Реферат по предмету "Медицина"


Отношение к мертвому телу (биоэтика)

Рефератпо биоэтике
натему:Отношение к мертвому телу
Москва,РГМУ 2006
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общая схемапроблемы
2. Историяразвития правовых аспектов
3. Мертвое телои отношение к нему
4. Этические иправовые аспекты медицинских манипуляций с трупом
5. Общество ипроблема
Литература
1.Общаясхема проблемы:
С проблемой отношения кмертвому телу человека биоэтика, как область медицинского знания, особенноостро сталкивается при рассмотрении следующих манипуляций -
1.     
2.      медико-биологические эксперименты с использованием трупного материала
В будущем, вполне вероятно так же использованиегенного материала трупа для осуществления репродукционных технологий.
2.Историяразвития правовых аспектов
Несмотря на то, что юридическиедокументы не включают в себя прямых моральных и этических оценок, они могутслужить объектом исследования изменения отношений к мертвому телу с ходомистории. Отдельные примеры мы находим уже в римском праве. Известны, вчастности, изречения относительно вопросов, связанных с определением судьбытела умершего человека. Они касается таких аспектов, как порядок проведенияпохорон, определение субъекта, ответственного за несение соответствующих расходови т.д. Вопрос использования отдельных частей тела в гражданском обороте преждевсего касался использования волос для париков, когда наличие правасобственности на такой предмет и возможность совершения с ним сделок и иныхдействий юридического характера не вызывало сомнения ни у кого.
В новоевремя тело человека становится уже предметом судебных споров. Известны, покрайней мере, три судебных дела, слушавшихся в Англии в 19 веке, связанных срешением споров о наличии у родственников определенных прав по отношению к телуумершего человека? Несмотря на всю сложность проблемы, прежде всего с этическойточки зрения, суды вынуждены были решать с формально-юридической стороны вопросо том, кто из родственников имеет право произвести похороны (перезахоронение) ипочему право одних родственников имеет приоритет перед другими.
В целом жепопытки использования права не выходили за рамки отдельных, достаточно узких испецифичных вопросов. Применение правовых конструкций не носило массовогохарактера, поскольку в большинстве своем проблемы решались на уровне обычаев итрадиций. Как представляется, ранее вопрос о признании тел и частей тел вещамии их статусе в качестве таковых серьезно не ставился по двум причинам:
1) отсутствие широкого применения и, вследствие этого,отсутствие потребности в обороте частей тела;
2) своеобразное табу на использование человеческоготела и его частей, имеющее религиозные корни.
Мертвое телов правовом аспекте в целом, сегодня не может рассматриваться как вещь и какобъект права собственности. В решениях американских судов отмечалось, чтоотношения между ближайшими родственниками и другими людьми в отношении мертвоготела носят характер имущественного интереса (property interes). Можно сказать,что это отношения характеризовались как отношения, близкие к отношениямсобственности. Соответственно, они получили наименования правквази-собственности.
3.Мертвоетело и отношение к нему
Изменения,произошедшие в мире в XXвеке, заставляют по-иному взглянуть на существование человека как физическогообъекта. Повышенный интерес к этой теме обусловлен прогрессом в медицине ибиотехнологии, благодаря которому появилась возможность осуществлять множествоманипуляций с телом человека, не известных ранее.
Несмотря насмерть человека, его тело продолжает существовать как физический объект.Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой определяет тело как«организм человека или животного в его внешних, физических формах».Организм при этом – «живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающихего от неживой материи». Организмом как «живым целым» телоявляется при жизни человека.  Послесмерти к нему применимо скорее уже другое определение тела (данное тем жесловарем): «отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства,заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутойповерхностью».
Однако, несмотря на превращение,со смертью человека, его тела в неодушевленный предмет материального мира  и либеральная естественно-научная (1) итрадиционная православно-христианская (2) точки зрения сходятся в необходимостиуважительного и бережного отношения к телу покойного:
1)     «Восприятие мертвого человека как человека– сегодня скорее инерция сознания, базирующаяся на морально-этической ирелигиозной традиции. Однако эта естественная инерция играет сдерживающую роль:восприятие мертвого человеческого тела (в отличие от тела животного) какматериального объекта и уж тем более как вещи, мысль об использовании его дляудовлетворения потребностей живых людей и вопрос о праве собственности на негопредставляются кощунственными.» (к.ю.н Майфат А.В.)
2)     «У нас в России, характерная народная черта —религиозное отношение к мертвому телу, исполненное любви, нежности иблагоговения. Ужасны и отвратительны черты смерти повсюду, но мы одеваем ихблагоговейным покровом, мы окружаем их торжественною тишиною молитвенногосозерцания […] Мы не бежим от своего покойника, а стоим над ним три дня и триночи с чтением, с пением, церковною молитвою. Погребальные молитвы нашиисполнены красоты и величия… и, когда слышишь их, кажется, не толькопроизносится над гробом последнее благословение, но совершается вокруг неговеликое церковное торжество в самую торжественную минуту человеческого бытия».(статский советник, юрист Победоносцев К.П.)
4.Правовые и этическиеаспекты медицинских манипуляций
Таким образом,отношение к мертвому телу непосредственно связано с уважением к личности, чтоявляется одной из основ современной цивилизации как с религиозной, так и снаучной точек зрения. Рассматривая возможные медицинские манипуляции с теломумершего, невозможно не обратить внимание и на другую проблему –«прагматическое использование трупов в медицине, как правило, влечет засобой усиление потребительского отношения к человеку.» (Силуянова И.В.) Этоже отмечает и дьякон Першин М., говоря о распространенном неуважительномотнешении к трупу в учебном процессе "Самому умершему человеку этииздевательства не вредят. Но они калечат будущих врачей. На уровнепрофессиональном опасность в том, что такой медик перенесет свое глумливоеотношение к умершему на живых.". Он же отмечает, что с православной точкизрения «никакие манипуляции с телом не причиняют вредаумершему» (имеется в виду душа), подкрепляя это мнение примерами изистории христианства, однако заставляет читателя-медика задуматься о душесобственной. Понимание смерти как «последнего момента действительнойжизни» (Несмелов В.И.) переводит отношения врача и умершего в областьчеловеколюбия и нравственных понятий.
Роль норм публичного права (в первую очередь, уголовного) здесь должнасостоять в защите интересов граждан от противоправных посягательств излоупотреблений. Современное Российское право, естественно, не дает оценок.Статус мертвого тела регулируется несколькими законодательными актами, в основном,правда, относящимися к определению порядка захоронения. Тем не менее,существует ЗаконРоссийской Федерации «О трансплантации органов и тканей» запрещающийкуплю-продажу человеческих органов и тканей, однако постулирующий презумпциюсогласия покойного.  Законодательоставляет возможность для трактовки отсутствия волеизъявления в пользу«общего блага» В результате и здесь сегодня имеется широчайшийпростор для злоупотреблений (часто — достаточно гнусных с точки зрения морали).Отрицательнойстороной, по мнению профессора И. В. Силуяновой, является и то, что принциппрезумпции согласия вынуждает врача совершать, по сути, насильственноедействие, т. к. действие с   человекомили его собственностью без его согласия квалифицируется в этике как «насилие».
Итак,несмотря на кажущееся сходство в позициях христианской биоэтики и либерального,естественно-научного подхода в отношении к личности и, как результат, кмертвому телу – основой неразрешимых споров является разность подходов вотношении к смерти. В христианской традиции смерть понимается как разделениедуши и тела и как откровение духовного мира. Христианская биоэтика утверждаетбогоподобие человека и рассматривает его тело как храм Бога.«Христианство культивирует отношение к смерти не как к окончательнойстадии бытия, а как к переходу к высшему смыслу, соединению с Богом.»(Кетова Т.Н.). Однако, отношение к смерти в западно-европейской культуре прошлодлительный путь эволюции — от понимания смерти как естественногопродолжения жизни души в ранних культурах, до противопоставления жизни исмерти, вытеснению смерти из спектра ценностей в светской жизни. Это восходит кставшему основой для современной научной мысли картезианскому восприятию телакак механизма (Р.Декарт, «О методе»). Такое отстраненное отношениек смерти не может не сказаться на отношении к мертвому телу в современнойкультуре.
5.Обществои проблема
Яркуюиллюстрацию противоречий возникающих в обществе по этому поводу можно  наблюдать изучая отзывы печати оботносительно недавно прошедших выставках "BodyWorlds" профессора медициныГютера Хагенса, на которых для широкой публики были представленызафиксированные (мумифицированные) специальным образом препараты органовчеловека и целых человеческих тел. Отличие этой выставки от музейной экспозициив том, что, несмотря на декларируемую Хагенсом научную и просветительскую направленность,  демонстрация, очевидно, была ориентирована всторону искусства или, скорее, перфоманса (performance), инсталляции, всовременном постмодернистском понимании. Общественность давала эпитеты самомуХагенсу и его работам   от  «омерзительный» и«фашистский» до «великолепный» и «истиноэстетический». Относительно правовой стороны вопроса – британские юристытак и не смогли определить правомочность проведенного Хагенсом в Лондоне публичноговскрытия, а так же, судя по всему, не нашлось никаких доказательствнезаконного использования самим Хагенсом тел. Однако в Новосибирске быловозбуждено уголовное дело против врача судмедэкспертизы, о незаконном вывозетел наших соотечественников для коллекции Хагенса.
Приведенныйпример дает представление о том,  какоеравнодушное и даже преступное отношение к мертвому телу, в действительности,несмотря на общепризнанные человеческие ценности, может быть продемонстрированообществом, и представителем современной медицинской науки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биоэтика в России – ценностии законы // Силуянова И.В.
2. Статус мертвого тела вфилософской антропологии и медицине // Першин М.
3. Проблема смерти и эвтаназии вхристианской биоэтике // Кетова Т.Н.
4. Тело человека, его отдельныечасти как объекты правового воздействия. // Майфат А.В
5. Новостные сайты интернет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эконометрическая модель национальной экономики Турции 2
Реферат Кембриджская школа экономической теории
Реферат Изучение потребительских свойств и пищевой ценности хлебобулочных изделий
Реферат Особливості розміщення продуктивних сил Закарпаття
Реферат A Comparison Frosts Acquainted With The Night
Реферат Транспортная система Дальнего Востока России: перспективы интеграции в мировую транспортную сеть
Реферат Шенкурская операция
Реферат Пенсии за выслугу лет
Реферат Социологический опрос студентов
Реферат Анализ состояния русской журналистики XIX века на примере журнала "Вестник Европы" Н.М. Карамзина
Реферат Теоретические аспекты финансового обеспечения здравоохранения
Реферат Педагогічне спілкування як діалог
Реферат Транспортная логистика 4
Реферат AssistedSuicide Right Or Wrong Essay Research Paper
Реферат Оценка рыночной стоимости объекта недвижимости