Реферат по предмету "Менеджмент"


Законы, закономерности управления

Содержание:
Вопрос 1. Законы, закономерности управления.                                                    3
Вопрос 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция.          7
2.1. Принципы роботы синформацией (кибернетические принципы).               12
2.2. Организационные принципы.                                                                            16
2.3.Принципы роботы с персоналом.                                                                      22
2.4. Система принципов социального управления В.Граждан.                           28
Используемаялитература                                                                                        31

Вопрос1. Законы, закономерности управления.
 
Всякая наукахарактеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В науке управления такжеимеются свои законы и закономер­ности.
Объективные законыуправления, в отличие от государственных (правовых) зако­нов, регулирующихобщественные отношения, это описываемые научной теорией существенные,необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющимсубъектом и уп­равляемым объектом, между системой управления и социальнойсредой.
Законы управлениявыражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческойдеятельности и отношений, ко­торые исторически складываются, закрепляются ивоспроизводятся в структуре и функциях управления.
Закономерные (закономобусловленные) структурные и функ­циональные взаимосвязи не действуют снеизбежностью, а реали­зуются в виде тенденций, пробивающихся через множествоконк­ретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий,подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Ре­ализация законов зависит отмногих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, егознаний, способнос­тей, но также и от управляемого объекта[1].
Роль законов управлениявыражается в том, что они:
1.        образуюттеоретический фундамент науки;
2.        способствуютпереходу эмпирического подхода к профессиональному;
3.        позволяютправильно оценить возникающую ситуацию;
4.        позволяютанализировать зарубежный опыт;
5.        выражаюткачественные свойства и связи процессов и явле­ний, характеризующих отношенияуправления и направления их развития.
Законы управленияобнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональномразделении труда, струк­туре системы управления, в механизме и методахуправления; в про­цессе управления.
В научных исследованияхуправления сложилась парадоксаль­ная ситуация: начиная с 90-х годов прошлоговека, проблемы зако­нов и закономерностей управления не рассматриваются.
Вероятно, наши ученыенакапливают и обобщают эмпирический материал, систематизируют и анализируютфакты, прослежи­вают тенденции, имеющие место в управленческих процессах иявлениях. И пока еще не спешат высказывать свое мнение о зако­нах управления.
Однако попыткисформулировать закон управления отечествен­ными учеными все же предпринимаются.Так, М. Картавый и А. Не­хамкин сделали попытку обосновать закон соответствияменедж­мента менталитету.
Следует отметить, что взападной литературе по менеджменту проблемы законов и закономерностейуправления вообще никак не исследуются.
Поэтому, вероятно, наданном этапе научного осмысле­ния законов управления правомерно опираться навыводы кибер­нетики.
Кибернетика — это отрасль знания, объясняющаяединство ин­формационных и управленческих процессов в любых системах:технических устройствах, живых организмах и человеческих органи­зациях[2].
Кибернетика, созданная наоснове естественнонаучных достиже­ний в области теории автоматическогорегулирования, электрони­ки, теории информации, математической логики, теории алгорит­мов,является основой современных концепций теории управления.
При анализе управлениявлияние входного воздействия (пере­менной) на результат (выход) и результата навходы принято счи­тать как зависимость.
Зависимость это связьмежду переменными входа и выхода. Зависимости являются основой дляформулирования закона управ­ления.
В технических системахуправляющие механизмы базируются на фундаментальных законах физики,электротехники или химии, инженерам хорошо известны причинно-следственные связии по­веденческие характеристики объекта управления, тем более что открытыеучеными закономерности подтверждены многочислен­ными экспериментами.
Закон — это постоянная существенная связь(зависимость) меж­ду процессами и явлениями.
В этом аспекте законуправления — зависимость «выхода» сис­темы или значения ее целевой функции от«входа» системы или значения аргументов — независимых переменных, характеризую­щихсостояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целейуправления со средствами и методами их достижения.
Категория «закон» относитсяк той же группе категорий, что и «закономерность».
Как законы, так изакономерности устанавливают общие, суще­ственные и необходимые связи между изучаемымиявлениями.
В теории управленияпонятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона вначале его теоретичес­кого исследования или как часть закона.
На основе даннойметодологии сформулированы законы орга­низации Э.А. Смирновым и другимиучеными. Это закон синер­гии, закон самосохранения, закон развития, законинформирован­ности — упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, за­конкомпозиции и пропорциональности и др. законы.
Законы организации изаконы управления — в сущности, идентичны[3]. С той лишь разницей, чтотеория орга­низации изучает принципы, законы и закономерности для создания,функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управленияизучает принципы, законы и закономерности управления этими объективнообусловленными процессами.
М.Г. Лапуста в данномконтексте формулирует законы управ­ления при использовании ИСУ (информационныхсистем управ­ления).
·         Во-первых, этозакон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базызнаний посредством на­бора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем сперечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
·         Во-вторых, этозакон перехода информированности в ком­петентность. Он реализуется за счетпрозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к нейдоступ. Накопление информации дает синергетический эф­фект, скачкообразноповышающий компетентность и по­требность в получении новой информации.
