Реферат
На тему: Женщины, которых любят.
По предмету: этика и психология семейной жизни.
Это придумано в мире не мною:
Быть нелюбимой - неженское дело.
И. Кобыш
Все женщины хотят, одни - в открытую, а другие - в глубине души, чтобы их семейная жизнь была удачной и счастливой, хотят нравиться и быть любимыми... Мы приглашаем вас в этой и следующей главах порассуждать о женщине-жене, о психологии взаимоотношений между женщиной и мужчиной.
Случается, что в брак вступают люди очень несхожие, однако живут вместе долго и счастливо. Иногда супруги близки по духу, образу мыслей, то есть они конгениальны (от латинских слов “кон” - вместе и “генус” - дух), но семейная жизнь у них не клеится. В чем же дело?
Многие полагают, что главным условием супружеской любви является везение, удачный выбор партнера, попадание в “десятку”, когда у твоей половины есть черты характера, которые тебя устраивают, а у тебя свойства, которые принимает другая сторона. Подобная стратегия семейного благополучия, на наш взгляд, ошибочна. В первую очередь оно зависит от нас самих.
Во-первых, каждому из супругов следует демонстрировать такие качества, которые приемлет другой. Не выжидать, пока брачный партнер станет таким, каким надо, а самому подстраиваться под него. Путь к психологической гармонии начинается с себя- с осознания своих особенностей, с попыток приспособиться к партнеру.
Во-вторых, супруги должны побуждать друг друга к проявлению своих хороших начал и положительных свойств. Нередко наши семейные отношения строятся так, что муж провоцирует грубость, ревность, апатию, холодность у жены, а она - у мужа. Каждый видит промашки другого, но не видит свои, происходит смещение центра внимания- с себя на партнера.
В-третьих, брачные партнеры должны демонстрировать такие привычки, умения и наклонности, которые содействуют укреплению семьи. Порой не соблюдается и это условие семейного благополучия: например, муж ленив или жена чрезмерно увлечена карьерой.
В создании семейного благополучия каждый из супругов вносит свою лепту. Но у мужчины и женщины - разные задачи, разные пути достижения цели. Для того чтобы понять, как должна вести себя женщина, нужно, прежде всего, осознать то, что отличает ее от представителей “сильной” половины.
Интересно, видят ли женщины самих себя, свои особенности по сравнению с мужчинами? Давайте обсудим этот вопрос.
От несхожести до конгениальности
Различия между мужчинами и женщинами, как известно, прослеживаются в нескольких планах: Биологическом, физическом, психологическом. Физиологические отличия столь фундаментальны, что до сравнительно недавнего времени считалось, будто ими исчерпываются различия полов. Никому не приходило в голову искать более глубокие, функциональные, половые различия. Но вот в последние десять лет ученые-биологи высказали предложение о том, что женский и мужской пол имеет свои специфические функции в передаче генетического наследия.
Женский пол “ведает” сохранением постоянно наследуемых качеств вида, обладает долговременной памятью и передает от поколения к поколению основные признаки вида, возникшие на протяжении длительной эволюции человечества. Женский пол можно сравнить с хорошо укомплектованным книжным хранилищем, где содержатся самые ценные знания, добытые когда-либо людьми. Женщины - это своего рода “золотые кладовые” наследственности, обеспечивающие неизменность потомства.
Особая генетическая миссия у представителей мужского пола. Они как бы передовой отряд популяции, который принимает на себя столкновение с новыми условиями существования и формирует в этом столкновении новые генетические тенденции. Существенные влияния окружающей действительности и отклонения от привычного образа жизни отражаются на потомстве через посредническую роль мужчины. Например, биологи обнаружили, что алкогольная наследственность передается по мужской линии, тогда как по женской линии воспроизводятся врожденные пороки ранних эволюционных моделей, (то есть людей, живших в далеком прошлом).
Поскольку особи мужского пола “принимают ” на себя неблагоприятные воздействия окружающей среды, их плод менее жизнестойкий. Он более уязвим, легче погибает, что обнаруживается уже в первые три месяца беременности. Женский плод устойчивее. Первичное соотношение полов (на уровне зачатия) таково: на 100 особей женского пола приходится 120-170 плодов мужского пола. На соотношение полов решающим образом влияет состояние отца. “Щадящий” режим половой жизни, зачатие после достаточно длительного воздержания ведут к увеличению рождаемости девочек, а режим интенсивной половой жизни- мальчиков.
Вторичное соотношение полов (при рождении) меняется: на 100 плодов женского пола приходится 103-107 мужского. Мертвыми рождаются больше мальчики, чем девочки. До 15 лет разница в смертности мальчиков и девочек незначительна, а после 15 лет она существенно возрастает. В этот период смертность среди подростков и юношей связана с дорожными происшествиями, различными увечьями и самоубийствами. За всем этим стоят присущие мужчинам безрассудная смелость, неосторожность и страсть к риску.
Повышенная уязвимость особей мужского пола сохраняется на протяжении всей их жизни. Сегодня хорошо известно, что смертность мужчин в различных возрастных группах выше, чем женщин.
В результате действия этих и других факторов третичное соотношение полов (во взрослом состоянии) меняется в пользу женщин, то есть, в конечном счете, в популяции их всегда несколько больше, чем мужчин. Например, в половой структуре европейских стран, Северной и Латинской Америки, Австралии перевес женщин составляет примерно 5%.
