Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственныйэкономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Менеджмент
На тему «История развития исовременное состояние менеджмента»
Екатеринбург 2010 г.
Содержание
Введение
Глава 1. История развития и современное состояние менеджмента
1.1 Исторические предпосылки менеджмента
1.2 Научные школы менеджмента
1.3 Управление и менеджмент
Список использованной литературы
Введение
Трудно назвать болееважную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, откоторого в значительной мере зависят и эффективность производства, иудовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.
За рубежом накоплензначительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации,сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей вуправленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ наукиуправления, мировых достижений в практической организации экономических исоциальных процессов. Хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка.
В нашей стране напротяжении десятилетий монопольного господства командно-административнойсистемы управления сформировалась психология подозрительного отношения кменеджменту. Менеджмент с присущими ему принципами децентрализации, автономии,мотивации никак не вписывался в систему командных методов и воспринимался как«заморское чудачество». Сложившаяся система управления часто отторгалаквалифицированных людей, поскольку выдвигала совсем иной тип руководителей –“командиров производства”, неукоснительно выполнявших директивы центра. Крометого, почти не осуществлялась подготовка специалистов по управлению.
В результате этого к 90-мгодам мы имели по существу всеобщую управленческую безграмотность, в том числесреди руководителей-реформаторов. Это явилось одной из основных причинглубочайшего в новейшей истории системного кризиса российского общества иэкономики.
Отношение к менеджментустало меняться к лучшему в начале 90-х годов, когда демократизация общественнойжизни страны позволила широким слоям населения, практическим работникамознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практикименеджмента. А переход к рыночной экономике, обретение предприятиямисамостоятельности, рост конкуренции сделали просто необходимым изучение ииспользование опыта управления в передовых зарубежных странах и ведущих мировыхфирмах, обобщение накопленного отечественного опыта, а также проведениедальнейших научных исследований.
Глава 1. История развития исовременное состояние менеджмента
1.1 Исторические предпосылкименеджмента
Управление появилосьвместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный виддеятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловилонеобходимость организации, координации и согласования деятельности людей вобщественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись встремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации ихсовместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. Приэтом один становится руководителем, т.е. управляющим, а другой – егоподчиненным, т.е. управляемым.
Впервые проблемууправления взялись решить древние египтяне. Около 6 тысяч лет назад онипризнали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, еепланирования и контроля результатов, а также поставили вопрос о децентрализацииуправления.
В древности организацииимели определенную структуру, в которой выделялись уровни управления.Существовали и крупные политические организации, руководителями которыхявлялись короли и генералы. Были также и управляющие, хранители житниц,погонщики, надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которыепомогали обеспечивать деятельность этих организаций.
Шли годы, управлениемногими организациями становилось более четким и сложным, а сами организации –сильными и устойчивыми. Примером может служить Римская империя, котораяпросуществовала сотни лет.
Почти все формысовременного управления можно проследить в древних организациях, хотя иххарактер и структура управления существенно отличались от сегодняшних.
В эпоху рабовладениятакже имели место элементы управления, однако преобладали методы прямогопринуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду.
В дальнейшем, с развитиемобщественного производства, такой труд обнаружил органически присущую емунеэффективность. Его заменила система наемного труда, которая зародилась вбуржуазную эпоху. При этой системе использовался принципиально иной,опосредованный, механизм принуждения, основанный на материальных стимулах.Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализмимел совсем иную основу – денежный капитал. Вместо прямых и грубых формпринуждения к труду при капитализме формировался и повсеместно использовалсярыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями ипредполагавший формальную личную независимость и равенство обменивающихсясторон.
Хотя организациисуществуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в., вероятно, никтоне задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей в основноминтересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но некак управлять организациями. В связи с этим менеджмент выделился всамостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX – XXвеков.
Основной силой, котораяпервоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революцияв Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад вразвитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая сталародиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развитияСоединенных Штатов, создавались крупные отрасли и предприятия, для управлениякоторыми требовались формализованные способы.
Таким образом, менеджментсформировался частично в результате появления большого бизнеса, частично –попытки предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной впериод промышленной революции, а частично – желания небольшой группылюбознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы.
