Реферат по предмету "Менеджмент"


Какие задачи решает товарный знак. Особенности принятия решений в управлении инновациями

Кафедра менеджмента
Контрольная работа
По дисциплине:
«Инновационный менеджмент»

Содержание
1. Какие задачи решаеттоварный знак
2. Особенности принятиярешений в управлении инновациями
3. Раскройте содержание«ноу-хау»
Список литературы

1. Какие задачи решает товарный знак
Снабжение товара торговой маркой называется брендингом.
Существуют четыре типа обозначения марок:
марочное название – слово, буква, число, группа слов, букв или чисел,то есть та часть марки, которая может быть произнесена;
марочный знак – символ, рисунок, отличительный цвет, какое-либообозначение или оформление, то есть та часть марки, которую можно опознать, ноневозможно произнести;
торговый образ – персонифицированная торговая марка;
товарный знак (ТЗ) – марочное название, марочный знак, торговый образ илиих сочетание, защищенные юридически. Зарегистрированный товарный знаксопровождается буквой R в круге: ® (registered trademark), что являетсяпредупредительной маркировкой. В странах с рыночной экономикой распространеныследующие типы торговых марок:
1) марки производителей, дающие представление опроизводителе продукции и позволяющие судить о качестве его продукции и работыв целом. Цены на товары с такими марками выше цен на товары с другими марками,а большая часть прибыли поступает фирме – изготовителю продукции;
2) марки дилеров, указывающие на оптовую или розничнуюторговую фирму. Известность последней заставляет покупателей верить в качествои надежность продаваемой продукции, то есть, в конечном счете, в изготовителяпродукции;
3) общие марки, содержащие название самой продукции, а непроизводителей или дилеров. В США, например, такие марки распространены нафармацевтическую продукцию, сигареты, кофе, батарейки, пиво, виски, машинноемасло, нижнее белье. Это товары, привлекательные для покупателей своей болеенизкой ценой (на 10–15%) вследствие экономии на качестве, упаковке,ассортименте, товародвижении, продвижении.
Как производители, так и дилеры могут использовать групповые ииндивидуальные марки.
Групповыеторговые марки с одним и тем же названием и образом распространяются на весьтоварный ассортимент фирмы.
Индивидуальные торговые марки используются для каждого товара или отдельнойкатегории продукции, производимой или продаваемой фирмой.
В настоящее время в мире насчитывается около 20 млн товарныхзнаков. На российском рынке их действует 180 тысяч. На Западе ежегоднорегистрируется 800 тысяч, в России – около 15 тысяч. В Украине в 1998 г.было зарегистрировано 3790 знаков для товаров и услуг.
Решая вопрос о марочной стратегии, фирма может выбрать одноиз следующих решений:
§ расширениетоварной линии;
§ расширениеграниц использования торговой марки;
§ использованиемногомарочного подхода;
§ созданиеновой торговой марки;
§ комбинированиеторговых марок.
Без регистрации в качестве товарного знака торговая марка сее атрибутами (марочным названием, марочным знаком и торговым образом) остаетсявсего лишь маркетинговым обозначением, не обеспечивающим юридической защиты отих использования конкурентами. Любой товарный знак должен быть:
§ ассоциативным,то есть подразумевать такую связь между товарным знаком и маркируемым товаромили услугой, при которой знак вызывает в сознании представление о товаре илиего свойствах, но ни в коем случае не описывает товар или услугу и не сводитсяк простому изображению товара;
§ приспособляемымк изменяющемуся вслед за запросами потребителей ассортименту;
§ кратким,не перегруженным, изящным (изобразительный ТЗ), эстетичным и благозвучным(словесный ТЗ);
§ легковоспроизводимым при полиграфическом или любом другом воспроизведении егодеталей;
§ рекламоспособным,то есть привлекать внимание потребителей и потенциальных партнеров кпредлагаемым услугам, товарам и к фирме вообще;
§ стабильным,пригодным для длительного использования. Некоторые специалисты утверждаюттакже, что товарный знак должен быть распознаваем за десятую долю секунды.
По форме представления информации товарные знаки делятся насловесные, изобразительные, объемные и комбинированные.
Фирма, заинтересованная в успехе, должна рекламировать свойтоварный знак. Для этого его можно использовать на товаре и упаковке, печатнойпродукции (проспектах, ярмарочных или выставочных материалах и т.п.), вобъявлениях, на сувенирах, памятных значках и подарках, рекламировать в СМИ.
В Украине получение товарных знаков носит добровольный характер,но требует процедуры регистрации.
Такие вопросы начали активно решаться с июля 1992 г., когдабыло создано национальное Патентное ведомство – Госкомитет Украины по вопросаминтеллектуальной собственности (Госпатент Украины).
Затем были последовательно приняты «Временное положение о правовойохране объектов промышленной собственности и рационализаторских предложениях вУкраине» (1992 г.),
Законы Украины «Об ограничении монополизма и недопущениинедобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» (1992 г.),«Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (1993 г.), «О защите отнедобросовестной конкуренции» (1996 г.)
Регистрация знаков регламентируется Законом Украины «Об охранеправ на знаки для товаров и услуг» (от 15.12.1993 №3689-XII). С 13.03.1999 г.она осуществляется Госкомитетом по вопросам науки и интеллектуальнойсобственности на основании заявки, поданной любым физическим или юридическимлицом. Заявка включает заявление, изображение заявляемого обозначения, переченьтоваров и услуг, для которых заявитель испрашивает регистрацию знака,сгруппированных по Международной классификации товаров и услуг для регистрациизнаков (МКТУ). За подачу заявки и проведение экспертизы необходимо уплатитьсбор.
Экспертиза поданной заявки проводится Научно-исследовательскимцентром патентной экспертизы в два этапа. На первом проводится проверкакомплектности материалов заявителя (в срок до двух месяцев с момента подачизаявки). На втором осуществляется собственно экспертиза – в порядке очередностипоступления заявок – с целью определения наличия признаков охраноспособностизаявляемого знака. По результатам экспертизы принимается решение огосударственной регистрации знака и выдаче свидетельства или отказе от выдачисвидетельства. В случае положительного решения заявитель оплачивает сбор, послечего одновременно осуществляется внесение знака в реестр и официальная публикацияинформации в специализированном бюллетене «Промышленная собственность».
Свидетельство удостоверяет право собственности на товарный знак иимеет срок действия 10 лет от даты подачи заявки в Госпатент Украины. Крометого, свидетельство предоставляет его владельцу права:
• пользоваться и распоряжаться знаком по своему усмотрению;
• препятствовать третьим лицам использовать зарегистрированныйзнак без его разрешения (за исключением случаев, когда использование знака непризнается согласно настоящему Закону нарушением прав владельца свидетельства;
• передавать на основании договора право собственности на знаклюбому лицу, которое становится правопреемником владельца свидетельства;
• давать любому лицу разрешение (выдавать лицензию) наиспользование знака на основании лицензионного договора;
• проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку,указывающую на то, что настоящий знак зарегистрирован в Украине.
Обязанностью владельца свидетельства является добросовестноепользование исключительным правом, вытекающим из свидетельства.
Не меньшеезначение имеет и защита фирмой своего товарного знака. Чаще всего такаяпотребность возникает, когда товарный знак становится инструментомнедобросовестной конкуренции. В Украине, например, в последние годы зафиксированыдалеко не единичные случаи контрафакции, то есть копирования знака илиего существенных элементов для деятельности идентичной или сходной сдеятельностью владельца знака – независимо от возможности смешения или угрозысмешения с другими знаками. Для признания факта контрафакции достаточнодоказательства копирования знака, и нет необходимости устанавливать винунарушителя.
 
