/>/>/>Министерство образования Республики Беларусь
Учреждениеобразования
«Гомельскийгосударственный университет
им. Ф.Скорины»
математическийфакультет
Информационныесистемы как интеллектуальный инструмент управления предприятием
Курсоваяработа
Исполнитель:
Студенткагруппы К-42 ____________
ТимашоваА.Ю.
Научныйруководитель:
МаримоноваТ.Е.
Гомель2005
Содержание
Введение
1. Этапы развития автоматизированных систем управления
2. Назначение и область применения,классификация АСУ
3. Классификация АСУ
4. Программные комплексы автоматизированных системуправления предприятием
5. Документационное управлениеофисами и корпорацией
6. База данных правовой информации Республики Беларусь «Эталон»Справочно-правовая система«КонсультантПлюс»
7. Автоматизация деятельностипредприятий
8. Корпоративная деятельностьпредприятий
9. Приоритеты в развитииавтоматизированных систем управления предприятием
Заключение
Литература
Введение
В работе рассматривается достаточноактуальная информационная тема современности – автоматизированные системыуправления предприятием (АСУП). Автоматизированное управление – это важнейшаяфункция, без которой немыслима современная целенаправленная деятельность любойсоциально-экономической, организационно-производственной системы (предприятия,организации, территории).
АСУП представляет собойинтеллектуальную систему, предназначенную для увеличения темпов и качестварегулярного решения основных задач управления и производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия на основе оптимизации методов организацииинформационного цикла с использованием экономико-математических методов ивычислительной техники, автоматизированного сбора и интегрированной обработкиорганизационно-производственной и технико-экономической информации, а также комплекснойавтоматизации функций управления в условиях изменяющегося рыночного спроса иограниченного контингента работающих с качественно новым уровнем квалификации.
Производственные и хозяйственныепредприятия, фирмы, корпорации, банки, органы территориального управленияпредставляют собой сложные системы. Они реализуют производственные иуправленческие функции. Такие экономические объекты имеют многоуровневуюструктуру, а также обширные внешние и внутренние информационные связи. Дляобеспечения нормального функционирования сложных систем, где взаимодействуютразнообразные материальные, производственные ресурсы и большие коллективылюдей, осуществляется управление как отдельными элементами, так и системами вцелом.
Важнейшая функция любой системыуправления – получение информации, выполнение процедур по ее обработке спомощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе полученныхсведений управленческих решений, определяющих дальнейшее поведение системы.Поскольку информация фиксируется и передается на материальных носителях, необходимыдействия человека и работа технических средств по восприятию, сбору информации,ее записи, передаче, преобразованию, обработке, хранению, поиску и выдаче. Этидействия обеспечивают нормальное протекание информационного процесса и входят втехнологию управления. Они реализуются технологическими процессами обработкиданных с использованием электронных вычислительных машин и других техническихсредств.
/>/>1. Этапыразвития автоматизированныхсистем управления
Сформировались четыре поколения АСУ.Для первого поколения характерной чертой являлась автоматизацияпланово-экономических расчётов с ориентацией на традиционные методы управленияпроизводством. Отсутствие стандартных периферийных устройств затрудняловнедрение АСУ, заставляло проектировщиков создавать оригинальные, но частонеперспективные устройства. АСУ первого поколения копировали ручные методы управления,имели разомкнутый характер и были ориентированы на конкретный объект.
В АСУ второго поколенияавтоматизировались комплексы задач. Самостоятельное развитие получили АСУконкретного назначения: АСУП, АСУ ТП, САПР. Часть функциональных задач решалисьс оптимизацией. Возник информационно-советующий способ управления производствомс решением оперативных задач в диалоговом режиме. В качестве техническихсредств АСУ стали применяться вычислительные комплексы второго поколения (ЕСЭВМ, СМ ЭВМ и др.), базирующиеся на диалоговых операционных системах (ОС ЕС, ОСРВ) с использованием функциональных пакетов прикладных программ и системуправления базами данных. Совершенствовалась и технология программирования,стали применяться библиотеки типовых проектных решений, пакеты прикладныхпрограмм. Получила развитие система автоматизации проектирования АСУ сиспользованием алгоритмических языков высокого уровня. Были разработаныобщеотраслевые методические материалы по созданию АСУ. При организациитехнического прогресса получил применение многопрограммный режим работывычислительной системы с использованием банков данных, реализованных на основеСУБД и накопителей прямого доступа на магнитных дисках. Однако АСУ различныхуровней управления имели разобщённый характер, слабо использовалисьинструментальные средства автоматизации проектирования АСУ, недостаточноразвивались АСУ технологического типа.
АСУ 90-х можно отнести к АСУ третьегопоколения. По содержанию решаемых задач и структуре построения они являютсяинтегрированными системами, охватывают стадии создания изделий от возникновенияидеи до серийного производства, а также уровни управления оторганизационно-экономического до технологического. При решении функциональныхзадач широко применяются методы оптимизации, имитационного моделирования,экспертных систем.
При создании АСУ получилираспространение программно-технологические комплексы, позволяющиеавтоматизировать процесс проектирования АСУ и её обеспечивающих подсистем.Разработке АСУ предшествовало совершенствование организационных итехнологических основ производства и хозяйственного механизма предприятия.Таким образом, уже в АСУ третьего поколения нашли отражение элементы новойинформационной технологии.
АСУ четвёртого поколения – этогибкие, адаптивные интегрированные системы с элементами искусственногоинтеллекта. Они должны реализовать безбумажное, безлюдное управление объектом сподстройкой к изменяющимся внешним условиям и ресурсам. Эти системы должныобладать значительной долей универсальности и настройкой на класс управляемыхобъектов. Их реализация возможна на супер-ЭВМ четвёртого поколения,объединённых сетью с мини- и микроЭВМ. В АСУ четвёртого поколения должнопроисходить накопление знаний. В их структуре должны найти программнуюреализацию экспертные системы, системы управления банками знаний иинструментальные на основе языков высокого уровня, позволяющие развивать инаращивать возможности АСУ в зависимости от целей их применения и условийиспользования. Необходимо совершенствовать и технологию созданияпрограммно-технических комплексов на основе интеллектуальных системавтоматизированного проектирования. АСУ четвёртого поколения при создании ифункционировании должны базироваться на новой информационной технологии.