Повышенная жизнестойкость женщин находит отражение в продолжительности жизни. Известно, что они живут в среднем дольше мужчин. Средняя продолжительность жизни в 1986 году у нас в стране была у мужчин в городе- 65,7, на селе- 63,5 года, у женщин в городе- 74,2, на селе-72,6 года.
К психологическим различиям между женщинами и мужчинами не смогли еще подобрать ключ ни рациональная наука, ни поэтическое вдохновение, нередко опережающие научные открытия в области духовного, ни всюду проникающий житейский здравый смысл. Кто осмелится решительно провести линию между мужским и женским началом, и кто скажет, в чем конкретно проявляются женственность и мужественность?
Тем не менее, каждый нормальный человек почти интуитивно ощущает и осознает массу психологических различий между представителями двух полов. Не странно ли: различия есть, а толково объяснить их никому не удается?
Ученые разных стран неоднократно предпринимали попытки выявить различия в психологии мужчин и женщин. Советские медики Д. Н. Исаев и В. Е. Каган проанализировали обширную литературу по данному вопросу; некоторые сведения из их книги, думается, будут интересны нашим читательницам.
Прежде всего, следует иметь в виду, что научные данные далеко не всегда подтверждают сложившиеся в нашем сознании представления о различиях в психологии представителей обоих полов. Уверенно можно говорить лишь о том, что мужчины более агрессивны, мальчики превосходят девочек в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек выше языковые способности. Предварительно наметились, но требуют уточнения различия в общем, уровне активности, соревновательности, стремления верховодить, чувствительности к прикосновениям. У девочек и мальчиков по-разному проявляются такие черты, как послушность и заботливость, страх и тревожность.
Но даже те различия, которые обнаружены с большей степенью достоверности, зависят от обстоятельств. В некоторых случаях различия нивелируются, приглушаются.
Например, можно ли считать, что женщины всегда менее агрессивны, чем мужчины? Как показали исследования зарубежных авторов, агрессивность не обусловлена психофизиологическими предпосылками, следовательно, от природы мужчины и женщины агрессивны в равной степени, но ведут себя по-разному. Мужчины не скрывают свою агрессивность, тогда как женщины подавляют ее в силу присущих им тревожности, чувства вины, способность входить в эмоциональные состояния другого. А в некоторых ситуациях и мужчины и женщины демонстрируют одинаковую агрессивность. В целом же у мальчиков с возрастом она увеличивается заметнее, чем у девочек. Стереотипы агрессивности усваиваются особенно активно после 6 лет вместе с полоролевыми стереотипами поведения. И случается так, что девочка ведет себя довольно агрессивно, потому что лучше усвоила мальчишеский тип поведения, а мальчик менее агрессивен, поскольку у него под влиянием воспитания возникли девчачьи черты и повадки.
Ученые отмечают и различия в активности психической деятельности, касающиеся ее содержания: у мужчин она проявляется в самоутверждении и самовыражении, у женщин - в общении и установлении эмоциональных контактов. Девочки и женщины более отзывчивы к чужим переживаниям, они эмоционально, а не рассудочно понимают другого, больше сопереживают и сочувствуют. Однако готовность помочь человеку заметнее проявляется у мальчиков и мужчин.
Советские ученые Л. Гозман и Ю. Алешина изучали влияние самооценок мужчин и женщин в возрасте 20-21 года на любовные отношения. Мужчины с высокой самооценкой чаще, чем мужчины с низкой, сообщали, что пользовались успехом у женщин, неоднократно сами влюблялись, имели много романов. Девушки с высокой самооценкой реже влюблялись, позже начинали половую жизнь, считали, что настоящей любви у них еще не было. Следовательно, женщины с высокой самооценкой в любовной сфере менее благополучны, чем такие же мужчины.
В межличностных отношения женщины проявляют большую, чем мужчины, эмоциональную заинтересованность, импульсивность в сочетании с некоторой недоброжелательностью и утрированной готовностью к самозащите. Они меньше сосредоточены на себе и менее авторитарны. На вторжении в привычный круг общения нового мужчины женщины реагируют легко и привычно. Мужчины же появление женщины в “личном пространстве” воспринимают более агрессивно. И мужчины, и женщины новое действующее лицо противоположного пола в первую очередь оценивают с точки зрения сексуальной привлекательности.
Женщины более дипломатичны и обходительны, что объяснимо их более тонкой восприимчивостью к воздействиям извне и более тонкой оценкой собственных ответных действий.
Мужчина легче “прочитывается” по мимике, взгляду, он с трудом скрывает свои состояния и в этом смысле примитивнее. Женщина - более скрытна, при необходимости умеет подобрать нужные слова, интонации.
У мужчин и женщин разная чувствительность к грубости, несправедливости и подлости. Женщины гораздо острее переживают их, и это оставляет свой след: женщины язвительны, способны ранить словом. Мужчины резки, но не стремятся, вкладывая в свои слова тайный смысл, уязвить партнера по общению.
Женщины говорят больше мужчин, их речь менее категорична, в ней чаще встречаются благозвучные слова, смех, вскрики, незаконченные фразы. Они разговаривают в основном о доме и семье, и в их речи больше эмоциональных и позитивных оценок. Речь мужчины грубее, в ней, как правило, больше нецензурных и жаргонных элементов, они беседуют в основном о делах и спорте, чаще высказывают враждебные суждения и используют приемы обсуждения, спора, лекции, команд и заявлений.
