Социальные,экономические и политические последствия привлечения иностранных инвестиций вэкономику принимающих стран
Оглавление
I.Введение
II. Основные понятия и экономический смысл инвестиций.
IIIЭкономическая роль иностранных инвестиций в экономике принимающих стран
1. Основные экономические сферы влияния иностранных инвестиций
2. Инвестиционный фактор экономического развития и масштабы мирового инвестиционного процесса.
3. Прямые иностранные инвестиции и экономический рост
4. Методы анализа влияния ПИИ на экономический рост
(1). Дифференциальная модель межстранового перераспределения капитала (модель В. Леонтьева).
(2). Модель экономического роста на базе производственных функций (модель Вельфенса-Джесински и ее модификации).
(3). Модели взаимодействия местных и иностранных инвестиций (модели типа «хищник-жертва»).
5. Инвестиционные процессы в условиях глобализации. Транснациональные компании.
IV Политические последствия привлечения иностранных инвестиций.
1. Либерализация инвестиционного законодательства.
2. Задачи государственного регулирования
3. Конкуренция за ПИИ
V Социальные последствия привлечения иностранных инвестиций
VI Заключение
3
4
6
6
8
11
13
14
16
17
19
23
23
25
27
29
31
I.Введение
Иностранные инвестиции в настоящее время превратились вмощный фактор конкурентоспособности и экономического роста, они существенноусилили интеграцию национальных экономик в мировой рынок и стали движущей силойроста производства и мировой торговли.
В международном переливе капитала заинтересованы каквывозящие его компании и страны, так и компании и страны-реципиенты. Первыетаким путем осваивают новые рынки сбыта, увеличивают свои прибыли и,соответственно, доходы государственных бюджетов. Вторые получают дополнительныеинвестиции, более высокие технологии, квалифицированный менеджмент и маркетинг,а значит и ускорение темпов технико-экономического развития.
Инвестиционный фактор играл важную роль в повышенииконкурентных позиций во всех индустриально развитых странах, создавая импреимущества перед остальным миром. Большие объемы капиталовложения иэффективное их использование позволяли компенсировать недостаток или потерюконкурентных преимуществ связанных для одних сторон с природными ресурсами, длядругих с географическим положением, и почти для каждой из них с дефицитом илидороговизной рабочей силы.
Вместе с тем, иностранные инвестиции могут оказывать иотрицательное воздействие на принимающую страну. Чрезмерная активностьиностранного капитала может обострять социальную и политическую напряженность встране. Кроме того, иностранные компании заинтересованы в переносе опасных ивредных производств из своих стран.
Целью данной работы является изучение разностороннеговлияния иностранных инвестиций на экономическую, политическую и социальнуюситуацию в стране-реципиенте.
II. Основные понятия иэкономический смысл инвестиций.
Видыинвестиций.
В современном миремногообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений междугражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннеми внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала сцелью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловленазакономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использованиичасти дополнительного общественного продукта для увеличения количества икачества всех элементов системы производительных сил общества.
Инвестиции принятоподразделять на:
— денежные средства,
— целевые банковские вклады,
— паи, акции идругие ценные бумаги;
— движимое и недвижимое имущество;
— имущественные права, связанные с авторским правом, опытом идругими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических,технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде техническойдокументации, навыков и производственного опыта, необходимого для организациитого или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); правапользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, атакже иные имущественные права и другие ценности.
2. В отношении объектов вложения инвестицииподразделяются на
— реальные инвестиции, или вложения средств в материальные(здания, сооружения, оборудование и т.п.).
— нематериальные активы(патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторскиеработы в виде документации, программные средства и т.п.). Сюда же можно отнестии инвестиции в человеческий капитал — это любое действие, которое повышаетквалификацию и способность персонала, и в конечном счете повышающеепроизводительность их труда.
— финансовые инвестиции, или вложения средств в различныефинансовые инструменты — ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.
3. По характеру участия в инвестиционномпроцессе инвестиции подразделяются на:
— прямые, предполагающие непосредственноеучастие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этоминвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включаяпрединвестиционные исследования, проектирование и строительство объектаинвестирования, а также производство конечной продукции. Прямой иностраннойинвестицией, в соответствии с российским законодательством считается приобретениеиностранным инвестором не менее 10 процентов доли в уставном капитале коммерческойорганизации
— косвенные, осуществляемые черезразличного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании)аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образомфинансовые средства.
