Реферат по предмету "Международные отношения"


Стратегии освоения энергетических ресурсов шельфа Мирового океана

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ШЕЛЬФА МИРОВОГО ОКЕАНА
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ВВЕДЕНИЕ
Вработе рассмотреныперспективы освоения топливно-энергетических ресурсов шельфаМировогоокеана, проанализированы возможности большой морской экосистемыиприбрежного регионального развития Черного и Азовского морей.
Внашевремя топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) сохраняют свое геостратегическоезначение по ряду причин. Как известно, большинство развитых стран мира являютсяимпортерами ТЭР; предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) зависятот договоров с правительствами принимающих стран, что автоматически перемещаетпереговоры и конфликты в сферу политики; ТНК ТЭК действуют совместно справительствами, что обеспечивает им государственные инвестиции и страхованиерисков геолого-разведочных работ (ГРР).
Факторвзаимодействия часто противоположных интересов государственных органов,государств и частных фирм создает на рынке ТЭР нередко «непрозрачные»схемы расчетов, которые сопровождаются нарушениями равновесия в мировойэкономике из-за нефтяных кризисов, эмбарго, падения уровня добычи и цен. Втаких условиях наиболее успешны предприятия с инновационными стратегиями. Так,события на мировом рынке ТЭР 1973 и 1982 гг. были восприняты большинствомоператоров рынка как нефтяные кризисы. Для ведущих компаний это явлениеэкономической жизни стало стимулом к привлечению финансовых инструментовхеджирования рисков, а также к разработке технологий энергосбережения и ГРР.Благодаря таким технологиям были найдены ТЭР на шельфах морей. Сталоэкономически выгоднее и политически целесообразнее добывать ТЭР на отдаленныхшельфовых месторождениях.

СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ШЕЛЬФА МИРОВОГО ОКЕАНА
Стратегиейведущих морских держав и стран «экономического авангарда» становитсяцеленаправленная экономическая морская деятельность. Освоение морских ресурсовпредполагает как межрегиональное сотрудничество, так и конкуренцию.Соперничество на море возникает при установлении границ территориального моря,определении межконтинентального шельфа и разграничении исключительныхэкономических зон. Иначе говоря, в мире начался передел морского дна. В нашевремя технологии позволяют активно работать в его прибрежной, переходной зоне — на шельфе. Переход от континентов к океанам состоит из таких трех зон: шельф — полоса небольших (до 200-300 м) глубин вдоль берега; крутой континентальныйсклон — узкая полоска резкого роста глубины до 2-4 тыс. м; наклонноеконтинентальное подножье (до глубины в 4-4,5 тыс. м). На поверхности шельфа(19% площади суши) и ложа океана (50% площади Земли) найдены россыпные полезныеископаемые (РПИ) и ТЭР. Шельф издавна используется для рыболовства и промысламорских животных; промышленный вылов рыбы в шельфовых зонах составляет 92%общего.
Вконце XIX в. началось освоение россыпного золота, затем ильменита, рутила,циркона, монацита на побережьях Австралии (1870), Бразилии (1884) и Индии(1909). В 20-х годах ХХ в. была начата добыча олова в Индонезии, в 1963 г. — алмазов на шельфе Юго-Западной Африки. В СССР работы по освоению РПИ начались в1966 г. на шельфе восточной части Балтики, где добывались титано-цирконовыеконцентраты.
ВXX в. в океане были разведаны железомарганцевые конкреции — многокомпонентныеруды, содержащие никель, кобальт и медь. Только в железомарганцевых конкрецияхдонных отложений Тихого океана прогнозируемые запасы марганца достигают 2,4 101т, кобальта — 2,8 109 т, никеля — 9,4 109 т, меди -5,3 109т. Особенно значительны запасы минеральных ресурсов в шельфовой зоне,примыкающей к границам таких государств, как США, Канада, Япония,Великобритания, Австралия, Индонезия, Бразилия, РФ. В ряде стран уже не одиндесяток лет ведутся подводные горные работы. Так, в годы Второй мировой войныузкая полоса магнетитовых береговых россыпей обеспечивала сырьемметаллургические заводы Японии. Зерна магнетита были очищены морем, и песок сталпригоден для выплавки стали минуя стадию получения чугуна. В наше время вЯпонии ведутся разработки железоносных песков из россыпей на дне Токийскогозалива. На берегах Новой Зеландии аналогичные пески мелководья полностьюобеспечивают потребности страны в стали. В Шри-Ланке добывают рутил, циркон,ильменит. США за счет шельфовых разработок почти полностью удовлетворяютпотребности своей промышленности в цирконе. Из морских россыпей добывают 50%ильменита для промышленных потребностей страны. С 1935 г. здесь проводятшельфовые разработки платины (90%). Разработки РПИ ведутся в Австралии. В РФроссыпи дают до 70% всей добычи золота. Объем добычи со дна морей материаловдля строительства составляет не менее 45% суммарных объемов подводной добычиполезных ископаемых: в США — 500 млн. т, в Великобритании — 200 млн. т, вЯпонии — 70 млн. т. В 80-х годах в СССР ежегодная добыча из подводныхместорождений материалов для строительства достигала 20 млн. т песка (в томчисле 90% — в Украине).
ХотяРПИ шельфов являются важным вкладом в экономику, все же по стоимости нефть игаз составляют свыше 90% всех полезных ископаемых, добываемых из шельфов.Континентальные подножья пока не исследованы5. Совокупные запасы ТЭРМирового океана составляют 250,8 млрд. т условного топлива и распределенынеравномерно в акваториях всех океанов: в Северном Ледовитом океанесконцентрировано 52% ТЭР, в Индийском — 23%, в Атлантическом — 19%, в Тихом-6%. Ежегодно на шельфах Мирового океана добывается 700 млн. т нефти и 300млрд. м3 газа, что составляет 25% мировой добычи ТЭР. Ихместорождения известны в Карибском, Норвежском и Северном морях, в акваторияхИндонезии, Анголы, Габона, в Мексиканском заливе. В США также принят ряд мер пооптимизации использования ресурсов океанов (в частности, в 2008 г. был снятзапрет на добычу нефти на континентальном шельфе; в наше время наместорождениях шельфа США добывается 26% нефти и 14% газа их суммарной добычи).