Различия в тематике разговоров наблюдаются уже в детском возрасте. Английский психолог А. Хаас исследовал речевое поведение детей четырех, восьми и двенадцати лет и показала, что между собой больше говорят о спорте и досуге, а девочки - о личности, школе, желаниях и потребностях. Девочки в разговорах с мальчиками чаще смеются и говорят приятное, тогда как мальчики кричат и требуют. По данным других исследований, мальчики чаще перебивают девочек, девочки больше спрашивают, просят, меньше высказывают утверждений и инициативных предложений. Мальчики с раннего возраста общительнее девочек и более склонны к широкому общению, а девочки - к формированию замкнутых микрогрупп. Мужское общение больше предметно и “инструментально”, чем экспрессивно. Общение девочек пассивнее, но дружественнее и изобретательнее. Для мальчиков важнее содержание деятельности, для девочек - симпатии.
Разница в содержании и манере общения мальчиков и девочек метко подмечена С. Михалковым. Помните его стихотворение о ребятах во дворе: “У меня в кармане гвоздь. Вот!” - командно произносит один из героев. Эта краткая информация сообщает о многом: о деловитости и готовности к действию, о ценности приобретения и о духовной связи с миром взрослых, о гордости за себя и преимуществе перед другими мальчишками, которым особенно нечем похвалиться. В ответ на это девочка предъявляет свою “потрясающую” новость типично бытового содержания, украшенную сентиментальными подробностями: “А у нас сегодня кошка родила вчера котят. Котята выросли немножко, а есть из блюдца не хотят”.
Но вернемся к научным данным о различиях полов. Они касаются и восприятия жизненных событий. Обычно считается, что женщины переживают их с большими чувствительностью и тяжестью, однако исследования, выполненные за рубежом, не подтверждают этот вывод. Оказалось, что, например, женщины-администраторы профессиональный стресс переживают легче, чем мужчины-администраторы. Мужчины склонны в большей степени приписывать ответственность за успехи и неудачи себе, а не каким-либо внешним обстоятельствам; женщины чаще ссылаются на судьбу, чем на собственные возможности и навыки.
Мужчины эмоциональнее относятся к смерти, она вызывает у них проникнутые страхом и отвращением ассоциации. Для женщин характерен “комплекс арлекина” - смерть представляется загадочной и в чем-то привлекательной.
Можно предположить, что некоторые различия в психике мужчин и женщин возникли в результате специфики их трудовой деятельности, сложившейся в процессе исторического развития. Не исключено, например, что преимущества женщин в речевой деятельности и памяти связаны с обучением младенцев речи, ведь этот процесс сопряжен с многократными повторениями отдельных звуков, слов и словосочетаний.
Другой пример. Хорошо известно о превосходстве мужчин в координации и моторной активности крупных движений и, напротив, преимуществе женщин в мелких движениях и ловкости пальцев рук. Деятельность мужчины как воина, охотника, земледельца могла способствовать развитию крупных, размашистых движений. Деятельность женщины в быту (приготовление пищи, уход за детьми, ткачество, шитье и т.д.) в большей степени влияла на развитие мелких движений рук и пальцев.
Половые различия, обусловленные традиционными взглядами на мужские и женские профессии, просматриваются в профориентации и мотивах выбора профессии. Приведем некоторые данные, полученные различными советскими исследователями.
К достоинствам профессии юноши чаще относят возможность реализовать свои способности, творить и быть оригинальными, приносить пользу народному хозяйству, завоевать положение в обществе, хорошо зарабатывать и обеспечить себе спокойное будущее. Девушек привлекает возможность постоянно самосовершенствоваться, быть полезной людям. Юноши выше оценивают престиж таких профессий, как ученый, инженер-электрик, математик, физик, инженер-строитель, инженер-машиностроитель, механизатор, шофер, а девушки предпочитают профессии психолога, филолога, химика, врача, экономиста, преподавателя.
Вот, например, какие мотивы выдвигают выпускники школ, объясняя большую ориентированность девушек на педагогический институт: женская профессия; традиция; у девушек прирожденный талант педагога; у них сильнее привязанность и любовь к детям; в педвузе легче экзамены, девушкам легче поступать; юноше ближе технические специальности; они стыдятся профессии педагога, считают эту работу несерьезной; для юношей в профессии учителя отсутствует романтика.
По-разному представители сильного и слабого пола расценивают некоторые условия труда и общения на производстве. При поступлении на работу в НИИ, как свидетельствуют данные психолога Э. Чугуновой, для женщин важнейшим фактором является комфорт данного учреждения (по сравнению, скажем, с заводом), а для мужчин - возможность заниматься исследовательской деятельностью и написать диссертацию.
В процессе производственной деятельности, как отмечает психолог В. Семенов, у женщин ниже, чем у мужчин, удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе, но выше удовлетворенность взаимоотношениями с администрацией. Психолог А. Прохватилов обнаружил, что в жизни мужчин с возрастом возрастает роль производственного коллектива, а женщин - роль семьи.
Таковы некоторые научные сведения о различиях в поведении мужчин и женщин. Повседневная практика показывает, куда большее их разнообразие. Рискну обозначить еще ряд различий, какими они мне видятся в жизни, не игнорируя в тоже время известные, проверенные исследователями факты.