·         В-третьих, этозакон перехода от административных методов управления к организационным. Онреализуется за счет при­менения эффективных технологий управления. Известно,что основу административных методов составляет координация, предусматривающаяразвитую систему административных мер. Администрирование — это признак слабойпрофессио­нальной компетенции руководителя.
Основу организационныхметодов управления, согласно дан­ной концепции, составляют планирование и организация(напри­мер, это бизнес-план или организационное проектирование).
Изложенный анализ законовуправления в известной мере дискуссионен. Это и понятно, ибо он затрагиваетмало разработанную проблему. Достаточно сказать, что в известных мне учебникахи учебных пособиях по теории управления, изданных в последние годы, даннаяпроблема по существу не рассматривается. Возмож­ная дискуссия будет стимулироватьразвитие науки управления по одной из ее кардинальных проблем[4].

Вопрос2. Принципы управления: сущность,
 систематизация,эволюция
Объективность законовпроявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, нознание законов и умение его применить является ключевым фактором повышенияэффек­тивности управления.
В связи с этим возникаетвопрос, каким образом используются законы управления в практике управления?
В теории управления этимключевым фактором считаются прин­ципы управления.
Принцип (от лат. «начало, основа») – это:
1.        основное исходноепо­ложение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, по­литическойорганизации и т.д.;
2.        внутреннееубеждение, нормы поведения и деятельности;
3.        основнаяособенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Принципы управления –основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятииразличного рода управленческих решений. Принципы являются основной формойцеленаправленного использования объективных законов в практике управления[5].
Приступая к исследованиюпринципов управления, необходи­мо сделать оговорку, что в науке управлениямногие вопросы, ка­сающиеся данного понятия, являются дискуссионными.
Авторы, основываясь,безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят копределению их сущно­сти, классификации, эволюции[6].
И.Н. Герчикова считает,что принципы менеджмента — это об­щие закономерности, отражающиеся припостановке практичес­ких задач управления.
В.И. Кнорринг полагает,что принципы управления определя­ют закономерности формирования управляемойсистемы, ее струк­туры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию ­поведенияего членов, учитывают особенности технологии и тех­нического оснащенияуправленческого труда.
Принципы отражаютсодержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этотвопрос, Ф. Энгельс писал: «… принципы не исходный пункт исследования, а егозак­лючительный результат; эти принципы не применяются к природе и кчеловеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечествосообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку,поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показанасущность прин­ципов, которые являются проявлением объективно действующих вобществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей де­ятельности делаютобобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которыеиспользуют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, неозначает, что выра­ботка принципов носит субъективный характер. Люди выводят ихв качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мересоответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказываетсяна эффективности деятельности[7].
В данном контекстепредставляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления,предложенная авторами учеб­ника по теории управления под редакцией О. В.Козловой, в кото­ром под принципами управления следует понимать правила, ос­новныеположения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силусоциально-экономических условий, сло­жившихся в обществе.
Принципы и законы (закономерности)по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают егов разной форме: закон — в виде образа (положительного знания), принцип — в видеопределенного требования (регулятив­ной нормы).
Отличие принципа отзакона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного,а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формыбытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.
Принципы управленияобъективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Ониявляются не абсолютной ис­тиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотьнемного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива иподсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контро­лируемую системуи какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.
Было бы ошибочноинтерпретировать положение об объектив­ном содержании принципов управления так,что будто бы объек­тивность гарантирует адекватное их осуществление любымсубъек­том и при любых условиях.
Принципы управленияопределяют требования к системе, струк­туре и организации процесса управления,то есть управление орга­низацией осуществляется посредством исходных положенийи пра­вил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти пра­вилаопределяют линию поведения менеджеров.
Таким образом, принципыуправления можно представить как основополагающие идеи и правилаповедения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы в менеджменте этоне есть нечто раз и навсегда дан­ное. Они изменяются[8].Время меняет и язык науки, и терминоло­гию, и формулировку принципа взависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.
Классик научногоменеджмента представитель административ­ной школы А… Файоль говорил: «Числопринципов управления нео­граниченно. Всякое правило, всякое административноесредство… занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все товремя, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Измене­ние положениявещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этимположением».
Его 14 принципов небесспорны. Их скорее можно считать ре­комендациями к организации управления, вто время как принци­пы являются основанием системы, обобщают явления в тойоблас­ти знания, из которой они абстрагированы.
К сказанному нужнодобавить, что научные знания о законах и принципах управления не абсолютная, аотносительная истина. Мы многого еще не знаем и о современных процессах, и обобъектив­ных закономерностях управления, особенно в России. Тем более чтомногие теоретики за принципы принимают любые целесооб­разные в даннойконкретной ситуации формы и нормы управле­ния. Не любое теоретическоеположение, именуемое в литературе «принципом управления», фактически имявляется.
Что же касается единойсистемы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначноне решен, Раз­личные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отра­жениидействительности, по-разному подходят к классификации основных принциповуправления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы,базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяетсялишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.
Все же большинствоавторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сферуправления[9]. В каждом принципепроявляются политические, организационные и техни­ческие начала, но не в равнойстепени. В одних превалируют поли­тические свойства, в других организационныеили технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах,они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.
Принципы управлениядолжны являться отражением выявлен­ных закономерностей, однако существующиеклассификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтомусформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принциповтолько декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, ина практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособнойсистемы принципов управления, объективно отражаю­щих выявленные закономерностии удовлетворяющих потребнос­ти практики.
В.И. Рыкунов считает, чтопри этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видовуправленческой деятельности. В качестве основания для классификации принциповуправления це­лесообразно использовать виды деятельности, которые в совокуп­ностисоставляют управление как социальное явление. Компонен­тами управления, с еготочки зрения, являются работа с информа­цией, формирование и обеспечениефункционирования системы и координация трудовых усилий персонала.
Таким образом, системапринципов управления может быть классифицирована по трем основным группампринципов: это, во-пер­вых, принципы работы с информацией (кибернетические),во-вто­рых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы(организационные) и, в-третьих, принципы работы с пер­соналом. Каждая группапринципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего видадеятельности и формули­ровать предъявляемые к этой деятельности требования[10].

2.1. Принципыроботы с информацией (кибернетические принципы).
 
Принципы работы синформацией можно условно назвать кибернетическими, так как в кибернетикеуправление рассматрива­ется как процесс движения информации.
Работа с информацией посвоему объему составляет значитель­ную долю в действиях субъекта управлениялюбого уровня. Это объясняется тем, что управление — деятельность интеллектуаль­ная,поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играетнепреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа попереработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельнуюсоставляющую деятельности. Работа с информацией вообще, безотносительно к уп­равлению,уже давно сложившийся вид деятельности с довольно широким кругом операций, еесоставляющих. Для того чтобы вы­яснить принципы работы с информацией,необходимо дать глубо­кий анализ действий, из которых складываетсярассматриваемый вид деятельности.
Исследование данного видадеятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основаниядля вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующимипринципами: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации взнания субъекта, верификации.
Система управления — информационная система. Ее деятель­ность прямо зависит от того, каковаинформация, используемая управляющим субъектом. Управлять — значит действовать,обла­дая достоверной, объективной информацией. Принцип объектив­ности — один из основополагающих в системе управления. Он кри­терий научности всехдругих принципов[11]. Требование объективно­стикак принцип означает необходимость адекватного отражения (достовернойинформации) субъектом управления реального со­стояния актуальных общественныхпотребностей и интересов, воз­можностей их удовлетворения и действия всоответствии с полу­ченной информацией.
Принцип адекватности означает, что информация, используе­маяв системе управления, в результате работы над ней обязатель­но должна отражатьизначальную сущность без каких-либо изме­нений, а тем более искажений.Соблюдение данного принципа дол­жно обеспечивать стабильность управления. Всоответствии с теорией отражения информация является формой отражения явлений,процессов, фактов реальной действительности в сознании челове­ка. Уровеньуправленческой деятельности, а, следовательно, и со­стояние того явления (сферыдеятельности), которое является объектом управления, находится в прямойзависимости от точнос­ти отражения реальной действительности, воспринимаемойсубъектом в виде информации. А точное отражение реальной дей­ствительности,используемое субъектом в системе управления, обеспечивается соблюдениемпринципа адекватности. Информация в управлении является совокупностью сведений,всесторонне характеризующих исследуемое явление, сферу, деятельность. Припоступлении информации в систему управления к ней предъявля­ется рядтребований, выполнение которых обеспечивает макси­мально возможную точностьотражения реальной действительно­сти. В ходе работы с информацией могутосуществляться всевоз­можные операции, в результате которых она может приниматьраз­личные формы. Однако точность отражения реальной действитель­ности должнасохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципаадекватности.
Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы синфор­мацией последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественныхэлементов, которые не несут полезной нагрузки. В систему управления поступаютнеобходимые сведения, содержа­щие разносторонние характеристики различных еезвеньев[12]. При этом в силуобъективных и субъективных причин поступающая информация не может иметьидеальной структуры. Сведения по­ступают из различных источников в различнойформе, поэтому основной задачей работы с информацией является приведение еепутем определенных операций к такому виду, который наиболее приемлем длясоответствующего звена системы управления. Про­цедуры, осуществляемые вотношении информации, должны иметь не только направленность на приведениеинформации к соответ­ствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущностьотражен­ного в информации явления, факта. В результате этих процедур­ныхдействий информация постепенно избавляется от того несу­щественного, наносного,которое присуще поступающей в систе­му управления. В начале функционированиясистемы управления у субъекта создается иллюзия, что чем более полнаяинформация будет использоваться в процессе управления, тем более обоснован­нымбудет принятое решение. Однако это далеко не всегда так. Избыток информацииможет играть такую же негативную роль, как и.ее дефицит. Информационная масса,циркулирующая в системе управления, должна быть оптимальной по объему. В то жевремя каждая проведенная операция над информацией должна содейство­вать еепереходу на качественно новый уровень обобщения по содержанию.
