Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика затратпредприятия
1.1 Понятие и состав издержекпроизводства и обращения
1.2 Предпосылки интегрированногоуправления затратами предприятия
Глава 2. Анализ издержек обращения всети реализации нефтепродуктов (на примере ОАО «Лукойл»)
2.1 Анализ зависимости издержекобращения от мощности действующих нефтебаз
2.2 Анализ зависимости затрат отпродолжительности эксплуатации нефтебаз
2.3 Анализ воздействия удалённостиАЭС от обеспечивающих нефтебаз на уровень и динамику затрат по реализациинефтепродуктов
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность моейкурсовой работы состоит в том, что сейчас современному рынку важны затраты наконкретные изделия, конкурирующие на рынке. Необходимое новое пониманиемеханизмов рынка как стратегического элемента в реализации и развитииконкретных возможностей предприятий.
Затраты, издержки,себестоимость являются важнейшими обобщающими показателями производства. Ихуровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности, эффективностьпроизводственной, коммерческой и иной деятельности. Рациональная минимизациязатрат является основной задачей управления затратами в рамках субъектахозяйствования.
Анализиздержек производства дает возможность определить рентабельность производствапутем сопоставления прибыли и затрат. При анализе имеющийся уровень издержексравнивается с нормативными для выявления сверхнормативных потерь и внесениянеобходимых корректив в производственную программу.
Дляоптимизации издержек фирмы:
•уменьшают расход материалов и снижают затраты, применяют более дешевыематериалы, заменители, рационализируют использование материалов;
•проводят организационные изменения с целью сокращения расходов на заработнуюплату;
•совершенствуют технологии, обучают персонал, применяют методы автоматизации ирационализации, обнаруживают и устраняют «узкие места», разрабатываютпрограммы улучшения качества продукции;
•совершенствуют управление запасами с целью их снижения;
•улучшают использование и оптимизируют загрузку производственного аппарата(получение заготовок от субпоставщиков вместо собственного производства),сокращают оборотные средства;
•совершенствуют систему разработки новой продукции, улучшают технологию иорганизацию производства;
•совершенствуют систему сбыта.
Снижениеиздержек производства – важная сфера организационно-управленческой деятельностии основная область подготовки и принятия управленческих решений. Каждая фирмаобычно разрабатывает свою программу снижения издержек производства, реализациякоторой предполагает:
•обеспечение правильного отношения к программе работников и проведениесистематической экономии финансовых, материальных и трудовых ресурсов на всехэтапах производственного процесса;
•выбор видов затрат, подлежащих снижению;
•формулирование конкретных заданий работникам; выявление двух или трехконкретных составляющих расходов и ведение их специального учета; осуществлениепостоянного контроля за снижением этих расходов;
•заинтересованность работников в реализации программы, представление имирациональных предложений;
• систематическийконтроль за состоянием каждого элемента затрат;
•разработку новых методов и процедур работ, контроль за их внедрением исоблюдением.
Вуправлении издержками производства используются следующие понятия:
•нормативные издержки (standartcost) — средние ожидаемые издержкивыполнения операции, процесса или изготовления изделия (включающие затраты нарабочую силу и материалы, а также накладные расходы), рассчитанные на основелибо отчетных издержек за предыдущий период, либо плановых расчетов, либоданных технических норм.
•фактические издержки (actualcost) — издержки производства деталиили группы деталей или изделий, рассчитанные с применяемой степеньюдостоверности. В них входят все прямые издержки на рабочую силу и материалы, атакже некоторая сумма косвенных расходов, исчисленная на основе принятойсистемы из распределения.
• издержки на рабочуюсилу (laborcost) — часть общих издержек напроизводство товаров, услуг и т.п., относящаяся к заработной плате. Обычно поэтой статье учитывается заработная плата только производственных рабочих,однако возможно включение заработной платы и вспомогательных рабочих.
Цель моей курсовойработы – раскрыть анализ зависимости роста затрат на контроль от возрастанияуровней управления.
Задачи работы:
— изучить общуюхарактеристику управления затрат предприятия;
— выявить предпосылкиинтегрированного управления затратами предприятия;
— показать анализиздержек обращения в сети реализации нефтепродуктов (на примере ОАО «Лукойл»).
Глава 1. Общаяхарактеристика затрат предприятия
В условияхэкономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствованиявозникает необходимость постоянного соизмерения выручки и затрат с тем, чтобыопределить прибыль или убыток по результатам деятельности.
1.1 Понятие и составиздержек производства и обращения
Деятельностьлюбого субъекта хозяйствования, занятого в той или иной сфере деятельности,связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько икаких затрат было использовано. Затраты отражают совокупность его фактическихрасходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода.От суммарного объема затрат зависит основной результирующий показатель — массаприбыли. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой продукции посравнению с аналогичным показателем у конкурентов улучшает финансовыйрезультат, т.е., сохранив цену на продукцию, предприниматель имеет возможностьполучать с каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю нормудохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой конкурентов, чтоприведет к увеличению дополнительной массы прибыли за счет увеличения общихобъемов реализации.
Субъектыхозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью, определяютиздержки производства, а осуществляющие сбытовую, снабженческую,торгово-посредническую деятельность, — издержки обращения.
Общаявеличина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ,услуг), называется себестоимостью. Себестоимость отражает величину текущихзатрат, обеспечивающих процесс простого воспроизводства.
В«Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденномпостановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года (с изменениями идополнениями), указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг)представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производствапродукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива,энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат напроизводство и реализацию».
Всеиздержки принимаются как альтернативные (вмененные), что означает, чтостоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности принаилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночнойэкономики. Различают экономические и бухгалтерские издержки. Экономическийподход к определению величины издержек производства несколько отличается отбухгалтерского. Величина издержек упущенных возможностей (альтернативныхиздержек) — это денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативныхспособов использования ресурсов.
Усубъектов хозяйствования наряду с явными издержками (внешними, денежными) —затраты на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу — существуют неявные(внутренние, имплицинтые) — стоимость затратных ресурсов, являющихсясобственностью фирмы: оплата труда предпринимателя, процент на вложенныйкапитал, нематериальные активы.
Явныеиздержки (бухгалтерские) соответствуют затратам наших отечественныхпредприятий, включают: стоимость сырья, материалов, комплектующих, топлива,энергии, амортизацию, зарплату с начислениями во внебюджетные фонды,административные расходы.
Неявныеиздержки (издержки упущенных возможностей) — это те доходы, которые могли быбыть получены на собственные ресурсы, если бы их представить за плату,установленную рынком, другим пользователям. В обобщенном виде внутренниеиздержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемыйресурс (капитал, землю, труд, как если бы денежные средства были вложены вбанк, земля сдана в аренду и приносит ренту и т.д.) и нормальную прибыль (онавключает в себя зарплату и вознаграждениепредпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели вдействительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, чтопозволяет включать их в экономические издержки:
Экономические = Бухгалтерские + Неявные (имплицитные)
издержки издержки издержки
Понятие«экономические» является общепринятым; бухгалтерские исчисляются на практикепри подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.
Учетупущенных возможностей является важной чертой рыночной экономики.