Новые поколения АСУ немыслимы такжебез информационной технологии принятия управленческого решения. Поэтомуформирование инженера по автоматизированным системам управления прежде всегоозначает подготовку специалиста широкого профиля, что обусловленонеобходимостью его глубоких знаний и большим разнообразием объектов управления:производство с различными особенностями технологического процесса, в том числес гибкой технологией, интегрированные производственные комплексы, системыуправления в социальной сфере. Специалист в области АСУ должен прежде всегознать системный подход, уметь ставить и решать задачи управления с учётомспецифики управляемого объекта.
На современном этапе развитияпромышленности необходимость комплексной автоматизации производственныхпроцессов в рамках создания АСУП обусловлено рядом технико-экономических причини предпосылок.
Главными причинами разработки ивнедрения АСУП являются:
1. Непрерывное возрастание сложностифункций и задач управления производственно-хозяйственной деятельностьюпредприятия за счет установления большого количества взаимосвязей между отдельнымисотрудниками, подразделениями предприятия и с поставщиками. При этом ростсвязей происходит значительно быстрее, чем количество производственных и технико-экономическихобъектов управления, они увеличиваются пропорционально квадрату этого числа объектов.
2. Резкое увеличение скоростинакопления данных, возрастание потоков технологической ипроизводственно-экономической информации, которую необходимо собрать ипереработать для принятия решений по оперативному управлению производством.
3. Увеличение темпов номенклатуры иобъемов производства, вызывающее необходимость сокращения сроков освоения новойтехники и времени на подготовку производства, унификации и типизацииэлементно-конструктивной базы выпускаемой продукции.
4. Повышение темпов морального старенияпродуктов в сочетании с требованиями высокой динамичности развития, чтовызывает необходимость всемерного сокращения цикла«разработка–производство–внедрение» путем рациональной организации и ускоренияосвоения новой техники.
5. Усиливающаяся индивидуализациязапросов потребителей на товарную продукцию, своевременное удовлетворениекоторых возможно лишь при высокой гибкости производства, достигаемой за счетавтоматизации всех функций управления жизненным циклом выпускаемых изделий.
6. Ужесточение требований к качеству,в первую очередь к надежности выпускаемой продукции, удовлетворить которыеможно лишь программно-управляемого оборудования с автоматическим контролем иуправлением технологическими процессами на всех фазах жизненного циклавыпускаемых изделий.
7. Неуклонный рост к потребности внаукоемкой продукции, товарный выпуск которой возможен лишь при высоком уровнеавтоматизации производственных процессов.
8. Основными предпосылками,стимулирующими создание АСУП, являются:
— повышение научно-техническогоуровня технологических процессов изготовления сложной товарной продукции,основанных на новейших достижениях микро- и оптоэлектроники, нелинейной оптики,лазерной техники, микромеханики и др.;
— совершенствование машинного парка,появление новых высокопроизводительных машин, механизмов и оборудования,включающих станки с ЧПУ, автоматизированные универсальные многоцелевые станки,компьютерные промышленные манипуляторы и роботы, применяемые в гибкихпроизводственных системах (ГПС);
— увеличение надежноститехнологического оборудования за счет использования новых конструкционныхматериалов, встроенных микропроцессорных устройств контроля и диагностики,обеспечивающих осуществление упреждающих профилактических ремонтов ибесперебойную работу машинного парка в течение всего срока старения;
— широкое распространение развитыхперсональных ЭВМ (ПЭВМ), которыми можно оснастить практически все рабочие местаи реализовать дружественный к человеку интеллектуальный интерфейс в системеуправления или локальной вычислительной сети со стандартными архитектурами и протоколами;
— появление интеллектуальныхпрограммируемых контроллеров с относительно невысоким отношениемстоимость/функция, сравнительно недорогих суперкомпьютеров, позволяющихсоздавать экономически целесообразные системы и рабочие станции для управления,обладающих малыми габаритами и высокой надежностью;
Комплексная автоматизацияпроизводственных процессов и сопровождающих их управленческих функцийприобретает исключительно важную роль в постоянно усложняющихся условияхфункционирования промышленного предприятия, ограниченности трудовых,материальных, энергетических ресурсов и острой необходимости всей экономии.
Основной проблемой создания АСУявляется получение высокой эффективности от разрабатываемой системы. Необходимоуделять особое внимание совершенствованию организационной структуры управленияпредприятием, рациональному использованию вычислительных ресурсов, увеличениюдоли решаемых оптимизационных задач, интегральной автоматизации производства навсех уровнях управления, унификации и типизации проектных решений,автоматизации проектирования АСУ.
Одновременно с широким развитием АСУвозник острый недостаток кадров в этой области. Для разработки АСУ необходимохорошо знать экономико-математические методы управления, отлично представлятьорганизацию производства, знать основы теории автоматизированного управленияпроизводством, информатику, уметь проектировать системы на базе современныхсредств автоматизации проектирования. Нужно было обратить особое внимание наинтегрированность системы, на автоматизацию всех функций системы оттехнологического процесса до организационного управления и в дальнейшемразвивать автоматизированные системы управления технологическими процессами(АСУ ТП). Первые АСУ ТП были введены в период с 1966 по 70-е годы. Наибольшееколичество таких систем было внедрено в химической и нефтехимическойпромышленности, в чёрной и цветной металлургии, в энергетике, что показаловысокую их эффективность. Срок окупаемости в среднем составил 1–2 года.Созданные АСУ ТП по своему характеру были автоматизированными системами: в нихзначительная роль отводилась оператору, который по информации, предоставленнойЭВМ, принимал решения сам или реализовал решения, подсказанные ЭВМ.
Наряду с созданием АСУ ТПпредусматривалось серийное производство роботов для автоматизации и механизациипроцессов механообработки, литья, сварки, сборки, окраски, гальванопокрытий,прессовых и погрузочно-разгрузочных работ. Внедрение робототехнических системпозволяло освободить от тяжёлых работ около 250 тысяч человек.
