Реферат по предмету "Международные экономические и валютно-кредитные отношения"


Роль и значение международных корпораций в мировом хозяйстве

Содержание
 
 
Введение. 3 
1. Международные корпорации как фактор глобализации международных экономических отношений. 5 
1.1. Сущность и формы современных международных корпораций. 5 
1.2.  Этапы эволюции международных корпораций. 7 
1.3. Причины существования и развития международных корпораций. 11
2. Анализ роли международных корпораций в мировом хозяйстве. 15
2.1. Влияние международных корпораций на международное хозяйство. 15
2.2. Анализ деятельности международных корпораций до мирового финансового кризиса  21
2.3. Международные корпорации в условиях мирового финансового кризиса. 25
3. Перспективы развития международных корпораций  и мирового хозяйства в посткризисном периоде. 30
Заключение. 36
Список литературы… 37

Введение 
 
Актуальность. Усиливающаяся глобализация мирового хозяйства имеет разные выражения, в т.ч. усиление значимости деятельности крупных международных (транснациональных) корпораций. Глобализация является качественно новой фазой развития мирового хозяйства. Новые качественные изменения определяются в значительной степени все возрастающей активностью международных корпораций, операции которых обусловливают не только усиление масштабов финансовой глобализации, но и возрастание интеграционных процессов при осуществлении прямых иностранных инвестиций.
Международные корпорации сегодня являются основными субъектами современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Именно эти компании в странах базирования и в своих зарубежных филиалах производят больше половины мирового ВВП, на них приходится 2/3 международной торговли и международного перемещения капитала, 4/5 международного обмена технологиями.
Изучением феномена международных (транснациональных) корпораций в своих работах, посвященных исследованию глобальной экономики и международного стратегического управления, занимались такие ведущие зарубежные ученые, как М. Бест, А. Брю, Дж. Даннинг, Э.Дж. Долан, М. Портер, М. Шимаи и др.
Среди отечественных экономистов необходимо отметить работы Бутыркина А., Владимировой И., Ефремова В., Ильина М., Колесова В., Кочеткова Г., Медведева В., Мовсесяна А., Некипелова А., Супруновича Б., Миронова А., Пашина С., Медведкова С., Зуброва И., Астаповича А. и  др.
Тем не менее, представляет интерес не только историческое развитие международных корпораций, но и их деятельность на современном этапе, а также, роль МК в развитии мирового хозяйства.
В связи с актуальностью, цель курсовой работы — на базе раскрытия сущности международных корпораций как продукта эволюционных процессов развития мировой экономики определить их роль в развитии мирового хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть понятие и сущность международных корпораций;
2) определить этапы эволюции и развития международных корпораций;
3) проанализировать роль международных корпорации в развитии мирового хозяйства в докризисный и кризисный периоды;
4) выявить особенности дальнейшего развития международных корпораций.
Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в разработку научных основ теории фирмы, глобализации, экономических систем. В работе использовались монографии, публикации в научных периодических изданиях и специальная литература, статистические данные.
Курсовая работа соответствует логике изложения материала и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Международные корпорации как фактор глобализации международных экономических отношений
1.1. Сущность и формы современных международных корпораций
 