Принцип перехода информации в знания субъектаявляется также одним из основных принципов работы с информацией. В соответ­ствиис общепринятым толкованием понятие «знание» — это ос­мысление реальности всознании. Описать применение данного принципа представляется возможнымследующим образом. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный,абстракт­ный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они небудут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания.Полное осмысление реальной действительно­сти субъектом управления дает емувозможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ееинформацию в управленческой деятельности[13]. Для успешной реализацииданно­го принципа необходимо, чтобы информация, являющаяся пред­метомуправленческой деятельности, отвечала ряду требований. Прежде всего, информациядолжна относиться прямо или косвен­но к явлению (сфере деятельности), котороенуждается в управле­нии, Помимо этого информация должна быть достаточной по со­держаниюи объему для осмысления субъектом в целях использо­вания в процессе управления.Следующее требование, которое предъявляется к информации, ее достоверность, Оноозначает, на­сколько сведения соответствуют истине.
Из соответствия этому жетребованию вытекает принцип верифи­кации, Наиболее распространенозначение понятия «верификация», В соответствии с которым оно имеет толкованиекак проверка истинности теоретических положений, установление достоверностиопытным путем. Работа с информацией в целом и отдельные ее опе­рации имеютосновную направленность на обеспечение объектив­ности использования отраженнойреальности в управленческой де­ятельности. А объективность использованиясведений, отражающих действительность, имеет прямую зависимость отдостоверности ин­формации, то есть, можно сказать, от истины. Как известно, луч­шимкритерием истины является практика. Именно на этом поло­жении зиждется принципверификации. Однако не следует пони­мать его дословно как проведениеэкспериментов при работе с информацией. Установление достоверности опытнымпутем, как по­нимается верификация, означает практике работы с информациейиспользование прошлого опыта проведения аналогичных операций. Таким образом,получается некоторый разрыв по времени между ус­тановлением достоверности ипостановкой опыта, как раньше называли эксперимент. При этом следует отметитьопережающий ха­рактер опыта, что позитивно отражается на качестве работы с ин­формациейи вообще управленческой деятельности.
Изложенные выше принципысформулированы на основе выяв­ленных закономерностей работы с информацией[14].Это стало возмож­ным в результате анализа операций, проводимых над информацией,который был осуществлен в различных сферах управления.
2.2. Организационныепринципы
 
Анализ организационнойдеятельности субъекта, а именно дей­ствий по формированию и обеспечениюфункционирования сис­темы, дает возможность выявить закономерности и сформулиро­ватьпринципы, обеспечивающие ее практическую реализацию.
В эту группу принциповвходят следующие: 1) целеполагания; 2) сочетания централизма и автономности; 3)законности; 4) пла­новости; 5) объективности; 6) основного звена; 7)оптимальности и эффективности; 8) регламентации задач и функций; 9) непрерыв­ности;10) обоснованности.
Принцип целеполагания — один из важнейших принципов управ­ления,можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную иопределенную цель.
В управлении проблемацели является центральной, она опре­деляет и регулирует действия и являетсяосновным законом, слож­ным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороныуп­равляющего воздействия.
Функционирование любойсистемы будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементамиее структуры бу­дет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответ­ствующаяусловиям и возможностям, четко сформулированная цель.
Принцип сочетанияцентрализма и автономности призван обес­печивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонталь­ныхсвязей в системе управления. Система управления по своей сущ­ности тяготеет киерархической организационной структуре, поэто­му централизм является ведущейстороной данного принципа. Од­нако излишняя централизация приводит кдополнительному укрупнению аппарата управления, следствием чего являетсяусложнение процедур информационного обеспечения и принятия решения, а главное,увеличение сроков их реализации[15]. В этой связи необходи­мокакое-то средство нейтрализации перечисленных возможных негативных последствий.Этим средством выступает вторая сторона данного принципа — автономность. Она отражаетотносительную самостоятельность организационных звеньев системы. В данномслучае уместно употребить термин «делегирование полномочий», нашедший широкоераспространение в административном праве при рассмотрении компетенции органов.Централизм влечет укреп­ление субординации, то есть отношений вертикали.Автономность, наоборот, переводит взаимодействие между отдельными организа­ционнымизвеньями на отношения по горизонтали. Оптимальное сочетание централизма иавтономности позволяет ранжировать при­нимаемые решения в соответствии суровнями иерархии системы. Таким образом, данный принцип устанавливает, что приобязатель­ном сохранении иерархичности, когда все стратегические решенияпринимаются на верхнем уровне, субъекты всех остальных уровней (организационныезвенья) наделяются правом принимать решения в пределах своей компетенции,обеспечивающей реализацию сто­ящих перед этим звеном системы задач.
Законность является одним из важнейшихпринципов деятель­ности субъекта управления. Она означает, что все действия вцелом субъекта его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, долж­ныосновываться на законах и подзаконных актах. Законы устанав­ливают нормы жизниобщества, отражающие уровень его развития во всех аспектах: экономическом,политическом, нравственном, научно-техническом и др. Законы, чтобы облегчить ихпроведение в жизнь, уточняются, детализируются в подзаконных актах общегодействия, а также вeдoмственных, обеспечивающих реализацию кон­кретных функцийгосударства и общества. Это могут быть указы, постановления, положения,инструкции, уставы и т. п. В управлен­ческой деятельности законность имеетособое значение, так как на­рушение норм в процессе организации деятельностиможет повлечь правонарушение или даже преступление[16].Порядок, принятый в об­ществе, фиксируется в законах и подзаконных актах, идаже малей­шее нарушение его приведет к определенному рассогласованию, поэтомупринцип законности часто даже выводится на первое мес­то в классификации организационныхпринципов.
