Реферат по предмету "Международные отношения"


Финансово-экономическое сотрудничество США и Турецкой Республики в 80-90 годах

Реферат
Финансово-экономическоесотрудничество США и Турецкой Республики в 80-90 гг.

Новыйэкономический курс, проводимый по инициативе Тургута Озала особенно активно ссередины 80-х годов и направленный на либерализацию экономики, открытие еевнешнему миру, перевод на рыночную основу, приватизацию и т. д., создалдополнительные благоприятные стимулы для дальнейшего развития экономическихсвязей Турции со странами Запада, в том числе с США. Последние активноподдержали указанные меры, их интерес к Турции был усилен рядомвоенно-политических факторов в регионе, в частности антиамериканскиминастроениями иранского правительства Хомейни и развитием других, нежелательныхдля США и союзника Израиля событий в регионе. Со своей стороны турецкиеправящие круги, ратифицировав подписанное в марте 1980 г. между Турцией и СШАсоглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики (сохраняет силу донастоящего времени), заключив ряд соглашений с международными финансовымиорганизациями, контролируемыми США, а также контрактов об участии крупнейшихамериканских корпораций в развитии ряда отраслей турецкой экономики, не безоснования рассчитывали, что укрепление союза с США будет способствовать выходуТурции из социальных и экономических трудностей, обусловленных также ирыночными реформами. Разумеется, Турция уделяла внимание развитию экономическихсвязей и с западноевропейскими странами, и с Японией. Тем не менее, в начале80-х годов США смогли в определенной мере «потеснить» своих западноевропейскихсоюзников и в торговле, и в сферах финансово-экономического ивоенно-экономического сотрудничества. США играли также лидирующую роль и вформировании внешнеэкономической и политической ориентации Турции, особенно вотношении СССР и ближневосточных стран.
Как и ранее, в 80-е годы она оставалась важнейшим каналомвнешнеэкономических связей Турции с США. Если взять показатели 1976 г. вкачестве наиболее характерного примера, отражавшего спад торгово-экономическогосотрудничества двух стран в период действия американского эмбарго в отношенииТурции (1974-1978 гг.), и сравнить их с показателями 80-х годов, становитсяочевидным интенсивный рост такого сотрудничества за 14 лет (1976-1989 гг.).Товарооборот между США и Турцией за указанные годы увеличился в 5 раз – с 617млн. до 3067,2 млн. долл., причем турецкий экспорт возрос с 191,4 млн. до 971млн. долл., а импорт – с 425,6 млн. до 2096,2 млн. долл.1Одновременно возросла и доля этого товарооборота в общем товарообороте страны(с 8,8% в 1976 г. до 9,7% в 1989 г.), который, кстати, в целом также заметноувеличился.
Рассматривая структуру экспорта и импортатурецко-американской торговли, следует отметить постоянную тенденцию кдиверсификации номенклатуры турецких товаров, четко обозначившуюся особенно в80-е годы в результате успехов индустриализации. В 1983 г. Турцияэкспортировала в США продукцию 59 наименований, хотя самой значительной статьейвсе еще продолжал традиционно оставаться табак – высокосортное сырье дляпроизводства американских сигарет. В 1984 г. его стоимость в экспорте в СШАсоставила 135,6 млн. долл., или 36,6%. Также важными статьями сельскохозяйственногоэкспорта Турции в США были фундук, инжирная паста, сухофрукты, пряности, хлопоки др. Значительны были поставки на американский рынок турецкого феррохрома,хромовой руды, борной кислоты и других сырьевых товаров2.
Важная и новая тенденция турецкого экспорта на рынок США– увеличение в нем доли промышленных товаров: продукции сталелитейной итекстильной промышленности (1984 г. – 30,8%)3. Эти отрасли в 80-егоды развивались ускоренными темпами, например, за пять лет (1982-1986 гг.)производство стали в Турции выросло более чем в 2 раза и достигло 7,3 млн. т4.Не менее динамично развивалась и текстильная промышленность. По производствухлопчатобумажных и синтетических тканей, готовых изделий в 80-е годы Турцияуспешно выходила в десятку мировых лидеров. Однако именно в вопросах экспортатекстиля и продукции черной металлургии в США между двумя странами в те годысложились и в известной мере еще сохраняются серьезные трения. Так, по даннымгазеты «Тиджарет», стоимость экспорта турецкого текстиля на американский рынокв 1985 г. составила 110 млн. долл., в то же время ее власти заявляли, чтоТурция могла бы довести поставки текстиля в США до 400 млн. долл., что, кстати,способствовало бы снижению дефицита внешнеторгового баланса Турции в торговле сСША. В 1986 г. американцы, несмотря на настоятельные просьбы правительстваТурции, согласились увеличить квоту для турецкого текстиля лишь на 10% (т.е. до120 млн. долл.), что, по мнению турецкой стороны, было явно недостаточно5.По этому поводу Турция грозилась даже подать жалобу на США в ГАТТ. Аналогичнаянеудовлетворенность турецкой стороны высказывалась и в отношении позиции странЗапада в вопросах экспорта других турецких промышленных товаров: минеральныхудобрений, цемента6.
Американская сторона ограничение экспорта турецкоготекстиля объясняла тем, что он не столь конкурентоспособен, как текстиль изЮжной Кореи, Гонконга и других стран. Вторая существенная причина ограничениятурецкого экспорта – стремление США увязать вопрос открытия американского рынкадля турецкого текстиля с расширением американского военного присутствия вТурции. Так, американский бизнесмен Бордер в интервью газете «Миллиет» заявлял:«Вы [турки] нам базы – мы вам рынок для текстиля»7.
Средидругих причин, тормозивших в целом развитие турецкого экспорта в США, можноупомянуть и относительно низкую конкурентоспособность турецких товаров. Крометого, некоторые из них (например, хлопок, цитрусовые, фисташки, изюм,сухофрукты и овощи) производятся в США и экспортируются ими самими, нередкодаже на более выгодных условиях; негативно сказывается на турецком экспортетакже большая удаленность рынка США от Турции и соответственно большиетранспортные расходы; относительно слабой оставалась реклама турецких товаров.
