Содержание
Введение
1. Общая характеристика бизнес-плана
1.1. Сущность планирования
1.2. Понятие и задачи бизнес-плана
1.3. Виды бизнес-планов
1.4. Структура и содержание бизнес-плана
2. Бизнес-план ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан»
2.1. Концепция бизнеса
2.2. Краткая информация о предприятии
2.3. Характеристика продукции
2.4. Анализ рынка и конкуренты
2.5. План производства
2.6. Потребность в инвестициях
2.7. Информация о персонале
2.8. План маркетинга
2.9. Потенциальные риски
2.10. Финансовый план и финансовая стратегия
.Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в Украине необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что уже в настоящее время их применение становится обязательным.
Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и в тоже время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектная работа.
Я считаю, что не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у руководства появляется возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес – плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.
Бизнес –план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:
организационно – управленческая и финансово – экономическая оценка состояния предприятия;
выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых его сторон;
формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются:
общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
выбор стратегии и тактики конкуренции;
оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
Бизнес – план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово – экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес – план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, собственности и организационно – правовой формы компании. В нем решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями.
Заказчиком бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес – плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
При разработки бизнес – плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих сторон:
заказчика (клиента) бизнес – плана, являющегося самостоятельным инвестором и использующего привлеченный капитал посредством акционирования, займ, выпуска облигаций и т.п;
муниципальных органов, определяющих потребности и приоритеты в строительстве объектов в соответствии с общей концепцией развития, формирующих проектное задание, рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы (например, землеотводные), планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за реализацией;
подрядных фирм, детализирующих концепцию бизнес – плана, осуществляющих технические изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и т.п., сдачу объекта заказчику;
потребителя, использующего продукцию или услуги.
План бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров. При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, но и ясно показать, что он готов отдать.
1. Общая характеристика бизнес-плана
1.1 Сущность планирования
Планирование— это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.1
С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне, планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.2
Существует две формы планированиядеятельности фирмы:
планирование деятельности фирмы на рынке;
внутрифирменное планирование.
Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.
Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Планирование деятельности предприятия позволяет:
осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
Основным инструментом планирования фирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной деятельности.
1.2. Понятие и задачи бизнес-плана
Бизнес – план– это план осуществления бизнес – операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.3
Цельразработки бизнес – плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Задачами бизнес – плана является:
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; оценить производственные и непроизводственные издержки; определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.; оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д.
Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:4
является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
является инструментом добывания финансовых ресурсов;
представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.
Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию функционирования фирмы.
1.3. Виды бизнес-планов
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – планы могут быть различны. Вследствие этого бизнес – планы по объектам бизнеса можно классифицировать в соответствии со схемой 1.5 --PAGE_BREAK--
Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его отдельного подразделения.
1.4. Структура и содержание бизнес-плана
Необходимо отметить, что различные экономисты выделяют несколько разные структуры бизнес – планов, однако все они имеют приблизительно одинаковое строение. Такая структура представлена в табл. 1.6
Концепция бизнеса (резюме)– это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.
По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес – плана.
В резюме должны быть отражены следующие основные моменты:
возможности для бизнеса;
привлекательность бизнеса;
важность для предприятия и региона;
необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные);
срок окупаемости проекта;
возможный срок возврата заемных средств;
условия инвестирования;
ожидаемая прибыль и ее распределение
и т.д.
Порядок изложения концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с главной цели предлагаемого бизнеса (как правило получение прибыли) и назначения разрабатываемого бизнес – плана.
Концепция бизнеса (резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, однако находится в начале.
В разделе, описывающем ситуацию в настоящее времяи дающем краткую информацию о предприятии, отражаются следующие моменты:
главные события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;
главные обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
состояние на рынке и положение, которого необходимо добиться
и пр.
Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии – дата основания, организационно – правовая форма, учредители, юридический адрес и т.п.
В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность бизнес – плана ( продукция, работы, услуги, создание нового предприятия, развитие действующего, финансовое оздоровление).
Также здесь необходимо отметить, важность товара для потребителей, его уникальность. Также желательно охарактеризовать функциональные возможности и особенности продукции.
Завершает раздел, описание ключевых факторов, которые должны определить успех предлагаемого бизнеса.