Плановость — основауправления.Закономерность, составляю­щая сущность данного принципа, пронизываетуправленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требованийданного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности.Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости отсоблюдения принципа плано­вости, так как одним из атрибутов плановости являетсяпрогнози­рование, которое позволяет предвосхищать не только основные характеристикибудущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых онидолжны реализоваться. Гипертрофи­рованное планирование в нашей стране, когдаплан возводился в ранг закона, имел юридическую силу, практически скомпромети­ровалонастоящий принцип. И это естественно. Когда организа­ционный принцип находитотражение в конституции и, более того, устанавливается юридическаяответственность в связи с его реали­зацией — это первый шаг к формальному,бюрократическому ис­пользованию даже самого объективного принципа. Деформации впрактике планирования привели к отрицанию принципа планово­сти. Однакоисследования показывают, что плановость это объек­тивная закономерностьжизнедеятельности общества, обеспечива­ющaя его целенаправленное развитие. Дажедеятельность одного человека, а тем более организаций, учреждений, предприятийдля обеспечения эффективного достижения цели должна строиться в соответствии спринципом плановости. Особое значение принцип плановости приобретает вуправлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности ириска.
Принцип объективности вытекает из того, что управление влю­бой сфере практически невозможно без познания и использования объективныхзакономерностей основной деятельности данной сфе­ры[17].Познание законов и закономерностей, как правило, связыва­ют с наукой, поэтому внекоторых источниках встречается прин­цип научности. Соблюдение этого принципаочень важно, ибо предписывает использование последних достижений науки итехники, данный принцип является отражением в жизни общества и отдельно взятогочеловека научно-технического прогресса. В со­ответствии с ним требуется строгоесоблюдение объективных за­кономерностей, учет реальных возможностей,действительного состояния деятельности, в отношении которой осуществляетсяуправление. Каждая сфера жизнедеятельности имеет свои особен­ности, которыенеобходимо учитывать в процессе управления. Поэтому только глубокое познаниеэтих особенностей и исполь­зование знаний при разработке методик, применяемых вуправля­емой деятельности, мажет быть гарантией ее эффективности.
Принцип основного звена носит, прежде всего, тактическуюна­правленность. Исследование показало, что данный принцип зак­лючается вопределении (при наличии нескольких) первоочеред­ной на данный момент задачи,поставленной перед системой, и концентрации усилий на ее решении. Эта сфункциональной стороны. С организационной несколько по-иному. С учетом сложив­шихсяусловий определяется наиболее важное на данный момент звено системы. Такимзвеном может быть избрана наиболее «сильное», дополнительное усиление которогомажет вывести систему на качественна новый уровень. А мажет быть, наоборот — наибо­лее «слабое», усиление которого, выводит его на общий высокий уровень. Врезультате система опять выходит на качественно но­вый уровень. Таким образом,принцип основного звена путем так­тического перераспределения сил и ресурсовобеспечивает дости­жение цели системы путем выхода на качественна новый уровеньи правильности ранжирования задач.
Принцип оптимальностии эффективности посвоей сущности имеет комплексный характер[18]. С одной стороны, всоответствии с ним деятельность, которую требуется организовать, должна бытьоптимальной, что отражает, прежде всего, ее экономичность. Это значит — следуетисходить из минимума объективно обусловлен­ных затрат ресурсов и действий дляобеспечения достижения цели, то есть намечаемых результатов. При этомнеобходимо правильна определить тот предел затрат, снижение ниже которого можетповлиять на степень достижения цели. Другая сторона этого прин­ципа — эффективность, то есть в наименьший срок должна быть обеспечена максимальнаястепень достижения намеченных резуль­татов, что свидетельствует о наиболееполном решении поставлен­ных перед системой задач. Достижение цели должно бытьполным не только в количественном отношении, но и относительно совер­шенным сточки зрения качества. В совокупности обе стороны принципа обеспечивают придопустимо минимальных затратах по возможности максимально достижимый результат.Принцип оп­тимизации лежит в основе любой организационной системы управлениянезависимо от критериев оптимальности и действующей системы ограничений.
Принцип регламентациизадач и функциииграет значительную роль в формировании системы и обеспечении ее функционирова­ния.При организации деятельности в любой сфере в первую оче­редь возникает вопрос округе задач, которые поставлены перед системой и ее звеньями, а также офункциональных обязанностях отдельных лиц, участвующих в этой деятельности. Вцелях разгра­ничения и согласования действий организационных звеньев сис­темы иотдельных должностных лиц в первую очередь следует уточ­нить их компетенцию, тоесть детально определить задачи и функциональные обязанности, а такженормативно закрепить их. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых,чтобы не было параллелизма в работе, когда два или несколько звеньев дублиру­ютдруг друга. Во-вторых, чтобы не произошло обратного и не об­разовывалось такназываемых ничейных зон, когда некоторые воп­росы не решаются ни одним иззвеньев[19]. А это достигается, какпра­вило, в результате четкой регламентации задач каждого из организационныхзвеньев, особенно в точках соприкосновения их деятельности.
