Реферат по предмету "Маркетинг"


Тенденции развития розничного товарооборота в Российской Федерации в период с 1992 по 2000 год

Тенденцииразвития розничного товарооборота в Российской Федерации
в период с1992 по 2000 год

Для того, чтобырозничное торговое предприятие смогло успешно осуществлять свою деятельность попродвижению товаров, егоруководство должно знать общие тенденции и перспективы развития розничноготоварооборота РФ. Приэтом наиболший интерес представляет динамика товарооборота РФ в текущих исопоставимых ценах, егоструктура и распределение по формам собственности, доли импорта и экспорта в товарныхресурсах России, источникипотсупления товаров в организации розничной торговли РФ и качество товаров, поступающих напотребительский рынок нашей страны. Подробному рассмотрению этих показателей и посвящена настоящаячасть главы.
Торговля одной из первых приступила к рыночным преобразованиям. Сегодняуже можно говорить об их вполне определенных социально-экономическихпоследствиях, которые выразились в ликвидации товарораспределительной системы,упразднении торгов и трестов, смене форм собственности, создании слоя частныхпредпринимателей и конкурентной среды. Предприятия торговли получили полнуюправовую и хозяйственную самостоятельность, перешли на рыночную модельфункционирования. Свыше 40 тысяч из них уже приватизировано, в том числе болеетысячи – за 2000 год. Сегодня почти повсеместно видны положительные результатырыночных преобразований: широкий выбор предлагаемых товаров, отсутствиеажиотажного спроса и унизительных очередей. Cформировался слой собственников,способных умело и энергично хозяйствовать, обеспечивая высокий уровеньобслуживания населения.
Однако низкий уровень платежеспособности населения, резкий спадпроизводства и сохраняющаяся нестабильность товарного рынка сказывается на развитиирозничного товарооборота.
Динамика изменения розничного товарооборота в РФ за последние годыв фактически действовавших ценах приведена в таблице 5[7].
Таблица 5
Оборотрозничной торговли РФ, трлн.руб. (с 1998г. – млрд.руб.)
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
5,1
54
196
511
722
835
1020
1723
Из приведенных в таблице 5 данных можно сделать вывод о том, чтоимеет место непрерывный рост абсолютных величин товарооборота в РФ. Абсолютныйразмер прироста за 1993 год, по сравнению с 1992 годом, составил 48,9 трлн.руб.или 1049%, что на 786% больше абсолютного прироста в 1994 году, составившего263% или 142 трлн.руб. В 1995 году абсолютный размер прироста составил 315трлн.руб. или 160,7%. В 1996 году абсолютный размер прироста продолжает снижатьсяи составляет 211 трлн.руб. или всего лишь 41,3%, и еще большее снижение мыможем наблюдать в 1997 году: это 113 трлн.руб. или 15,7%. C 1998 годаабсолютный размер прироста розничного товарооборота РФ увеличивается: в 1998году он равен 185 млрд.руб. или 22,2%, а в 1999 году составил уже 703млрд.руб. или 68,9%.
Отразим распределение розничного товарооборота по структуре и его динамику(см. таблицу 6)[7].
Таблица 6
Динамикарозничного товарооборота РФ в сопоставимых ценах за 1995-1999 год *
Показатели
Годы
1995
1996
1997
1998
1998
 в %
1999
1999
 в %
Оборот розничной
торговли, трлн. руб. (с 1998г. – млрд. руб.)
в том числе:
511
722
835
1020
95
1723
82
Продовольственные товары
В % к итогу
237
46
324
45
382
46
479
47
96
829
48
83
Непродовольственные товары
В % к итогу
274
54
398
55
453
54
541
53
94
894
52
81
Из общего объема оборота розничной торговли:
–       оборот торгующих организаций
В % к итогу
–       продажа товаров на рынках
В % к итогу
357
69,8
154
30,2
506
70,1
216
29,9
588
70,5
247
29,5
705
69,1
315
30,9
1156
67,1
567
32,9
Товарные запасы в организациях розни-чной торговли на конец года
–       всего, трлн. руб. (c 1998 г. — млрд. руб.)
– в днях торговли
33,2
41
38,0
32
44,5
28
48,3
26
76,3
29
Издержки
обращения,
в % к обороту
9,16
10,29
8,82
10,10
Прибыль от реализации,
в % к обороту
2,7
1,1
1,2
1,5
Среднегодовая численность работников организаций розничной торговли, тыс. чел.
3109
3282
3019
2785
2565
* В 2000 году оборот розничной торговли РФв сопоставимых ценах составил 106,2%.
Как следует из данных таблицы 6, за последние годы(1995÷1999) в нашей стране отмечалась тенденция снижения общего объемарозничного товарооборота в сопоставимых ценах. И лишь в 2000 году объемрозничного товарооборота в сопоставимых ценах увеличился и составил 106,2%.