Каквидим, шельфовая добыча ТЭР имеетопределенную динамику и свою историю становления, а в последние 60 лет — успешного индустриального развития. В 90-х годах поиски ТЭР на континентальномшельфе проводили 100 из 120 стран, имеющих выход к морю, причем 55 из них ужевели разработку их месторождений. Доля добычи из морских месторождений миранефти составила 26% (680 млн. т), а газа — 18% (340 млрд. м3). Завремя их эксплуатации на 1990 г. добыто 15 млрд. т нефти и 3,8 трлн. м3газа.Всего пробурено 30000 морских скважин на известных сегодня 1000 морскихнефтегазовых шельфовых месторождениях. Западные аналитики прогнозируют, что до2012 г. три глубоководных региона возле Африки, Латинской и Северной Америкибудут давать 63% мировой добычи ТЭР на шельфах. Добыча в других мелководныхрегионах (особенно в Азии) будет затратным. До этого периода в добыче ТЭР наморе будут задействованы 95 кораблей разных типов и 28 разных платформ. Каждыйгод на шельфах бурят в среднем от 3000 до 3200 скважин, 12% которых являютсяглубоководными. С 2008 по 2012 г. количество пробуренных скважин вырастет на17%, а расходы на бурение достигнут 56 млрд. дол. (или 30% всех расходов надобычу). В прошлом пятилетии эти расходы составили 37 млрд. дол. (или,соответственно, 22% всех расходов). По статистике, при разведке нефтегазовыхместорождений лишь одна из трех пробуренных скважин результативна, причем набольших глубинах цена каждой из них может варьировать от 60 млн. до 100 млн.дол., что в несколько раз дороже, чем на суше. Следовательно, на 1 действующуюскважину нужно будет израсходовать от 180 млн. до 300 млн. дол., и себестоимостьгаза, добытого таким способом, будет намного выше, чем на суше.
Генетическишельфовые месторождения являются разнородными, поэтому при анализе (какгеологическом, так и экономическом) их по географическому принципу группируют в7 таких основных регионов:
1)Северный Ледовитый океан;
2)Северная Атлантика;
3)Южная Атлантика;
4)западная часть Индийского океана;
5)восточная часть Индийского океана;
6)западная часть Тихого океана;
7)восточная часть Тихого океана.
1.В Северном Ледовитом океане ТЭР наименее изучены. Выделяют Северно-Аляскинский,дельты р. Маккензи (моря Бофорта) и Свердрупский бассейны ТЭР. Суммарная оценкапотенциальных ресурсов ТЭР юго-западной части Северного Ледовитого океана(Арктического мегабассейна Северной Америки) составляет: 2,5-4,2 млрд. т нефтии 3,4-4,5 трлн. м3 газа, или 5,2-7,8 млрд. т ТЭР в пересчете нанефть. Здесь выявлены 60 морских и прибрежно-морских месторождений (в том числе35 нефтяных и нефтегазовых, а также 25 газовых игазоконденсатних), из которых 84% находятся на шельфе, апо физическому составу это на 74% газ.
2.К Северной Атлантике относятся Средиземное море и условно Черное, Азовское иКаспийское моря. К крупнейшим бассейнам ТЭР относят Норвежский, Североморский,Юго-Западной Европы, Лабрадорский, Мексиканский, Карибский,Западно-Средиземноморский, Адриатический, Восточно-Средиземноморский иЮжно-Каспийский. Североморский бассейн ТЭР включает 100 нефтяных и 80 газовыхместорождений, дающих, соответственно, 24% нефти и 30% газа общемировой морскойдобычи ТЭР. Совокупные запасы ТЭР оцениваются в 7,5 млрд. т, из которых 4 млрд.т приходятся на нефть.
3.В Южной Атлантике выделяют такие бассейны ТЭР: Гвинейский (африканский шельф),Амазонский и Реконкаво-Кампус (южно-американский шельф). В Нижне-Нигерийскомсуббассейне открыты 230 месторождений ТЭР. Общие начальные потенциальные запасына атлантическом шельфе Африки оцениваются в 5,1 млрд. ТЭР. Специалистысчитают, что шельфы Африки перспективны, и именно сюда придут крупнейшиеинвестиции. Амазонский бассейн ТЭР охватывает шельф побережья Бразилии, а такжешельфы Гвианы и Суринама. Суббассейн Кампус является основной акваторией ТЭРБразилии, где потенциальная нефтедобыча достигает 18 млн. т в год. Стоимостьосвоения этого района оценивается в 3 млрд. дол., а себестоимость 1 т нефти,добытой здесь, составляет 44,5 дол.
4.Западная часть Индийского океана включает подводную континентальную окраинуВосточной Африки, Красное море, шельфовые зоны Аравийского полуострова (в томчисле и Персидский залив), западный шельф Индийского субконтинента. Бассейн ТЭРПерсидского залива занимает также часть побережья, и на его просторах находятсятерриториальные воды Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Ирана, ОАЭ. Персидскийзалив характеризуется высокой концентрацией запасов нефти в сравнительнонебольшом количестве гигантских месторождений. Более половины нефтяных ресурсовэтого региона сосредоточивается в 13 месторождениях, из которых Сафанияявляется крупнейшим в мире морским месторождением (принадлежит Саудовской Аравии;открыто в 1951 г.; введено в эксплуатацию в 1957 г.; начальные запасы — 2,6-3,8млрд. т нефти).
Бомбейский(Западно-Индийский) бассейн имеет крупное нефтяное месторождение Бомбей-Хан,обнаруженное в 1974 г. (запасы — 250 млн. т нефти). Нефть здесь легкая, исуточная добыча скважин достигает 200-500 т. Эксплуатация этого месторожденияначата в 1976 г. (потенциальная добыча — 10 млн. т в год). Разведанные запасынефти Бомбейского бассейна составляют 400 млн. т. Важнейшим достижением ученыхИндии является разработка технологий добычи газоконденсатов на шельфах. В этодело в стране вкладывается больше денежных средств, чем в разведку новыхместорождений ТЭР.
