--PAGE_BREAK--
==7,93
На основе собранных данных рассчитывается дисперсия, по формуле:
(2)
где — средняя стоимость покупки;
— размер покупки уi-го покупателя;
n – число опрошенных в пилотажном опросе.
Расчет предельной ошибки выборки осуществляется по формуле:
(3)
где — заданная в процентах предельная ошибка выборки, 5%.
Таким образом
Процедура выборки: Процедуру формирования выборки произведем случайно, по стратифицированному принципу, разделив целевую группу на взаимоисключающие подгруппы, сформированные по возрасту респондентов.Опрашиваются лица старше 18 лет (16 женщин, 14 мужчин), причем приоритет следует отдавать группам 26-45. Однако необходимо, чтобы были опрошены все возрастные группы, заявленные анкетой.
1.3 Сбор информации
Сбор информации от респондентов производился путем личного интервью с заданной структурой, то есть вопросы составлены и предложены в виде анкеты. Пилотный опрос был проведен среди жителей г.Самары в октябре-ноябре 2010 года. В опросе принимало участие 30 человек, относящихся к разным подгруппам целевой группы. Полученная информация в совокупности отражает мнение большинства предполагаемых потребителей разрабатываемого товара.
Преимуществом данного вида опроса является высокая надежность и точность результатов, что позволяет добиться одинаковая для всех формулировка вопросов, что также дает возможность быстрой обработки полученных данных путем кодировки ответов в анкете, а также самый высокий процент возврата анкеты по сравнению с другими способами исследования.
1.4 Анализ собранных данных
Следующий этап маркетингового исследования ― извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Для этого сведём полученные данные в таблицы и проанализируем их, используя метод страт, а именно отдельно представим итоги для респондентов, попадающих в различные подгруппы по уровню дохода и возрасту. Для ввода данных в таблицу используем кодировку ответов в анкете. Для этого каждому варианту ответа задается свой номер.
На первый вопрос анкеты: «Приходится ли Вам пользоваться средствами по уходу за собакой?» — варианту ответа «да» присваивается номер 1.1, варианту ответа “нет” -1.2.
На второй вопрос анкеты: «Если Вы ответили «Да» на первый вопрос, то укажите какие», — варианту ответа «щетка или специальная перчатка для чистки шерстного покрова» присваивается номер 2.1, варианту «шампунь в флаконах» – 2.2, варианту «спиреи для ухода за шерстью» – 2.3, и т.д.
Для обработки данных, собранных с помощью шкальных вопросов, необходимо пронумеровать оцениваемые параметры, задать шаг и минимальное и максимальное значение шкалы. В третьем вопросе минимальное значение шкалы будет равно 1 (неудовлетворительно), максимальное – 5 (отлично), шаг составит 1. В этом вопросе характеристике «Простота чистки, мытья» присваивается код 3.1, характеристике «Подвижность, степень загрязнения» – 3.2, характеристике «Количество чисток» – 3.3, характеристике «Водоотталкивающие свойства шерсти» – 3.4, «Чистота шерсти после гуляния» – 3.5.
Аналогично кодируем соответствующие характеристики и в пятом вопросе. Для обработки шкального вопроса мы выбираем диапазон значений от 0 до 5:
· совершенно не важно – 1
· не очень важно -2
· неважно — 3
· важно- 4
· достаточно важно — 5
· исключительно важно — 6
На четвертый вопрос каждый респондент предлагает свой вариант ответа. В вопросе «Укажите приблизительно, какую сумму Вы тратите на средства по уходу за собакой в месяц?» выделим 3 группы возможных интервалов, каждому из которых присвоим значение «менее 300 рублей» – 1, «от 300 до 700 рублей» – 2, «свыше 700 рублей» – 3
В пятом вопросе: «Укажите степень согласия или несогласия», — утверждению «Чистая собака – это незаменимый «атрибут» благоприятного имиджа каждого человека» присваиваем номер 6.1, утверждению«Уход за собакой при неблагоприятных погодных условиях продлевает чистоту и порядок в помещении» – 6.2 Минимальное значение оцениваемого параметра составит 1 (решительно не согласен), максимальное – 5 (решительно согласен), шаг возьмем равным единице.
Далее, в личных вопросах каждой предложенной характеристике присваиваем численное значение:
- Возраст: 18-25 – 7.а.1; 26-45 – 7.а.2; старше 45 – 7.а.3.
- Пол: Мужской – 7.б.1; Женский – 7.б.2
- Род занятий: безработный – 7.в.1; студент (учащийся) – 7.в.2; служащий – 7.в.3; руководитель – 7.в.4;
- Сумма среднемесячного дохода: менее 15 тыс.руб. – 7.г.1; 15-30тыс.руб. – 7.г.2; свыше 30тыс.руб. – 7.г.3
Ответы респондентов в закодированной форме представлены в таблице 1 и таблице 2 в Приложении к данному исследованию.
1.5 Представление результатов маркетингового исследования
Проанализировав данные, собранные в таблицу результатов, можно сделать вывод о качественном составе выборки, о предпочтительных характеристиках автоматической переносной мини-душевой для мытья собак для каждой группы потребителей.
Исследование показало, что непременным уход за собакой считаю 90% опрошенных, что отражает целесообразность разработки автоматической переносной мини-душевой для мытья собак. Из них 54 % – женщины, и 46% – мужчины. Распределение респондентов по возрасту составило: от 18 до 25 лет – 30%, 26-45 – 50%, старше 45 – 20% (таблица 1).
