Инвестиционный климатРеспублики Узбекистан
Узбекистан расположен вцентральной и северо-западной части Центральной Азии, между реками Амударьи иСырдарьи. Это единственная страна, которая граничит с каждой из четырехреспублик Центральной Азии – Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном иТуркменистаном, а также с Афганистаном.
Территория современногоУзбекистана является одним из очагов мировой цивилизации. Это регион, гдесошлись Запад и Восток, их культуры и религии, где жили и творили великиеученые и мыслители, обогатившие своим трудом сокровищницу мировой цивилизации.
Через территорию Узбекистана пролегал древнийВеликий Шелковый Путь, который связал Европу с Азией. Прокладывание дорог, покоторым могли идти торговые караваны из одной части материка в другую, вистории человечества играло не менее важную роль, чем открытие новых земель.Ведь каждая такая дорога была нитью, связывающей страны и народы, объединяющейих без войн, завоеваний, гибели людей и разрушений.
С получением независимости в 1991 году,Узбекистан осуществляет свою собственную независимую внутреннюю и внешнююполитику, исходя из традиций и исторического прошлого узбекского народа,географического расположения и накопленного экономического потенциала.
Предметом особого ипостоянного внимания Правительства Республики Узбекистан являетсясовершенствование инвестиционного климата и создание благоприятных условий дляпривлечения иностранных инвестиций в экономику республики, активного участияиностранных инвесторов в процессе приватизации и денационализации, впроизводстве конкурентоспособной на международных рынках продукции.
Впоследние годы усиливается присутствие зарубежного капитала в экономикеУзбекистана — если в 1993 году иностранные инвестиции составили всего 0,8% отобщего объема капитальных вложений, то в 2004 году этот показатель составил более 25%.
Экономический роств 2004 году достиг 7,7%, производство промышленной продукции возросло на9,8%, сельскохозяйственной — 110,2%, инвестиций — 6,5%. Инфляция составила3,8%, а дефицит государственного бюджета не превысил 0,25% ВВП.
Немаловажную роль вобеспечении экономического роста страны играют прямые иностранные инвестиции(ПИИ), приток которых обеспечивается созданным благоприятным инвестиционнымклиматом, основанные на ряде принятых законодательных актов.
Закон Республики Узбекистан «О гарантиях имерах защиты прав иностранных инвесторов»,
Настоящий закон устанавливает гарантии и меры защиты правиностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность натерритории Республики Узбекистан.
Основными задачами настоящего закона являются:
·
·
Государство гарантирует и защищает права иностранныхинвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории РеспубликиУзбекистан.
Все договоры по иностранным инвестициям, прежде всегочастным, в части обеспечения безусловных гарантий их выполнения находятся подконтролем соответствующих органов, уполномоченных правительством РеспубликиУзбекистан.
Доходы иностранного инвестора, полученные в РеспубликеУзбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан илииспользованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.
Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии сзаконодательством имеют право:
·
· Закон «Об иностранных инвестициях» определяетправовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территорииРеспублики Узбекистан.
Основными задачами настоящего Закона являются:
·
·
Под предприятиями с иностранными инвестициями на территорииРеспублики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестициисоставляют не менее тридцати процентов акций или уставного фонда. Они действуютв любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательствуРеспублики Узбекистан. Предприятия с иностранными инвестициями приобретаютправа юридического лица с момента государственной регистрации. Иностранныеинвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистанпутем:
· долевого участия вкомпаниях, банках, трастах, картелях, ассоциациях и других предприятиях,созданных совместно с юридическими и физическими лицами – резидентамиУзбекистана. На практике это положение применимо только к совместнымпредприятиям с участием юридических лиц Узбекистана;
· создания предприятия со100% иностранным участием;
· портфельных инвестиций –путем приобретения акций, облигаций, сертификатов и других ценных бумаг,выпускаемых компаниями или правительством Узбекистана;
· полного или частичногоприобретения прав на землю и нанедвижимоеимущество, включая права землепользования и концессии, затрагивающие пользованиеподземными ископаемыми и т.п.
