САНКТ-ПЕРЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Факультет менеджмента
Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное управление»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Концепция современного естествознания
Тема: Человек во вселенной
Выполнил: Студент III курса группы ГМУ-07-3Б Латынов М.А. | |
Проверил: ___________________ |
Якутск, 2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕЛЕННОЙ………………………..5
Теория вселенной……………………………………………………………..5
Временные масштабы во вселенной………………………………………...6
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ…………………………………………...10
Биосфера и космос…………………………………………………………..10
Ноосфера……………….…………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Современные представления о человеке связаны с феноменом его появления как итога эволюции органического мира. Некоторые ученые считают началом выделения человека — появление прямохождения. Останки такого человека найдены в Эфиопии, им около 4 млн. лет. По ним можно видеть, что тогда не было ни огня, ни орудий труда. Прямохождение освободило руки, развивалась рука для иных целей — на ней выделился большой палец. Появление огня датировано 1,4 — 1,9 млн. лет. Выделяет человека из животного мира не только использование огня, но и захоронение трупов. В Кении найдено захоронение человека в возрасте человека умелого, которому 1,8 млн. лет. Считается, что заселение Европы и Азии шло с Ближнего Востока. В районе Горно-Алтайска академик А. П. Окладников обнаружил следы гоминизации на отметке 1,5 млн лет.
Появление человека — качественно новый этап развития биосферы, который обеспечил разум человека. Благодаря разуму человечество стало самоорганизующейся системой. Еще в прошлом веке И.М.Сеченов говорил, что понять человека можно только в единстве плоти, духа и природы, частью которой он является (1861): «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Сходство человека с животным определяется не только элементным составом и строением тела (те же белки и нуклеиновые кислоты, те же структуры и органы), но и поведением. Кроме того, человеческий зародыш проходит во внутриутробном развитии все стадии эволюции вида. Дополнительные доказательства: рудиментальные органы, атавизм, многие черты поведения. У животных, как и у человека, развита система общения с помощью тех или иных сигналов.
Целью данной работы является исследование человека во вселенной. Для достижение поставленной цели, необходимо решить, следующие задачи:
Рассмотреть теорию вселенной.
Определить временные масштабы во вселенной.
Охарактеризовать биосферу и космос.
Рассмотреть ноосферу.
Цели и задачи определяют структуру данной работы.
В первой главе дана общая характеристика вселенной. Вторая глава посвящена рассмотрению человека во вселенной.
При написании данной работы автор руководствовался научными трудами таких авторов, как Борщев А.С., Вернадский В.И., Гут А., Сменйнхард П., Дубнищев Т.Я., Канке В.А., Карпенков С.Х., Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Новиков И.Д., Самыгин С.И.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕЛЕННОЙ
Размышляя над происхождением и устройством Вселенной, современные космологи исходят из концептуальных возможностей квантовой теории поля. Но при этом, как и обычно, в науке, разумеется, не обходится без затруднений. Наибольшие сложности связаны с осмыслением природы космической сингулярности. Обойтись без нее не удается: любая модель расширяющейся Вселенной при экстраполяции ее назад во времени неизбежно приводит к представлению о сингулярности. Но что представляет собой сингулярность? Она, по мнению ученых, должна быть именно такой, чтобы вызванные ею процессы соответствовали действительной картине Вселенной.1
В первоначальных моделях горячей Вселенной не удавалось объяснить происхождение скоплений галактик. Исходя из различных моделей гравитационной неустойчивости, можно было объяснить происхождение отдельных звезд и планетных систем, но не скоплений галактик. В этой связи крепло убеждение, что происхождение гигантских космических образований, каковыми являются скопления галактик, а также отдельные галактики следует объяснять не процессами, случившимися после Большого взрыва, а присущими его изначальной природе. Эта идея стала руководящей в размышлениях американца А. Гута (1980).
Гут предложил модель раздувающейся, инфляционной (от лат. inflatio — вздутие) Вселенной.2 Суть гипотезы Гута состоит в том, что в квантовом вакууме в условиях чрезвычайно высокой энергии частиц последние создают сильное натяжение. Давление внутри вакуума не положительно, а отрицательно (оно направленно внутрь среды). Отрицательное давление приводит к тому, что гравитационные силы становятся силами отталкивания, такой вывод следует из теории Эйнштейна.3 Под действием гигантских сил отталкивания квантовый вакуум невообразимо быстро расширяется, приблизительно за 10-30 с его размеры увеличиваются в 1030 раз. Раздувание Вселенной происходит молниеносно. В результате расширения сам вакуум охлаждается, а заключенная в нем гигантская энергия выделяется в виде излучения, температура которого примерно 1028 К. При такой сверхвысокой температуре привычные нам частицы — кварки, лептоны и т.д.— не существуют. Для вакуума с отрицательным давлением характерны квантовые флуктуации. И вот как раз они и являются начальными состояниями будущих галактик и их скоплений.4
Итак, наша Вселенная родилась быстро и не из ничего, а из вакуума особой природы, по поводу которого ведутся большие дискуссии. Несмотря на это, абсолютное большинство современных космологов являются приверженцами модели раздувающейся Вселенной. Они полагают, что в пользу этой модели свидетельствуют ее многочисленные соответствия данным астрономических наблюдений. Такого рода соответствия никогда не считаются в науке чем-то несущественным. История нашей Вселенной — это преобразования, происходящие с излучением, явившимся результатом расширения вакуума с отрицательным давлением. Излучение в результате своего расширения охлаждается, что приводит к возникновению («вымораживанию») элементарных частиц, вещества, атомов водорода, звезд и планет, равно как и всех других составляющих космического «зоопарка».