Повсеместное внедрение АСУ ТП вкомплекте с промышленными робототехническими системами позволяет в ближайшеевремя перейти к цехам- и предприятиям-автоматам, которые будут обладатьнаивысшей производительностью и экономической эффективностью. Созданиеинтегрированных автоматизированных систем управления, сочетающих в себеэлементы АСУ ТП, АСУП, автоматических систем, является исключительно сложнойзадачей. Эта стыковка прежде всего оказывается возможной на информационномуровне, так как решение, принимаемое руководителем с помощью АСУП, выдаётся вформе документа, а решение, выработанное в АСУ ТП, поступает в видеэлектрического сигнала на исполнительный механизм. Внедрение АСУ ТП позволяетавтоматизировать управление наиболее крупными технологическими комплексами,создать системы программного и оптимального управления, а внедрение АСУП –оптимизировать процессы планирования производства, выработки оперативныхуправляющих воздействий. Разница между системами прежде всего в горизонтахпланирования, в частоте выдачи управляющих сигналов. Автоматизацию управленияпроизводством нельзя отрывать от автоматизации самого производства. Этим ивызывается необходимость проведения совместных работ по автоматизированному и автоматическомууправлению на всех уровнях народного хозяйства./>/>/>/>
2. Назначение и область применения, классификация АСУ
АСУП применяется для управленияпредприятием как автономно, так и в составе АСУ производственным объединением.В обоих случаях область применения АСУП включает в себя:
технико-экономическоепланирование и оперативное управление производством, его подготовкой, материально-техническимобеспечением, сбытом и т.д.;
организационно-экономическоеуправление регламентом движения всей совокупности материальных и информационныхпотоков в условиях гибкого производства;
координацию иуправлениетехнологическими процессами, в том числе автоматизированное технологическоеоборудование, встраиваемое в ГПС.
Главной целью АСУП являетсясовершенствование и повышение эффективности производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия, увеличение темпов роста его основных технико-экономическихпоказателей за счет повышения качества решения задач управления, улучшенияиспользования производственных, трудовых и материальных ресурсов, гибкости,ритмичности производства и снижения его издержек. Все это приводит к улучшениюкачества планирования и оперативного управления и, как следствие, к увеличению номенклатуры и объемов выпускаболее качественной товарной продукции.
Сформулированная целеваяситуация АСУП достигается решением технико-экономических иорганизационно-производственных задач, основными из которых являются:
1. Обеспечение ритмичноговыполнения плановых заданий, достижение высоких технико-экономическихпоказателей научно-технического уровня (НТУ) работы предприятия, в первуюочередь повышение производительности труда и качества продукции, обеспечение ееконкурентоспособности в условиях рынка.
2. Повышение уровняорганизации производства и управления, осуществление и рационализация всехвидов заводского планирования и оперативного правления, функционированиеотдельных производственных и обслуживающих подразделений и всего предприятия вцелом.
3. Оптимизация процессовобработки технико-экономических данных, выполнение расчетных иучетно-информационных работ функционально-организационными структурнымиподразделениями предприятия.
4. Совершенствованиепроизводственно-технической базы предприятия в соответствии с новейшимидостижениями науки, технологии и организации производства, поддержаниедопустимых мощностей, увеличение коэффициента загрузки оборудования иобеспечения ликвидации его простоев, гибкости переналадки режимов работмашинного парка.
5. Повышениеинтенсивности и сбалансированности использования всех видов ресурсов (трудовых,материальных, финансовых, основных производственных фондов), улучшение иподдержание их качественного уровня, снижение их удельных расходов на единицупродукции, сокращение объема незавершенного производства.
6. Разрешение социальныхпроблем, в части постоянно нарастающего дефицита рабочей силы, повышениегуманизации – интеллектуальности содержания труда, освобождение человекаот рутинных монотонных операций.
7. Повышение степениудовлетворенности трудом, материальными и духовными потребностями членовколлектива ИВЦ, улучшение условий труда, быта и отдыха, повышение социальнойактивности каждого работающего.
8. Выполнениепредприятием норм и требований к воздействию процессов производства ивыпускаемой продукции на окружающую среду, рациональное использование природныхресурсов, их восстановление и воспроизводство.
Для оценки достиженияпоставленной целя и решения сформулированных задач при создании АСУП необходимовыбрать или разработать критерий, под которым понимается основной признаксистемы, позволяющий количественно оценить качество ее работы, эффективностьвыполнения функций. Критерий должен вытекать из глобальной целевой функции(доктрины) АСУП. При решении задач оптимизации производственных процессов наибольшеераспространение получили экономические и технико-экономические функции.
Совокупность показателейдолжна обеспечить: единство, комплексность, взаимосвязь, взаимообусловленностьи соизмеримость отдельных показателей; достоверность, точность и полноту учеталокальных показателей; динамичность возможность выявления и оценки влиянияразличных факторов на объект управления (ОУ).
В соответствие с целью изадачами, поставленным перед АСУП, в рамках принятого критерия, техническими, экономическимии технико-экономическими показателями могут быть:
— максимизация уровнярентабельности и суммарной прибыли предприятия, загрузки оборудования,ритмичности его работы, технической вооруженности труда; объема иноменклатуры,качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции; использованияпроизводственных и материальных ресурсов; совершенствования производственныхпроцессов, труда управленческого и обслуживающего персонала; оперативностиполучения информации и принятия решений; устойчивости и надежности функционированияпредприятия.
— минимизациявнутрисменных простоев оборудования и длительности производственного циклавыпуска товарной продукции; срока окупаемости единовременных вложений насоздание АСУП и себестоимости изготовляемых изделий; времени принятияуправленческих решений и разброса договорного срока поставки продукции.
/>/>3.Классификация АСУ
Автоматизированная система управленияпредставляет собой совокупность коллектива людей и комплекса техническихсредств, то есть является человеко-машинной системой, которая базируется наэкономико-математических методах управления, использовании средств электроннойвычислительной техники и совместно с математическим, программным,информационным и техническим обеспечением реализует заданную функциюуправления.
В основе построения АСУ лежиторганизационная схема управления заданным объектом. Организационная структурасамого предприятия является основой для создания организационной структуры АСУ,однако при переходе к автоматизированной системе управления требуетсясовершенствование организационной структуры объекта и должна проводиться работапо упорядочению процесса управления до автоматизации.
Исторически в автоматизированныхсистемах управления выделялись наиболее характерные функциональные частисистемы, которые получили название функциональных подсистем. Они часторазрабатывались последовательно во времени, что приводило к дублированиюиспользуемой информации в информационной базе, к усложнению алгоритмовобработки информации и увеличивало требуемый вычислительный ресурс.Функциональный подход к рассмотрению системы позволяет провести анализвыполняемых функций, наметить пути развития системы и её дальнейшегосовершенствования.
Таким образом, организационный,функциональный и технический аспекты структуры АСУ являются взаимнонезависимыми, однако в реально созданной системе они тесно взаимосвязаны исоставляют единое целое.
В основе технологического процессалежит перемещение предметов труда от одной стадии обработки к другой, и этоможет быть отображено в виде материального потока в производственномпространстве. В соответствии с характером материального потока технологическиепроцессы могут быть разделены на непрерывные и дискретные. В непрерывныхтехнологических процессах как материальный поток, так и отражающая егоинформация являются непрерывными по своему характеру. Для дискретных технологическихпроцессов характерным является дискретность выходной продукции. К производствудискретного типа можно отнести предприятия приборостроительной,машиностроительной промышленности. В реальных условиях может иметь местопроизводство непрерывно-дискретного типа, сочетающее в себе особенностинепрерывного и дискретного производства. Обычно дискретному производствусоответствуют мелкосерийное и единичное производства.
/>/>Независимо от типа производства любаяавтоматизированная система состоит из двух основных частей: управляющей части иобъекта управления.
Для классификации автоматизированныхсистем управления необходимо выбрать ряд классификационных признаков: уровеньуправления, характер объектов управления, характер решаемых задач, структура,выполняемые функции, степень использования выходных результатов, характерпроизводства.
Интегрированные системы включают всебя АСУ организационно-экономического типа и АСУ технологическими процессами.Интегрированная система может интегрироваться как по вертикали, так и погоризонтали. Её отличительной особенностью является единый подход к процессууправления, причём в качестве управляемого объекта выступают аппараты, машины,технологические процессы, а также коллективы людей в экономических и социальныхсистемах. Интегрированные системы управления дают наибольший экономическийэффект и являются исключительно перспективными, однако требуют серьёзногоизучения информационного, математического, программного и техническогообеспечения. По характеру производства выделяют интегрированные АСУ снепрерывным, дискретным и непрерывно-дискретным типом производства.
Для правильного построения системынеобходимы чёткая взаимосвязь целей системы с критериями её функционирования,рациональное формирование структуры управления на каждом уровне, определениенормального уровня автоматизации функций управления, установление минимума влияниявнешней среды на качество функционирования системы, то есть обеспечениеустойчивости системы в целом. Трудность построения АСУ в том, что она является разомкнутойсистемой и в ней могут быть слабо использованы разработанные в теорииуправления методы синтеза сложных систем. Наличие человеческого фактора в АСУещё более усложняет проблему создания этих систем. Формализация человека какэлемента системы является одной из важных составляющих задачи синтеза АСУ изанимает самостоятельное место в этой проблеме.
/>/>/>/>
4.Программные комплексыавтоматизированных систем управленияпредприятием
Создание единого информационногопространства, информационный бизнес и сетевая коммерция являются главныминаправлениями экономики нового века, уже сейчас приносящими наибольшую прибыль.Именно поэтому основой современной экономики становятся корпоративные экономическиесистемы, объединяющие производственно-финансовые структуры от простейших фирмдо крупнейших отраслевых и международных экономических конгломератов. Наиболееэффективным инструментом объединения и управления являются современныеинформационные специализированные и глобальные компьютерные сети иреализованные на их основе корпоративные информационные системы.
Процесс принятия решений (ППР) можетпротекать по двум основным схемам: интуитивно-эмпирической (основанной насравнении проблемной ситуации с ранее встречавшимися схожими ситуациями) иформально-эвристической (основанной на построении и исследовании модели проблемнойситуации). Независимо от схемы протекания ППР информационное обеспечениеуправления является одним их решающих факторов принятия эффективных решений.Обычно под информационным обеспечением управления понимают совокупностьинформационных ресурсов, средств, методов и технологий, способствующих эффективномупроведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализацииуправленческих решений.
При построении модели проблемнойситуации исследуют состояние исходных данных задачи, модели ситуации принятиярешения, ограничения, варианты решений и их последствия, внешние факторыобъективного и субъективного характера. Совокупность перечисленных элементовобразует определенную систему принятия решений. Назовем ее системой поддержкипринятия решений (СППР). Другими словами, СППР – система, обеспечивающая лицо,принимающее решения (ЛПР), необходимыми для принятия решения данными, знаниями,выводами и/или рекомендациями.
Концептуально модель современнойсистемы поддержки принятия решений содержит следующие подсистемы, основанные набазах знаний, данных и моделей: отображения, основанные на базах знаний, данныхи моделей; отображения поддержки понимания проблемы, генерации моделей, выработкирекомендаций, модель объекта.
Схематично процесс принятия решений спомощью СППР выглядит следующим образом. Пользователь запрашивает необходимыеданные, изучает проблему, получает от СППР советы, относящиеся к опыту решенияподобных проблем, пробует применять различные методы и знания экспертов. Такойанализ помогает ему глубже понять проблему, уточнить свои предпочтения ивыработать наилучший вариант ее решения. В перспективе появятсяинтеллектуальные СППР, которые смогут подстраиваться под индивидуальный стильмышления пользователя и имитировать приемы его работы.
Система поддержки реализации решения(СПРР) обеспечивает реализацию решения ЛПР внутри объекта управления. На каждомэтапе своего развития (с учетом желания и, главное, возможностей ЛПР) в СППР иСПРР преобладает то или иное обеспечение: информационное, организационное,техническое, математическое, лингвистическое, программное, правовое и др.Базовые принципы организации СППР являются общими при любом набореобеспечивающих средств. Традиционно уровни принятия решений принято разделятьна оперативный, тактический и стратегический. Каждый из этих уровней требуетопределенной информационной поддержки, которая обычно реализуется в виденекоторой автоматизированной информационной системы.
Информационные системы дляоперативного управления обеспечивают пользователя информационными продуктами,ежедневно необходимыми для принятия решений. Это могут быть разнообразныеотчеты о внутренних операциях, которые ранее проходили через информационнуюсистему, данные о конъюнктуре рынка и т.п. Подобные информационные продуктымогут быть предоставлены потребителям в следующем порядке:
по их требованию;
периодически, в соответствии спредопределенным графиком;
как следствие некоторыхисключительных событий.
Например, менеджеры по продажам могутполучить отчет о продажах определенного товара, анализ отчетов, содержащихрезультаты продаж как по видам товаров, так и по территориально распределеннымфилиалам и пр.