1.2 Научные школы менеджмента
Управленческая мысльразвивалась весьма непоследовательно. Существовало несколько подходов, которыеиногда совпадали, а иногда – значительно отличались друг от друга. Объектамиуправления являются люди и техника, поэтому успехи в управлении во многомзависели от успехов в других областях. По мере общественного развитияспециалисты по управлению узнавали все больше о факторах, влияющих на успехдеятельности организации. Ими разрабатывались различные подходы к управлению.На сегодня можно выделить четыре основных подхода, которые внесли значительныйвклад в развитие управленческой науки.
Прежде всего, подход спозиций выделения разных школ в управлении. Он включает пять школ рассматривающихуправление с различных точек зрения.
Школа научногоуправления. Становление и развитие этой школы, получившей широкую известностьво всем мире под названием «научная организация труда», совпали с началом XX в.У истоков этой школы стоял американский инженер – практик и менеджер Ф. Тейлор(1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализациипроизводства и труда с целью повышения производительности и эффективности.Учение его стало основным теоретическим источником современных концепцийменеджмента. В своих трудах Ф. Тейлор пытался совместить интересы капитала итруда, реализовать «философию сотрудничества» на капиталистическихпредприятиях, сближения интересов всех работников благодаря росту ихблагосостояния и налаживанию более тесного сотрудничества с хозяевами иадминистрацией для достижения производственных и экономических целейорганизации. Он полагал, что если система научного менеджмента будет воспринятав полном объеме, то это позволит решить все споры и разногласия междусторонами. Считал, что разработанные им принципы «научного менеджмента» смогутзаменить устаревшие авторитарные методы управления.
Классическая, илиадминистративная, школа управления. Наибольший вклад в ее развитие внесфранцузский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определитьобщие характеристики и закономерности организаций. Их целью было созданиеуниверсальных принципов управления, которые затрагивали два аспекта. Первый –разработка рациональной системы управления организацией. Определив основныефункции бизнеса, эти теоретики были уверены, что могут определить лучший способразделения организации на подразделения. Такими функциями они считали: финансы,производство и маркетинг. Второй аспект – построение структуры организации и управленияработниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которомучеловек должен получать приказы только от одного начальника и подчинятьсятолько ему одному. Школа человеческих отношений в управлении. Самыми крупнымиее авторитетами являются М. Фоллетт (Англия), Э. Мэйо (США). Представители этойшколы полагали, что если руководство повышает заботу о своих работниках, то иуровень удовлетворенности работников должен возрастать, что неизбежно приведетк увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемыуправления человеческими отношениями, включающие более эффективные действиянепосредственных начальников, консультаций с работниками и предоставление имболее широких возможностей общения на работе.
Школа поведенческих наукзначительно отошла от школы человеческих отношений. Согласно этому подходуработнику в большей степени должна оказываться помощь в осознании егособственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук куправлению организациями. Основной целью этой школы было повышениеэффективности деятельности организации путем повышения эффективности еечеловеческих ресурсов. Ее главный постулат: правильное применение науки оповедении всегда должно способствовать повышению эффективности как отдельногоработника, так и организации в целом.
Школа науки управления,или количественный метод, базируется на использовании в управлении данныхточных наук – математики, статистики, инженерных наук – и предполагает широкоеприменение результатов исследований операций и моделей ситуаций. Однако довторой мировой войны количественные методы использовались в управлениинедостаточно. Вероятно, сильным толчком к применению этих методов в управленииявилось развитие компьютеров. Они позволили конструировать математическиемодели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются креальности и, следовательно, являются более точными.
Ситуационный подход.Главным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретныеобстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данноеконкретное время. Поскольку существует множество таких факторов как в самойорганизации, так и в окружающей среде, то отсутствует единый «лучший» способуправления деятельностью организации. Самым эффективным является тот методуправления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. М. Фоллеттеще в 20-е гг. говорила о «законе ситуации». Однако должным образом этот подходбыл разработан лишь в конце 60-х гг. При ситуационном подходе внимание сосредоточиваетсяна ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Всвязи с этим следует определять значимые переменные ситуации и их влияние наэффективность деятельности организации.
Системный подход.Применение теории систем в управлении в конце 50-х гг. явилось важнейшимвкладом школы науки управления и, в частности, американского ученого Дж. ПолаГетти. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимыхчастей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Этотподход применяется сравнительно недавно, тем не менее уже сейчас его влияниевелико и в дальнейшем будет расти. На системной основе, вероятно, можно будетсинтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться в будущем.Руководители должны знать переменные организации как системы, чтобы применятьтеорию систем к процессу управления. Определение переменных и их влияния наэффективность организации является основным вкладом системного подхода,являющегося логическим продолжением теории систем.