История человечества — от появления первобытного человека до наших дней — кажется (весьма и весьма условно) точкой на фоне мировой эволюции. Очевидно, что вопрос «когда?» связан с вопросом «где?».
Сутки были первой естественной единицей меры времени, регулировавшей труд и отдых. Сначала сутки делили на ночь и день и только много позже — на 24 часа. Сейчас понятно, что периодическая смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси. Есть два вида солнечного времени — истинное и среднее солнечное. Промежуток времени между двумя последовательными кульминациями центра Солнца на одном и том же меридиане, равный периоду вращения Земли, называют истинными солнечными сутками. Но измерять ими время тоже неудобно, они летом короче на 51 с, чем зимой. Дело в том, что Земля движется по орбите вокруг Солнца неравномерно: вблизи перигелия (в январе) ее скорость наибольшая, а вблизи афелия (летом) — наименьшая (второй закон Кеплера). Потому и истинные солнечные сутки непостоянны, и вместо них используют сутки, равные средней длине истинных солнечных суток за год. Кроме того, из-за движения Солнца по эклиптике происходит видимое годичное движение Солнца с запада на восток, т.е. в направлении против вращения. Ввели понятие среднего Солнца, звездных суток и звездного времени.5
Секунда — общепринятая единица времени, примерно с периодом 1 с бьется пульс человека. Исторически эта единица связана с делением суток на 24 ч, 1 ч — на 60 мин, 1 мин — на 60 с. До 1964 г. международная единица времени была основана на суточном вращении Земли. Но продолжительность суток оказалась подверженной разным вариациям и зависящей от положения Земли на орбите при ее движении вокруг Солнца.
Но есть и другие устойчивые источники колебаний, способные длительное время поддерживать определенную частоту колебаний. Развитие радиочастотной спектроскопии и электроники дало возможность создать атомные часы и перейти к измерению с помощью атомных стандартов, основанных на колебаниях определенного типа в атоме цезия, что позволило замечать отклонение от равномерности хода с погрешностью до 10 10. Атомная секунда — интервал времени, в течение которого совершается почти 10 млрд. колебаний атома Cs. Это число согласуется с наилучшими астрономическими определениями секунды.
Календарем называют систему отсчета длительных промежутков времени, в которой установлен определенный порядок счета дней в году и указано начало отсчета. Основной предпосылкой появления календаря в древности было развитие связи трудовых процессов с ритмикой природы — сменой дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.п., отсюда и необходимости измерять время. Еще древние заметили неукоснительную периодичность передвижения по небосводу Солнца, Луны и звезд. И эти первые наблюдения предшествовали зарождению одной из самых древних наук — астрономии. Астрономия и положила в основу измерения времени три фактора, характеризующих движения небесных тел: вращение Земли вокруг своей оси, обращение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца. Трудности календаря связаны с тем, что не удается найти простое соотношение между временем оборота Земли вокруг оси и вокруг Солнца. То же относится и к счету дней в лунном месяце. В западных странах наибольшее распространение получили солнечные и лунные календари. В восточных странах в календарные циклы включены астрономические явления, связанные с движением Юпитера и Сатурна. Поэтому при составлении календарей в странах Восточной Азии выделен период в 12 лет — период обращения Юпитера вокруг Солнца, при этом год в таких календарях может содержать разное число суток — 353, 354, 355, 383, 385. Выделен также 19-летний лунно-солнечный и 30-летний сатурновый циклы, входящие в 60-летний циклический календарь. Существуют календари, построенные и на движении других планет. С календарем — системой упорядоченного счета времени — связана история человеческой культуры.