Еще одним важныморганизационным принципом является не­прерывность. Управление заключается восновном в упорядочении деятельности системы. И это не единовременный акт, адлящийся процесс, потому что для бесперебойного функционирования она должна налюбом этапе подвергаться управляющему воздействию. Единичный факт управляющеговоздействия обеспечивает стабиль­ную деятельность на определенный период, поистечении которо­го неизбежно наступит рассогласование. Эпизодическое управля­ющеевоздействие также не может обеспечить бесперебойной дея­тельности, так как приэтом невозможно избежать отдельных эле­ментов несогласованности.
Управляющее воздействиедолжно учитывать все изменения обстановки, а это означает, что нельзя достигнутьполного упоря­дочения деятельности, если оно будет осуществляться от случая кслучаю. Следовательно, для обеспечения соответствующего уров­ня любойдеятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно.
Принцип обоснованности — любое управленческое решение дол­жнобыть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовыедокументы) или материально. Нельзя подписывать при­каз о выплате премии, еслируководитель не убежден в наличии пре­миального фонда; нельзя принимать на работунового сотрудника пока не будет создана вакансия. Нельзя поставлять товар безпре­доплаты; открывать совместное дело без товарного кредита[20].
2.3. Принципыроботы с персоналом.
 
Работа с персоналом — этота составляющая управления, в ко­торой находит отражение управление людьми, гдереализуются уп­равленческие отношения.
Как можно сформулироватьпринцип, вытекающий из закона соответствия менеджмента менталитету?
Наверное, это принципучета специфики менталитета в управ­лении персоналом.
Таким образом, науправление персоналом как органическую составляющую деятельности субъектаоказывают существенное влияние две группы факторов, с одной стороныобусловленных управленческими процессами, а с другой стороны — взаимоотно­шениямимежду людьми.
В результате анализауправленческой деятельности выявлены некоторые закономерности работы сперсоналом, на основании которых с учетом современного уровня развития науки иусловий осуществления управления можно сформулировать следующие принципы:сочетание единоначалия и коллегиальности, создание благоприятных условий дляработы, делегирование, постоянное по­вышение квалификации – развитиечеловеческих ресурсов, обеспечение творческой инициативы, конкурсноеназначение, прин­цип первого руководителя, принцип автоматического замещенияотсутствующего, принцип соответствия.
Важно учитывать такжепринципы единства команды; демократизации управления; обратной связи;социальной ответственно­сти; лояльности к персоналу; инновационности и, конечно,прин­цип стимулирования.
Принцип сочетанияединоначалия и коллегиальности является стержнем руководства, так как он выражает разумныйподход к пользованию двух противоположных начал этой деятельности. Каждое изних характеризуется по результатам реализации как с позитивной, так и снегативной стороны[21]. Даже не вдаваясь вглубокий анализ преимуществ и недостатков единоначалия и коллеги­альности,можно сделать вывод, что использование обоих начал в четко определенныхграницах приводит к парадоксальному на пер­вый взгляд результату: оптимальноесоединение двух противопо­ложностей может дать положительный эффект.Единоначалие, когда вся полнота власти сосредоточена в одних руках, повышаетопе­ративность руководства, персонифицирует ответственность. В то же времяколлегиальность позволяет руководителю привлекать интеллектуальный потенциалколлектива или отдельных его чле­нов в процессе выработки решений. Такимобразом, данный прин­цип устанавливает следующие требования: личное принятиереше­ний руководителем и персональная ответственность за них, при­влечениеисполнителей к подготовке решений и для консультаций по специальным вопросам.
Принцип созданияблагоприятных условий для работы является ре­альной предпосылкой эффективности системы. Этообъясняется тем, что главная фигура любой социальной системы человек. И оттого, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависят ре­зультаты нетолько его личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразиеусловий, которые могут оказывать вли­яние на эффективность труда человека,принято делить на следую­щие основные группы: физиологические,морально-психологичес­кие, экономические, социально-культурные. Созданиеблагоприят­ных физиологических условий для работы — это значит обеспечитьисполнителя, прежде всего, рабочим местом с соблюдением сани­тарно-гигиеническихнорм. Далее, если это требует характер рабо­ты, необходимым оборудованием иоргтехникой. К этим же условиям относится режим работы. Создать благоприятныеморально-пси­хологические условия означает, прежде всего, создание руководи­телемздорового морально-психологического климата в коллекти­ве. Это, пожалуй, самоесложное в деятельности руководителя[22]. Искусство руководителясостоит не только в том, чтобы создать здоро­вый психологический климат настадии формирования коллектива путем оценки профессиональных и личных качеств,психологичес­кой совместимости, но и поддерживать его постоянно.
Принцип первого руководителя гласит: при организации выпол­ненияважного производственного задания контроль над ходом ра­бот должен бытьоставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеетправо и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающегопри внедрении этого мероприятия.
Так как основной цельювнедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективностиуправления, то руководить такими работами должен не специалист в какой-тоопределенной области, а только тот специалист, который может ох­ватить всюпроблему, стоящую перед организацией в целом, глу­боко знающий цели и задачи,узкие места в ее работе, то есть пер­вый руководитель.