Возникновение международных корпораций (МК) является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.
Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации — товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности — экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.
Одним из примечательных явлений современной экономической жизни является широкое распространение т.н. международных корпораций. Главным отличительным признаком международной корпорации является владение, контроль или управление средствами производства в различных странах. Предпосылкой этого является осуществление прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из страны базирования корпорации в принимающие страны. Страна базирования – это страна, в которой располагается головное подразделение международной корпорации. Принимающая страна– это страна, в которой международная корпорация размещает подразделения различного характера, созданные в результате прямого инвестирования.[1]
Принято выделять два основных типа международных корпораций:[2]
а) транснациональные корпорации (ТНК) – корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной какой-либо страны при наличии ее филиалов во многих странах мира;
б) многонациональные корпорации (МНК) – корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу нескольких стран при наличии ее филиалов во многих странах.
В соответствии с указанными выше критериями большинство международных корпораций следует классифицировать как ТНК. К тому же следует отметить, что различия между ТНК и МНК не являются сколько-нибудь существенными: эти различия не оказывают серьезного воздействия на характер деятельности соответствующих корпораций. Главным является глобальность их стратегии, инвестирования и извлечения прибыли.[3]
К основным чертам МК относятся:
— международный характер производства, его осуществление в различных странах при контроле из единого центра;
— большая значимость торговли между подразделениями корпорации, расположенными в различных странах;
— относительная независимость подразделений в принятии решений по оперативным вопросам, связанным с деятельностью этих подразделений;
— межстрановая мобильность персонала, в первую очередь – менеджеров;
— осуществление в рамках корпорации разработки передовой технологии, ее передача и использование.
 

1.2.  Этапы эволюции международных корпораций
 
Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.
Первыми компаниями, созданными для функционирования на мировом рынке, стали следующие: Dutch East India Company (1600), British East India Company (1602), Hudson’s Bay Company (1670). Объектами их собственности были медные рудники, чайные и кофейные плантации, джутовые и хлопкопрядильные фабрики и т.п. Эти компании вели бизнес в сырьевом секторе экономики колоний, ведомые доступом к зарубежным природным ресурсам и ограниченностью их на территории своих стран.
Состоявшаяся в развитых странах во второй половине XIX в. промышленная революция расширила инфраструктурные возможности экономики, снизив затраты на транспортировку товаров. Это повысило эффективность работы крупных предприятий и обеспечило дальнейшее увеличение объема прямых иностранных инвестиций. Организовывать производство за пределами своей страны стали предприниматели, производящие товары потребительского назначения. Так, вместо экспорта швейных машин американская компания «Зингер» в 1867 г. организовала первую фабрику по их производству в Шотландии. К началу XX в. эта компания стала глобальным производителем, разместив свои фабрики и центры продаж в Европе, Канаде и России, что позволило ей захватить около 80% мирового рынка швейных машин. По некоторым оценкам, к 1913 г. соотношение накопленных объемов мировых инвестиций к глобальному валовому выпуску достигло 9%.[4]
Итак, возникновение транснациональных корпораций как субъектов мировой экономики берет начало в конце XIX в. В учебной литературе выделяют четыре этапа эволюции МК[5], однако в некоторых научных публикациях генезис МК представлен в пяти этапах.[6]
Рассмотрим эволюцию международных корпораций, основываясь на последнем подходе.
На первом этапе – конец XIX – начало ХХ вв. – деятельность МК была основана на использовании сырьевых ресурсов колоний. В 1913 г. в добывающем секторе мировой экономики было сосредоточено 55% накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в инфраструктурном секторе (транспорт, торговля и распределение продукции) – 30%, в обрабатывающей промышленности – 10%.[7] На этом этапе развития начала формироваться стратегическая цель компаний, действующих за пределами своей страны – доступ не только к ресурсам, но и к рынкам сбыта принимающих стран. Для достижения этой цели страны-протектораты (США и большинство стран Европы) стали проводить политику протекционизма. В начале XX в. средневзвешенный размер импортных тарифных ставок США на продукцию обрабатывающей промышленности составил 44%, в Японии – 30%, Франции – 21%, Германии – 20%.[8] Эти действия способствовали развитию импортозамещающих производств и способствовали вывозу капитала как альтернативы экспортных поставок готовой продукции.
2. На втором этапе эволюции МК (1914 – 1960 гг.) по своей организационно-экономической форме и механизму функционирования они представляли собой горизонтальные картели, синдикаты и тресты, сформировавшиеся в отсутствии унифицированного антимонопольного законодательства. МК стали ограничивать конкуренцию на мировом рынке, что привело к её монополизации, международные картели и синдикаты позволяли извлекать дополнительные прибыли и снизить риск. Дальнейшей транснационализации мирового хозяйства на втором этапе эволюции МК препятствовали такие события, как две мировые войны и Великая депрессия 1929 – 1933 гг. Сырьевая ориентация ТНК была дополнена промышленным производством. Корпорации начали сотрудничать с правительствами материнских стран, превращаясь в своеобразные «автономные экономические государства»[9] внутри принимающих стран.
3. На третьем этапе эволюции МК (1960 – 1970-е гг.) доминирующее положение на мировом рынке заняла американская экономика. Инвестиции американских ТНК направились в обрабатывающую промышленность Западной Европы, где начались процессы европейской интеграции, в том числе и образование таможенного союза. В этот период произошло большое количество конгломератных слияний, охвативших фирмы различных стран и отраслей, стремящихся проникнуть и закрепиться на зарубежном рынке. Кроме того, падение колониального режима и стремление правительств освободившихся стран получить полный суверенитет, включая возможность экспроприировать объекты собственности иностранных ТНК, привела к тому, что капиталы стали вывозить не по направлению «Север – Юг», а по направлению «Север–Север». Это факторы обусловили дальнейшее снижение значения первичного сектора для ТНК, а низкий уровень совокупного спроса и общеэкономических условий хозяйствования в развивающихся странах делали неэффективными инвестиции ТНК в обрабатывающую промышленность.
4. На четвертом этапе (1970 гг.- конец ХХ в.) процессы диверсификации зарубежных производств были приостановлены. Возникли новые прибыльные сферы для вложения транснационального капитала – инновационный бизнес, новые технологии в транспорте, информатике и средствах связи. В это же время увеличилась открытость развивающихся стран по отношению к транснациональному капиталу, повышалась квалификация рабочей силы, и МК развитых стран инвестировали в организацию «отверточных» предприятий либо среднетехнологичной трудоинтенсивной продукции в тех странах, где относительно низкая оплата труда.
Стремление предпринимателей снизить издержки производства обусловило выход на мировую арену европейских и японских МК, а либерализация международной торговли привела к интеграции таких форм предпринимательской деятельности, как реализация товаров, управление и организация работы персонала, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, маркетинг, послепродажное обслуживание – все они унифицировались в соответствии с общими стандартами и принципами. МК были вынуждены повысить прозрачность своего функционирования и отказаться от громоздких многоотраслевых структур – конгломераты уступили место специализированным вертикально-интегрированным корпорациям.
5. Современный, пятый этап эволюции МК связывают со становлением сетевых структур и новых типов «глобальных компаний», превосходящих предыдущие не только по количественным показателям, но и по качественным характеристикам, таким, как координация действий филиалов на основе новых информационных технологий, гибкая организация отдельного производства, адаптивность организационной структуры корпорации, единая организация бухгалтерского учета и аудита и пр.
При этом на новый уровень функционирования выходят не только МК развитых стран, но и корпорации из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Важным фактором создания предприятий за рубежом становится стремление снизить экономические и политические риски. МК стран с нестабильной политической ситуацией либо иными высокорисковыми факторами ищут безопасные места для размещения своих активов. Примерами этому может служить зарубежная экспансия российских предприятий нефтегазовой и металлургической отраслей.
Количественный потенциал, приобретенный МК на этапах своего развития (по данным ЮНКТАД, на долю МК в международной торговле приходится 2/3)[10], становится основой для качественных изменений: МК последнего поколения функционируют как самостоятельный экономический субъект мирового рынка, имеющий собственные цели развития и специфическую структуру.
 
 1.3. Причины существования и развития международных корпораций
 
Основной причиной существования МК являются преимущества, предоставляемые глобальной организацией производства и сбыта. Такие преимущества возникают при вертикальной и горизонтальной интеграции с иностранными филиалами.
При помощи вертикальной интеграции большинство МК может обеспечить поставку сырья и промежуточных товаров на наиболее выгодных условиях из соответствующих зарубежных регионов. При этом появляется возможность избежать (используя более эффективную внутрифирменную торговлю) часто встречающееся несовершенство иностранных рынков, которое могло бы в полной мере проявиться, если бы необходимые ресурсы пришлось бы приобретать у независимых местных фирм. МК также могут предоставить лучшую дистрибьютерскую и сервисную сеть. Вертикально-интегрированные МК, опираясь на свои иностранные филиалы, могут лучше охранять и использовать свое доминирующее положение на рынке, приспосабливать свою продукцию к местным условиям и вкусам, а также гарантировать высокое качество товаров.[11]
МК могут эффективно использовать эффект масштаба в производстве, финансировании, организации и использовании результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), конъюнктурных исследованиях рынка. Большие объемы производства позволяют МК осуществлять рациональное разделение труда и специализацию намного лучше, чем более мелким национальным фирмам.
МК могут получать преимущества, используя различия в ценах факторов производства, существующие между странами, в которых расположены ее подразделения. Те промежуточные продукты, для производства которых достаточно применение неквалифицированной рабочей силы, могут быть произведены в странах с низкой зарплатой и транспортированы для последующей сборки в другие страны.
Кроме того, по сравнению с чисто национальными фирмами МК и их филиалы имеют, как правило, лучший доступ на  международные рынки капитала. Это позволяет им легче финансировать большие проекты. МК также в состоянии концентрировать НИОКР в развитых странах, которые наиболее подходят для этой цели из-за большей доступности технического персонала и оборудования.
Далее, наличие иностранных филиалов во многих странах мира позволяет головному предприятию получать и аккумулировать огромное количество стратегически значимой информации о состоянии конъюнктуры в различных регионах мира, отслеживать изменения цен, предпочтений и вкусов потребителей и т.п. Без наличия филиалов получение такой информации было бы связано с гораздо большими издержками, а сама эта информация оказалась бы менее надежной.
Мотивом осуществления инвестиций за рубежом для МК является возможность получения там более высокой отдачи от дополнительных капиталовложений.[12] В принципе, какая-либо корпорация могла бы рассмотреть возможность инвестирования для получения более высокой прибыли в любой другой отрасли в своей стране. Однако, как правило, корпорация лучше знает ситуацию в «своей» отрасли. Поэтому она вряд ли будет анализировать возможность инвестирования в любую другую отрасль национальной экономики до принятия решения об инвестициях за рубежом. Следовательно, критерием принятия решения об иностранных инвестициях будет сопоставление потенциальной нормы прибыли при дополнительных капиталовложениях в рамках избранной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конечно, если перспективы «своей» отрасли как внутри страны, так и за рубежом окажутся не слишком привлекательными, корпорация рассмотрит возможности диверсификации своего бизнеса.
МК по сравнению с национальными фирмами имеют существенно лучшие возможности для выбора среды функционирования. По определению, национальные фирмы осуществляют свою деятельность в своей стране, сталкиваясь с заданными условиями функционирования. В отличие от них ТНК при принятии решения о местонахождении завода для производства того или иного вида продукции могут выбирать подходящую страну, учитывая уровень зарплаты, налоговое законодательство, возможность получения субсидий, внешнеторговый режим и т.д. соответствующих стран.
Так как МК по масштабам своих операций сопоставимы, а иногда и превосходят многие страны, в которых размещаются ее филиалы, они оказываются в состоянии воздействовать на политику местных правительств гораздо эффективнее, чем чисто национальные фирмы. Финансовое могущество ТНК позволяет им в случае необходимости скупать местные фирмы, чтобы избежать конкуренции с их стороны и установить таким образом контроль над рынком принимающей страны. Причем приобретенные местные фирмы могут быть даже попросту закрыты.
Далее, вследствие больших масштабов МК имеют возможность диверсифицировать свою деятельность, оперируя одновременно на рынках различных продуктов, становясь, тем самым, менее зависимыми от периодов затруднений со сбытом основной продукции корпорации. Они оказываются в состоянии перераспределять финансовые ресурсы между различными сферами своей деятельности, концентрируясь каждый раз на наиболее перспективных на данный момент направлениях.[13]
Наконец, МК могут использовать т.н. трансфертные цены во внутрикорпоративной торговле. Искусственно завышая их при поставке, например, комплектующих в филиалы, расположенные в странах с высоким уровнем налогов, МК могут сократить свои затраты на выплату налогов. Этот способ невозможно было бы использовать при торговле между независимыми фирмами.
Использование всех или некоторых из перечисленных преимуществ МК по сравнению с национальными фирмами объясняет распространенность МК и высокую степень их влияния в мировой экономике. В результате МК стали на сегодняшний день наиболее мощной формой частных экономических организаций.  
Таким образом, подводя итог вышеизложенному материалу можно сделать вывод, что возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.
В мировой практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.
Развитие международных корпораций прошло пять этапов. На каждом этапе происходила эволюция международных корпораций: от вовлечения в орбиту сырьевой базы колоний до глобализации международного производства.
Существование и развитие международных корпораций обусловлено рядом причин, основной из которых являются преимущества, предоставляемые глобальной организацией производства и сбыта. Такие преимущества возникают при вертикальной и горизонтальной интеграции с иностранными филиалами.

2. Анализ роли международных корпораций в мировом хозяйстве
2.1. Влияние международных корпораций на международное хозяйство
 
К началу XXI в. в мире функционировало 63 тыс. МК, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных предприятий по всему миру. Около 49 тыс. родительских компаний размещается в развитых странах, 11 тыс. — в развивающихся, 3 тыс. — в государствах с переходной экономикой.[14]
Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства, им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX в. 11 трлн. долларов, а их экспорт приблизился к 2,5 трлн. долларов, что составляет около 1/3 мировой торговли. Если же к этому добавить торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю с независимыми компаниями, то получится примерно 2/3 мировой торговли.[15]
60% международных корпораций заняты в сфере материального производства, 37% — в сфере услуг, 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Среди 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений МК (исключая банковские и финансовые учреждения) в наибольшей степени представлены США, Япония, ФРГ, Франция и Великобритания.
Отраслевая структура 100 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим образом: химико-фармацевтическая, электронная и электротехническая промышленность, автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка, производство напитков и продуктов питания.
Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК НИС Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Чили), наиболее крупных государств Южной Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока.
В странах с переходной экономикой также идет активный процесс становления ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп. Лидерами процесса транснационализации стали Россия, Хорватия, Чехия, Словакия и Венгрия.
Транснациональные банки (ТНБ), которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира вместе взятых. Перемещение 1-2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способны изменить взаимный паритет любых двух национальных валют.
Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность МК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе МРТ и мирохозяйственных связей.
Внедрившись в экономику развивающихся стран, МК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, они контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли.
Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным последствиям относятся:
— р


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология формирования имиджа
Реферат Morals Essay Research Paper World HistoryThe definition
Реферат The Characterization Of Arthur Dimmesdale Essay Research
Реферат John Marshall Essay Research Paper John MarshallIn
Реферат Разработка речи для презентации фирмы дизайнерских услуг
Реферат 41300 Сумська обл., м. Кролевець, вул. Чкалова, 20
Реферат Вдосконалення організації експортно-імпортної діяльності ВАТ Інтерпайп Нижньодніпровський т
Реферат Факторный анализ и прогнозирование результативных показателей финансовой деятельности предпри
Реферат Украинские деньги в период с 1917 - 1921 гг.
Реферат Шпаргалка по Социологии
Реферат Http://www vz ru/culture/2006/12/21/61584. html
Реферат Характеристика римского наследственного права
Реферат «Создание предприятия по производству железо-бетонных изделий»
Реферат Методичне забезпечення занять шкільного радіотехнічного гуртка
Реферат Почему он так непонятен