Реферат по предмету "Медицина"


Анатомия, физиология и патология дыхательной системы детей

Министерство Образования Российской Федерации
Московский    Государственный  Открытый  Педагогический Университет
им. М.А.Шолохова
Реферат
на тему
Анатомия,физиология и патология дыхательной системы у детей
Студентки группы
СВАО-8
Садретдиновой Марины
Проверила:
ДружиловскаяО.В.
Москва 2005
Введение
         Одними  из важных наукв изучении человека является анатомияи физиология. Науки, изучающие строение тела и отдельных его органов, и жизненныепроцессы, протекающие в организме, иными словами, работу, или функции, какотдельных органов, так и всего организма в целом.
Преждечем беспомощный младенец станет взрослым человеком, пройдет много лет. В течениевсего этого времени ребенок растет  и развивается.Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного еговоспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, чтополезно для него, что вредно и какие меры следует принимать для укрепленияздоровья и поддержания нормального развития.
 
 
        
         —  PAGE 2-
1.Органыдыхания
Дыханием называется обмен газов между человеком иокружающей средой. У человека, как и у всех млекопитающих, этот обмен осуществляетсяспециальными органами дыхания — лёгкими. Через легкие организм получает кисло­родиз вдыхаемого воздуха и отдает в него углекислый газ. В этом нетрудноубедиться, если сравнить состав вдыхаемого, т. е. атмо­сферного, воздуха свыдыхаемым (Вдыхаем/Выдыхаем кислорода 21% / 16,4% и углекислого газа 0,03% /4,1%).
Прежде чем проникнуть в легкие, вдыхае­мый воздухпроходит в носовую полость, отделенную отполости рта перегородкой — спереди твердой (твердое нёбо), а сзади — мягкой (мягкое нёбо). У наружного края носовых отверстии находятся волоски,предохраняющие отпопадания в носпосторонних час­тиц. Сплошной перегородкой носовая полость разделена на двеполовины- левую и правую. Пройдя носовуюполость, вдыхаемый воздух попадает в носоглотку. Нижняя ее часть (глотка) переходит в две трубки:перед­нюю— дыхательную, заднюю— пищеварительную. Верхняя часть дыхательнойтрубки называется гортанью. Вее стенках имеется несколько подвижно соединенных между собой хрящей. Самыйбольшой из них— щитовидный хрящ— сильно выступает на передней поверхностигортани; его нетрудно прощупать у себя на шее. С передней стороны гортани, вышещитовидного хряща, находится надгортанник, прикрывающий вход в гортаньво время глотания пищи. Внутри гортани имеются голосовые связки—две складки слизистой оболочки, идущиеспереди назад.  Ну а дальше воздухпоступает по бронхам в легкие.
 
2.Дыхательные движения
Кровь, прите­кающая к легким, богата углекислотой, нобедна кислородом, а в воздухе легочных пузырьков, наоборот, мало углекислоты имного кислорода. По закону диффузии через стенки легочных капилля­ровуглекислота устремляется из крови в легкие, а кислород— из легких в кровь.                  Этот процесс можетпроисходить лишь при усло­вии вентиляции легких, что и осуществляется путемдыхательных движений, т. е. попеременного увеличения и уменьшения объемагрудной клетки. Когда объем грудной клетки увеличивается, лег­киерастягиваются, и в них устремляется наружный воздух, подобно тому, как онустремляется в кузнечный раздувательный мех во вре­мя его растягивания. Приуменьшении объема грудной полос­ти легкие сжимаются, а избыток находящегося вних воздуха выхо­дит наружу. Попеременное увеличение и уменьшение объема груд­нойполости заставляет воздух то входить в легкие, то выходить из них. Груднаяполость может увеличиваться как в длину (сверху вниз), так и в ширину (поокружности).
         —  PAGE 3-  
Увеличениев длину про­исходит благодаря сокращению грудобрюшной преграды, или диафрагмы.Эта мышца, сокращаясь, тянет купол диафрагмы кни­зу и делает его более плоским.Объем грудной полости зависит от положения не только диа­фрагмы, но и ребер.Ребра отходят от позвоночника в косом на­правлении сверху вниз, направляясьсначала в сторону, а затем вперед. Они соединены с позвонками подвижно и присокращении соответствующих мышц могут подниматься и опускаться. Подни­маясь,они тянут грудину вверх, увеличивая окружность грудной клетки, а, опускаясь,уменьшают ее. Объем грудной полости меняется под влиянием работы мышц. Наружныемежреберные, поднимая грудную клетку, увеличивают объем грудной полости. Это— вдыхательные мышцы. К ним жеотносится диафрагма. Другие, а именно внутренние межреберные мышцы и брюшныемышцы, опускают ребра. Это— выдыхатель­ныемышцы.
