--PAGE_BREAK--
Рисунок 1 — Функции управления распределением продукции
К числу функций маркетинговой координации (логистическая координация) относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры, (рис.1). Перечисленные функции маркетинга заключаются в координации спроса и предложения на товар.
В рамках координационных функций маркетинга выделилось еще одно из направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия.
Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.
1.3 Организация процесса товародвижения
Товародвижение начинается с получения заказа от клиента. Отдел заказов готовит счета-фактуры и рассылает их разным подразделениям предприятия. Изделия, отсутствующие в наличии, записываются в задолженность. Отгружаемые изделия сопровождаются отгрузочной и платежной документацией. Копии отгрузочных платежных документов направляются различным подразделениям предприятия.
И предприятие, и потребители оказываются в выгоде, если все эти действия проводятся быстро и точно.
Складирование. Любому предприятию приходится хранить товар до момента его продажи. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом. Многие с/х товары производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия.
Транспортировка. Специалистам по маркетингу необходимо интересоваться, какие решения относительно транспортировки товаров принимают их предприятия. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров, и своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. А ведь это в свою очередь скажется на степени удовлетворенности потребителей. При отгрузке товаров складам, дилерам и потребителям предприятие может выбирать из пяти видов транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный и воздушный.
Эффективность реализации сельскохозяйственной продукции существенно зависит от правильной гибкой системы управления товародвижением, позволяющей сохранить качество продукции, реализовать экономический потенциал.
В условиях рыночной экономики важнейшей составной частью коммерческой деятельности коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей должен стать выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Благодаря этому они получают возможность не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.
Предприятие, определяя стратегию маркетинга, анализирует особенности каналов распределения. Канал распределения – совокупность предприятий и отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю [25, с.238]. Члены канала распределения (производитель, посредники) выполняют следующие функции:
а) исследовательская работа – сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
б) стимулирование сбыта – создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре;
в) установление контактов – налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями;
г) приспособление товара – подгонка его под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка;
д) проведение переговоров – попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения;
е) организация товародвижения - транспортировка и складирование товара;
ж) финансирование – изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
з) принятие риска — принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней[10, стр.363]. Уровень канала распределения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала.
Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар непосредственно потребителю. Три основных способа прямой продажи – торговля в разнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины.
Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры.
Трехуровневый канал включает в себя трех посредников. Например, в мясоперерабатывающей промышленности между оптовым и розничным торговцами обычно стоит мелкий оптовик. Мелкие оптовики покупают товары у крупных оптовых торговцев и перепродают их небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.
Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
В настоящее время сложились следующие наиболее крупные каналы реализации товарной продукции сельскохозяйственными предприятиями:
— для удовлетворения государственных нужд;
— другим предприятиям и организациям;
— на колхозном рынке;
— работникам хозяйства и населению, проживающего на его территории.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПК «ДРУЖБА» КИРОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Организационно — экономическая характеристика предприятия
Полное фирменное наименование предприятия – сельскохозяйственный производственный кооператив «Дружба».
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, бланки и иные необходимые реквизиты юридического лица.
СПК Дружба располагается в Кировском районе калужской области. Административно – хозяйственный центр – д.М.Песочня — расположен в 25-ти км от районного центра г. Кирова, в 30-ти км от ближайшей железнодорожной станции «Фаянсовая» Калужской железной дороги и в 180-ти км от областного города Калуга.
Данное предприятие функционирует согласно законам РФ, на основании Устава и нормативно-учредительных документов.
Кооператив является добровольным объединением граждан на основе членства для совместной производственной и иной деятельности, т.е. производство, переработка, сбыт сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, бытовое обслуживание и оказание других услуг, основанной на их личном трудовом участии.
В сельскохозяйственном производственном кооперативе «Дружба» частно-долевая собственность, образованная из имущественных паев и составляющая уставной капитал предприятия. Также имеются неделимые и резервные фонды.
Управление колхозом осуществляется общим собранием членов колхоза, правлением колхоза и председателем колхоза. Общее собрание является высшим органом управления и решает любые вопросы, касающиеся деятельности колхоза, подтверждает или отменяет решения правления колхоза.
СПК «Дружба» производит и реализует сельскохозяйственную и иную продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
Хозяйство специализируется на производстве продукции животноводства. В 2008 году в СПК «Дружба»было 115 голов КРС, всего в этот год было произведено 2576 ц молока, с надоем 2240 кг в год на одну фуражную корову. Общая земельная площадь СПК «Дружба» составляет 4789 га, в том числе 2170 га пашни.