Создание новыхуправленческих технологий требует проведения комплекса подготовительных работ,участия первого руководителя, в которых необходимо решить вопросыфинансирования, перерас­пределения прав и обязанностей исполнителей,привлечения к ра­ботам специалистов других смежных организаций, проведения обу­ченияи повышения квалификации, организации обмена опытом и командировок, проведениябесед с ведущими специалистами.
Принципавтоматического замещения отсутствующего. Замеще­ние отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка)должно ре­шаться автоматически на основе действующих служебных должно­стныхинструкций и регулироваться формально.
Для недопущения того,чтобы была парализована работа всего предприятия из-за отсутствия одногоработника, необходимо осу­ществить упреждающие действия[23].В каждой должностной инструк­ции должно быть ясно и однозначно сказано онеобходимости вла­деть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех бли­жайшихколлег для выполнения их функций в особых случаях.
Следует иметь в виду, чтозамещение отсутствующего, особен­но если приходится замешать начальникаструктурного подразде­ления, требует от исполнителя большого такта,подготовленности и опыта. Принимая на себя дополнительные обязанности, испол­нитель,обладая правом на ошибку, несет ответственность не толь­ко за свои решения, нои за бездеятельность, особенно в сложных ситуациях. Замещающий должен знатьсвои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.
К экономическим условиямотносится система оплаты труда и материального стимулирования. К этой же группеусловий отно­сится комплекс бытовых вопросов. Создание благоприятных соци­ально-культурныхусловий предусматривает медицинское обслу­живание, санаторно-оздоровительноеобеспечение, повышение образовательного уровня, организацию досуга и т.п.
Принцип делегированияили сочетания прав, обязанностей и ответственности имеет направленность на обеспечениечеткости в работе коллектива. В соответствии с данным принципом каждомусотруднику целесообразно определять круг обязанностей, возлагаемых на него взависимости от порученного участка работы. И от того, насколько обоснованноопределены обязанности каждому члену коллектива, во многом зависит качество нетолько его работы, но и коллектива в целом. Распределение обязанностей зависитот целого ряда условий. Это и характер труда на порученном учас­тке, иколичество сотрудников, участвующих в процессе деятель­ности, а главное, ихквалификация и личные качества. В связи с тем, что от распределенияобязанностей зависят результаты дея­тельности, каждый руководитель долженпериодически проводить глубокий анализ функций системы и в соответствии свозможны­ми изменениями перераспределять обязанности исполнителей. Вместе с темобязанности, не подкрепленные правами, которые необходимы для их реализации,могут оказаться декларативными[24]. Поэтому руководительвсегда должен помнить, что, распределяя обязанности среди исполнителей,необходимо их наделять одновременно достаточными для их выполнения правами. Поэтомуобя­зательно должен сохраняться баланс между обязанностями и пра­вами.Отклонения в любую сторону могут быть чреваты разного рода последствиями. Вслучае дефицита прав выполнение обязан­ностей становится проблематичным, таккак не все действия, не­обходимые для реализации обязанностей исполнители будутвпра­ве выполнять. И наоборот, избыток прав может привести к субъек­тивизму вдеятельности и даже к нарушениям законности.
Принцип постоянногоповышения квалификации направлен на под­держание необходимого профессионального уровняколлектива и совершенствование профессионализма — на развитие человечес­кихресурсов. Время показало, что только от профессионалов мож­но ожидать в какойбы то ни было деятельности высоких результатов. А если это касается не одногоисполнителя, а коллектива, то начинают действовать системообразующие факторы.Это значит, что при правильном руководстве коллективом общие интеллекту­ально-энергетическиевозможности будут не простой суммой ин­теллекта и энергии каждого члена, асоставят качественно новый уровень. Настоящий принцип означает, что системаподготовки и переподготовки специалистов это единый и непрерывный процесс.Руководитель в любом коллективе должен обеспечивать и стимулировать повышениеквалификации каждого из его членов, пото­му что предела этому процессу быть неможет из-за научно-техни­ческого прогресса, обусловленного объективнымразвитием общества. Повышение квалификации может осуществляться в самыхразнообразных формах, которые вписываются в два основных на­правления:индивидуальная подготовка и коллективная (деловые или управленческие игры).
Многочисленныеисследования показывают, что после оконча­ния вуза ежегодно теряется в среднемоколо 20% знаний, НТП об­рекает большинство специалистов на отставание поосновным на­правлениям профессиональных знаний[25].
Принцип обеспечениятворческой инициативытребует творческо­го нешаблонного подхода к любому делу. Жизнь столь разнообраз­на,что никогда не может быть полностью регламентирована нор­мативными актами.Положения, уставы, инструкции и другие акты направлены прежде всего наформализацию жизнедеятельности, чего и целом и достигают. Однако полностьюдеятельность челове­ка неформализуема из-за ее сложности. В бюрократическом обще­ствечеловек находится во власти «инструкций». Благодаря рассмат­риваемому принципучлен коллектива может быть освобожден от формального подхода к делу. Всоответствии сданным принципом руководитель должен создавать в коллективеатмосферу творчества, что способствовало бы наиболее полному раскрытиюиндивидуальных особенностей каждого сотрудника. Использование этого прин­ципараскрывает широкие возможности поиска оригинальных, нетрадиционных решений ианалогичных путей их реализации. Поиск нестандартных решений направлен в первуюочередь на повышение эффективности системы. Следовательно, принцип обеспечениятворческой инициативы косвенно, опосредованно обусловливает эффективность.