2.1 Покойное и глубокое дыхание.
Когда человек спокойно лежит или сидит, во время вдохасокращаются диафрагма и вдыхательные межреберные мышцы. При этом диафрагмаоказывает неболь­шое давление на брюшные внутренности, а ребра поднимаются,натягивая хрящи, соединяющие их с грудиной. Как только пре­кращается сокращениевдыхательных мышц, натянувшиеся квер­ху реберные хрящи возвращаются в своенормальное положение, тем самым, опуская ребра, а диафрагма выпячивается вверхвслед­ствие давления со стороны брюшных органов. Таким образом, во времяпокойного дыхания мышцы сокращаются только при вдохе. Выдох происходит пассивнов результате расслабления мышц.
При глубоком дыхании вентиляция легких может увеличи­ватьсяв несколько раз путем усиления и вдоха, и выдоха. Глубо­кий вдох совершаетсяпри помощи не только уже упомянутых выше мышц, но и ряда дополнительных(например, мышц, идущих к реб­рам от лопаток и от плечевой кости, а такжешейных мышц). При глубоком выдохе диафрагма становится выпуклее, чем обычно, аребра сильно оттягиваются книзу. Это достигается сокращением межреберныхвыдыхательных мышц, а также дополнительных вы­дыхательных мышц, главным образомбрюшных, которые своим верхним концом прикреплены к нижнему краю груднойклетки. Сокращаясь, они тянут грудную клетку книзу и сдавливают по­лость живота(живот «подтягивается»), заставляя диафрагму силь­нее выпячиваться в груднуюполость.
         —  PAGE 4-  
2.2Жизненная емкость легких
Изменение объема грудной полости зависит от глубиныдыхания.
Припокойном вдохе объем увеличивается всего лишь на500 мл, а нередкои еще меньше. Уси­лением вдоха можно ввести в легкие1500—2000 лм дополнитель­ноговоздуха, а после покойного выдоха можно выдохнуть еще примерно1000—1500. мл резервного воздуха. Количество воздуха, которое человек можетвыдохнуть, после самого глубоко выдоха, называется жизненной емкостью легких. Онаскла­дывается из дыхательного воздуха,    т.е. того количества, котороевводится при покойном вдохе, дополнительного воздуха, и резерв­ного.
Для ее определения, предварительно вдохнув, как можнобольше воздуха, берут в рот мундштук и производят через трубку максимальныйвыдох. Стрелка спирометра показывает количество вы­дохнутого воздуха.
2.3 Регуляция дыхания
        
В продолговатом мозгу находится дыха­тельный центр — участок центральной нервной системы, при раз­рушениикоторого дыхание тотчас прекращается. От этого центра по нервным волокнам черезспинной мозг идут импульсы к дыха­тельным мышцам, причем в строго определенномпорядке возбуж­даются то вдыхательные, то выдыхательные мышцы. При покой­номдыхании, когда вдох совершается активно, а выдох— пассив­но, импульсы идут только к вдыхательным мышцам. Ритмическаяактивность вдыхательного и выдыхательного отделов дыхательного центраподдерживается центростремитель­ными импульсами, поступающими в него как слегких, так и с ды­хательных мышц. В легких находятся рецепторы, которыевозбуждаются и посы­лают импульсы в дыхательный центр при растяжении легочнойткани (иными словами, при вдохе). Рецепторы дыхательных мышц, чувствительные кизменению напряжения, тоже посылают импуль­сы, которые поочередно то возбуждаютвдыхательный и тормозят выдыхательный центр, то, наоборот, тормозятвдыхательный и воз­буждают выдыхательный центр. Таким образом, происходит реф­лекторнаясаморегуляция дыхательных движений: вдох вызывает выдох, а выдох, вызываетвдох. К саморегуляции дыхательной системы следует отнести защит­ные реакции,возникающие в ответ на раздражение слизистой обо­лочки дыхательных путей. Так,поднесение к носу ватки, смоченной нашатырным спиртом, раздражает окончанияобонятельного нерва, что вызывает рефлекторную остановку дыхания; при этомголосо­вая щель закрывается, и вредные вещества не могут проникнуть в органыдыхания. Более слабое,
         —  PAGE 5-
раздражениеслизистой оболочки носа вызывает чихание. Попадание раздражающих веществ наслизистую оболочку гортани, трахеи или бронхов вызывает реф­лекторный кашель.
