--PAGE_BREAK--
2.
ОЦЕНКА РИСКА НЕВОСТРЕБОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СМЕНА»
Один из важных классификационных признаков – вид продукции. Она является носителем издержек производства и через ее реализацию происходит их возмещение. Поэтому для предупреждения риска невостребованности надо знать не только, что и в каком объеме готово для продажи, но и на каком этапе жизненного цикла находится конкретная ассортиментная позиция.
В качестве инструмента анализа можно предложить для этого шахматную таблицу, в которой по строкам показываются важнейшие виды продукции предприятия. По графам их объемы распределяются по стадиям ее жизненного цикла. Итоговая графа может содержать управленческое решение по дальнейшему производству изделий каждого вида. По итоговой строке можно подсчитать объемы продукции важнейших позиций номенклатурного плана на каждом этапе ее жизненного цикла (см. табл. 1). Это позволит своевременно внести изменения в производственную программу предприятия и уточнить возможное изменение сбыта продукции.
Таблица 1
Выпуск важнейших видов товарной продукции по стадиям ее жизненного цикла (в неденоминированных ценах)
№ п/п
Этапы
жизненного
цикла
продук-
ции
Освоение производ-ства
(тыс. руб.)
Производство (тыс. руб.)
Управлен-ческое решение
Вид
продукции
Выведе-ние на рынок
Утвержде-ние на рынке
Зрелость
Падение спроса (реализа-ции)
Платье хлопчато-бумажное
арт. 85003455
190
Модификация
Платье детское хлопчато-бумажное
арт. 21711Б70
26
Продолжить производство
Брюки хлопчато-бумажные
арт. 17289Б37
63
Снять с производства
Блузка
арт. 23742А98
70
Следить за спросом
Брюки шерстяные
арт. 17289Б40
80
Модификация
Комплект – сувенир
173
Запуск в производство
Спортивные трусы
арт. 85003275
17
Снять с производства
Постельное белье
арт. 85003470
70
Продолжить производство
Белье
арт. 85003456
33
Снять с производства
Итого на этапе:
173
70
26
340
113
722
В % к итогу:
23,96
9,70
3,60
47,09
15,65
100
37,26
62,
74
100
Проведем анализ ситуации, сложившейся в одном из швейных цехов ОАО «Смена».
Чуть больше трети продукции (37,26 %) находится на стадиях освоения производства, выведения и утверждения на рынке. Это не покрывает даже ее объема, заключенного в стадии " зрелости ". Если же учесть и продукцию, спрос на которую падает, то очевидно, что на предприятии сложилась сложная ситуация: через определенный период времени изделия из стадии «зрелости» перейдут в стадию " падения спроса ". Стоимостной же объем продукции первых трех стадий жизненного цикла, равный 269 тыс. руб., не сможет компенсировать потери реализации в размере 340 тыс. руб. или 47,09 %, а тем более 62,47 % ее объема, производимого в анализируемом периоде.
Таким образом предприятие находится в зоне высокого риска как по объему, так и по числу позиций ассортиментного плана, поскольку к последним по результатам управленческого решения отнесено пять из девяти видов продукции – 1-ый, 3-ий, 5-ый, 7-ой и 9-ый. Это составляет 55,5 % ассортимента швейных изделий цеха, что ниже общего числа позиций, попавших на стадии «зрелости» и «падения спроса» благодаря устойчивому спросу на постельное белье.
При небольшом по широте ассортименте или по сгруппированным данным целесообразно применение графического метода анализа (см. рис.3).
Рис. 3. Выпуск важнейших видов товарной продукции по стадиям ее жизненного цикла
А – в швейном цехе АО «Смена»;
Б – нормальная ситуация.
Рис. 3 иллюстрирует существенное отличие фактических данных (кривая А) от теоретического варианта (кривая Б), имеющего вид кривой нормального распределения.
Это подтверждает вывод об ошибочной ассортиментной политике предприятия и наличии высокого уровня риска невостребованности продукции.
При наличии прямых связей целесообразно ранжировать потребителей в порядке возрастания или убывания объема реализации. В табл. 7 распределим по возрастанию оборота по реализации потребителей продукции АО «Смена» за месяц.
Таблица 2. Потребители готовой продукции АО «Смена» (в неденоминированных ценах)
№
Потребитель
Объем реализации за месяц, (тыс. руб.)