Обобщающим результатом производственной деятельности предприятия выступает валовая продукция с.-х. Она представляет собой общее количество произведенной за определенный период с.-х. продукции. В состав валовой продукции входит основная продукция предприятия: молоко, мясо, зерно, и т. д.; приплод и прирост живой массы скота; стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства; побочная продукция, полученная одновременно с основной (солома, навоз и др.).
Чтобы сделать более конкретный вывод о деятельности предприятия, необходимо проанализировать разные показатели, для этого рассмотрим таблицу2.1.
Таблица 2.1 — Анализ размеров сельскохозяйственного производства предприятия
Показатели
Годы
2008 г. в % к
2005
2006
2007
2008
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Площадь с.-х. угодий: всего, га
2604
2604
2568
2568
98,6
98,6
100,0
в т.ч. пашни
2203
2203
2170
2170
98,5
98,5
100,0
Стоимость валовой продукции с.х., тыс.руб.
3315,2
3580,2
4092,1
5205
157,0
145,4
127,2
Стоимость товарной продукции в ценах фактической реализации, тыс.руб.
1875
2277
2526
4685
249,9
205,7
185,5
Среднегодовая стоимость ОС основной деят-ти, тыс.руб.
15150
14978,5
14970,5
13704
90,5
91,5
91,5
Среднегодовая численность работников в с.х. производстве, чел.
25
23
21
23
92,0
100,0
109,5
Анализ таблицы показывает, что наиболее важным показателем, характеризующим, размеры производства предприятия, является стоимость валовой продукции в ценах 2008 г. За анализируемый период времени, данный показатель колеблется по годам. Так, в 2008 году стоимость валовой продукции составила 5205 тыс. руб., что на 57 % выше по сравнению с базисным и на 27,2 % - с прошлым годом соответственно. Производство товарной продукции в динамике лет возросло на 85,5 %. Однако наблюдается снижение площади сельскохозяйственных угодий в 2007, 2008 гг. по сравнению с двумя предыдущими на 36 га, что составило 1,4 %. Среднегодовая стоимость основных средств основной деятельности в динамике лет снизилась на 1446 тыс. руб. (9,5 %). Это вызвано их износом и недостаточным обновлением. Среднегодовая численность работников в с.-х. производстве уменьшилась в 2008 г. по сравнению с 2005 г. на 2 чел., что составило 8 %. Данное явлениеобусловлено социально-бытовыми условиями и т.д. Анализируя данные, можно сделать вывод, что хозяйство относится к среднему по размерам производства.
В зависимости от назначения валовая продукция делится на две части:
· продукция, которая потребляется непосредственно в хозяйстве на производственные цели;
· продукция, используемая для реализации (товарная продукция).
Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный материал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция.
Товарная продукция представляет собой весь объем проданной с.-х. продукции по всем каналам реализации.
Анализ таблицы показывает, что главным направлением в хозяйстве является животноводство (77,3%) с развитым скотоводством. На долю растениеводства приходится (22,7%).
Таблица 2.2 — Размер и структура товарной с.-х. продукции (в ценах фактической реализации)
В растениеводстве следует выделить зерновые культуры, на которые приходится 3,3% общей денежной выручки отрасли в 2008 году, причем удельный вес зерна за исследуемый период повысился на 1,7%. Анализируя отрасль скотоводства, следует отметить, что хозяйство специализируется на молочной продукции, где на долю молока за данную динамику лет приходится 51% (в 2008 г. снижение на 25,8 % по сравнению с предыдущим годом и на 21,7 % — с базисным), на долю мяса 41% (увеличение за четырехлетний период на 7,7%). Для обобщающей характеристики рассчитывается коэффициент специализации за анализируемый период по формуле:
Кс=100/Ут(2п-1)
где Ут — удельный вес каждого вида продукции в общей товарной продукции;
п — порядковый номер отдельных видов продукции в ранжированном ряду.
Кс(2005г.)= 0,32
Кс(2006г.)= 0,32
Кс(2007г.)= 0,37
Кс(2008г.)= 0,365
Ведущей отраслью в хозяйстве является животноводство. В 2008 году на первом месте стоит продажа скота на мясо (впервые за исследуемый период) – 41%, на втором молоко –– 34,7%, следовательно, хозяйство имеет средний уровень специализации на молочно-мясном направлении.
Необходимо провести анализ основных экономических показателей деятельности СПК «Дружба».( Приложение Б).
Уровень производства валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий в 2008 году составил 202,7 тыс. руб., что на 59,2 % больше уровня 2005 года и на 27,2% — 2007г. При этом данный показатель отрасли растениеводства увеличился на 223,8 %, а животноводства – уменьшился на 12,8%. В том числе произошло увеличение товарной сельскохозяйственной продукции на 100 га на 153,3% по сравнению с базисным годом и на 85,4% по сравнению с прошлым годом.