Процессный подход. Этотподход широко применяется в настоящее время. Он был впервые предложенпредставителями школы административного управления, которые пытались описатьфункции менеджера. Первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю.Согласно этому подходу управление рассматривается как процесс непрерывныхвзаимосвязанных действий (функций), каждое из которых, в свою очередь, такжесостоит из нескольких взаимосвязанных действий. Они объединены связующимипроцессами коммуникации и принятия решений. При этом руководство (лидерство)рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможностьвлияния на работников таким образом, чтобы они работали в направлениидостижения целей.
Из краткого обзораподходов видно, что управленческая мысль постоянно развивалась. Представителикаждого подхода или школы полагали, что им удалось найти ключ к наиболееэффективному достижению целей организации. Однако более поздние исследования ипрактика управления показали, что эти исследования касались лишь отдельныхсторон процесса управления, а полученные результаты были верны лишь дляопределенных ситуаций. Кроме того, практика управления всегда оказываласьсложнее, чем соответствующая теоретическая мысль. Тем не менее, данные исследователивнесли неоценимый вклад в развитие науки управления. В нашей стране наукауправления также получила определенное развитие, особенно в первые годысоветской власти. Так, в 1917-1921 г.г. были сформированы основы управлениясоциалистической экономикой, при этом основным теоретиком выступал В.И. Ленин.В последующие, 20-е годы, наблюдалось интенсивное развитие отечественной теориии практики управления. Идеи научного управления развивали А.А. Богданов, Н.А.Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и другие ученые и практики,работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда.Одна из важнейших разработок того периода – обоснование принципов управления,учитывающих особенности социалистической системы хозяйствования.
К сожалению, впоследующие десятилетия внимание к вопросам управления существенно ослабло,хотя и в 1965-1985 г.г. существовало несколько управленческих школ, в том числеМосковского института управления им. С. Орджоникидзе под управлением О.В.Козловой. При этом вплоть до 90-х годов у нас имела место недооценка кактеории, так и практики управления. Это проявилось в следующем: в игнорированиисложившегося хозяйственного механизма, в том числе системы управления, в их посуществу разрушении, а не реформировании; в формальном подходе к использованиюзарубежных моделей управления; в отсутствии целей, стратегии и тактикигосударственного управления.
Лишь в последние годынесколько улучшилось отношение к менеджменту. Опубликованы труды видныхтеоретиков и практиков менеджмента. Началась активная подготовка современныхуправляющих-менеджеров. Учрежден Российский союз менеджеров.
1.3 Управление и менеджмент
Менеджмент (англ.management – управление, заведование, организация) – это практическаядеятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая целиповышения эффективности деятельности и увеличения прибыли; теория управления,совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современнойотечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерногообщества.
Понятие «менеджмент»прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для российской деловойжизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, гдедействуют иные системы ценностей и приоритетов.
В связи с этим следуетболее подробно остановиться на значении термина «менеджмент». Русское слово«управление» и английское «менеджмент» считаются синонимами, однако вдействительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин«менеджмент», мы следуем установившейся в международной практике традиции,согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений ипроцессов. На самом деле термин «управление» не является удовлетворительнымзаместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишьоб одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическимипроцессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционернойкомпании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночныйтип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организациипроизводства или коммерции.
Таким образом, термин«менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственнойдеятельностью, тогда как для других целей используются иные термины, например:government administration – государственное управление и public administration– общественное управление. В наших условиях следует употреблять термины«организация», «управление» и «администрирование». Тем не менее, государственные,общественные и иные организации также должны использовать принципы и методыменеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.
С учетом изложенного вработе термин «управление» в дальнейшем будет употребляться с определеннойстепенью условности, в том же значении, что и «менеджмент».
Для того чтобы определитьпонятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, преждевсего целевое содержание.
Так, целью менеджментакак науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение напрактике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую,надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путемвыпуска конкурентоспособного объекта.
В то же время конечнойцелью менеджмента как практики эффективного управления является достижениевысокой прибыльности, конкурентоспособности предприятия или иных целей путемрациональной организации производственного (торгового) процесса и развитиятехнико-технологической базы предприятия.
Цели и задачи менеджментанепрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства икоммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются нарынке.