2. Особенности принятиярешений в управлении инновациями
В новыхусловиях хозяйствования (с присущими рыночной экономике неопределенностью,повышением хозяйственного риска и т.п.) управленческие задачи требуют длясвоего решения адекватного инструментария (использующего методологическибезупречную систему измерений, обеспечивающую соответствие результатов расчетовсложившейся ситуации, соответствующий математический аппарат и современныевычислительные средства), повышающего эффективность процессов управления.
Условия рынкасо всей очевидностью в основу процесса принятия управленческих решений ставятэкономические измерения. Поскольку от их полноты, обоснованности и точностирасчетов зависит сможет ли предприятие выжить, обеспечить свое стабильноеразвитие, выиграть на своевременной переориентации производственных мощностей имногое другое. То есть из формального атрибута процесса принятия решений наоснове весьма сложной системы предпочтений управляющих органов, но никак необъективного анализа экономических процессов и соотношения затрат и результатовпроизводства, экономические измерения превращаются в действенный инструментуправления.
Исходя изэтого, система внутрифирменного управления должна иметь возможностьсвоевременной оценки эффективности каждого принимаемого решения, их влияния нафинансовые результаты деятельности предприятия. Другими словами, лица,принимающие решения, должны располагать инструментом, позволяющим быстро иадекватно оценивать влияние как внутренних (например, технологических илиорганизационно-управленческих), так и внешних по отношению к данномупредприятию (например, цен, налоговых ставок и т.п.) изменений на конечныерезультаты ее хозяйственной деятельности.
Это возможнотолько при применении стоимостного учета всех элементов затрат и получаемыхрезультатов. Таким образом, ведение учета является непременным условиемвыживания и развития любой хозяйственной единицы, причем чем большее влияниеиспытывает предприятие со стороны внешней среды, тем большее значениеприобретает измерение затрат и результатов (доходов). Качество учетных данных озатратах и доходах (для системы внутрифирменного управления) необходимооценивать с точки зрения их пригодности для принятия управленческих решений,направленных на выявление рациональных способов хозяйствования, а также с точкизрения их способности обеспечивать объективное отражение работы отдельныхподразделений.
Традиционноучет затрат и результатов представляется как процесс, характеризующийсяследующими основными моментами:
-  назначение учета состоитв количественном отражении хозяйственных процессов с целью управления ими иопределения финансовых результатов;
-  объектами учета являютсяхозяйственные процессы – связанные с ними затраты и результаты деятельности;
-  субъектами учетавыступают предприятия (администрация предприятий);
- вкачестве методов исследования и количественного измерения (квантификации)фактов хозяйственных процессов (производственного процесса и процессовнарастания затрат и результатов) используют отражение (измерение, регистрация,оценка), группировку и интерпретацию;
-  периодичностьпредставления и интерпретации фактов хозяйственного процесса;
-  использование стоимостныхи натуральных единиц измерения.
При такомпонимании учета затрат и результатов он рассматривается как составная часть(подсистема) общей системы бухгалтерского учета. Однако, в условиях рыночнойтрансформации экономики данный подход является слишком узким. В новых условиях(и в соответствии с мировым опытом) учет затрат и результатов долженрассматриваться, как исследование и трансформация, согласно принятой моделиучетных данных о затратах и результатах прошлой, настоящей и будущейхозяйственной деятельности в целях эффективного управления. В данномопределении центральным является понятие модели учета затрат и результатов.Задача модели – найти переменные (такие, например, как объем и структура(производства), влияющие на общую сумму затрат. Модель раскрывает соотношениемежду значениями этих переменных и величиной затрат. Учетные модели следуетпринимать не только по отношению к свершившимся фактам хозяйственной жизни, нои, что особенно важно, к фактам, которые только должны состояться. С помощьюмоделирования можно спрогнозировать, как будут изменяться за – траты взависимости от выбора администрацией предприятия того или иного из возможныхвариантов хозяйственной деятельности. Это гарантирует, что в конечном итоге дляреализации будет выбрано самое эффективное управленческое решение. Сутьпредлагаемого подхода к учету затрат состоит в построении некоторой учетной модели,показывающей трансформацию затрат в конечные результаты. На выходе учетнойнедели может, например, фигурировать такая категория, как прибыль.
Наиболееобщей моделью предприятия, в которой отражаются имущество предприятия, егообязательства и фонды на определенный момент времени, является бухгалтерскийбаланс. Наличие такой формы учета становится понятным, исходя из следующихсоображений. Необходимость сопоставления результатов работы предприятий в целомпо стране настоятельно требует соблюдения общих для всех предприятий правилучета затрат и результатов. Реализация этих требований приводит к нормативномурегулированию бухгалтерского учета. Оно предполагает установление единых правилучета и калькуляции себестоимости готовой продукции, оценки материальныхценностей, выведения финансовых результатов, а также правил использования всемипредприятиями единообразной по составу и структуре отчетности и единого планасчетов.