1
ТОО " Бемби", г.Дмитров
14686
2
ТОО " Все для Вас", г.Балашиха
17750
3
АОЗТ " Детский мир", г.Брянск
23391
4
АОЗТ " Зенит", г.Крымск
23860
5
Раменское потребительское общество
24105
6
ТООТ " Детский мир", г.Тамбов
28689
7
АОО " Детский мир", г.Старый Оскол
30479
8
ТОО " Звездочка", ф.16
32935
9
ТОО " Бемби", г.Москва
34182
10
ОАО " Москва", универмаг
34300
11
ТОО " Кумир"
36100
12
ТОО " Гусар"
36800
13
ТОО " Мечта"
39600
14
ТОО " Тимур"
42254
15
ТОО " Надежда"
43590
16
АООТ " Детский мир", склад №1
45361
17
ТОО " Орленок", ф.27
45538
18
Военторг, г.Щелково
49850
19
АТП магазин №5 " Искра"
50985
20
АОДТ " Краснопресненский"
54850
21
АО Торговый дом " ГУМ"
63250
Итого:
772555
При большом числе потребителей в целях обозримости ряда и возможности принятия управленческого решения следует сгруппировать данные в несколько групп. Для этого можно использовать формулу расчета интервалов:
,
где i – величина интервала в соответствующих единицах измерения;
R max – максимальное значение признака;
Rmin – минимальное значение признака;
n – желаемое число групп.
Для нашего примера возьмем 5 групп.
Тогда:
.
Построим в табл.3 интервальный ряд распределения потребителей АО «Смена» по объему реализации и вычислим объем реализации за месяц в каждой группе и ее долю в процентах к итогу.
Таблица 3. Потребители готовой продукции АО " Смена"
Объем реализации за месяц,
Число
Объем реализации за месяц по группе
тыс. руб.
потребителей
тыс. руб.
в % к итогу
14685 – 24398
5
103792
13,43
24398 – 34111
3
92103
11,92
34111 – 43824
7
266826
34,54
43824 – 53537
4
191734
24,82
53537 – 63250
2
118100
15,29
Итого:
21
772555
100
Из таблицы 3 видна высокая равномерность распределения объемов реализации готовой продукции АО «Смена» по ее потребителям, которыми преимущественно являются крупные детские торговые фирмы и магазины. Это свидетельствует о незначительном уровне риска по данному признаку, так как даже потеря наиболее крупного потребителя не вызовет существенного снижения оборота предприятия по реализации. Таким образом, на нем осуществляется правильная сбытовая политика.
3.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ
Оценка риска невостребованной продукции
Марка продукции
Остаток
продукции
на складе
31.12.02.,
шт.
Объем заказанных поставок в
течении
2003 года.,
шт.
Фактические
продажи
товара в
2003 году,
шт.
Объем
нереализованной
продукции на
31.12.03., в шт.
(абсолютное
значение)
Объем
нереализованной
продукции на
31.12.03., в % к
итоговому
показателю
DLS
251
129
340
40
10,526
Pioneer
222
506
702
26
3,571
Magnat
411
427
807
31
3,699
NRG
356
180
399
137
25,599
1. Найти объем нереализованной продукции на 31.12.03. (в штуках и в процентах к итогу).
2. Оценить по какому виду продукции объем нереализованной продукции самый большой (отследить эту тенденцию по процентному показателю).
3. Подсчитать общий объем нереализованной продукции по всем товарам в 2003 году (в штуках).
4. Сравнить (в процентном соотношении) общий объем нереализованной продукции по всем товарам в 2003 году с этим показателем 2004 года — 234 штуки нереализованного товара (в процентном соотношении).
В связи с показателями, самый большой объем нереализованной продукции вышел у компании NRG. Общий объем нереализованной продукции по всем товарам в 2003 году равен 234 шт. Объем нереализованной продукции по всем товарам в 2003 году оказался равен общему объему нереализованной продукции в 2004 году.
Анализ рынков сбыта продукции
Марка продукции
Структура рынков сбыта, %
Доходность марки продукции, %
Местный рынок
Региональный рынок
Местный рынок
Региональный рынок
DLS
56,7
43,3
15,3
16,83
Pioneer
45,9
54,1
17,9
19,69
Magnat
12,9
87,1
21,9
24,09
NRG
67,2
32,8
39,5
43,45
1. Определить сколько процентов продаж приходиться на региональный рынок, в процентном соотношении на каждый вид товара (всего на рег. и местный рынок -100%)
2. Подсчитать доходность каждой марки продукции на региональном рынке (в %), если известно, что доходность на региональном рынке каждой марки на 10 % выше, чем на местном.
3. Какова общая доходность по местным рынкам и региональным (в %), как они отличаются?
Как видно в таблице, доходность по региональным рынкам превышает доходность по местным рынкам. продолжение
--PAGE_BREAK--