Развитие теорииуправления, разработка экономико-математических методов позволили многиекачественные решения задач дополнить или заменить точными количественнымиоценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники икоммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи,которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе временииз-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.
В современном менеджментесуществуют различные способы решения задач: конкретные методы решения задачуправления, моделирование управленческих процессов, информационное итехническое обеспечение принятия решений и др. В России теоретическая иприкладная статистика, экономико-математические модели решения задач,инженерных расчетов и т.п. разработаны достаточно хорошо. Менее развитаавтоматизация процессов обработки информации, управления производством,принятия решений. Однако эффективность управления зависит не только от способоврешения задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма и системыгосударственного регулирования. Поэтому многие модели управления(стратегического и оперативного), успешно используемые за рубежом, не всегдамогут быть эффективно применены в России, что объясняется разной степеньюзрелости рыночных отношений.
Если рассматриватьспособы менеджмента с позиций макроэкономики управления организациями, то можнозаметить, что передовые методы управления наиболее активно внедряются в рамкахдействующего и изменяющегося хозяйственного механизма. Но если ориентироватьсяна решение задач менеджмента, необходимо учитывать существенные отличияроссийских организаций от зарубежных фирм. Пока в наших организацияхуправленческий аппарат решает в основном внутренние задачи, т.е. задачитехнико-экономического и оперативно-календарного планирования,материально-технического снабжения и т.п. Анализ хозяйственной деятельности ифункционально-стоимостный анализ проводятся с целью снижения издержекпроизводства, его себестоимости, однако при этом еще в недостаточной степениучитываются требования потребителей.
Таким образом, менеджменткак бы пронизывает всю организацию, затрагивая практически все сферы еедеятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента иорганизации можно достаточно четко определить границы деятельности, котораясоставляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды.Например, производственный менеджмент – это комплексная система обеспеченияконкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включаетвопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовойформы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара всоответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.
Финансовый менеджмент –это комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективностиуправления финансами. Она включает формирование и планирование финансовыхпоказателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, балансадоходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов,рентабельности работы и товаров.
Инновационный менеджмент– это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственникамив развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационныхструктур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспектыуправления персоналом.
Помимо приведенных видовспециального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды:менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный,международный и др.
Циклический характеробщественного развития, необходимость принятия решений в условиях кризисаявились серьезной мотивацией развития теории и практики менеджмента. Опытпередовых стран Запада показывает, что менеджмент выполняет поставленныезадачи, и огромная роль в повышении его эффективности принадлежит использованиюдостижений научно-технического прогресса.
При этом следуетзаметить, что в последние годы наблюдается существенное смещение центровразвития систем управления на современном уровне. В группе наиболее развитыхстран лидируют Япония, Германия и Швейцария. По соответствию управлениясовременным требованиям США находятся на 9-м месте, Франция – на 12-м, Италия –на 14-м, Великобритания – на 16-м. Среди стран другой группы, для которыххарактерен бурный подъем экономики в последние 10-15 лет, лидируют Сингапур,Гонконг и Тайвань.
В нашей странеменеджмент, как совокупность принципов, методов, средств и форм управленияфирмами на Западе, известен давно. Однако еще 10 лет назад считалось, чтоосновными его целями являются получение высокой прибыли и постоянное опережениестран социализма по производительности труда в интересах укрепления позицийимпериализма и ведение экономической борьбы против социалистических государств.Такой взгляд в определенной мере соответствовал рамкамадминистративно-командной системы хозяйствования, так как при централизованномпорядке планирования и отсутствии рынка опыт управления в условиях действиярыночного механизма не мог быть полностью перенесен на нашу экономику. Тем неменее, и в тех условиях многие элементы менеджмента могли быть использованы унас.
Демократизацияобщественной жизни страны позволила широким слоям населения, практическимработникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практикименеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделалапросто необходимыми изучение и использование опыта передовых государств. Всвязи с этим, отношение к менеджменту в России в последние годы значительноизменилось. Опубликованы труды видных теоретиков и практиков менеджмента.Началась активная подготовка современных управляющих-менеджеров. УчрежденРоссийский союз менеджеров.
Список использованной литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ., науч.ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 1999.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М,2008.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – 2-е изд. – М.:Триада, ЛТД, 2007.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузовпо экон. спец. и направл. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2000.
5. Основы менеджмента www.vuzer.info/load/menedjment_upravlenie/1/21-1-0-3317