Чтокасается турецкого импорта из США, то хотя его структура в 80-е годы и непретерпела больших изменений, объем по стоимости увеличился почти в 4,5 раза.Основными его статьями, например, в 1983 г. были станки, машины и различноеоборудование (17,6%), продукция сталелитейной промышленности (13,5%),химической промышленности (19,8%), минеральное топливо (13,1%), транспортныесредства (5,9%), зерновые (3,8%)8. Отдельным важным каналомамериканских поставок были поставки вооружения, финансируемые, как правило, попрограммам военной помощи. Турция давно стремится за счет импорта изпромышленноразвитых стран, включая США, проводить индустриализацию, привлекаяпередовую технологию. Будучи не в состоянии сбалансировать этот импортувеличением своих экспортных поставок, Турция вынуждена многие годы мириться схроническим дефицитом в торговле с развитыми странами. Так, в торговле с СШАтолько до 1929 г. ей удавалось поддерживать активное сальдо9, все жепоследующие годы турецкий импорт из США значительно превышает экспорт в этустрану. Более того, в 80-е годы, особенно с 1982 г., дефицит втурецко-американской торговле резко возрос: с 315 млн. долл. в 1980 г. до1125,2 млн. долл. в 1989 г.
Американскаяфинансово-экономическая помощь уже много лет играет значительную роль вразвитии турецкой экономики. Существуют трудности при определении размеров ивыделении из общего объема внешних ресурсов американских инвестиций,поступающих в турецкую экономику, поскольку финансово-экономическая помощь СШАнаправляется по нескольким каналам: на двух- и многосторонней основах, в рамкахвоенно-экономического сотрудничества, а также в виде частных капиталовложений иссуд коммерческих банков. Особенно трудно выделить средства американскогопроисхождения из кредитов, которые предоставляются в рамках международныхфинансовых институтов (прежде всего МБРР, МВФ и др.), где присутствиеамериканского капитала и влияние его контроля очень велико. Здесь уместноотметить, что только по линии международных организаций долг Турции в 80-е годысоставил 6,6 млрд. долл. (1986 г.), или 21% всего внешнего долга страны10.
Первый крупный кредит стран-членов ОЭСР в начале 80-хгодов был предоставлен Турции на заседании в Париже в апреле 1980 г., сразу жевслед за подписанием между правительствами США и Турции Соглашения о сотрудничествев области обороны и экономики. США приложили значительные усилия для оказаниядавления на своих партнеров по военным и экономическим союзам с целью заставитьих пойти на дополнительные финансовые расходы для «больной страны Европы» –Турции. Общая помощь 16 стран-членов ОЭСР составила тогда 1161 млн. долл. Самаябольшая доля приходилась на США и ФРГ – по 295 млн. долл.11Необходимо отметить, что кредиты США на межгосударственной основепредоставлялись в среднем сроком на 40 лет с 10-летним льготным периодом(процентная ставка – от 2,3 до 2,5%), а помощь по линии международныхорганизаций – на более жестких условиях, в среднем на 25-летний период спятилетним льготным периодом, причем процентная ставка колебалась от 7,25 до 9%и более12. Анализ финансовой помощи Турции по линии МБРР за1982-1986 гг. показывает, что она шла на стимулирование развития и подготовкипроектов в области сельского хозяйства, строительство ГЭС, развитие экспортнойспособности мелких и средних предприятий Турции и др.
Частныеамериканские инвестиции в турецкую экономику. Появление американских компанийна турецком рынке приходится на 50-е годы. С тех пор здесь обосновались фирмыкак со 100%-ным, так и с долевым участием американского капитала («Эрсквиб эндСанз Иляч», «Гудийр», «Униройял», «Крайслер санаи», «Кока-Кола», «Пепси-Кола»,«Мобил Ойл» и др.). При этом их общее число до начала 80-х годов было довольностабильным (от 17 до 19 фирм). По сумме вкладов в турецкую промышленность всередине 70-х годов фирмы США и смешанные компании с участием американскогокапитала занимали второе место, уступая первенство французским. Эти фирмыфункционировали в пищевой, химической, фармацевтической, горнодобывающей,транспортной, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. В изготовленииавтопокрышек американские фирмы «Гудийр» и «Униройял» обеспечивали тогда 37,18%выпуска этого вида продукции в стране13.
С начала 80-х годов, после того как турецкоеправительство провело ряд мероприятий, способствовавших притоку иностранногокапитала в страну, происходит не только увеличение американских инвестиций, ноодновременно изменяется их структура. Одним из важных изменений был ростпритока в Турцию банковского капитала США. Три крупных американских ТНБ («Ситибэнк», «Америкэн экспресс» – 100% участия американского капитала в местныхотделениях; «Бэнк оф Америка» – 25% участия) открыли свои представительства вТурции. К середине 80-х годов в Турции функционировали уже восемь частныхбанков с участием капитала США. Три американские компании – «Интернешнлхарвестер» (10,4% участия в смешанной компании TOE), «Пфайзер» и «Кока-кола»(100% участия) удвоили свои капиталовложения, доведя их до 4,8 млн. долл.14Сумма, конечно, скромная, однако данный факт говорит о возрастании интересаамериканских бизнесменов к турецкому рынку. В начале 80-х годов в стране самымикрупными американскими компаниями были: «Мобил ойл» (владевшая бензоколонками,а также через свои филиалы – 56% акций турецкой компании АТАШ, построившейнефтеперегонный завод в Мерсине, и 49% акций компании ИПРАШ, которойпринадлежит крупнейший нефтеперегонный завод в Измире), «Дженерал электрик»,имевшая 51% акций в смешанной компании «Тюрк дженерал электрик ТАШ», (сборкахолодильных агрегатов, моторов к стиральным машинам) и 60% акций в «Дженералэлектрик тюрк А. Ш.» (электролампы); «Зингер» (контролировала сборку швейныхмашин, холодильников, стиральных машин, газовых печей и транзисторныхприемников); «Форд» владел 49% акций турецкой автосборочной компании ОТОСАН.Действовали и другие, более мелкие американские компании15.
На протяжении 80-х годов по мере продвижения рыночныхреформ присутствие капитала США в Турции расширяется. Успешным оказалось егонаступление на турецкую табачную промышленность; отменой государственноймонополии в этой отрасли воспользовались прежде всего две крупные табачныефирмы США («Филип Морис» и «Рейнолдс»). Бывший генеральный директоргосударственного предприятия «Текель» Р.Дыблан утверждал, что «табачномупроизводству Турции нанесен сильнейший удар», в страну открыт бесконтрольныйдоступ импортных сигарет; разрушена государственная монополия табачнойпромышленности, «принятый закон на руку только тем, кто сотрудничает синостранным капиталом»16. Частные инвесторы из США началиинтересоваться возможностями вложения своих капиталов в самые современныеотрасли промышленности (атомную энергетику, авиационную, электронную и др.).Например, в 1983 г. две американские компании «Вестингаус» и «Дженералэлектрик» обратились к турецкому правительству с целью получения разрешения научастие в строительстве АЭС им. Ататюрка в Аккей. Сообщалось, что кредиты всумме 2 млрд. долл. будут обеспечены «Эксимбанком»17. Правда, ниодин проект строительства в Турции АЭС так до сих пор не реализован –чернобыльская трагедия, частые крупные землетрясения в Турции удерживают властиот их реализации, несмотря на дефицит электроэнергии.