Исследования и анализ рынканаправлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. В этом разделе желательно определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке: качество, цена, время и точность поставки, сервисное обслуживание и т.п.
Необходимо произвести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.
Следует проанализировать, как быстро продукция, услуги утвердятся на рынке и обосновать возможности его дальнейшего расширения, а также основные факторы влияющие на это.
Также весьма важным является отслеживание и оценка конкурентов. Необходимо выявить и проанализировать их сильные и слабые стороны.
Необходимо определить возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.
Организационный планразрабатывается только при создании нового предприятия.
Здесь необходимо привести организационную структуру предприятия, в которой четко определены должностные инструкции ведущих менеджеров, их роль в управленческом процессе, а также определяется как будет осуществляться взаимодействие служб и подразделений.
Кроме этого желательно указать такие факторы как потребность в рабочей силе, условиях труда, организации оплаты труда и т.п.
Подразделом организационного плана является правовое обеспечение деятельности предприятия, в котором приводится вся информация о правовых аспектах деятельности (сведения о регистрации, учредительные документы, форма собственности, законодательные ограничения, патентная защита и т.п.).
В разделе Персонал и управление следует привести информацию о менеджерах и охарактеризовать их управленческие возможности. Желательным здесь является разработка штатного расписания.План производстваотражает производственный процесс. Если отдельные операции поручаются субподрядчику, то это должно быть указано. Целесообразно представить производственный процесс с указанием его структуры по трудоемкости. Необходимо отразить потребность в производственных помещениях и их площадь, а также производственную площадь предприятия. необходимо указать потребность в дополнительном оборудовании и материальных ресурсах.
По возможности здесь описывается система охраны окружающей среды, утилизации отходов, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Раздел заканчивается расчетом издержек производства и себестоимости производимой продукции.
Особым разделом может быть выделен инвестиционный план, где отражается потребность в инвестициях, а также указывается за счет каких средств будет осуществлено финансирование проекта (собственные и/или заемные средства) и т.п.
План маркетинга– это план мероприятий по достижению намечаемого объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей.
Необходимо отразить маркетинговую стратегию развития предприятия.
Разрабатывая эту стратегию, целесообразно учесть влияние внешнего окружения (тенденции изменения технологий, запросов и мотивации потребителей и т.д.) в целях адаптации предприятия к меняющимся рыночным условиям путем разработки комплекса маркетинга, включающего товарную, ценовую, сбытовую политику и сервисное обслуживание.
Особое место уделяется стратегии ценообразования, которая базируется на следующих методах:
полных затрат;
усредненных затрат;
предельных затрат;
стандартных издержек производства;
прямых затрат (целевой нормы прибыли).
Раздел, описывающий потенциальные рискиособенно важен, так как фактор риска оказывает большое влияние на финансово – хозяйственную деятельность предприятия.
Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:
производственные, связанные с различными нарушениями в производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;
коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в полном объеме;
финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами, неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;
риски, связанные с форс – мажорными обстоятельствами, которые могут быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий);
Методы снижения влияния рисков различны, однако наиболее действенным является коммерческое страхования, создание резервного фонда и функционирование предприятия с большим запасом финансовой прочности.
Важной частью практически любого бизнес – плана является финансовый план.
Цель финансового плана определить эффективность предлагаемого бизнеса.
В данном разделе необходимо отразить:
общую потребность в инвестициях;
источники финансирования;
план доходов и расходов;
баланс денежных расходов и поступлений;
потребность в оборотном капитале;
срок окупаемости проекта;
отчет по прибыли
а также необходимые финансовые показатели.
Особое место в финансовом плане следует уделить расчету безубыточности и запаса финансовой прочности.
Точка безубыточности рассчитывается по формуле
где Тб/у– точка безубыточности;
Рпост.– условно – постоянные расходы;
Кпер.– удельный вес условно – постоянных
расходов в объеме продаж
Запас финансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемого года и объема точки безубыточности.
Если разрабатывается план финансового оздоровлениято в этом разделе необходимо рассчитать показатели финансово – хозяйственной деятельности предприятия.7 продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Бизнес-план ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан»
2.1 Концепция бизнеса
Предприятие ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан» нацелено на:
осуществление производства различные виды фигурной тротуарной плитки;
создание новых производственных мощностей;
производство сантехники из искусственного камня, заменяющее ее импорт (ванны и умывальники);
привлечение внутренних финансовых ресурсов;
создание новых рабочих мест.