Баланс, атакже некоторые другие формы отчетности и исчисленные по их данныманалитические показатели составляют так называемый финансовый бухгалтерскийучет. Он документально связывает предприятие с внешним миром, т.е. стороннимидля него юридическими и физическими лицами (корреспондентами). Поэтомуфинансовый учет называют внешним учетом.
Однако в силууказанных причин, а именно: ориентации на внешних по отношению к предприятиюпользователей, направленности на идентификацию, регистрацию, группировку иинтерпретацию только апостериорных (имевших место) данных, а также в силувысокой степени агрегации показателей (не позволяющей оценить вклад отдельныхструктурных элементов) баланс не может быть использован в качестве основногоинструмента оперативного внутрифирменного управления. Кроме того, бухгалтерскийбаланс не дает возможности соизмерения разновременных затрат и результатов.
Между тем,каков бы ни был характер производства на конкретном предприятии и каким бы нибыл метод оценки эффективности этого производства (для целей внутрифирменногоуправления), в процессе учета и анализа результатов и затрат неизбежновозникает проблема соизмерения разновременных денежных характеристик ипоказателей, т.е. проблема их приведения к одному моменту времени.
Посколькудоходы получают в течение более или менее продолжительного периода, да изатраты осуществляются не мгновенно, то и те и другие можно представить в виденекоторой последовательности (ряда) платежей и поручений во времени, котораяполучила название денежного потока. Анализ дисконтированного денежного потокашироко используется в западной практике для оценки эффективности хозяйственнойдеятельности, определения стоимости бизнеса и других целей внутрифирменногоуправления.
Этот методсостоит в прогнозировании будущих результатов функционирования предприятия ивсех расходов, связанных с их получением, и приведении этих величин копределенному моменту времени с помощью специального механизма(дисконтирования).
При расчетегодового денежного потока результаты функционирования предприятия (т.е.выходящие из него ресурсы) получают положительный знак, а входящие в него (т.е.расходы предприятия по оплате труда и материалов, налоги и т.п.) –отрицательный знак. Алгебраическая сумма всех входящих и выходящих ресурсовпредставляет финансовый итог (результат) данного года.
Основойданного метода является, таким образом, составление прогноза динамики элементовденежного потока, то есть, будущих результатов (доходов) и затрат на ихдостижение. Этот процесс требует знания (оценки) как внутренних, так и внешнихусловий функционирования данного предприятия. Анализ зарубежной практики вобласти оценки эффективности показывает, что специфические (детальные) прогнозы(уровня оптовых цен, материальных издержек, управленческих издержек, степениконкурентности и др.) разрабатываются обычно на пять лет, затем на следующиепять лет делается предположение о темпе роста основных показателей, а последесяти лет предполагается, что результаты функционирования (поток доходов)постоянны. Все эти прогнозы должны разрабатываться специалистами всоответствующих отраслях, даже если для этого нужно приглашать специалистов состороны (более того – приглашение независимых экспертов является более предпочтительным).
Подобнаямодель оперирует априорными фактами хозяйственной деятельности и поэтомуотносится к так называемому проблемному учету.
Проблемныйучет связан с экономической подготовкой производства, реализацией продукции,распределением ресурсов, установлением цен, рационализациейхозяйственно-финансовой и производственной деятельности, а также еепрограммированием, планированием, контролем и анализом. Здесь используютсяимитационное моделирование, программирование и т.п.
Термин«проблемный учет» подчеркивает, что данные учета и его методы предназначены длярешения комплексных экономических и производственных проблем предприятия.
Представленнаявыше модель обеспечивает информацией процесс принятия управленческих решений,что позволяет администрации предприятия выбрать лучшее из возможныхальтернативных решений. Однако в ней не используются данные о механизмеформирования стоимостных параметров, т.е. не использует управленческийбухгалтерский учет (в отличие от финансового, внешнего учета, его называютвнутренним учетом, поскольку он организуется исходя прежде всего из внутреннихпотребностей предприятия и его администрации). В силу этого, данная модель непозволяет производить анализ внутрихозяйственных связей и оценку вклада вконечные результаты каждого хозяйственного элемента и, следовательно, впредставленном виде не может использоваться в качестве инструмента адекватногооперативного внутрифирменного управления.
Дляиспользования в том числе в указанных целях модель должна быть соответствующимобразом изменена (дополнена), а именно, она должна отражать процесстрансформации затрат в конечные результаты в конкретныхорганизационно-производственной системе и технико-экономических условияхпредприятия.
Стоимостныепараметры такой учетной модели должны задаваться не в агрегированном виде (попредприятию в целом), а формироваться в конкретных элементахорганизационно-производственной структуры предприятия, т.е. сами будутпредставлять результат моделирования.
Реализация такого подхода обеспечит возможностьанализа и оценки функционирования как предприятия в целом, так и отдельных егоструктурных элементов (реально действующих и проектных). Тем самым,обеспечивается информационная основа как для стратегических, так и текущих (вцелях оперативного воздействия на производство) управленческих решений.
 