Как было отмечено, женский пол отвечает за стабильность вида, женщины более живучи, выносливы, устойчивы. Эти их биологические свойства накладывают отпечаток на всё поведение и образ жизни. Думается, по этому они ищут постоянство и определенности (особенно усердно за мысленной чертой, которой разграничивают свое детство и взрослость), они также последовательнее и настойчивее, чем мужчины. При этом женщины заметно меняются с возрастом, их формируют супружество, материнство и прочие жизненные обстоятельства. Мужчины, по моим наблюдениям, в большой мере, чем женщины, отличаются психической стабильностью: на протяжении всей жизни они почти не меняют исходные личностные свойства. Например, мужчина бывает, серьезен, или инфантилен с детства и до конца дней своих.
Это не означает, что мужчины не способны адаптироваться к окружающей действительности. Они делают это, приспосабливая к себе обстановку, берясь за то, что соответствует их способностям и особенностям. Женщины же сами приспосабливаются к обстоятельствам, поэтому они лучше адаптируются к социальным условиям и правилам, проявляя больше гибкости.
Поскольку мужской пол ответственен за развитие вида и больше соприкасается с внешней средой, мужчины стремятся жить острыми ощущениями, большую часть времени проводят вне дома, Свою активность и творчество реализуют во внешней среде - на производстве, в науке. Мужчина стремится к риску, тогда как женщина склона соблюдать установленные правила. Она, мне кажется, обычно консервативна в науке и на производстве, зато прогрессивна в быту, в хозяйственной сфере.
Женщина живет своим внутренним миром, прислушивается к нему, находит в нем оправдания и стимулы для своих действий.
Решившись на смелый шаг, например, уйдя от мужа к другому, женщина редко мучается угрызениями совести, поскольку ее поступок и есть для нее самое нравственное решение. Мужчина же оставив семью во имя возлюбленной, постоянно мысленно возвращается к мотивам поступка, и его совесть не знает покоя.
В ранней юности женщина ищет и, как правило, не находит свой идеал. Постепенно её притязания снижаются, мечты о загадочном принце улетучиваются, и она смеряется с реальностью, порой останавливая свой выбор на полной противоположности идеалу молодости. Мужчина же никогда не создает себе идеал, в поисках которого он мог бы ждать и ограничивать себя. Он наделен способностью сотворить “принцессу” из любой привлекательной для себя женщины, как говорится, по ходу событий. В голове у него не идеал, а тип женщины, которой он способен любить и под которой может “подвести” немало реально существующих особ.
Требуя доказательства любви, мужчина настаивает на физической близости, а для женщины важнее духовные контакты и чисто внешние проявления внимания к ней - цветы, подарки, нежное обращение - все то, что мужчина рассматривает как малозначимую символику.
Не редко девушка отдается не тому, кого любит, а другому, под влиянием внезапно нахлынувших эмоций или настойчивых уговоров. Бывает, она полностью осознает, что мужчина, которого полюбила, не имеет никаких достоинств, низок и глуп, тем не менее, она фанатично тянется к нему. Мужчина в подобных обстоятельствах ведет себя иначе: он не может стремиться к женщине, которую осуждает за пустоту и примитивность.
Умная женщина способна привязаться и даже полюбить мужчину за его целеустремленность, верность избранному делу, творческие способности, не испытывая сначала сексуального влечения к нему. Чувства же мужчины базируются на сексуальной притягательности партнерши. Примитивная женщина ведет себя по мужскому стереотипу - она игнорирует интеллектуальные и духовные достоинства партнера…
Здесь уместно вспомнить одну из сказок для взрослых В. Шефнера. Жена Сергея (так звали героя), будучи по натуре мещанкой, всю жизнь вышивала гладью на ковриках кошек, лебедей и оленей. Мужа она не любила, вышла за Сергея потому, что у него была отдельная квартира, и еще по тому, что она окончила институт коннозаводства и не хотела ехать на периферию. Муж тянулся к жене, не замечая ее примитивизма и отсутствия чувства к нему. Поскольку сама Тамара была женщиной скучной, она и Сергея считала человеком скучным, не интересным и не выдающимся. А он был скромным гением, на досуге занимался изобретательством. Его приборы и конструкции могли поразить кого угодно, только не собственную жену. Например, чтобы разгрузить комнату, Сергей придумал АПИЕД - Антигравитационный Прибор Местного действия. Благодаря АПИЕДу он мог работать на потолке, установив там свой рабочий стол, чтобы не мешать вечно недовольной жене. Он придумал особые коньки, на которых можно было скользить по воде. Агрегат Незримого Присутствия - АНЕЗП позволял вести наблюдение за природой и людьми в радиусе 35 км. Вершина его изобретательства стал прибор, возвращающий человеку молодость.
И что же Тамара, его жена? Она ушла от него, прихватив свои коврики, к немолодому мужчине, бывшему директору кладбища. Что поделаешь - любовь зла…
Другой типичный случай - когда женщина любит одного, а уходит к другому, нелюбимому, объясняя свой поступок так: тот, к которому ушла, безоговорочно принимает ее со всеми недостатками и грехами, в то время как любимый относился к ней критически. Таким образом, наша современница нередко предпочитает не сама любить, а быть любимой, уж если не возможно обоюдное чувство. Мужчина, мне кажется, постарается изменить себя во имя чувства к женщине, во всяком случае, не уйдет от любимой к нелюбимой.