Конкретныйсостав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства иобращения, регулируются законодательством практически во всех странах. Этосвязано с особенностями налоговой системы, исходя из чего выделяют затраты(издержки) по способу возмещения затрат.
Повозмещению затрат они делятся на:
1.Затраты, подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода,возмещаемые за счет цены на продукцию, что уменьшает налогооблагаемую прибыль;
2.Затраты, не подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода,возмещаемые за счет чистой прибыли (в распоряжении субъекта хозяйствования),что уменьшает прибыль в распоряжении субъекта хозяйствования — к ним относятсявсе сверхнормативные расходы (на рекламу, представительские, командировочные,амортизацию, проценты за кредит). В зависимости от того, в каком структурномзвене были осуществлены те или иные затраты, выделяют затраты на уровне цеха(участка) — цеховая себестоимость, на уровне предприятия (фирмы) —производственная себестоимость, а с учетом затрат пореализации продукции — полную (сбытовую) себестоимость.
Подструктурой себестоимости продукции (работ, услуг) понимается поэлементныйсостав затрат в общей стоимости затрат, т.е. удельный вес различных элементовзатрат на производство продукции. Их структура формируется под влияниемразличных факторов: характера производимой продукции и потребляемыхматериально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форморганизации и размещения, условий снабжения и сбыта.
Наоснове отраслевой себестоимости, т.е. в зависимости от того, какой элементзатрат является преобладающим, выделяют:
•материалоемкие отрасли (пищевая, легкая),
•энергоемкие отрасли (химическая, алюминиевая),
•фондоемкие отрасли (нефтедобывающие и газодобывающие),
•трудоемкие отрасли (угольная, лесная, сельское хозяйство).
1.2 Предпосылкиинтегрированного управления затратами предприятия
Существующаяв настоящее время на отечественных предприятиях система управления затратами,основанная на «котловом» методе учёта, давно устарела. Современному рынку неинтересны затраты организации, ему важны затраты на конкретное изделие,конкурирующее на рынке. Интегрированное управление затратами в этой связивидится противозатратным механизмом, что определяет особую важность минимизациизатрат на всех стадиях цепочки создания ценностей конкретного изделия.Предпосылками для интегрированного подхода к управлению затратами являютсяновое понимание механизмов рынка как стратегического элемента в реализации иразвитии конкурентных возможностей предприятий, соблюдение общих принциповуправления затратами, тенденции интеграции участников хозяйственных связей,развития логистических сетей, использование опыта аутсорсинга.
Практическиепринципы управления затратами сводятся к следующему:
*системный подход к управлению затратами;
*методическое единство управления затратами;
*управление затратами на всех стадиях жизненного цикла продукта (услуги);
*оптимальность в сочетании снижения затрат и повышения качества продукции;
*поиски эффективных методов и инструментов снижения затрат;
*совершенствование информационной базы в вопросе управления затратами;
*повышение заинтересованности центров ответственности в снижении затрат.
Одиниз путей реформирования промышленных предприятий — создание механизма, которыйгибко и эффективно обеспечивал бы взаимодействие основных элементов логистическойсистемы (ЛС) «поставка – производство – складирование – транспортировка – сбыт».Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуютсоздания условий по объединению предприятий различных видов деятельности (в томчисле предприятий инфраструктуры рынка) в интегрированные логистическиецепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратамиосуществлять производство и поставку продукции потребителю.
Работапредприятий в составе логистических цепочек определяет целый ряд преимуществ,связанных с объединением независимых рисков, то есть уменьшением числа «сбоев»в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качествафункционирования всей системы. Основная причина их успеха кроется в том, чтосегодня успех предприятия зависит не только от собственных ресурсов, но и отумения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участниковлогистической системы. Для новой экономики характерен эффект интеграции,вызванный существенным снижением затрат на взаимодействие предприятий различныхвидов деятельности – участников логистической цепочки.
Аутсорсингпозволяет предприятию снижать затраты, повышать качество выпускаемой продукции,получить доступ к новым технологиям, подбирать высококвалифицированныйперсонал, снижать риски деятельности. В отечественной юридической практикепонятие аутсорсинга отсутствует, но существуют нормы Гражданского кодекса РФпри заключении договоров (соглашений) на выполнение непрофильных услуг (данныйдокумент регулирует в РФ взаимоотношения между предприятием-заказчиком ипредприятием-аутсорсером).
Наиболеесложной и трудоёмкой задачей интегрированного управления является оценкапотребных затрат ресурсов, достоверное решение которой является необходимойпредпосылкой для выбора наиболее результативного использования совокупныхзатрат с учётом общего синергетического эффекта или хотя бы с надеждой на него.
Концепциясинергизма в экономике впервые была предложена в 60-х годах XXв. для оценки взаимозависимости различных видов деятельности внутри отдельногопредприятия. Первоначально эта концепция представляла собой переход от принципаэкономии на масштабах производства к более широкому принципу стратегическойэкономии на масштабах деятельности. При управлении затратами источникомсинергизма может быть использование отдельных ресурсов для осуществленияхозяйственной деятельности одновременно несколькими сопряжёнными предприятиями.В результате затраты взаимно дополняются и уменьшаются, функции управлениязатратами одного предприятия дополняют функции управления другого. Общая отдачавсех затрат сопряжённых предприятий будет выше, чем сумма отдачи затрат поотдельным предприятиям. Рентабельность затрат в сопряжённых предприятиях приинтегрированном управлении также выше.
Возможностиновейших информационных технологий открывают принципиально новые подходы дляснижения затрат предприятий. «Интеграция должна пронизывать весь информационныйпроцесс. Так, одна и та же первичная информация используется для различныхинформационных нужд; сведения передаются по единичным каналам только один раз водном направлении — в вычислительный центр, а оттуда могут быть затребованылюбым органом управления», — пишет А.Шмигель.
Интегрированноеуправление затратами в рамках системы управления предприятием реализуетсясочетанием двух концепций управления затратами: целевого управления имеханизмов самоорганизации. Целевое управление затратами представляетнаправленное изменение состава, структуры и формирования затрат. Оно опираетсяна интегрированную систему контроля распределения ресурсов, формированияцелевых траекторий и оперативно-распределительного контроля их реализации.Самыми распространёнными стратегиями в концепции целевого управления затратамиможно считать стратегию снижения затрат и стратегию диверсификации. В качествепримера целевого управления приведу концепцию, разработанную группой финскихучёных; основными этапами целевого управления они считают процесс определениярезультатов, процесс управления по ситуации и процесс контроля за результатами(на русский язык переведён их сборник «Управление по результатам»).
Средимеханизмов самоорганизации выделяются система контроллинга, обеспечивающегообратную связь в контуре управления предприятием, и BalancedScorecard. Эти инструментыстратегического и оперативного управления позволяют связать стратегические целипредприятия с бизнес-процессами и повседневными действиями управленцев всехуровней, следить за правильной реализацией выбранной стратегии1.
Прослеживаяэволюцию функций управления затратами (планирование по отдельным аспектамтрансформировалось в комплексное программно-целевое планирование, бухгалтерскийи производственный учёт — в систему контроля и регулирования, управленческийучёт в интегрированную систему управления затратами), нетрудно заметить важнуюроль в ней методологии системного анализа. Реализация стратегических измененийв области управления затратами на предприятии сопряжена с явнымиорганизационными, финансовыми, социальными и психологическими издержками.
Оттогоактуальна разработка системного методологического подхода, обеспечивающегоподдержку управления стратегическими изменениями на предприятии как сложногомногоаспектного социально-экономического процесса (преследующего, прежде всегоэкономические цели).
Всложном процессе планирования, учёта, анализа, регулирования и стимулированиязатрат на производство и реализацию продукции, который я трактую как процессинтегрированного управления, развиваются методологии интегрированного учёта затрат.Они принципиально определяют сущность управленческого и финансового учёта. ХотяЯ.В. Соколов полагает, что развитие учёта приводит к его дифференциации, а не кинтеграции, это не умаляет значения интегрированного учёта.
Вединой системе учёта во время интеграции наблюдается разукрупнение отдельныхобъектов, их относительное обособление, дифференциация, смещение границ икомплексность всех функций управления и видов учёта (первичного, оперативного,финансового, управленческого), которая предполагает совместное использованиеданных, оптимизацию информационных потоков в системах управления.
Интегрированныйучёт — система наблюдения и контроля, формирующая обратную связь в управлениипредприятием. Она аккумулирует и информацию, не относящуюся непосредственно кучёту, но позволяющую расширить область сбора, обработки и использованияинформации для управления затратами. Исходя из особенностей предприятия,ведущими могут оказаться различные объекты учёта. Это позволяет не только обобщатьплановую, нормативную и учётную информацию о движении ресурсов от производствадо реализации товара, но и строить алгоритмы операций учёта и контроля, выявляяотклонения от запланированных показателей по затратам на производство иреализацию продукции (работ, услуг).
Дляоперативного управления затратами, их контроля, исчисления себестоимостиединицы продукции, установления цен зарубежными экономистами были разработаны иактивно используются системы учёта затрат «директ-костинг» и «стандарт-кост». Воснове системы «стандарт-кост» лежит твёрдое установление норм затратматериалов, энергии, рабочего времени, труда, зарплаты — всех расходовпредприятия, связанных с изготовлением и реализацией продукции. В основесистемы «директ-костинг» лежит четкое разделение затрат на переменные ипостоянные. Это достигается анализом поведения затрат при изменении объёмовпроизводства и реализации. Прямые затраты (сырьё и основные материалы, оплататруда производственных рабочих) обобщаются по видам готовой продукции, а косвенныерасходы (общепроизводственные и общехозяйственные) фиксируются на отдельномсчёте и списываются на общие финансовые результаты того отчётного периода, вкотором они возникли. Таким образом, учитывается и планируется неполнаясебестоимость (только в части переменных затрат).
Смыслсистемы «стандарт-кост» заключается в том, что на основе разработанных доначала производственного процесса норм составляются стандартные калькуляции, тоесть себестоимость проектируемой продукции устанавливается заранее, а вдальнейшем учитывают фактические затраты, выделяя отклонения от плановых норм.Основная задача, которую ставит перед собой «стандарт-кост» — учёт потерь иотклонений в прибыли предприятия, приведение фактических затрат в соответствиес нормами с помощью умелого управления.
Результативностьинтегрирования учёта затрат предприятия зависит от наличия стандартов.Автоматизация производственных процессов заставила бизнес искать новые путиуправления предприятиями. В результате появился свод стандартов ISO9000 (2000г.). С 2003 года в Европе этот стандарт стал обязательным для всехпоставщиков товаров и услуг. Однако бизнес-процессы ещё слабо стандартизованыдля использования их в информационных системах. В настоящее время существуетразвиваемая система стандартов, поддерживающих различные стороны процессаинтегрирования предприятия. Для эффективного использования стандартовприменительно к конкретному предприятию необходимо полное описание ими всегопроцесса создания или изменения процесса интегрированного управления затратами,чёткое разграничение областей действия разных групп стандартов.
Управлениепредприятием по центрам ответственности — ещё одна перспектива дляотечественных предпринимателей и менеджеров. Построение центров ответственностив соответствии с организационной структурой предприятия позволяет связатьдеятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценитьрезультаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результатыдеятельности предприятия. Цель учёта по центрам ответственности состоит и вобобщении данных о затратах, о результатах деятельности по каждому центруответственности; тогда возникающие отклонения можно связать с деятельностьюконкретного человека. Именно интегрированный подход позволяет наиболее эффективнообеспечить функционирование структурных элементов организации, представленныхкак центры ответственности. На получение наивысшей прибыли в них будут влиятьконкурентная позиция, конкурентная цена, доля рынка и размер издержек,структура отрасли, эффективность инвестиций и эффект масштаба. Интегральнаяответственность за уровень издержек связана не только с внутрифирменнымизатратами, но включает ответственность за эффективность продаж, своевременностьпоставок и правильность выбора между производством продукции и её приобретениему поставщиков.
Засчёт интегрированного управления затратами достигаются важные цели:
· ростмасштабов деятельности из-за распространения деятельности на предприятии саналогичными перспективами роста;
· повышениеприбыльности за счёт других предприятий, обеспечивающих экономию затрат;
· ростфинансовых результатов деятельности предприятия за счёт правильного выборамежду снижением затрат и дифференциацией;
· обеспечениенепрерывного роста предприятия в краткосрочном и долгосрочном плане путёмулучшения сочетаемости жизненных циклов продукции;
· улучшениекачества и повышение эффективности управления из-за создания центровответственности;
· анализи повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на предприятии,проводимые при внедрении новых видов, методов и систем учёта;
· единаяметодологическая и информационная база, сформированная системой контроллинга,которая поддерживает внутренний баланс экономики предприятия, сообщая озатратах и доходах (опорной точке оптимальных управленческих решений).
Понятно,что необходимость в системной интеграции управления затратами предприятия сталаодной из главных причин внедрения системы контроллинга. Контроллинг основан напринципах «директ-костинг», но может также включать элементы системы«стандарт-кост». Контроллинг отрицает необходимость планирования и учёта всехзатрат предприятия и целесообразность калькулирования полной себестоимости, вчем и заключается его специфика. Контроллинг является сложной конструкцией,объединяющей установление целей, планирование, учёт, контроль, анализ,управление информационными потоками и выработку рекомендаций для принятияуправленческих решений. Как утверждает В.Б.Ивашкевич, «контроллинг — это нетолько контроль издержек (функция «стандарт-коста» применительно к издержкампроизводства) и рентабельности выпуска и реализации отдельных продуктов и услуг(чем в основном занимается «директ-костинг»), но и обеспечение достиженияпоставленной предприятием цели...» При управлении контроллинг анализирует отклонения,величины покрытия. Основная задача контроллинга — направлять систему управленияпредприятием к поставленным целям. Контроллинг как интегрирующая деятельностьобеспечивает целостный исторический и прогностический взгляд на деятельностьпредприятия1.
Изпервой главы курсовой работы я узнала и сделала вывод о том, что деятельностьлюбого субъекта хозяйствования, занятого в той или иной сфере деятельности,связана с определенными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько икаких затрат было использовано. Затраты отражают совокупность его фактическихрасходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода.От суммарного объема затрат зависит основной результирующий показатель — массаприбыли. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой продукции посравнению с аналогичным показателем у конкурентов улучшает финансовыйрезультат, т.е., сохранив цену на продукцию, предприниматель имеет возможностьполучать с каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю нормудохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой конкурентов, чтоприведет к увеличению дополнительной массы прибыли за счет увеличения общихобъемов реализации. Построение интегрированной системы учётапозволяет расширить функцию регулирования и обеспечить необходимую связь междупроизводственными, технологическими и экономическими службами предприятия. Приобработке информации в рамках интегрированного учёта взаимодействие междуразличными службами предприятия позволяет проводить глубокий и детализированныйанализ экономических показателей, давая оценку результатов отдельныхподразделений и всего предприятия, планировать и прогнозировать развитиехозяйственной деятельности организации.
Глава 2. Анализиздержек обращения в сети реализации нефтепродуктов (на примере ОАО «Лукойл»)
Затраты, возникающие в процессереализации нефтепродуктов, принято называть издержками обращения. Издержкиобращения на предприятиях нефтепродуктового обеспечения — это затраты,связанные с приёмом, хранением и реализацией нефтепродуктов, оказанием услуг похранению горюче-смазочных материалов, выполнением посреднических услуг иреализацией сопутствующих товаров. ОАО «ЛУКОЙЛ» в качестве одной из важнейшихстратегических задач рассматривает проблему развития системы нефтепродуктообеспеченияпутём увеличения объёмов и эффективности продаж на уже освоенных рынках, атакже внедрения на новые рынки сбыта.
Всфере сбыта нефтепродуктов главными направлениями финансово-хозяйственнойдеятельности компании «ЛУКОЙЛ» являются:
— расширение сети автозаправочных станций современного типа с комплексомсервисных функций;
— укрупнение организационной структуры нефтепродуктообеспечения ;
— выход за пределы России, прежде всего в страны СНГ, Восточной (Центральной)Европы и на территорию США.
Всреднесрочной перспективе до 2010 года компания считает необходимым динамичноразвивать систему предприятий нефтепродуктообеспечения и их сбытовой сети,планируя:
— сохранить долю присутствия на традиционных рынках сбыта нефтепродуктов иувеличить объём продаж в новых для неё регионах, доведя совокупный объёмреализации нефтепродуктов до 14,5 млн тонн в год;
— удвоить сеть автозаправочных станций на территории России за счёт строительстваи приобретения более 1100 автозаправочных станций, что позволит увеличить объёмрозничной реализации до 5 млн тонн в год;
— в течение ближайшихполутора-двух лет закончить реконструкцию более 300 действующих
АЭС,приведя их в соответствие с современными техническими и рыночными требованиями.
Сбытоваядеятельность компании «ЛУКОЙЛ» начинается с приёма нефтепродуктов отнефтеперерабатывающих предприятий и завершается их продажей конечнымпотребителям, что позволяет выделить две стадии движения продукции:
— первичное распределение, то есть перемещение нефтепродуктов между сбытовымиподразделениями компании, или внутрикорпоративное перемещение;
— вторичное распределение, или продажа нефтепродуктов конечным потребителям.
Внутрикорпоративное(первичное) перемещение заключается в том, что организациинефтепродуктообеспечения компании принимают нефтепродукты отнефтеперерабатывающих предприятий и осуществляют их отгрузку региональнымпредприятиям нефтепродуктообеспечения и собственным филиалам и нефтебазам.Формами конечной реализации нефтепродуктов (вторичное распределение) являются:-
— оптовые продажи нефтепродуктов в виде прямых транзитных поставок в резервуарныеёмкости покупателей;
— мелкооптовые продажи нефтепродуктов покупателям с нефтебаз путём их доставкибензовозами;
— розничные продажи нефтепродуктов частным и корпоративным покупателям через сетьАЭС;
— розничные продажи фасованных моторных масел через собственные АЭС и дилерскиесети.
Движениенефтепродуктов от нефтеперерабатывающих предприятий до конечных потребителейсопряжено с созданием добавленной стоимости в процессе организационно итехнологически необходимых видов деятельности и работ. Эта добавленнаястоимость в блоке сбытовой деятельности компании оказывает воздействие науровень оптовых и розничных цен на нефтепродукты, что требует поддержаниязатрат по реализации на конкурентоспособном уровне.
Дляпроведения анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности в сетиреализации нефтепродуктов суммарные издержки обращения представляют каксовокупность постоянных и переменных затрат. При этом используют соотношение:«затраты – объём реализации – прибыль» (Cost– Volume — Profit).Этот вид анализа позволяет выявить оптимальные пропорции между постоянными ипеременными затратами, ценой и объёмом реализации, минимизировать рискпредпринимательской деятельности. Базовыми элементами анализа являютсямаржинальный доход и порог рентабельности (точка безубыточного объёмареализации нефтепродуктов). Маржинальный доход — разница между выручкой отреализации и суммой переменных затрат. Порог рентабельности — показатель,характеризующий объём реализации нефтепродуктов, при котором выручка отреализации равна всем совокупным затратам сети нефтепродуктообеспечения.
Для определения порогарентабельности на практике используют величину и норму маржинального дохода.Величина маржинального дохода показывает вклад сети нефтепродуктообеспечения впокрытие постоянных затрат и получение прибыли. Известны два способаопределения такого дохода. По первому способу из выручки от реализациипродукции вычитают все переменные затраты, то есть все прямые расходы и частьнакладных (общепроизводственных) расходов, зависящих от объёма реализации иотносящихся к категории переменных затрат. При использовании второго способавеличина маржинального дохода определяется путём суммирования постоянных затрати прибыли сети реализации.
Управлениеиздержками обращения и рост прибыли реальны за счёт увеличения маржинальногодохода. Для этого можно использовать разнообразные приёмы: снизить цену продажи в результате увеличить объём реализации; увеличить объём реализации и снизитьуровень постоянных издержек; пропорционально изменять переменные, постоянныезатраты и объём реализации продукции.
Основнойзадачей анализа издержек обращения нефтепродуктов является содействиедостижению главной цели предприятия нефтепродуктобеспечения — максимизацииприбыли — путём выявления неиспользованных резервов снижения расходов нареализацию продукции. К числу факторов, являющихся объектом анализа иоказывающих существенное влияние на изменение издержек обращения, можно отнести:
— общие факторы, которые влияют на значительное число показателей (например,изменение объёма реализации нефтепродуктов может повлиять на состояниенескольких статей затрат);
— частные факторы, то есть специфические, присущие только определённому показателю(изменение тарифа на перевозку нефтепродуктов повлияет только на одну статьюзатрат — «услуги по транспортировке грузов»);
— внутренние основные факторы (расход материалов, численность персонала,организационная структура управления и т.п.);
— внутренние неосновные факторы (например, структурные сдвиги в товарообороте);
— внешние факторы (изменение уровня цен на материалы, услуги стороннихорганизаций, новшества налогового законодательства);
— интенсивные факторы (установление контроля над уровнем нормативных запасов и ихрациональным использованием, своевременный и качественный ремонт основныхсредств, квалифицированный подбор и повышение уровня подготовки персонала,применение рациональных схем по транспортным поставкам нефтепродуктов, ускорениеоборачиваемости финансовых средств);
— экстенсивные факторы (например, необоснованное увеличение численностиперсонала, предметов и средств труда).
Впроцессе анализа влияния интенсивных факторов следует оценить динамикуиспользования ресурсов по статьям затрат, а также рассчитать снижение затрат взависимости от изменения объёмов реализации нефтепродуктов, определить долювлияния интенсивных и экстенсивных факторов на изменение издержек обращения.Объектами анализа настоящего исследования являются:
— затраты по мелкооптовой реализации нефтепродуктов (анализ зависимости затрат отмощности действующих нефтебаз ОАО «ЛУКОЙЛ» и продолжительности ихэксплуатации);
— затраты при розничной реализации нефтепродуктов (анализ зависимости затрат отмощности, продолжительности эксплуатации и удалённости действующих АЭС отобеспечивающих нефтебаз).
2.1 Анализ зависимостииздержек обращения от мощности действующих нефтебаз
Нефтебазыявляются основным объектом поддержки розничной торговли нефтепродуктами ивыполняют функции мелкооптовых продавцов. Одновременное исполнение ролеймелкооптового продавца и базового объекта обеспечения деятельности собственныхАЭС вызвано необходимостью покрытия затрат нефтебаз, связанных с приёмом,хранением, отпуском на АЭС или непосредственной продажей покупателямнефтепродуктов. В последующем все аккумулированные затраты нефтебазыраспределяются по видам реализации нефтепродуктов, но в данной работерассматриваются общие затраты и основные источники их возникновения, основныефакторы формирования изменений и динамики изменений. Исходными данныминастоящего анализа являются результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО«ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» за 2002 год с привлечением материалов ООО«ЛУКОЙЛ-Нижний Новгороднефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ — Санкт-Петербургнефтепродукт».
Всенефтебазы ООО «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт» можно по мощности резервуарных парковразделить на четыре группы: до 10 тыс. м3, от 10 до 20 тыс. м3,от 20 до 50 тыс. м3, свыше 50 тыс. м3 (см. табл. № 2.1).
Таблица№ 2.1
Долягрупп нефтебаз в объёмных показателях производственной деятельностиГруппа нефтебаз Удельный вес Коэффициент оборачиваемости резервуарного парка в резервуарном парке в объеме реализации в затратах
До 10 тыс. м3 23,2 41,9 53,6 1,02
От 10 до 20 тыс. м3 32,6 28,7 21,4 0,50 От 20 до 50 тыс. м 28,1 16,2 12,0 0,33
Свыше 50 тыс. м3 16,1 13,2 13,0 0,46 Всего 100,0 100,0 100,0 0,57
Группасамых крупных нефтебаз занимает наибольшую долю по таким видам затрат, какматериалы на хозяйственные нужды (51,2%); материалы по технике безопасности(46,8%); текущий ремонт (48,7%); поверка оборудования (53,1%); его градуировка(89,4%); налоги, включаемые в себестоимость (42,7%); пожарная сигнализация(54,5%).
Втораягруппа нефтебаз по доле в общих затратах уступает только самым мелкимнефтебазам, но при этом они имеют наивысшую долю по следующим видам затрат:расходы электроэнергии на отопление (59,2%); страхование недвижимого имущества(51,5%); земельный налог (46,4%); услуги охраны (64,9%); сигнализация (57,9%);услуги рекламных агентств и аудиторов (59, 5%); пожарная охрана (100,0%);обслуживание оргтехники (52,7%); резерв по заработной плате (79,2%) и поотчислениям от заработной платы (78,4%).
Решающимфактором подобного распределения затрат по группам нефтебаз являетсясоотношение ёмкостей резервуарных парков и объёмов реализации нефтепродуктов покаждой группе. Ёмкость резерву арного парка первой группы занимает толькотретью позицию (23,2%), при этом в объёме реализации продукции она заметнопревосходит все остальные группы (41% всего объёма реализации). Самая большаяпо объёмам резервуарного парка вторая группа (32,0%) по объёмам реализациизанимает вторую позицию (28,7%).
Уровенькоэффициента оборачиваемости резервуарного парка оказался решающим показателемранжирования групп нефтебаз по объёму затрат и их удельному весу в общей сумме.Затраты на содержание и эксплуатацию одного куб. м резервуарной ёмкостисущественно различаются по группам нефтебаз. По группе нефтебаз с резервуарнымпарком до 10 тыс. куб. м отмечаются самые высокие затраты на куб. мрезервуарной ёмкости; они на 131,4% превышают средние затраты по всемдействующим нефтебазам. Однако по мере роста ёмкости резервуарного парказатраты на эксплуатацию и содержание одного куб. м ёмкости имеют тенденцию кснижению, но до определенного объёма резервуарного парка.
Важноезначение для оценки зависимости затрат от ёмкости резервуарного парка имеютданные об уровне и изменении удельных затрат по группам нефтебаз (см. табл. № 2.2).Группа нефтебаз с ёмкостью резервуарного парка до 10 тыс. м3 имеетсамые высокие удельные затраты в целом, последующие две группы отличаютсяпадающими затратами по отношению к первой группе нефтебаз и средними затратамипо всем действующим нефтебазам. Общая тенденция соотношения удельных затрат иёмкости резервуарного парка нефтебазы состоит в том, что по мере роста ёмкостиудельные затраты снижаются по отношению к нефтебазам с наименьшим паркомхранения нефтепродуктов.
Отражениемзависимости затрат от мощности (ёмкости) резервуарного парка является изменениеудельных затрат на тонну реализованных нефтепродуктов. Объём реализациинефтепродуктов выступает количественным отражением степени загрузки мощностейчерез коэффициент оборачиваемости резервуарного парка и отражает зависимость нетолько производственного потенциала нефтебазы, но и эффективности егоиспользования. В целом удельные затраты на тонну реализованных нефтепродуктовоказались выше затрат на единицу резервуарного парка на 76,4%, причемнаибольший рост наблюдался в третьей группе (205,8%), а абсолютное выражение —в четвёртой группе нефтебаз. Затраты на тонну реализованных нефтепродуктовоказались ниже затрат на единицу резервуарной ёмкости только в первой группенефтебаз, где коэффициент оборачиваемости резервуарного парка превышаетединицу. Другим важным результатом исследований является выявление значительнойразницы между максимальными и минимальными значениями затрат на резервуарнуюёмкость (5,4 раза) и на тонну реализованных нефтепродуктов (1,7 раза).
Таблица№ 2.2
Удельныезатраты по группам нефтебаз в зависимости от ёмкости резервуарного парка иобъёмов реализации (руб. на м3)Всего
Статьи
затрат
По группам
нефтебаз
ДО 10 тыс. м3
от 10 до 20 тыс. м3
от 20 до 50 тыс. м3
свыше 50 тыс. м3 1. Основные сырьё и материалы 36,4 73,9 20,3 10,0 51,2 2. Прочие сырьё и материалы 43,9 100,5 6,2 66,1 — 3. Транспортировка нефтепродуктов бензовозами 19, 47,4 8,2 10,0 18,1 4. Железнодорожные перевозки 113,4 241,9 88,7 7,8 123,3 5. Текущий ремонт 17,0 1,6 25,0 0,8 41,5 6. Капитальный ремонт 52,0 152,4 41,9 10,7 — 7. Затраты на топливо 15,7 24,4 10,6 14,5 15,7 8. Электроэнергия на технологические нужды 18,6 24,3 2,6 43,1 9. Заработная плата 160,2 398,5 114,9 20,3 153,9 10. ЕСН на заработную плату 57,4 129,8 39,8 20,4 53,4 11. Амортизация основных средств 38,8 93,2 25,9 16,4 26,1 12. Налоги, включенные в себестоимость 22,8 31,2 17,1 1,1 60,6 13. Оплата услуг сторонних организаций 62,8 158,1 39,1 15,9 35,8 14. Услуги легкового автотранспорта 23,7 91,0 8,0 0,2 ОД 15. Другие виды затрат 57,4 143,7 36,9 79,5 15,8 Всего 739,5 1711,9 485,2 316,8 595,5
Общеевыравнивание уровней затрат по группам нефтебаз происходит под воздействиемфактора использования производственного потенциала, отражением которогоявляется коэффициент оборачиваемости резервуарного парка. Уровень коэффициентаоборачиваемости расширяет или сужает базу, на которую относятся затраты, что иопределяет величину удельных затрат на тонну реализованных нефтепродуктов.
2.2Анализ зависимости затрат от продолжительности эксплуатации нефтебаз
Дляанализа зависимости формирования затрат от продолжительности эксплуатации всенефтебазы ОАО «ЛУКОЙЛ» были сгруппированы по периодам эксплуатации: до 25 лет;25—50 лет; 50—100 лет, свыше 100 лет. Основные технико-экономические показателитакой группировки приведены в таблице № 2.3. В объёме наличной резервуарнойёмкости ОАО «ЛУКОЙЛ» 46,4% приходится на нефтебазы со сроком эксплуатации винтервале 25—50 лет и 48,8% — в интервале 50—100 лет, а на базы,эксплуатируемые свыше 100 лет, остаётся всего 5,8% всех ёмкостей. Из всегообъёма реализации 50,1% приходится на нефтебазы, эксплуатирующиеся в интервале50—100 лет, 40,2% — в интервале 25—50 лет, 7,1% — действующие в периоде до 25лет. Анализ эффективности эксплуатации нефтебаз свидетельствует, что с ростомпродолжительности эксплуатации расчётные показатели реализации нефтепродуктовна одну нефтебазу и куб. метр резервуарного парка увеличиваются. Только понефтебазе, действующей более 100 лет, эти показатели снижаются. Структуразатрат по группам нефтебаз в зависимости от сроков их эксплуатации представленав таблице № 2.4.
Изобщей суммы издержек обращения на нефтебазы, действующие от 50 до 100 лет,приходится 42,1%, на нефтебазы с интервалом эксплуатации 25—50 лет — 38,3%, насамые молодые нефтебазы — 18,3%, а на самые старые — 1,3%.
Результатыанализа базируются на данных финансово-экономической деятельности 167автозаправочных станций ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» за 2002 год. Общиетехнико-экономические показатели деятельности АЭС в зависимости от типа имощности приведены в таблице № 2.5.
Таблица№ 2.3
Основныетехнико-экономические показатели деятельности нефтебаз в зависимости отпродолжительности эксплуатацииПоказатели Единица измерения Всего В том числе по срокам эксплуатации
до 25 лет 25-50 лет 50-100 лет свыше 100 лет
1. Количество нефтебаз шт. 27 3 12 11 1
2. Удельный вес в общем количестве % 100,0 14,1 44,4 40,7 3,8
3. Емкость резервуарного парка
м3 380793 26476 176780 155344 22193
4. Удельный вес в общей ёмкости % 100,0 7,0 46,4 40,8 5,8
5. Средняя ёмкость одной нефтебазы
м3 14107 8825 14732 14122 22193
6. Годовой объём реализации т 215824 15284 86790 108146 5605
7. Удельный вес в общем объёме реализации % 100,0 7,1 40,2 50,1 2,6
8. Объём реализации одной нефтебазы:
— годовой
— среднесуточный
т
т 7997,0 21,9 5095,0 13,9 7233,0 19,8 9831,0 27,0 5605,0 15,4 9. Объём реализации на единицу резервуарной ёмкости в год т 0,57 0,58 0,49 0,70 0,25
10. Затраты на реализацию — всего
— одной нефтебазы
— на единицу ёмкости
— на тонну реализации
млн руб.
млн руб. руб.
руб.
281,6
10,4 739,5 1304,7
51,4
17,1 1942,9 3365,6
107,8
9,0
610,0 1242,5
118,7
10,8 764,1 1097,6
3,7
3,7 162,0 641,4
Таблица№ 2.4
Структураосновных видов затрат в зависимости от продолжительностиэксплуатации нефтебазСтатьи затрат По всем действующим нефтебазам В том числе по срокам эксплуатации до 25 лет 25-50 лет 50-100 лет свыше 100 лет 1. Основные сырьё и материалы 4,9 3,6 3,4 6,8 7,0 2. Прочие сырьё и материалы 5,9 — 15,5 — — 3. Транспортировка нефтепродуктов бензовозами 2,6 1,4 3,7 2,4 — 4. Железнодорожные перевозки 15,3 8,2 12,6 20,6 23,4 5. Текущий ремонт 2,3 3,2 0,1 4,0 0,8 6. Капитальный ремонт 7,0 2,7 9,2 7,2 — 7. Затраты на топливо 2,1 0,7 2,1 2,7 4,2
8. Электроэнергия на технологические нужды 2,5 0,5 6,1 0,3 —
9. Заработная плата 21,7 36,3 31,2 24,4 36,4
10. ЕСН на заработную плату 7,8 13,6 5,4 8,2 13,4
11. Амортизация основных средств 5,3 10,0 3,5 4,8 4,0
12. Налоги, включённые в себестоимость 3,1 2,2 1,2 5,2 2,2
13. Оплата услуг сторонних организаций 8,5 8,9 6,3 10,3 8,6
14. Услуги легкового автотранспорта 3,2 4,9 3,0 2,8 —
15. Прочие статьи затрат 7,8 6,4 16,8 — —
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Таблица№ 2.5
Основныетехнико-экономические показатели деятельности АЭС различных мощностейПоказател Единица измерения АЗС
Всего По мощности (заправок в сутки)
1000 750 500 250 150
1. Количество АЭС — всего шт. 167 41 34 47 43 2
в процентах % 100,0 24,6 20,4 28,1 25,8 1,1
2. Годовой объём реализации — всего тыс. 266, 97,7 56,3 72,9 40,2 2,6
в процентах % 100,0 36,4 21,1 27,4 15,1 —
3. Объём реализации одной АЭС т 1595 2366 1656 1551 935 8 в процентах % 100,0 148,3 103,8 97,2 58,6 0,5 4. Прямые затраты — всего млн. руб. 276,5 103,7 53,3 81,7 37,7 0,2 в процентах % 100,0 37,5 19,3 29,6 13,6 — 5. Прямые затраты на одну АЗС — всего млн. руб. 1,7 2,5 1,6 1,7 0,9 0,1 в процентах % 100,0 147,1 94,1 100,0 52,9 5,6 6. Прямые затраты на тонну реализации — всего руб. 1037,9 1069,1 946,7 1120,7 937,8 12500,0 в процентах % 100,0 103,0 91,2 108,0 90,4 1204,3 7. Валовый доход — всего млн. руб. 609,8 218,9 132,3 169,8 88,8 0,04 в процентах % 100,0 35,9 21,7 27,9 14,6 — 8. Валовый доход на одну АЗС — всего млн руб. 3,7 5,3 3,9 3,6 2,1 0,02 в процентах % 100,0 143,2 105,4 97,3 56,8 —
9. Валовый доход на реализованную тонну
— всего руб. 2289,0 2256,7 2350,0 2329,2 2209,0 2252,6 в процентах % 100,0 98,6 102,7 101,8 96,5 98,4 10. Полные затраты — всего млн. руб. 335,2 124,7 66,0 98,0 46,2 0,2 в процентах % 100,0 37,2 19,7 29,2 13,8 0,1 11. Полные затраты на одну АЗС: всего млн. руб. 2,0 3,0 1,9 2,1 1,1 0,1 в процентах % 100,0 150,0 95,0 105,0 55,0 5,0 12. Полные затраты на одну тонну — всего руб. 1258,3 1285,6 1172,3 1344,3 1149,3 1250,0 в процентах % 100,0 102,2 93,2 106,8 91,3 993,4 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Сростом мощности АЭС удельные затраты на тонну реализованной продукцииувеличиваются, материальные затраты по мере роста мощности АЭС сокращаются врасчёте на тонну реализованных нефтепродуктов. При этом сокращаются удельныезатраты по таким статьям расходов, как «сырьё и материал», «хозяйственныенужды», «обеспечение техники безопасности», «работы и услуги стороннихорганизаций». Однако нет чёткой и последовательной тенденции в зависимостимежду мощностью АЭС и услугами по доставке нефтепродуктов. Отмечено, что навеличину транспортных затрат как в абсолютном, так и в удельном выражениисильное влияние оказывает дальность перевозок, а не объём реализации продукции.Наиболее значимыми по степени воздействия и динамике затрат являются такиестатьи, как затраты на оплату труда, амортизацию основных средств, начислениеединого социального налога, услуги охраны, капитальный ремонт и затраты насырьё и материалы. Анализ показал, что с позиции управления затратами иобеспечения их оптимизации наиболее эффективными являются автозаправочныестанции типа АЗС-500.
Продолжительностьэксплуатации АЭС оказывает непосредственное влияние на уровень и динамикузатрат на реализацию нефтепродуктов. Новые станции требуют меньших затрат наподдержание и эксплуатацию, проведение текущих и капитальных ремонтов,обновление оборудования, чем объекты нефтепродуктообеспечения со срокомэксплуатации 20—25 лет. Однако старые АЭС имеют более устойчивый рынок сбыта ипостоянных покупателей, что обеспечивает им оптимальное соотношение затрат натонну реализованной продукции. Прямые затраты как в расчёте на одну АЭС, так ина тонну реализованных нефтепродуктов имеют синусоидальные колебания. В течениепервых пяти лет эксплуатации прямые и полные затраты максимальны, затем ониснижаются и достигают минимума за 10—15 лет. Затем вновь начинается ростзатрат, достигающий максимума в интервале 20—25 лет, после чего уровень затратвновь начинает медленно снижаться. Иллюстрация соотношения уровней удельныхзатрат и дохода по группам АЭС в зависимости от срока их эксплуатации приведенав таблице № 2.6.
Естественно,что уровень затрат определяет и уровень доходности от реализациинефтепродуктов. Самый высокий уровень удельных доходов приходится на интервалэксплуатации АЭС между 25 и 30 годами, когда начинается третья волна снижениязатрат. Следующим по уровню доходности является интервал 15—20 лет, затем свыше30 лет. Характерно, что АЭС, действующие свыше 25 лет, имеют наиболее высокийуровень доходности и снижающуюся величину удельных затрат. Такое соотношениединамики затрат и доходности делает эти группы АЭС наиболееконкурентоспособными на рынке и обеспечивают предприятиюнефтепродуктообеспечения получение основной массы дохода.
Таблица№ 2.6
Уровеньудельных затрат и доходов по группам АЭС в зависимости от сроков ихэксплуатацииСроки эксплуатации Удельные затраты Удельные доходы прямые полные на одну АЭС, млн руб. на реализованную тонну, руб. на одну АЭС, млн руб. , на реализованную тонну, руб. на одну АЭС, млн руб. на реализованную тонну, руб. До 5 лет 2,1 1162,4 2,5 1378,2 4,0 2243,6 От 5 до 10 лет 1,4 881,0 1,7 1100,4 3,6 2260,2 От 10 до 15 лет 1,3 1204,7 1,5 1402,7 2,3 2043,6 От 1 5 до 20 лет 1,4 845,8 1,8 1074,6 4,0 2375,6 От 20 до 25 лет 1,9 1159,1 2,3 1473,7 3,4 2218,6 От 25 до 30 лет 1,8 1103,7 2,2 1331,8 4,0 2377,9 Свыше 30 лет 1,6 906,6 2,0 1135,5 4,2 2373,6
Результатыисследований свидетельствуют, что продолжительность эксплуатации АЭС оказываетвлияние на формирование таких затрат, как сырьё и материалы, текущий икапитальный ремонт, амортизация основных средств, техническое обслуживание,потребление электроэнергии на технологические цели.
Взависимости от региональных особенностей состояния розничной сети, обслуживающейеё сбытовой инфраструктуры, и транспортной логистики воздействие данных статейрасходов на общий уровень и динамику затрат может быть различным. Припланировании и прогнозировании этих видов затрат требуется детальный анализконкретных ситуаций и учёт всей совокупности внешних и внутренних факторов,влияющих на интенсивность и направление воздействия на общий уровень затрат.Все остальные виды затрат не являются функцией продолжительности эксплуатацииАЭС и невосприимчивы к данному фактору.
2.3Анализ воздействия удалённости АЭС от обеспечивающих нефтебаз на уровень идинамику затрат по реализации нефтепродуктов
Проведённоеисследование даёт основание утверждать, что между динамикой и уровнем затрат нареализацию нефтепродуктов и удалённостью АЭС от обеспечивающих их нефтебазсуществует достаточно тесная корреляция. Транспортные расходы по доставкенефтепродуктов являются важным фактором увеличения затрат, но не всегдаявляются основным и решающим источником их роста. В отдельных регионах удельныезатраты на тонну реализованных нефтепродуктов снижаются по мере увеличенияудалённости АЭС от нефтебаз, но при этом затраты на содержание одной АЭС, какправило, увеличиваются. Таким образом, соотношение между уровнем и динамикойзатрат на содержание АЭС и её удаленностью от нефтебаз сложнее, чемтрадиционное представление по этому вопросу.
Дляанализа предприятия разделены на диапазоны по удалённости от нефтебаз: до 20 км, 20—50 км, 50—100 км, свыше 100 км (см. табл. № 2.7).
Таблица№ 2.7
Удельныезатраты на реализацию нефтепродуктов в зависимости
отудалённости АЗСПоказатели Единица измерения Всего В том числе по удалённости автозаправочных станций до 20 км Ог 20 до 50 км от 50 до 100 км свыше 100 км 1. Количество АЭС, удельный вес в общем количестве шт. % 167 100,0
63
57,7
38
22,8
46
27,5
20
12,0
2. Мощность АЭС,
удельный вес в общей мощности
зап./сут.
% 101000 100,0 40350 39,9 24500 24,3 24650 24,4 11500 11,4 3. Объём реализации, удельный вес в общей реализации
тыс. т
% 266,4 100,0
126,4
47,5
69,4
26,1
49,4
18,5
21,1
7,9 4. Объём реализации одной АЭС: годовой среднесуточный
т
т 1595,2 4,4
2006,3
5,5 1826,3 5,0
1073,9
2,9 1055,0 2,9
5. Затраты прямые: всего
на одну АЭС
на реализованную тонну
в т.ч. транспортные
млн руб. млн руб. руб.
руб. 276,5 1,7 1037,9 182,6
123,0
2,0
973,1 122,5
67,3
1,8
969,7 168,2
58,3
1,3
1180,2 263,6
28,0
1,4 1327,0 401,4
6. Затраты полные: всего
на одну АЗС
на реализованную тонну
млн руб. млн руб.
руб.
2,0
2,0 1258,3
2,4
2,4
1191,5
2,2
2,2 1194,5
1,5
1,5
1390,7
1,7
1,7 1564,0
7. Валовый доход: всего
на одну АЗС
на реализованную тонну млн руб. млн руб. руб. 609,8 3,7 2289,0
286,8
4,6
2269,0
162,2
4,3 2337,2
108,0
2,3
2186,2
52,8
2,6 2502,4
Затратына эксплуатацию одной станции снижаются по мере роста удалённости от нефтебаз;совокупные затраты на эксплуатацию одной АЗС, расположенной в радиусе 50—100км, на 35% ниже по сравнению со станцией, действующей в пределах 20 км от нефтебазы. Удельные затраты на тонну реализованной продукции, напротив, растут по мереудалённости АЗС от нефтебаз. Например, удельные затраты наиболее удалённыхстанций на 36,4% выше, чем у самых близких к нефтебазам. Результаты анализасвидетельствуют, что прямые затраты на эксплуатацию одной АЗС по мереудалённости станций от нефтебаз имеют тенденцию к снижению, а удельные затратына тонну реализованных нефтепродуктов, напротив, возрастают.
Сравнительныйанализ действующих АЗС позволяет выявить и подтвердить общую тенденцию: уровеньабсолютных и удельных затрат определяется не только местом расположения АЗС, нои объёмом реализации продукции.
Помере удаления от нефтебазы снижается привлекательность места расположения АЗС,возрастает количество АЭС-конкурентов, снижается уровень сервисногообслуживания потребителей. В конечном итоге все эти факторы сказываются наобъёмах реализации нефтепродуктов.
Итак,сделаю вывод по второй главе, о том, что приведённые результаты исследованийсоздают надежную базу для повышения обоснованности планирования затратрозничной реализации нефтепродуктов, выявления резервов их снижения и повышенияна этой основе рентабельности продаж.
Заключение
Анализируяданную курсовую работу я могу сделать вывод о том, что сегодня многие компаниизанялись оценкой затрат на выполнение определенного вида деятельности всопоставлении с издержками своих конкурентов (к/или по сравнению с издержкамифирм другой отрасли, не являющихся конкурентами, которые эффективно и успешнозанимаются почти аналогичным бизнесом или видом деятельности). При оценкеиздержек внимание концентрируется на сравнении эффективности выполненияосновных функций и процессов в цепочке ценностей на уровне фирмы в целом — какпроизводится закупка материалов, как проводятся расчеты с поставщиками, какосуществляется управление запасами, как производятся процесс обучения персоналаи выплата заработной платы, насколько быстро компания осуществляет внедрениеновой продукции на рынок, как обеспечивается контроль качества выпускаемойпродукции, как принимаются и выполняются заказы клиентов и как обеспечиваетсяпослепродажное обслуживание. Основной целью являются: выявить наилучшуюпрактику выполнения определенного вида деятельности, определить наиболееэффективный способ минимизации издержек и приступить к повышениюконкурентоспособности фирмы по издержкам на основе полученного анализа там, гдепри их оценке затраты на выполнение данного вида деятельности оказались выше,чем у других компаний (у конкурентов и не являющихся таковыми).
Прибыльпредприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукциии затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствиевзаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночногоценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может бытьвыше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравниваетсяавтоматически. Другое дело — затраты на производство продукции — издержкипроизводства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объемапотребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организациипроизводства и других факторов. Следовательно, производитель располагаетмножеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие приумелом руководстве.
Вобщем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ,услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессепроизводства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов,топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат наее производство и реализацию.
Виздержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с:
•непосредственным производством продукции, обусловленные технологией иорганизацией производства;
•использованием природного сырья;
•подготовкой и освоением производства;
•совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшениемкачества продукции, повышением ее надежности, долговечности и другихэксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);
•изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальныхработ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторскихвознаграждений и т.п.
В ходе курсовой работы:
— изучила общуюхарактеристику управления затрат предприятия;
— выявила предпосылкиинтегрированного управления затратами предприятия;
— показать анализиздержек обращения в сети реализации нефтепродуктов (на примере ОАО «Лукойл»)
Список литературы
1. АнсоффИ. Стратегическоеуправление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. — М.:Экономика, 2006
2. ВеснинВ.Р. Основы менеджмента: Уч. – М: ТРИАДА, Лтд, 2007
3. ВиханскийО.С. Стратегическое управление: Уч. – М: Экономист, 2006
4. ВиханскийО.С., Наумов А.И. Менеджмент: Уч. – М: Экономист, 2006
5. ИвашкевичВ.Б. Контроллинг:сущность и назначение // Бухгалтерский учёт. — 2004. — №7. — С. 8-12.
6. КазначевскаяГ.Б. Менеджмент: Уч. – Росто-на-Дону: Феникс, 2006
7. ЛебедевВ. Г., Дроздова Т.Г. Управление затратами на предприятии /Подобщ. ред. Краюхина ГА. — СПб: Бизнес-пресса, 2005
8. МаннР., Майер Э. Контроллинг для начинающих: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова/ Под ред. и с предисл. В.Б. Ивашкевича. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Финансы и статистика, 2007
9. Менеджмент(Конспект лекций). – М: ПРИОР, 2006
10. Менеджментв России и за рубежом. — № 3. – 2005
11. Менеджментв России и за рубежом. — № 4. – 2004
12. СоколовЯ.В. Историяразвития бухгалтерского учёта. — М.: Финансы и статистика, 2007
13. Управлениепо результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Леймана. — М.:Издательская группа «Прогресс», 2005
14. ФилатоваТ.В. Управлениеиздержками производства (в сфере материального производства) // Финансы икредит. — 2005. — № 5 (53). — С. 12—19.
15. ШмигелъА.Д. Организациябухгалтерского учёта в промышленности. — Киев: Вища школа, 2006