4. Крометого, инвестиции бывают частными, государственными и иностранными.
В соответствии с российским законодательством подиностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальныхценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательскойи др. видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранныхинвестиций могут выступать: вновь создаваемые и модернизируемые основные фондыи оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги,целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальныеценности, имущественные права.
При всем богатстве классификаций иностранных инвестицийпри исследовании инвестиционных процессов обычно используют понятия прямых ипортфельных инвестиций. Под прямыми инвестициями понимаются вложениянепосредственно в реальные активы предприятия, а под портфельными инвестициями– вложения в различные ценные бумаги, кредиты и займы.
Проблема разграничения прямыхи портфельных инвестиций имеет важное методическое значение, хотя границы междуними в определенной степени условны. Существенная разница тем не менеепроявляется в следующих признаках. По времени использования портфельныеинвестиции являются временными и носят спекулятивный характер. Прямые же оказываютдолгосрочное воздействие на финансирование в развитие экономики. По масштабуполучения дохода портфельные инвестиции преследуют цель получения устойчивогодохода на капитал, полную предпринимательскую прибыль, все выгоды,обеспечивающиеся контролем над фирмой по всем направлениям деятельности(торговля, инвестирование, финансирование, кооперация, научно-техническоеобслуживание и т.д.). По масштабам получения прибыли и ее эффективности прямыеинвестиции сопряжены с достижением более высокой рентабельности, чем косвенные.По роли и месту в инвестируемой экономике прямые инвестиции оказываютнепосредственное влияние на состояние внутреннего рынка, создают новые рабочиеместа, способствуют ускоренному внедрению новых форм управления, маркетинга ит.д., а также в конечном счете изменяют отраслевую структуру национальнойэкономики и место государства в системе международного разделения труда. Поналичию угрозы национальной безопасности страны прямые инвестициипредопределяют отчуждение национальной собственности на полюс иностранногоинвестора.
IIIЭкономическаяроль иностранных инвестиций в экономике принимающих стран
Как и во всяком явлении хозяйственнойжизни, в зарубежных инвестициях можно найти и благотворное воздействие наэкономику, и наносящее ей вред. Их приток способствует решению одних проблем ив то же время создает или обостряет другие.
1.Основные экономические сферы влияния иностранных инвестиций
Например, в России как в некоторых развивающихся странахнаблюдается узость рынка сбыта продукции, зачастую не соответствующаяпроизводственным возможностям, и его слишком медленное расширение, а такженедостаточность прибыли для закупки дополнительных средств производства инабора рабочей силы, технического перевооружения. Чтобы выйти из этого тупика,необходим внешний для предприятий фактор, который, во-первых, способствовал бырасширению емкости рынка сбыта отечественных товаров, во-вторых, предоставил быстартовый капитал для закупки дополнительных средств производства и наборарабочей силы в условиях перехода от застоя и отсутствия денежных средств к нормальномуразвитию.
Один из способов увеличения совокупного спроса — эторост и совершенствование производства, которое является не только источникомпредложения товаров и услуг, но и рынком сбыта для поставщиков средствпроизводства. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятийможет расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и темсамым способствовать росту экономики.
Зарубежные инвестиции являются также важнейшим источником иностранной валюты. Хотязачастую наибольшую часть ее приносит экспорт товаров и услуг. Импорт капитала- гораздо более выгодный для принимающей страны способ получения инвалюты, чемэкспорт товаров и услуг. При экспорте товаров и услуг страна, с однойстороны, принимает инвалюту, с другой — в обмен на нее тут же отдает за границуопределенные ценности на сумму, равную покупательной способности полученнойвалюты. В случае импорта капитала страна принимает инвалюту, но ничего взаменнемедленно не отдает. Именно такая особенность зарубежных инвестиций позволиларяду развивающихся стран с ограниченными производственными и экспортнымивозможностями преобразовать экономику на основе закупок на мировом рынкезначительных объемов современных средств производства за счет инвестированногозарубежного капитала и превратиться в новые индустриальные государства.
Правительства государств с низким и средним уровнеммеждународной конкурентоспособности производства, в том числе России, вынужденыискусственно создавать на внутреннем рынке для импортных товаров примерноравную с отечественными конкурентоспособность за счет ввозных таможенных пошлини количественных ограничений импорта. Прямые иностранные инвестиции позволяютзарубежным поставщикам изделий обойти таможенные барьеры с помощью двухспособов. Первый — создать соответствующее предприятие в своей стране иэкспортировать продукцию в ту, которую он избрал как рынок сбыта для нее. Вэтом случае придется преодолевать таможенные барьеры. Другой способпроникновения со своими товарами на внутренний рынок чужой страны — создание вней собственного предприятия. При этом продукция попадает на территориюиностранного государства в обход таможенных барьеров. ПодробнееТранснациональные компании будут рассмотрены в разделе 5.
Важная сторона проблемы экономических последствийимпорта капитала — его воздействие на инфляционные процессы. Иностранноеинвестирование начинается с предоставления определенных денежных средств илизаймов, используемых зарубежными инвесторами на приобретение акций и другихценных бумаг, на строительство новых или скупку действующих предприятий впринимающей стране. Казалось бы, приток денег из-за рубежа расширяет общиеобъемы денежной массы в сфере обращения и способствует усилению инфляции. Однаков действительности импорт капитала в денежной форме в основном увеличивает немассу денег в обращении, а предложение товаров и услуг.
Нередко иностранные инвестиции существенно сдерживаютэкономическое развитие. Это происходит тогда, когда зарубежные фирмы,конкурирующие на рынке определенной продукции с национальными фирмами, скупаютпредприятия с целью устранения конкурентов, и экономическое развитиесдерживается появлением монополии. Частосуществует опасность переноса в страну (в результате импорта капитала)производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан. Зарубежныеинвестиции нередко используют для подрыва национальной безопасностипринимающей страны, ущемления ее суверенитета. Именно этим во многом обусловленонедоверчивое, а иногда и враждебное отношение некоторых государств к импортукапитала.
В каждой стране существует законодательно закрепленныйперечень видов деятельности, запрещенных для иностранного инвестирования. Такаяпозиция продиктована стремлением обеспечить охрану государственной тайны,исключить нанесение ущерба национальной безопасности и обороне и стратегическиминтересам страны. Государство должно обладать всеми возможностями и средствамидля защиты своей безопасности, экономической независимости, обороноспособности,защиты нравственного здоровья и жизни людей, охраны природных и культурныхценностей и окружающей среды.
Как считают специалисты, иностранный капитал нередко«подминает» национальный капитал, либо вытесняет его из прибыльныхотраслей. Импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынокстраны-реципиента товаров, уже завершающих жизненный цикл.
Одной из признанных опасностей, связанных созначительным притоком иностранного капитала (особенно на краткосрочной основе),является то, что этот приток может не только привести к уменьшению внутреннихнакоплений, но и подменить усилия по мобилизации внутренних ресурсов наинвестиционные цели. Пагубность этих последствий усиливается в случае изъятияинвесторами своих средств в периоды финансовой нестабильности.
Из всех иностранных инвестиций наиболее привлекательнымиявляются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Они способствуют активизацииинвестиционного процесса в результате мультипликативного эффекта, содействуютпривлечению передового опыта менеджмента и маркетинга. А также содействуютвозрастанию социально-экономической стабильности, стимулируют развитиеэкспортного производства и способствуютпривлечению в экономику современных технологий. Кроме того, иностранные инвестицииспособствуют созданию дополнительных рабочих мест, повышению занятости,поступлению налогов в бюджеты разных уровней.
Если прямые инвестиции могут считаться относительностабильными, т. к. их нельзя мгновенно вывезти из страны, то движение капиталав форме портфельных и прочих инвестиций может порождать нестабильность мировойэкономики. Портфельные и прочие инвестиции, которые могут быстро перемещатьсяиз одной страны в другую в поисках более высокой нормы прибыли, часто ведут ктяжелой экономической ситуации, вызывая финансовые кризисы в странах из которыхони уходят. Кризис в Юго-Восточной Азии яркое подтверждение того, что движение«горячих денег» может привести к кризису.
В следующих главах рассмотрим некоторые аспекты влиянияиностранных инвестиций подробнее.
2.Инвестиционный фактор экономического развития и масштабы мирового инвестиционногопроцесса.
В предыдущей главе были показаны основные направлениявлияния иностранных инвестиций на экономику страны. Теперь необходимо узнать отом, на сколько весомый вклад в экономическое развитие дают инвестиции. Данные таблицы №1 даютпредставление о зависимости экономического роста во многих странах мира от различных факторов. Таблица выполненаэкспертами МВФ на основе агрегированной производственной функции Р. Солоу.
Анализ данных позволяет заключить, что действительновклад технологического прогресса в экономический рост, измеряемый темпамиприроста ВВП, в последние два десятилетия ХХ века возрастал во всех развитыхстранах. В США, например, доля этого фактора в обеспечении экономического ростаувеличилась с 31,0% в 80-е годы до 34,6 в 90-е годы; в странах Европы в среднемс 45,5 до 50,0%; в Японии соответственно с 30,6 до 42,3%. Таким образом, кначалу текущего столетия в большинстве развитых стран за счет технологическогопрогресса, который может рассматриваться как материализация накопленнойинформации и знаний в традиционных производственных ресурсах, а также выступатьв не материализованном виде в качестве улучшения организации и управления экономикой,обеспечивалось значительное увеличение среднегодового прироста ВВП (от 35 до50%)
Вместе с тем было бы ошибкой недооценивать рольтрадиционных факторов в обеспечении экономического роста постиндустриальныхстран. Как показывают данные, в Японии, например, ведущую роль в экономическомразвитии, измеряемом темпами прироста ВВП, на протяжении последних двухдесятилетий неизменно играл инвестиционный фактор. В 1980-е годы за счетнаращивания инвестиций обеспечивалось 50,0% прироста ВВП, в 90-е 46,2%.Существенную роль играют инвестиции в основной капитал и в экономическомразвитии европейских стран. В среднем за счет инвестиционной составляющей встранах Европы в 1980-е годы обеспечивалось 40,9% прироста ВВП, этот вкладостается весьма существенным и сегодня.
Значение рабочей силы в увеличении ВВП снизилось впоследние два десятилетия во всех развитых странах и вклад этого фактора израссмотренных трех составляющих наименьший. Повышение роли технологическогопрогресса происходило в основном за счет снижения роли живого труда, и этосущественно не снижало роль инвестиционной составляющей экономического роста.Роль инвестиционной составляющей характеризовалась устойчивостью и была весьмазначительной.
Стабильно весомаяроль инвестиционной составляющей экономического роста явилась одной изпредпосылок современной мирохозяйственной тенденции — опережающего ростамеждународной инвестиционной активности по отношению к динамике мирового ВВП имеждународной торговли. Так, за период 1990—2000 гг. при росте мирового ВВП в1,3 раза и увеличении мирового товарного экспорта в 1,5 раза размер прямыхиностранных инвестиций в мире вырос не менее чем в 6 раз.[1]
Таблица1
Вкладосновных факторов экономического роста в прирост валового внутреннего продукта
США
Страны Европы
Япония
1980-е гг.
1990-е гг.
1980-е гг.
1990-е гг.
1980-е гг.
1990-е гг.
Среднегодовые темпы прироста ВВП
2,9
2,6
2,2
2,0
3,6
2,6
вклад факторов:
рабочая сила
1,1
0,9
0,3
0,2
0,7
0,3
(в % к итогу)
38,0
34,6
13,6
10,0
19,4
11,5
основной капитал
0,9
0,8
0,9
0,8
1,8
1,2
(в % к итогу)
31,0
30,8
40,9
40,0
50,0
46,2
технологический прогресс
0,9
0,9
1,0
1,0
1,1
1,1
(в % к итогу)
31,0
34,6
45,5
50,0
30,6
42,3
Объем и географическая структура прямого иностранногоинвестирования (по группам стран) отражена в табл. 2. Свыше 79% всего объемаПИИ поступает в экономику развитых стран. Мировым лидером по объемупривлекаемых из-за рубежа инвестиций на протяжении многих лет остаются США,экономика которых в 2000 г. приняла 281,1 млрд. долл. прямых иностранныхинвестиций.
Приток и вывоз прямых иностранныхинвестиций Таблица 2
Приток прямых иностранных инвестиций
Вывоз прямых иностранных инвестиций из стран их происхождения
1986-1991 гг. (среднегодовой показатель)
2000 г.
1986-1991 гг. (среднегодовой показатель)
2000 г.
Млрд. долл.
В% к итогу
Млрд. долл.
В%к итогу
Млрд. долл.
В%к итогу
Млрд. долл.
В%к итогу
Всего
159,4
100
1270,8
100
180,5
100
1149,9
100
Развитые страны
129,6
81,3
1005,2
79,1
169,2
93,7
1046,3
91
Развивающиеся страны
29,1
18,3
240,2
18,9
11,3
6,3
99,5
8,7
Страны Центральной и Восточной Европы в том числе
0,7
0,4
25,4
2
4
0,3
Россия
2,7
0,21
3,1
0,27
Приток ПИИ в развивающиеся страны в 2000 г. возрос до240,4 млрд. долл. против 33,7 млрд. долл. в 1990 г. Привлечение ПИИ вразвивающиеся страны шло не столь высокими темпами, как в развитые государства,что обусловило снижение доли развивающихся стран в мировом объеме вновьпривлеченных ПИИ с более чем 25% в начале 1990-х гг. до 18,9% в 2000 г.
3. Прямые иностранные инвестиции и экономический рост
С исторической точки зрения ПИИ сыграли важную роль вразвитии экономической инфраструктуры европейских колоний и бывших колониальныхвладений. Например, в середине XIXв. США и Канада смогли осуществить крупномасштабные вложения в строительствожелезных дорог с помощью британского капитала. Развитие транспортной сети содействовалоповышению благосостояния фермерских хозяйств, увеличению стоимости сельскохозяйственныхугодий и развитию импортозамещающих отраслей, таких, как сталелитейноепроизводство.
В настоящее время влияние ПИИ на экономическое положениестран-реципиентов оценивается неоднозначно. Сторонники политики привлеченияПИИ утверждают, что иностранный капитал приходит в страну в условияхотносительной нехватки внутренних ресурсов и увеличивает ее инвестиционныевозможности. Кроме того, его приток, как уже было отмечено сопровождаетсявнедрением новых технологий и современных стандартов ведения бизнеса, что вконечном счете способствует экономическому развитию страны на основе усиленияконкуренции на внутреннем рынке.
Противники политики привлечения ПИИ обращают внимание наее негативные последствия, часто наблюдаемые в странах-получателях иностранногокапитала. В частности, они указывают на то, что транснациональные корпорацииактивно вмешиваются в законотворческие процессы в стране (не пренебрегая иуслугами коррумпированных бюрократов), склонны игнорировать ее экологическое итрудовое законодательство и полагаются главным образом на заграничныхпоставщиков.
Обратимся к экономической теории. Исходя из положенийтеории отраслевых рынков можно представить два довода в пользу осуществленияПИИ — сохранение контроля и сокращение издержек.
Общеэкономическая предпосылка притока иностранногокапитала — возможность получения более высокого дохода за границей. Обычнокапитал приносит повышенный доход в условиях его относительного недостатка.Дефицит капитала может объясняться избыточностью рабочей силы — абсолютной(находящей свое выражение в высокой безработице, как в некоторых странах Азиив настоящее время) или относительной (проявляющейся в высокой заработнойплате, как в странах Северной Америки 100 лет назад).
Однако различия в норме прибыли на вложенный капитал неявляются достаточным основанием для привлечения ПИИ. Если, например, в Америкеона выше, чем в Англии, то английские капиталисты могут предоставить деньгиамериканским предпринимателям взаймы. В этом случае мы имеем дело не с ПИИ, а спортфельными инвестициями.
Чтобы определить условия, при которых капиталисты отдаютпредпочтение прямым инвестициям перед портфельными, нужно выяснить, в чемзаключаются их преимущества. При портфельных инвестициях отсутствуетэффективный контроль собственника над капиталом. В сущности, кредиторполагается на устойчивость законодательной системы страны-реципиента,предоставляя заем местным предпринимателям. Если последним выгодно не выплачиватьдолг, то несоблюдение условий договора о займе является рациональным поступком.Поскольку подобное поведение предсказуемо, кредиторы воздерживаются от предоставлениязаймов несмотря на потенциальные выгоды от реализации проекта. Благодаря прямыминвестициям собственник капитала уменьшает вероятность его потери в результатеэкспроприации зарубежными должниками, то есть решает проблему долговогооппортунизма.
В результате для иностранных инвесторов возникают определенныенеудобства. Как предприниматели они вынуждены изучать иностранные законы исоциальные нормы и приспосабливаться к ним. Для сокращения издержекобустройства владельцы ПИИ инвестируют в формирование известной им среды, втом числе законодательной. Если инвесторы полагают, что для них дешевлеотгородиться от местных условий, чем научиться в них работать, то они инвестируютв создание специальных районов, закрытых для местного населения (анклавов илисвободных экономических зон). Поскольку подобные районы создаются чаще всего внеразвитых странах и при участии недемократических правящих режимов, этонередко порождает упреки в неоколониализме.
Издержки обустройства на новом месте уменьшаются, еслистрана-получатель ПИИ имеет схожие законодательство и язык. Последнееобстоятельство оказывает существенное влияние на поток иностранных инвестиций.Не случайно основные исторические потоки ПИИ наблюдались между странами,связанными культурными узами: США и Канада были получателями английскогокапитала, латиноамериканские страны — испанского, а КНР — капитала китайскойдиаспоры в других странах.
Прямая экономия на издержках производства — еще одиндовод в пользу ПИИ. Чаще всего сокращение внутрипроизводственных затратпроисходит в рамках процесса консолидации заводов компании при возникновениинеобходимых условий. Такими условиями могут быть создание экономических иторговых союзов типа ЕС и НАФТА, которые устраняют барьеры на пути перемещениятоваров услуг между странами. Показательно,что наибольший удельный вес ПИИ приходится именно на страны-участницы торговыхсоюзов.
Иногда экономия на издержках носит чистоперераспределительный характер. Например, введение более жесткого трудовогозаконодательства или усиление профсоюзного движения стимулирует вывозкапитала в страны, где рабочие менее организованы и защищены законом. Подобныетенденции особенно характерны для трудоемких отраслей, таких, как легкаяпромышленность или экспортируемые услуги (например, компьютерное обеспечение).Предоставление налоговых льгот способствует частичному перемещениюпроизводства (создающего добавленную стоимость или прибыль) в страны с болеелиберальным налогообложением.
Необходимо отметить что стимулирование ПИИ путемпредоставления налоговых или экспортных льгот не считается правильнойполитикой в долгосрочном плане. Поскольку такие льготы не базируются нафундаментальных характеристиках страны (специфических природных ресурсах илиотносительно дешевой рабочей силе), они в лучшем случае привлекают неустойчивыйкапитал, а в худшем — приводят к соревнованию стран с позиции максимальногопредоставления льгот. Кроме того, правительства стран, теряющих производствавследствие более жесткого законодательства, стремятся предотвратить бегствокапитала при помощи таких мер, как навязывание «добровольных» квот наимпорт (например, текстильных изделий) или не учет зарубежных затрат приисчислении налогов. В конечном счете борьба за перераспределение ресурсовоказывается невыгодной для всех сторон. Поэтому экономисты подчеркиваютнеобходимость координации национальной политики разных стран в отношении ПИИ, вчастности, посредством участия в международных организациях типа ВТО.
Поскольку основной причиной привлечения иностранногокапитала служит более высокая норма прибыли за границей, его экспорт являетсяпотенциально выгодным как для страны-экспортера, так и для страны-реципиента.Однако, опасаясь экспроприации, владельцы капитала вынуждены нести расходы поего защите, которые могут быть распределены так, что страны-реципиентыокажутся в проигрыше.
4.Методы анализа влияния ПИИ на экономический рост
Очевидно, что прямые иностранные инвестиции влияют натемпы экономического роста стран-реципиентов. Однако, насколько сильнымявляется это влияние и могут ли ПИИ кардинально менять траекторию развитиянациональных экономик? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимопровести соответствующие расчеты, выбрав подходящий методическийинструментарий.
Существует несколько различных методов такого анализа.Остановимся на некоторых из них:
(1).Дифференциальная модель межстранового перераспределения капитала (модель В.Леонтьева).
Одной из первых попыток оценить влияние потока ПИИ надолговременное экономическое развитие национальных экономик явилась модель В.Леонтьева. Данная модель воспроизводит функционирование двух групп стран — развитых и развивающихся. Связь между ними обеспечивается потокомпроизводственных инвестиций, вывозящихся из развитых стран в развивающиеся.
Применительно к развитым странам модель В. Леонтьевасводится к двум простейшим соотношениям:
1. мультипликатора, задающийся уравнением I(t) = sY(t), где Y — выпуск (валовой национальныйпродукт) в данной группе стран, I — объеминвестиций в развитых странах,