Любовь женщины благотворна и милосердна, поэтому она способна посвятить жизнь мужчине слабого здоровья, с физическим изъяном. Еще раз это необыкновенное чувство жертвенности явилось к нам сегодня, когда многие девушки выходят замуж за парней получивших ранения или увечье в Афганистане. Мужчины, за редчайшим исключением, не способны на отвагу сердца, им трудно полюбить женщину с физическим недостатком.
Если женщина нежна и ласкова, то это от природы; черствой её обычно делают воспитание или неудачный сексуальный опыт. Мужчина становится нежным и ласковым, когда влюблен. В нем бездна чувств, их надо только разбудить. Холодную женщину вдохновить невозможно, разве что она подыграет в “любовь”.
Женщина в мере углубления отношений с мужчиной все больше привязывается к нему и хочет заключить брак. Мужчина же постепенно охладевает и раздражается. Оказавшись в браке, женщина не редко становится агрессивной, а мужчина отделяется на почтительную дистанцию и начинает проявлять безразличие.
Добившись от женщины благосклонности, мужчина успокаивается, ибо теперь он абсолютно уверен к ней. Вспомните строки одного из сонетов Шекспира:
Тебя встречал я песней, как приветом,
Когда любовь нова была для нас …
Мужчина не способен все время говорить о любви, после достижения ее кульминации он упивается своим внутренним состоянием:
Люблю, - но реже говорю об этом,
Люблю нежней, - но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет на показ.
Напротив, женщине на этом этапе отношений нужны все новые и новые подтверждения любви мужчины, иначе она теряет душевное равновесие.
С точки зрения женщины, удивительно то, что мужчина постепенно и ее относит к внешнему окружению, перед которым он не желает обнажать свою душу. Женщины более открыты и требуют самораскрытия от партнера.
Если женщине приглянулся мужчина, она робеет в его присутствии и подчеркнуто создает дистанцию, сторонится в компании. Оставшись наедине с собой, горько сожалеет о том, что “блокировала” себя, ругает дурочкой и недотрогой. С мужчиной, к которому она равнодушна она может балагурить, позволять некоторые вольности, шутливо обниматься и чмокаться, настораживая и отталкивая тем самым того, кто ей действительно нравится. Мужчина, как правило, начинает методично завоевывать женщину, не делая никаких пассов в сторону.
В доме мужчину держит привычный комфорт, и потому, покинув семью, он может через некоторое время вернуться в нее. Женщина, как правило, оставляет мужа раз и навсегда, надеясь обрести новую опору в жизни. Скорее всего, мужчина ищет удобств, а женщина - защищенности.
После разлуки женщина живет воспоминаниями о хорошем, но может мстить мужчине за нанесенную обиду, сохраняя в такой странной форме духовную связь с ним. Память женского чувства долговременна. Мужчина же быстро забывает и хорошее и плохое, а в случае нанесенной ему обиды просто меняет предмет увлечения.
Существенные различия мужчины и женщин в интеллектуальной сфере. При этом мужчин отличают от женщин не столько количественные показатели интеллекта, сколько особенности его организации, которые обнаруживаются лишь специальными тестами и скрыты от восприятия на житейском уровне. Как подчеркивал советский психолог академик Б. Г. Ананьев, речь идет вовсе не о том, “кто умнее”. И мужской, и женский интеллект имеет свои достоинства, и, мне кажется, их взаимное дополнение обеспечивает наиболее эффективное выживание вида. А наличие среди мужчин и женщин более и менее умных является условием наиболее эффективной совместной деятельностью людей. Представьте, что произойдет, если все станут одинаково умными. Совместная деятельность станет невозможной, ибо все захотят командовать, выносить окончательное решение, никто не пожелает повиноваться, быть ведомым, исполнять второстепенные и третьестепенные роли. Или представьте, все оказались одинаково неумными; это означало бы отсутствие вариантов мышления, альтернативных способов решения проблем, невозможность их критической оценки и сопоставления. Непредусмотренность вариантов намечаемых действий - признак деградации интеллекта, где бы он ни проявлялся - на уровне центральных органов управления, предприятия или семьи.
Когда в семье один из супругов умнее другого, предлагаются и обсуждаются разные решения бытовых проблем, разные варианты и стили действий. Но при этом обе стороны должны демонстрировать необходимую гибкость ума и характера.
В последнее время ученные особое внимание уделяют изучению энергетической активности мозга у мужчин и женщин с помощью электроэнцефалограмм. Обнаружено что различия в ЭЭГ слабо проявляются до 10 лет, в 10-13 лет женский мозг по ЭЭГ - характеристикам опережает в развитии мужской, а к 15 годам это соотношение меняется, мужской мозг в своем развитии опережает женский. У девочек чаще встречаются быстрые и относительно быстрые ритмы, в сочетании с их десинхронизацией. А это обуславливает эмоциональность, впечатлительность, мягкость, т.е. то, что связывается с представлением о женском типе поведения.
В сфере интеллектуальной деятельности женщинам легче удается получать и запечатлять знания, мужчинам легче воспроизводить их. В мужчинах заложено рационализаторство, они постоянно что-то изобретают. Вот только не ясно почему: то ли их ум от природы не может быть без дела, то ли они ленивы и выдумывают всякие новации и приспособления, что бы меньше работать. Во всяком случае, там, где женщина будет терпелива, продолжать рутинную работу, мужчина попытается ввести усовершенствование.
