--PAGE_BREAK--
«Застывание» рынка труда в неравновесном состоянии связано с:
1) законодательным установлением минимума заработной платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума;
2) фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях;
3) незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из-за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.
Уровень безработицы различен в разных демографических группах. В частности, уровень безработицы среди молодежи значительно выше, чем в других возрастных группах.
Тенденция к увеличению естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде связана с:
1) увеличением доли молодежи в составе рабочей силы;
2) увеличением доли женщин в составе рабочей силы;
3) более частыми структурными сдвигами в экономике. Закон Оукена связывает колебания уровня безработицы сколебаниями ВНП:
Y – Y*
= -
b
(u-u*)
Y*
продолжение
--PAGE_BREAK--
где
Y
— фактический объем производства,
Y*
— потенциальный ВНП,
и
-
фактический уровень безработицы,
и* — естественный уровень безработицы,
b
— эмпирический коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы.
Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b%.
Коэффициент bустанавливается эмпирическим путем и различен в разных странах. Нередко его значения попадают в интервал от 2 до 3, что свидетельствует о значительных потерях ВНП, вызванных циклической безработицей.
Если фактический уровень безработицы не изменился по отношению к показателю предыдущего года, то темп роста реального ВНП составляет 3% в год. Этот темп обусловлен приростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом, при каждом увеличении уровня безработицы на один процент (по отношению к показателю прошлого года) темп роста реального ВНП снижается на 1%.
В условиях приближения к экономическому потенциалу возникает известная альтернатива между ростом занятости — с одной стороны, и ростом уровня инфляции — с другой. Увеличение занятости и снижение безработицы сопровождается ростом инфляции спроса, так как в экономике постоянно уменьшается объем неиспользованных ресурсов и расширять производство приходится за счет «переманивания» ресурсов от одной фирмы к другой, из одной отрасли в другую, путем повышения ставок заработной платы и цен на инвестиционные товары. Снижение уровня инфляции спроса может быть достигнуто только путем ограничения занятости и увеличения безработицы. Это означает, что в краткосрочном периоде между уровнями инфляции и безработицы обнаруживается обратная зависимость, определяемая как кривая Филлипса (Phillips curve).
В любой момент времени правительство, управляющее совокупными расходами, может выбрать на кривой Филлипса определенную комбинацию уровней инфляции и безработицы для краткосрочного временного интервала. Этот выбор зависит от ожидаемого темпа инфляции: чем выше ожидаемая инфляция, тем выше располагается кривая Филлипса. Выбор экономической политики в этом случае затрудняется, так как фактический уровень инфляции будет выше для любого уровня безработицы.
Потоки, запасы, утечки, инъекции в модели
макроэкономического кругооборота
Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, не исчерпывающа, не всеобъемлюща. Она не дает единственно правильных ответов, адресованных конкретным странам в конкретный период времени. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели. В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка — изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.
Обеспечиваемая с помощью моделей многовариантность способов разрешения экономических проблем позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики. Использование макроэкономических моделей дает возможность оптимизировать сочетания инструментов бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной и внешнеторговой политики, успешно координировать меры правительства и Центрального банка по управлению циклическими колебаниями экономики. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются модели, учитывающие динамику инфляционных ожиданий экономических агентов. Их использование в макроэкономическом прогнозировании позволяет снизить риск возникновения феномена неожиданной инфляции, которая оказывает наиболее разрушительное влияние на экономику, а также смягчить являющуюся одной из самых сложных в макроэкономике проблему недоверия к политике правительства и Центрального банка.
Такие обобщенные макроэкономические модели, как модель круговых потоков, AD-AS, крест Кейнса, IS-LM, кривые Филлипса, Лаффера, модель Солоу и т.д. представляют собой общий инструментарий макроэкономического анализа и не имеют какой-либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные формы функциональных зависимостей между Экономическими переменными в разных странах. Оценка любой макроэкономической модели должна даваться не по критерию ее сиюминутной «пригодности» или «непригодности» для экономики конкретной страны, а по критерию ее полезности в процессе познания экономической динамики и управления ее показателями.
Объективная трудность состоит в том, чтобы обеспечить достаточность предпосылок построения модели с точки зрения поставленной цели и избежать ошибочных выводов для макроэкономической политики. В то же время, модель может быть достаточно реалистичной, но слишком сложной, тогда как простота модели — одно из важнейших требований к ней с точки зрения возможностей ее использования в процессе исследования. Однако и чрезмерная упрощенность модели может привести к исключению из анализа существенных факторов, вследствие чего выводы окажутся неверными. Поэтому наиболее сложным моментом построения любой модели является определение круга факторов, существенных для макроэкономического анализа конкретной проблемы.
Наряду с классификацией экономических переменных, как эндогенных, так и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату — начало или конец года и т.д. Примерами запаса могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д.
Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно «течение» экономических процессов во времени: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала и т.д.
Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга; изменения запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год и т.д. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков.
В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков (или модель кругооборота ВНП, доходов и расходов). В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов -домашние хозяйства и фирмы — и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром.
Из схемы видно, что экономика является замкнутой системой, в которой доходы одних экономических агентов предстают как расходы других:
Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.
Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продукция» осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств. Это означает, что для закрытой экономики (т. е. без каких-либо связей с внешним миром) без государственного вмешательства величина общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.
В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется.
Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов — правительство и остальной мир — то указанное равенство нарушается, так как из потока «доходы-расходы» образуются «утечки» в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. «Утечки» — любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток «доходы-расходы» вливаются дополнительные средства в виде «инъекций» — инвестиции, государственные расходы и экспорт. «Инъекции» — любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.
Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениям фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.
Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровеньвыпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.
Основной вывод из модели круговых потоков: реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира совокупному объему производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. Причина и следствие меняются местами, и модель круговых потоков принимает вид кругооборота.
Рынок ресурсов
Расходы фирм на ресурсы
Доходы факторов производства
Инвестиционные средства Финансовые рынки
Чистый приток капитала(в случае,
.если импорт превосходит экспорт)
Государствен-
.ные займы
сбережения
Фирмы Налоги Правительство Налоги
Домашние хозяйства
Субсидии
Трансферт
Доходы фирм
Государствен
.ные закупки
.на потребление
Инвестиционные расходы
Рынок продуктов
расходы
импорт
экспорт
Внешний (остальной) мир
продолжение
--PAGE_BREAK--
Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то и совокупный объем занятости и выпуска падает, что снижает совокупные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важной задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса.
Подходы к разрешению этой задачи различны у представителей различных направлений макроэкономической теории. Представители кейнсианского направления предлагают осуществлять стабилизацию совокупных расходов с помощью изменения величин государственных расходов, налогов и денежного предложения. Монетаристы считают изменение денежной массы универсальным средством стабилизации экономики. В рамках неокейнсианского подхода разрабатываются концепции макроэкономического управления ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровней заработной платы и цен. В неоклассической модели рациональных ожиданий цены и заработная плата быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры и поэтому экономика быстро стабилизируется в обстановке доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального банка.
Модель
IS-LM
В модели AD-AS и модели Кейнсианского креста рыночная ставка процента является внешней (экзогенной) переменной и устанавливается на денежном рынке относительно независимо от равновесия товарного рынка. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую систему. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю (эндогенную) переменную, и ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товарном рынках.
Модель IS-LM (инвестиции- сбережения, предпочтение ликвидности — деньги) — модель товарно — денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.
Основные уравнения модели IS-LM:
1) Y=C+I+G+Xn
— основное макроэкономическое тождество.
2) C=a+b(Y-T)
— функция потребления, где T=Ta+tY.
3) l=e-dR
— функция инвестиций.
4) Xn=g-m'-Y~n-R
— функция чистого экспорта.
5) — = k-Y
-
h
•
R- функция спроса на деньги. Р
Внутренние переменные модели: Y (доход), С (потребление), / (инвестиции), Хп(чистый экспорт), R (ставка процента).
Внешние переменные модели: С (государственные расходы), ms (предложение денег), t (налоговая ставка).
Эмпирические коэффициенты (а, Ь, е, d, g,
т, п,
k, h) положительны и относительно стабильны.
В краткосрочном периоде, когда экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов, уровень цен Р фиксирован (предопределен), а величины ставки процента R и совокупного дохода Y подвижны. Поскольку Р = const, поскольку номинальные и реальные значения всех переменных совпадают.
В долгосрочном периоде, когда экономика находится в состоянии полной занятости ресурсов (Y=Y*), уровень цен Р подвижен. В этом случае переменная ms (предложение денег) является номинальной величиной, а все остальные переменные модели — реальными.
Кривая IS — кривая равновесия на товарном рынке. Онапредставляет собой геометрическое место точек, характеризующих все комбинации Y и R, которые одновременноудовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления,инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS отражает это равенство (Investment — Savings)
Аналогичные выводы могут быть получены с использованием модели Кейнсианского креста.
Уравнение кривой IS может быть получено путем подстановки уравнений 2, 3 и 4 в основное макроэкономическое тождество и его решения относительно R и Y.
Кривая IS является более пологой при условии, если:
1) чувствительность инвестиций (d) и чистого экспорта (п) к динамике ставки процента велика;
2) предельная склонность к потреблению (b
) велика;
3) предельная ставка налогообложения (t) невелика;
4) предельная склонность к импортированию (т’
) невелика;
Под влиянием увеличения государственных расходов G или снижения налогов Т кривая IS смещается вправо. Изменение налоговых ставок tизменяет также и угол ее наклона. В долгосрочной перспективе угол наклона IS также может быть изменен с помощью политики доходов, так как у высокообеспеченных семей предельная склонность к потреблению относительно ниже, чем у малообеспеченных. Остальные параметры (d, n ит') практически не подвержены воздействию макроэкономической политики и преимущественно являются внешними факторами, определяющими ее эффективность.
Кривая LM — кривая равновесия на денежная рынке. Она фиксирует все комбинации Yи R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным Банком величине денежного предложения Ms. Во всех точках кривойLM спрос на деныи ранен их предложению. Термин LM отражает это равенство (Liquidity Preference ~ Money Supply).
Рост дохода от У1 до У2 увеличивает спрос на деньги и, следовательно, повышает ставку процента от R1до R2, т.е.чем выше уровень дохода, тем выше ставка процента.
Уравнение кривой LM может быть получено путем решения уравнения 5 модели относительно Rи У. Уравнение кривой LM имеет вид:
R=
k
Y –
1
*
M
Относительно R
h
h
P
Y=
1
*
M
*
h
*R
Относительно Y
k
P
k
продолжение
--PAGE_BREAK--
Коэффициент h/k характеризует угол наклона кривой LM относительно оси У, который, аналогично углу наклона кривойIS, определяет сравнительную эффективность фискальной и монетарной политики.
Кривая LM является относительно пологой при условии, если:
1) чувствительность спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента велика;
2) чувствительность спроса на деньги к динамике ВНП невелика.
Увеличение предложения денег М s
или снижение уровня цен Р сдвигает кривую LM вправо.
Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS и LM.
При фиксированном уровне цен Р равновесное значение У будет единственным. Равновесное значение процентной ставкиR может быть найдено путем подстановки равновесного значения Y в уравнение IS или LM и решения его относительно R.
Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики.
Если госрасходы С увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход Y, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги MD, так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций Iи чистого экспорта Хn
. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.
Если бы не было вытеснения инвестиций и чистогоэкспорта, то увеличение Y из-за приращения госрасходов (илиснижения налогов) было бы равно (Y0Y2). Однако вследствиеэффекта вытеснения действительное увеличение Y составляеттолько (Y0Y).
Увеличение предложения денег позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения, но оказывает противоречивое воздействие на динамику чистого экспорта.
Увеличение денежной массы Ms сопровождается снижением процентных ставок R, так как ресурсы для кредитования расширяются и цена кредита снижается. Это способствует росту инвестиций I. В итоге совокупные расходы и доход У увеличиваются, вызывая рост потребления С. Динамика чистого экспорта Хп оказывается под влиянием двух противодействующих факторов: роста совокупного дохода Y, который сопровождается снижением чистого экспорта, и снижения ставки процента, которое сопровождается его ростом. Конкретное изменение величины Хп зависит от величин изменений К и Л, а также от значений предельной склонности к импортированию т'к коэффициента п.
Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики определяется в зависимости от:
а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента (коэффиценты d и п);
б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффицент h).
Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики определяется величиной эффекта вытеснения. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.
Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:
1) если инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к повышению процентных ставок на денежном рынке, то есть если коэффициенты чувствительности d и и относительно малы. В этом случае даже значительное увеличение R вызовет лишь небольшое вытеснение / и Хп, и поэтому общий прирост Y будет существенным. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой IS. Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение.
2) Если спрос на деньги высокочувствителен к повышению процентных ставок и достаточно незначительного увеличения R, чтобы уравновесить денежный рынок. Поскольку повышение R незначительно, то и эффект вытеснения будет относительно мал (даже при отноительно высоких коэффициентах чувствительности I и Хп к динамике R). Графически эта ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM. Наклон кривой IS имеет в данном случае второстепенное значение.
Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM. В этом случае эффект вытеснения очень мал, так как и повышение ставок процента очень незначительно, и коэффициенты d и п очень малы. Общий прирост У составляет величину (Y0Yi).
Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прироста выпуска.
Эффект вытеснения значителен, если:
1) инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике процентных ставок, то есть коэффициенты d и п очень велики. В этом случае даже незначительное увеличение R вызовет большое снижение I и Хп и поэтому общий пророст Y будет мал. Графически эта ситуация иллюстрируется относительно пологой кривой IS Наклон кривой LM в данном случае имеет второстепенное значение.
2) Спрос на деньги малочувствителен к динамике R. В этом случае для того, чтобы уравновесить денежный рынок, нужно очень значительное повышение R. Это вызывает очень сильный эффект вытеснения даже при относительно небольших коэффициентах d и п. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой LM. Наклон кривой IS в данном случае имеет второстепенное значение.
Стимулирующая фискальная политика оказывается наименее эффективной в случае сочетания относительно пологой IS и крутой LM. В этом случае прирост У очень мал, так как и повышение ставок процента очень велико, и коэффициенты d и nзначительны.
Относительная эффективность стимулирующей монетарной политики определяется величиной стимулирующего эффекта от увеличения денежной массы и снижения процентных ставок на динамику инвестиций и чистого экспорта. Этот стимулирующий эффект противоположен эффекту вытеснения.
Стимулирующая денежно-кредитная политика наиболее эффективна при сочетании относительно крутой LM и пологой IS. В этом случае и снижение процентных ставок весьма существенно и коэффициенты d и п значительны. Поэтому прирост Y, равный (YoYi), относительно велик.
Крутая IS означает, что даже при значительном снижении R инвестиции и чистый экспорт возрастут очень слабо, так как коэффициенты d и и очень малы. Поэтому общий прирост выпуска будет незначителен даже при большом увеличении денежного предложения и существенном снижении ставок процента
Монетарная политика наименее эффективна при одновременном сочетании крутой IS и пологой LM. В этом случае и R снижается незначительно, и реакция на это со стороны I и Хп очень слабая.
При однократном и неожиданном увеличении денежного предложения в коротком периоде снижаются и реальная, и номинальная ставки процента (хотя изменения номинальнойставки могут быть незначительными). В долгосрочном плане обе процентные ставки остаются неизменными.
Если имеют место длительные изменения темпов роста денежной массы, то в долгосрочном плане увеличивается номинальная ставка процента, «подталкиваемая» ростом уровня ожидаемой инфляции. Это не исключает, однако, краткосрочных понижений номинальной ставки из-за текущих мер денежно-кредитной политики. Ожидаемые темпы роста денежной массы, согласно уравнению Фишера, не оказывают на реальную ставку процента заметного воздействия.
И фискальная, и монетарная экспансия вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска, не способствуя росту экономического потенциала. Задача обеспечения долгосрочного экономического роста не может быть решена с помощью политики регулирования совокупного спроса. Стимулы к экономическому росту связаны с политикой в области совокупного предложения
Задачи и упражнения
1.2.1. функция потребления в экономике Бутании имеет вид С=60 + 0,9У, где С – объем потребления, У – размер дохода в распоряжении. Если объем инвестиционных затрат составляет 30 млрд.ден.ед., чему будет равняться равновесный объем производства?
Из Кейнсианской модели экономического равновесия
Y = C + S (доход равен потреблению + сбережения)
Т.к. из тождества сбережений и инвестиций
C + I = S + C следует, что инвестиции равны сбережениям (I = S), то
I = Y – C = Y – 60 – 0,9Y = 0,1Y – 60 или 30 млрд.ден.ед
30 = 0,1Y – 60
0,1Y = 90
Y = 900 (равновесный доход)
Т.к. равновесный объем производства должен быть равен потреблению, то
C = 60 + 0,9Y = 60+0,9*900 = 60 + 810 = 870 млрд.ден.ед
1.2.2. Рассчитайте темп инфляции при таких условиях: номинальный ВВП в первом году = 520 млн.ден.ед., во втором = 610 млн.ден.ед., а реальный ВВП в первом году = 500 млн.ден.ед., а во втором = 550 млн.ден.ед.
I1 =
ВВПН1
=
520
=1,04
ВВПР1
500
продолжение
--PAGE_BREAK--