3. Раскройте содержание«ноу-хау»
 
Результатоминновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которыепредставляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт,навыки, включающие сведения технического, экономического, административного,финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечиваетопределенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
«Ноу-хау» могутбыть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт,методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству ипроизводству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав ирецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга,управления, экономики, финансов.
Коммерческаяпередача «ноу-хау» оформляется лицензионными отношениями.
Следствиеминновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские(дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы.
Промышленныеобразцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойствизделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметомлицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.
Права наизобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельностиоформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, поналичию правовой охраны, по способам передачи и условиям использования и другимпризнакам.
Материальныерезультаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенныхновых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации.
Созданные иосвоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средствавтоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.
Эффективностьинновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новойпродукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.
Итак, «НОУ-ХАУ»– совокупность технических, технологических, коммерческих, организационныхзнаний, необходимых для организации производства. В отличие от секторовпроизводства «ноу-хау» не патентуется, так как в значительной части состоит изопределенных приемов, навыков, производственного опыта. «Ноу-хау» наряду спатентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностьюпредприятия, фирмы. В качестве товара «ноу-хау» сопутствует продаже патентов илицензий, но может реализоваться самостоятельно. Обмен «ноу-хау» можетосуществляться путем передачи технической документации, организации обученияперсонала, участия специалистов в производственном процессе.