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции натерритории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащихдействующему законодательству.
В целях активизации процессов привлечения иностранныхинвестиций, разработки предложений по улучшению инвестиционного климата, а также совершенствования механизма привлеченияи обслуживания кредитов и инвестиций, привлеченных Правительством или под егогарантию, принято Постановление Кабинета Министров № 526 от 21.11.2003г., «Осоздании Межведомственного совета по вопросам иностранных инвестиций и кредитовпри Кабинете Министров Республики Узбекистан».
Указ Президента «О дополнительных стимулах и льготах предоставляемыхпредприятиям с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах постимулированию экспорта продукции производимой предприятиями с иностраннымиинвестициями».
Действующим законодательством существуют ряд налоговых льготдля ПИИ, в частности:
· освобождение на 7-летний срок от уплаты налога надоход, если иностранные инвестиции осуществляются по проектам в рамках Государственной инвестиционнойпрограммы;
· вместе с тем, проекты включенные в программуЛокализации освобождаются на 5-летний срок от уплаты налога на доходюридических лиц, единого налога, налога на имущество в части основныхпроизводственных фондов, а также освобождаются от уплаты таможенных платежей(за исключением сборов за таможенное оформление) на завозимое технологическоеоборудование, запасные части и компоненты, не производимые в республике ииспользуемые в технологическом процессе при производстве локализуемойпродукции;
· снижение до 10% налога на доход (прибыль) еслиболее 60% производимой продукции являются товарами для детей;
· 30% снижение налога на доход (прибыль) и налога наимущество – если компания экспортирует от 15% до 30% общего объема продаж своейпродукции (работ, услуг);
· снижение на 50% налога на доход и налога наимущество – если компания экспортирует более 30% общего объема продаж;
· освобождение от уплаты налога на доход сроком на 3года с момента начала производства, и 50% снижение налога на прибыль в течениепоследующих 2 лет — если компания создается в сельской местности;
· также для вновь созданных предприятий существуютльготы по уплате налога на имущество в течение 2 лет с момента регистрации;
· кроме того, предприятия с иностранными инвестициямизанимающиеся производственной деятельностью, освобождаются от уплаты земельногоналога на 2 года.
Необходимоотметить, что к 2005 году общая ставка налога на доход (прибыль) снижена до 15%,а ставка рефинансирования до 16% для создания более благоприятных условий, какиностранным инвесторам, так и местным.
Также, в целях углубленияструктурных преобразований в экономике республики, активизации инвестиционнойдеятельности предприятий и расширения привлечения иностранных инвестиций,Кабинетом Министров Республики Узбекистан ежегодно утверждается Инвестиционнаяпрограмма, где отражаются приоритетные отрасли привлечения иностранныхинвестиции.
Попрогнозам экспертов, Узбекистан вступает в стадию повышенной экономическойактивности, и в течение ближайших лет предвидится бум инвестиционной активностиименно в секторе производства разнообразной продукции с высокой добавленнойстоимостью.
Созданиюмногоукладной экономики в Республике Узбекистан во многом способствовалапоследовательно проведенная приватизация государственного имущества. Принятые впоследние годы решения Правительства Республики Узбекистан в областиприватизации государственной собственности, предоставляют иностранныминвесторам больший выбор инструментов, в т.ч. покупку акций, долей предприятий,объектов целиком, включая и по нулевой стоимости с инвестиционнымиобязательствами. Переход к политике приватизации крупных объектов, внедрениеновых гибких механизмов реализации государственной собственности, активизацияработы с иностранными инвесторами в ходе реализации программы приватизации позволили увеличитьпоступления от приватизации в 1,4 раза, в том числе от иностранных инвесторов –в 1,5 раза.
Такимобразом, одной из целей является проведение полномасштабной приватизации,повышение значения частного сектора, при этом большее внимание уделяетсявопросам будущего инвестиционного развития производства на приватизируемыхобъектах.