Прибыль в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий от реализации продукции в 2008 г. значительно возросла в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом примерно на 7 тыс. руб., превысив уровень предыдущего года на 353,1%.
Рассмотрим производительность и оплату труда. Производство валовой сельскохозяйственной продукции на 1 чел.-час. прямых затрат в отчетном году увеличилась на 100,7 руб. по сравнению с базисным годом, а по сравнению с прошлым годом — на 58,6 руб.
Также увеличилась и оплата 1 чел.-час. в целом по производству. В 2008 году она составила 45,2 руб., что на 31,2 руб. больше 2005 года и на 19,7 руб. больше 2007 года.
Рассмотрим эффективность производственных затрат и основных средств. Производство валовой продукции на 100 руб. основных средств в 2008г. составило 40 руб., что на 82,6 % превышает показатель 2005г. и на 46,5% — показатель предыдущего. Производство валовой продукции на 100 руб. производственных затрат в 2008 году составило 109,1 руб. что на 8,4 руб. больше уровня 2005 года и на 6,2 руб. больше 2007 года.
Уровень рентабельности продаж в 2008 году составил 6,5 %, по отношению к 2005 году он увеличился на 1,2 %, а по отношению к 2007 году — на 3,9%.
Отношение прибыли к основным производственным средствам сельскохозяйственного назначения в отчетном году составило 2,1%, что на 1,5% больше базисного года и на 1,7% больше прошлого года. Следовательно, прибыль организации в отчетном году увеличилась по сравнению с прошлым годом и по сравнению с базисным годом.
Одной из важнейших характеристик финансового состояния предприятия, его независимости от заемных источников средств является коэффициент автономии. Нормальное значение этого коэффициента оценивается на уровне 0,6. Это означает, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами. В нашем случае очевидно, что коэффициент превышает оптимальное значение. В 2005, 2007 и 2008 годах его значение составило 0,84, в 2006 — 0,83. Превышение коэффициентом нормального уровня свидетельствует о недостаточности привлечения заемных средств. В данном случае именно долгосрочных кредитов, которые расширяли бы возможности инвестирования (таблица 2.3).
Таблица 2.3 продолжение
--PAGE_BREAK-- — Финансовые показатели деятельности предприятия
Показатели
Годы
Изменение 2008г. в % к
2005 г.
2006г.
2007г.
2008г.
2005г.
2006 г.
2007г.
Коэффициент автономии
0,84
0,83
0,84
0,84
100,0
101,2
100,0
Коэффициент манёвренности
-0,035
-0,049
-0,053
-0,125
357,1
255,1
235,8
Коэффициент ликвидности
2,56
2,15
2,10
5,7
222,7
265,1
271,4
Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, насколько мобильны собственные источники средств. Рассчитанные значения данного показателя говорят о том, что средства использовались неэффективно.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, что предприятие способно выполнить краткосрочные обязательства за счет текущих активов.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое состояние имеет отрицательную тенденцию, что впоследствии может привести к нестабильному финансовому состоянию предприятия и даже к банкротству. Основным фактором данной тенденции является низкая величина денежных средств предприятия.
Анализируя данные, полученные в таблице 2.4, видно, что всего в СПК «Дружба»с/х угодий было 2604 га в 2005и 2006гг., 2568 га в 2007 и 2008 гг. Из них пашня составляла соответственно 45,5%, 45,5%,45,1 и 45,3%. Хотя процент пашни увеличивается, это нельзя назвать улучшением, потому что при этом значительно снизилась общая земельная площадь. Это говорит о том, что руководство считает достаточным размер и структуру земель, либо не имеет достаточных денежных средств для их закупки и обработки. Более того, предприятие было вынуждено распродавать земли.
Земли расположены на среднерусской возвышенности. По рельефу она представляет слабоволнистую равнину, эрозия выражена слабо. В целом, рельеф благоприятен для применения сельскохозяйственной техники.
Таблица 2.4 — Размер и структура земельных угодий
Вид угодий
Площадь, га
Структура в % к итогу
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
1. Площадь с-х угодий – всего в т.ч.