Главной целью настоящего бизнеса является получение прибыли за счет производства и реализации конкурентоспособной продукции.
Реализация бизнес-плана позволит решить следующие задачи:
Удовлетворение потребности рынка в данных строительных материалах.
Создание новых источников получения прибыли за счет диверсификации предприятия.
Обеспечить загруженность производственных мощностей
Целью настоящего бизнес-плана является анализ предполагаемого производства продукции и обоснование решений стратегического планирования ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан».
На рынке ощущается недостаток этой продукции.
Необходимые инвестиции для организации серийного производства строительных материалов, указанного вида составляют 709.1 тыс. грн., в том числе средства инвестора в размере 222.2 тыс. грн.
Ежегодный объем прибыли после выхода на планируемый объем продаж (2003 год) составит 611.1 тыс. грн. в ценах 1999 года.
Инвестором является ГАК «Титан», который имеет непосредственные интересы в успешной деятельности ПД ГАК «Титан» СМУ «Титан», так как строительно-монтажное управление является его дочерним предприятием. Инвестиционный кредит является льготным (процентная ставка составляет 11.7 % годовых). Срок его погашения при работе предприятия по запланированному графику – 25 месяцев.
Источником погашения кредита и процентов по нему является прибыль от производства указанных строительных материалов, причем погашение процентов по кредиту начинается через 6 месяцев после начала инвестирования.
Участие инвестора в уставном капитале предприятия и получение процентов позволит ему получить к 2005 году доход равный 274.1 тыс. грн.
Обеспечением заемщика под предоставляемый кредит является залог имущества предприятия и прибыль, получаемая от всех направлений финансово-хозяйственной деятельности.
2.2.Краткая информация о предприятии
Предприятие строительно-монтажного управления «Титан» создано на базе структурной единицы Государственной акционерной компании «Титан» в соответствии с решением наблюдательного Совета Компании и является дочерним предприятием этой компании.
Предприятие ГАК «Титан» СМУ «Титан» является правопреемником СМУ «Титан» КПО «Титан» зарегистрированного 29 февраля 2000 года.
Предприятие является юридическим лицом по законодательству Украины. Права юридического лица предприятие приобретает со дня его государственной регистрации.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный. валютный и иные счета в учреждениях банков, печать, штампы, бланки со своим наименованием, а также знак товаров и услуг.
Предприятие учреждено и осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Украины «О предприятии в Украине» на основе настоящего Устава и распорядительных документов ГАК «Титан» СМУ «Титан».
Предприятие действует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и окупаемости и несет ответственность за результаты производственной и коммерческой деятельности перед ГАК ««Титан».
Предметом деятельности предприятия является:
производство бетонных смесей, готовых для использования;
производство изделий из бетона для использования в строительстве;
производство прочих изделий из бетона и гипса;
подготовка строительных участков;
снос строений и земляные работы;
подготовка участков для горных и прочих работ;
строительство незавершенных строений, гражданское строительство;
строительство дорог;
монтаж и установка сборных конструкций и др.
Стоимость основных производственных фондов составляет 12327 тыс. грн.
Общее количество оборудования 257 единиц. Списочная численность рабочего и обслуживающего персонала 114 чел.
Предприятие имеет удобно расположенные железнодорожные пути, необходимые энергетические ресурсы, а также квалифицированные инженерные и рабочие кадры.
Юридический статус предприятия:
ОАО «Крон» зарегистрировано Администрацией г. Армянска, свидетельство №682 от 29 февраля 2000 года.
Юридический адрес предприятия:
96012, АР Крым, г. Армянск, ул. Школьная, дом1.
2.3. Характеристика продукции
В последние годы на Украине и в Крыму в частности широкое развитие получило индивидуальное строительство, в том числе жилых домов, офисов, коттеджей, особняков с улучшенной отделкой под «евростандарт». Однако всеобщей экономический кризис и спад, наблюдаемый в большинстве отраслей промышленности, в том числе и в строительстве, привели к тому, что связи с поставщиками были нарушены, создался дефицит строительных материалов, цены на них резко возросли. Наряду с этим предприятие ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан» занимается строительством, но для реализации намеченных объемов располагает недостаточной материальной базой и основные строительные материалы приобретает по мировым ценам. Поэтому возникла необходимость в инвестировании денежных и материальных средств ГАК «Титан» в создание производственной базы по производству плитки тротуарной и облицовочной, а также сантехники и др. продукции на территории северного Крыма.