Эрой (от лат. aera - исходное число) называется начальная дата системы летосчисления и последующая система. У многих народов эры связывали с временем царствования какой-либо династии: династии фараонов (3100 — 3066 гг. до н.э. в Египте), династии императоров (в Китае или Японии). Эра греческих олимпиад была рассчитана с 1 января 776 г. до н.э., причем было принято два цикла: по 235 (19 лет) и по 940 (около 76 лет) лунных месяцев. В Италии эра основания города Рима начинается с 22.04.753 г. до н.э. Народы Востока, исповедующие ислам, начинают отсчет от хиджры (в пер. — переселение), момента переселения мифического Мухаммеда (Магомета) из Мекки в Медину, которое произошло 16 июня 622 г. н.э., в пятницу, если считать по первому вечернему восходу серпа молодой Луны после новолуния. Современное летосчисление в Европе и Америке ведется от мифической даты «рождества Христова», которое произошло в 753 г. после основания Рима (как считал христианский монах Ексигуус в 525 г.).6
Итак, по Платону, мир совершенен и потому должен быть неизменным. Тогда бы вопрос о времени не имел смысла, так как не было бы начала отсчета. На современном уровне развития науки представляется, что счет времени Вселенной начат с события, произошедшего почти 15 млрд. лет назад, после которого Вселенная расширяется. Время измеряют путем наблюдения за периодически повторяющимися процессами.
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ
Человек — биосоциальное существо. Он прошел путь эволюции, сформировалось общество, и человек — его социальный продукт. Разрушение в человеке его социальной сущности — возврат к животному миру. Эти проблемы обсуждались еще в античности: киники видели природу человека в его естественном образе жизни, Эпикур — в его чувствах (одинаковых у человека и животных), стоики — в разуме. Сейчас этим занимается наука — социобиология. Поэтому человек обречен на развитие, на самоусовершенствование через индивидуальность и через общество. Индивидуальность оттачивает миропонимание, общество ставит рамки, в которых индивидуальное миропонимание играет положительную роль в обществе. Появление противоречий между индивидуальным и общественным отражает инерцию в развитии; она спасает от крайних флуктуации в развитии индивидуальности и действий индивида в отношении общества. Но слишком большая инерционность общества может и «задавить» личность, если индивидуальность не будет ее учитывать, т.е. система «личность — общество» развивается в самосогласованном режиме: личность созревает в обществе, а общество создается под влиянием личности. Единство биологического и социального — основа феноменологилизма человека.7
Биосфера реагирует также на космические воздействия. Ближайшими к биосфере космическими агентами являются Луна и Солнце, а также потоки космических лучей несолнечного происхождения. Все эти агенты влияют на биосферу (Луна прежде всего через вызываемые ею приливы и отливы), но, безусловно, наиболее существенным космическим фактором является Солнце, активность которого, как выявлено, имеет циклический характер.8
Ритмика Солнца как бы дублируется в ритмике биогеосферы. В отсутствии такой подстройки вряд ли вообще могла бы состояться биосфера. Ритмика космических агентов является важнейшим адаптационным фактором. Чтобы жить в согласии с абиотической природой, все живое вынуждено адаптироваться к космическим ритмам. Последние выступают в качестве глобального синхронизатора процессов биосферы, и тем самым в значительной степени обеспечивается их согласованность.9
Биосфера реагирует на космические факторы весьма избирательным образом. Очевидно, что они составляют необходимую основу ее существования (без солнечной энергии биосфера не могла бы существовать). Но, с другой стороны, если действие космических факторов приобретает запороговое значение, оно очень часто оказывается для живого губительным и крайне редко благоприятно ему. В этом смысле весьма показательно воздействие магнитных бурь, как на человека, так и на другие живые организмы. Под влиянием биологических факторов ритмика биосферы может быть резко нарушена, что приводит к нежелательным последствиям, в том числе к эпидемиям, пандемиям, и даже полному вымиранию некоторых видов животных и растений.10
Итак, бесспорно, что биосфера и космос едины, что биосфера живет под аккомпанемент абиотического космоса. Но отсюда никак не следует, что специфика биологического должна быть редуцирована к абиотическим космическим факторам. В оценке специфики биосферы космоцентризм неуместен. Законы космоса не могут выразить всю полноту специфики биосферы. Биосфера — не только геологическая, но и космическая сила. Вернадскому претит «узкое» понимание биосферы, ограниченное горизонтами биологического знания. Безусловно, развитие биогеокосмического подхода должно быть поставлено в заслугу В. И. Вернадскому.