Принцип конкурсногоназначенияиспользуется руководителем в основном при формировании коллектива, но нетолько. Текущие перемещения сотрудников целесообразно осуществлять также всоответствии с требованиями данного принципа. А требования эти сводятся кследующему. Во-первых, должен быть выбор альтерна­тивных кандидатур. Во-вторых,для каждого трудового коллектива необходима система квалификационныххарактеристик. При этом обязательным требованием в решении вопросов назначенияявля­ется гласность. В соответствии с квалификационными характери­стикамидолжно проводиться систематическое аттестование со­трудников за определенныйпериод. Таким образом, руководите­лем осуществляется всесторонняя оценкаисполнителей[26]. Для объективной оценкиличных качеств исполнителей и результатов их деятельности руководителюцелесообразно использовать современные методики анализа и оценки, специальноразработанные для изучаемой деятельности. Научность выводов может повышатьсяпутем применения в каждой конкретной методике оценки систе­мы психологическихтестов соответствующей направленности. На основании результатов тестированиясотрудников руководитель делает выводы, которые кладутся в основу периодическойаттеста­ции. По результатам проверки по психологическим тестам форми­руютсярезервы кандидатов для работы на различных участках, в том числе резерв навыдвижение.
2.4.Система принципов социального управления В.Граждан.
 
В. Д. Гражданпредставляет несколько другую систематизацию принципов социального управления.
 1) Принципы принятия управленческих решений:
•принцип непротиворечивости управленческих решений;
•принцип преемственности управленческих решений;
•принцип своевременности управленческих решений;
•принцип цикличности управленческих решений;
•принцип законности и правовой защищенности управленчес­кихрешений;
•принцип ресурсной и документационной обеспеченности уп­равленческихрешений и т.д.
2) Принципы государственного управления:
•принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти на
власть политическую и административную (аппаратную);
•принципразделения государственной власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную[27];
•принцип разделения государственной власти на территориаль­ныеуровни (этажи) управления;
•принципдвойного подчинения аппарата политической и административной власти;
•принцип наибольшего благоприятствования и др.
3) Карьерныепринципы:
•принцип повышения служебной квалификации;
•принцип «ударной возгонки»;
•принцип «пас в сторону»;
• принцип «отцовского лифта»;
•принцип «руки»;
•принцип «локтей» и пр.
4) Организационные принципы:
    • принцип оптимизации управления (совершенствование управ­ляемой и управляющей подсистем);
•принцип разумной управляемости (обычная нормауправляемос­ти колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руково­дителюисполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул- центурия, 6 центурий — когорта, 6 когорт — легион; армия Наполеона опираласьна принцип тройки: 3 взвода — рота, 3 роты — батальон, 3 батальона — полк;Советская армия строилась по наполеоновскойформуле);
•принцип делегирования полномочий (передача руководителем
или вышестоящим органом части своих функций подчиненным без
активного вмешательства в их действия);
•принципсоответствия (имеет две стороны: с одной — работник
должен соответствовать должности, а с другой — получаемая работа
должна соответствовать интеллектуальным ифизическим возмож­ностям исполнителя)[28];
•принцип автоматического замещения отсутствующего (отсут­ствующийработник должен замещаться автоматически на основе
действующих служебных должностных инструкций);
•принцип первого руководителя (контроль над ходом работдолжен
быть оставлен за первым руководителем, ибо только он имеет право и
возможность решать или поручать решение любого вопроса);
•принцип единоначалия (подчиненные должны получать прика­заниятолько от одного начальника);
•принцип эффективности организационной структуры (она эф­фективнатолько тогда, когда способствует достижению поставлен­ных целей при минимальныхзатратах труда и ресурсов);
•принцип единства доверия и проверки («Доверяй, нопроверяй»);
•принцип допустимости ошибки («Исполнитель имеет право на
ошибку», что обязывает предусматривать подстраховку и перестра­ховку);
•принцип основного звена (не следует размениваться намелочи,
всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе)[29].
Таким образом, можнорезюмировать, что принципы управле­ния — это теоретический фундамент наукиуправления, обращен­ный на практику.
Для любой отрасли знаниянеобходимо в первую очередь уста­новить внутренние устойчивые связи междуизучаемыми явления­ми, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенныхэкспериментов определить законы, принципы, которым подчиня­ются эти сложныепроцессы и, зная которые можно предвидеть ре­зультаты предпринимаемых действий.
Естественно, что принципыуправления организациями форми­pyютcя под воздействием действующего в данноевремя экономи­ческого и хозяйственного устройства и развиваются вместе с раз­витиемсоциально-экономических систем[30].

Используемаялитература.
 
1.        Бурганова Л.А. Теорияуправления: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М,
2005. — 139 с. — (Высшееобразование).
2.        Граждан В.Д.,Теория управления: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 416 с.
3.        Игнатов В.Г.,А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. — 464 с. (Серия «Учебный курс»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.