Как при чихании, так и при кашле голосовая щель послепредварительного глубокого вдоха закрывается и выдыхательные мыш­цысокращаются, что ведет к сжатию находящегося в легких воз­духа; затем голосоваящель сразу широко раскрывается, и сжа­тый воздух с силой устремляется наружу.При чихании он прохо­дит через нос, а при кашле через рот. Приспособлениечастоты и силы дыхательных движений к по­требностям организма происходит в основномкак реакция на изме­нение содержания в крови кислорода и углекислоты. Приусилен­ной физической работе в крови накопляется углекислота, котораявозбуждает дыхательный центр, и в результате дыхательные дви­жения совершаютсячаще и глубже. Наоборот, при пониженном содержании углекислоты возбудимостьдыхательного центра уменьшается, и дыхание становится реже и слабее. Не меньшеезначение имеют импульсы, идущие с рецепторов, чувствительных к содержаниюкислорода. Они расположены в стенках кровенос­ных сосудов. Чем меньше в кровикислорода, тем больше импуль­сов поступает в дыхательный центр, что ведет крефлекторному учащению и усилению дыхательных движений.
3.Развитие органов дыхания
3.1 Становление легочного дыхания у новорожденного
Уже к концу 5-го месяца внутриутробного развитиястановятся замет­ными слабые дыхательные движения грудной клетки—сначала редкие, а позднее более частые— до30—40в минуту. Как извест­но, плод окружен околоплодной жидкостью. Иными словами, онразвивается не в воздушной, а в водной среде. Поэтому при совер­шаемых плодомдыхательных движениях незначительное количество околоплодной жидкости то входитв легкие, то выходит из них. Значение этих движений заключается, во-первых, всвоеобраз­ной предварительной тренировке, весьма необходимой для выпол­нениялегкими дыхательной функции с первых минут после рожде­ния, а во-вторых, воблегчении притока крови к сердцу: во время вдоха в грудной полости создаетсяотрицательное давление, под влиянием которого тонкие стенки предсердий и подходящихк ним крупных вен растягиваются и сильнее наполняются кровью.
У новорожденного после перерезки пуповины прекращаетсяпо­ступление в организм кислорода и его освобождение от углекис­лоты. Закороткое время (от нескольких секунд до1минуты) со­держание в крови углекислоты резко повышается, а содержаниекислорода падает. Избыток
                                                        —  PAGE 6-
углекислотыповышает возбудимость дыхательного центра, а недостаток кислорода действует начув­ствительные к нему рецепторы, расположенные в стенках артерий, истимулирует рефлекторное сокращение вдыхательных мышц. В результате появляетсяпервый вдох новорожденного: воздух про­никает в легкие, растягивает их,заполняя часть легочных пузырь­ков. Растяжение легких, раздражая рецепторыблуждающего нер­ва, вызывает рефлекторное расслабление вдыхательных мышц исокращение выдыхательных. Так начинается легочное дыхание. Верный его признак— так называемый первый крик новорожденно­го,появляющийся в результате сотрясения голосовых связок во время выдоха.
        
3.2 Развитие органов дыхания в дошкольном возрасте
        
У новорожденного грудная клетка узкая, как бы сжатая сбоков. Купол диа­фрагмы стоит очень высоко, что объясняется давлением состороны брюшных органов, особенно печени. Высоко расположен и сильно выдается впереднижний край грудины. Книзу грудная клетка у взрослого сужена, а у новорожденного,наоборот, расширена.
         У грудных детей и взрослых дыхательныедвижения происхо­дят по-разному. У взрослых все ребра, особенно нижние, отходятот позвоночника в косом направлении книзу, причем верхний край грудинынаходится на уровне2—3-го позвонка, а еенижний край, к которому подходит 7-е ребро, на уровне9-го позвонка. У новорожденного нижний край грудины находится науровне6—7-го позвонка.
У взрослого наружные межреберные мышцы поднимаютребра, переводя их из косого положения в близкое к горизонтальному. При этомобъем грудной клетки увеличивается. У новорожденного положение реберсоответствует максимальному вдоху. Всякоеперемещение ребер вверх или вниз могло бы лишь уменьшить объем грудной клетки.Иными словами, сокращение межреберных мышц не может вызвать вдоха. Поэтому уноворожденных вдох осуществляется в основном сокращением диафрагмы, а частичносокра­щением шейных мышц, которые тянут вверх всю грудную клетку. При этомгрудина поднимается, и ее нижний конец сильнее выпячи­вается вперед. Врезультате во время вдоха воздух входит в основном в среднюю часть легких.
         Легкие новорожденного малоэластичны,относительно велики. Растяжение во время вдоха увеличивает их объем только на 11—15 мл.Чтобы удовле­творить весьма большую потребность организма в кислороде, ды­хательныедвижения новорожденного должны быть очень часты­ми. При покое их частотадостигает50—60 в минуту, а минутныйобъем дыхания превышает600 мл.При повышении потребности в кислороде во время крика
         —  PAGE 7-
илидвигательной активности объем дыхательных движений если и изменяется, то крайненезначитель­но, а потому увеличение минутного объема происходит за счет ихучащения до100—150 в минуту. Изменениячастоты дыхательных движений можно наблюдать не только при возбуждении ребенка,но и во время покоя. Нерегулярный ритм дыхательных движений характерен длявсего грудного возраста. Через8—10 днейпосле рождения объем легких несколько увеличивается. Рост легких про­исходит восновном за счет ветвления мелких бронхов и особенно образования новых легочныхпузырьков. К концу 1-го года вес лег­ких доходит до150г, а их объем до 250—280 мл. К этому же вре­мениокружность грудной клетки увеличивается почти в полтора ра­за: с30—34 до45—48см. Поперечный диаметр грудной клетки увеличивается сильнее, чемпереднезадний, и уже к
5—6 месяцам обадиаметра становятся равными, а к концу 1-го года поперечный диаметр примерно на6—8% больше переднезаднего.
Со второй половины 1-го года жизни заметно изменяетсяна­правление ребер, которые начинают отходить от позвоночника всё болеенаклонно. Соответственно опускается книзу и грудина. Если в первые месяцы жизниобъем грудной клетки изменяется почти исключительно засче-i сокращения диафрагмы, то к году в дыха­тельныхдвижениях начинают участвовать межреберные мышцы. Диафрагмальное дыханиепревращается в диафрагмальнореберное, при котором облегчается вентиляцияверхней части легких.
Дыхательныедвижения по мере роста грудной клетки и легких становятся более интенсивными именее частыми. Так, при покое в среднем у шестимесячного ребенка объемдыхательных движений около50 мл,а их частота— 40 в минуту; у годовалого— 70—80 мл при частоте35 в минуту. Значительно возрастает минутныйобъем воздуха: около2000 мл ушестимесячного ребенка и2600 мл уго­довалого. Уже у месячных детей при сильной двигательной актив­ности иликрике минутный объем может увеличиваться путем не только учащения дыхательныхдвижений, но и некоторого их уси­ления. В последующие месяцы способность кусилению дыхатель­ных движений становится все более выраженной.
Во второй поло­вине 1-го года жизни максимальный объемдыхательных движений вдвое больше, чем объем при покойном дыхании. Интенсивностьобмена газов между кровью и воздухом в ран­нем детском возрасте значительнониже, чем у взрослых. Так, у взрослых выдыхаемый воздух содержит16,4% кислорода и4,4% углекислого газа, а у годовалых детей—18% кислорода и2,4% углекислогогаза. Следовательно, в раннем детском возрасте кровь почти вдвое меньшепоглощает кислорода и отдает углекислоты. В основном это объясняется большойчастотой и малым объемом дыхательных движений.
После 1-го года жизни рост грудной клетки сначалазаметно замедляется, а затем снова увеличивается. Так, окружность груд­нойклетки
         —  PAGE 8-
увеличиваетсяза 2-й год жизни на2—3 см, за 3-й— примерно на2см, за    4-й—на1—2 см. В последующие два года ростокружности возрастает (за 5-й год на2—4 см,за 6-й на2— 5см), а за 7-й—снова снижается(1—2 см).
За тот же период жизни (от1 до7 лет) существенноменяется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно ниж­них.Ребра тянут за собой грудину, которая не только растет в дли­ну, но иопускается книзу, причем уменьшается выпячивание ее нижнего конца. В связи сэтим окружность нижней части грудной клетки увеличивается несколько медленнее ик2—3 годам ста­новится такой же, как иокружность ее верхней части (при изме­рении под мышками).
В последующие годы верхняя окружность начинаетпревышать нижнюю (к7 годам примерно на2см). Одновременно изменяется соотношение переднезаднего и попе­речногодиаметров грудной клетки. За шесть лет (от1до7 лет) поперечный диаметрувеличивается на 3'/2 см и становится пример­но на15% больше переднезаднего, который за тот жесрок выра­стает меньше чем на2см.
Надолю легких к7 годам приходится почти3/4 объема груд­ной клетки,причем их вес достигает примерно350г, а объем— приблизительно500 мл.К этому же возрасту легочная ткань ста­новится почти столь же эластичной, как иу взрослого человека, что облегчает дыхательные движения, объем которых зашесть лет (с1 до7 лет) увеличивается в2—2,2раза, достигая140—170 мл.
Частота дыхания при покое в среднем снижается с35 в минуту у годовалого ребенка до31 в2года и38 в3 года. Небольшое сни­жение происходит и в последующие годы. В7 лет частота дыхания бывает всего22—24 в минуту. Минутный объем дыхания за тригода (от1 до4 лет) увеличивается почти в два раза.
4. Патология дыхательной системы
Ребенок может быть инфицирован внутриутробнопри наличии у матери заболеваний мочеполовой сферы, определенную роль играетгипоксия или асфиксия, патология дыхательной системы ребенка (ателектазы легкихи другие аномалии развития, заболевания других органов и систем.
Приинфицировании внутриутробно расстройства дыханиявыявляются уже в первые минуты жизни. Как правило, имеется асфиксия. Даже еслипервый вдох появляется в срок, то сразу же отмечают одышку, шумное дыхание,повышение температуры в течение первых 2-3 дней, нарастание явлений дыхательнойнедостаточности (бледность с сероватым оттенком, синюшность),вялость, срыгивания, мышечную слабость, снижение рефлексов, сердечную слабость,увеличение печени и селезенки, потерю
                                                        —  PAGE 9-
массытела. Наряду с этим выявляются признаки, характерные для конкретной инфекции. Вслучае инфицирования после родов заболевание начинается остро, с явленийнасморка, подъема температуры тела с дальнейшим развитием дыхательныхрасстройств. Хрипы, в отличие от предыдущих форм болезни, выслушиваются невсегда. В первые дни болезни дети беспокойны, возбуждены, срыгивают,  прибавляют в весе, в дальнейшем онистановятся бледными, вялыми, нарастает одышка, синюшность,учащение сердцебиения, приглушение тонов сердца. Симптомы и течение взависимости от возбудителя. При пневмониях, вызванных респираторно-синцшпиальнойинфекцией (вид вируса), часто встречается затруднение дыхания; приаденовирусной инфекции — конъюнктивит, насморк, влажный кашель, обильные хрипы;при гриппе — поражается нервная система. Прогноз зависит от тяжести состояния,наличия сопутствующих заболеваний. При адекватном лечении и отсутствии другойпатологии в течение 2-3 недель наступает улучшение состояния: уменьшаютсяпризнаки дыхательной недостаточности, восстанавливается аппетит, нормализуетсянервная система, но в некоторых случаях пневмония принимает затяжной характер.Наиболее часты такие осложнения, как отит, ателектазы легких (см. выше),развитие абсцессов (гнойных очагов), чаще в легких; скопление гноя и воздуха вгрудной клетке (пиопневмоторакс), расширение бронховс застоем в ни» мокроты и возникновением воспалительных процессов(бронхоэктазии). Включает тщательный уход за ребенком. Нельзя допускать егопереохлаждения и перегревания; следить за гигиеной кожи, часто менять положениетела, кормить только из рожка или через зонд. Прикладывать к груди разрешаюттолько при удовлетворительном состоянии, т.е. при исчезновении дыхательнойнедостаточности, интоксикации.
Обязательнопроводят антибиотикоте-рапию препаратами,действующими на разные группы микробной флоры (антибиотики широкого спектрадействия).
Назначаюттакже витаминотерапию (витамины С, Bi, 82, Вз, Вб, В15), горчичные и горячие обертывания 2 раза вдень, физиотерапию (СВЧ и электрофорез), переливания плазмы крови, применениеиммуноглобулинов.
Дети,переболевшие пневмонией, склонны к повторным заболеваниям, поэтому послевыписки следует проводить неоднократные курсы витаминотерапии, принимать биорегуляторы (экстракт элеутерококка, алоэ и др.) втечение 3-4 месяцев. Под диспансерным наблюдением ребенок находится в течение 1года.

         —  PAGE 10-
5.Значенияправильного дыхания
5.1 Ритмдыхания
         У детей дошкольного возраста дыха­ние,как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередованиевдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, топродолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а такжепри волнении частота дыха­тельных движений резко увеличивается. Лишь постепенноустанав­ливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ос­лабленнымздоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное инеправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и навсю жизнь, мешая про­дуктивности умственного и физического труда и ослабляяорганизм.
При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритмоб­легчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдохадыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многихдругих отделов мезга, а во время выдоха, на­оборот, возбудимость понижается вдыхательном центре и повы­шается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц исила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время вы­доха.Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и уси­ливается во времявыдоха. Этим объясняется, что человек на корот­кое время задерживает вдох,когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения,требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молото­бойца,гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хо­рошо слышимым
выдохом(«ух!»). Теперь понятно, почему работо­способность понижается и скореенаступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.
5.2 Носовое дыхание
Детей надо учить всегда, дышать через нос. Когдаребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормаль­ного ритма дыхания.Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щелиполости носа вдыхаемый воз­дух согревается, увлажняется и очищается от пыли имикробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруд­нено,например, при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов— разрастании лимфатических узлов, при­крывающих отверстия вносовую полость. Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: неред­корасстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, лег­ко возникаетутомление, появляются головные боли, а иногда за­держивается умственноеразвитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать еговрачу. При сильном разраста­нии
         —  PAGE 11-
аденоидових удаляют хирургическим путем, после чего состоя­ние ребенка значительноулучшается, физическое и умственное раз­витие быстро приходит к норме.
Заключение
         Каждый человек должен активнодобиваться, чтобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо сле­дить засостоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильногодыхания — это забота о развитии груд­ной клетки, что достигается соблюдениемправильной осанки, утрен­ней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычночеловек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.
Развитиюголосовых связок, гортани и легких ребенка способ­ствуют пение и декламация.Для правильной постановки голоса не­обходима свободная подвижность груднойклетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Неследует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях,а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнутьзаболевания голосовых связок, ды­хательных путей и легких. На состоянии органовдыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры.
         —  PAGE 12-
Список литературы
1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. -  «Анатомия, физиология и гигиена детейдошкольного возраста»     Просвещение,1969.
2. СапинМ.Р. и Брыксина З.Г.  -  «Анатомия и физиология детей иподростков»    Асадема2004
3. Покровский В.И.  - «Медицинская энциклопедия»  Москва   1992.
                                                       —  PAGE 13-
Содержание
Введение***************************************************  2стр.  
1.Органы дыхания****************************************** 3стр.
2.Дыхательные движения**********************************  3стр.
2.1 Покойное и глубокоедыхание ********************************  4стр
2.2 Жизненная емкость легких***********************************  5стр
2.3 Регуляция дыхания*****************************************  5стр
3.Развитие органов дыхания********************************  6стр
3.1 Становление легочного дыханияу новорожденного **************  6стр
3.2 Развитие органов дыханияв дошкольном возрасте *************** 7стр
4. Патологиядыхательной системы***********************    9стр
5.Значение правильного дыхания************************** 11стр
5.1 Ритм дыхания*********************************************  11стр
5.2 Носовое дыхание******************************************   11стр
Заключение  *********************************************** 12стр
 
Список литературы*******************************************  13стр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет на предприятии 4
Реферат Основы здорового образа жизни студента
Реферат Бухгалтерский учет основных средств 2
Реферат Бухгалтерский баланс 4
Реферат Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций на примере ГОУ ВПО ВолГУ
Реферат Бухгалтерский баланс основная форма бухгалтерской отчетности
Реферат Экологические проблемы Ладожского озера
Реферат Понятие композиции в музыкальном спектакле
Реферат Бухгалтерская отчетность и учетная политика на предприятии
Реферат Совершенствование технологии в заготовительных, обрабатывающих и сборочных цехах
Реферат Бухгалтерский учет прибылей и убытков 2
Реферат Бухгалтерский баланс его строение Типы изменений баланса под влияни
Реферат Бухгалтерский учет 31
Реферат Бухгалтерская отчетность организации 2
Реферат Бухгалтерский учет на малом предприятии