В декабре 1985 г. между Турцией и США было подписаносоглашение о взаимной защите инвестиций в экономику18. Труднопредставить, что это соглашение смогло в равной степени служить интересамкапитала двух стран: мощным ТНК США и еще не набравшим силу турецким компаниям.Тем не менее, к началу 1987 г. в США действовало представительство крупнейшеготурецкого государственного банка («Зираат банкасы») и 12 представительствчастных турецких фирм. Даже эти наиболее крупные турецкие фирмы, обосновываясьна американском рынке, жаловались, что их представительства едва оправдываютсебя, так как только одно их содержание обходится достаточно дорого – 150-200тыс. долл. в год19. Безусловно, такого рода трудности американскийбизнес в Турции преодолевает легче, для турецких партнеров в известной мере онстановится школой новейшего предпринимательства, использующего самуюсовременную технологию ведения бизнеса. Стремясь к расширению своегоприсутствия на рынках развивающихся стран, американский частный капитал в80-90-е годы все активнее использует новейшие технические достижения, например,компьютеризацию, Интернет. По сумме инвестиционных вкладов (67 312 тыс. долл.)американские фирмы в 1988 г. были на четвертом месте после Великобритании,Швейцарии и ФРГ20.
Журнал «Нокта» в 1988 г. поместил статью о 100 самыхбогатых семьях Турции. В ней отмечалось, что капитал указанных семей в основном«был нажит благодаря сотрудничеству с американцами, которое приносит большиедоходы и в то же время создает контраст даже среди представителей буржуазии,разделяя их на очень богатых и сравнительно “бедных”». Автор статьи указывает,что семейные кланы В.Коча, С.Сабанджы и другие обладают богатством, превышающим200 млрд. лир (или свыше 200 млн. долл. на каждый семейный клан), которое даетим право считать себя «средними миллионерами даже среди самых богатых людейАмерики»21.
Важнаясторона деятельности капитала США в Турции со второй половины 80-х годов –участие в начавшейся приватизации турецкой экономики, на чем всемернонастаивали и международные финансовые организации. Уже в 1984 г, послевосстановления гражданской власти в стране МБРР согласился профинансироватьпять проектов, касающихся приватизации ряда предприятий госсектора22.Специалисты американской компании «Морган гаранти траст», находившиеся в Турциив 1985 г. с целью изучения возможностей увеличения частных инвестиций США,представили в турецкий меджлис доклад, согласно которому государственныепредприятия «Тюрк хава йоллары», «Усаш», «Читосан», «Енисан» и «Турбан»предлагалось передать в частный сектор в первую очередь23. Вскореэти рекомендации стали претворяться в жизнь.
Военно-техническое сотрудничество. Тесное сближение ввоенной области между двумя странами началось в послевоенный период; оно, помнению турецкой стороны, диктовалось «территориальными претензиями со сторонысоветского правительства», «существованием советской военной угрозы».Подписание после Второй мировой войны ряда американо-турецких соглашений обоказании помощи Турции в рамках «доктрины Трумэна» (1947 г.) и по «плануМаршалла» (1948 г.), вступление в 1952 г. в НАТО на длительные годы оформилоамерикано-турецкое военно-экономическое сотрудничество. По этим соглашениям вТурцию поступало вооружение и военное оборудование, направлялись американскиесоветники и инструкторы. Однако, несмотря на эту значительную помощь (например,только за 1965-1975 гг. ей было выделено 3,5 млрд. долл.), к началу 80-х годовтурецкому правительству так и не удалось создать современную боеспособнуюармию. По признанию газеты «Миллиет», проводившей специальное исследованиевоенной помощи США (начиная с 1954 г. и до конца 70-х годов), последниевыполнили свои обязательства только на 20%, недопоставив оружия, техники иснаряжения в общей сложности на 10 млрд. долл.24
Подписаниемежду Турцией и США 29 марта 1980 г. упоминавшегося выше Соглашения осотрудничестве в области обороны и экономики знаменовало собой новый этап вразвитии военно-экономического сотрудничества между двумя странами. В нем былозафиксировано сохранение приверженности сторон принципу «неотделимости обороныот экономики». Этот принцип, как далее будет показано по 90-м годам,сохраняется и поныне и составляет, на наш взгляд, главную особенностьэкономических связей Турции с США. Соглашение предусматривало ликвидациюотставания турецкой армии – самой большой в НАТО по численности после США. Этотдостаточно обширный документ включал такие меры, как предоставление Турции современнойвоенной технологии, реконструкция старых и строительство новых центров связи вразличных городах страны, налаживание производства различных видов вооружения,модернизация военно-воздушных баз, ВВС, танковых войск и другие меры25.
В контексте этих договоренностей в 1983 г. турецкоеправительство подписало крупнейший за всю историю турецко-американскихвоенно-экономических отношений контракт с компанией «Дженерал Дайнемикс» назакупку, сборку и ремонт 160 новейших американских истребителей F-16. Стоимостьэтого контракта оценивалась примерно в 4 млрд. долл. Турецкая государственнаякомпания «Тэркиш эйркрафт индастри» (тур. название «Тусаш») была названаголовной организацией в осуществлении этого проекта, на нее по контрактувозлагалась ответственность за сборку самолетов, оказание помощи в ихпроизводстве и ремонте, а в дальнейшем производство запасных частей,предназначенных для нетурецких заказчиков.
«Тусаш» была представлена двумя фирмами: одна(«Тусаш-Теи») должна была заниматься сборкой, а в дальнейшем производитьмоторы; другая («Тусаш-Таи») – собирать, а в дальнейшем производитькомплектующие узлы и отдельные детали для самолетов. Вложения в уставнойкапитал «Тусаш-Теи» турецкой стороны составили 51%, а 49% внесены американскойкомпанией «Гетско», которая обеспечивала предприятие чертежами, оборудованиемдля испытания моторов, специалистами и создавала в штате Огайо учебный центрдля подготовки турецкого технического персонала. Участие с турецкой стороны восновном ограничивалось предоставлением земельного участка, рабочей силы истроительными работами. В группе «Тусаш-Таи» также 51% уставного капитала (70млн. долл.) принадлежало турецкой стороне, 42% – американской компании«Дженерал Дайнемикс» и 7% – «Гетско» (всего 67 млн. долл.). Группа «Тусаш-Таи»построила сборочный завод, правильнее сказать, мастерские в местечке Мюртад(близ Анкары)26.