5.Восточная часть Индийского океана известна запасами ТЭР на западном шельфеАвстралии в бассейне Дампир. Крупнейшими их месторождениями являются Гудвин(140 млрд. м3 газа и 50 млн. т конденсата), Норд-Ренкин (150 млрд. м3газа и 22 млн. т конденсата), Энджел (68 млрд. м3 газа и 24млн. т конденсата).
6.Крупнейшие месторождения ТЭР в западной части Тихого океана находятся в моряхЮго-Восточной Азии (зондский шельф): Явано-Суматринское, Южно-Китайское иВосточно-Калималтайское. С юга к ним прилегает северный шельф Австралии, гденаибольшее значение имеет бассейн ТЭР Папуа. В юго-западной части Тихого океананаходится Новозеландский бассейн. В Южно-Китайском бассейне ТЭР обнаружены 125нефтяных и газовых месторождений (с начальными разведанными запасами 900 млн. тнефти и 900 млрд. м3 газа).
7.Восточная часть Тихого океана включает Южно-Аляскинский бассейн углеводородов снефтяным месторождением Макартур-Ривер (запасы — 72 млн. т) и газовым Кенай(запасы — 152 млрд. м3). Суммарный потенциал неоткрытых запасовэтого бассейна составляет 1 млрд. т нефти и 0,54 трлн. м3 газа. Вцелом неоткрытые запасы тихоокеанского шельфа США оцениваются в 140-900 млн. тнефти и 30-220 млрд. м3 газа.
Рассмотримподробнее стратегии стран мира по использованию шельфовых месторождений. РФимеет самый длинный шельф на планете и является активным актором в СеверномЛедовитом океане. Ее арктический шельф занимает 1/4 площади Мирового океана ипочти 1/3 — Северного Ледовитого океана. Суммарно на долю континентальногошельфа России приходится весомая доля запасов ее ТЭР: 1/3 газа, 22% конденсата,12% нефти. При этом моря арктического континентального шельфа содержат основную(80%) долю начальных совокупных запасов ТЭР всего российского шельфа.Сейсмическими роботами обнаружены 450 локальных структур, из которых свыше 100подготовлены к глубокому бурению. На шельфе поисковое бурение проводилось на 61объекте, где пробурены 220 скважин. В 2006 г. на геологическое изучение недр сцелью поиска и разведки ТЭР из госбюджета израсходовано 904 млн. руб. В периоддо 2020 г. запланировано инвестировать в поиски и разведку ресурсов шельфа 30млрд. руб. и в недропользование — 300 млрд. руб. Пока расчетов рентабельностидобычи ТЭР из арктических участков (их 100) и месторождений (их 11), заисключением Штокмановского и Приразломного, не проводилось. Существуют проблемыопределения первоочередности освоения российских месторождений ТЭР. ПоданнымМинприроды РФ, на севере Республики Коми и в Архангельской области на балансеТЭК страны насчитывается более 100 месторождений ТЭР (в 1,3 млрд. т условноготоплива), из которых почти половина разрабатываются, 15 — подготовлены кразработке и 40 — находятся в стадии геологической разведки илизаконсервированы. На Ямале совокупные разведанные запасы газа в 3 разапревышают запасы Штокмановского месторождения и составляют около 9 трлн. м3.Эти месторождения находятся в 100-150 км от газовых Русановского иЛенинградского на карских шельфах. В этих месторождениях совокупные запасы газасоставляют 6 трлн. м3, то есть в 2 раза больше, чем в Штокмановском.Экономисты предлагают не торопиться с разработкой этих месторождений, а начатьс прибрежных.
Суммарнона суше Арктики открыто 400 месторождений. При последовательном развитииинфраструктуры, а также благодаря поэтапным инвестициям возможно достичьэффекта синергии этих береговых и шельфовых месторождений. В настоящее времясуществует потребность в развитии судостроения ледового класса, в решенииюридических вопросов по шельфам, спорным с Норвегией, в привлечении новыхтехнологий или развитии собственного инновационного процесса по глубинномуоборудованию. Для кардинального улучшения ситуации с освоением ТЭР шельфовнеобходимо продолжить соответствующие ГРР,3. Важные измененияпроизошли в РФ в лицензировании недр для участников освоения недрконтинентального шельфа. Здесь право пользования недрами будет предоставлятьсябез проведения конкурсов и аукционов, а также будет устанавливаться болеежесткое регулирование отношений с потенциальными недропользователями. Дляполучения права пользоваться шельфом необходимо иметь пятилетний опыт освоениянедр шельфа Российской Федерации и обеспечить участие государства в уставномкапитале около 50%. Очевидно, что круг потенциальных недропользователей нашельфе РФ сужается до уровня компаний «Роснефть» и«Газпром». Итальянский аналитик М. Муккетти считает, что этот фактявляется отражением мировой тенденции к пересмотру прав на разработку ТЭР, исвязана она с ростом роли государства за счет ослабления влияния ТНК на мировойТЭК. Сорок лет международные компании были хозяевами мира, а теперь имеют неболее 8% мировых запасов нефти и газа. Конечно, и сегодня эти корпорации могутмобилизовать определенные ресурсы, но крупные государственные компанииразвивающихся стран имеют перед ними преимущество в виде всестороннейгосударственной поддержки. В свою очередь, интегрированные европейские компанииболее адаптированы к требованиям современной экономической среды и вносят болеевесомый вклад в ГРР и эксплуатацию новых месторождений.
Иначеговоря, все акторы мирового ТЭК заняли каждый свою нишу. Не случайно, чтостоимость компании «Газпром» (капитализация на бирже плюс финансовыедолги) выше стоимости ее разведанных ресурсов всего в 2,4 раза, тогда каккрупные компании дороже своих запасов в 11,7 раза, а европейскиеинтегрированные компании — даже в 21. Однако, с точки зрения«Газпрома» (и аналогичных компаний), это означает, что егопотенциальные возможности помножены на возможности государства и что«Газпром» стоит не 360 млрд. дол., а дороже. Поэтому в ОПЕК«ястребы» требуют пересмотра в свою пользу условий сотрудничества смеждународными компаниями — даже ценой споров, замедляющих производство. Какследствие такого спора, компания «RoyalDutch Shell»была вынуждена за 7,45 млрд. дол. передать «Газпрому» свойконтрольный пакет акций крупнейшего в мире газодобывающего проекта«Сахалин-2».
Крупныеуспехи в технологии добычи ТЭР на шельфах имеет Норвегия, где и возник термин«шельфовая экономика». Имеется в видустратегия развития технологии добычи ТЭР и экологически чистых инновацийосвоения шельфов, поскольку топливо добывается в море на континентальномшельфе, а рыболовство также считается важной отраслью промышленности. Вчастности, благодаря развитию технологии добычи ТЭР, начиная с разработкипервой морской системы добычи «Эофиск» («Eofisk»)в Северном море в 1971 г., норвежцам удалось увеличить отдачу нефтяных пластовс 17 до 46%. Сегодня такая отдача достигает 50%, при росте глубины бурения какс плавучих, так и со стационарных платформ. Новые технологии были наработаныкомпанией «Статойл» для подводной добычи газа на шельфе Баренцева моряна станции «Белоснежка». Добываемый газ отправляется по газопроводуна прибрежный завод для переработки и экспорта. Важными являются наработкиНорвегии и Великобритании по правовому обеспечению своей трансграничнойдеятельности на шельфах морей. Примером решения проблем трансграничногоиспользования ТЭР является Соглашение Великобритании, Северной Ирландии иНорвегии о транспортировке нефти по трубопроводу от месторождения«Эофиск» в Великобританию. Соглашением предусмотренмежгосударственный механизм управления трансграничным трубопроводом иоговорено, что наиболее эффективным рынком для ТЭР с норвежскогошельфового месторождения «Эофиск» являетсяВеликобритания, куда нефть поставляется по трубопроводу. Предусмотрена такжевозможность присоединения к основному нефтепроводу трубопроводов из другихместорождений и вспомогательных трубопроводов («feederpipelines»). При этомлицензии заинтересованным компаниям выдаются и норвежским, и английскимправительствами, а управление трансграничным трубопроводом возложено на норвежскуюкомпанию. Кроме того, предполагается, что тарифы на транспортировку нефти потрубопроводу должны быть «на справедливом коммерческом уровне (faircommercial rate)»,а это обеспечивается обязательным подтверждением со стороны правительства тогогосударства, с континентального шельфа которого осуществляется такаятранспортировка.
Мексиканскийбассейн ТЭР — единственное место в Мировом океане, где оправданно бурениескважин глубиной свыше 7,5 км. На северном шельфе Мексиканского залива в 200 кмот берега открыты 130 нефтяных и 410 газовых месторождений (начальные запасы — свыше 1 млрд. т нефти и 2,33 трлн. м3 газа; совокупный потенциал — 3млрд. т ТЭР). Почти 85% разведанных запасов нефти северного шельфаМексиканского залива (Голф-Кост) связаны с 27 месторождениями, расположеннымина шельфе штатов Луизиана и Техас. Здесь находится крупнейшее на территории СШАнефтяное месторождение — Ист-Тексас, начальные запасы которого оцениваются в850 млн, т. Всего на северном шельфе Мексиканского залива добыты 1 млрд. тнефти и 1,3 трлн. м3 газа, что составляет около 70% начальныхзапасов ТЭР этой акватории. Запасы крупнейшего месторождения Арнако достигают141 млн. т. Начальные потенциальные ресурсы Мексиканского залива оценивались в6,3 млрд. т нефти и 4,8 трлн. м3 газа. В пересчете на нефть этосоставляет 10 млрд. т ТЭР (в том числе 4,5 млрд. т — в акватории США и 5,6млрд. т — в акватории Мексики). Американские эксперты находятся в некоторойнеопределенности, ведь в спорных акваториях запреты распространены даже на ГРР.Иначе говоря, ни правительство, ни эксперты-нефтяники точно не знают, сколькотам нефти и газа и где залегают месторождения под территориальными водами США.Согласно прогнозным приблизительным оценкам правительственных экспертов, нашельфе может быть 86 млрд. баррелей нефти (в том числе 18 млрд. — в ранеезапретных зонах). По количественным показателям, больше всего запасов ТЭР нашельфе Южной Калифорнии (5,6 млрд. баррелей нефти и 10 трлн. м3природного газа). Для ускорения процесса освоения шельфов США аналитиками былразработан рассчитанный на пятилетие «Проект программы по лизингу длядобычи нефти и газа на континентальном шельфе с 2010 до 2015 года». Дляосвоения шельфов правительство США предлагает провести за этот период 31 аукционпо продаже в лизинг участков в четырех секторах побережья штата Аляска (включаяЧукотское море, море Бофорта и Северный Алеутский бассейн в Беринговом море), втрех секторах побережья Атлантического океана (включая территорию возле штатаФлорида в районе Флоридского пролива на границе с Кубой), в двух секторахпобережья Тихого океана и в трех секторах Мексиканского залива. На фонеогромного потребления ТЭР самими США речь идет о незначительных их залежах. Посравнению с объемами производства картеля ОПЕК США вряд ли повлияют на мировойрынок. Не стоит забывать о таких традиционных для добывающей отрасли факторах,как высокие инвестиционные риски (особенно — в условиях кризиса), необходимостьразвития инфраструктуры (в частности, строительства буровых платформ), а такженехватка квалифицированной рабочей силы (что связано с низкойпривлекательностью этого рынка труда). Развертывание добычи на новыхместорождениях потребует 7 лет. Перспективы добычи газа на Аляске во многомзависят от урегулирования отношений с Канадой, которая является крупнейшимэкспортером газа в США: она не заинтересована в транзитных трубопроводах,которые бы доставляли арктический газ с Аляски на основную территорию США, сэкологической и экономической точек зрения, поскольку подобные газопроводы поуровню рисков превышают существующие крупные европейские проекты.