Таблица 1 – Распределение респондентов по полу и возрасту
В данном исследовании было необходимо выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются потребители, поэтому в 3 вопросе анкеты мы просим оценить внешний вид питомца респондента на данный момент. Средние баллы по каждой характеристике представлены в таблице 2 и на рисунке 1 и ранжированы в соответствии с возрастной группой.
Таблица 2 – Оценка респондентами характеристик питомца
Возрастная группа
Оценка характеристик питомцев респондентов
Кол-во человек в группе
Простота чистки, мытья
Подвижность, степень загрязнения
Кол-во чисток
Водоотталкивающие свойства шерсти
Чистота шерсти после гуляния
18-25 лет
2,4
3,43
2,1
2,56
1,97
9
26-45 лет
2,17
4,1
3
3,1
3,2
15
Более 45 лет
3,23
2,47
3,7
4,14
2,13
6
Средний балл
2,6
3,46
2,93
3,26
2,43
30
Рисунок 1 — Средняя Оценка респондентами характеристик питомца
Согласно ответам на второй вопрос анкеты – на первом месте среди средств по уходу за собакой находятся щетка или специальная перчатка для чистки шерстного покрова (ими пользуются 90% респондентов). Из них 70% дополнительно используют специальный шампунь, 20% — помимо шампуня используют спиреи. Около 37% опрошенных, применяя шампунь или спиреи, приобретают также очищающие эмульсии. Эти данные будут необходимы при техническом проектировании автоматической переносной мини-душевой для мытья собак.
Рисунок 2 – Средства по уходу за собакой, используемые респондентами
Анализ ответов респондентов на следующий вопрос представляют наибольший интерес для исследования, так как дает информацию о важных характеристиках товара с точки зрения потребителя. Например, данные по степени важности такой характеристики как качество и срок службы представим в таблицах 3, а полученные результаты изобразим в виде диаграммы на рисунке 3.
Таблица 3 — Соотношение степени важности качества и срока службы товара
Степень важности качества и срока службы товара
Возраст
Общее кол-во ответивших
18-25 лет
26-45 лет
более 45 лет
Очень важно
6
5
11
Достаточно важно
3
6
5
14
Важно
1
1
2
Неважно
2
2
Не очень важно
1
1
Совершенно не важно
Итого (кол-во человек)
6
13
11
30
Рисунок 3 – Степень важности качества и срока службы товара
Соотношения степени важности по другим характеристикам также представлены в таблицах. В целях наилучшего представления результатов далее приведем лишь рисунки построенных диаграмм.
Рисунок 4 – Степень важности простоты использования товара
Рисунок 5 – Степень важности цены товара
Рисунок 6 – Степень важности наличия дополнительных функций у товара
Рисунок 7 – Степень важности габаритов (размеров) товара
Рисунок 8 – Степень важности дизайна товара
Выяснилось, что наиболее важной характеристикой оказалось качество. Причем, для респондентов в возрасте от 26 до 45 лет качество и срок службы, цена, простота эксплуатации имеют большее значение, чем для тех, чей возраст меньше 25 лет. Для последних наиболее важны – габариты, простота в эксплуатации и дизайн. Наименее важной характеристикой оказалось наличие дополнительных функций у товара. Эту информацию будем использовать также в пункте «Выявление значимых характеристик товара для потребителя».
Ответы на открытый вопрос дают информацию о том, сколько потребитель в среднем тратит на уход за своей собакой.
Таблица 4 — Соотношение затрат на уход за собакой для различных социальных групп
Род занятий
Затраты на средства по уходу за собакой в месяц
Кол-во человек в группе
менее 300 руб.
300-700 руб.
Свыше 700 руб.
Кол-во чел.
%
Кол-во чел.
%
Кол-во чел.
%
Безработный
3
100
3
Студент (учащийся)
2
22,2
6
66,8
1
11
9
Служащий
7
58,4
5
41,6
12
Руководитель
2
33,3
4
66,7
6
ИТОГО
5
17
15
50
10
33
30
Рисунок 9 – Соотношение респондентов по затратам на средства по уходу за собакой в месяц
Сведения о доходах респондентов также сведем в таблицу, ранжируя данные по возрастным группам, и представим в виде сводной таблицы 9.
Таблица 5 – Ежемесячный доход респондента на одного члена семьи
Уровень дохода
Возрастные группы
18-25 лет
26-45 лет
Более 45 лет
менее 15 тыс.руб.
40%
18%
17%
15-30 тыс.руб.
50%
65%
50%
более 30 тыс.руб.
10%
17%
33%
ИТОГО
100%
продолжение
--PAGE_BREAK--
Анализируя данные, полученные в ходе опроса относительно ежемесячного дохода и затрат на средства по уходу за собакой, можно сделать вывод, что большинство респондентов во всех возрастных группах получают доход в размере 15-30 тыс. рублей. Причем большая часть студентов (66,8) и служащих (58,4%) может потратить в месяц от 300 до 700 рублей на средства по уходу за собакой, в то время как респонденты (33%), занимающие руководящие должности и имеющие высокий доход, тратят свыше 700 рублей (66,7% от всего числа руководителей).
В ходе анкетирования в шестом вопросе респондентам были предложены 2 утверждения. Ранжируем степень согласия с утверждением №1 – «Чистая и ухоженная собака – это незаменимый «атрибут» благоприятного имиджа каждого человека» по роду занятий респондентов (таблица 6). Аналогично представим данные по утверждению №2 – «Уход за собакой при неблагоприятных погодных условиях продлевает чистоту и порядок в помещении» (таблица 7).