Чтокасается модернизации танковых войск Турции, то по соглашению, устаревшие танкиМ-48 американского производства времен корейской войны оснащались новымиприцельными устройствами, а также 105-мм пушками. В связи с этим Турциязакупила у фирмы «Тексас инструменте» 760 танковых прицелов на сумму 75,8 млн.долл. Кроме того, сообщалось о приобретении лазерных приборов-дальномеров идругого военного оборудования общей стоимостью 196,5 млн. долл. Поставки егодолжны были начаться в 1987 г. и завершиться в течение двух лет27.
Оцениваярезультаты развертывания соглашения, нельзя не отметить его эффективность. Совторой половины 80-х годов американские компании интенсивно и успешно проводятмодернизацию заводов и фабрик, уже существовавших в Турции в течениедлительного времени, а также создают современные отрасли промышленности,имеющие военное значение. Помимо реализации проекта по F-16,осуществлялось привлечение американской технологии и частных инвестиций вкрупную турецкую (тогда – государственную) компанию «Макина ве кимья куруму».Она наладила сотрудничество с американскими фирмами «Дженерал дефенс корп.» и«Ройял орднанс фэкторис», наладив производство ракет, артиллерийских и зенитныхустановок. С американской финансовой помощью осуществлялась модернизацияморской верфи в Гельджуке (именно там случилось недавнее крупнейшееземлетрясение): с 1962 г. до конца 80-х годов здесь было изготовлено 30подводных лодок. Компания «Асельсан» сотрудничает с американцами испециализируется в выпуске продукции электронной промышленности28. Вцелом можно отметить, что успешное выполнение этого соглашения отражено врезком увеличении объема военной помощи из США в Турцию: за 1980-1985 гг. еесумма достигла 2,6 млрд. долл.29 В 80-х годах Турция вышла на третьеместо среди получателей американской военной помощи (после Израиля и Египта).Во время визита Т.Озала в США в 1987 г. было официально признано сторонами, чтовоенный долг Турции исчисляется в 3,5 млрд. долл., из которых 1,6 млрд. долл. –основной долг и 1,9 млрд. долл. – проценты30.
Период90-х годов. Хронологический рубеж 80-х и 90-х годов стал, как известно, ирубежом в развитии важнейших мировых событий, ознаменовал окончание холоднойвойны и одновременно положил начало новому расширению НАТО на Восток. Вместе стем этот рубеж определялся и распадом СССР, появлением в евразийском регионеновых независимых государств, стремлением США к созданию однополярного мира нафоне набирающего силу процесса глобализации, стремительным взлетом региональныхамбиций Турции, поддерживаемых США и принимающих подчас откровеннонационалистическую форму. Как представляется, политический фон нового периодаэкономического сотрудничества Турции с США на исходе XX столетия особенно яркоолицетворяют заявления руководителей двух государств и комментарии в турецкихСМИ во время саммита в Стамбуле в ноябре 1999 г. Газета «Миллиет» приводит,например, следующий диалог между С.Демирелем и Б.Клинтоном:
«С.Демирель:Период холодной войны Турция и США успешно пережили, им надлежит тесносотрудничать и далее, придерживаясь единой политики в условиях нового мировогопорядка.
Б.Клинтон: История предоставила Турции большой шанс…Действуя уверенно и твердо, она сможет добиться очень большого прогресса, и СШАвсегда окажут ей в этом большую поддержку. На Кавказе, на Балканах, вЦентральной Азии, на Среднем Востоке Турция – ключевая страна. Если этот фактордолжным образом использовать, Турция станет одной из ведущих держав XXI века.»
В этом же выпуске газеты влиятельный обозреватель ДоганХепер писал: «Считается, что с окончанием холодной войны значимость Турциисохраняется. Кончилась конфронтация, Москва просто сдалась, коммунизм оказалсяна пыльной полке истории. Однако это не значит, что значимость Турцииисчерпана. Факты опровергли предположения. В однополюсном мире Турция приобрелаеще бóльшую значимость, США, Англия и Израиль считают ее своим самымважным союзником. Значимость Турции сегодня в том, что она – самая сильная,самая крупная и самая нужная страна для Центральной Азии, Кавказа, СреднегоВостока и Балкан. Эту значимость Клинтон подкрепил своей программойпродолжительного визита в Турцию»31.
За90-е годы экономическое сотрудничество пополнилось новыми факторами, уточнялосьновыми правовыми актами, например соглашениями о научно-техническомсотрудничестве (1994 г.), о взаимодействии в агросфере (1995 г.), избежаниидвойного налогообложения (1996 г.), таможенной кооперации (1996 г.) и другими,призванными совершенствовать и укреплять правовую сторону экономических связей.Последний такого рода документ – соглашение между двумя странами о развитииторговли и инвестиций, подписанное 29 сентября 1999 г. в Вашингтоне. В немнаряду с американским министром промышленности и торговли от имени новогокоалиционного правительства Турции подпись поставил и министр А.Танрыкулу, какбы подтвердив готовность новой власти выполнять ранее заключенные с СШАдоговоры, регулировать тарифы, защищать права интеллектуальной собственности ит.д. Ст. 2 договора предусматривает функционирование межминистерскоготурецко-американского совета по торговле и инвестициям, в котором предстанутруководители двух государственных ведомств: секретариата по внешней торговлеТурции и Палаты торговых представителей США. Статьи 3 и 4 предусматриваютнеобходимость регулярных консультаций по конкретным вопросам торговли иинвестиций, увеличения объема и ассортимента товаров и услуг32.
Торговляв 90-е годы, как и ранее, составляет основу экономического сотрудничества междудвумя странами. Согласно аналитической записке, полученной автором отвлиятельной негосударственной организации Турции – Совета повнешнеэкономическому сотрудничеству (тур. ДЕИК), объем этой торговли в1991-1998 гг. возрос вдвое – с 3,2 млрд. до 6,3 млрд. долл. (по экспорту изТурции: с 913 млн. до 2,2 млрд. долл., а по импорту из США: с 2,3 млрд. до 4,1млрд. долл. В прошедшем десятилетии, подчеркивают эксперты ДЕИК, США стабильнозанимали 2-е место в турецком товарообороте среди всех ее иностранных партнеров(9% составлял турецкий импорт и 8% – турецкий экспорт)33.