Мышление у мужчин более абстрактное и символичное, у женщин - конкретное, поэтому они тенденциозны, субъективны, персонифицированы, т.е. смотрят на все через призму своего “Я”.
Женской логике присуще скачки. Под впечатлением детали, намека, вспыхнувшие мысли вдруг “сворачивается” весь план интеллектуального и эмоционального отношения к происходящему, и женщина неожиданно, резко (с точки зрения мужчины) совершает действие, которое мужчине кажется нелогичным и необдуманным. “Внезапно” она собирает чемодан и оставляет любимого, начинает скандал или закатывает истерику, делает “безрассудную” покупку. Но оказывается, решение зрело исподволь, мозг постепенно “накапливал” эмоциональный заряд.
Порой “свернутое” внутреннее интеллектуальное и эмоциональное действие реализуется столь внезапно, что создается впечатление, будто женщина лишилась разума. Типичный пример из практики водителей транспорта и ГАИ: пожилая женщина может внимательно смотреть себе под ноги, идя по тротуару, и тут же, не задумываясь, быстро перебежать улицу, рискуя попасть под проходящий на большой скорости автомобиль.
Один знакомый поведал мне драму своей жизни. Женщина, которая любила его и которую он любил, дважды бросала и предавала его, что и привело к окончательному разрыву. И всякий раз для него это было полной неожиданностью. Ему казалось, что некоторые детали их быта и отношений не имеют принципиального значения для совместной жизни, тогда как жена каждую из них переживала глубоко эмоционально. Женский рассудок не выдерживал напора эмоций, что и проявлялось в поступках, переходящих за границы порядочности. В итоге женщина надругалась над своими чувствами и обрекла себя на страдания. Она очень напоминает старушку, которая, рискую жизнью, внезапно перебегает улицу перед самым носом несущего автомобиля. Вообще рискованная форма поведения присуща многим женщинам с сильной натурой.
Мужчина часто не может поставить себя на место женщины - впрочем, он в этом не нуждается и не хочет этого делать. Пытаясь постичь логику мужчины и его поступки, женщина все время стремится оказаться на его месте, но не понимает, почему он поступил именно так. Весь её интеллектуальный и эмоциональный мир подсказывает иные действия и мысли, что совсем не удивительно, а вполне естественно.
Дело в том, что женскому уму и интуиции, как считают некоторые исследователи, присущи операции индуктивного плана, от частного - к общему, от деталей и отдельных признаков к их целостному охвату. К тому же операции перехода от частностей к общему осуществляются с эмоциональными включениями, “остановками” для переживания. Женщина, конечно, познает логику вещей и суть обстоятельств, но постепенно и с эмоциональными “всплесками”. Мужчина, прежде всего, живет рассудком, да к тому же его интеллектуальные операции разворачиваются в иной последовательности - от общего к частному. Вначале он охватывает смысл явления или ситуации в целом, затем вычленяет детали и подробности, если это имеет значение. При этом он не “останавливается” для того, чтобы эмоционально пережить частности и этапы умственного действия. Если эмоции и возникают, то в связи с внешними обстоятельствами, когда кто-то ему возражает, не понимает, недооценивает.
Ограничимся лишь одним простым примером того, на сколько мужчине и женщине бывает трудно понять друг друга. Муж и жена в поздний час стоят на остановке: транспорта все нет и нет. Он предлагает: “Давай пройдем один квартал, там уже будет автобус и троллейбус, быстрее уедим”. Мужской мозг “обработал” ситуацию и, игнорировав частность еще надо пройти квартал, “выдал” соответствующее решение. Жена отвечает “Нет уж, столько стояли, должен же, наконец, подойти трамвай. Только двинемся, он прикатит”. Женский ум зациклился на частностях “столько стояли”, “должен подойти”, “только пойдем - прикатит”. Супруги могут рассориться, потому что не понимают логики друг друга. Подобные ситуации со многими вариациями встречаются в общении мужчин и женщин чуть ли не ежедневно.
Женский ум более практичный, расчетливый, тогда как мужчина чаще ведет себя наивно в вопросах житейской практики. Именно в этом, мне кажется, заключается конфликт с детства нам знакомых героев пушкинской сказки “О рыбаке и рыбке”: ее драматизм замешан на различиях в структуре интеллектуального поведения мужчин и женщин. Старик олицетворяет собой не практичность ума: он не только нищий, не только не способен избу содержать в порядке и корыто починить, но и не может извлечь пользу из представившегося случая. А самая разрушительное для семейного благополучия то, что он не научился прогнозировать отношения к событиям своей жены. Прожив с ней 30 лет и 3 года, не уразумел ее практицизма, не понял ее желаний. Если же знал и понимал, но не хотел поступаться принципами, то зачем рассказывал “великое чудо”? Помалкивал бы во избежание семейного конфликта.
Различия в мужской и женской психологии возникают как на основе природных предпосылок, так и под влиянием традиций воспитания, принятых в обществе стандартов поведения.
В частности, анализ особенностей воспитания детей в 110 различных этнических культурах показал, что в большинстве из них (82-87%) мальчиков заставляют быть более активными, самостоятельными, а девочек чаще побуждают заниматься приготовлением пищи, от них требуют большого послушания (в 35% культур), большей честности и ответственности за свое поведение (61% культур), большей общительности и комфортности.