Таблица 6
Степень согласия с утверждением №1
Род занятий респондентов
Общее кол-во ответивших
Безработный
Студент
Служащий
Руководитель
Решительно согласен
4
4
6
14
Согласен
2
5
5
11
Не могу сказать
2
1
3
Не согласен
1
1
Решительно не согласен
1
1
Таблица 7
Степень согласия с утверждением №2
Род занятий респондентов
Общее кол-во ответивших
Безработный
Студент
Служащий
Руководитель
Решительно согласен
1
3
5
5
14
Согласен
1
2
8
4
14
Не могу сказать
1
1
2
Не согласен
Решительно не согласен
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Сегментация рынка
Сегментация рынка — основной метод маркетинга, с помощью которого предприятие делит его с учётом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты потребителей. Она осуществляется для последующего выделения целевых сегментов, требующих разного подхода в стратегии разработки новых видов продукции, организации товародвижения, рекламы и стимулирования сбыта. Сегментация может иметь преимущества и недостатки, однако обойтись без нее невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определенным сегментам рынка, но не всему рынку. В качестве вводного слова уместно вспомнить закон Парето («закон 80:20»), согласно которому только 20% покупателей приносят фирме 80% дохода, представляя собой обобщенную группу целевых клиентов фирмы. На них фирма и ориентирует свои продукты («стрельба по целям»). Такая стратегия рыночной деятельности представляется более эффективной. По сути дела, это и является сегментацией рынка.
Стратегия сегментации рынка позволяет предприятию, учитывая свои сильные и слабые стороны при выборе методов маркетинга, выбрать те из них, которые обеспечат концентрацию ресурсов именно в тех сферах деятельности, где предприятие имеет максимальные преимущества или, по крайней мере, минимальные недостатки.
При выделении сегментов и выборе целевого из них следует всегда учитывать масштаб рынка и складывающиеся тенденции на нем.
Основными условиями эффективной сегментации являются:
· измеримость сегмента (возможность измерить характеристики и границы);
· доступность (возможность использовать имеющийся канал товародвижения и приемлемые для фирмы методы продвижения товара);
· выгодность (большая емкость сегмента на длительную перспективу).
.
Требования для эффективности сегментации.
Без сомнения, существует много способов сегментации рынка, — но не все из них эффективны. Например, потребители столовой соли могут быть разделены на брюнетов и блондинов. Но цвет волос никак не влияет на объем спроса на соль. Следовательно, если потребители приобретают соль каждый месяц, по одинаковой цене и, предположительно, одинакового качества, сегментация этого рынка не принесет ощутимой выгоды. Чтобы быть полезными, рыночные сегменты должны удовлетворять следующим характеристикам:
• Изменяемость — степень, с которой размер и покупательная способность рынка может быть измерена. Например, практически невозможно определить количество левшей — ни в каких статистических сборниках это не указано. Обычны информационные базы компаний не содержат подобных указателей также.
• Доступность — степень, с которой рынка можно достичь и обеспечить необходимым количеством продуктов.
• Реальность — степень прибыльности и размера сегмента. Фирма должна ориентировать свою маркетинговую стратегию на самую большую гомогенную группу потребителей, — например, производитель никогда не будет делать автомобиль для людей, чей рост ниже 1,20 м. — только на заказ.
• Действенность — степень, с которой эффективная маркетинговая программа может быть использована для привлечения потребителей. Например, маленький самолет может удовлетворять 7 рыночных сегментов, но у директора компании не хватает способностей и возможностей добиться успеха на всех рыночных секторах.
2.1 Параметры и методы сегментации потребительского рынка
Можно выделить некоторые «базовые» методы сегментирования.
Важнейшим из них является кластерный анализ потребителей (таксономия). Кластеры потребителей формируются объединением в группу тех, кто дает сходные ответы на заданные вопросы. Покупатели могут быть объединены в кластер, если они имеют сходный возраст, доход, привычки и т.п. Сходство между покупателями основывается на разных измерителях, но часто в качестве меры сходства используется взвешенная сумма квадрата различий между ответами покупателей на вопрос.
Вообще, в мировой практике используются 2 принципиальных подхода к маркетинговому сегментированию:
В рамках первого метода. именуемого «а рriory» предварительно известны признаки сегментирования, численность сегментов, их количество, характеристики, карта интересов. То есть подразумевается, что сегментные группы в данном методе уже сформированы. Метод «а рriory» используют в тех случаях, когда сегментирование не является частью текущего исследования, а служит вспомогательным базисом при решении других маркетинговых задач. Иногда этот метод применяют при очень четкой определенности сегментов рынка, когда вариантность сегментов рынка не высока. «A priory» допустим и при формировании нового продукта, ориентированного на известный сегмент рынка.
В рамках второго метода, именуемого «post hoc» (cluster based) подразумевается неопределенность признаков сегментирования и сущности самих сегментов. Исследователь предварительно выбирает ряд интерактивных по отношению к респонденту (метод подразумевает проведение опроса) переменных и далее в зависимости от высказанного отношения к определенной группе переменных, респонденты относятся к соответствующему сегменту. При этом карта интересов, выявленная в процессе последующего анализа, рассматривается как вторичная. Этот метод применяют при сегментировании потребительских рынков, сегментная структура которых не определена в отношении продаваемого продукта.
Наиболее распространенными параметрами выделения целевого сегмента являются следующие:
1. Размеры (емкость) сегмента.
2. Доступность сегмента для предприятия.
3. Перспективность сегмента.
4. Прибыльность или рентабельность сегмента.
5. Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов и защищенность сегмента от конкуренции;
6. Эффективность работы на выбранном сегменте рынка;
7. Соответствие выбранного сегмента миссии и целям компании.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Выявление значимых характеристик товара
Связь характеристик товара и их значимости с предпочтениями и поведением потребителя анализируется в маркетинге уже более сорока лет, но вопросы остаются не только в плане возможностей прикладного ее исследования, но и на уровне общих методических подходов.
В предыдущей главе мы отобразили результаты исследования, и теперь можем выявить наиболее важные характеристики нашего продукта с точки зрения потребителя. Расположим предпочтения в виде таблицы, учитывая полреспондента:
Таблица 1 – Важность характеристик продукта
Возраст
Сумма
18-25
26-45
Более 45
Муж.
Жен.
Муж.
Жен.
Муж.
Жен.
Дизайн
5,2
4,6
4
2,6
3,1
3,5
23
Простота использования
5,5
5
5,4
6
5,8
5,3
33
Цена
5
5,3
4,6
6
4
5,2
30,1
Качество и срок службы продукта
4,6
5
4,9
6
6
4,5
31
Наличие дополнительных функций
4
3,8
3,1
4
3
4,1
22
Габаратиты
5,4
6
4,1
5,6
3,8
5,2
30,1
Важность характеристик автоматической переносной мини-душевой для мытья собак с позиции мужчин:
1. простота использования
2. качество и срок службы
3. цена
4. габариты аппарата
5. дизайн
6. наличие дополнительных функций
Важность характеристик автоматической переносной мини-душевой для мытья собак с позиции женщин:
1. качество и срок службы
2. цена
3. простота использования
4. габариты аппарата
5. наличие дополнительных функций
6. дизайн
Выяснилось, что наиболее важной характеристикой оказалось простота использования и качество Они достаточно важна для мужчин и женщин в возрасте от 18 до 45 лет.
Цена и габариты товара имеют равную степень значимости, причем наиболее важны для женской половины опрошенных в возрасте от 18 до 45 лет. Мужчины наиболее склонны к учету цены в возрасте 18- 25 лет. Следует учесть данные факты при разработке комплекса маркетинга для продукта.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Выделение сегментов и выбор целевого рынка
Следующим этапом является выделение сегментов рынка. Сегменты рынка могут выделяться на основе географических, демографических, психографических и поведенческих характеристик.
Для определения сегментов рынка в данном исследовании воспользуемся демографическими критериями: возраст и уровень дохода. Демографические переменные — самые популярные факторы, служащие основой для различения групп потребителей. Одна из причин подобной популярности состоит в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто тесно связаны как раз с демографическими признаками.
Проанализировав приоритеты потребителей в зависимости от возраста в предыдущих пунктах курсовой работы, а, также основываясь на данных о ежемесячных доходах респондентов приходящихся на одного члена семьи, выберем целевой рынок, на который и будет рассчитан наш товар.
В силу того, что большинство респондентов во всех возрастных группах получают доход в размере 15-30 тыс. руб., мы не будем рассматривать группу с низким доходом. Большая часть студентов и служащих может потратить в месяц от 300 до 700 рублей на средства по уходу за питомцем, в то время как респонденты, занимающие руководящие должности и имеющие высокий доход, тратят свыше 700 рублей.Таким образом, целесообразно ориентироваться на 2 социальные группы – служащие и руководители.
Итак, в качестве целевого сегмента рынка мы выбираем респондентов в возрасте от 18-45 лет с уровнем дохода от 15 тыс. и более, среди которых большинство – служащие и руководители, т.к. этот сегмент заинтересован в ключевых функциях нашего товара и способен приобрести его без особых финансовых затруднений.
3.
Разработка комплекса маркетинга для нового продукта 3.1 Разработка и обоснование товарной политики фирмы 3.1.1 Описание товара
Автоматической переносной мини-душевой для мытья собак «AquaDog» производства ОАО «Астра» — это компактный аппарат, призванный сделать уход за собакой простой и быстрой процедурой. Небольшие и легкие душевая для мытья собак идеально подходят для использования, как в домашних условиях, на даче, в дороге, так и в ветучреждениях.
Такая мини-душевая представляет собой автоматический аппарат, чем-то напоминающий керхер но оборудованный брезентовым резервуаром для мытья, мини резервуар для чистой воды, емкостью с очищающей эмульсией (шампунем и т.п.), легко снимающимся резиновым ковриком, набор щеток, креплениями-фиксаторами, мини сушилкой (напоминающий фен). Емкости с нужным шампунем и очищающей эмульсией заполняются в ручную в зависимости от вида шерсти. Мини-душевая оснащена переключателем и имеет 3 режима работы в зависимости – размера собаки, степени загрязненности, структуры ворса. Включение мини-душевой, работающей от электропривода, очень удобно - выключатель достаточно нажать ногой, и машинка будет работать. В щетках «AquaDog» применяется исключительно натуральное волокно, и даже при частом использовании они не травмируют животное…
Наряду с электробезопасностью и высокой степенью защиты электрооборудования в изделиях «AquaDog» используются специально разработанные двигатели, которые удовлетворяют всем требованиям техники безопасности.
3.1.2 Ассортиментная политика
Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен. Ассортимент обладает следующими характеристиками:
· ширина,
· глубина,
· длина.
Ширина ассортимента – показатель предлагаемых организацией ассортиментных групп. Длина ассортимента показывает общее количество товарных единиц. Глубина ассортимента определяет, в каком количестве различных вариантов предлагается товар из ассортиментного ряда.
Автоматическая переносная мини-душевая для мытья собак – это товар длительного пользования. Мини-душевые будут отличаться по габаритам и дизайну корпуса:
· Автоматическая переносная мини-душевая для мытья собак «AquaDog» -Комфорт в домашних условиях, в ветучреждениях и питомниках, отличающаяся изящностью формы. Обеспечивает качественную чистку и уход и, благодаря своей компактности, вписывается в любые размеры жилья.
· Автоматическая переносная мини-душевая для мытья собак «AquaDog»-Универсал, разработана для использования на даче и в дороге.
Каждая из представленных моделей будет выпускаться в различных цветовых гаммах. Таким образом, ширина ассортимента равна 1, глубина и длина совпадают и равны 2.
3.1.3 Торговая марка
ОАО “Астра” до принятия решения о расширении своего ассортимента и выпуске нового товара существовала на рынке бытовой техники. Производственное предприятие выпускает свою продукцию под маркой производителя “AquaLine”. Суть данной торговой марки определяет ее ценность и уникальность. Товарный знак “AquaLine” является простым, выразительным, легко запоминающимся элементом, символикой компании. Логотип ассоциируется с водой – символом чистоты и спокойствия.
Рисунок 4 — Графическое изображение товарного знака
Торговая марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, идентифицирующие товары или услуги одного или нескольких производителей либо продавцов, и отличающие их от конкурирующих товаров и услуг.
Товарный знак — юридически узаконенное обозначение исключительного права компании на использование торговой марки.
В данной курсовой работе в качестве товарной марки описывается «AquaLine».
Специфические черты торговой марки позволяют определить ее основные функции:
· информационно-напоминающая функция: пропаганда и реклама товарного знака; облегчение выбора покупателю;
· престижная: статус товара, гарантия качества, доверие покупателей, удовлетворение покупателей;
· барьерная: зашита от подделок; затруднение проникновения на рынок товаров-конкурентов;
· экономическая функция: дополнительная стоимость в цене товара; дополнительная стоимость фирмы и её акций.
Учитывая столь большое значение товарного знака, при разработке к нему предъявляется целый ряд достаточно жестких требований. Поскольку учет слишком большого количества факторов затрудняет работу дизайнера, на первом этапе следует руководствоваться четырьмя основными принципами, которые должны соблюдаться неукоснительно:
1. Простота,
2. Индивидуальность,
3. Привлекательность,
4. Охраноспособность.
Если какое–либо из этих требований не выполняется, знак обречен на неудачу. Выбранный товарный знак содержит большинство требований к созданию правильного торгового знака: легко запоминается, не содержит ограничений, связанных с требованиями закона и регулирующих органов, не имеет двусмысленных толкований.
3.1.4 Упаковка
Упаковка является одним из важнейших элементов маркетинговой коммуникации – процесса передачи информации о товаре целевой аудитории. Профессионально разработанная, она способствует достижению значительной части целей коммуникативной программы.
Упаковка Автоматической переносной мини-душевой для мытья собак «AquaDog» будет представлять собой картонную коробку различных размеров, в зависимости от типа — размеры 53х76х48 см для «AquaDog»-Универсал и 53x61x46 мм для «AquaDog»-Комфорт. Мини-душ будет упакован в защитную пленку во избежание царапин и других повреждений, а также будет помещена в пенопластовое вложение коробки, это также предотвратит повреждения при транспортировке.
Дизайн коробки: фон белого цвета надписью «Автоматическая переносная мини-душевая для мытья собак «AquaDog»», также указана торговая марка и товарный знак и изображением прибора. На нижней части коробки нарисованы все возможные дизайны продукта. По бокам: характеристика, все возможные дизайны продукта и информация о производителе.
Данная упаковка выполняет:
· защитную,
· транспортировочную,
· информативную,
· имиджевую функции.
Первичная функция упаковки – защитная и транспортировочная: предохранять содержимое от воздействия внешней среды, что в нашем случае обеспечивается пленкой, и пенопластовым вложением.
Другая важнейшая функция упаковки – информационная: сообщать о своем содержимом. Данную функцию в нашем случае выполняет картонная упаковка, на которой изображен товар, описано его назначение, указана вся информация о производителе.
Имиджевая функция призвана влиять на психику потребителей таким образом, чтобы покупатель осуществил выбор именно конкретного продукта, то есть, упаковка должна формировать образ, позитивно воспринимающийся покупателем.
Автоматическая переносная
мини-душевая для
мытья собак «AquaDog»
Рисунок 5 – Упаковка
автоматической
переносной мини-душевой для мытья собак
«
AquaDog
»
3.1.5. Выбор критериев позиционирования
Позиционирование — это действия, направленные на формирование восприятия потребителями данного товара относительно товаров-конкурентов по тем преимуществам и выгодам, которые они могут получить.
В ходе анализа анкет респондентов было выявлено, что основная целевая аудитория – это люди, со средним и высоким достатком, для которых важны качественные характеристики продукта, которые помогают уменьшить количество стрессовых ситуаций.
Таким образом, можно выделить следующие критерии позиционирования:
· доступность товара, соотношение цена/качество; · уникальность продукта; · критерий потребительских преимуществ: проста и удобство в эксплуатации.
3.1.6. Сервис и гарантии
На все аппараты «AquaDog» предоставляется гарантия 1 год. В случае поломки оборудования потребитель обращается по телефону сервисного центра ОАО «Астра» г. Самара и дает информацию о типе неисправности. Со слов покупателя специалисты определяют, какой блок вышел из строя, и высылается новый блок. Замена сломанного блока производится самостоятельно, так как автомат собирается по принципу конструктора и замена блока займет максимум 10-30 минут времени.
Стоимость комплектующих и транспортные расходы в гарантийный период оплачивает производитель. Предоставляются скидки.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Разработка и обоснование ценовой политики фирмы
Ценовая политика– это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.
3.2.1 Анализ факторов ценообразования
Проведем анализ факторов ценообразования:
1.Эластичность спроса высокая;
2. Спрос должен быть достаточно высоко неограничен из-за относительно невысокой цены для выбранных сегментов;
3. Сегментация потребителей по степени чувствительности к цене: большую часть составляют покупатели для которых важнейшим показателем является качество продукта, второй сегмент, меньший по объему — это для которых первоочередную роль при покупке играет ориентирующиеся на соотношение цена/качество;
4. Прямых конкурентов нет, однако есть товары-субституты, например классические средства по уходу за собакой – щетки, губки, шампуни, спреи, эмульсии;
5. Товар не имеет аналогов на рынке, соответственно для него на рынке устанавливается монополия до тех пор, пока не возникнут товары-конкуренты;
6. Стадия жизненного цикла товара - внедрение. На этом этапе ожидаются следующие характеристики: небольшие продажи, высокие издержки, отсутствие прибыли; образ потребителей – любители всего нового.
Цель маркетинга на этом этапе – информирование потребителей о товаре.
3.2.2 Выбор стратегии и метода ценообразования
Выбор компанией стратегии ценообразования зависит от ее целей. Стратегия ценообразования — это возможный уровень, направление, скорость и периодичность изменения цен в соответствии с рыночными целями торгового предприятия.
По уровню цен на новые товары выделяют стратегии:
• «снятия сливок»;
• «цены проникновения»;
• «среднерыночных цен».
Предлагается конкурентная «стратегия проникновения на рынок», целью которой является захват массового рынка. Стратегия цен проникновения на рынок предполагает преднамеренно низкий уровень продажных цен с целью завоевания рынка сбыта, оказания влияния на как можно большее число потребителей. С освоением рынка и увеличением объема продаж цена постепенно повышается, но так, чтобы это не препятствовало дальнейшему росту объемов реализации.
Популярная стратегия «снятия сливок» не совсем подходит для такого товара, так как вряд ли на него может ожидаться ажиотажный спрос, несмотря на его уникальность и новизну, в виду узости целевого рынка и его специализации.
Аргументы в пользу этой стратегии:
— снижение риска возникновения провала посредством использования умеренных цен для сегмента;
- низкая продажная цена удерживает потенциальных конкурентов;
— широкая известность продавца благодаря имиджу низких цен может быть использована для выведения на рынок последующих товаров.
3.2.3 Выбор метода ценообразования
При формировании цены используем затратный метод, а именно расчет цены как процента от валовых затрат:
,
где АТС – средние валовые затраты.
Переменные издержки — это такие издержки, которые меняются (в целом) прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж.
К переменным издержкам относятся:
· затраты на сырье и материалы-3600 руб.
· энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства)-190 руб.
· зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства)-1450 руб.
Постоянные издержки — это такие издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени.
К ним относятся:
· затраты на амортизацию зданий и оборудовании-10000 руб.
· проценты по кредитам-5500 руб.
· заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которые по предположению не изменяется при изменении уровня производства) — 20000 руб.
· общие административные расходы-20 000 руб.
Переменные издержки на единицу продукции 10890 рублей. Постоянные издержки (капитальные затраты) равны 55500 рублей.
Пусть планируется выпуск и продажа 100 изделий в течение месяца. Норма прибыли по отношению к валовым издержкам 30%. Рассчитаем цену единицы продукции:
Будем отпускать товар по оптовой цене 7550 рублей.
С учетом магазинной надбавки (25%) розничная цена составит около 9450 рублей. Данная цена приемлема для выбранных сегментов рынка.
3.3 Разработка и обоснование сбытовой политики фирмы 3.3.1. Выбор места продажи
Сбытовую политику фирмы-производителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой призваны организовать движение товара к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. Местом продажи выберем магазины зоотоваров, гипермаркеты.
Естественно, приоритетным местом продажи будут крупные зоомагазины, так как туда ходят люди, желающие приобрести хороший качественный товар.
В гипермаркетах ходят огромное количество людей, независимо от достатка и возраста. Так увидеть товар сможет широкая аудитория людей.
3.3.2. Выбор каналов распределения и посредников
Под каналом распределения понимается ряд организаций или отдельных лиц, участвующих в процессе доведения продукции до конечного потребителя, это путь, по которому движутся продукты производителя. Участники каналов распределения — посредники — выполняют следующие функции:
1. транспортируют товары, приближают их территориально к месторасположению конечных потребителей;
2. хранят товары;
3. устанавливают контакты с потенциальными и реальными клиентами;
4. собирают маркетинговую информацию — о состоянии рынка и спроса;
5. информируют потенциальных потребителей о товарах, рекламируют их и стимулируют сбыт;
6. оказывают дополнительные услуги потребителям — комплектация заказов, упаковка, нарезка и т.д.
7. несут определенные затраты по организации деятельности канала — финансируют канал;
Для производителя важна организация не только первого акта отгрузки товара определенному посреднику, а всей цепочки товародвижения, которая характеризуется числом уровней канала распределения. Договариваясь о реализации товара, обычно оговаривают и каналы распределения для того, чтобы привести их в соответствие с запросами потребителя.
Уровень канала распределения — любой посредник, который выполняет определенную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.
Посредниками по продаже автоматической переносной мини-душевой для мытья собак «AquaDog» будут крупные зоомагазины города Самара: «Аквариум», «Мир природы», «Зоомаркет», «Золотая рыбка», «ZООцентр», «ЗОО-Парк»; гипермаркеты: «Ашан», «МЕТРО», «Карусель», «Перекресток».
3.4 Разработка и обоснование политики продвижения 3.4.1. Формулирование коммуникативных целей, создание сообщения и определение бюджета
Поскольку товар только входит на рынок, основной задачей будет предоставление информации о фирме и о товаре будущим потребителям. На этом этапе, начало продажи товара, большинство людей ничего о нем не знают и никогда его не покупали, и задача — формирование первичного спроса.
Для этого необходимо проинформировать как можно большую часть потенциальных покупателей о продукте, его особенностях, и побудить их совершить пробную покупку. Иными словами, нужно добиться, чтобы люди знали о предложении, т.е. основной целью продвижения на этом этапе является информирование.
Комплекс маркетинговых инструментов включает:
· реклама – любая платная форма неличного представления и продвижения продукта от имени известного отправителя сообщения;
· PR– формирование и поддержка благожелательного отношения к компании со стороны различных контактных аудиторий;
· личные продажи – представление продукта потенциальным клиентам, осуществляемое в процессе непосредственного общения с целью его продажи;
· стимулирование продаж – временные побудительные меры, поощряющие приобретение тех или иных продуктов. Стимулирование сбыта включает стимулирование потребителей и стимулирование торговли.
· спонсорство.
Цель стимулирования потребителей — убедить их приобрести ваш товар.
Цель стимулирования торговли — убедить их продать как можно больше ваших товаров.
Целямикоммуникации являются:
1) потребность в товарной категории;
2) осведомлённость о торговой марке;
3) отношение к торговой марке;
4) намерение совершить покупку.
Воспользуемся следующими маркетинговыми инструментами:
1. реклама
2. стимулирование продаж
В качестве рекламы будем использовать рекламу на ТВ, рекламные буклеты, которые будут содержать информацию о товаре: название, функции, интересные характеристики, информацию о производителе и товарный знак. Печать 500 рекламных буклетов обойдется в 5000 рублей.
Поскольку требуется продать 500 мини-душевых «AquaDog», информация должна охватить около 10000 человек. Пусть 3000 человек получат информацию через промоакции, остальные узнают о товаре из листовок.
В гипермаркетах «Ашан», «МЕТРО», «Карусель» (3 магазина), и «Эльдорадо» (1 магазин) будут стоять промоутеры, рассказывающие желающим о новом товаре. Рассчитаем время работы промоутеров. При длительности их работы 4 часов в день и времени на контакт в потребителем 1 минуты, общее время будет:
Учитывая то, что в реальности не возможен непрерывный поток потребителей в течение проведения акции, удвоим данное время:
Поскольку в каждом из 4 магазинов стоит 1 промоутер, работающий 2,5 часа в день, то на охват данного количества потребителей потребуется дней
Будем проводить акцию в течение 7 дней. Тогда бюджет на промоушн с учетом оплаты промоутерам 50 рублей в час и вознаграждению агентству, предлагающему свои услуги по предоставлению промоутеров, составит руб.
Также используется реклама на местных телеканалах. Затраты на создание рекламного ролика (съемочный видеоролик) составляют 50000 руб. Рекламный ролик длится 20 секунд и несет в себе ту же информацию, что и буклет. Время выхода рекламы: 12.46, 17.45 и 21.45. Минута рекламы в такое время стоит 20000 руб., то есть в день, если ролик будет идти 2 раза, на рекламу будет расходоваться 20000 руб. Стоимость такой рекламы в неделю составляет 50000 + 140000 = 210000 руб. Начальный цикл – неделя.
Следовательно, политика продвижения составляет 210000 + 11000 + 5000 = 226000 руб.
Таблица 4 – Средства продвижения
Средство продвижения
Цена
Количество
Стоимость
TVреклама
6700
3*7=21
140000(+50000=210000)
Рекламные буклеты
10
500
5000
Промакции
50
100
5000+6000=11000
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 5 – Медиа-план
3.4.2. Оценка эффективности политики продвижения
Необходимо производить постоянную оценку проводимой политики продвижения. Для замеров ее коммуникативной и торговой эффективностиисследователи пользуются несколькими разными методами.
Замеры коммуникативной эффективностиговорят о том, сколь эффективную коммуникацию обеспечивает сообщение. Этот метод, получивший название опробования текстов, можно использовать как до размещения объявления, так и после его публикации или трансляции.
Замеры торговой эффективности. Одним из способов замера торговой эффективности продвижения является сравнение объема продаж с расходами на продвижение за прошедший период. Еще одним способом замера является разработка экспериментальной программы продвижения
В нашем случае трудно оценить эффективность, так как установлены только плановые показатели и еще не получен результат.
Предположим, что план по продажам за месяц выполнен. Сравним затраты на продвижение с прибылью от продаж:
То есть на 1 рубль затрат на рекламу приходится 0,99 рубля прибыли. Такую политику продвижения можно считать эффективной для первого месяца. Будем использовать рекламу и другие отмеченные средства продвижения в первые два месяца – в период внедрения продукта, так как необходимо, чтобы покупатель узнал о продукте.
Заключение
Разработка и выведение на рынок нового товара (услуги) обусловлены следующими факторами:
· необходимостью оградить компанию от последствий неизбежного процесса устаревания существующих товаров, который вызывается конкуренцией или моральным износом. Снижение рентабельности выпускаемых товаров или оказываемых услуг может быть компенсировано в долгосрочном плане только за счет введения нового товара (услуги), который пользовался бы спросом у потребителя. Введение нового товара или услуги в ассортимент необходимо для защиты уже вложенных в компанию средств;
· необходимостью расширять производство более быстрыми темпами, чем это возможно при узком ассортименте выпускаемых товаров, распределять коммерческий риск на более широкий спектр товаров и услуг, уменьшать влияние конкуренции на отдельную сферу деятельности компании;
· необходимостью обеспечить более быстрое и постепенное увеличение общей рентабельности компании, выражающейся отношением прибыли к вложенному капиталу, путем сохранения и увеличения конкурентоспособности, более рационального использования отходов производства, более полного использования производственных мощностей и возможностей персонала и, как следствие, более равномерного распределения некоторых накладных расходов, уменьшения сезонных и циклических колебаний в уровне производства и сбыта.
Любая компания, решившаяся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла нового товара (услуги):
· купить информацию о новых видах товаров (услуг) у внешних источников;
· изобрести новый вид товара (услуги), используя информацию и аналитические материалы подразделения маркетинга;
· усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление ранее выпускаемого товара;
· привлечь другого партнера к разработке нового товара.
Необходимость действий в одном из этих направлений связана с тем, что, каждый вид товара (услуги) имеет свой жизненный цикл. Однако время от времени появляются неординарные виды товаров (услуг), которые имеют исключительно высокую продолжительность жизненного цикла. В этом случае возможно проведение анализа, включающего следующие стадии:
— принятие долгосрочных решений о стратегии технологических инноваций или действиях в случае непредвиденных событий;
— фундаментальные исследования, открывающие возможность прорыва в сфере технологии;
— прикладные исследования, обеспечивающие их практическое использование применительно к потребностям выявленных групп потребителей;
— конструирование и разработка новых видов товаров (услуг) как на основе прикладных исследований, так и непосредственно на основе изучения рынка.
По возможности следует привлекать к разработке новых товаров (услуг) и самих потребителей. У этого подхода есть свои достоинства и недостатки.
Достоинства:
— экономия времени за счет своевременной коррекции идеи;
— экономия средств за счет распределения части затрат на потребителя;
— получение первых потребителей;
— своевременная минимизация рыночных рисков.
Недостатки:
— возможна утечка интеллектуальной собственности к конкурентам;
— задержки из-за вовлечения пользователей в процесс разработки;
— риск чрезмерной ориентации на нужды одного потребителя.
Исходя из этого, назовем три варианта подхода к разработкам новых товаров:
· тип «А» — характеризуются минимальными требованиями к техническому решению и минимальными организационными сложностями (несложные, малая новизна, с нулевой изменчивостью и хорошо структурированы). Используются для улучшения уже имеющегося продукта;
· тип «В» — с жесткими требованиями к техническому решению, сложная организация (новые разработки, высокие сложность и изменчивость, минимальная структурированность);
· смешанные — или ближе к «А», или к «В».
Главная проблема при разработке новых товаров (услуг) состоит в том, что по мере движения товара по кривой жизненного цикла внимание менеджеров все больше смещается с нужд потребителей на нужды самой компании.
Таким образом, в работе разработана программа маркетинга для вывода нового товара (автоматической переносной мини-душевой для мытья собак «AquaDog») на рынок, а именно:
· разработана анкета;
· проведен анализ данных опроса;
· проведена сегментация рынка;
· разработаны товарная политика, выбраны стратегия и метод ценообразования, канал сбыта, описана политика продвижения.
По результатам маркетингового исследования выявлены наиболее важные характеристики товара с точки зрения потребителей: и для женщин и для мужчин важнейшим критерием при выборе товара оказались простота использования и качество.
Выделенные сегменты: первый – мужчины в возрасте 18-45 лет с достатком средним и выше среднего; второй – женщины в возрасте 18-45 лет также с достатком средним и выше среднего.
Была выбрана «стратегия проникновения на рынок», под которой понимается постепенное завоевание доли рынка у конкурентов с помощью политики продвижения своего товара. Популярная стратегия «снятия сливок» не подошла, так как вряд ли на него может ожидаться ажиотажный спрос, несмотря на его уникальность и новизну, в виду узости целевого рынка и его специализации.
Определена цена товара. Выявлены каналы сбыта и посредники – крупные зоомагазины: «Аквариум», «Мир природы», «Зоомаркет», «Золотая рыбка», «ZООцентр», «ЗОО-Парк»; гипермаркеты: «Ашан», «МЕТРО», «Карусель», «Перекресток».
Описана политика продвижения. Использовалась реклама и стимулирование сбыта.
Рассчитанная приблизительная прибыль составила 107000 руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--