В 1999 году по сравнению с 1998 годом товарооборот в сопоставимыхценах уменьшился на 13%, а в 2000 году по сравнению с 1999 годом увеличился на24,2%.
За 1995÷1999 годы изменилась структура розничноготоварооборота: увеличилась с 46% в 1995 году до 48% в 1999 году доляпродовольственных товаров и соответственно уменьшилась с 54% до 52% долянепродовольственных. Это изменение говорит об ухудшении уровня жизни населения,которое стало вынуждено тратить меньше денег на промышленные товары за счетувеличения расходов на питание.
На фоне высокого уровня насыщенности товарами в предприятиях розничнойторговли повысилась товарообрачиваемость товарных запасов. Это сокращает времяпребывания товаров в торговле (товарные запасы уменьшились с 41 дня в 1995 годудо 29 дней в 1999 году) и обеспечивает уменьшение издержек обращения. Ростскорости обращения товаров связан прежде всего с увеличением долипродовольственных товаров в структуре товарооборота, а также с улучшениемснабжения предприятий товарами, что уменьшает необходимость создавать значительныетоварные запасы.
Устойчиво увеличивается объем прибыли от реализации в процентах кобороту (с 1,1% в 1996 году до 1,5% в 1997 году), что свидетельствует обувеличении эффективности функционирования торговых предприятий РФ.
C 1995 по 1999 год постоянно уменьшается оборот торгующихорганизаций в процентах от общего объема товарооборота (с 69,8% в 1995 году до67,1% в 1999 году) и соответственно увеличивается объем продаж товаров напродовольственных, вещевых и смешанных рынках (с 30,2% в 1995 году до 32,9% в1999 году), что также как и изменение структуры розничного товарооборота свидетельствуетоб ухудшении уровня жизни населения, вынужденного больше покупать товаров на рынках,где они стоят дешевле, чем в магазинах.
Рассмотрим распределение розничного товарооборота РФ по формам собственности(см. таблицу 7)[7].
Таблица 7
Распределениерозничного товарооборота РФ по формам собственности за 1995-1999 год
Годы
Всего
В том числе по формам собственности
Негосударственная
Частная (из состава не-государственной)
Государствен-ная
1995
трлн. руб.
в % к итогу
511
100
450
88
382
75
61
12
1996
трлн. руб.
в % к итогу
722
100
658
91
565
78
64
9
1997
трлн. руб.
в % к итогу
835
100
774
93
661
79
61
7
1998
млрд. руб.
в % к итогу
1020
100
963
94
840
82
57
6
1999
млрд. руб.
в % к итогу
1723
100
1637
95
1430
83
86
5
Из таблицы 7 видно, как менялась структура розничного товарооборотаРФ по формам собственности за период с 1995 по 1999 годы. Во-первых, отмечаетсяпостепенное снижение доли товарооборота, формирующегося в государственномсекторе торговли – с 12% в 1995 году до 5% в 1999 году. Во-вторых, постоянноувеличивается доля негосударственного сектора торговли – с 88% в 1995 году до95% в 1999 году. В составе же негосударственного сектора торговли доминируютчастные торговые организации, и их доля также постоянно растет – с 75% в 1995году до 83% в 1999 году.
Отражая структуру товарооборота, необходимо отметить изменение долиимпорта в товарных ресурсах (см. таблицу 8)[7].
Таблица 8
Доля импортав товарных ресурсах РФ (%) за 1992-1999 год
Показатели
Годы
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
1999 к 1992
Товарные ресурсы розничного това-рооборота собственного производства
77
71
52
46
48
51
52
64
-13
Поступления по импорту (включая официально нерегистрируемый импорт)
23
29
48
54
52
49
48
36
15
Из таблицы 8 видно, что наибольшая доля товарных запасов импортногопроизводства в розничном товарообороте РФ приходится на 1995-1996 годы. Этосвидетельствует о том, что в эти годы имел место наибольший спад отечественнойпромышленности. В последующие годы ситуация улучшается: доля отечественныхтоваров в розничном товарообороте РФ неуклонно возрастает, и уже в 1999 году ихдоля составила 64%, в то время как импортируется лишь 36%.
Важно также отразить источники поступления товаров в организации розничнойторговли РФ (см. таблицу 9)[7].
Таблица 9
Источникипоступления товаров в организации розничной торговли РФ (%) за 1995-1999 год
Показатели
Годы
1995
1996
1997
1998
1999
1999 к 1992
Всего поступило товаров
в том числе:
100
100
100
100
100
  – от предприятий-изготовителей
39
36
34
30
29
-10
  – от организаций оптовой и розничной торговли, посреднических фирм
45
48
47
50
50
5
  – от физических лиц
16
16
19
20
21
5
По данным таблицы 9 можно сделать вывод о том, что постоянно сокращаетсяколичество товаров, поступающих в розничную торговлю от самих предприятий-изготовителей(с 39% в 1995 году до 29% в 1999 году). В то же время стабильно увеличиваетсяколичество товаров, поступающих в организации розничной торговли от оптовых,посреднических фирм и индивидуальных предпринимателей. Это свидетельствует обусилении позиций оптовых и посреднических организаций в обеспечении розничнойторговли товарами, а также о том, что предприятия-изготовители сейчас восновном ориентируются на производство продукции, а для организации сбыта своейпродукции чаще привлекают посредников.
Большой интерес представляет также качество товаров, поступающих напотребительский рынок РФ (см. таблицу 10)[7].
Таблица 10
Количествозабракованных и сниженных в сортности от общего числа проинспектированныхтоваров, поступивших на потребительский рынок РФ (%) за 1992-1999 год
Товарные группы
Годы
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
1999 к 1992
Продовольственные товары
Мясо птицы
19
14
25
16
19
36
18
25
6
Колбасные изделия
9,6
11
20
15
17
21
20
22
12,4
Цельно-молочная продукция
5,5
5,7
12
11
12
13
13
17
11,5
Растительное масло
31
17
13
21
22
29
32
35
4
Яйца
28
26
29
19
11
23
28
40
12
Алкогольные напитки и пиво
Водка и
ликеро-водочные
изделия
12
26
30
26
28
45
22
16
4
Вино
25
23
31
39
37
17
21
20
-5
Коньяк
71
73
49
52
37
29
27
39
-32
Шампанское
38
14
22
15
11

Пиво
10
11
13
13
16
23
18
19
9
Непродовольственные товары
Швейные
изделия
19
23
36
44
37
37
37
44
25
Чулочно-носочные
изделия
40
31
29
34
48
35
31
45
5
Кожаная обувь
21
19
26
21
31
33
35
34
13
Радиоаппаратура
36
24
33
30
26
28
28
30
-6
Телевизоры и видео-магнитофоны
10
16
23
31
18
12
17
38
28
Из приведенной выше таблицы 10 видно, что качество товаров, поступающихна потребительский рынок РФ, достаточно низкое и имеет тенденцию к еще большемуснижению. Бракуется большая часть продовольственных товаров, среди них самоенизкое качество – у колбасных изделий и цельномолочной продукции. Такжеотбраковывается и снижается в сортности большой процент непродовольственныхтоваров, особенно низкое качество – у швейных изделий, обуви, телевизоров ивидеомагнитофонов. Улучшение качества наблюдается в основном в отношенииалкогольной продукции (вино, коньяк), что в первую очередь связано с усилениемконтроля со стороны государства за производством этой продукции. Также следуетотметить, что в 1999 году качество товаров достигло рекордно низких отметок запоследние несколько лет.
Подводя итог, можно сказать, что в то время как товарооборот РФнепрерывно растет в абсолютных величинах, он только в 2000 году сталувеличиваться в сопоставимых ценах, а до этого времени лишь уменьшался.Ухудшилась структура потребления: население тратит около половины своих доходовна продовольственные товары. Уровень доходов населения РФ остается низким,поэтому одна треть товаров приобретается покупателями на рынках, и имеется тенденцияк увеличению объемов продаж на рынках. Медленно уменьшается доля импорта втоварообороте, что свидетельствует о крайне медленном развитии отечественнойпромышленности. В настоящее время почти весь розничный товарооборот РФформируется в негосударственном секторе торговли. Качество товаров, поступающихна потребительский рынок РФ, достаточно низкое и имеет тенденцию к еще большемуснижению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие объекта и субъекта в управлении социальной работой
Реферат Психология джаза
Реферат Ипотечное кредитование в Соединенных Штатах Америки и его современные проблемы
Реферат Состояние фауны гидроидов Еремеевского порога Белого моря ранней весной
Реферат «Основные черты философии Платона»
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Сормовский по маршруту Евпатория Алжир
Реферат «Как научить детей сотрудничать?»
Реферат Физическая культура и развитие личности дошкольника
Реферат Гипертоническая болезнь: этиология, патогенез, диагностика и клиническая характеристика
Реферат Основы психометрии
Реферат Технопарки и технополисы в России, организационные формы инновационного менеджмента
Реферат Реализации генерального плана "Ост" на территории Белоруссии
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Днепр по маршруту Поти-Измир
Реферат Свет в обезбоженном мире Эстетическая концепция творчества Дамира Ишемгулова
Реферат Мировая экономика и международные валютно- кредитные отношения (шпаргалка)