Постепенно эти различия психологии становятся все менее заметными, потому что интенсивно распространяются гибридные формы поведения - мужественность у женщин и женственность у мужчин. Нивелировка психологических различий происходит под влиянием социальных и бытовых условий, что отмечают и советские и зарубежные исследователи.
Английские психологи Рона и Роберт Рапопорт показывают ряд изменений в традиционных ориентациях мужей и жен: женщины становятся менее, а мужчины - более ориентированы на дом, однако семья как источник удовлетворения жизни имеет для женщин большее значение, чем для мужчин. Таким образом, различия между мужчинами и женщинами в отношении к семье остаются, но меняется их содержание.
Социолог Н. Юркевич, изучая взгляды мужчин и женщин на семью, обнаружил, что женщины чаще предпочитают иметь семью, чем жить в одиночестве. У мужчин обнаружена более тесная связь между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой.
В процессе опроса более 3 тыс. ленинградцев мною выявлены расхождения в установках мужчин и женщин на число детей в семье: женщины хотят иметь их больше. Не совпадают также мнения по вопросу о том, когда молодым супругам лучше обзаводиться первым ребенком и что мешает иметь еще одного. Эти данные подтверждают и другие специалисты.
Следует отметить, что современное семейное воспитание в известной степени способствует сохранению половых различий (хотя в целом скорее нивелирует их, о чем пойдет речь в следующем разделе). Педагог А. Ушаков считает, что семейные конфликты неодинаково влияют на мальчиков и девочек, значительно чаще вызывая негативные явления у мальчиков. Объясняется это тем, что девочки находятся больше под влиянием матерей, которые чаще нравственнее, чем отцы.
О некоторых различиях в процессе воспитания мальчиков и девочек пишет психотерапевт А. И. Захаров. Матери, отмечает он, по отношению к девочкам в 3 раза чаще проявляли разрешительный и допускающий тип контроля. По отношению же к мальчикам они в 2 раза чаще обнаруживали жесткий (ограничительный) тип контроля по сравнению с допускающим и разрешительным.
Различия в воспитании мальчиков и девочек сказываются на их ценностных ориентациях. Социолог В. Лисовский в результате опроса более 2 тыс. молодых ленинградцев установил, что у юношей преобладают профессионально-образовательные и романтико-познавательные установки, у девушек - семейно-бытовые. По данным социолога З. Файнбурга, в формировании ценностных ориентаций мужчин большое значение приобретают такие факторы, как удовлетворенность работой, продвижение по службе, творческая деятельность, веселое времяпрепровождение. Женщины выше ценят семейно-бытовые факторы - любовь, детей, семейное счастье и т.п. и моральный фактор - чистую совесть.
Как видим, различия в психологии мужчины и женщины очень разнообразны. Однако некоторые из них плохо осознаются супругами, а какие-то и вовсе ускользают из сферы внимания. И где гарантия, что эти неосознанные или неучтенные различия не станут причиной нервного напряжения и конфликтов?
Для того чтобы добиться улучшения психологического климата в семье, и муж, и жена должны понять свои особенности, сходство и несовпадение отдельных качеств, привычек и наклонностей, как можно реже демонстрировать те, что не приемлет партнер, и, напротив, чаще проявлять те, что удовлетворяют его, стимулируют в нем проявление лучших свойств ума и характера и полезны для супружества. Попробуйте оценить степень своего сходства с мужем по различным параметрам. Ниже предлагаются различные суждения, положительные ответы на которые свидетельствуют о несовпадении ваших черт, привычек и стилей поведения. Выяснив различия, вы можете наметить для себя программу действий по укреплению семейных отношений.
Подумайте над каждой ситуацией: надо ли заострять свое внимание на выявленном несовпадении, как поступить в том или ином случае- простить, понять мужа, потребовать от себя изменить линию поведения, выяснить причину выявленных различий и т.д.
Проявление интеллекта:1. У меня часто возникает убеждение, что мы с мужем по-разному рассуждаем об одном и том же. 2. Мне бывает трудно понять, что хочет сказать муж. 3. Порой супруг затрудняется уловить мою мысль. 4. Иногда он плохо понимает простые вещи. 5. Меня выводит из терпения то, что муж часто витает в облаках, непрактичен. 6.Меня иногда прямо-таки поражает абсурдность его логики.7. Мы часто раздраженно спорим из-за пустяков. 8. Муж очень несговорчивый человек. 9. Он порой принимает такие решения, что я диву даюсь. 10. Я иногда удивляю мужа своими решениями. 11. Необдуманные выходки в духе моего супруга. 12. Мои действия иногда ему тоже кажутся нелогичными. 13. Мужу порой трудно представить себя на моем месте и понять причину моих поступков.14. Мне тоже трудно поменяться с ним местами и понять его.15. Думаю, что у меня более практичный ум, чем у мужа. 16. Иногда мне бывает стыдно перед мужем за свою глупость. 17. Часто выясняется, что я неверно поняла мужа.