Также в 2004 годунаблюдалось ускорение темпов инвестиционной активности, где рост объемовинвестиций составил 5,2%, в том числе прямых иностранных – более чем в 2 раза.За счет собственных и привлеченных средств были построены и введены в эксплуатацию около 130 крупныхпромышленных, коммуникационных и инфраструктурных объектов.
Несмотряна объем, ежегодно привлекаемых инвестиций инвестиционная емкость рынка вдесятки раз больше, что определяет высокий потенциал участия иностранныхинвесторов в реализации инвестиционных проектов и приватизации крупных промышленныхпредприятий, банков и инфраструктуры.
Привлечениеиностранных инвестиций
вразвитие регионов Узбекистана
Cцелью дальнейшего стимулирования привлеченияиностранных инвестиций в создание совместных производств в регионах РеспубликиУзбекистан, разработанырегиональныепрограммы привлечения иностранных инвестиций на период 2005-2007 годы (РППИИ)на основе имеющегося в регионах экономического, природного, демографического исырьевого потенциалов.
В данных программах,разработанных по каждому региону республики, предусматривается обеспечение параметровреального роста ВВП (6-8%), экспорта (10-12%), роста занятости трудоспособногонаселения, а также объемов привлекаемых иностранных инвестиций, включая прямыеиностранные инвестиции и кредитные средства, выделяемые международнымифинансовыми институтами, а также реализация пакетов акций предприятий с государственной долейсобственности иностранным инвесторам.
В рамках утверждённых Кабинетом Министров РеспубликиУзбекистан, РППИИ предусмотрена реализация 860 инвестиционных проектовна сумму 4,873 млрд. долларов США, из которых собственные средствасоставляют 1, 292 млрд. долл. США, размер привлекаемых кредитовсоставляет 3,095 млрд. долл. США, а также предусматривается выделениебюджетных средств на сумму 485 млн. долл. США.
По предварительным расчетам, реализация РППИИпозволит обеспечить в 2007 году рост ВВП в целом по республике на 142,1% поотношению к показателю 2003 года, рост объемов экспорта составит в 2007 году195,4% по отношению к аналогичному показателю 2003 года. В среднем по республикепоказатель объема иностранных инвестиций на душу населения (с учетомиспользования кумулятивного способа расчета) к 2007 году составит порядка314,6 долл. США.
Наибольшее количество проектов реализуемых в рамкахРППИИ приходится на легкую промышленность – 222 проекта (25% от общегоколичества проектов) и на пищевую 209 проектов (24,2%). Вместе с тем, всельском хозяйстве предусматривается реализовать 77 проектов (9%), впромышленности строительных материалов 76 проектов (9%) и в сферу услуг 57проектов (6%).
Приоритетныминаправлениями привлечения иностранных инвестиций являются следующие сектора.
Добыча, переработка и транспортировка нефти и газа, улучшениекачественных характеристик добычи и производства основных видов топлива,развитие научно-технического прогресса и внедрение ресурсосберегающихтехнологий, повышение конкурентоспособности топливно-энергетических продукцийна внешних рынках, расширение проведения геологоразведочных и поисковых работпо определению новых залежей нефти и газа.
На базе разведанных запасов минерального сырья действуютсвыше 530 нефтегазопромыслов, рудников, созданымощные промышленные комплексы. На долю республики приходится 74% запасовгазового конденсата Центральной Азии, 30% — нефти, 40% — природного газа, 55% — угля. При разведанных запасах природного газа более 2 триллионов куб.м, егодобыча в настоящее время составляет 58 млрд. куб. м ежегодно. Такжепроизводство нефти составляет около 8 млн. тонн в год. Разведанные запасы углясоставляют свыше 2 млрд. тонн. Степеньвыработанности разведанных запасов нефти и газа составляет 30-32%.
Обладая уникальными топливно-энергетическими ресурсами,Узбекистан может не только полностью обеспечить собственные потребности, но иэкспортировать энергоносители. На территории республики действуют тринефтеперерабатывающих (Ферганский, Алтыарыкский,Бухарский) и два газоперерабатывающих (Шуртанский и Мубарекский) завода.