Подготовка строительного производства включает в себя:
-производства фигурной тротуарной плитки различных цветов;
-производство фасадной плитки;
-производство сантехнических изделий.
Производство фигурной тротуарной плитки проводится методом пластификатора. Имеется возможность производить более 15 видов плитки, в форме клевера, волны эко, двойное Т, бордюра, кирпича или универсальной. Такое многообразие объясняется ее широкой областью применения. Плитка «Волна» наиболее применима для создания разнообразных узоров. Плитки «эко» и «двойное Т» имеют наибольшую толщину. Пешком по ним ходить неудобно, зато автомобиль может передвигаться без проблем. Кроме этого, тротуарная плитка отличается многообразием цветов и оттенков. Она может производиться красного, сиреневого, темно-коричневого, светло-коричневого, синего и зеленого цвета. Используя плитку, можно конструировать площадки под стоянки автомобиля упрочнить откосы, обустроить площадку под кафе, возле фонтана, бассейна, использовать как отделочный кирпич для наружной кладки, в качестве альтернативы бетонному покрытию коридоров производственных помещений, созданию ступенек, отделки цоколя и др.
В последнее время все больше внимания уделяется эстетическому оформлению, используя фигурную тротуарную плитку, при создании интерьеров и внешнего оформления дизайнеры могут воплотить в жизнь любую идею.
Столь важные для современного человека помещения, как ванная или санузел, требуют самого серьезного отношения к оборудованию, внешний вид и эксплутационные характеристики сантехнического оборудования зависят от материала, из которого оно изготовлено. Вниманию украинского сантехнического рынка предлагаются ванны и умывальники из искусственного камня, производимые методом формовки из полиэфирной смолы с наполнителем.
Формы, размеры, основной цвет, а также цветовая гамма рисунка ванны или умывальника, стоек для баров и кафе изготовляются по желанию заказчика согласно ассортимента существующих форм и каталога цветов.
2.4. Анализ рынка и конкуренты
Украинский рынок значительно отстает от российского, а тем более от европейского. Тем не менее, заметен некоторый рост предложений относительно ассортимента оборудования и аксессуаров, сервисных услуг и гарантий. Но цены по прежнему остаются высокими.
Основными пользователями продукции производимой в рамках инвестиционного проекта является ГАК «Титан». На притяжении последних трех лет на предприятии интенсивно осваиваются новые технологии, усовершенствуются и модернизируются действующие производства. В 1999 году на правах дочернего предприятия в состав ГАК «Титан» вошло СМУ. Сейчас ГАК «Титан» занимается не только производством химической продукции, но и расширяет свою деятельность в различных направлениях, одним из которых является строительство. СМУ «Титан» ГАК «Титан» занимается строительством и ремонтом зданий и сооружений сетей Вик, ремонтом и монтажом оборудования и основных фондов, установкой и обслуживанием газовых котлов и др.
За последнее время предприятие расширило свою производственно-техническую базу, сделав упор на новую технологию строительства, основанную по примеру зарубежных строительных фирм на применении новых строительных материалов и конструкций с высокими техническими характеристиками, современных внешним видом и повышенной монтажной готовностью.
Кроме этого, по данным статистики, в Крыму в 1996-1997 годах индивидуальные застройщики застраивали 53% жилья. Они, как раз, в первую очередь, заинтересованы в применении отечественной сантехники и тротуарной фигурной плитки высокого качества и по доступной цене, придающих не только эстетический вид помещению, но и сокращающий срок ремонта.
В перспективе предполагается и экспорт производимой продукции в качестве расчетов за сырье и оборудование.
Для того чтобы планирование было полным необходимо оценить возможных конкурентов.
По производству сантехники из искусственного камня на Украине конкурентов нет. На украинском рынке можно встретить ванны фирмы Rosaиз Испании, а также JACOB DELAFOR PORCHER из Франции. Но цены на них очень высокие (от 500 до 1000 долларов США), так как все фирмы, торгующие сантехникой, ввозят ее из-за рубежа. Но их продукция является продукцией, предназначенной в основном для последующей ее реализации по индивидуальным заказам, а не для дальнейшего применения в строительстве, включая индивидуальные заказы с использованием специально разработанных для этого проектов элементов отделки сантехники, теплоснабжения и др. продолжение
--PAGE_BREAK--
Данные объема продаж импортной сантехники на отечественном рынке составляют: от 40 до 50%. Эксперты рынка считают, что в ближайшее время будет расти спрос на сантехнику плана «люкс», производство которой планируется настоящим бизнес-планом.
Предлагаемое производство будет функционировать в условиях олигаполии по Украине, а в Крыму – это единственное предприятие по производству сантехники.
Что касается фигурной тротуарной плитки, то среди основных конкурентов можно выделить:
промышленно-техническую группу «Агромат» – г.Киев;
ООО «Тавис» г. Новая Каховка.
Продукция этих фирм по основным качественным характеристикам не уступает нашей. Конкурентное преимущества нашей плитки состоит в более гибкой системе цен, формирующейся за счет более низких издержек производства. Что связано с более низкими по сравнению с конкурентами расходами на транспортировку, транспортно-заготовительными расходами, а также за счет льготных налоговых и таможенных ставок для субъектов СЭЭЗ «Сиваш».
2.5. План производства
Данная электрическая техника прошла этап экспериментального освоения и отработки технологии на предприятии. Трудности в освоении технологии практически отсутствуют, так как ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан» специализируется на производстве данной продукции. Сопоставление возможного объема продаж с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать объемы производства и реализации продукции на период до 2002 года.
Это состояние проиллюстрировано табл. 5.
Производство данных строительных материалов организуется на действующих производственных площадях ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан» с использованием существующего оборудования. Однако для серийного производства необходимы затраты на приобретение дополнительного оборудования и оборотных средств, на техническую подготовку производства и его частичную реконструкцию. Потребность в этих средствах указана в табл. 6.
Потребность в материальных ресурсах, с указанием основных поставщиков представлена в табл.7.
Производство новых видов строительных материалов не повлечет за собой дополнительного набора персонала и рабочих кадров и их обучения, а требуется лишь определенная перестановка работников.
Смета расходов на производство строительных материалов представлена в табл. 8.
Калькуляция по видам предлагаемых строительных материалов представлена в табл. 9.
2.6. Потребность в инвестициях
Необходимые размеры инвестиций связаны с освоением нового производства и новых технологий. В связи с этим требуется проведение реконструкции и технического перевооружения ряда производств.
Для этого необходимо следующее:
Приобретение оборудования;
Строительно-монтажные работы, связанные с монтажом и демонтажем оборудования;
Необходимые проектно-конструкторские работы;
Технологическая подготовка производства;
Общая потребность в инвестициях составляет на период 2003-2005 г.г. 709.1 тыс. грн., в том числе в 2003 г. – 271.27 тыс. грн.
Инвестором ГАК «Титан»
Инвестиции представляются инвестиционным кредитом и участием ПИБ г. Армянска в уставном капитале ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан».
Структура инвестиционных издержек представлена в табл. 10.
Наибольших вложений потребует пополнение оборотных средств, так как на предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств.
2.7. Информация о персонале
Средства инвестора в размере 222.22 тыс. грн. с финансированием во 2 квартале 2002 года; Собственные средства предприятия в общей сумме 486.88 тыс. грн. (за счет реинвестирования части прибыли и амортизационных отчислений). Общая схема финансирования представлена в табл. 11. В течение первых двух лет (2002-2003 г.г.) всю чистую прибыль предприятия предполагается направить на развитие производственных мощностей и пополнение оборотных средств. В 2004 г. предусматривается начало погашения кредита и выплата гарантированных дивидендов инвестору. С 2003 года начисление дивидендов предусматривается всем участникам проекта. Возвратить кредит планируется в конце 2004 года. При этом инвестор получит доход в виде процентов в сумме 48.08 тыс. грн. и гарантированный доход в виде дивидендов в сумме 101.08 тыс. грн. Кроме того, участие в прибыли 2005 года позволит получить еще 125 тыс. грн. Таким образом, инвестор получит доход в недисконтированных оценках равный 274.16 тыс. грн.
Обеспечением по кредиту являются:
Залог имущества предприятия;
Участие кредитора в уставном капитале предприятия;
Прибыль, получаемая предприятием (в том числе и от других бизнес — линий).
2.8. План маркетинга
План маркетинговых действий включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию.
Товарная политика ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан» предполагает обеспечение широкого ассортимента различных видов предлагаемых строительных материалов и гибкое приспособление к рыночным условиям.
Товарная стратегия предприятия предусматривает:
Создание различных модификаций данной продукции;
Учет требований потребителя к характеристикам предлагаемой продукции;
Различный ассортимент существующих форм и цветов;
Постоянное улучшение качества продукции.
Ценовая политика по производству строительных материалов увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия должна базироваться на товарной политике и предполагает:
Использование механизма гибких цен в зависимости от ассортимента продукции;
Хорошее качество при ценах ниже зарубежных аналогов;
Разработку системы льгот и скидок в зависимости от условий поставки.
В основе стратегии ценообразования лежит метод средних затрат, который предусматривает установление рыночной цены исходя из издержек производства при загрузке производственных мощностей (80%) и прогнозируемом уровне прибыли, сопоставимым со средней учетной ставкой.
Сбытовая политика ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан» ориентирована на формирование и стимулирование спроса на продукцию.
Сбытовая стратегия заключается в:
Создании и регулировании коммерческих связей;
Рекламной деятельности в различных формах;
Участии в выставках и ярмарках и презентации демонстрационных образцов.
Предпродажный сервис ориентирован на постоянное изучение, анализ и учет требований заказчиков с целью совершенствования изделий.
2.9. Потенциальные риски
Потенциальные риски ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан» представлены производственными рисками, коммерческими рисками, финансовыми рисками и рисками, связанными с форс-мажорными обстоятельствами.
Производственные риски связаны с различными нарушениями в производственной процессе или в процессе поставок сырья, материалов и комплектующих изделий.
Мерами по снижению производственных рисков являются действенный контроль над ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем их дублирования.
Коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынка, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.)
Мерами по снижению коммерческих рисков являются:
Систематическое изучение конъюнктуры рынка;
Создание дилерской сети
Рациональная ценовая политика
Реклама и т.д.
Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобъемлющими неплатежами, колебаниями курса гривны и т.п. Они могут быть снижены путем создания системы финансового менеджмента на предприятии, работе с дилерами и потребителями на условиях предоплаты и т.д.
Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, — это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (стихийные бедствия, смена политического курса страны, забастовка и т.п.). Мерой по их снижению служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.
2.10. Финансовый план и финансовая стратегия
Целью разработки настоящего финансового плана является определение эффективности производства данных видов строительных материалов.
Общая потребность в инвестициях, которая определена в п3.6 составляет 709.1 тыс. грн., в том числе в 2002 г. – 271.27 тыс. грн.
Источниками финансирования являются:
Средства инвестора в размере 222.22 тыс. грн. с финансированием во 2 квартале 2002 года;
Собственные средства предприятия в общей сумме 486.89 тыс. грн., в том числе в 2002 г. – 49.05 тыс. грн. (за счет реинвестирования части прибыли и амортизационных отчислений).
План доходов и расходов и расчет чистой прибыли представлен в табл.12.
Производство строительных материалов будет убыточно в течение одного квартала с момента инвестирования. Начиная со 2 квартала, планируется получение прибыли в размере 19 % от объема продаж. В расчетах учтено налогообложение.
Баланс денежных расходов и поступлений представлен в табл.13, где произведена оценка поступления и расходования денежных средств в динамике. продолжение
--PAGE_BREAK--
Расчет потребности в оборотном капитале представлен в табл. 14.
При этом расчет произведен исходя из планируемых нормативов оборотных средств по элементам с учетом ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Срок окупаемости проекта – 5.5 месяцев с начала инвестирования при ставке за кредит 11.7 %.
Расчет показателей прибыли произведен в табл. 15.
При этом инвестор получит доход в виде процентов в сумме 48.8 тыс. грн. и гарантированный доход в виде дивидендов в сумме 101.08 тыс. грн. Кроме того, участие в прибыли 2005 года позволит получить еще 125 тыс. грн.
При дисконтировании этого дохода процентной ставкой 11.7 % годовых, инвестор получит доход в размере 149.2 тыс. грн. (в номинальной оценке 274.2 тыс. грн.).
Таким образом, прибыль от реализации строительных материалов позволит осуществить финансирование развития производства, погашение кредита и процентов по нему, а также выплату дивидендов всем участникам проекта, начиная с 2004 года (в том числе инвестору, начиная с 2002 года).
График погашения инвестиционного кредита и процентов по нему указан в табл. 16.
Показатель кредитного покрытия инвестиций составляет 33%, соответственно показатель самофинансирования инвестиций – 69%.
Коэффициент покрытия финансово-эксплуатационных расходов составляет 102%. Таким образом, обеспечивается полное покрытие финансово-эксплуатационных потребностей.
Расчет показателей безубыточности и финансовой прочности деятельности ДП ГАК «Титан» СМУ «Титан» позволяет определить объем производства при котором предприятие не несет ни убытков и не получает прибыли.
Расчет безубыточности и финансовой прочности произведен в табл. 17.
Таким образом, точка безубыточности (порог рентабельности) в 2002 году составляет 182.5 тыс. грн.; в 2005 году — 1669.72 тыс. грн. (т.е. объем выручки должен составлять не меньше указанных величин соответственно).
Запас финансовой прочности составляет в 2002 году 220.28 тыс. грн.; в 2005 году — 2983.6 тыс. грн.
Заключение
Рассмотрев цели и сущность планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать вывод, что этот план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии, является эффективным инструментом управления, помогает предприятию, определять перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.
Написание бизнес-плана принесло мне существенную пользу в практике изучения планирования и прогнозирования деятельности предприятия.
Я на практике познакомилась с финансовой отчетностью реально функционирующего предприятия, которому необходимо удерживать свои позиции на постоянно изменяющемся рыке в условиях конкуренции и без бизнес – планирования просто невозможно обойтись. Так сегодня пользуется спросом одна номенклатура товаров, а завтра может быть придется или применять конверсию или существует большая вероятность банкротства и ухода с рынка. Решение же необходимо принимать в кратчайшие сроки, считанные иногда в считанные дни. И бизнес – планирование является важнейшим инструментом в данной ситуации.
Приложение
Таблица 1
Структура бизнес – планов в соответствии с типологией по объектам бизнеса
Раздел бизнес – плана
По бизнес – линиям
По предприятию
Новому
Действующему
Развитие
Финансовое оздоровление
Концепция бизнеса (резюме)
+
+
+
Общая характеристика предприятия
Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии
+
+
+
Краткие сведения по плану финансового оздоровления
Характеристика объекта бизнеса
+
+
+
Анализ финансового состояния предприятия
Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция)
+
+
+
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию хозяйственной деятельности
Организационный план, в т.ч. правовое обеспечение
-
+
-
Рынок и конкуренция
Персонал и управление
+
+
+
Деятельность в сфере маркетинга предприятия
План производства
+
+
+
План производства
План маркетинговых действий (комплекс маркетинга)
+
+
+
Финансовый план
Потенциальные риски
+
+
+
Финансовый план и финансовая стратегия
+
+
+
Таблица 4
Сегментация рынков электрической техники, шт.
Г. Киев
Г. Новая Каховка
Россия
Франция
Испания
Наименование географического сегмента
2
3
5
5
10
2002
Стойка для бара
Большая
2
3
5
5
10
2003
2
3
5
5
10
2004
2
3
5
5
10
2005
3
3
6
6
12 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
21,67
Отток наличности всего
284,00
114,19
163,56
200,33
263,28
411,75
440,97
927,64
1300,94
3088,94
В том числе:
Производственные издержки
60,69
91,17
114,03
152,28
206,42
324,75
348,61
734,06
1101,11
316,42
Инвестиционные издержки
122,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Покупка оборудования, оснастки
57,17
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Реконструкция производства
60,78
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Прочие инвестиционные издержки
4,06
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Пополнение оборотного капитала
99,72
19,44
27,78
30,69
44,44
33,33
277,78
69,44
97,22
125,00
Проценты по инвестиционному кредиту
0,00
0,00
16,67
5,56
5,56
5,56
4,61
6,81
3,33
0,00
Возврат инвестиционного кредита
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
37,50
48,61
69,44
66,67
0,00
Гарантированный доход инвестора
0,00
0,00
0,00
6,64
0,00
0,00
0,00
25,83
0,00
68,61
Налоги из прибыли
1,58
3,58
5,08
5,17
6,86
10,61
11,36
7,61
38,17
78,92
Денежная наличность на конец периода
-8,39
-2,72
4,94
0,39
0,56
0,17
0,39
1,17
87,44
540,67
Таблица 14
Потребность в оборотном капитале, тыс. грн. продолжение
--PAGE_BREAK--
Элементы оборотного капитала
Годы
2002
2003
2004
2005
Текущие активы- всего, в т.ч.
199,8611
433,3056
778,0833
1207,694
Сырье и материалы
8,805556
34,83333
62,83333
100,4722
Готовая продукция
11,08333
43
76,44444
117,3333
Дебиторская задолженность
132,9444
258,0278
458,7778
704,1111
Денежные средства
40,13889
71,66667
134,1667
215,3611
Незавершенное производство
6,888889
25,77778
45,86111
70,41667
Текущие пассивы- всего, в т.ч.
52,91667
150,1111
328,2222
632,8333
Кредиторская задолженность
52,91667
150,1111
328,2222
632,8333
Оборотный капитал- всего
146,9444
283,1944
449,8611
574,8611
Изменение оборотного капитала
146,9444
136,25
166,6667
125
Коэффициент оборачиваемости
2,26
4,56
5,1
6,12
Таблица 15
Отчет по прибыли, тыс. грн.
Наименование показателя
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Валовая прибыль
66,5
258,0556
458,8056
704,0833
Налоги из прибыли
10,25
34
54,66667
78,91667
Чистая прибыль
56,25
224,0556
404,1389
625,1667
Возврат кредита и проценты
16,66667
107,3889
1460,139
Прибыль, направленная на развитие производства
33,43889
110,0278
149,1667
107,5
Распределяемая прибыль
6,144444
6,638889
108,7222
517,6667
То же, нарастающим итогом
6,638889
115,3611
633,0278
Дивиденды — всего
6,638889
86,11111
228,6944
То же, нарастающим итогом
6,638889
106,6389
321,4444
В том числе: Дивиденты инвестору (гарантированные)
6,638889
25,83333
68,61111
То же, нарастающим итогом продолжение
--PAGE_BREAK--
6,638889
32,47222
101,0833
Остаток прибыли
6,144444
22,61111
288,9722
Таблица 16
График погашения инвестиционного кредита
Наименование показателя
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
Всего
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
1 п/г
2 п/г
Проценты за кредит
0,00
0,00
16,67
5,56
5,56
5,56
4,61
6,81
3,33
0,00
38,14
Возврат основного долга
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
37,50
48,61
69,44
66,67
0,00
222,22
Всего
0,00
0,00
16,67
5,56
5,56
43,06
53,22
76,25
70,00
0,00
270,31
Таблица 17
Расчет безубыточности и запаса финансовой прочности
Наименование показателя
2002 г.
2005 г.
Объем продаж, тыс. грн.
402,78
4652,78
Условно — постоянные расходы, тыс. грн.
113,53
1028,56
Удельный вес условно – постоянных расходов в объеме продаж, %
21,00
21,33
Точка безубыточности, тыс. грн.
182,50
1669,72
Запас финансовой прочности, тыс. грн.
220,28
2983,06
Схема №1.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. –М.: Финансы и статистика, 1997. – 248 с.
2. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 368 с.
3. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план, Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 96 с.
4. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с.
5. Уткин Э.А., Кочетова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: АКАЛИС, 1996. – 175 с.
Э.А. Уткин. «Профессия — менеджер», Экономика, 1992г., 181 стр.
7. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 447 с.
8. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. Г.Б. Полякова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518 с.
9. Финансы в управлении предприятием/ Под ред. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 1995. – 160 с.
10. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.; ИНФРА-М, 1997. – 343 с.
11. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 816 с.
12. В.А. Трубицын «Успех и Бизнес –план», Ставрополь, 1997г., 175стр.
13. В.М. Маидрица «Руководителю», Ставрополь, 1989г., 149стр.
14. Н.Г. Любимова «Менеджмент – путь к успеху», Агропромиздат, 1992г. 57с.
15. О.В. Резиченко «Государственное предприятие», Политиздат Украины, 1989г., 144стр.