Воронежская Государственная Медицинская Академия имени Н.Н.Бурденко.
РЕФЕРАТ
по педагогике и психологии
Тема: Коммуникации и их барьеры.
Подготовила:
студентка Л-214 Черных Н.В.
Приняла:
Воронеж 2008
Общее понятие о коммуникациях
Коммуникация (лат. communicatio) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Цели коммуникаций:
ь Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
ь Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
ь Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
ь Регулирование и рационализация информационных потоков.
Коммуникации подразделяются на следующие виды:
ь межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения
ь коммуникации на основе письменного обмена информацией.
Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:
· формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
· неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации;
· типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: новые меры по наказаниям за опоздание, изменение структуры организации, кто кому назначает свидание после работы и т. д.
Межличностные коммуникации можно также разделить на:
· вербальные (словесные);
· невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.
2. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии.
Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.
3. Невербальные барьеры:
Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.
Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%.
К невербальным барьерам коммуникаций относят:
· визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
· акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);
· тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);
· ольфакторные барьеры (запахи).
4. Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий.
Это -- социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.
В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.
5. Барьеры отношения -- это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию.
Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер -- это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.
6. Плохое слушание (неумение слушать).
Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного.
Правила эффективного слушания:
· перестаньте говорить, т.к. невозможно слушать разговаривая;
· помогите говорящему раскрепоститься;
· покажите готовность слушать;
· устраните раздражающие моменты;
· сопереживайте говорящему;
· сдерживайте свой характер, т.к. рассерженный человек может придать неверный смысл словам;
· не допускайте спора или критики;
· не перебивайте;
· задавайте вопросы.
Список используемой литературы:
1) Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001
2) Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ. М., 2001.
3) Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, 2000.
4) Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.
5) Морозов А.В. Психология влияния. СПб., 2001.
6) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |