--PAGE_BREAK--1.3. Анализ показателей производства и реализации продукции
Основными видами деятельности предприятия являются: выполнение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, генподрядная деятельность при производстве строительно-монтажных работ.
ООО «ВВГСК» осуществляет следующие виды деятельности:
— выполнение строительно-монтажных работ;
— производство строительных материалов и изделий;
— выполнение работ по благоустройству территорий;
— осуществление функций генерального подрядчика;
— осуществление ремонтно-строительных работ с составлением смет.
По видам строительная продукция ООО «ВВГСК» подразделяется на:
— продукцию жилищного домостроения (долевое строительство жилья);
— строительная продукция сельскохозяйственного назначения;
— продукция госзаказа.
Слабыми сторонами строительной продукции являются качество товара и возможности роста рынка, а также в меньшей степени — интенсивность конкуренции.
Возможности роста рынка ограничены большим объемом долевого строительства жилья по республике, перенасыщением данного рынка продукцией (спрос меньше предложения), ростом цен на жилье (а период с начала 2007 года по конец 2007 года цены на жилье в строящихся домах гражданского типа, долевое участие – выросли на 25-30%) при низком уровне жизни и платежеспособности населения.
Показателями, характеризующими производственную программу строительного предприятия, являются: ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства; соблюдение норм продолжительности строительства; выполнение общего объема строительно-монтажных работ; ритмичность работы; качество строительной продукции.
Выполнение объема подрядных работ является обобщающим показателем деятельности строительной организации. Общий объем строительно-монтажных работ служит основой для определения потребности в материальных ресурсах, фонде заработной платы и размере оборотных средств.
При анализе структуры продукции необходимо обеспечить группировку изделий по отраслевым сегментам, на соответствующую и не соответствующую профилю данного предприятия. При анализе структуры реализованной продукции ООО «ВВГСК» из соответствующей профилю данного предприятия особо выделяют строительно-монтажные работы. К не соответствующим профилю данного предприятия относится оказание транспортных и прочих услуг населению. Для проведения данного анализа заполним таблицу2.
Анализируя структуру реализованной продукции можно сказать, что средний удельный вес продукции соответствующей профилю предприятия за анализируемый период составляет 92,89%. В данном случае речь идет строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.
Также можно отметить, что объем реализованной продукции и услуг ООО «ВВГСК» увеличивается с каждым годом, особенно больший прирост можно отметить в 2007 году, когда выручка от реализации увеличилась на 34158 тыс. руб. по отношению к предыдущему году, что связано с увеличившимися заказами на услуги организации.
Таблица 2. Структура реализованной продукции
Показатели
Года
Отклонение
2003
2004
2005
2006
2007
04/03
05/04
06/05
07/06
Реализованная продукция, тыс. р.
18983
17650,6
17445,5
23237
57395
-1332,4
-205,1
5791,5
34158
Соответствующая профилю предприятия (строительно-монтажные работы), тыс. р.
17231
16085,8
15919,1
22643,3
53853
-1145,2
-166,7
6724,2
31209,7
Удельный вес в объеме товарной продукции, %
90,77
91,13
91,25
97,45
93,83
0,36
0,12
6,19
-3,62
Не соответствующая профилю предприятия, тыс. руб.
1752
1564,8
1526,4
593,7
3542
-187,2
-38,4
-932,7
2948,3
Удельный вес в объеме товарной продукции, %
9,23
8,87
8,75
2,55
6,17
-0,36
-0,12
-6,19
3,62
По данным таблицы можно сделать вывод о падении объемов строительно-монтажных работ ООО «ВВГСК» в 2005 году. Уменьшение объемов строительно-монтажных работ привело к сокращению прибыли предприятия и связано в первую очередь с сокращением заказов на выполняемые предприятием строительные работы. Если сравнить 2005 год с ему предшествующим, то видно, что он был крайне тяжелым для предприятия и охарактеризовался сокращением объема работ на166,7 тыс. руб. Уменьшение объемов работ привело к сокращению прибыли предприятия и связано в первую очередь с сокращением заказов на выполняемые предприятием строительные работы.
Предприятие потеряло часть ниши на рынке, и теперь перед ним стоит главная задача- отвоевать ее у своих конкурентов. В последние годы предприятие уверенно заключала договоры на выполнение работ, что и нашло свое отражение на динамике их объема.
В отношении динамики удельного веса реализованной продукции соответствующей профилю предприятия определенной тенденции не наблюдается. Так, в2006 году наблюдается увеличение удельного веса на6,19% по отношению к предыдущему году; в2007 году отмечается спад на 3,62% по отношению к предыдущему году.
Не соответствующая профилю предприятия товарная продукция к среднем по удельному весу составляет7,11%, т.е. почти десятая часть всей реализованной продукции. Строительная организация имеет свой автопарк, а также подсобные производства: пилораму, столярный цех, растворобетонный узел, занимается лесозаготовкой. В данном случае речь идет также об оказании следующих услуг для других организаций и населения: погрузо-разгрузочные работы при помощи крана-балки и автокрана, перевозка грузов автосамосвалом, перевозка пассажиров автобусами, сварочные работы, зарядка аккумуляторов и прочие. Подсобное производство в основном направлено на обеспечение материалами основной деятельности ООО «ВВГСК», а также реализации на сторону. В 2007 году реализация по неосновной деятельности увеличилась с 593,7 тыс. р. до 3542 тыс. р., что больше уровня 2006 года почти в 6 раз.
Рассмотрим динамику объема строительно-монтажных работ в ООО «ВВГСК» за отчетный период (табл. 3).
Таблица 3. Динамика объема строительно-монтажных работ
Год
Объем СМР,
тыс. руб.
Базисные
Цепные
Темп роста,
%
Абсол.
прирост,
тыс. руб.
Темп роста,
%
Абсол.
прирост,
тыс. руб.
2003
17231
100
-
100
-
2004
16085,8
93,35
-6,65
93,35
-6,65
2005
15919,1
92,39
-0,97
98,96
5,61
2006
22643,3
131,41
39,02
142,24
43,28
2007
53853
312,54
181,13
237,83
95,59
В целом за5 лет объем производимых строительно-монтажных работ возрос на36622 тыс. руб. или на 212,54%, при этом среднегодовой темп прироста составил– 42,5%.
В 2005 году отмечено снижение объемов строительно-монтажных работ на 1293,9 тыс. руб. или на 7,6% по сравнению с 2003 годом.
В 2006 году наблюдаем рост объема выполненных строительно-монтажных работ на 6724,2 тыс. руб. или на 42,24%. В 2007 году рост объемов выполненных строительно-монтажных работ увеличился по сравнению с 2006 годом на 31209,7 тыс. руб., или на 137,83%.
Проведение анализа производственной программы предполагает также анализ выполнения планов предприятия по выпуску продукции, ассортименту, номенклатуре и ее структуре. Однако, данное предприятие работает в последние годы исключительно по заказам на подрядной основе, что затрудняет процесс планирования. В силу этих причин на предприятии не ведется планирование основного вида деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.4. Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
Главная задача анализа трудовых ресурсов – выявить обоснованность плана численности работающих и установить эффективность их использования. В основные задачи анализа использования трудовых ресурсов также входит исследование численности рабочей силы, ее состава и структуры, а также определение размеров и динамики средней заработной платы работников предприятия. Изучение начинается с анализа обеспеченности строительной организации рабочей силой как в разрезе групп персонала, так и по категориям (табл. 4).
Таблица4. Динамика численности и структуры персонала
Наименование
показателя
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
Отклонение 2003/1999
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Абс., чел.
Относ.
%
Среднесписочная численность, всего
206
100
186
100
168
100
176
100
182
100
-24
88,35
рабочие
167
81,07
153
82,26
142
84,52
152
86,36
156
85,71
-11
93,41
служащие
39
18,93
33
17,74
26
15,48
24
13,64
26
14,29
-13
66,67
Из данных таблицы видно, что на предприятии сложилась негативная тенденция к снижению численности персонала, в целом за период численность работников строительного предприятия сократилась на 24 чел. или на 11,65%.
В 2005 году среднесписочная численность работников снизилась на 18,4% или 38 человек по сравнению с 2003 г., это произошло за счет сокращения рабочих на 25 человека при одновременном уменьшении штата служащих на 13 человек.
Сокращение рабочих – это вынужденная мера в связи со снижением объемов работ вследствие неплатежеспособности заказчиков.
В 2007 году среднесписочная численность работающих в ООО «ВВГСК» составляет 182 чел. Средний возраст персонала предприятия составляет 46,8 лет. Низкая заработная плата и ее несвоевременная выдача обуславливают текучесть квалифицированных кадров.
Структура работников не претерпевает каких-либо существенных изменений, однако доля служащих в общей численности работников предприятия уменьшилась с 19% в 2003 году до 14% в 2007 году. Данная тенденция оценивается положительно в работе предприятия, так как рост управленческого персонала не обеспечивает в полной мере эффективность деятельности организации. В среднем на одного управленческого работника приходится6 рабочих.
В строительстве производительность труда определяется затратами рабочего времени на выполнение единицы объема строительно-монтажных работ, т.е. трудоемкостью, а также выработкой в сметной стоимости на одного работающего в единицу времени. Рассмотрим изменение производительности труда работников ООО «ВВГСК» за 1999-2003 гг. (табл. 5).
Таблица 5.Динамика производительности труда
Год
Среднегодовая выработка,
тыс. руб. / чел.
Базисные
Цепные
Темп роста,
%
Абсол.
прирост,
тыс. руб.
Темп роста,
%
Абсол.
прирост,
тыс. руб.
2003
92,15
100
-
100
-
2004
94,90
102,98
2,75
102,98
2,75
2005
103,84
112,69
11,69
109,43
8,94
2006
132,03
143,27
39,88
127,14
28,19
2007
315,36
342,22
223,21
238,86
183,33
По данным таблицы 5 следует отметить: в течение анализируемого периода произошло значительное увеличение выработки в 2007 г.
По сравнению с базовым периодом среднегодовая выработка одного работника в 2004 г. возросла на 2,98%, что в абсолютном выражении составляет 2,75 тыс. руб.; в 2005 г. данный показатель увеличился на 9,71% или 8,94 тыс. руб., в 2006 г. – на 30,59% или 28,19 тыс. руб., и в 2007 г. – на 198,54% или 183,33 тыс. руб.
По сравнению с 2003 г. среднегодовая выработка увеличилась на 138,86% или на 223,21 тыс. руб. в основном за счет увеличения объемов работ и сокращения численности рабочих. Это говорит о том, что недостаточно уделяют внимание в строительной организации использованию трудовых ресурсов, но используют их эффективно.
Основным производственным средствам принадлежит определяющее место в экономике строительного производства. Улучшение их использования имеет первостепенное значение для выполнения задания по освоению объемов работ и повышения эффективности производства.
Основные средства создают материально-техническую основу и условия производственно-хозяйственной деятельности, оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работы и результаты всей деятельности предприятия. Все это определяет необходимость их анализа. Задачами анализа использования средств труда на предприятии является изучение состава и динамики основных фондов, их состояния и движения, а также эффективности их использования.
Рассмотрим структуру основных фондов предприятия за три последних года с целью ее совершенствования и определения направлений будущих капитальных вложений (табл. 6).
Таблица6. Состав и динамика основных средств предприятия
Наименование
показателя
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Отклонение 2007/2003
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
Здания
606,8
7,14
606,8
7,08
859
9,85
859
8,85
859
8,57
252,2
1,43
Сооружения
3545,6
41,74
3527,9
41,18
3367,6
38,61
3430
35,34
3398
33,90
-147,6
-7,84
Машины и оборудование
814,6
9,59
814,6
9,51
804,6
9,23
730
7,52
959
9,57
144,4
-0,02
Транспортные средства
1616,9
19,04
1616,9
18,87
1616,9
18,54
1801
18,56
1963
19,58
346,1
0,55
Другие виды основных средств
2000,9
23,56
2000,9
23,36
1933,8
22,17
2886
29,73
2845
28,38
844,1
4,82
Итого, в т.ч.
8493,8
100,00
8567,1
100,00
8721,1
100,00
9706
100,00
10024
100,00
1530,2
-
-производственные
6843,3
80,57
6916,6
80,73
7070,6
81,07
7188,7
74,06
7547,7
75,30
704,4
-5,27
-непроизводственные
1650,5
19,43
1650,5
19,27
1650,5
18,93
2517,6
25,94
2476,6
24,71
826,1
5,27
Данные таблицы 6 свидетельствуют о возрастании стоимости основных производственных средств за 2003-2007 гг. на 1530,2 тыс. руб. или на 18%.
За период 2003-2007 гг. структура основных фондов предприятия претерпела незначительные изменения. Наибольшим приростом охарактеризовались другие виды основных средств – 4,82%, также можно отметить снижение доли сооружений в общей стоимости основных фондов на 7,84% или на 147,6 тыс. руб.
В 2003-2007 гг. снижается доля пассивной части фондов — зданий и сооружений (на 6,41% по сравнению с 2003 годом) и увеличивается доля активной части основных средств, что оценивается положительно в работе организации, поскольку качественные и количественные изменения в составе основных производственных средств должны осуществляться в направлении роста активной части средств труда. В этих целях в организации необходимо осуществлять мероприятия, обеспечивающие технические, организационные и экономические преобразования.
Обобщающими показателями эффективности использования основных фондов являются фондоотдача и фондоемкость. Показатель фондоотдачи характеризует выпуск продукции на единицу стоимости основных фондов, фондоемкость- это показатель, обратный предыдущему.
Оценка эффективности использования основных производственных средств ООО «ВВГСК» в работе осуществляется путем сравнения показателей фондоотдачи и фондоемкости, представленных в табл. 7.
Из таблицы 7 видно, что фондоотдача за рассматриваемый период возросла на 156,19%, а фондоемкость снизилась на 61%, что свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов на предприятии. Фондоотдача в 2004 году несколько снизилась на 0,23 руб./руб. по сравнению с 2003 годом, что обусловлено падением объема реализованной продукции предприятия. В 2007 году стоимость основных средств несколько увеличилась, однако резко возрос объем реализованной продукции, в связи с чем фондоотдача возросла и составила 5,73 руб./руб.
Таблица7. Показатели эффективности использования основных средств
Наименование
показателя
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Откло-
нение 2007/2003
Темп роста, %
2007/2003
Объем реализованной продукции за минусом НДС, тыс. р.
18983
17650,6
17445,5
23237
57395
38412
302,35
Среднегодовая стоимость средств, тыс. р.
8493,8
8567,1
8721,14
9706
10024
1530,2
118,02
Среднегодовая численность, чел.
206
186
168
176
182
-24
88,35
Фондоотдача, руб./руб.
2,23
2,06
2,00
2,39
5,73
3,49
256,19
Фондоемкость, руб./руб.
0,45
0,49
0,50
0,42
0,17
-0,27
39,03
Фондовооруженность, тыс. р./чел.
41,23
46,06
51,91
55,15
55,08
13,84
133,58
Показатель фондовооруженность работников ООО «ВВГСК» увеличился на 33,58%, что связано в первую очередь с увеличением стоимости основных средств и уменьшением численности персонала и свидетельствует об увеличении обеспеченности работников предприятия средствами труда.
В целом же можно говорить о позитивной тенденции использования средств труда в ООО «ВВГСК», наметившейся в2007 году, в политике использования производственного потенциала предприятия.
Себестоимость строительной продукции – один из факторов, определяющих рентабельность производства, поэтому на анализе себестоимости остановимся более подробно.Под себестоимостью строительно-монтажных работ понимаются денежные затраты строительной организации на производство работ и сдачу заказчикам объектов и комплексов работ.
В рамках данного анализа проводится оценка себестоимости продукции в целом и по элементам затрат, выявление динамики данного показателя, определение влияния изменения каждой статьи затрат на общее изменение себестоимости продукции методом долевого участия, а также определение предельного уровня затрат.
В таблице8 проведем анализ себестоимости продукции строительного предприятия по элементам затрат.
Таблица8. Анализ себестоимости работ по элементам затрат
Элементы затрат
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Отклонение 2007/2003
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс. р.
уд. вес, %
тыс.р.
темп роста
%
Материальные затраты
7872,3
58,15
8127,5
57,54
9776
63,31
11993
57,25
40265
73,29
32392,7
15,14
Расходы на оплату труда
3438,7
25,40
3541,8
25,07
3752
24,30
61808
295,05
8219
14,96
4780,3
-10,44
Социальные отчисления
1323,7
9,78
1427,3
10,10
1394
9,03
2274
10,86
3024
5,50
1700,3
-4,27
Амортизация
226
1,67
178,5
1,26
130
0,84
185
0,88
155
0,28
-71
-1,39
Прочие затраты
677
5,00
850,7
6,02
389
2,52
316
1,51
3273
5,96
2596
0,96
Итого затрат на производство
13537,7
100
14125,8
100
15441
100
20948
100
54936
100
41398,3
-
Структура элементов затрат, подчеркивает, что производство продукции предприятия является материалоемким.
Доля материальных затрат в общем объеме затрат предприятия за 2003-2007 гг. составляет более 50%, в 2007 году она увеличилась до 73,29%, что оценивается отрицательно в работе ООО «ВВГСК». Основную долю в материальных затратах (более 90%) занимают затраты на сырье и материалы, топливо и электроэнергию.
Как показывают данные таблицы 8, производство на предприятии является достаточно трудоемким, в последнее время наметилась тенденция к росту доли затрат на оплату труда, что впрочем объясняется изменением политики в области заработной платы: предприятие не считает для себя возможным в настоящее время увеличивать заработную плату работникам предприятия. За рассматриваемый период совместная доля расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды снизилась с35,18% до20,47%, т.е. на14,71%. Наблюдается невысокая тенденция к росту прочих затрат, которые состоят в строительной организации из представительских и командировочных расходов (около 40%), налогов (около 35%) и услуг сторонних организаций.
Увеличение в 2007 году доли затрат на материалы по сравнению с другими годами объясняется удорожанием стоимости строительных материалов; и в связи с этим на предприятии должны быть проведены мероприятия по экономному использованию материальных ресурсов.
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции — затраты на рубль товарной (реализованной) продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.
Далее определим уровень затрат, т.е. затрат на 1 рубль реализованной продукции (табл. 9).
Таблица9. Определение уровня затрат на рубль реализованной продукции
Показатели
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Полная себестоимость работ, тыс.р.
15538
16078
17612
20948
54936
Стоимость выполненных работ, тыс.р.
18983
17650,6
17445,5
23237
57395
Затраты на1 рубль выполненных работ, р.
0,82
0,91
1,01
0,90
0,96
Табличные данные свидетельствуют, что удельный вес себестоимости в объеме работ в 2004 году по сравнению с 2003 годом возрос 9 коп., в 2005 году — на 10 копеек. В 2006 году уровень затрат несколько снизился, а в 2007 году возрос до уровня 96 коп. на рубль реализованной продукции. Как мы видим, в течение рассматриваемого периода 2003-2007 гг. наблюдается тенденция к увеличению затрат на 1 рубль реализованной продукции, что оценивается негативно в работе организации.
продолжение
--PAGE_BREAK--1.5. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от вне реализационных операций.
Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». На основе этого отчета составлена таблица 10.
Таблица 10. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «ВВГСК» за 2003-2007 годы (тыс. руб.)
Наименование показателя
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг
18983
17650,6
17455
23237
57395
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
15538
16077,9
17612,4
20948
54936
Прибыль (убыток) от реализации
3345
1572,7
-156,9
2289
2459
Прочие операционные доходы
170,8
296,6
304,4
298
403
Прочие операционные расходы
260,1
469,9
344,2
269
588
Прочие внереализационные доходы
38,8
78,4
120,6
47
231
Прочие внереализационные расходы
0,1
132,2
81
866
1728
Балансовая прибыль (убыток)
3294,4
1324,1
-170,5
1489
777
Чистая прибыль
2391,9
821
-142,2
923
187
Данные таблицы 10 показывают, что прибыль от реализации уменьшилась в 2005 году на 3552,9 тыс. р., т.е. организация в этом году получила убыток в размере 156,9 тыс. руб. Однако в 2006 году организация улучшила свои финансовые результате в виде положительного значения прибыли от реализации продукции в размере 2289 тыс. руб., а в 2007 году – 2459 тыс. руб. Таким образом, мы наблюдаем относительное улучшение финансовых результатов деятельности к 2007 году, но нельзя сказать об устойчивом состоянии предприятия. Балансовая прибыль за рассматриваемый период снизилась на 2517,4 тыс. руб. с уровня 3294,4 тыс. руб. в 2003 году до 777 тыс. руб. в 2007 году. Чистая прибыль также имеет тенденцию к уменьшению.
Показатели рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Расчет показателей рентабельности произведен в таблице 11. Анализируя данные таблицы, мы наблюдаем снижение всех показателей рентабельности в 2005 году, рассчитанных по прибыли от реализации, в динамике, что связано, прежде всего с тем, что организация получала убытки от хозяйственной деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 11. Расчет показателей рентабельности, %
Наименование коэффициента
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Отклонение 2007/2003
Рентабельность продукции
17,89
8,91
-0,90
9,85
4,28
-13,61
Рентабельность основной деятельности
17,35
7,50
-0,98
6,41
1,35
-16,00
Рентабельность основного капитала
19,25
7,50
-0,94
7,78
3,37
-15,88
Рентабельность собственного капитала
56,94
24,39
-4,26
40,29
19,64
-37,30
Рентабельность оборотного капитала
25,15
9,54
-1,21
10,06
4,19
-20,96
С 2006 года все показатели вернули свои положительные значения, не смотря на это, они остаются на относительно низком уровне.
За рассматриваемый период 2003-2007 гг. рентабельность продукции уменьшилась на 13,61%, рентабельность основной деятельности – на 16%, рентабельность основного капитала – на 15,88% рентабельность собственного капитала – на 37,30%, рентабельность оборотного капитала – на 20,96%. Все это связано со снижением размеров прибыли организации от реализации продукции и услуг, балансовой прибыли к 2007 году.
2. Анализ конкурентной среды и оценка конкурентных возможностей ООО «ВВГСК»
2.1. Характеристика конкурентов
Анализ конкурентов должен установить, какие силы определяют степень интенсивности конкурентной борьбы.
Анализ конкурентной среды в отрасли, состава и структуры конкурентов, намерений и действий конкурентов, давая ценную информацию, должен дополняться анализом состояния и конкурентных возможностей организации, разрабатывающей свои стратегии. Анализируя данные, можно утверждать, что наибольшую угрозу для ООО «ВВГСК» представляют конкуренты, — в основном это либо мелкие фирмы, выигрывающие более низкими ценами, либо это крупные предприятия, у которых больше возможностей для выполнения сложных работ и у них высокопроизводительное оборудование, которое очень дорого приобрести.
Таблица 12. Факторы непосредственного окружения
Группа факторов
Фактор
Проявление
Влияние на предприятие
Возможная мера со стороны предприятия
Конкуренты
Высокий уровень конкуренции
Появление новых фирм с меньшими ценами
Уменьшение прибыли
PR, маркетинг и участие в спонсорстве
Используют новейшие и редкие технологии и оборудование
Работа с крупными клиентами и большими заказами
Уменьшение спроса
Развитие прибыльных направлений для перераспределения прибыли в новые технологии
Конкуренты ООО «ВВГСК» на рынке долевого строительства жилья представлены в таблице 13.
Таблица 13. Характеристика конкурентов
Фирма-конкурент
Месторасположение, телефон
Районы строительства жилых домов
Условия строительства
1. ООО «Континент»
Ул. Советская, 125 а
45-01-21
Ул. Зарубина, 45
Ул. Толстого
Ул. Петрова, 23
Ул. Ползунова
Первый взнос 30%
Рассрочка до окончания строительства
Без отделки
2. ОАО «Салют»
Ул. Строителей
63-0162,
41-72-53
Ул. Анникова
Рассрочка до окончания строительства. Цена 15000 руб./кв.м.
3. ЗАО «Стройметресурс»
Ул. Советская, 106
45-69-39
Ул. Васильева, Гомзово, 9-1 микрорайон
Первый взнос 30%
Рассрочка до 1 года
Цена 10000 руб./кв.м.
4. ОАО «Управление механизации строительства»
Ул. Машиностроителей, 107
73-34-75
Ул. Анциферова
Ул. Васильева
Ленинский проспект
Ул. Суворова
Ул. Толстого
Без отделки
Цена 13500 руб./кв.м.
В качестве основных конкурентов ООО «ВВГСК» на рынке строительства жилья принимаем ОАО «Салют» и ОАО «Управление механизации строительства». Данные фирмы схожи с нашим предприятиям по масштабам строительной деятельности и периоду нахождения на рынке.
Фирмы ООО «Континент» и ЗАО «Стройметресурс» превосходят нашу фирму по масштабам строительства и финансовым возможностям в силу того, что инвесторами строительства и владельцами предприятия являются московские фирмы.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Резервы возможного развития продукции фирмы
Рассмотрим появление резервов возможного развития продукции фирмы и обработку программ их реализации (табл. 15).
Таблица 15. Резервы повышения конкурентоспособности продукции фирмы
Направления реализации выявленных резервов
Разработка путей и методов реализации выявленных резервов
Кредиты
Участвовать в конкурсах на лучший бизнес-план и получение кредитов от государства на конкурсной основе под строительство жилья в новых районах
Изыскание собственных средств, имеющихся технологий набор кадров
Главная проблема — это финансы. Здесь вариантом может быть изыскание собственных средств за счет: увеличения реализации на сторону продукции собственных подразделений; после анализа — продажа части своих производственных фондов лили отдельных подразделений для открытия новых, прибыльных производств. Прибыль от реализации и средства от продажи позволят иметь достаточный капитал для развития производства. Экономическое влияние на маркетинг огромно, курсы повышения квалификации или принятие на работу молодых специалистов обойдутся фирме расходами, но окупятся сполна в долгосрочной перспективе
Новые технологии строительства
Стараться всеми доступными способами модернизировать существующие технологии строительного производства, использования современных новых строительных материалов за сотрудничества с другими строительными фирмами и научными лабораториями
2.3.
Исследование конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента, ради которых потребитель отдает предпочтение именно данной продукции. Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность предприятия, выпускающего этот товар, поэтому этот блок анализа играет очень важную роль в нашем маркетинговом исследовании.
Товаром ООО «ВВГСК» является строительная продукция – то есть законченные строительством и сданные в эксплуатацию объекты (жилые дома, производственные здания и сооружения, сельскохозяйственные постройки, объекты общественного и гражданского назначения, мосты, трубопроводы и т.д.).
Определим относительные преимущества, имеющиеся у предприятия ООО «ВВГСК» и его конкурентов. Выразим их в балльной оценке в таблице21.
Таблица21. Определение относительных преимуществ в конкуренции
Относительные преимущества в конкуренции
Удель ный вес,%
ООО «ВВГСК»
ОАО «Салют»
ОАО «УМС»
Баллы
0-100
Общие оценки
Баллы
0-100
Общие оценки
Баллы
0-100
Общие оценки
1.Цены
30
80
24
95
28,5
100
30
2.Соблюдение сроков сдачи объектов
30
95
28,5
100
30
90
27
3.Качество
10
100
10
100
10
95
9,5
4.Объем сбыта
30
90
27
80
24
70
21
Итого:
89,5
92,5
87,5
ООО «ВВГСК» имеет относительно небольшое преимущество, в основном, за счет более низкой стоимости продукции. Преимущество достигается, в основном, за счет более низких расходов на оплату труда, т.к. на предприятиях-конкурентах уровень заработной платы, к сожалению, выше. Главным положительным фактором для конкурентов ООО «ВВГСК» является наличие сложившейся системы сбыта своей продукции.
Для предприятия, действующего на рынке строительства наилучшей стратегией бизнеса является продуктовая дифференциация, к которой относятся такие направления, как: высокое качество строительно-монтажных работ; дополнительные виды продукции, а также работа на заказ.
Таким образом, ООО «ВВГСК» имеет небольшие преимущества по сравнению со своими конкурентами, это соизмеримо низкая цена продукции, гибкая система производственного процесса и производственные мощности, которые удовлетворяют условиям планируемого производства.
Для ООО «ВВГСК» предпочтительней стратегия – стабилизация или расширение рынка. Эта стратегия используется организациями в условиях развивающегося или ненасыщенного рынка. Возможные пути достижения целей – увеличение потребления и привлечение покупателей конкурирующих продуктов. Маркетинговые мероприятия необходимо сконцентрировать в рамках товарной, ценовой и коммуникационной политики.
Необходимо расширение предполагаемого ассортимента продукции и предлагаемых услуг, обладающих низкой себестоимостью и, следовательно, низкой ценой. Способ снижения издержек требует того, чтобы продукция не считалась низкого качества среди потребителей, потому что в такой ситуации преимущество в области себестоимости перестает приносить дополнительную прибыль. В связи с этим необходимо ужесточить существующий контроль за качеством строительной продукции.
Для деятельности ООО «ВВГСК» необходимо усиление мероприятий маркетинга для имеющегося товара на имеющихся рынках с целью стабилизации или расширения доли рынка, а, следовательно, объема продаж. Пути достижения: увеличение объема сбыта строительной продукции (снижение цен, расширение и обновление ассортимента, обслуживание); сохранение собственной клиентуры, привлечение новых потребителей конкурирующих товаров; активизация скрытой потребности (реклама).
продолжение
--PAGE_BREAK--