Рефератпо биоэтике
натему:Отношение к мертвому телу
Москва,РГМУ 2006
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общая схемапроблемы
2. Историяразвития правовых аспектов
3. Мертвое телои отношение к нему
4. Этические иправовые аспекты медицинских манипуляций с трупом
5. Общество ипроблема
Литература
1.Общаясхема проблемы:
С проблемой отношения кмертвому телу человека биоэтика, как область медицинского знания, особенноостро сталкивается при рассмотрении следующих манипуляций -
1.
2. медико-биологические эксперименты с использованием трупного материала
В будущем, вполне вероятно так же использованиегенного материала трупа для осуществления репродукционных технологий.
2.Историяразвития правовых аспектов
Несмотря на то, что юридическиедокументы не включают в себя прямых моральных и этических оценок, они могутслужить объектом исследования изменения отношений к мертвому телу с ходомистории. Отдельные примеры мы находим уже в римском праве. Известны, вчастности, изречения относительно вопросов, связанных с определением судьбытела умершего человека. Они касается таких аспектов, как порядок проведенияпохорон, определение субъекта, ответственного за несение соответствующих расходови т.д. Вопрос использования отдельных частей тела в гражданском обороте преждевсего касался использования волос для париков, когда наличие правасобственности на такой предмет и возможность совершения с ним сделок и иныхдействий юридического характера не вызывало сомнения ни у кого.
В новоевремя тело человека становится уже предметом судебных споров. Известны, покрайней мере, три судебных дела, слушавшихся в Англии в 19 веке, связанных срешением споров о наличии у родственников определенных прав по отношению к телуумершего человека? Несмотря на всю сложность проблемы, прежде всего с этическойточки зрения, суды вынуждены были решать с формально-юридической стороны вопросо том, кто из родственников имеет право произвести похороны (перезахоронение) ипочему право одних родственников имеет приоритет перед другими.
В целом жепопытки использования права не выходили за рамки отдельных, достаточно узких испецифичных вопросов. Применение правовых конструкций не носило массовогохарактера, поскольку в большинстве своем проблемы решались на уровне обычаев итрадиций. Как представляется, ранее вопрос о признании тел и частей тел вещамии их статусе в качестве таковых серьезно не ставился по двум причинам:
1) отсутствие широкого применения и, вследствие этого,отсутствие потребности в обороте частей тела;
2) своеобразное табу на использование человеческоготела и его частей, имеющее религиозные корни.
Мертвое телов правовом аспекте в целом, сегодня не может рассматриваться как вещь и какобъект права собственности. В решениях американских судов отмечалось, чтоотношения между ближайшими родственниками и другими людьми в отношении мертвоготела носят характер имущественного интереса (property interes). Можно сказать,что это отношения характеризовались как отношения, близкие к отношениямсобственности. Соответственно, они получили наименования правквази-собственности.
3.Мертвоетело и отношение к нему
Изменения,произошедшие в мире в XXвеке, заставляют по-иному взглянуть на существование человека как физическогообъекта. Повышенный интерес к этой теме обусловлен прогрессом в медицине ибиотехнологии, благодаря которому появилась возможность осуществлять множествоманипуляций с телом человека, не известных ранее.
Несмотря насмерть человека, его тело продолжает существовать как физический объект.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой определяет тело как«организм человека или животного в его внешних, физических формах».Организм при этом – «живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающихего от неживой материи». Организмом как «живым целым» телоявляется при жизни человека. Послесмерти к нему применимо скорее уже другое определение тела (данное тем жесловарем): «отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства,заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутойповерхностью».
Однако, несмотря на превращение,со смертью человека, его тела в неодушевленный предмет материального мира и либеральная естественно-научная (1) итрадиционная православно-христианская (2) точки зрения сходятся в необходимостиуважительного и бережного отношения к телу покойного:
1) «Восприятие мертвого человека как человека– сегодня скорее инерция сознания, базирующаяся на морально-этической ирелигиозной традиции. Однако эта естественная инерция играет сдерживающую роль:восприятие мертвого человеческого тела (в отличие от тела животного) какматериального объекта и уж тем более как вещи, мысль об использовании его дляудовлетворения потребностей живых людей и вопрос о праве собственности на негопредставляются кощунственными.» (к.ю.н Майфат А.В.)
2) «У нас в России, характерная народная черта —религиозное отношение к мертвому телу, исполненное любви, нежности иблагоговения. Ужасны и отвратительны черты смерти повсюду, но мы одеваем ихблагоговейным покровом, мы окружаем их торжественною тишиною молитвенногосозерцания […] Мы не бежим от своего покойника, а стоим над ним три дня и триночи с чтением, с пением, церковною молитвою. Погребальные молитвы нашиисполнены красоты и величия… и, когда слышишь их, кажется, не толькопроизносится над гробом последнее благословение, но совершается вокруг неговеликое церковное торжество в самую торжественную минуту человеческого бытия».(статский советник, юрист Победоносцев К.П.)
4.Правовые и этическиеаспекты медицинских манипуляций
Таким образом,отношение к мертвому телу непосредственно связано с уважением к личности, чтоявляется одной из основ современной цивилизации как с религиозной, так и снаучной точек зрения. Рассматривая возможные медицинские манипуляции с теломумершего, невозможно не обратить внимание и на другую проблему –«прагматическое использование трупов в медицине, как правило, влечет засобой усиление потребительского отношения к человеку.» (Силуянова И.В.) Этоже отмечает и дьякон Першин М., говоря о распространенном неуважительномотнешении к трупу в учебном процессе "Самому умершему человеку этииздевательства не вредят. Но они калечат будущих врачей. На уровнепрофессиональном опасность в том, что такой медик перенесет свое глумливоеотношение к умершему на живых.". Он же отмечает, что с православной точкизрения «никакие манипуляции с телом не причиняют вредаумершему» (имеется в виду душа), подкрепляя это мнение примерами изистории христианства, однако заставляет читателя-медика задуматься о душесобственной. Понимание смерти как «последнего момента действительнойжизни» (Несмелов В.И.) переводит отношения врача и умершего в областьчеловеколюбия и нравственных понятий.
Роль норм публичного права (в первую очередь, уголовного) здесь должнасостоять в защите интересов граждан от противоправных посягательств излоупотреблений. Современное Российское право, естественно, не дает оценок.Статус мертвого тела регулируется несколькими законодательными актами, в основном,правда, относящимися к определению порядка захоронения. Тем не менее,существует ЗаконРоссийской Федерации «О трансплантации органов и тканей» запрещающийкуплю-продажу человеческих органов и тканей, однако постулирующий презумпциюсогласия покойного. Законодательоставляет возможность для трактовки отсутствия волеизъявления в пользу«общего блага» В результате и здесь сегодня имеется широчайшийпростор для злоупотреблений (часто — достаточно гнусных с точки зрения морали).Отрицательнойстороной, по мнению профессора И. В. Силуяновой, является и то, что принциппрезумпции согласия вынуждает врача совершать, по сути, насильственноедействие, т. к. действие с человекомили его собственностью без его согласия квалифицируется в этике как «насилие».
Итак,несмотря на кажущееся сходство в позициях христианской биоэтики и либерального,естественно-научного подхода в отношении к личности и, как результат, кмертвому телу – основой неразрешимых споров является разность подходов вотношении к смерти. В христианской традиции смерть понимается как разделениедуши и тела и как откровение духовного мира. Христианская биоэтика утверждаетбогоподобие человека и рассматривает его тело как храм Бога.«Христианство культивирует отношение к смерти не как к окончательнойстадии бытия, а как к переходу к высшему смыслу, соединению с Богом.»(Кетова Т.Н.). Однако, отношение к смерти в западно-европейской культуре прошлодлительный путь эволюции — от понимания смерти как естественногопродолжения жизни души в ранних культурах, до противопоставления жизни исмерти, вытеснению смерти из спектра ценностей в светской жизни. Это восходит кставшему основой для современной научной мысли картезианскому восприятию телакак механизма (Р.Декарт, «О методе»). Такое отстраненное отношениек смерти не может не сказаться на отношении к мертвому телу в современнойкультуре.
5.Обществои проблема
Яркуюиллюстрацию противоречий возникающих в обществе по этому поводу можно наблюдать изучая отзывы печати оботносительно недавно прошедших выставках "BodyWorlds" профессора медициныГютера Хагенса, на которых для широкой публики были представленызафиксированные (мумифицированные) специальным образом препараты органовчеловека и целых человеческих тел. Отличие этой выставки от музейной экспозициив том, что, несмотря на декларируемую Хагенсом научную и просветительскую направленность, демонстрация, очевидно, была ориентирована всторону искусства или, скорее, перфоманса (performance), инсталляции, всовременном постмодернистском понимании. Общественность давала эпитеты самомуХагенсу и его работам от «омерзительный» и«фашистский» до «великолепный» и «истиноэстетический». Относительно правовой стороны вопроса – британские юристытак и не смогли определить правомочность проведенного Хагенсом в Лондоне публичноговскрытия, а так же, судя по всему, не нашлось никаких доказательствнезаконного использования самим Хагенсом тел. Однако в Новосибирске быловозбуждено уголовное дело против врача судмедэкспертизы, о незаконном вывозетел наших соотечественников для коллекции Хагенса.
Приведенныйпример дает представление о том, какоеравнодушное и даже преступное отношение к мертвому телу, в действительности,несмотря на общепризнанные человеческие ценности, может быть продемонстрированообществом, и представителем современной медицинской науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биоэтика в России – ценностии законы // Силуянова И.В.
2. Статус мертвого тела вфилософской антропологии и медицине // Першин М.
3. Проблема смерти и эвтаназии вхристианской биоэтике // Кетова Т.Н.
4. Тело человека, его отдельныечасти как объекты правового воздействия. // Майфат А.В
5. Новостные сайты интернет