В составе добываемых газов содержатся этан, пропан, бутан,пригодные для получения полимерных металлов. Пропан с Шуртанскогогазохимического комплекса может быть использован дляполучения нитрил — акриловой кислоты с дальнейшим производством волокна нитрон.
Газотранспортная система Узбекистана включает 9 магистральныхгазопроводов общей протяженностью 12 тыс. км с выходом в систему газопроводовстран СНГ. Особое внимание уделяется международным системам транспортныхсвязей, обеспечивающих кратчайших путь к мировому океану.
Необходимо отметить, что Узбекистан входит в число стран, обладающихкрупнейшими ресурсами золота и серебра. Основные запасы золотасосредоточены в Центрально-Кызылкумском регионе, являющемся крупнейшимзолоторудным регионом мира.
По ряду важных полезных ископаемых Узбекистан занимает видныеместа в мире. Так по запасам золота республика занимает 4 место, а по уровнюего добычи — 9; по запасам меди — 11, урана — 8 место. Из разведанных запасовзолота отработано мене 20%, что позволяет говорить о большом потенциалеувеличения добычи и производства драгоценных металлов.
Одним из первых совместных предприятий является СП «Зарафшан-Ньюмонт». Несмотря на резкое снижение цен намировом рынке, СП работает рентабельно и им уже произведено более 60 тоннзолота. Вся продукция предприятия реализуется на международном рынке по мировымценам.
Узбекистан обладает значительными запасами цветных металлов —меди, свинца, цинка, вольфрама и других металлов этой группы. Запасы медных рудсосредоточены, в основном, в Алмалыкском рудном поле,где уникальным является отрабатываемое месторождение Кальмакыр.Действующие карьеры могут обеспечить производство меди на 40 лет, а запасырудного поля — более чем на 100 лет.
Запасысвинца и цинка сосредоточены, главным образом, на Учкулачском(Джизакская область) и Хандизинском (Сурхандарьинскаяобласть) месторождениях. Попутно с основными компонентами в рудах присутствуютмедь, серебро, кадмий, селен, индий (Хандизинскоеместорождение), барит (Учкулачское месторождение).
Узбекистанрасполагает развитой промышленностью, представленной более 100 отраслями, какдобывающей, так и перерабатывающей. Отрасли тяжелой промышленности производят62% общего объема промышленной продукции, легкой-27%, пищевой — 7%.
Вреспублике выявлено свыше 2900 месторождений полезных ископаемых, включающихболее 100 видов минерального сырья, из которых около 60 уже используются внациональном хозяйстве. Разведано более 1000 месторождений, в том числе:благородных металлов — более 40, цветных, редких и радиоактивных металлов — 40,нефти, газа и конденсата— 171, угля — 3, горнохимическогосырья — 15, горнорудного сырья — 25, строительных материалов — более 480, камнесамоцветного сырья — 28, подземных вод — более 200.
Надолю химической и нефтехимической промышленности приходится около 6%производимой продукции, включая 4 основные отрасли: основную химию,нефтехимическое производство, микробиологическую и химико-фармацевтическую.Реализация инвестиционных проектов предприятиями химической промышленностипозволит увеличить объемы производства азотных и фосфорных удобрений, хлоратанатрия, меламина, каустической соды, коврового жгута, кальцинированной соды,различных видов целлюлозы.
Крометого, в последние годы заметно увеличены объемы переработки хлопка волокна ишелка, производства пряжи, тканей, трикотажного полотна, пошиву швейных,трикотажных и ковровых изделий, готовой одежды, которые пользуются повышеннымспросом на внешнем и внутреннем рынках.
Уровеньпереработки хлопка-волокна увеличился с 12 процентов в 1991 году до 30процентов в 2004 году, объем экспорта хлопчатобумажной пряжи и тканей возрос вболее чем 2,5 раза. Если в 1995 году объем иностранных инвестиций в предприятиялегкой промышленности составлял лишь 37,75 млн. долл. США, то уже в 2004 годуих уровень достиг более 772,2 млн. долл. США.
До2008 года планируется увеличить объемы переработки хлопка волокна до 50% изежегодного объема производства более 1 млн. тонн хлопка-волокна. Основныецентры шелка-сырца и производства тканей, ковров находится в Ферганской иБухарской областях, где производство ковров является одни из традиционных видоврукоделия имеющих мировую известность. Узбекистан производит более 35 тыс. тоннкоконов шелкопряда, из которых 70%перерабатывается в шелк-сырец.
Развитиеавтомобилестроения и машиностроения, ориентированного на выпуск машин и механизмовдля глубокой переработки местного сельскохозяйственного сырья, технологическогооборудования для легкой и пищевой промышленности и средств механизации для сельского хозяйства, особеннодля фермерских и дехканских хозяйств.
В1996 году пущен в строй автозавод мощностью 200 тыс. автомобилей, налаженногопроизводство мидибасов и грузовых автомобилей среднейгрузоподъемности, создано 6 совместных предприятий по выпуску автомобильныхкомпонентов. Начиная с 1998 года автомобили «УзДЭУавто» по объему продаж занимают лидирующее положение среди иномарок на рынкеРоссии.
Многоотраслевойкомплекс машиностроения представлен более 100 акционерными предприятиями,производящими 2/3 машиностроительной продукции Центральной Азии, включаякомплекс машин и оборудования для хлопководства и шелководства.
Развитиеагропромышленной индустрии
Практическисформированы основанные на принципах коллективной и арендной собственности ширкатные, фермерские и дехканские хозяйства, повсеместновнедряются подрядные договорные отношения между дехканином–производителем иколлективным хозяйством. Коренным образом меняется система организации сельскохозяйственногопроизводства, все более ведущую роль занимает фермерство как наиболееперспективная и эффективная форма ведения хозяйства на селе. Сегодня вреспублике функционируют 85,5 тыс. фермерских хозяйств. Именно они становятсясегодня основными производителями важнейших сельскохозяйственных культур.
Реформыв сельском хозяйстве страны направлены на формирование класса собственников безпередачи земли в частную собственность, посредством:
-внедрениясреди членов кооперативных сельскохозяйственных предприятий различных формарендного подряда (коллективного, семейного) с закреплением за подрядчикамиземельных участков, переданных государством в бессрочное пользованиесельскохозяйственным предприятиям.
-созданиябольшого числа частных фермерских хозяйств, которым земля будет передана вдолгосрочную аренду на срок до 50 лет, но не менее 10 лет. В истекшем году набазе реорганизованных 52 сельскохозяйственных предприятий организовано наконкурсной основе 3,4 тыс. фермерских хозяйств. В настоящее время числофермерских хозяйств выросло до 55,4 тысячи, которые производят до 25% основныхсельскохозяйственных структур.
-созданияусловий для ведения товарного хозяйства дехканами, имеющими землю в пожизненномвладении.
С1998 года в Узбекистане допускается долгосрочная аренда земли с правомнаследования и ипотеки. К тому же свыше 1 млн. гектаров земли — 27% всейкультивируемой земли — было выделено сельским общинам для фермерскойдеятельности.
ВУзбекистане ежегодно заготавливается порядка 3,5 млн. тонн хлопка-сырца, изкоторого вырабатывается 1,3-1,5 млн. тонн хлопкового волокна. Заготавливаетсяоколо 30 тысяч тонн коконов тутового шелкопряда, 1,5 млн. тоннвысококачественных шкурок каракуля и более 18 тыс. тонн грубой овечьей шерсти.
Однако,Узбекистан широко известен не только хлопком, но своими овощами, фруктами,виноградом, бахчевыми культурами, многие виды и сорта которых являютсяуникальными по своим вкусовым качествам.
Узбекистанявляется одним из крупнейших в мире производителей томат-пасты, изюма,сухофруктов, обладающих уникальными вкусовыми качествами. По томат-пастеУзбекистан входит в первую пятерку мировых производителей, а по производствусухофруктов — в первую десятку. Из Узбекистана успешно экспортируются кетчупы иприправы на основе томатной пасты.
Узбекистанобладает мощным ресурсным сельскохозяйственным потенциалом и имеет возможностьвыращивать свыше 10 млн. тонн плодоовощной продукции в год. Ныне ежегоднопроизводится 1 млн. 400 тысяч тонн продукции садоводства и виноградарства,порядка 3,5 млн. тонн овощных, бахчевых культур и картофеля. Особенно запоследние 25 лет интенсивно развивается в Узбекистане овощеводство,бахчеводство, садоводство и виноградарство. За это время площади садов ивиноградников увеличились почти в два раза, а валовой сбор фруктов, ягод ивинограда более чем в 4 раза.
Республикатакже располагает потенциалом для дальнейшего развития, таких производств сконкурентными преимуществами, как продукция виноделия, шелковая промышленность,каракулеводство, кожевенные изделия.
Входе аграрных реформ произошли крупные структурные и институциональныепреобразования в селе. Осуществлен процесс реорганизации государственныхсельскохозяйственных предприятий в различные формы негосударственных хозяйств,доля негосударственного сектора в сельском хозяйстве в настоящее времясоставляет 99%.
Модернизация и развитиетранспортной инфраструктуры, строительство новых транспортных коридоров,модернизация и технологическое оснащение региональных аэропортов.
Вреспублике получили развитие все виды транспорта. Сегодня протяженностьжелезных дорог равна 6,7 тыс. км. Густота железнодорожной сети в республике —наиболее насыщенная в Центральной Азии. В перевозке грузов и пассажировзначительную роль играет автомобильный транспорт. За годы реформ построено иэксплуатируется свыше 80 тыс. км автомобильных дорог, из них 86% — с твердымпокрытием.
Узбекистансвязан прямыми авиалиниями со всеми крупными городами стран СНГ и многимистранами мира. Находясь в центре Средней Азии, по середине между Европой иАзией, республика служит весьма перспективным международным транспортным узлом,обеспечивающим воздушные транзитные перевозки грузов и пассажиров.
Вцелях расширения внешнеэкономических связей начато развитие транснациональныхтранспортных коридоров за счет строительства железные и автомобильных дорог,которые обеспечат выход к морским портам и способствуют возрождению древнеймагистрали — Великий Шелковый Путь.
Узбекистанпринимает активное участие в реализации инвестиционных проектов в рамкахпрограммы ТАСИС, в частности «ТРАСЕКА» (по развитию транспортнойинфраструктуры стран Центральной Азии и Закавказья) и «ИНОГЕЙТ»(разработка альтернативных путей по транспортировке углеводородного сырья).
Совершенствованиеиндустрии туризма
РеспубликаУзбекистан — страна, на территории которой находятся уникальные памятникиистории и культуры различных эпох, стилей и направлений. Эпоха бронзы,раннежелезного века, период античности, государства Кушанов,Тохаров, Эфталитов, Тюрскогокоганата, правления Караханидов,Амира Тимура и далее – все они оставили выдающеесяпамятники духовной и материальной культуры.
Именноземля Узбекистана была испокон веков связующим мостом между Востоком и Западом,Югом и Севером. Через территорию современного Узбекистана пролегал путь —живительная артерия международного общения, экономического обмена, движенияремесел, наук и искусств.
Древнеекультурное и историческое наследие Узбекистана является объектом внимания иразвития туризма. На территории республики расположено свыше четырех тысячпамятников архитектуры и древнего зодчества. Большой интерес для развитияиностранного туризма представляют историко-архитектурные памятники древнихгородов Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза идругих.
Узбекистан располагает уникальными источниками для развития туристическо-рекреационных услуг. Значительную ценностьпредставляют сероводородные, йодоносные, радоновые,слабоминерализованные щелочные и термоминеральные источники минеральных вод.Природно-горный потенциал, вместе с источниками минеральных вод служитважнейшим фактором дальнейшего развития в республике рекреационных комплексов,санаториев, туристических баз.