Отмечается значительный успех в увеличении Турцией вэкспорте доли текстильной продукции: в 1998 г. ее стоимость достигла 1 млрд.долл. Другие наиболее важные статьи турецкого экспорта 90-х годов – табак (243млн. долл.), продукция сталелитейной промышленности (150 млн.), ювелирныеизделия (125 млн.), товары машиностроительной промышленности (111 млн. долл.).Экспорт прочих товарных групп исчислен общей суммой в 900 млн. долл. Такимобразом, текстиль и одежда составляют львиную долю во всем турецком экспорте.Набирают в нем вес и такие статьи, как котельное оборудование, холодильники,дизельные моторы, обрабатывающие станки и др. В указанном источнике отмечается,что «турецкие товары с применением высокой технологии становятся все болееконкурентными на рынке США».
Основные (и традиционные) статьи импорта в Турцию из СШАв указанное десятилетие, по данным ДЕИК, – оборудование (800 млн. долл.),авиатехника (617 млн.), электротехника (285 млн.), продукция органической химии(271 млн.), хлопок-сырец (246 млн.), табак (219 млн.), прочие (1,6 млрд.долл.). Другой используемый нами источник – американский – по-своемуструктурирует фактический турецкий импорт из США по главным группам (посостоянию на 1997 г. этот импорт исчислялся в 4,3 млрд. долл.); энергетическоеоборудование – 430 млн. долл., телекоммуникационное – 210 млн., франчезинг –100 млн., телекоммуникационные услуги – 80 млн., оборудование для обороннойпромышленности – 650 млн. (отмечается, что на 40% оно представленоэлектроникой), строительное оборудование (100 млн. долл.)34.
Несмотряна, казалось бы, заметный успех в продвижении турецкого текстиля и стали наамериканский рынок, авторы аналитической записки ДЕИК считают, что «политикапротекционизма правительства США направлена против увеличения экспорта такихтурецких товаров, как продукция сталелитейной промышленности, текстиля ипродукции сельского хозяйства, составляющих основные статьи турецкогоэкспорта». В качестве примера в источнике приводится тот факт, что 21 предметнаименований текстильной промышленности Турции, составляющий долю в 85% отвсего годового экспорта Турции в США, подлежит квотированию.
Вто же время в документе ДЕИК признается, что в связи со стихийными бедствиями,постигшими Турцию в августе 1999 г., «правительство США проявило внимание квозникшим трудностям в экономике Турции, выразило пожелание смягчить политикуквотирования в отношении Турции. Государственный секретарь США М.Олбрайтсообщила, что с 20 сентября 1999 г. проводятся переговоры между Турцией и СШАпо вопросу проведения “мягкой и гибкой” политики квотирования экспортатекстильных товаров на американский рынок». Цель данных переговоров – в томчисле и проблема восстановления разрушенного землетрясением потенциалатекстильных предприятий Турции35.
Другаяпроблема, затрудняющая в 90-е годы экспорт сельхозпродукции на американскийрынок, по мнению экспертов ДЕИК, – «затяжной» таможенный контроль пищевыхтоваров, проводимый американской комиссией по контролю лекарственной и пищевойпродукции (AmericanFood andDrug Administration– FDA). Турецкие промышленники считают,что такой контроль необходимо проводить международной комиссией специалистов ине в США, куда уже прибыл товар, а в порту отправки экспортируемых товаров,т.е. в самой Турции.
Со своей стороны составители очередного американскогообзора по состоянию дел с американо-турецким сотрудничеством в 1999 г.перечисляют наиболее приемлемые для американской стороны сферы торговли: это расширениепоставок оборудования по уже отмеченным выше группам (самая крупная среди них –вооружение, причем отмечается, что вся стоимость турецкого импорта исчисляетсяв 1,7 млрд. долл. и 43% его контролируется США), а также различных видов услуг,поставок таких сельхозпродуктов, как соя, хлопок, рис, зерно и др. Некоторыеамериканские статистические издания приводят «свои» претензии к турецкойстороне, отмечая прежде всего ухудшение для американских экспортеров условийторговли с Турцией после вступления ее в Таможенный союз и соответствующегопересмотра таможенных тарифов. Отмечаются трудности инвестирования, когдатурецкие суды уклоняются от обращения в арбитражные суды третьей стороны, хотяэто предусмотрено новыми соглашениями, например, вошедшим в силу еще в мае 1990г. соглашением о взаимном поощрении инвестиций (The US-Turkish Bilateral Investment Treaty). Вдокументах напоминается в связи с этим, что Турция является участницей целогоряда международных арбитражных организаций и, таким образом, должна бытьзнакома с их практикой решения подобных споров. Не выполняются также положенияутвержденного турецким парламентом в 1995 г. нового законодательства опатентах, торговых марках и авторском праве36.
Кредиты и помощь. Представляется очевидным, что в 90-егоды, еще до кризисных явлений в мировой экономике, заметным образомсказавшихся на финансовом положении Турции, и США, и другие страны Западапредприняли шаги, направленные на окончательный отказ от традиционных формфинансовой помощи Турции на государственном уровне ввиду достигнутых ею успеховв экономическом развитии. Об этом пишут и авторы справочника «ТурецкаяРеспублика», отмечая, что «в 90-е годы проектная помощь США все более уступаетпрограммной, используемой для финансирования экспорта из США». Подчеркнутотакже, что характерной тенденцией в указанные годы стало расширяющеесяиспользование Турцией внешних ссудных ресурсов «из источников мировых денежныхи фондовых рынков». Причем кредиты из этих источников предоставляются накоммерческих условиях, отсюда «стремительное возрастание внешнего долга Турции»37.Это подтверждается и напоминанием в уже цитируемом нами американском источникео том, что «в 1998 г. США завершили финансирование экономической помощи ииностранной военной помощи Турции». При этом добавлено, что в 1999 г. СШАпредусмотрели лишь следующие небольшие суммы, которые мы можем охарактеризоватькак «остатки» традиционной финансовой помощи: 2 млн. долл. по программепланирования семьи, 1,4 млн. – по международной программе военного обучения и500 тыс. долл. по программе борьбы с наркотиками. Здесь же напоминается, чтоТурция «получает значительную помощь в займах от ЕС, но бóльшая часть еезадерживается по причине конфликта с Грецией»38.
