????? ???????? ????? ?????, ??????? ??????????? ?? ???????????, ??????? ?? ???? ? ????? ?????? ? ????? ??? ???????????? ? ??????? ????????.
??? ?????? ?? ????????????? ????? ? "?????? ????????"; ?? ?? ????? ???? ????????? ?????? ???????, ???, ????????, ???????? ???? ? ?????????????; ? ??? ?? ????? ??????? ????????, ??????? ????????.
? ??? ??????????? ????? ???? ????? ??? ?????? ??? ???????? ????????????????? ??????? ??? ???????? ?????? ???????? ?? ??? ???????. ? ????? ??????????? ????????? ? ????????????? ??; ?????? ????? ??? ??????????? ?? ???? ??? ?? ???????, ?? ???? ???????? ???? ????? ?? ?????; ? ?? ?????? ?? ????? ???? ????????? ????????? ??? ????, ? ??? ??????? ?? ??-???????. ?????? ???????????? ?????????????? ??? ?????? ????????? ?????????????????, ?? ?????? ???????, ??? ?? ???????????? ?????? ?????? ?????????? ????? ????? ? ??? ???? ???????? ????? ?????? ?????????? ?????????, ??????? ?? ??????????? ??? ????, ????? ????????? ?????? ???? ????????????. ?? ??? ??????? ? ??????? ????????, ????????????».[15]
Следует также отметить, что работа над созданием книги была крайне тяжела для Ницше, особенно в моральном плане. В моменты отчаяния он спорил сам с собой прямо на страницах своих рукописей. В такие моменты он призывал на помощь своего героя - Заратустру.
Каким же предстаёт перед нами Заратустра в книге и почему Ницше хочет показать его нам именно таким?
Прежде всего, хотелось бы отметить, что в своём произведении Ницше полностью отождествляет себя с Заратуштрой, он как бы сливается с ним. По сути, через уста Заратуштры Ницше доводит до читателя свои грандиозные идеи и замыслы, нимало не заботясь о том, что сам Заратуштра эти идеи, вероятно, и не поддерживал. В этой проекции Ницше предстаёт перед нами в качестве некоего божества, а Заратустра играет самую подходящую для него роль - роль пророка.
Эту же мысль высказывает Л.З.Немировская, описывая упоминаемые в книге три превращения духа: «Устами Заратустры три превращения духа в человеке выделяет Ницше: "как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев". Прежде всего, на пути достижения свободы духа необходимо познать тяжесть, трудное, чтобы преодолеть свою слабость. "Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие?.. Все самое трудное берет на себя выносливый дух, подобно навьюченному верблюду... спешит и он в свою пустыню". [13, с.64]
Таким образом, мы видим, что, создавая своё произведение, Ницше по каким-то причинам не захотел высказывать свои идеи от своего лица. Ему нужен был некий персонаж, который бы делал это за него, а сам Ницше тем временем как бы оставался в тени, но, тем не менее, незримо присутствовал. Таким персонажем и стал Заратустра. А может быть, именно Заратустра смог стать тем связующим звеном между задумкой и реализацией произведения Ницше, которого так не хватало ему для выражения своей, по сути, уже созревшей концепции Сверхчеловека? Возможно ли, что на месте Заратустры мог оказаться любой другой загадочный персонаж? Так или иначе, совершенно очевидно одно: образ Заратуштры так удачно вошёл в общую композицию произведения, что не только выполнил поставленную перед ним задачу, но и стал неразрывно связан с концепцией Ницше о Сверхчеловеке.
А теперь подведём основные итоги данного исследования в Заключении.
Заключение
Подводя итоги данного исследования, хотелось бы отметить следующее.
В нашей работе мы сравнили образ древнеиранского пророка Заратуштры, опираясь на исторические факты, с образом Заратуштры, созданным Ф.Ницше в его произведении «Так говорил Заратустра».
Мы выявили глубокие противоречия и многочисленные расхождения в характерных чертах этих двух образов. Другими словами, они кардинально различаются.
Причина этих различий кроется в том, что Ф.Ницше, создавая своё произведение, не ставил перед собой задачу максимально точно и достоверно отразить в нём какие-либо факты из биографии или вообще жизнь и деятельность Заратуштры в целом. Наоборот, используя своё воображение, под влиянием созревшей к тому времени у него в сознании концепции о Сверхчеловеке и просто черпая вдохновение из образа древнего мудреца, Ницше создал литературного героя, персонажа, который являлся своеобразным посредником между автором, то есть самим Ницше, и читателем. Загадочный образ Заратуштры, особое построение и композиция произведения, а также неповторимое своеобразие слога Ницше призваны были вызвать у читателя ассоциации с библейскими текстами и настроить его на соответствующее восприятие поэмы. Данный образ не имеет практически ничего общего с исторической личностью древнего мудреца Зороастра.
Что же касается исторического образа Заратуштры, то, рассмотрев мнения и комментарии различных исследователей, мы пришли к выводу, что современная наука не располагает сведениями, достаточными для того, чтобы чётко представить жизнь и деятельность Заратуштры в контексте всемирной истории.
Однако это отнюдь не означает, что Заратуштра является вымышленным или мифологическим персонажем. Нехватка данных объясняется отдалённостью эпохи, в которой жил великий пророк, и некоторыми другими объективными причинами. По результатам новейших лингвистических и других исследований, Заратуштра является реальным историческим лицом, создателем зороастризма, религии древних персов. Его роль, сыгранная им в мировой истории, а также влияние, оказанное им посредством его фундаментального учения на многие поколения вперёд, поистине неоценимы.
Именно поэтому жизнь и деятельность Заратуштры заслуживают пристального внимания и дальнейшего активного исследования и изучения.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов
1. Р.Фрай. Наследие Ирана. - М., 2002.
2. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. Разд. И.В. Рака. - СПб, 1997.
3. ?.?????. ??? ??????? ??????????. ????? ??? ???? ? ?? ??? ????. - ?: ????????,1990.-301?.
4. Большой энциклопедический словарь под ред. А.М. Прохорова - М., «Советская энциклопедия», 1991.
5. Дж.Хиннелс. Космическая битва: зороастризм. //Древние религии мира. В 2 т. Т.1. - ?:????????, 2002.
6. В.А Кулаков «Религии мира» - М., 1996.
7. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. Издание подготовлено О.М. Чунаковой. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАH, 1997. (Памят-ники письменности Востока. CXIV).
8. Л.С. Васильев, История религий Востока. Учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - М., 1999.
9. Е.А. Дорошенко Зороастрийцы в Иране, М., "Наука", 1982
10. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи, 3-е издание, СПб, 1994.
11. Стеблин-Каменский И.М. Предисловие // Авеста: Избранные гимны; Из Видевдата / Пер. с авест. И.Стеблин-Каменского. М., 1993.
12. ????? ?. ?? ?? ??????? ????? ? ???; ? ?????????? ??????.?. ?????????, ?. ?????????, ?. ?????????. - ??.:????????,1992.-335?.
13. Немировская Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла». - М.: Знания, - 1991.
14. www.istina.rin.ru.
15. www.krugosvet.ru.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |