Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Профессионального высшего образования
“Московский государственный университет приборостроения иинформатики"
Филиал: г. Углич
Специальность: 080109
Кафедра: Бухучет и финансы
Дисциплина: “Антикризисное управление”
Реферат на тему:
“Инновации в антикризисном управлении”
Выполнил студент 5ЭФд курса
Ниязов А.А.
Проверил преподаватель кафедры
Шляхтина Екатерина Евгеньевна
Москва 2010г.
Содержание
Введение
1. Понятие “антикризисныеинновации”
2. Определение инновационных приоритетов со средойокружения фирмы
3. Процессные антикризисные инновации
4. Продуктовые инновации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Слово инновация являетсясинонимом нововведения, или новшества и может использоваться наряду с ними. Понятиеинновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства,новшество в организационной, финансовой, научноисследовательской и других сферах,любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условиядля такой экономии.
Термин «Антикризисноеуправление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина егопоявления заключается в реформировании российской экономики и постепенномвхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатомреформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономикуспособен вывести только новый тип управления. Такое управление и получилоназвание «антикризисного».
Под государственнойинновационной политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействиягосударственных структур на экономику и общество в целом, связанных синициированием и повышением экономической и социальной эффективностиинновационных процессов. Инновационная политика приобретает важное значение вусловиях повышения инновационной активности коммерческих и государственныхпредприятий и структурной перестройки страны в целом.
Государственная инновационнаяполитика должна создать необходимые и достаточные условия для расширения,ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых,технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку ивнедрение конкурентоспособной продукции и технологии на уровне мировыхстандартов. Это должно позволить в ближайшей перспективе создать высокорентабельныепромышленные производства, в том числе ориентированные на экспорт, имногочисленные коммерческие организации в сфере услуг (торговые фирмы,предприятия массового питания, транспортные организации, предприятия связи,банки, страховые общества и т.д.).
1. Понятие “антикризисныеинновации”
Необходимым элементомантикризисного управления являются инновации. Существует широкий спектринноваций, присущих всякому управлению. Но для антикризисного управлениянаибольшее значение имеют инновации процессные, изменяющие все процессыфункционирования организации, инновации продуктовые, определяющие материальныйрезультат управления, и инновации реорганизационные, связанные сперераспределением ресурсов (их иногда называют аллокационными инновациями).
Особая роль этих видов инновацийопределяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.
Процессные инновацииантикризисного управления включают следующие нововведения.
Нововведения в процессах взаимодействияорганизации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности,схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр).
Нововведения в процессахуправления движением материальных запасов и денежных средств (логистическиеинновации).
Нововведения в процессах информационно-аналитическогообеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность,аналитическая ценность и пр.).
Технологические нововведения в процессахпроизводства продукта, услуги и др.
Организационные нововведения впроцессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и т.д.
Процессные инновацииориентированы на экономию всех видов издержек, экономию времени, повышениекачества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источникомдополнительной прибыли.
Особенностями процессныхинноваций являются краткосрочность их окупаемости, доступность в проектированиии реализации.
Продуктовые инновациизаключаются в выборе и освоении новых видов продуктов и услуг, для чегонеобходимо разработать новые технологии или приобрести какие-либо новыетехнические решения и права на их реализацию. Это можно сделать путем покупкиизобретения или приглашения на работу новых работников, способных разработатьновые технологии, или своими силами, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, найтиновые технические решения.
При разработке продуктовыхинноваций в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимостьвыбора таких, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условияхфункционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности иресурсоемкости.
Диапазон выбора новых товаров иуслуг определяется следующими видами продуктовых инноваций:
товары и услуги, не новые дляпредприятия, но новые для рынка, на котором работает предприятие;
товары и услуги, не новые дляпредприятия, но производимые для нового рынка, на котором может работать предприятие;
товары и услуги, новые дляпредприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка;
товары и услуги, новые как дляпредприятия, так и для рынка, требующие освоения не только производства, но исоздания рынка.
Возможна классификацияпродуктовых инноваций не только по критериям новизны для предприятия и рынка,но и по другим критериям.
По жизненному циклу продуктаили услуги можно выделить следующие инновации:
продуктовые инновации сдлительным жизненным циклом;
продуктовые инновации с короткимжизненным Циклом;
инновации в продуктах и услугах,требующих значительного научного задела;
капиталоемкие продуктовыеинновации;
не капиталоемкие продуктовые инновации;
инновации с коротким срокомокупаемости;
инновации с длительным срокомокупаемости.
Эти виды инноваций, как правило,существуют в определенном сочетании своих типологических свойств. Такоесочетание играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.
Продуктовые инновации играютрешающую роль в реализации антикризисного управления.
Аллокационные инновации состоят,как правило, в реконструкции основных факторов функционирования предприятия.
Они включают:
реорганизацию предприятия в различныхфакторах его функционирования: управление, организация производства, работа сперсоналом и пр.
перераспределение илиреструктуризацию материальных и нематериальных ресурсов;
перераспределениеответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различных уровней,укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньевуправления.
Аллокационные инновациинепосредственно не приносят дополнительных прибылей, но являются необходимымусловием реализации всех инновационных проектов продуктового типа, всехинноваций увеличения продаж и снижения себестоимости.
В то же время аллокационныеинновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят подчасвесьма болезненно в социально-психологическом отношении и медленно окупаются. Онихарактеризуют стратегический аспект антикризисного управления.
Если оценить различные видыинноваций по их окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций, томожно их ранжировать следующим образом. Наиболее доступными и оперативными являютсяпроцессные новшества. Продуктовые инновации выступают среднесрочными исреднекапиталоемкими. Самыми долгосрочными и дорогостоящими являютсяаллокационные инновации. По вероятности рисков в осуществлении инноваций ихрасположение остается таким же.
Во всей совокупности инновацийвсегда существуют ведущие и системообразующие. Аллокационные инновации вантикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния фирмыпо отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.2. Определение инновационных приоритетов со средойокружения фирмы
В понимании антикризисногоуправления большое значение имеет оценка приоритетов в отношениях со средойокружения фирмы. Внутренняя среда характеризуется структурой используемыхресурсов, системой управления, персоналом, технологией производства,производимым продуктом, информационной базой, финансовым состоянием. Именно этихарактеристики являются основой определения вероятности кризиса и необходимостивключать механизмы антикризисного управления.
Внешняя среда фирмы включаетотношения фирмы с банками и кредиторами, с местной властью, поставщиками иконкурентами, а также положение фирмы на рынке.
В отношениях с кредиторамиантикризисное управление предполагает возможность в максимальной мере покрытьвыручкой от продажи предприятия, если оно обанкротилось, целиком или по частямдолги банкрота кредиторам.
Если предприятие объявленобанкротом, то на нем вводится режим особого антикризисного управления, прикотором верховным органом управления становится собрание кредиторов, где вседействия выносятся на утверждение собрания кредиторов. Права голосования всобрании кредиторов распределены пропорционально оставшимся долгам банкрота. Следовательно,всегда надо выделять ведущих кредиторов и оценивать их возможную позицию вотношении практических процедур особого антикризисного управления.
Необходимо помнить, что интересыразличного типа кредиторов, а именно: промышленных, не получивших оплату поранее сделанным поставкам; финансовых — банков, предоставивших ранее банкротубанковские кредиты; работников, не получивших заработную плату; государственныхфискальных органов, т.е. налоговой инспекции, таможни, государственногопенсионного фонда и пр., существенно различаются. Наиболее нетерпеливыми чащевсего являются банки, которые тем или иным способом рефинансировали заемнымисредствами предоставление кредитов банкроту (брали кредиты на межбанковскомкредитном рынке, использовали средства вкладчиков и пр.).
В ситуации, когда банку невозвращается кредит и блокируется фактом введения антикризисного управлениявхождение в права по имущественному обеспечению этого кредита, банк может самоказаться на грани банкротства. Кроме того, такое положение влияет и нафинансовый имидж банка (может быть опубликована информация о плохих долгах).
Более терпеливыми могутоказаться промышленные кредиторы, особенно в случаях, когда предприятие-банкротявляется крупным потребителем их продукции и поставщики не заинтересованы втом, чтобы вообще лишиться крупного покупателя. Особенно это проявляется тогда,когда продукция поставщиков специфична и пользуется спросом только в узкомсегменте рынка, куда входит и предприятие-банкрот, выпускающее такжеспецифичную финальную продукцию.
Однозначно прогнозироватьпозицию работников и государственных фискальных органов при утверждениипрактических процедур особого антикризисного управления очень затруднительно. Этипозиции могут быть разнообразными. Многое зависит от того, организованы лиработники в дееспособный профсоюз, какие плановые или чрезвычайные требования (степеньдефицита государственного бюджета, пенсионного фонда) предъявляет в настоящиймомент правительство к сбору налогов, отчислений в Государственный пенсионныйфонд, таможенных пошлин, Сказываются при этом и личностные факторы.
Распорядительную деятельность вусловиях обостренного антикризисного управления (банкротства) осуществляетарбитражный антикризисный управляющий. Изучив интересы и позиции кредиторовпредприятия, арбитражный антикризисный управляющий должен представить собраниюкредиторов не просто отчет об оценке предприятия и перспектив получения выручкиот продажи его целиком или по частям, но и варианты планов по текущемуантикризисному управлению предприятием, обоснование разных вариантов инвестиционныхпроектов на базе антикризисных инноваций. Этим он передает на решениекредиторов выбор конкретной направленности особого антикризисного управления, одновременнопроявляя свою квалифицированность и страхуя сдою деятельность общей поддержкой.Планы и проекты арбитражного антикризисного управляющего, должны содержатьобоснование маркетинговыми и технологическими факторами деятельности. Онидолжны отвечать на вопрос, как и к какому времени изменится рыночная стоимостьпредприятия (а значит, и выручка от его продажи), если будет принят данный планили проект. Тогда кредиторы в зависимости от своих предпочтений между покрытиембольшей доли их долгов через большее время или получением меньшей, но болеебыстрой компенсации, смогут сами решить, какой из вариантов финансовогооздоровления предприятия (содержащий продолжение или начало инвестиционныхпроектов либо нет) для них более предпочтителен.
Если собрание кредиторов выберетвариант с реализацией тех или иных инвестиционных проектов на базе инноваций,то перечень вероятно, что от них можно будет добиться и выделения небольшогодополнительного финансирования (в виде банковских или товарных кредитов) принятыхпроектов, а также льготной реструктуризации имеющихся долгов предприятия. Поверивв хорошо обоснованные инвестиционные проекты, они могут предпочесть рискнутьеще: некоторыми средствами, чем ничего практически не получить от продажипредприятия. В Восточной Германии была практика продажи предприятий-банкротовза символическую цену в одну марку. Фактически эта цена могла быть иотрицательной, если компенсировалась дополнительными льготами государства дляпокупателей таких фирм.
Отношения с местной властьюопределяют возможность и эффективность осуществления социальных функцийантикризисного управления — оставить предприятие в числе действующих, сохранитьмаксимально возможное количество рабочих мест, сделав продолжение такойполитики выгодным и для новых владельцев предприятия. Это соответствуетинтересам местной власти. Отношения с ней необходимо строить на основевзаимодействия, получения поддержки в развитии предприятия как действующего.
С позиций местной властинежелательно при банкротстве предприятия увеличение безработицы. Поэтомуместная власть может способствовать получению налоговых льгот на срок санациипредприятия.
Инвестиционные проекты санациимогут быть привлекательными для местной власти, и она может содействоватьполучению целевых инвестиционных кредитов в банке и налоговых льгот по местнымналогам. Местные власти могут также полностью или частично гарантироватьподдержку инновационных проектов.
При разработке антикризисныхинновационных проектов следует также оценить и проверить возможность получитьмуниципальный заказ на выпускаемую или осваиваемую продукцию или услугу.
Вообще антикризисномууправляющему может в дальнейшем понадобиться политическая поддержка местнойвласти. Ведь антикризисное управление всегда осуществляется в определеннойполитической атмосфере и не может быть абсолютно независимым от нее.3. Процессные антикризисные инновации
Процессными инновациями всанации предприятий являются те новшества, которые вводятся в процессыуправления и организации производства и способны привести к скорейшимрезультатам в финансовом оздоровлении фирмы. Такими процессными инновациямиявляются усовершенствования, не затрагивающие выпускаемого предприятиемпродукта, а также инновации, не требующие стартовых инвестиций и времени для ихреализации. Инновации, вносимые в технологические процессы, не отвечают такимкритериям,
Процессные антикризисныеинновации включают мероприятия по экономии постоянных (условно-постоянных, т.е.не зависящих или слабо зависящих, в пределах данного объема выпуска продукции ипродаж, от объема выпуска продукции) операционных расходов предприятия; неотложныеновшества в управлении персоналом; нововведения в организации работы сзаказчиками (покупателями) и поставщиками (подрядчиками). Такие нововведенияважны потому, что от уровня постоянных или условно-постоянных расходов внаибольшей степени зависит прибыль предприятия и остающиеся у него на счетахсредства.
Постоянные издержки предприятиявключают: арендные платежи, налог с имущества, амортизацию собственных основныхфондов, плату за поддержание в силе патентов и лицензий, заработную платуадминистративно-управленческого персонала и пр. Постоянные издержки в условияхбанкротства предприятия должны быть предметом первоочередного сокращения.
Особого внимания заслуживаетанализ возможностей сокращения административно-управленческих расходов. Насравнительно крупных и ранее финансово благополучных предприятиях именно онибывают завышенными.
Наиболее тонкая проблема поуменьшению постоянных расходов предприятия — это проблема не функционирующихактивов и издержек по их содержанию. Некоторые активы фирмы и издержки по ихэксплуатации или оплате могут быть ошибочно отнесены к категории тех, которыеследует сократить. В действительности же такие активы, как это может выяснитьсяпри анализе целесообразности освоения новых продуктов, могут оказаться необходимымидля освоения новых видов продукта или новых инноваций. Такие активы и расходыни в коем случае не должны быть объектом сокращения. Это очень важно и дляперсонала, который обслуживает подобные активы И сам по себе являетсянематериальным активом предприятия (опыт, знания, творческий потенциал и пр). Этоможет понадобиться при освоении новых видов продукта.
Первоочередная необходимостьэкономить на постоянных издержках возникает, как правило, на предприятиях,специализирующихся на выпуске наукоемких высокотехнологичных товаров и услуг.
Таким образом, основныминаправлениями экономии постоянных издержек предприятия и при его санацииявляются следующие:
экономия на аренде избыточныхактивов;
экономия на покупке в собственностьпредприятия активов, которые ему понадобятся лишь спустя некоторое время;
продажа активов, которыеявляются нефункционирующими (избыточными) и которые могут быть либо проданными,либо сданными в аренду до возникновения в них потребности (например, приосвоении нового продукта);
экономия наадминистративно-управленческом и вспомогательном персонале;
экономия на производственномперсонале, задействованном исключительно на выпуске невыгодного, устаревшегопродукта;
экономия при непродленииплатежей по поддержанию прав собственности на нематериальные активы типапатентов, лицензий, разнообразных льгот и т.д., экономия на оплате услугконсультантов и юристов;
экономия на отчислениях врезервные фонды, страхующие различные риски.4. Продуктовые инновации
Продуктовые инновации обычносчитаются среднесрочными, т.е. по своей окупаемости и влиянию на финансовоеоздоровление предприятия менее оперативными, чем процессные инновации, и болееоперативными, чем аллокационные инновации.
Финансово эффективные продуктовыеновшества уже в состоянии реально и достаточно существенно повлиять наповышение курсовой стоимости акций или хотя бы на повышение расчетной величиныобоснованной рыночной стоимости финансово-кризисного предприятия,предприятия-банкрота и его акций.
Продуктовые инновации нацеленына переключение предприятия с невыгодных на более выгодные виды бизнеса. Этопозволяет предприятию как выйти в прибыльный режим работы с точки зрениясоотношения текущих затрат и результатов, так и повысить финансовую привлекательностьдля инвесторов и кредиторов.
Существуют консервативный ирадикальный подходы к продуктовым инновациям.
Консервативный подход к выборуновых более выгодных продуктов или услуг наиболее приемлем дляфинансово-кризисных организаций, ограниченных как в возможностях финансироватьзначительные стартовые инвестиции в новый бизнес, так и в сроке окупаемостиэтих инвестиций.
Консервативный подход кпродуктовым инновациям сводится к выбору для освоения таких продуктов, услугили операций, которые бы опирались:
на уже созданный технологическийи коммерческий задел фирмы (закупочные и сбытовые связи);
имеющиеся у предприятия специальноетехнологическое оборудование и оснастку, запасы материалов;
ранее начатые предприятием инвестиционныепроекты.
Такой подход предполагает как минимальныебарьеры по входу на рынок нового продукту (стартовые капиталовложения поосвоению инноваций), так и низкие барьеры по выходу с рынка прежнегопродукта предприятия (косвенные потери по недоокупленности прежнихинвестиций, а также потери при транспортировке, складировании, консервации,реализации в виде лома и пр).
Ограниченное в своих финансовыхвозможностях предприятие должно выбирать такие продуктовые новшества, которыеему максимально «удобно» осваивать, минимизируя потребность в дополнительныхинвестициях, опираясь на имеющиеся специальные материальные и нематериальныеактивы, а также стремясь к возможно более быстрой окупаемости резкоограниченных собственных средств, выделенных для инвестирования. Этот подходможет быть достигнут при большом числе консервативно выбранных продуктовыхинноваций. .
Консервативный продуктовыйподход не является, тождественным «оборонительной» инновационнойстратегии. Большое количество незначительных коммерчески необходимый улучшенийв продукте способно обеспечить «наступателъность» инновационнойстратегии. Кроме того, среди консервативных инноваций могут быть и радикальные.
Радикальный подход предполагаетне только выбор предприятием нового продукта или услуги, но и выбор наиболееплатежеспособного сегмента рынка, в котором будет выгодно работать предприятию.
При данном подходе предприятиедолжно решать: на кого работать, кому что-либо предлагать к продаже, на какуюгруппу потребителей, имеющую максимальную суммарную платежеспособность, ориентироваться.
Под суммарнойплатежеспособностью сегмента рынка понимается не платежеспособность отдельныхпредставителей выделяемой группы покупателей, а средства, которыми все онирасполагают. Вполне возможно, что наиболее платежеспособным в сегменте рынкаокажется не совокупность немногих по отдельности богатых потребителей (типа«новых русских»), а массовое множество объединенных общими свойствамипо отдельности сравнительно бедных потенциальных покупателей некоего продуктаили потребителя какой-либо услуги.
В то же время суммарнаяплатежеспособность сегмента рынка, т.е. группы потребителей с общимидемографическими, социальными и другими свойствами, определяется их текущимидоходами, накоплениями, кредитоспособностью.
Радикальный подход к выборунового продукта можно выразить следующим алгоритмом.
1. Необходимо провестиморфологический анализ возможных целевых сегментов рынка для предприятия илифирмы. Этот анализ предполагает систематическое, по специально разработаннымматрицам выделение всех возможных комбинаций сегментообразующих признаков — индивидуальных,групповых и институциональных (предприятий, фирм, организаций и пр) потребителейлюбых продуктов, товаров или услуг. При этом наиболее важно нахождение такихсочетаний свойств и характеристик, которые, с одной стороны, необычны, а сдругой — характерны для потенциальных покупателей, располагающих свободными илисвободно перераспределяемыми средствами.
На этом этапе алгоритманепосредственной целью является выявление необычных сегментов рынка.
2. Найденные нетрадиционные, поплатежеспособности сегменты рынка необходимо проверить на их действительнуюплатежеспособность. Для этого потенциальных — институциональных покупателейследует классифицировать на открытые акционерные общества и предприятия прочихюридических статусов. По открытым акционерным обществам, обязанным обеспечитьсвою «финансовую прозрачность», достаточно опираться на анализ ихпубликуемых годовых финансовых отчетов. По закрытым компаниям можноиспользовать те же приемы, что описывались в связи с косвенными способамипроверки платежеспособности партнеров.
Платежеспособность физическихлиц может быть уточнена по публикуемой статистике о тенденциях и доходахразличных категорий населения. Платежеспособность целевого сегмента рынкадолжна быть растущей. Только в этом случае есть смысл говорить оперспективности выбранного целевого сегмента.
Для выявленных перспективныхсегментов рынка далее надо определить специфические потребности потенциальныхпокупателей. При этом необходимо стараться определить потребности, которые внастоящее время удовлетворяются не полностью. Это позволит предприятию привыборе нового продукта занять на рынке «свободную нишу».
Хорошо зная потребности, следуетстремиться выбрать продукт, удовлетворяющий их в максимальной мере.
На этом этапе выясняется,насколько легко и быстро, с какими единовременными затратами и потерями (припереспециализации), а также при какой внутренней норме доходности (в сравнениис сопоставимой по рискам финансовой альтернативой вложения тех же средств) предприятиеможет освоить выбранный продукт (услугу, вид деятельности и пр).
Мобилизуются сторонние инвестициив переключении предприятия на новый продукт. Необходимость привлечениясущественных сторонних партнерских и кредитных инвестиций обусловливает готовностьделиться прибылями от реализации инвестиционных проектов в виде дивидендов сновыми акционерами.
Радикальный подход к выборунового продукта граничит с наступательной инновационной стратегией предприятия.Консервативный подход ближе к оборонительной инновационной' стратегии. Рассмотримкаждую из этих стратегий.
Наступательная инновационнаястратегия предполагает, что проводящее ее предприятие поддерживает своюконкурентоспособность, удерживает свою долю на рынках посредством постоянногосоздания и освоения продуктов, которые являются не только новыми для данногопредприятия, но и принципиально новыми для рынка, для потребителей. Реализующеетакую стратегию предприятие сознательно предпочитает выступать “пионером" длярынка продуктов, зачастую предназначенных даже для удовлетворения выявленныхсобственных новых потребностей на целевом рынке.
Оборонительная инновационнаястратегия означает, что предприятие сознательно не торопится с продуктовыминовшествами, а если и осуществляет их, то такие нововведения представляют собойлишь незначительные усовершенствования ранее выпускавшего продукта. Этоназывается “инкрементные" инновации. Предприятие предпочитает лишьследовать за пионером по-настоящему радикальных продуктовых новшеств, послетого как удостоверится, что фирмы-пионеры имеют с этими новшествами коммерческийуспех. Для этого в порядке “обороны” своей доли на рынке предприятие стараетсяимитировать новшество добившегося успеха пионера, используя повторныеразработки нововведения, получение повторных патентов, переманивание на работуносителей ноу-хау конкурента, т. е нарушение патентных прав на используемыетехнологии.
При радикальном подходе акцентделается не просто на не полностью удовлетворяемые потребности, а на полностьюне удовлетворенные потребности.
При консервативном подходепроявляется стремление как можно дольше использовать возможности удовлетворениясуществующей потребности.
Оборонительная инновационнаястратегия, как и консервативный подход, предполагает освоение как можно менеереволюционных новшеств, усовершенствование существующего продукта, егомодификацию.
Заключение
Крайне важно, чтобы в обществесформировалась инновационная культура. Создание специализированныхинновационных Институтов, готовящих специалистов для инновационногопроизводства является важным шагом на пути создания такой культуры. Необходимопривлекать молодежь в науку, чтобы ей было интересно как в творческом, так и вматериальном плане. Даже страны Западной Европы, имеющие развитые рыночные структурыи финансовые средства, сталкиваясь с инновационным застоем, ищут пути егопреодоления.
Только воздействие на культурнуюсреду через образование, науку, правовую базу, общественное мнение, организациюпрофессионального обучения позволит российской экономике реально перейти наинновационный путь развития.
В России вплоть до последнеговремени инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупныхгосударственных учреждениях.
Внедрение новой техники итехнологии — это весьма сложный и противоречивый процесс, но без использованияинноваций производственный процесс станет невозможным.
Список использованных источников
1. Бендиков М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта // Менеджментв России и за рубежом. 2001. № 2.
2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНфРА-М,2004.
3. Беляев А.А., Коротков Э.М. Антикризисное управление / 2-у изд., перераб.и доп. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2009. 311с.