В контексте этих радикальных изменений в системепредоставления Турции финансовой помощи развитыми государствами имеждународными финансовыми организациями становятся понятны те трудности,которые испытывают в 90-е годы турецкие власти в своих попытках получитьфинансовую поддержку для реализации проекта нефтепровода Баку-Джейхан.Очевидно, что политические выгоды и для Турции, и для США, определяемые, какутверждают эти два стратегических союзника, их национальными интересами врегионе, пока не подкреплены должным образом экономическими расчетами, которыесвидетельствовали бы об экономической целесообразности проекта. Это признаетсяи в некоторых весьма серьезных турецких публикациях, в частности в докладе,изданном ТЮСИАД39. Очевидно, в эпоху холодной войны необходимыесредства могли поступать в виде американской помощи, что в нынешних условияхстало затруднительным. Вместе с тем американские власти не отказались отподдержки проекта. Помощник госсекретаря США Стюарт Эйзенстат заявлял,например, в 1998 г.: «Мы разделяем справедливое беспокойство Турции по поводупрохода через Проливы. Поэтому важно найти долгосрочное решение проблемы». Онсообщал, что США разрабатывают планы евразийского энергетического коридораВосток-Запад, и подчеркнул, что ключевым моментом этого коридора являетсятрасса трубопровода Баку-Джейхан. С его помощью будет обеспечено многообразиеэкспортных путей а источники будут предоставляться «всему миру», минуя Иран.«Мы работаем совместно с Турцией, чтобы трасса Баку-Джейхан стала для компанийкоммерчески предпочтительной»40.
Проблема определенного несовпадения интересовполитической власти и деловых кругов США и Турции обсуждается постоянно идетально в турецкой печати. Зейнеп Гегюш утверждала, например, в газете«Сабах», что финансирование проекта нефтепровода Баку-Джейхан оказалось втупике. «Чтобы построить упомянутый нефтепровод, нужны деньги. Однако США,уверяя, что поддерживают нефтепровод, не спешат пошарить в своих карманах. Чтокасается карманов нефтяных компаний, то в них завелся скорпион. КарманыАзербайджана и Грузии – дырявы. Турция, если даже и хотела бы инвестироватьденьги, после произошедшего землетрясения сделать этого не в состоянии». Авторс откровенной тревогой пишет о том, что реальной альтернативой трассеБаку-Новороссийск фактически становится недавно введенный в строй нефтепроводБаку-Супса (Грузия), причем на его расширение не потребуются крупные суммы.«Нефтяные компании в Азербайджане в последние дни уделяют внимание расширениютрассы Баку-Супса. В настоящее время мощности по перекачке нефти по этой трассесоставляют 3 млн. т в год, причем существуют возможности увеличить эти мощностидо 11 млн. т. Выходит, таким образом, что пропускная способность турецкихПроливов будет загружена до пределов своих возможностей, и только после того,как транспортировка нефти через Проливы станет невозможной, обратятся кнефтепроводу Баку-Джейхан… В соответствии с такими соображениями нефтяныекомпании убедили и американскую администрацию в необходимости расширения линииБаку-Супса. Чтобы не испортить отношений с Турцией, Вашингтон открыто об этомне говорит. Анкара же, хотя и все понимает, но молчит»41.
Следует отметить, что в результате чрезвычайнонегативного воздействия на экономику Турции в 1998 и 1999 гг. как природныхкатаклизмов (землетрясение в северо-западной Турции, принесшее огромныеразрушения и гибель 17 тыс. жителей), так и мирового финансово-экономическогокризиса, а также резкого сокращения доходов от туризма в связи с войной наБалканах и негативного освещения в мировой прессе ареста лидера ПКК Оджалана вТурции вновь был поставлен вопрос о крупной финансовой помощи. На официальномуровне и в турецких СМИ отмечалось, что в результате указанных негативныхобстоятельств вновь обострилась инфляция, достигнув в июне 1999 г. 64,3% –самого высокого уровня десятилетия; снизился ВНП, резко сократилась экспортнаявыручка и т.д. По сообщению государственной плановой организации Турции, потеритурецкой экономики в результате вышеуказанных причин составили от 9 млрд. до 13млрд. долл.
В связи с этим в документе ДЕИК отмечается«благотворительная роль правительства США, проявленная им в трудный для Турциипериод». Турции было выделено 11,5 млн. долл. на медицинскую помощь иобустройство жилья для 100 тыс. пострадавших в результате землетрясения. Поитогам визита премьер-министра Турции Б.Эджевита в США в сентябре 1999 г.Турции в качестве экономической помощи было обещано 300 млн. долл. Мировой банктакже подготовил для Турции пакет предложений экономической помощи в размере1,05 млрд. долл. из которых 300 млн. пойдут на погашение текущих займов, а 750млн. долл. будут использованы в качестве новых долгосрочных займов. Вовзаимоотношениях с МВФ также был достигнут успех – обещана помощь почти в 4млрд. долл.
Большое удовлетворение турецких властей и печати вызвалиэкономические итоги визита Б.Клинтона в Турцию в ноябре 1999 г., о чем ужеупомянуто выше. По поводу обещаний Б.Клинтона поддержать Турцию в финансовомплане, уговорить страны ЕС включить ее в список кандидатов в члены ЕС известныйэкономист Г.Урас писал, например, в «Миллиет» о «трех обещаниях Клинтона» –«пять дней, находясь в Турции, заниматься ее проблемами»; «поддержать Турциюперед Европой», «предоставить в районах землетрясений мелким и среднимпредприятиям страны «Эксимбанком» США кредиты на 1 млрд. долл.». По мнениюГ.Ураса, следующие одна за другой катастрофы, землетрясения и другие проблемыпривели турецкий народ в состояние кризиса, шока. «Вам может нравиться или ненравиться Клинтон, однако американский палец вертит миром, а Клинтон от имениСША управляет этим миром… Даже Ельцин, не выражавший намерения поехать вТурцию, ревниво отреагировал на крайнюю любовь Клинтона к Турции и, чтобысохранить баланс, возглавил русскую делегацию и заявил о поездке в Турцию»42.
Частные американские инвестиции. Согласно используемомунами источнику ДЕИК, на конец июня 1999 г. 12,16% всех иностранных инвестиций вТурции принадлежали американским фирмам, их общая сумма достигала почти 2 млрд.долл., а число приблизилось к цифре 302. Источник особо отмечает, чтозначительная часть американских компаний действовала в экономических свободныхзонах Турции, в ряде случаев участвуя в совместных с турецким бизнесомпредприятиях. Особенно активен американский капитал в Стамбуле, где онпредставлен в самых современных отраслях экономики: электронной, компьютерной,аэрокосмической, производстве медицинских и оптических приборов и др.Американские компьютерные компании («Майкрософт», «Интел», «Хьюлет Паккард»,«Ай Би Эм», «Компак» и др.) контролируют значительную часть турецкого рынкакомпьютерного оборудования и программного обеспечения43.