Списоклитературы
1.    Венчурныйинновационный менеджмент [Текст]: интегральное учебное пособие / Мин-вообразования и науки Украины, Нац. техничекий ун-т «ХПИ»; ред. Л.Н. Ивин. –Х.: НТУ «ХПИ», 2005. – 388 с.
2.    ЗиновВ.Г. Потребности в инновационных менеджерах [Текст] / В.Г. Зинов,Т.Я. Лебедева, В.Г. Яшин // Инновации. – 2008. – №3. – C. 38–49
3.    Инновационныйменеджмент [Текст]: учебное пособие / ред. Л.Н. Оголева. – М.: Инфра-М,2003. – 238 с.
4.    КолокольниковО.Г. Менеджмент инновационных процессов на основе реструктуризации предприятияна технологические системы [Текст] / О.Г. Колокольников // Инновации.– 2007. – №1. – C. 91–95
5.    КраснокутськаН.В. Інноваційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник /Н.В. Краснокутська; Мін-во освіти і науки України, КНЕУ. – К.: КНЕУ, 2003.– 504 с.
6.    МорозовЮ.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие /Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с.
7.    ПравикЮ.М. Інвестиційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник / Ю.М. Правик.– К.: Знання, 2007. – 431 с.
8.    Риск-менеджментинноваций [Текст]: монография /, Т.А. Васильева, О.Н. Диденко,А.А. Епифанов. – Сумы: Деловые перспективы, 2005. – 260 с.
9.    ТрифиловаА.А. «Открытые инновации» – парадигма современного инновационного менеджмента[Текст] / А.А. Трифилова // Инновации. – 2008. – №1. – C. 73–78
10.  ТрубачевН.А. Особенности управления и справедливость распределения результатовинновационной деятельности на примере комплексного инновационного проекта[Текст] / Н.А. Трубачев // Инновации. – 2008. – №1. – C. 115–118


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :