Анализполитики качества организации на соответствие требованиям стандартов
Политика качества нанастоящий момент является одним из основных объектов стандартизации. Качествовыпускаемой продукции является объектом продукции качества и обуславливаетсястрогой регламентацией производственных процессов. Стандартизации подвергаетсякачество товарной продукции, работ и услуг, системы обеспечения и правилапризнания технической компетентности и профессиональной ответственноститоваропроизводителей, безопасность и эффективность промышленного производства,выполнения работ, оказания услуг, утилизации, качество жизни и защита правпотребителей и пр.
Для того, чтобывыпускаемая продукция соответствовала международным стандартам качества,имеются руководства по качеству. Руководство по качеству выполняет функциюпостоянного справочного материала при внедрении системы качества, поддержанииее в рабочем состоянии и совершенствовании. При сертификации системы качествааудиторы в первую очередь знакомятся с Руководством по качеству. Если оноотсутствует, то дальнейшие работы по сертификации прекращаются.
На крупных предприятияхможет существовать иерархия руководств по качеству:
1. Общее руководствопо качеству;
2. Руководство покачеству для различных производств (по видам продукции);
3. Руководство покачеству для различных подразделений;
4. Руководство покачеству для различных этапов процесса производства и связанных с ним функцийпроектирования, материально-технического снабжения и т.д.
Одним из основных методованализа политики качества на соответствие требованиям стандартов являетсяаудиторская проверка.
Анализ соответствиякачества выпускаемой продукции стандартам содержит несколько этапов:
1. входной контроль(материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящегопродукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и можетиметь различные формы);
2. промежуточныйконтроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуруконтроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контрольсистематически);
3. окончательныйконтроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечнымпродуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себярезультаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продуктанеобходимым требованиям);
4. регистрациярезультатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытанийпредоставляются заинтересованным организациям и лицам).[1]
Анализ соответствияпроводится также руководством предприятия. Руководство организации должнорегулярно пересматривать результаты применения системы качества, чтобыопределить, какие меры предпринимать для ее улучшения. Для постоянного контролясоответствия выпускаемой продукции требованиям стандартов руководствупредприятия необходимо иметь документы, фиксирующие результаты анализа,например: результаты внутренних проверок; затраты на качество; обратную связь спотребителем производимой продукции или оказываемых услуг.
Для анализа соответствиятребованиям стандартов качества производимой продукции необходимо исследовать удовлетворенностьпотребителей. Для этого оценивается через отношение потребителей к организациив целом (гибкость, активность, отзывчивость, открытость), к продукции и услугам(цены, надежность, своевременность поставки, соответствие требованиям,экологичность), к торговому и послепродажному сопровождению (техническаяпомощь, быстрота ответов на запросы, качество технической документации,гарантийное обслуживание). Конкретными показателями могут быть число полученныхнаград, поступивших жалоб и рекламаций, доля постоянных потребителей.
Цели и принципы анализасоответствия политики качества организации международным стандартам должны бытьсвязаны между собой. Например, если цель политики качества — повышениебезотказности, то в политике обязательно должны присутствовать принципы,предполагающие предупреждение отказов. Или если предприятие ставит перед собойцель, выражающуюся в сокращении вредных воздействий на окружающую среду приэксплуатации изделия, то в политику рекомендуется включить принципы,относящиеся к опережению требований потребителя.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО9001-2001 «Система менеджмента качества»
2. Руководство покачеству [Электронный ресурс] Режим доступа:www.standard.ru/iso9000/iso9000-txt5.phtml