В90-е годы сотрудничество турецкого капитала с американским заметнораспространилось и на территорию США, где в 1995 г. турецкие частные инвестициидостигли 100 млн. долл. (по сравнению с 4 млн. в 1989 г.). По прямыминвестициям Турции в экономику зарубежных стран США занимают четвертое местовслед за бывшим СССР, Великобританией и Германией44. Заметную роль вупрочении и расширении экономических связей Турции с США играют не толькогосударственные инстанции, но и различного рода негосударственные ассоциации исоветы сотрудничества, созданные по инициативе частного бизнеса. Наиболеевлиятельные из них – ТАБА, ДЕИК и др.
Продолжающаясяв Турции приватизация по мнению тех же экспертов ДЕИК, предоставляет американскомучастному капиталу новые и широкие инвестиционные возможности. Речь идет оначавшейся приватизации таких государственных банков, как «Сумербанк»,«Денизбанк», «Этибанк» и «Анадолубанк». В мае 1998 г. уже продано 12,3% акцийкрупнейшего «Ишбанка». Продолжается процедура подготовки компании «Турбантуризм» и «Тюрк телеком». Ожидается поступление 3 млрд. долл. от реализациипроекта приватизации («Тюрк телеком»); 3,6 млрд. долл. будет выручено отпередачи в частное ведение прав управления восемью электростанциями и 20дистрибьюторными компаниями, подчиненными министерству энергетики.
Пример совершенствования давнего сотрудничестваамериканского капитала с турецким в сфере автосборки – компания «Форд-Отосан»,планирующая принять участие «на равных» со своим партнером в развитии новейшейтехнологии. Она подготовила «проект – 2000», согласно которому в Гельджукебудет построен крупнейший в регионе автомобильный завод. Планируется, что около95% произведенной на территории Турции продукции компании будет экспортироваться,завод со временем превратится в научно-исследовательский и маркетинговый центрНа строительство этого комплекса «Форд Отосан» ассигнует 550 млн. долл.Экспортная выручка от столь грандиозного проекта ожидается в размере 1 млрд.долл. По мнению газеты, ожидаемая сумма поступлений экспорта в 3 раза перекроетпоказатели, которых до сих пор добивалась какая-либо другая компания синостранным капиталом в Турции45. Можно посочувствовать авторамэтого проекта, что его реализация откладывается из-за сильных разрушений вГельджуке в результате землетрясения, однако сама грандиозность плана говорит обольших финансовых и технологических возможностях этой турецко-американскойкомпании.
Военно-техническое сотрудничество. Турция по-прежнемуобладает второй по величине армией в НАТО, расходует на вооружение 4,1% своегоВНП. Американский источник отмечает, что такой уровень расходов – наибольшийсреди членов НАТО. Как свидетельствуют данные этого источника, 79% вооруженияТурция получает из-за рубежа и соответственно 21% производит на своих оборонныхпредприятиях (см. табл.). Доля США в поставках вооружения в страну значительна– 43,3%
Предполагается,что вновь закупаемое в ближайшие годы вооружение на 40% будет представленоэлектроникой. Как считают турецкие специалисты, в ближайшие 25 лет потребуется150 млрд. долл., чтобы создать современную и боеспособную армию, причем 60млрд. долл. потребуется на модернизацию сухопутных войск, 2 млрд. – ВМС и 65млрд. долл. – ВВС Турции. По мнению американских экспертов, Турция для США –это огромный рынок сбыта вооружения самого широкого диапазона. Это истребители,БТР, подводные лодки, мобильные радары, вертолеты, быстроходные патрульныекатера и многое другое46.
Отмеченная нами выше новая тенденция в развитии турецкойоборонной промышленности – активное сотрудничество с американскими (и нетолько, разумеется, с американскими) частными компаниями в сфере новейшихоборонных технологий получила в 90-е годы свое дальнейшее развитие. Об этомсвидетельствует новый этап производственной деятельности уже описанной намикомпании «Тусаш» и ее дочерних фирм «Тусаш-Таи» и «Тусаш-Теи». По сообщениюСМИ, в декабре 1999 г. эта программа производства (по лицензии «General Dynemics») былазавершена. Всего таким образом (проекты Онджель-1 и Онджель-2) изготовлено 232самолета. На первом этапе в 1987-1995 гг. изготовлено в Турции для ее ВВС 152самолета, в том числе первые восемь в США. В Турции изготовлялся (70% местнойсборки) фюзеляж, включая его заднюю и центральную части, а также крылья. Послеуспешного завершения первого этапа в 1995 г. осуществлен и второй этап,Онджель-2, в процессе которого доля местной сборки увеличилась до 80%.Последний самолет для ВВС планировалось выпустить к торжествам по случаюнационального праздника 29 октября 1999 г. Примечательно, что 46 самолетов былоизготовлено по заказу Египта47.
Каксвидетельствуют другие источники, обе фирмы «Тусаш» продолжают активнофункционировать на турецком рынке. «Тусаш энджин индастриз» (ТЕИ), тесносотрудничая с американской фирмой «Дженерал Электрик Ко»., осуществила сборкудвигателей для упомянутых F-16.Она смогла также освоить производство 200 различных видов запчастей длядвигателей, причем многие из них были поставлены затем фирмам «ДженералЭлектрик», «Спекма», «Пратт энд Уайтни». Главной задачей ТЭИ остается поставкаавиамоторов для ВВС Турции, их обслуживание, обеспечение запчастями. Крометого, ТЭИ обеспечивает запчастями и двигателями вертолеты, обслуживающие высшийкомандный состав жандармерии, а также участвует в разработке инжекторнойсистемы для моторов марки J85,применяемых на самолетах F-5и Т 38.
Другаятурецкая компания с американским капиталом ТАИ (TurkishAirospase Industries)имеет опыт в производстве и транспортировке истребителей F-16,транспортных самолетов CN-235,тренировочных SF-260, она можетпредоставить современные компьютерные программы, обеспечивающие электронноеслежение и структурные модификации на F-16s.ТАИ может также участвовать в совместной сборке вертолетов COUGARAS 532, SikorskyS-76, вертолетов гражданскогоназначения ЕС-135. Фирма накопила опыт в разработке дизайна и производственныхпрограмм для небольших самолетов (от 19 до 30 пассажиров), транспортныхсамолетов местного значения, а также для легких истребителей-разведчиков.
Турецко-американскиекомпании широко представлены и в других высокотехнологичных отраслях военнойпромышленности Турции – электронной, авиастроении, служб раннего оповещения, всоздании средств связи на дальние расстояния (телекоммуникационные системы),компьютерные системы и т.д. Такая компания, как MikesMicrowave ElectronicSystems Inc.,основанная в 1987г. как СП совместно с LoralInternationalInc. (теперь LockheedMartin Inc.),была первой, которая заключила контракт на электронное обеспечение самолетов F-16,принятых на вооружение в турецких ВВС. В настоящее время фирма MIKESможет предложить комплексные военные разработки по электронике, применяемыепрактически во всех родах войск. В совместной компании ФМС – «Нурол савунмасанайи А.Ш.», изготавливающей военные грузовики, БТР, 51% капитала принадлежитамериканской ФМС и 49% – турецкой «Нурол». Компания была создана на восемь летс целью выполнения заказов Министерства обороны Турции, затем контракт былпродлен еще на 10 лет.
Можно считать, что контингент заказчиков на перечисленнуювоенную продукцию не ограничивается лишь турецкими военными – в условияхрыночной экономики рост штучного и мелкооптового спроса гарантируетсясохранением очагов нестабильности и терроризма в целом ряде мест обширногоевразийского региона – от Балкан до Кавказа и Центральной Азии.
Проходившаяв Турции в сентябре 1997 г. международная ярмарка вооружения ИДЕФ-97подтвердила факт широкого участия американских фирм в создании современныхвидов вооружения для турецкой армии. Кроме упоминавшихся выше, на ней былипредставлены такие фирмы, как: «Маркони ломиникасион А.Ш.» (производствоэлектроники, Анкара), «Асельсан» (около 49 наименований высокотехнологичнойэлектронной продукции), «Айдын язылым ве электроник сан А.Ш.», (создана в 1989г. в Турции гражданами США, производство контрольных систем воздушногооповещения, электронной продукции, программного обеспечения и т.д.), компания«Рокетсан», (основана в 1988 г., производство ракет малой и средней дальности: TR-107– дальность полета 10 км, TR-122– дальность 30 км). Компания участвовала в европейских программах (по линииНАТО) по производству ракет Стингер, кроме того, «Рокетсан» производит системывоздушного оповещения, противотанковые ракеты и другие виды ракет, стоящих навооружении ВВС Турции. Данный перечень фирм, подтверждающих активное участиеСША в вооружении турецкой армии новейшими и современными средствами ведениябоя, можно перечислить и далее, очевидно, что тенденция сотрудничества междуТурцией и США в военной области будет продолжаться48.
Какможно судить по турецким и американским источникам, заявлениям (в том числеполитическим) представителей власти и деловых кругов, обе стороны полнырешимости увеличивать в широких масштабах это сотрудничество, тесно увязываяего со стратегическими интересами США в регионе, региональными претензиямиТурции. Судя по всему, при реализации крупных проектов речь будет идти об ихвоенно-экономической значимости, их способности усилить региональные амбицииТурции, обеспечить ей роль главного в регионе транзитного, энергетического,транспортного и телекоммуникационного моста.
Впервую очередь источники свидетельствуют о планах США расширитьвоенно-экономическое сотрудничество с Турцией, добиться, как выше отмечено,ежегодного увеличения поставок американской военной техники на 50-100 млн.долл.
Другаясфера крупномасштабного сотрудничества – энергетика. На ближайшие годы Турцияпланирует наращивать энергомощность страны на 2500 МВт в год, в связи с чемнеобходимо резко увеличить строительство электростанций. Оно частично будетфинансироваться правительством, а значительная часть инофирмами. Давно ведетсяподготовка к торгам первой атомной станции, причем наибольшее предпочтениетурецкая сторона отдает американским фирмам «Вестингхауз» и «Рейтеон». Имеютсятакже девять проектов на строительство «под ключ» девяти электростанций общеймощностью 1555 МВт. Ожидается, что их строительством будет также заниматьсякомпании США.
Каксчитают эксперты ДЕИК, Турция имеет «огромную поддержку» со стороныамериканского капитала в вопросах строительства Евразийского энергетическоготранспортного коридора из Центральной Азии и Кавказа через Турцию в Европу и надругие рынки, причем по мнению этих экспертов, «США примут также активнейшееучастие в прокладке трубопровода по перекачке сырой нефти Баку – Джейхан. Обестороны (турецкая и американская) подтвердили взаимный интерес и к разработкепроекта транскаспийского газового трубопровода».
Пооценке экспертов ДЕИК, одной из крупнейших сфер капиталовложений дляамериканского бизнеса может служить проект ГАП – освоение юго-восточнойтерритории Турции. Проект предусматривает строительство 19 гидроэлектростанций,22 плотин и туннелей. Территория осваиваемой площади 75 тыс. кв. км снаселением 6 млн. человек.
Важнойсферой приложения американского капитала, по мнению турецкой стороны, могло быбыть банковское дело. Здесь не существует ограничений для иностранныхинвестиций, а также облегчены процедуры их размещения. О привлекательностиданного бизнеса говорит факт быстрого роста иностранных банков в Турции: запоследние два десятилетия (1979-1999) их число в стране увеличилось с четырехдо 20.
Американскиекомпании могли бы, по мнению турецкой стороны, участвовать в изготовленииоборудования для телекоммуникативных средств связи. «Прекрасные возможности уамериканского экспорта в Турцию существуют на поставки оптиковолокна,передвижных околоземных станций, передвижных установок по обслуживаниюспутниковых связей, другого телекоммуникационного оборудования»49.
Турцияпризывает своих американских партнеров создавать также смешанные предприятия вэлектронной, химической, горнорудной, текстильной промышленности, в агросфере,сфере обслуживания, туризме. Большая роль в развитии и дальнейшем углублениитурецко-американского сотрудничества, как это уже подчеркивалось выше,отводится зонам свободной торговли.
контракт капитал рынок компания

Литература
1. İktisadirapor 1989.Ankara, 1990. – С.216.
2. Ticaret.27.03.1985.
3. Economic Dialogue: Turkey. Ankara. –1986. – № 7.
4. Milliyet.11.04.1986.
5. БИKИ. 10.10.1988.
6. Türkiye iktisat gazetesi.23.04.1980.
7. Dünya. 09.10.1982.
8. Nokta.22.04.1986.
9. Report by the Comptroller General of theUnited States. – Wash., 1982. – May 7. – С.11, 26.
10. http://www.foreintrade.gov.tr/anl/english/tr-us/detay.htm.
11. http://www.state.gov/www/about_state/business/com_gui…/turkey99_05htm.
12. Turkey. 1999 Country Reports on EconomicPolicy and Trade Practice. Released by the Bureau of Economic and BusinessAffairs U.S.Department of State. March 2000.
13. ТурецкаяРеспублика: Справочник. M., 2000. – С. 358,359.
14. Turkey. 1999 Country Reports on EconomicPolicy and Trade Practice…March 2000.
15. Türkiye-Rusya ilişkilerindekiyapısal sorunlar ve çözüm önerileri.– İstanbul,1999. – C. 83, 84.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.