Привычки, умения, стиль поведения: 1. Различия в наших с мужем привычках вызывают напряжение и конфликты. 2. У нас разные манеры вести себя в обществе, за столом, в компании. 3. Разница в нашем воспитании столь заметна, что это огорчает (раздражает) меня (или мужа, или обоих). 4. Различия в темпераментах отрицательно влияют на наши отношения. 5. Один из нас позволяет себе словечки, эпитеты, которые другому режут ухо. 6. Муж, на мой взгляд, любит вмешиваться не в свои дела. 7. Прямолинейность в наших с мужем отношениях вызывают досаду, напряжение. 8. Меня мало удовлетворяет то, что муж находит себе интересы в основном вне семьи. 9. У мужа отсутствуют достоинства, за которые я могла бы его уважать. 10. Один из нас (или оба ) критично относится к мелким недостаткам другого. 11. Мы по-разному относимся к нанесённой обиде (я дольше помню, чем муж, или наоборот). 12. Мы по-разному проводим досуг. 13. После вступления в брак я обнаружила недостатки и слабости мужа, которых прежде не замечала. 14. Супруг, некоторое время прожив со мной, нашёл во мне недостатки и слабости. 15. Супруг часто удивляет меня поступками, которых я от него не ожидала. 16. Некоторые качества своего мужа вызывают у меня внутренний протест (склонность к выпивке, грубость, неверность, лживость и т. п.). 17. Некоторые мои качества вызывают у мужа протест. 18. Один из нас общителен, а другой замкнут. 19. Мы значительно различаемся характером (один добрый, покладистый, самостоятельный, другой злой, ершистый, зависимый и т. д.).
Проявление чувств и эмоций: 1. Нередко бывает так: то, что волнует меня, оставляет равнодушным мужа и наоборот. 2. Досадно, что супруг забывает оказывать мне мелкие знаки внимания - дарить цветы, говорить комплименты, замечать хорошее настроение и т. п. 3. Часто бывает так, что у меня хорошее настроение, а мужа плохое, или наоборот. 4. У нас с мужем разный эмоциональный тонус: один обычно весел, другой грустен. 5. Редко бывает так, что какое-то слово или предмет вызывает у нас одно и то же воспоминание, настроение, чувство. 6. У нас с мужем редко возникает «чувство мы». 7. Одна и та же погода (солнце, дождь, пасмурный день) действует на меня и на мужа по-разному. 8. Я заметила, что один из нас более впечатлителен, реактивен, эмоционален, чем другой.
Отношение к жизни, людям, вещам, проблемам: 1. У нас с мужем разное отношение к жизни, её смыслу и радостям. 2. К людям мы относимся по-разному. 3. Часто бывает, что мы высказываем различные взгляды относительно важных вещей, проблем. 4. Жизненная философия мужа чужда мне. 5. Наши взгляды на процессы, происходящие сейчас в обществе, значительно расходятся. 6. Будущее семьи мы оцениваем по-разному.7. В нашей семейной жизни я многое оцениваю иначе, чем муж. 8. У нас есть с мужем разногласия по поводу выбранной работы (ему не нравится моя или мне не нравится его работа).
Интимные отношения: 1. Мы редко получаем взаимное удовлетворение. 2. Некоторые интимные привычки супруга раздражают меня (или наоборот: мои привычки раздражают супруга). 3. Один из нас холодно воспринимает другого. 4. Нежности и ласки (мои, или супруга, или обоих) однообразны, приелись. 5. Один из нас мог бы спокойно обойтись без ласки, тогда как другому она нужна.
Отношение к хозяйственным делам: 1. Мы с супругом переживаем разную ответственность за состояние хозяйственных дел. 2. Один из нас больше смыслит в вопросах хозяйства, чем другой. 3. У нас часто возникают конфликты на почве ведения хозяйства. 4. У нас бывают разногласия по поводу того, как надо тратить деньги. 5. Иногда кто-то из нас выражает недовольство покупкой, сделанной другим. 6. Некоторые домашние проблемы мне кажутся важными, а супругу - пустяковыми, или наоборот.
Отношение к родственникам и детям: 1. Мы часто с мужем расходимся в вопросах воспитания ребёнка (детей). 2. Воспитательные методы мужа вызывают у меня протест. 3. У нас расходятся взгляды о будущем нашего ребёнка. 4. Мы расходимся во мнении о том, сколько детей лучше всего иметь в семье. 5. Мы часто спорим о том, что покупать ребёнку, как одевать его. 6. Я считаю, что супруг допускает ошибки в отношениях с сыном (дочерью): балует, несправедлив, груб и т. п. 7. У нас с мужем бывают разногласия по поводу того, какие отношения поддерживать с родственниками.8. Мы по-разному относимся к некоторым нашим друзьям и знакомым.
Отношение к искусству и литературе:1. Мы предпочитаем разные кинофильмы (я люблю мелодраму, а муж - детективы и т. п.). 2. Мне нравятся одни актёры, а мужу другие. 3. Мои взгляды на современную литературу заметно отличаются от взглядов мужа. 4. В одном журнале мы обычно читаем разные публикации. 5. Мы предпочитаем разных писателей.6. У нас с мужем разные вкусы в области живописи. 7. Я замечаю, что музыка действует на нас с мужем по-разному (одного она волнует, другой безразличен, один любит джаз, другой классику и т.п.). 8. После просмотра спектакля в театре или по телевидению у нас с мужем обычно разные мнения. 9. Дома, как правило, молчим, потому что у нас разные интересы, говорить не о чем. 10. У нас с мужем разный уровень общей культуры, знаний в области литературы и искусства.
Используемая литература
1. В. В. Бойко - Если ты мать и жена.
2. Д. Н. Исаев, В. Е. Каган - Психогигиена пола и детей.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |