Реферат по предмету "Маркетинг"


Анализ, оценка и выбор поставщиков продукции торговой организации

--PAGE_BREAK--
Примечание. Источник [4, c. 54].

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для данного поставщика. Далее суммируют полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий), и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

ü    маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

ü    издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);

ü    издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;

ü    затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);

ü    затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;

ü    транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;

ü    затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и контролировать.

Метод доминирующих характеристик. Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора [4, c. 108].

Также перед выбором поставщика в торговле необходимо четко определить продаваемый ассортимент.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (отношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен) [7, c. 25].                                                                                                  Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские требования определенных групп (сегментов рынка).

Важным этапом работы с поставщиками является оценка их эффективности. Этой работой занимаются коммерческая и юридическая служба, а вопросами цен и оплаты – бухгалтерия.

Учет исполнения договоров поставки может осуществляться вручную и автоматизированным способом [1, c.137]. В-первую очередь анализируются сроки поставки, качество, поставляемого товара, ритмичность завоза, быстрота реагирования на изменяющийся ассортимент. От эффективности работы с поставщиками зависит максимальное получение прибыли и удовлетворение потребностей покупателей, и тем самым достижение главной цели коммерческой деятельности торговой организации.

1.3 Роль анализа, оценки и выбора поставщиков на предприятиях Республики Беларусь

Деятельность по анализу, оценке и выбору поставщиков на предприятиях торговли  в Республики Беларусь осуществляется в соответствии с определенным перечнем Нормативно-правовых актов. Из них можно выделить следующие:

·       Гражданский кодекс Республики Беларусь, в котором содержится общее положение договорного права, включая понятия и условия договора, виды договоров, порядок их заключения, разрешение преддоговорных споров и т.д.

·       Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам». В соответствии с утвержденными Правилами розничная торговля по образцам осуществляется: в торговом объекте — путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах.

·       Решение Минского городского исполнительного комитета от 6 января 2009 г. № 26 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров (работ, услуг)».

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года № 529 «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ» необходимо отметить следующее, что при осуществлении государственных закупок выбор поставщика производится в соответствии с Положением о порядке выбора поставщика при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь [5, cт. 1.2]. В данном положении указывается то, что закупки могут осуществляться с применением процедуры оформления конкурентного листа, процедуры запроса ценовых предложений, конкурсов, процедуры закупки из одного источника.

         В случаях, предусмотренных в настоящем Положении, при ориентировочной стоимости закупки (исходя из годовой потребности, определенной в годовом плане закупок) применяются:

— от 30 до 1000 базовых величин — процедура оформления конкурентного листа;

— от 1000 до 8000 базовых величин — процедура запроса ценовых предложений;

-  от 8000 базовых величин и более — конкурсы;

— от 30 базовых величин и более — процедура закупки из одного источника.

Проводятся открытые и закрытые конкурсы, они могут быть двухэтапными [6, гл.2].

На практике закупочная группа выбирает поставщика, используя различные критерии, например, качество товара, полноту ассортимента, цену товара, оперативность поставок, дополнительные услуги, возможность кредита, репутацию поставщика и личные с ним отношения. Изучение, предпринятое в промышленной среде, показывает, что существует тенденция обращаться в первую очередь к привычным поставщикам, а также к тем, кто имеет хорошую репутацию.

При анализе предложений и выборе поставщика или поставщиков различают следующие случаи: когда продукты различных поставщиков почти заменяют друг друга; когда ни продукты, ни ассоциированные услуги не являются взаимозаменяемыми.                                                                        В первом случае цена является критерием, определяющим выбор и, более того, общие издержки использования.                                                                 Во втором случае, как показали исследования, цена остается важным элементом, однако первостепенными становятся следующие требования: продукт поставщика должен соответствовать характеристикам, выявленным клиентом; поставщик должен поставить продукт вовремя и на условиях, определяемых клиентом.

На предприятиях торговли Республики Беларусь предпочтение отдается белорусским поставщикам и производителям.
2.      
Организация работ по анализу, оценке и выбору поставщиков продукции в ТКУП «Универмаг Беларусь»

            2.1. Организационно-экономическая характеристика ТКУП «Универмаг Беларусь»

Универмаг «Беларусь» был основан в 1978 году. Он является одним из крупнейших торговых предприятий столицы Республики Беларусь: торговая площадь составляет 7380 кв. метров, складская — 8600, а общая — 31250 кв.метров.

УП «Универмаг Беларусь» является торговым коммунальным унитарным предприятием и имеет следующую организационную структуру [Приложение 1]. Во главе универмага стоит директор, которого назначает учредитель, то есть  государственный орган. Для оперативного управления в универмаге назначается директор по коммерческим вопросам, в обязанности которого входит управление вопросами по организации работы с поставщиками. Так же назначается финансовый директор, главный бухгалтер и экономист и т.д., что позволяет более оперативно участвовать в управлении работы предприятия.

Основным видом деятельности универмага является розничная продажа товаров населению. Для каждой секции директором утверждается ассортиментный перечень товаров. Он разрабатывается в соответствии с ассортиментным перечнем товаров отечественного производства, рекомендуемым для включения в ассортиментные перечни товаров для торговых объектов, осуществляющих розничную торговлю.

В ассортименте УП «Универмаг Беларусь» представлены мужские костюмы, брюки и пиджаки гомельского предприятия «Коминтерн», швейные и трикотажные изделия могилевской фабрики «Веснянка», бобруйской – «Славянка», солигорских – «Калинка» и «Купалинка», витебских – «Знамя Индустриализации», «КИМ», гродненской — «Элод», брестских – «Надзея» и «Элма», минской – «Элема». Обувь поставляют отечественные предприятия: «ЛеГранд», «Сивельга», «Отико», «Чевляр», «Белвест». В универмаге организована фирменная торговля с ОАО «Элема», «Галантэя», «Млитэкс», СП «Чевляр», «Купалинка», «Белита».

Универмаг «Беларусь» относится к торговому коммунальному унитарному предприятию.                                                                       Особенности унитарного предприятия по сравнению с другими коммерческими организациями состоит в следующем:

·                    в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности, т. е. Универмаг «Беларусь» не имеет права собственности на имущество. Собственником этого имущества остается учредитель, т. е. государство;

·                    имущество унитарного предприятия неделимо, и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия;

·                    право ответственности сохраняется за учредителем;

·                    во главе стоит единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

УП «Универмаг Беларусь», основано на праве хозяйственного ведения,— это предприятие, созданное по решению государственного органа.Все затраты, связанные с содержанием помещений, в том числе и складских финансирует государство. Также органами местного самоуправления финансируется участие универмага в различных ярмарках и  соревнованиях.                                                                                                        Универмаг реализует в основном продукцию отечественных производителей, поэтому государство производит финансовую поддержку его деятельности. Однако следует понимать, что в условиях жесткой рыночной конкуренции, необходимо отслеживать изменяющийся спрос покупателей и быстро реагировать на это. В настоящее время инвестирование деятельности происходит в основном за счет прибыли, так как при ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию.                                          Для того чтобы оценить финансовое состояние организации по каждой секции составляется товарно-денежный отчет. В нем содержится остаток на начало отчетного период, приход за период отчета, наименование поставщика, расход за период отчета, остаток на конец отчетного периода. В бухгалтерии сводится общий отчет по всем секциям и делается вывод по деятельности универмага.

Анализ финансовых результатов деятельности УП «Универмаг Беларусь» за период с 1 января по 30 сентября 2008 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представлен в таблице 2.

Табл. 2

Анализ экономических показателей деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» за 2007/2008гг.

Показатель

2007г. (млн.руб)

2008г. (млн.руб)

% изменения

Отклонение, + — (млн.руб)

Выручка от реализации товаров

74603

99309

133,12

24706

Налог с выручки

12540

16467

131,32

3927

Выручка от реализации за вычетом налогов и сборов

62063

82842

133,48

20779

Валовая прибыль

13402

17973

134,11

4571

Расходы на реализацию

11943

15493

129,72

3550

Чистая прибыль от реализации

1459

2480

169,98

1021

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных отчета о прибылях и убытках УП «Универмаг Беларусь».

Из таблицы 2 видно, что в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, увеличился доход от реализации продукции и составил 82842 млн. руб. Однако, в связи с этим и возросли затраты, связанные с реализацией товаров.

Исходя из этих данных, можно рассчитать рентабельность затрат:

R=П/С*100%;

где:

П – прибыль от продажи продукции;

С – общая сумма затрат на реализацию продукции.

R=17973/15493*100%

R=116%

Таким образом видно, что рентабельность затрат на УП «Универмаг Беларусь» за 2008 год составила 116%. Это свидетельствует о высоком уровне работы коммерческого отдела.                                                                         Рентабельность продаж в Универмаге «Беларусь» за 2008 год составила 119,87%. Которая рассчитывается, как отношение налогооблагаемой прибыли (П), к выручке от продаж (В),%:

R=П/В*100%;

R=99309/82842*100%

R=119,87%

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности, показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж.

Выручка от реализации продукции увеличилась как за счет увеличения цен, так и за счет расширения ассортимента.

            Цены на товар в УП «Универмаг Беларусь» рассчитываются в соответствии с плановой калькуляцией розничных цен. В розничною цену включается отпускная цена производителя (поставщика), размер предоставляемой скидки, оптовая надбавка, торговая надбавка, НДС. Так как помещение универмага не арендуемое и организация находится на поддержки государства, уровень цен в магазине значительно ниже.  

           
2.2 Анализ выбора поставщиков в ТКУП «Универмаг Беларусь»

  Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров занимает особое место среди инструментов коммерческой деятельности УП «Универмаг Беларусь», так как эта система представляет совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.                                                                                          Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы универмага связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Для этого в Универмаге «Беларусь» проводится работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.                                                                                                   Спрос на товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определенным продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.                                                                      Результативность хозяйственных связей как важнейшего направления коммерческой деятельности во многом определяет правильность выбора поставщика и форм осуществления торговых сделок.       При осуществлении сделок на поставку товаров торговому предприятию от поставщиков основным документом является договор, регламентирующий отношения партнеров [Приложение 2].                                 Договор выполняет следующие функции:    

§    Закрепляет юридические отношения между партнерами;

§    Устанавливает порядок и способы выполнения обязательств;

§        Определяет ответственность за невыполнение обязательств.             

            Универмаг работает почти с 2000 поставщиками, свыше 80 % из которых – отечественные.  Коммерческая деятельность универмага охватывает вопросы изучения спроса населения, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организация рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроль над выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо постоянно анализировать состояние рынка товаров и пути его совершенствования. При изучении поставщиков учитываются такие факторы, как:

·        Административно-правовая форма;

·        Территория размещения;

·        Условия работы с клиентами;

·        Финансово-экономическое положение;

·        Ассортиментный перечень и т.д.

Так как Универмаг «Беларусь» является государственным  унитарным предприятием, в основном он реализует товары отечественных производителей в соответствии с рекомендуемым перечнем товаров. Однако в последнее время для более эффективной работы продаваемый ассортимент был расширен. Универмаг стал работать  с посредническими организациями с иностранными фирмами. В связи с этим заключению договоров стало уделяться еще больше внимания.

УП «Универмаг Беларусь» своевременно и правильно заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам товаров, как правило, на один год и осуществляет постоянный контроль над их исполнением.
       Рассмотрим на примере договор на поставку швейных изделий № 27/12-05 от 10 октября 2006 года.                                                                                            В договоре предусмотрены следующие условия:

·        Дата заключения договора;

·        Полное наименование сторон, заключивших договор;        

·        Предмет договора;                                                                          

·        Качество, маркировка, упаковка;    

·        Цена и порядок расчетов                                    

·        Порядок и сроки поставки;                                         

·        Права и обязанности сторон;                             

·        Ответственность сторон;                                                      

·        Форс-мажор;                                                                          

·        Разрешение споров;                                                                        

·        Срок действия договоров;                                                             

·        Юридические адреса и платежные реквизиты сторон;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.