Руководствуясь историческим методом, В. И. Вернадский стремился к полноте выражения эволюции человечества. Он полагал, что биосфера переходит и перешла в ноосферу (от греч. noos — разум). «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности».11
Понятие «ноосфера» под влиянием биогеохимических идей В.И.Вернадского ввел впервые в науку французский ученый Е.Леруа, его придерживался также палеонтолог Тейяр де Шарден, который в отличие от Вернадского рассуждал в религиозном контексте. Русский ученый стремился к научному осмыслению природных эволюционных процессов. Он полагал, что не сразу, но на каком-то определенном этапе человечество осознает свой собственный путь эволюции. Именно тогда биосфера превращается в ноосферу и во весь рост становится грандиозная по своему масштабу научная проблема: обеспечение человечеством своего будущего. Эта проблема нуждается, по Вернадскому, в осмыслении. Именно в этой связи он обращается к ноосферной концепции, или, иначе говоря, биогеоноокосмическому подходу.12
Ноосферный этап (этап допустимого развития) состоит в том, что экономические и экологические проблемы взаимоотношений с биосферой определяются не выживанием человечества, а сохранением экосферы в гармонии живой и неживой материи, сохранением гармонии природы с сохранением ресурса животного и растительного миров, сосуществующих в биоценозах и экосистемах.13
Итак, ноосфера — это высшая ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это высший этап эволюции системы «природа—общество», который только формируется и должен быть, если человечество хочет жить без глобальных потрясений. Такой тип отношений «природа — общество» соответствует коэволюции. В структуре ноосферы можно выделить человечество, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования человека во вселенной, автор данной работы пришел к следующим выводам:
Наша Вселенная родилась быстро и не из ничего, а из вакуума особой природы, по поводу которого ведутся большие дискуссии. Несмотря на это, абсолютное большинство современных космологов являются приверженцами модели раздувающейся Вселенной. Они полагают, что в пользу этой модели свидетельствуют ее многочисленные соответствия данным астрономических наблюдений. Такого рода соответствия никогда не считаются в науке чем-то несущественным. История нашей Вселенной — это преобразования, происходящие с излучением, явившимся результатом расширения вакуума с отрицательным давлением. Излучение в результате своего расширения охлаждается, что приводит к возникновению («вымораживанию») элементарных частиц, вещества, атомов водорода, звезд и планет, равно как и всех других составляющих космического «зоопарка».
По Платону, мир совершенен и потому должен быть неизменным. Тогда бы вопрос о времени не имел смысла, так как не было бы начала отсчета. На современном уровне развития науки представляется, что счет времени Вселенной начат с события, произошедшего почти 15 млрд. лет назад, после которого Вселенная расширяется. Время измеряют путем наблюдения за периодически повторяющимися процессами.
Бесспорно, что биосфера и космос едины, что биосфера живет под аккомпанемент абиотического космоса. Но отсюда никак не следует, что специфика биологического должна быть редуцирована к абиотическим космическим факторам. В оценке специфики биосферы космоцентризм неуместен. Законы космоса не могут выразить всю полноту специфики биосферы. Биосфера — не только геологическая, но и космическая сила. Вернадскому претит «узкое» понимание биосферы, ограниченное горизонтами биологического знания. Безусловно, развитие биогеокосмического подхода должно быть поставлено в заслугу В. И. Вернадскому.
Ноосфера — это высшая ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это высший этап эволюции системы «природа—общество», который только формируется и должен быть, если человечество хочет жить без глобальных потрясений. Такой тип отношений «природа — общество» соответствует коэволюции. В структуре ноосферы можно выделить человечество, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Борщев А.С. Концепция современного естествознания. Курс лекций. - М., 2005.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.
Гут А., Сменйнхард П. Раздувающаяся вселенная // В мире науки, 1984, № 7, с. 56-68.
Дубнищев Т.Я. Концепция современного естествознания. Учебник. - М., 2003.
Канке В.А. Концепция современного естествознания. Учебник. - М., 2004.
Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания. Учебник. - М., 2003.
Карпенков С.Х. Концепция современного естествознания. Учебное пособие. - М., 2004.
Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепция современного естествознания. Учебник. - М., 2004.
Новиков И.Д. Эволюция вселенной. Учебник. - М.., 1990.
Самыгин С.И. Концепция современного естествознания. Учебное пособие. - М., 2004.
1 Концепция современного естествознания. Курс лекций/Под ред. Борщева А.С.. М., 2005, с. 141.
2 Гут А., Сменйнхард П. Раздувающаяся вселенная // В мире науки, 1984, № 7, с. 59.
3 Эволюция вселенной. Учебник/Под ред. Новикова И.Д. М.., 1990, с. 65.
4 Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Канке В.А. М., 2004, с. 120.
5 Концепция современного естествознания. Учебное пособие/Под ред. Самыгина С.И. М., 2004, с. 89.
6 Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Дубнищева Т.Я. М., 2003, с. 48.
7 Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Дубнищева Т.Я. М., 2003, с. 587.
8 Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Карпенкова С.Х. М., 2003, с. 384.
9 Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. М., 2004, с. 198.
10 Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Канке В.А. М., 2004, с. 308.
11 Философские мысли натуралиста/Под ред. Вернадского В.И. М., 1988, с. 94.
12 Концепция современного естествознания. Учебник/Под ред. Канке В.А. М., 2004, с. 312.
13 Концепция современного естествознания. Учебное пособие/Под ред. Карпенкова С.Х. М., 2004, с. 214.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |