--PAGE_BREAK--
2. Результаты собственных исследований по данной теме
2.1
Характеристика объекта исследования
Объектом нашего исследования явился операционный блок многопрофильной больницы Министерства здравоохранения администрации Хабаровского края Краевая клиническая больница №2, г. Хабаровска.
Операционный блок многопрофильной больницы – это самостоятельно функционирующее подразделение, размещаемое в нескольких специальных помещениях в изолированном крыле больницы или отсеке хирургического отделения.
В современных многопрофильных лечебных учреждениях создают единое операционное отделение (блок), обеспечивающее все лечебные подразделения данного стационара. Такая планировка позволяет сконцентрировать в одном месте и рационально использовать дорогостоящее оборудование, обеспечить эффективную инфекционную безопасность и контроль, равномерно распределить нагрузку на персонал и более эффективно применить профильную специализацию среднего медицинского персонала.
Основные помещения операционного блока состоят:
– из помещений, предназначенных для оперативного вмешательства (операционная, предоперационная, стерилизационная),
– помещения для персонала (комната для переодевания персонала, душевая, туалет)
– подсобные помещения (материальная, аппаратная).
Операционный блок Краевой клинической больницы №2 состоит из двух структурных подразделений:
1. Операционного блока нейрохирургического отделения, который состоит из трех плановых операционных залов на пять столов и экстренной операционной на два стола;
2. Операционного блока микрохирургического отделения, который имеет в своем составе две операционных на два стола.
В операционный блок также входят предоперационная, моечные комнаты, инструментальная, материальная, комнаты для персонала и душевая.
В штатном расписании операционного блока находятся:
– 47,25 ставок – операционных медицинских сестер;
– 43,75 ставок – операционных санитаров.
В операционном блоке выполняются оперативные вмешательства, соответствующие профилю отделений таких как:
– нейрохирургическое,
– нейроспинальное,
– травматологическое,
– ожоговое,
– микрохирургия кисти,
– ортопедическое,
– центр эндопротезирования,
Основные показатели работы операционного блока приведены в таблице 1 и рисунках 1,2,3,4.
Таблица 1. Основные показатели работы операционного блока за 2001–2003 гг.
Рис. 1. Количество поступивших пациентов в стационар за 2001-2003 гг.
Рис. 2. Количество проведенных операций за 2001-2003 гг.
Рис. 3. Показатели оперативной активности за 2001-2003 гг.
Рис. 4. Количество плановых операций за 2001-2003 гг.
Из приведенных данных видно ежегодное возрастание количества поступивших в стационар больных, количества выполненных плановых и экстренных оперативных вмешательств и возрастание оперативной активности. В связи с выполнением различных специализированных по профилю отделений операций соответственно осуществляется закрепление операционных медицинских сестер за определёнными операционными.
В соответствии с должностными инструкциями операционной сестры операционного блока процессе работы операционные медицинские сестры:
- обеспечивают своевременную заготовку перевязочного материала, операционного белья и шовного материала;
- комплектуют медицинский инструментарий в соответствии с видом операции;
- проводят стерилизацию шовного и перевязочного материала, операционного белья и необходимого для оперативного вмешательства медицинского инструментария;
- следят за сохранностью медицинского оборудования, аппаратуры и инструментария операционного блока;
- контролируют качество всех видов уборок проводимых в операционном блоке младшим медицинским персоналом;
- осуществляют соблюдение всеми участниками операции правил асептики и антисептики в операционном блоке.
Таким образом, из приведенного перечня должностных инструкций и штатного расписания операционного блока видно, что ведение сестринского процесса ими не предусмотрено.
С 1 января 2003 года на базе операционного блока в порядке клинического эксперимента был введён сестринский процесс.
Этапами введения сестринского процесса в операционном блоке явились:
1. Разработка и утверждение нормативно-правовой документации;
2. Изменение штатной структуры сестринского персонала операционного блока;
3. Непосредственное осуществление сестринского процесса;
4. Оценка клинико-экономической эффективности.
Нормативно-правовой основой осуществления сестринского процесса в операционном блоке явились «Положение о сестринском процессе операционного блока» и «Положение о медицинской сестре-координаторе операционного блока».
С целью организации и практической реализации в штаты операционного блока была введена должность медицинской сестры-координатора.
Для сравнения клинической и экономической эффективности внедрения сестринского процесса в условиях операционного блока многопрофильной больницы проведено сравнение показателей работы операционного блока за 2001–2002 г. и за период введения сестринского процесса с 1 января 2003 г.
Критериями оценки эффективности внедрения сестринского процесса служили:
1. Количество гнойно-септических осложнений;
2. Результаты проверки инфекционной безопасности операционного блока;
3. Показатели экономии рабочего времени при проведении суточного хронометрирования работы старшей операционной медицинской сестры;
4. Опрос больных хирургических отделений;
5. Проверка фактов отмены оперативных вмешательств вследствие неподготовленности сестринским персоналом отделений больного к предстоящему оперативному вмешательству.
2.2 Медицинская сестра-координатор операционного блока как организатор сестринского процесса
В последнее время большое значение в организации сестринского процесса в лечебно-профилактических учреждениях придаётся медицинской сестре-координатору как непосредственному его организатору.
В повседневной работе операционные сестры общаются только с лечащим врачом, а не с их пациентами. Они не видят больных до операции, а только знают из операционного списка общие данные (Ф.И.О., возраст, № палаты) и врачебный диагноз. После оперативного вмешательства операционная сестра теряет связь с пациентом уже на этапе транспортировки его в палату. Фактически операционная медицинская сестра, неся ответственность за возникновение гнойно-септических послеоперационных осложнений не участвует в контроле за качеством подготовки пациента и операционного поля на предоперационном этапе. Это так же не позволяет учитывать технические особенности подготовки к операции, исходя из индивидуальных особенностей пациента и предстоящей операции.
Введение сестринского процесса в работу операционного блока позволяет устранить эти недостатки.
Наличие многопрофильности работы операционного блока, необходимость введения сестринского процесса в его работу потребовал введение в штат сестринского персонала операционного блока медицинской сестры-координатора. В связи с этим было разработано и утверждено администрацией больницы «Положение о медицинской сестре – координаторе операционного блока».
Анализ штатного расписания операционного блока показывает, что наличие в среднем 4 операционных медицинских сестёр на 1 операционный стол (2 дневных операционных медицинских сестры на 1 операционный стол) позволяет выделить медицинскую сестру-координатора из числа уже имеющихся штатных медицинских сестёр операционного блока без введения дополнительной штатной единицы.
Целью работы медицинской сестры – координатора являлась организация работы сестринского персонала операционного блока и координация взаимодействия медицинского персонала (врачебного и сестринского) в рамках осуществления сестринского процесса. Она является фактически заместителем старшей операционной сестры по осуществлению сестринского процесса.
Деятельность медицинской сестры – координатора операционного блока осуществлялась на основе разработанного и утверждённого администрацией больницы «Положения о медицинской сестре – координаторе операционного блока»
В соответствии с Положением на должность медицинской сестры – координатора операционного блока назначалась наиболее опытная операционная медицинская сестра со стажем работы не менее 10 лет, имеющая первую или высшую квалификационную категорию, пользующаяся авторитетом среди медицинского персонала и обладающая организаторскими способностями.
Медицинская сестра-координатор утверждалась главным врачом больницы по представлению старшей операционной медицинской сестры и заместителя главного врача по лечебной работе.
В обязанности медицинской сестры – координатора операционного блока входило:
1. Ежедневное получение списка пациентов, назначенных на операцию, и обеспечение очередности проведения операций;
2. Знакомство с пациентами, запланированными на операции;
3. Проверка подготовки пациентов к операции;
4. Консультация операционных медицинских сестер по ведению карты периоперативного процесса;
5. Осуществление связи со службами и должностными лицами из числа медицинского персонала внутри операционного блока и вне его;
6. Координация взаимодействия сестринского персонала операционного блока с сестринским и врачебным персоналом отделений больницы;
7. Обеспечение сопровождение пациента в отделение из операционного блока и преемственность в осуществлении сестринского наблюдения за ним;
8. Совместное со старшей операционной медицинской сестрой ведение необходимой учётно-отчетной документации;
9. Обобщение и анализ осуществления сестринского процесса в операционном блоке;
10. Внесение предложений по организации сестринского процесса и его улучшению, разработка необходимых документов (инструкций, положений, указаний и т.д.);
11. Проведение обучения сестринского персонала по осуществлению сестринского процесса;
12. Участие в проведении внутрибольничных конференций старших медицинских сестёр.
Таким образом, выделение должности медицинской сестры-координатора в операционном блоке не повлекло дополнительных финансовых расходов и увеличения нагрузки на медицинский персонал операционного блока с чёткой регламентацией её обязанностей утверждённым Положением.
2.3
Периоперативный процесс – как единый процесс активного ведения пациента в сестринском процессе
Любая операция – стрессовое состояние, является ли это большим хирургическим вмешательством, или небольшой операцией.
Поступая, в стационар на оперативное лечение пациент испытывает стресс: он ограничен в свободе, в привычках, в общении, тревожится за исход операции. Он так же ощущает острую потребность в человеке, способном позаботиться о нем, решить его проблемы. Конечно, палатные медсестры, готовят пациента к операции, ухаживают за ним в послеоперационном периоде, но чаще всего это лишь исполнение распоряжений и назначений врача.
Реализация сестринского процесса повышает роль и ответственность медицинской сестры в осуществлении периоперативного процесса, как единого процесса активного ведения пациента.
Периоперативный процесс включает в себя три периода:
1. Предоперационный – начинается с беседы с пациентом в отделении и заканчивается оценкой его состояния в операционном блоке;
2. Интраоперационный период – охватывает промежуток времени с момента перемещения пациента на операционный стол и до перевода его в реанимационное отделение или отделение по профилю;
3. Послеоперационный период – время с момента помещения пациента в реанимационное отделение или отделение по профилю.
Знакомство пациента с операционной медицинской сестрой начиналось накануне оперативного вмешательства, осведомленность об условиях, в которые он попадает, и положительно влияла на его психологический настрой, что не могло не сказаться на результате операции. Предоперационная беседа пациента с операционной сестрой способствовала достижению доверия между ними, так как именно она руководила процессом подготовки операционной, аппаратуры и многого другого, следила за соблюдением асептики и антисептики операционной бригады.
Операционные, сестры уже в предоперационном периоде, используя выработанную нами карту периоперативного процесса, проводили обследование пациента, выявляли проблемы и решали их на протяжении всего периоперативного процесса совместно с другими медсестрами отделения, врачами и вспомогательными службами.
Операционные сёстры при осуществлении периоперативного процесса оценивали физиологический и эмоциональный статус пациента, степень подготовки его к операции, давали рекомендации палатным сестрам, общались с пациентом накануне оперативного вмешательства.
Операционная медицинская сестра несла как моральную, так и юридическую ответственность за пациента, поскольку самостоятельно руководила принятием решений и действиями, связанными с его состоянием.
Знание диагноза, состояния пациента, сопутствующих заболеваний и плана предстоящей операции давало операционной медицинской сестре возможность подготовиться к вероятным экстремальным ситуациям возникающим, во время операции и помогало, хирургической бригаде в выборе правильных решений.
Предоставление пациенту информации о том, что будет иметь место в периоперативном процессе, помогало снизить его беспокойство. Демонстрация заботливого отношения к пациенту также повышало и чувство доверия к медицинскому персоналу.
Пациент видел участие в его лечении не только палатных и процедурных медсестер, но и операционных сестер. Это положительно сказывалось на эмоциональном состоянии пациента.
Операционная сестра накануне оперативного вмешательства планировала:
– количество и ассортимент расходных материалов,
– количество и соответствие хирургического инструментария,
– количество операционного белья и материала,
– наличие дополнительных приспособлений,
– наличие необходимой аппаратуры.
Эти данные она заносила в Перечень расходных материалов для проведения оперативного вмешательства.
Операционные сестры и в послеоперационном периоде продолжали контролировать состояние пациента, отмечая выявленные факты, и заносили их в карту периоперативного процесса.
Проблемами пациента выявленными в ходе сестринского обследования являлись:
– боли в области повреждения,
– отек,
– общая слабость,
– нарушение сна,
– беспокойство и страх перед предстоящей операцией (боязнь умереть во время операции)
– беспокойство по поводу своего заболевания,
– лихорадка,
– дефицит знаний о хирургическом вмешательстве,
– ограничение самообслуживания.
Выявленные проблемы пациента в предоперационном периоде формировались в сестринские диагнозы и расписывались в план сестринских вмешательств, например:
1. если сестринский диагноз формулировался как «боль в области повреждения», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:
– максимальный покой,
– контроль применения обезболивающих средств,
– создание удобного положения.
2. если сестринский диагноз формулировался как «беспокойство и страх перед предстоящей операцией», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:
- беседа с пациентом,
- контроль применения успокаивающих средств.
3. если сестринский диагноз формулировался как «ограничение самообслуживания», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий:
– помощь пациенту в транспортировке на операционный стол,
– контроль за укладкой пациента на операционном столе.
В интраоперационном периоде операционная медицинская сестра выявляла новые проблемы и формулировать новые сестринские диагнозы, например «нарушение целостности кожных покровов вне операционного разреза». В таком случае сестринский план включал:
– контроль за правильным расположением пациента на операционном столе,
– поддержание целостности кожных покровов (устранение чрезмерного давления фиксирующего ремня).
2. При формулировании сестринского диагноза «Риск развития кровотечения» сестринский план включал:
– контроль наличия анализов:
а) на группу крови,
б) на резус фактор,
в) на время свертывания крови,
г) на длительность кровотечения,
– проведение контроля совместимости крови донора и пациента (биологическая проба),
– комплектацию набора инструментов для остановки кровотечения и гемостатических средств,
– проверку диатермокоагуляционной электрохирургической аппаратуры.
Эти данные отражались медицинской сестрой в Карте периоперационного процесса и в Перечне расходных материалов.
В послеоперационный периоде операционная сестра контролировала состояние кожных покровов, наличие асептической повязки и гипсовой лангеты, устройства для активного дренирования ран.
Когда все запланированные в предоперационном и интраоперационном периодах мероприятия были выполнены, операционная медицинская сестра планировала новые мероприятия для решения выявленных проблем после операции. Например, при диагнозе «боль в послеоперационной ране» она осуществляла:
– максимальный покой,
– создание удобного положения,
– контроль за своевременностью применения и характером обезболивающих препаратов.
При постановке сестринского диагноза «Страх возникновения боли при перевязках», сестринские вмешательства включали:
– беседу с пациентом,
– контроль за обезболиванием при перевязке.
Оценка эффективности проводимых сестринских вмешательств в отделении оценивалась операционной сестрой по следующей схеме:
а) температура тела нормальная (повышена)
б) послеоперационные швы: – чистые
– сухие
продолжение
--PAGE_BREAK--