Тактические информационные системы предназначены для обработки данных иреализации моделей, помогающих решать отдельные, в основном слабоструктурированные задачи. Эти системы призваны обеспечивать руководителейсреднего звена информацией, необходимой для принятия индивидуальных и/илигрупповых тактических решений. Обычно такие решения имеют большое значение наопределенном временном интервале.
Стратегические информационные системы предназначены прежде всего дляпринятия стратегических решений и используются руководителями высшего ранга.Эти системы обеспечивают непосредственный доступ к информации, отражающейтекущее состояние дел на предприятии, и взаимосвязи, необходимые для принятиярешений.
Высшие руководители получаютинформацию из многих источников, включая письма, заметки, периодику и ежегодныеотчеты, а также из компьютерных систем. Цель компьютеризированнойстратегической информационной системы – обеспечить высшему руководствунемедленный и простой доступ и сортировку информации по ключевым факторам,которые позволяют оценивать степень достижения стратегических целей предприятияи прогнозировать его деятельность на длительную перспективу.
В 80-х годах ХХ века качественныеизменения социальной, экономической и технической сфер вызвали необходимостьускорения информационных процессов и стимулировали взрывной характер развитияинформационных технологий. В связи с этим появились новые классы автоматизированныхинформационных систем: системы обработки данных, информации и знаний.
Системы обработки данных соответствуют уровню оперативного контроляи являются основой всех управленческих информационных систем. Они выполняютогромное количество текущих рутинных операций по платежам, заработной плате,сбыту, складскому хозяйству и т.п. Эти системы составляли первыеавтоматизированные системы управления, и до настоящего времени на нихприходится большая часть автоматизации информационной деятельности предприятий.
Системы обработки информации соответствуют уровню тактическогоконтроля (маркетинг, производство, реализация продукции, бухучет, формированиенестандартных отчетов по запросам для руководства).
Системы обработки знаний соответствуют уровню стратегическогоконтроля (подготовка и оценка вариантов решений, координация работы ЛПР наразличных уровнях управления, создание в диалоге с ЛПР новых знаний, необходимыхдля ППР).
/>/>/>/>5. Документационное управлениеофисами и корпорацией
Основным объектом управления являетсяоперационный документ, у которого есть свой жизненный цикл. Операционныедокументы формируются при осуществлении любой хозяйственной операции иподтверждают ее совершение. Между документами могут быть установлены связи.Совокупность операционных документов образует документооборот предприятия,состоящий из автоматизации документооборота, системы распределения баз данных,электронного корпоративного архива, управления персоналом, создания вкорпорации единого пространства непрерывного обучения типа Lotus Learning Space (система «корпоративный университет»).
Пакет прикладных программ«Делопроизводство»
Пакет прикладных программ «Делопроизводство»представляет собой качественное развитие систем электронного документооборотапроизводства компании СП ЗАО «Международный деловой альянс», основанных на технологияхLotus Domino/Notes.Эти продукты поставляются на отечественный рынок и рынок СНГ уже на протяжениипяти лет и широко представлены во многих организациях и на предприятияхразличного профиля деятельности и форм собственности.
Комплексная система автоматизации«Виртуальная кафедра»
Подсистема «Картотека» – базовоеприложение в структуре корпоративного документооборота кафедры. База данныхподсистемы используется другими приложениями для получения информации оструктуре организации и личных данных сотрудников.
Подсистема «Картотека» являетсяключевым компонентом всей системы в силу двух особенностей: настраивает всюсистему на структуру высшего учебного заведения с описанием всех подразделенийи должностей, содержит информацию о всех физических лицах, работающих иуволенных сотрудниках, кандидатах для приема на работу, студентах и аспирантах.
Подсистема «Делопроизводство идокументооборот»
Подсистема «Делопроизводство идокументооборот» предназначена для создания в организации технологическойцепочки подготовки, согласования, утверждения и исполнения документов (трудовыхдоговоров, контрактов, приказов).
Программный комплекс управлениядокументами системыменеджмента качества «IBA-ISO/Outside»
Программный комплекс «IBA-ISO/Outside»предназначендля управления документами системы менеджмента качества предприятия, формированиястатистики и отчетности, контроля исполнительской дисциплины, автоматизациипроцессов проведения внутренних проверок качества или окружающей среды сприменением принципов безбумажной технологии. Комплекс реализован на платформе Lotus Notes.
При разработке комплекса учитывалисьтрадиционные методологии контроля адекватности и эффективности системыменеджмента качества, измерений и мониторинга процессов создания продукции.Особый упор сделан на формализацию и гибкую настройку документооборотапроцессов управления качеством с применением электронной почты, а также намаксимальную автоматизацию функций и процедур внутренних проверок качества исистемы управления окружающей средой с учетом корпоративной реализации.
Информационная система поможет темдальновидным лидерам, которые работают на перспективу. В Республике Беларусьширокое применение нашли такие системы, как система«Галактика», информационно-поисковаясистема «ЭТАЛОН», справочно-правоваясистема «КонсультантПлюс».
Система «Галактика»
Основным объектом, с которым работаетсистема корпоративного управления предприятием «Галактика», являетсяоперационный бизнес-документ. Выделяют три основных класса бизнес-документов:планы, документы-основания, регламентирующие операции между юридическимилицами; сопроводительные документы, отражающие суть выполняемых операций. Крометого, в системе «Галактика» создаются такие организационные документы, как«Структура штатного расписания», его наполнение, личные карточки сотрудников.
Система «Дело-предприятие»
Система корпоративного управлениядокументооборотом «Дело-предприятие» позволяет регистрировать электронныеобразы входящих и исходящих документов, согласовывать проекты документов,контролировать исполнение, обеспечивать поиск связанных документов и их защиту,использовать электронные цифровые подписи. Бумажные документы сканируют,присваивая штрих-коды, и сохраняют на электронных носителях. Вся системаоснована на безбумажных технологиях.
/>/>/>/>/>/>6. База данных правовой информации Республики Беларусь«Эталон»
Эталонный банк данных правовойинформации Республики Беларусь является неотъемлемой составляющей частьюгосударственной системы правовой информации Республики Беларусь и Единымправовым классификатором Республики Беларусь, позволяет не только быстро найтинеобходимый нормативный правовой акт в актуальном состоянии, но и выполнять задачипо систематизации и кодификации действующего законодательства. Следуетотметить, что комплекс таких его достоинств, как достоверность информации,оперативность обновления, возможность проведения логических (поисковых)операций между и внутри поисковых полей, возможность вывода документов напечать и в файл, возможность копирования документа в Microsoft Word с его реквизитами, делают его уникальной поисковойсистемой.
Система «Эталон» включает в себяследующие банки данных:
Банк данных (БД) «ЗаконодательствоРеспублики Беларусь». Информационное наполнение: декреты и указы Президента Республики Беларусь, законы икодексы Республики Беларусь, постановления палат Парламента, постановленияСовета Министров Республики Беларусь, правовые акты Национального банка РБ,заключения и решения Конституционного суда Республики Беларусь, постановленияпленумов Верховного суда Республики Беларусь и Высшего хозяйственного судаРеспублики Беларусь.
Банк данных (БД) «Международныедоговоры». Информационноенаполнение: международныедоговоры Республики Беларусь, правовые акты, принимаемые в рамках Союзногогосударства, а также Содружества Независимых Государств и другихмежгосударственных образований.
Банк данных (БД) «Решения органовместного управления и самоуправления». Информационное наполнение: правовые акты областных, Минскогогородского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома.
/>/>/>/>/>/>Справочно-правоваясистема «КонсультантПлюс»
Справочно-правовая система«КонсультантПлюс» открывает доступ к самым разным типам правовой информации: отнормативных актов, материалов судебной практики, комментариев, законопроектов,финансовых консультаций, схем отражения операций в бухгалтерском учете добланков отчетности и узкоспециальных документов.
/>/>/>/>7. Автоматизация деятельностипредприятий
Функциональная модель автоматизациидеятельности предприятий объединяет базовые информационные технологии иинформационные технологии менеджмента, различные режимы деятельностипредприятий, комплекс средств и методов автоматизации. Главным элементомавтоматизированной деятельности предприятия следует рассматривать человека, непосредственноучаствующего в реализации и интегрировании функций. Они включают: планирование,управление и поддержка производственной деятельности корпорации, маркетинг,подготовка и управление сбытом, система внешних контактов, учетно-финансоваядеятельность корпорации, банковские расчеты и услуги, создание электронныхмагазинов, создание и поддержка массовых и прикладных решений для малых и среднихпредприятий.
Обзор системы «1С: Предприятие 8.0»
«1С: Предприятие» – автоматизированнаясистема управления предприятием, которая организовывает единую информационнуюсистему для управления деятельностью предприятия: управление планирование,оперативного управления, бюджетирования, финансового анализа, закупками,бухгалтерией, торговлей, финансами, коммерческих, бюджетных организаций, кадрамии т.д. Пользователь работает обычно с одним из прикладных решений, так каксистема не имеет единой информационной базы данных.
Система предоставляет руководствупредприятия и управленцам, отвечающим за развитие бизнеса, возможности дляанализа, планирования и гибкого управления ресурсами компании для повышения ееконкурентоспособности; руководителям подразделений, менеджерам и сотрудникам,непосредственно занимающимся производственной, сбытовой, снабженческой и инойдеятельностью по обеспечению процесса производства, – инструменты, позволяющиеповысить эффективность ежедневной работы по своим направлениям; работникамучетных служб предприятия – средства для автоматизированного ведения учета вполном соответствии с требованиями законодательства и корпоративнымистандартами предприятия.
/>/>/>/>
8. Корпоративнаядеятельность предприятий
Производственные и хозяйственныепредприятия, фирмы, корпорации представляют собой сложные системы. Они состоятиз большого числа элементов, реализующих производственные и управленческиефункции. Такие экономические объекты имеют обширные внешние и внутренние информационныесвязи. В этих системах взаимодействуют разнообразные материалы,производственные ресурсы, большие коллективы людей, осуществляется управление,как отдельными элементами, так и системами в целом, реализующие следующиефункции: организация корпоративных информационных систем и коммуникаций,интеграция с Internet и другими глобальными и отраслевымисистемами и сетями, техническое, системное и информационное администрирование вкорпоративной системе, обеспечение безопасности корпоративной деятельности –технологических регламентов, систем комплексной информационной безопасности,корпорация «Галактика».
Корпоративная система «Галактика»,также как и система «1С: Предприятие», – автоматизированная система управленияпредприятием, но отличие у них в том, что в системе «1С» каждая подсистемаимеет свой пользовательский интерфейс, а в системе «Галактика» все задачи интегрированымежду собой путем использования единой базы данных.
/>
Сбыт/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
заказы сбыта производству /> />
внутренние заказы
формирование плана производства /> />
планирование потребностей в полуфабрикатах и материалах
планирование загрузки мощностей
производственная программа Производство/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
задания цехам />
заказы на МТО
производственные заказы /> /> />
план МТО
заказы на закупку
Снабжение
Рис.4. Механизм планирования всистеме «Галактика»
/>/>/>/>
Система «Галактика» предназначена длякомплексной автоматизации крупных промышленных предприятий, а такжеорганизаций, ведущих снабженческо-сбытовую или торгово-закупочную деятельность.Система имеет модульную структуру, модули, в свою очередь, объединены вфункциональные контуры. В каждом модуле присутствуют функции, предназначенные,с одной стороны, для использования как непосредственными исполнителями, так иуправленцами различного уровня, а с другой стороны – для решения задач,относящихся к различным видам управленческой деятельности. Настраиваемость имодульная структура системы «Галактика» позволяют как изолированноеиспользование отдельных модулей, так и их произвольные комбинации, взависимости от производственно-экономической необходимости.
Функциональный состав системы«Галактика» позволяет для любого предприятия определить набор компонентов,обеспечивающий решение задач управления хозяйственной деятельностью в трехглобальных направлениях: по видам ресурсов, по масштабам решаемых задач, повидам управленческой деятельности.
9.Приоритеты в развитии автоматизированных систем управления предприятием
В настоящее время многиебелорусские предприятия ощущают необходимость улучшения своей информационнойсистемы управления. В связи с активным выходом на внешние рынки в условияхжесткой конкуренции, ростом объемов производства существенно возрастаетсложность системы управления, возникает потребность в интегрированных системахуправления, адекватных современным бизнес-требованиям.
В первую очередь этосвязано с неудовлетворенностью руководителей качеством получаемой имиинформации, ее оперативностью. Нередко топ-менеджеры предприятий вынуждены приниматьрешение «сегодня за вчера», а жизнь и рынок диктуют необходимость – «сегодняза завтра». Поэтому и встают вопросы: как выбрать информационную системууправления предприятием в зависимости от целей предприятия и текущего состоянияего автоматизации? Как выделить наиболее актуальные направления развития?
На сегодняшний деньсуществует несколько концепций построения систем управления и множество систем,в той или иной мере занятых в этом процессе.
1. ERP(EnterpriseResourcePlanning) — управление всемиресурсами территориально распределено — госпредприятия (производственными, финансовыми,человеческими и т.д.). Концепция ERP является фактическим стандартом для современныхсистем автоматизации управления предприятиями в мире.
2. SCM(SupplyChainManagement) – управление расширеннойпроизводственной цепочкой: не только внутренними ресурсами предприятия, но иважнейшими внешними (например, учет заказчиков и поставщиков). SCMреализует новейшуютехнологию управления, описываемую стандартом, который предполагаетналичие в системе возможностей управления внешними по отношению к предприятиюэлементами производственной цепочки. Целью выхода «за ворота» предприятияявляется управление полным циклом выпуска продукции от проектирования догарантийного и сервисного обслуживания.
Кардинальное отличиепредставленных на белорусском рынке интегрированных систем управленияпредприятием друг от друга заключается в том, что одни из них созданы с учетомтребований стандарта ERP, a другие не отвечают этим требованиям. Практическивсе системы российского и белорусского производства развивались на базеавтоматизации учетных бухгалтерских функций. Системы развивались путемпостепенной разработки и подключения новых модулей к бухгалтерской системе. Ониразрабатывались «неестественным» (с позиции производства) способом – на основепервоначальной автоматизации финансовых функций. Объединение различных модулейв системе, спроектированной в обратном порядке, не позволяет обеспечитьподлинную интеграцию в соответствии с концепцией ERP.
Второе направление развивалось,отталкиваясь от автоматизации функций управления производством. Новые модулисистемы интегрировались с производственным ядром естественным путем, то есть сучетом необходимости обеспечения производства материалами – компонентами,оборудованием, финансами, заказами. Системы такого класса представлены на нашемрынке ведущими западными разработчиками (SAP, Oracle, Baan, PeopleSoft). Строго говоря, толькосистемы этого типа можно называть интегрированными системами управленияпредприятием. ERP-системы адекватны потребностям бизнеса, могут обеспечитьпредприятию необходимые конкурентные преимущества путем предоставления полной,достоверной управленческой информации, единства методик и быстроты ееобработки.
Однако суроваядействительность белорусских предприятий такова, что на большинстве из нихпотребность во внедрении систем, поддерживающих стандарт ERP, еще только осознается.Как правило, предприятие имеет в своем распоряжении то, что среди работниковотдела информационных технологий называется «зоопарк», –разнообразное программное обеспечение для автоматизации отдельных задач:бухгалтерского и складского учета, расчета заработной платы, оформлениянакладных и т.п. В этом «зоопарке» находится место как покупным системамроссийского и белорусского производства, так и разработкам отдела автоматизациипредприятия.
Каждое отдельноелокальное приложение может достаточно успешно решать проблемы отдельногорабочего места. Но при этом руководители предприятия испытывают значительныетрудности с получением достоверной и своевременной информации, необходимой дляпринятия управленческих решений. Получается, что на предприятиях накопленыбольшие объемы разрозненной информации, но у руководителей отсутствуетвозможность использования этой информации для анализа и моделирования ситуации,для того чтобы быть готовыми вовремя реагировать на происходящие изменения нарынке. Отчеты, которые с довольно большим опозданием поступают изподразделений, иногда противоречат друг другу. Бюджет на следующий год начинаетсоставляться в начале текущего года. Произвести анализ успеха маркетинговойполитики или спрогнозировать увеличение спроса на определенную продуктовуюгруппу в следующем квартале едва представляется возможным.
И хотя мало ктосомневается в пользе внедрения ERP-системы на предприятии, есть несколькофакторов, сдерживающих этот процесс. Обеспечивая предприятию серьезныепреимущества, они стоят немало. Кроме того, это системы не отечественныхпроизводителей, и у пользователей довольно сильны опасения насчет того, возможноли в западных системах управления учитывать принципы хозяйствованиябелорусских предприятий. Покупка системы ERPот зарубежногоразработчика должна сопровождаться услугами по настройке ее под требованиябелорусского законодательства. Однако наиболее крупные поставщики ERP-систем (например,компания SAP) предлагают свои решения, которые учитывают специфику страны. Вчастности, SAPпри работе на рынках РФ, Украины, Казахстанапоставляет и поддерживает специальные решения для этих стран. В Республике Беларусьданное решение, которое будет учитывать специфику местного законодательства,компания SAPпланирует развивать и поддерживать через своегопартнера в лице компании ЕРАМ Systems.
Информационная система неболее чем инструмент в решении стратегической задачи, так или иначе связанной свыпуском и продвижением на рынок продукции предприятия. Целью службавтоматизации предприятий является не столько замена существующего «зоопарка»чем-то единым, сколько интеграция существующих на предприятии систем и консолидацияуже имеющейся информации, создание базы знаний предприятия.
Развертывание хранилищаданных на базе бизнес-интеллекта (BusinessIntelligence, ВI) – лучшийспособ практической реализации данных, собранных системой автоматизацииуправления предприятием. Большинство определений трактуют businessintelligenceкак процесс, технологии,методы и средства извлечения и представления знаний. Это тот слой, которыйбазируется на существующих системах оперативного уровня. Получаемые из негоданные преобразуются в «информацию», то есть приводятся к единому, удобному дляпоследующего анализа, представлению и, как правило, помещаются в хранилищаданных (в трактовке фирмы SAP–BusinessS'informationWarehouse). Извлекая затем из этогохранилища различную информацию с помощью аналитических приложений, отделенныхот систем оперативного уровня, руководители разных уровней внимательно изучаютполученные отчеты и делают выводы о необходимости тех или иных действий покорректировке стратегии.
Так замыкается петляобратной связи. Но чтобы все возможности такой информации стали доступныпотребителю, система должна быть гибкой и легко расширяемой. BI-система должна включатьв себя платформу для построения аналитической системы предприятия, средствадинамического моделирования, средства объединения пользователейипоставлять информацию, которая поддерживает бизнес-процессы конкретногопредприятия. Неплохо также было бы иметь в поставляемом решении некуюпредварительную настройку определенных показателей, запросов и отчетов, типичныхдля пользовательских требований. Производители систем ERPуже имеют такие решения исейчас сосредоточили свои усилия на развитии продуктов этого класса (SAP, Oracle). В настоящее время мировымлидером в данной области считаются продуктыкомпании SAP.
Эта система связываетмежду собой финансовые и нефинансовые аспекты операций, помогает выработатьобщую стратегию, подразделенную на направления, которые, в свою очередь,состоят из целей. Цели достигаются посредством инициатив, а успех претворениястратегии в жизнь оценивается с помощью показателей эффективности.
Избранные системы ERP на западном рынке для малых и среднихпредприятий:
/>
На рынке стран СНГ:
/>
Предприятия стран СНГ иБалтии уже активно начинают внедрять BusinessIntelligence. Например, системы SAPBusinessIntelligence.уже внедрены в Фондесоциального страхования Эстонии, Национальном банке Украины, ОАО «Российскиежелезные дороги», ОАО «Силовые машины», «Лукойл – Холдин.», а из белорусскихпредприятий продуктами SAPуспешно пользуютсяБелорусский металлургический завод (БМЗ), Мозырский нефтеперерабатывающий завод(МНПЗ) и международный холдинг «Атлант-М».
Для того, чтобы ускорить процессдокументооборота, организации работают с применением определенных системавтоматизации делопроизводства и документооборота, безбумажных технологий. Однаиз них – система «ДЕЛО-предприятие».
Системаавтоматизации делопроизводства и документооборота «ДЕЛО» разработанароссийской компанией «Электронные офисные системы» (ЭОС). Системой «ДЕЛО»в полной мере учитываются как традиции и стандарты отечественнойшколы делопроизводства и архивного дела, так и передовые западныеметодики управления документами.
Возможности системы по подготовкедокументов позволяют автоматизировать весь процесс его создания. Работас проектами документов предполагает выполнение следующих действий:создание регистрационной карточки проекта документа, в том числеи «во исполнение» распорядительного документа, изменение проектас сохранением, регистрация документа, созданного на основе проекта.
При работе с проектомвыполняется последовательная или параллельная маршрутизация, контролируютсясроки рассмотрения и срок подготовки проекта в целом.
Для каждого документа в системе «ДЕЛО»формируется регистрационно-контрольная карточка, в которую заносятсясведения о нем. Регистрироваться могут как поступившие извне, таки созданные внутри организации документы: письма, приказы, распоряжения,договоры, акты и пр.
При получении электронного документапо электронной почте его регистрация осуществляется в автоматизированномрежиме. Для поступившего в результате обмена между двумя системами «ДЕЛО»документа большая часть реквизитов регистрационно-контрольная карточкаформируется автоматически.
Существует возможность формированияреквизитов карточки регистрируемого документа путем построчного сканированиятекста документа с помощью портативной цифровой ручки C-Pen. Так, рутиннаяпроцедура заполнения реквизитов организации-корреспондента (наименованияорганизации, ее адреса) сводится к сканированию данной информациис бланка регистрируемого документа. Таким же образом формируетсятекст краткого содержания документа.
К карточке может быть«прикреплено» любое число файлов, содержащих собственно документв компьютерной форме представления (например, факсимильное изображениебумажного документа, текст, аудио- или видеоматериал и т.д.). Эти файлымогут поступать по линиям связи или создаваться в организациис использованием текстовых редакторов, например Microsoft Word, сканеров,микрофонов или других устройств, подключаемых к компьютеру.
В системе поддерживаетсявозможность установления ссылок между регистрационно-контрольными карточкамидокументов или проектов документов, связанных тематически, отменяющих илидополняющих друг друга и т.д. Это позволяет просматривать цепочкивзаимосвязанных документов. Ссылки могут устанавливаться и на документы,хранящиеся вне системы документооборота. Таким образом, документ системы «ДЕЛО»может ссылаться на внешние информационные материалы или документы, хранящиесяв других информационных системах.
В процессе согласования илиутверждения проекта документа пользователь может заверить рассматриваемыйдокумент электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Это позволяет обеспечитьюридическую правомочность созданных электронных документов. Система «ДЕЛО»интегрирована с сертифицированными в Республике Беларусь средствамиЭЦП и шифрования данных. Для интеграции с криптосредствами «ДЕЛО» поддерживаетинтерфейс Microsoft CryptoAPI.
Заключение
Информационное обеспечение за полвекапретерпело огромные изменения: от программ, способных выполнять толькопростейшие логические и арифметические операции до сложных систем управленияпредприятиями. Современные информационные технологии выступают интеллектуальныминструментом оперативного управления предприятиями.
Сегодня управление предприятием безкомпьютера просто немыслимо. Компьютеры давно и прочно вошли в такие областиуправления, как бухгалтерский учет, управление складом, ассортиментом изакупками. Однако современный бизнес требует гораздо более широкого примененияинформационных технологий в управлении предприятием. Жизнеспособность иразвитие информационных технологий объясняется тем, что современный бизнескрайне чувствителен к ошибкам в управлении. Интуиции, личного опытаруководителя и размеров капитала уже мало для того, чтобы быть первым.
Для принятия любого грамотногоуправленческого решения в условиях неопределенности и риска необходимопостоянно держать под контролем различные аспекты финансово-хозяйственнойдеятельности, будь то торговля, производство или предоставление каких-либоуслуг. Поэтому современный подход к управлению предполагает вложение средств винформационные технологии. И чем крупнее предприятие, тем серьезнее должны бытьподобные вложения. Они являются жизненной необходимостью – в жесткойконкурентной борьбе одержать победу сможет лишь тот, кто лучше оснащен инаиболее эффективно организован.
Литература
1. Информационные системы / Под ред.В.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
2. Автоматизированные информационныетехнологии в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1998.
3. Автоматизированные системы управленияпредприятием класса ERP: идеи, решения, проблемы // Компьютерные вести. – 2003.– № 44.
4. Квентин, А.С.Наиболее эффективные методы внедрения систем управления // Бухгалтер икомпьютер. – 2003. – № 4.
5. Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. – М., 2000.
6. Комплексная система автоматизациидокументооборота «Дело». – Мн., 2004.
7. Комплексная система автоматизацииуправления предприятием «Галактика». – М., 2004.