Представляетинтерес опыт освоения морских месторождений в Бразилии. Двадцать лет назадправительство этой страны позволило компании «Шлямбурже» выполнить заее собственные денежные средства масштабные трехмерные сейсмическиеисследования на бразильском шельфе Атлантического океана, однако исследованныеучастки государство изымало и продавало через свои учреждения. Государствополучило прибыль, поскольку перспективные месторождения продавались по цене от100 млн. до 500 млн. дол. Для компании, которая их приобретала, это означалосущественные расходы, поэтому с целью компенсации вложенных денежных средствони вынуждены были ускорять добычу. Правительство Бразилии предусмотрелосуровые требования для добывающих фирм: все оборудование, требующееся длябурения и добычи нефти, должно было быть изготовлено в Бразилии; координациявсех работ должна была быть сосредоточена в государственной компании«Петробраз»; добытые ТЭР должны были быть переработаны на заводахБразилии; инженерные и рабочие кадры должны были быть бразильскими. Запоследние 20 лет Бразилия подняла уровень добычи нефти с 0 до 120 млн. т в год.Нефть добывается из глубины океана от 10-70 м и до 1900 м. Уже открыты новыеместорождения, залегающие при толще воды в Атлантике до 2900 м. Всего наатлантическом шельфе Южной Америки открыты 60 месторождений ТЭР (начальныезапасы — 250 млн. т нефти и 200 млрд. м3 газа).
Южно-Каспийскийбассейн ТЭР занимает площадь в 250 тыс. км2 (в том числе 145 тыс. км2 — на шельфе Южного Каспия). Месторождения ТЭР открыты как на апшеронском, так ина туркменском шельфах с глубиной залегания 2-3 км. Всего в провинции открыты50 нефтегазовых, а также 20 газовых и газоконденсатных месторождений. Насегодня запасы нефти, пригодной к добыче в Каспийском регионе, составляют вАзербайджане 2,3 млрд. т и в Казахстане — 3,5 млрд. т, а также в этом регионезалегает более 2 трлн. м3 природного газа. Неоткрытые запасы нефти вАзербайджане достигают 3 млрд. т. До середины 90-х годов было разведано всеголишь 7% территории морского шельфа Каспия. В этот регион пришли мощные фирмыСША, Японии и Турции, что повлекло за собой геоэкономическую напряженность,крайним проявлением которой стал военный конфликт Грузии с РФ.
Однакопотенциально наиболее конфликтным считается регион Тихого океана — Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, а также частично и Японское море.Восточно-Китайское море имеет среднюю глубину 370 м. Из его общей площади в 770км2 460 тыс. км2 занимает шельф глубиной 72 м. Дно этогоморя — собственно континентальный шельф и большая Окинавская ложбина. Ближе кберегам КНР лежит западная Циху, где на месторождении Пиньху ведется добычаТЭР. Китайские аналитики называют запасы нефти в размере 160 млрд. баррелей, тогдакак другие источники называют другие цифры — 100 млрд. баррелей(Соответственно, запасы газа колеблются от 7 трлн. до 200 трлн. футов3).Япония и КНР придерживаются разных стратегий по развитию континентальногошельфа: если Япония выступает за раздел трансграничных месторождений попринципу проведения медиальной линии, то в КНР считается, что границей такихзон может стать природная черта шельфа. Такая позиция КНР дает ей возможностьвести разработки в восточных районах, которые Япония считает своими. В данномслучае специфика отношений КНР и Японии заключается в желании обоих этихакторов решать спорные вопросы методом ведения постоянных переговоров исогласования предложений. Результатом дипломатического диалога стало подписание18 июня 2008 г. КНР и Японией соглашения о совместном освоении ресурсовВосточно-Китайского моря, где стороны, прежде всего, озвучили договоренностьпридерживаться принципа уважения интересов друг друга и равенства сторон.Стороны также признали возможным до окончания делимитации границ, присохранении своих позиций и соблюдении внутренних законодательств Японии и КНРотносительно освоения моря, совместно осваивать морские месторождения впределах специально выделенной зоны. Предполагается дальнейшее, болееконкретное, определение участков для добычи. Кроме того, было заявлено овозможности участия японских юридических лиц в освоении месторождений ТЭРЧунцяо в соответствии с законодательством КНР. Прецедент с КНР не означает, чтоЯпония будет использовать его универсально, то есть ко всем странам, с которымиона имеет территориальные споры (например, с Южной Кореей, которая находится вдипломатическом конфликте с Японией по поводу определения принадлежностиостровов Такесима (на корейском — «Ток-то»), которые являются важным«граничным» символом в разграничении шельфа). Фактически островауправляются Южной Кореей, но Япония «рекомендовала» объяснять вотечественных учебниках истории, что это японская земля. В знак протеста в 2008г. Южная Корея отозвала своего посла из Токио.
Внастоящее время в КНР согласились лишь «заморозить» ситуацию, но неотступились от своих требований к Японии. При этом Япония получила возможностьработать на шельфе вместе с КНР за счет собственных технологий и финансов, аКНР — японские инвестиции.
ВЮжно-Китайском море наблюдается более агрессивный ход событий и конфликтовмежду основными акторами (то есть Вьетнамом и Китаем), осложненных иобремененных требованиями других стран. Весомы также другие объективныефакторы, в частности — особенность Южно-Китайского моря заключается впродленном и неглубоком континентальном шельфе, охватывающем половинуакватории. По оценкам специалистов, шельф этого моря чрезвычайно богат нефтью,газом, фосфором, другими полезными ископаемыми. Только в Тонкинском заливенайдены нефтяные залежи объемом 0,5 млрд. т, а на континентальном шельфе ЮжногоВьетнама в районе г. Вунгтау с 1993 г. уже добыто 20 млн. т нефти. В целом врегионе Южно-Китайского моря находятся запасы 29 млрд. т нефти и 3 трлн. м3газа. Сегодня ежегодная добыча нефти составляет здесь 100 млн. т, и акваториидобычи расширяются. Одновременные несогласованные разработки месторожденийзаинтересованными странами на трансграничных участках спровоцировалиперерастание территориального спора в военное противостояние. Особенно этокасалось вопроса принадлежности Парацельских островов и островов Спратлив Южно-Китайском море, на которые претендуют КНР, Тайвань, Вьетнам, Филиппины,Малайзия и Индонезия, Экономические претензии получили политическое наполнениеи военный инструментарий в виде вторжений и патрулирования судов ВМФ. Военныеоперации китайских ВМС в Южно-Китайском море носят перманентный характер инапоминают известную китайскую «тактику шелкопряда», то естьпостепенное, шаг за шагом, расширение морской границы за счет усиления военногоприсутствия в этой стратегической зоне. Вьетнам, в свою очередь, обороняясь,вовлек в конфликт «третью» сторону, внеся в 1994 г. американскийэлемент в схему противоборства между КНР и СРВ в Южно-Китайском море. Вьетнамскойэкономической дипломатией был использован факт нормализациивьетнамско-американских отношений, когда в феврале 1994 г. США сняли торговоеэмбарго с Вьетнама. СРВ, путем привлечения США в той или иной форме в акваториюЮжно-Китайского моря, подкрепила свои позиции для сдерживания давления состороны КНР. Определенную стабилизирующую роль в регионе играют международныеорганизации, в частности — АСЕАН.
Украинаимеет перспективные зоны морского шельфа. Добыча ТЭР непосредственно связана свопросом правового режима шельфа как Черного, так и Азовского морей. Какизвестно, в феврале 2009 г. Гаагский суд формально удовлетворил требованиеУкраины, признав Змеиный островом. Линия границы с Румынией определяласьстатусом Змеиного (Фидониси): Украина считала его островом, а в Румынииназывали скалой. В 2005 г. Румыния внесла на рассмотрение Международного СудаООН свой Меморандум по делу о делимитации континентального шельфа иисключительных экономических зонах между ней и Украиной. Но фактически нашегосударство получило всего 12 миль (вместо 200). Таким образом, решениеГаагского суда, конечно, компромиссное, но, по сути, для Румынии оно болееположительно, чем для Украины, поскольку у румынской стороны ТЭР шельфа больше.Между тем положительными моментами можно считать некоторую определенность вспорном вопросе, а также возможность работать и получать прибыль.
Важныммеждународно-правовым аспектом активизации экономической деятельности в этомрегионе является сотрудничество с РФ (в том числе — по спорным шельфам).Украинская позиция по делимитации границы в Азово-Черно-морской акватории всоответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года фактическипредусматривает факт признания Азовского моря (которое формально пока остаетсявнутренним) внешним, то есть де-юре доступным для международного судоходства.Стратегическое значение приобретает Керченский пролив, за прохождение судов покоторому их собственники должны платить Украине, с закреплением за ней права пособственному усмотрению закрыть проход по проливу. Введение режима открытогоморя создает специфическую правовую ситуацию для всех прибрежных государств,если принять во внимание правовой статус черноморских проливов,регламентирующий доступ военных судов в Черное море. В 1998 г. достигнутадоговоренность о статусе Азовского моря как внутреннего без разграниченияакватории. В 1999 г. между двумя государствами создана комиссия по вопросамправового статуса Азовского моря и Керченского пролива. Позиция РФ исходит изтого, что Азовское море находится в совместном пользовании без какого-либоразграничения морских просторов. Еще на двадцатом раунде переговоров стороныдоговорились о применении принятой в международной практике методики«срединной линии» в акватории Азовского моря, но РФ предложилаподойти к этому вопросу «комбинированно», с использованием как«срединной линии», так и других методов. Переговоры были продолжены вянваре 2009 г.
Серьезнымвопросом остается правовой статус черноморских проливов (Босфора, Мраморногоморя, Дарданелл), международный статус и судоходство которых определеныКонвенцией в Монтре 1936 г. Однако Турция в 1994 г. в одностороннем порядкеввела свой Регламент судоходства в проливах, нарушающий положения этойКонвенции. В условиях отсутствия согласованной политики причерноморских идругих государств по проливам Турция, опираясь на два международных принципа — безопасности мореходства и экологии моря, постепенно переводит судоходство впроливах из международной юрисдикции в национальную. В наше время такаятенденция активизировалась — в частности, вводятся новые ограничения, непредусмотренные Конвенцией в Монтре: по времени эксплуатации и классу судов, пообязательности их страхования, по растущим требованиям к танкерам.
Специалистысчитают, что потенциальные запасы ТЭР Черного и Азовского морей составляют 1,5млрд. т нефти и 1,5 трлн. м3 газа. В газовом эквиваленте это 30%всех энергетических запасов Украины. Из этих ресурсов добыто менее 4%, тогдакак на материковой части соответствующий показатель достигает 67%. Шельфоваядобыча не превышает 3% разведанных запасов. Не используются благоприятныегеологические предпосылки в прикерченской зоне шельфа Черного моря. Разработкатаких месторождений может удачно сочетаться с использованием Одесскогонефтетерминала и нефтепровода Одесса — Броды. При этом стоимость обустройствабудет зависеть от сложности проекта (в частности, от необходимостистроительства плавающих платформ с размещением добывающего оборудования на днеморей при глубине 600 м и большей) и варьирует в диапазоне от 40 млн. до 200млн. дол.
Спозиций нормативной экономики, при соответствующем менеджменте Украина может напротяжении ближайших лет увеличить объемы добычи газа на черноморском шельфе до8 млрд. м3, то есть общая добыча составит около 28 млрд. м3.На сегодняшний день в украинской акватории Черного моря обнаружены 109перспективных структур, совокупные запасы которых оцениваются в 1,5 млрд. тусловного топлива. При этом ГРР проводились в ограниченных объемах, и степеньосвоенности ресурсов не превышала 4%. Данные свидетельствуют о том, чтокоэффициент успешности таких работ достигает 0,5-0,6. Эта информация былаподтверждена морскими геологами американской компании «WesternGeophysical». Специалистысчитают, что себестоимость добычи природного газа на украинском шельфе непревысит 5 дол. за 1 тыс. м3 при его ежегодной добыче до 5 млрд. м3из каждого освоенного месторождения. Кроме того, положительными экономическимифакторами выступают географическая приближенность к центрам потребления иналичие развитой инфраструктуры в Черноморском бассейне. Прогнозируемый сроквозврата затрат, при продолжительности предложенных проектов до 30 лет,составит 4-5 лет. Впрочем, обустройство морских месторождений требуетзначительных инвестиций. Так, для разработки Субботинского месторождения сосверхвысоким потенциалом добычи нефти — 65 млн. т — необходимо 6-8 млрд. дол. Вусловиях дефицита денежных средств ГАТ «Черноморнефтегаз» было трудновыполнять функции генерального заказчика и инвестора масштабныхгеологоразведочных и эксплуатационных работ. Нет также четких,«прозрачных» и гарантированных механизмов привлечения внешнихинвестиций одновременно с сохранением в этом стратегическом секторегосударственного контроля и внутренней межотраслевой координации. Однако и этоне остановило претендентов на участие в разработке украинского шельфа, средикоторых — компании с технологиями глубоководной добычи («Петробраз»(Бразилия), «HuntOverseas OilCompany», «BakerHughes Inc.»,«FMCTechnologies» (США)), а такжеевропейские компании — потенциальные потребители ТЭР («OMV»(Австрия), «RWI» (ФРГ),«CentralEnergy Ріс»(Великобритания)). «CentralEnergy Pic»поставляет 60% газа и 25% электроэнергии в Великобританию и владеетзначительными запасами газа в Ирландии. «HuntOverseas OilCompany» предлагалаинвестировать в освоение украинского шельфа 1 млрд. дол. Известно, что вУкраине не производится оборудование для ускоренного освоения этих ресурсов — подводное оборудовано, оборудовано для бурения горизонтальных скважин,стационарные буровые платформы, самоподъемные и полупогруженные буровыеустановки, корабли для бурения скважин в глубоководной части Черного моря,трубоукладочные баржи, гидротехнические сооружения. Не хватает сопутствующейтехники для прокладки морских трубопроводов, кораблей сопровождения бурения иэксплуатации скважин, авиации. Не хватает также структуры для научного итехнологического сопровождения работ такого масштаба. Кроме ООО «ИнститутШЕЛЬФ», другие научные учреждения выполняют лишь отдельные этапыисследований (Институт УкрГГРИ, ГК «Наука-нефтегаз»,Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа). Поэтомудля достижения поставленной цели нужно в сжатые сроки сформировать и определитьглавную научную и проектную организацию. Еще одна масштабная проблема, которуюнужно решить на этапе, следующем после освоения шельфовых ресурсов, — разработка глубоководных углеводородных ресурсов Черного моря из структур,расположенных дугой от Керченского пролива до устья Дуная. ГРР и обустройствоглубоководных участков являются вдвое более капиталоемкими по сравнению сработами на шельфе. В Украине для этого нет финансов, техники, технологий.Привлечение к соответствующим работам компании «VancoLtd.», которая не владеетсовременными технологиями, оборудованием, персоналом, но победила в тендере2006 г., а также других зарубежных компаний тоже добавило нашему государствупроблем, поскольку отстранение их от выполнения работ создает для Украиныотрицательный имидж.

ВЫВОДЫ
Изложенноепозволяет утверждать, что освоение Мирового океана и морских ресурсовстановится приоритетным направлением развития цивилизации. Происходит процессстановления и развития морского хозяйства как составляющей региональных социо-экономическихсистем. Существует пока далекое от практического подтверждения мнение о неисчерпаемостихимических и минеральных ресурсов, растворенных в водах Мирового океана.Предлагаются проекты относительно дешевых способов добычи на поверхности егодна железомарганцевых конкреций и ТЭР. Между тем сегодня реальным промышленнымпроизводством является добыча ТЭР из недр морского дна. Как отмечалось в связис опытом США, осваивать морские ТЭР необходимо по комплексному плану игенеральной схеме.
Такиедокументы должны определять эффективную последовательность соответствующихпроцессов. Для привлечения негосударственных инвестиций в ГРР следует назаконодательном уровне обеспечить гарантии инвесторам путем предоставления импреимуществ по получению лицензий на разработку месторождения, открытого засчет их инвестиций, страхованию финансовых, геологических и экологическихрисков, и т. п. Для промышленного освоения шельфов необходимо пробурить 50-70скважин (при средних их дебетах в 200-300 тыс. м3 в сутки), атехнических возможностей для этого Украина не имеет. Наше государство имееттехнические возможности и кадровый потенциал для работ на шельфе при морскихглубинах не более 80 м (со времен СССР остались платформы «Таврида» схарактеристиками 5000/70 и «Сиваш» с характеристиками 6000/60 истоимостью каждой в 85 млн. дол.). Для проведения ГРР необходимо закупить зарубежом буровую платформу с условной глубиной буре: ния 7500 м,возможностью работы на глубинах моря более 100 м и допустимой нагрузкой накрюке в 450 т. Стоимость платформ с характеристиками 6000/600, работающих вМексиканском заливе, достигает 250 млн. дол. В Северном море эксплуатируютсянорвежские платформы с характеристиками 7000/1500, цена которых составляет 350млн. дол. Если учесть тот факт, что буровая платформа может бурить около трехскважин в год, то у Украины возникает необходимость в двух платформах.
Важнопонять закономерности и динамику становления морских геосистем и разработкиприродно-хозяйственной стратегии освоения шельфов. Морские шельфовые районы немогут выступать в роли полных аналогов территориально-производственным системамсуши, которые называются «территориальными социально-экономическимисистемами». Одной из главных особенностей этой парадигмы является переходот организации товарного производства (рыбы, ТЭР, РПИ) к поддержаниюпроизводительного потенциала экосистем и жизненно важных для человеканетоварных ценностей. Такой тезис значителен в эпоху экономических кризисов,ставящих под сомнение адекватность существующих моделей развития и рыночныхэгоистических императивов потребительства. Кроме того, морская среда менееизучена, более труднодоступна и чужда для человека. Морехозяйственнаядеятельность человека сопровождается повышенным риском, связанным с природнымфизическим противодействием стихии. Основными направлениями морской политикигосударства по снижению риска отрицательных последствий влияния морской стихиии техногенных катастроф на хозяйственную деятельность и безопасность человекаявляются организационное и научно-техническое обеспечение безопасностимореходства и промышленного освоения ресурсов, а также создание в акваторииприлегающих морей развитой системы поисково-спасательных служб. По сути, наэкономическом морском пространстве отсутствуют прочные, устоявшиесясоциально-экономические связи по поводу морепользования, что определяетпространственную конкуренцию между функциональными элементами системы морскогохозяйства — прежде всего, рыболовством, освоением морских месторождений ТЭР иРПИ в акватории шельфа, военно-морской деятельностью. Причем, как показано,эффективность каждого вида морской деятельности определяется уровнемэкономической мобилизации системы морского хозяйства в целом. Необходимообеспечить управление прибрежной зоной. Для Украины существует потребностьсредствами экономической дипломатии продолжать отстаивать свои национальныеинтересы в политическом и международно-правовом измерении отношений с Румыниейи Российской Федерацией.
Приразработке и принятии решений по шельфам следует понимать механизмывзаимодействия природы, экосистемы и процессов, связанных с деятельностью человека.Иначе говоря, целесообразно изучать это взаимодействие в рамках единой системы,взаимосвязанными элементами которой являются ресурсы (природные иантропогенные); природные процессы, влияющие на прибрежную экосистему; текущиеи возможные будущие конфликты интересов в прибрежной зоне и на шельфе. Не менеепринципиальной чертой работы ТЭК в новых районах является невозможность решитьпроблему только в рамках «чистого бизнес-подхода», ориентированногона коммерческую эффективность. Новые проекты в таких регионах мира, какНорвегия, Гренландия, Ньюфаундленд, канадские территории и Юкон, Аляска (США),не рассматривались и не реализовывались в отрыве от решения задачсоциально-экономического развития территорий. Таким образом, новые проекты внеосвоенных районах (в том числе морских) могут быть успешны только при условиикомплексного подхода плановиков и активном участии государства в лице иместных, и центральных властей.

ИСПОЛЬЗОВАНЫЕ ИСТОЧНИКИ
 
1.  ЛазаревМ.И. Современное международное морское право. — М., «Наука», 1984, с.196.
2.  Greeningthe Black Sea synergy. Brussels, Heinrich Boll Foundation EU, 2008, 82 p.
3.  BaileyR. Marine Minerals in the Exclusive Economic Zone: Implications for CoastalStates and Territories. «White Paper», Western LegislativeConference. In: Territories Ocean Resource Group, February 28, 1987, p. 32.
4.  MarineMinerals: Exploring Our New Ocean Frontier (http://www.princeton.edu/~ ota/disk2/1987/8716/871603.pdf).
5.  Морскаяэнергетика в экономическом развитии России. «ВестникМГТУ»Том10, № 4, 2007, с.673-679.
6.  Подводнаяиндустрия на шельфе. Организация, техника, юридические аспекты. Справочник. — М, 2007, 296 с.
7.  РесурсыМирового океана и их освоение. — М., 2008, 504 с.
8.  БушуевВ. В. Энергетический потенциал и устойчивое развитие. — М.,«Энергия», 2006, 320 с.
9.  Топливно-энергетическийкомплекс России: 2000-2006 гг. (Справочно-аналитический обзор). — М,«Энергия», 2007, 478 с.
10.  ArcticFrontiers 2008 (http://heriot-watt.ru/calendar/l/event42.html).
11.  СевернаяЕвропа. Регион нового развития. — М, «Весь Мир», 2008, с. 219
12.  Agreementbetween the Government of the United Kingdom of Great Britain and NorthernIreland and the Government of the Kingdom of Norway relating to theTransmission of Petroleum by Pipeline from the Eofisk Field and NeighbouringAreas to the United Kingdom. Oslo, 1973. «TreatySeries» № 101, 1973, cmnd.5423.
13.  Отменазапрета не станет мгновенным спасением от нефтяного кризиса. Возможно, добычуудастся начать лишь через семь лет. «The allStreet Journal» (http://www.oilcapital.ru/ archive/ inopressa /118481 /private/125898.shtml).
14.  Lае1В.and Leonardo M.-D. (eds.). Brazil as an Economic Superpower? UnderstandingBrazil's Changing Role in the Global Economy. Washington, D.C., BrookingsInstitution Press, 2008, 32 p.
15.  Мироваяэнергетика: Состояние, проблемы, перспективы. — М., «Энергия», 2007
16.  ХудяковН. Морские узлы развязывать трудно. «Мировая энергетика» № 8, 2008 (http://www.worldenergy.ru/doc_20_51_2714.html).
17.  КобелевЕ. Южно-Китайское море: тлеющий очаг конфликта (http://www.rau.su/observer/№07-08_95/7-8_07.htm).
18.  ТхюнЧан Чьюнг. Территориальные конфликты в Южно-Китайском море (http://www.humanities.edu.iu/db/msg/38707).
19.  МихайлюкО. Видобуток енергоносіївна шельфі Чорного таАзовського морів (http://vww.niss.gov.ua/book/Odesfflya/st_myh.htm).
20.  ВерховцевВ.Г., ЄвдощукМ.І., Клочко В.П., Максимчук П.Я.,Чабаненко 1.1., Задорожна Н.А. Нафтогазоносність Приазовської частинипівденного схилу Українського щита: напрями пошуків, перспективи приростузапасів та відкриття нових родовищ. «Reportsof the National Academy of Sciences of Ukraine» № 6, 2007, c. 112-116.
21.  УстойчивыйКрым. Пландействий. «Научные труды КИПКС».- К., Симферополь,«СОНАТ», 1999,400 с.
22.  СозанськийВ.І. Газові факели Чорного моря — критерійгазонафтоносності його надр. Вкн.: Тектоника и нефтегазоносностьАз.-Чер. региона. Симферополь, 2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.