Министерствообразования республики Татарстан
Татарскийгосударственный гуманитарно-педагогический университет
Математическийфакультет
Кафедра«Теория и методики обучения математики»
Специальность:преподаватель математики
с доп.специальностью информатики в тш.
Курсовая работана тему:
«Использованиеинформационно-коммуникативных технологий при изучении темы «Показательнойфункции» в средней школе»
Научный руководитель: профессорЗакиров В.З.
Работу выполнил: студент 146 группы
Сафиуллин Р.Р.
Казань-2007
Содержание
I Введение
II Основная часть
Ø Внедрение ИКТ всовременное образование
Ø Использование ИКТпри изучении темы: «Показательная функция»
Ø Применениепрограммных обеспечений при срезе и контроля знаний по теме «Показательнаяфункция»
III Заключение.
Роль использованияинформационно-коммуникативных технологий в преподавании математики.
Введение.
Применение новыхинформационных и коммуникационных технологий в школьном образовании обсуждаетсяна страницах всех методических газет и журналов. Приэтом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применениякомпьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшиевозможности представления информации на компьютере позволяют изменять инеограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания,упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивностиурока; использование вариативного материала и различных режимов работыспособствует индивидуализации обучения. Таким образом, информационныетехнологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения,создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации ииндивидуализации обучения.
При анализецелесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать некоторыедидактические возможности компьютера:
Ø расширениевозможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно приисследовании и систематизации учебного материала;
Ø привитиенавыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственныхошибок;
Ø развитиепознавательных способностей учащихся;
Ø интегрированноеобучение предмету;
Ø развитиемотивации у учащихся.
При этом компьютер можетпредставлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественнонового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер;средство диагностики и контроля.
ВнедрениеИКТ в современное образование.
В настоящее времяпроисходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий впреподавание естественных учебных дисциплин. При этом наибольший эффектдостигается при использовании компьютеров в обучении решению стандартных задачразличного класса. Это объясняется тем, что в процессе обучения организуетсяактивный диалог компьютера с пользователем в удобном для него режиме. Обучаемомупредлагается задача для решения, тип и сложность которой он может выбратьсамостоятельно. При этом он может воспользоваться различными видами помощи.Если он не знает, как решать данную задачу, ему может быть продемонстрированоподробное, методически обоснованное решение данной задачи. После этогообучаемый может попытаться решить аналогичную задачу или перейти на болеепростой уровень решения задач.
Процесс информатизацииобразования затрагивает все сферы функционирования школы. Использование информационно-коммуникативныхтехнологий в школе позволяет существенно изменить профессиональную деятельностьвсех учеников образовательного процесса. Уровень применения средствинформационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности являетсяодним из важных показателей развития информационных компетенций педагога.
Проведение уроков сиспользованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Использованиемультимедиа, как правило, позволяет предоставить обучающимся больше возможностейдля самостоятельной и независимой работы, а также – гибко варьировать учебныеграфики. Несомненно, появляются новые обучающие методики, новая педагогика,новые инструменты и новые ресурсы, доступные учителю.
Уинформационно-коммуникативных технологий существует множество определений, ипочти все они сходятся на том, что эти технологии включает в себя текстовую,графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированномпредставлении, допускающую различные способы структурирования и представления.
Рассматриваяинформационно-коммуникативные технологии как средство обучения, в различныхакадемических контекстах мультимедийные продукты и услуги Интернета могутиспользоваться для выработки созидательных навыков и развития критическогомышления. ИКТ могут быть использованы для улучшения качества образования вотдельных предметных областях, в том числе в математике.
Индивидуализация процессаобучения.Использованиемультимедиа позволяет обучающимся самостоятельно работать над учебнымиматериалами и самостоятельно решать, как изучать материалы, в какойпоследовательности и как использовать интерактивные возможности программныхобеспечений, как реализовать совместную работу с другими членами учебнойгруппы. Таким образом, обучающиеся становятся активными участникамиобразовательного процесса.
Обучающиеся могут влиятьна свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальныеспособности и предпочтения. Они могут изучать именно тот материал, который ихинтересует, повторять материал столько раз, сколько им нужно, и это помогаетустранить многие препятствия их индивидуальному восприятию.
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий при изучении темы «Показательнаяфункция».
В настоящее времяразработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе иматематики. Не подменяя собой, учебник или другиеучебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическимифункциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в нихпредставлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной истаршей школы. Основную роль играет задачный материал, использование котороговарьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие иконтролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии,алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ учениксамостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнитьтеоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнениязаданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Онимогут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.
В своейпрактике преподаватель может использовать обучающих и контролирующих программ поотдельным темам курса математики для работы с учащимися, способнымидостаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне.Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером ипосле успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокогоуровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материалобязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группеучащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результатекоторого они заинтересованы. Также полезно применять обучающие программы в качестве тренажера прикоррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что учениксамостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме.Предъявляемые учебные задачи по степенитрудности, учащимся дается возможность запросить определенную формупомощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками,примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательногоотношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительнымипробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться вправильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем,получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой,ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь нанеобходимую помощь. Создается благоприятный психологический климат, так какученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания припомощи обучающей программы. Но это вовсе не понижает уровень принадлежностипреподавателя к проведению урока. Преподаватель на информационном уроке лишьперестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителеми помощником обучающихся в образовательном процессе. Обучающимсяпредоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстроменяющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальныхстратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активнымучастником учебного процесса. Но нельзя забывать и о верном методическомподходе при построении урока с использованием ИКТ. Так же как в обычном уроке,здесь также должны присутствовать цели и этапы урока.
Рассмотрим, какиевозможности предоставляет преподавателю математикиинформационно-коммуникативные технологии при изучении новой темы. Как правило,в настоящее время создание графики для многих педагогов намного сложнее, чемнаписать обычный учебный план. Так как, создание графики требует от педагогане только отличное знание темы, программы, но и хорошие знание и владениеинформационными технологиями. Это трудоемкий процесс, но «цель оправдываетсредства».
Обратим внимание, какможно построить урок изучения нового материала с применением ИКТ.
«Показательная функция»по программе математики МО РФ изучают в 11-м классе общеобразовательных школ. Дляпроведения урока, прежде всего, необходимо создать презентацию по теме.Создание презентации требует хорошо продуманный алгоритм. К примеру:
1. дать определение«Показательной функции»;
Ø решить упражненияна определение показательной функции;
2. показать егообласть определения и множество значений;
Ø решить упражненияна нахождение области определения и множества значений;
3. проверить начетность и нечетность;
Ø решить упражненияна исследование функции на четность или нечетность;
4. основываясь наранние знания, найти производную;
Ø решить упражненияна нахождение производной;
5. показатьпромежутки возрастания и убывания функции;
6. рассмотретьграфики показательной функции при различных α: (α>1, 0
Ø решить упражненияна соответствие функций и графиков;
7. показатьвычисление значений показательной функции;
Ø решить примеры навычисление приближенных значений корней.
8. срез и контрользнаний – тест.
Будет верно, если каждыйпункт сделать как отдельный слайд. Таким образом, можно будет добиться большенаглядности, что способствует хорошему восприятию и пониманию ученикомматериала.
Ниже представлена одна извариантов оформления презентации по теме «Показательная функция»:
Применениепрограммных обеспечений при срезе и контроля знаний по теме «Показательная функция»
В настоящее времяразработана компьютерная поддержка не только для обучения, но и в том числе дляконтроля знаний учащихся. При организации контроля знаний, умений и навыковучащихся также можно использовать тестирование с помощью компьютера. Тестовыйконтроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее,чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этотспособ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания всовременной системе обработке информации. Практически по любому разделуматематики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но этиготовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровняобученности класса. Поэтому будет полезно использовать программы-тестировщики,разработанный самим преподавателем, в котором можно было бы вопросы и ответылегко вносить и менять. Созданный в Excel тест “My Test” также дает возможность вносить вопросы и ответы именять их. В данном тесте задаваемые вопросы выбираются из большого их набора вслучайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д. В процессетестирования подсчитывается количество правильных ответов и по завершениитестирования ученику выставляется оценка на основе критерия для тестовыхтехнологий. Такой вид контроля позволяет за довольно короткое время урокапроверить уровень знаний, умений и навыков поочередно у группы учащихся класса,когда остальные ученики выполняют другой вид работы. На следующих урокахтестирование проходят другие учащиеся, так что к заключительному уроку по темепройти тестирование успевают все. У преподавателей с хорошимзнанием не только мультимедиа, информационных технологий, но ипрограммирования, есть возможность создать программу-тестировщик, учитывая ивнешний вид теста при помощи программы Delphi.
Рольиспользования информационно-коммуникативных технологий в преподаванииматематики.
В нашем обществеинформационные технологии в образовании играют все более существенное значение.Современный учебный процесс уже сложно представить без использованияэлектронных учебников, обучающих программ, тренажеров, лабораторных практикумови тестирующих программ.
Роль информационныхтехнологий в системе образования разделилась на два направления. На первоминформационные технологии являются инструментарием для решения отдельныхпедагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения.Что касается второго направления, то здесь информационные технологии занимаютболее активную роль и обеспечивают новые возможности. К основным преимуществамвторого направления можно отнести следующее:
· создаются условиядля самостоятельной проработки учебного материала (электронная поддержка СКР);
· возможностьработы с математическими и программными моделями изучаемых объектов;
· возможностьпоиска информации и более удобного доступа к ней, представление в мультимедийнойформе редких информационных материалов;
· возможностьавтоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений.
Из выше изложенногоследует, активная роль информационных технологий в образовании состоит в том,что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решенияопределенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики иметодики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Использованнаялитература
1. Гордон ЛевГригорьевич, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании(Москва Россия) «Информационные технологии в образовании для общества знаний:существует ли универсальный ключ?»
2. Грицык В.А. «Обактивной роли информационных технологий в учебном процессе»
3. Чеботарева Л.А.учитель математики и информатики высшей категории МОУ «Дубровская СОШБелгородского района Белгородской области» «Информационные технологии впреподавании математики»
4. Гуртовой А.В.НИИВО, Нелюбин С.В., Кремнев М.В., Строков А.В. МТУСИ, г.Москва «Новыекомпьютерные технологии в преподавании математики»
5. Полушина Л.А. МОУ«Специальная (коррекционная VIIIвида) школа №125 г.Йошкар-Олы» «Использование компьютера на уроках математики вкоррекционной школе VIII вида»
6. Ашмарин Э.Э. МОУСОШ №2 г.Невинномысска, учитель истории «От «Волшебного фонаря» к всемирнойсети Интернет»
7. Селевко Г.Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г.№8 С.140.
8. Колмогоров А.Н.«Алгебра и начала анализа» учебник для 10-11 кл. общеобр. учреждений.М.:Просвещение, 2001.-384 с.
9. Рязановский А.Р.«500 способов и методов решения задач по математике для школьников и посупающихв вузы».-М.: Дрофа, 2001.-480 с.
10. Смирнов О.А.«Математика» пособие для посупающих в вузы. «Эксмо»,2003г.