2604
2604
2568
2568
53,8
53,8
53,4
53,6
— пашня
2203
2203
2170
2170
45,5
45,5
45,1
45,3
— сенокосы
175
175
175
175
3,6
3,6
3,6
3,7
-пастбища
191
191
188
188
3,9
3,9
3,9
3,9
— многолетние насаждения
-
-
-
-
-
-
— залежи
35
35
35
35
0,7
0,7
0,7
0,7
2. Из общей площади с-х угодий
— орошаемые
427
427
427
427
8,8
8,8
8,9
8,9
— осушаемые
-
-
-
-
-
-
3. Площадь не с-х угодий - всего
2240
2240
2240
2221
46,2
46,2
46,6
46,4
4. Общая земельная площадь - всего
4844
4844
4808
4789
100
100
100
100
В своем распоряжении хозяйство имеет 5 тракторов и 2 комбайна, из которых 1 зерноуборочный и 1 кормоуборочный, 1 сеялку, 2 сенокосилки. Доильная установка 1. Так же в наличии имеется 1 грузовой автомобиль. К сожалению, технические средства используются свыше эксплуатационного срока службы. Приоритет в организации отдается покупке новых, а порой и подержанных запасных частей для уже имеющихся средств, их капитальному ремонту, но не приобретению новой техники, что не может не сказываться на эффективности их работы, на качестве обработки почвы, а также заинтересованности работников при устройстве на работу.
СПК «Дружба»специализируется в животноводческой отрасли. В прошлые годы растениеводство так же занимало значительную роль в производстве, а сейчас предприятие стало специализироваться только на животноводстве. Это свидетельствует о том, что производство продукции животноводства выгоднее для хозяйства, чем продукции растениеводства.
В отрасли животноводства предприятие специализируется на производстве молока. Молоко производят I, II, и IIIсорта. Основная масса молока, жирностью 3,8% относится к первому сорту. Хранится молоко при температуре +4°С.
Рынками сбыта молока являются в основном молокоперерабатывающие предприятия Калужской области. На протяжении последних лет финансовое положение предприятия остается нестабильным: постоянно наблюдается дефицит денежных средств. Механизм же привлечения кредитных средств достаточно сложен, особенно в части его погашения из-за высоких процентных ставок.
В жестких условиях рыночной экономики, в рамках постоянной конкурентной продукции, основываясь на ряде факторов, таких как качество продукции, ее цена, условия хранения и реализации, погодные условия, предприятие вынуждено предпринимать ряд мер, позволяющих выпускаемой продукции оставаться востребованной как в настоящее время, так и в будущем. Для достижения этих задач на предприятии ведется ряд программ по получению инвестиционных средств в будущем. Эти программы нацелены на повышение качества продукции, совершенствование технологий и технологических процессов, сокращения стоимостных показателей, путем разработки и внедрения новых технологических решений, применения нового оборудования, оснастки, инструмента.
На современном этапе научно-технический прогресс в животноводстве неразрывно связан с укреплением кормовой базы на основе увеличения посевных площадей под кормовыми культурами, повышения их урожайности, совершенствованием технологии заготовки и хранения кормов (прежде всего, силоса, сена, зерновых концентратов), а также широким применением промышленных отходов и организацией рационального кормления сельскохозяйственных животных. Естественно, что в условиях рыночной экономики воспользоваться достижениями научно-технического прогресса в полном объёме возможно лишь при наличии соответствующих денежных средств.
Так же хозяйство не имеет в пользовании современных животноводческих помещений, необходимых для нормального содержания скота, производства продукции животноводства. Получение таких помещений требует дополнительных денежных средств, которых у хозяйства нет. Поэтому обеспечение лучшими животноводческими помещениями является одним из направлений повышения продуктивности, т.к. содержание животных в благоприятных условиях способствует повышению выхода продукции животноводства.
Подразделения хозяйства осуществляют свою деятельность на основе годовых, квартальных и месячных планов, рабочих планов и технологических карт, в которых основные показатели общехозяйственного плана доводятся до конкретных исполнителей. Они служат основой для координации работы структурных подразделений, регулирования взаимоотношений и договорных обязательств сторон. Критерием оценки работы внутрихозяйственных подразделений является уровень выполнения обязательств, от которого зависит заработок коллектива, сумма доплат и премий работникам.
Планы подразделений разрабатываются в два этапа. На первом этапе в соответствии с контрольными цифрами по продаже продукции государству, другим организациям и предприятиям и внутренними потребностями хозяйства (семена, натуральная оплата, общественное питание и др.) определяют объем производства валовой продукции растениеводства и животноводства в целом по предприятию в натуре, по видам и срокам производства с учетом качественных показателей и распределяют ее по направлениям использования. На основе этого плана с участием руководителей и специалистов подразделений составляются проектные задания структурным подразделениям. Разработка заданий осуществляется по следующим показателям: посевные площади, поголовье животных, урожайность культур и продуктивность скота, валовая продукция в натуре, по видам и срокам производства с учетом качественных показателей.
На втором этапе, после утверждения производственно-финансового плана предприятия, определяют лимиты (нормативы) трудовых и материально-денежных средств; планово-учетные цены на продукцию и товарно-материальные ценности, тарифы и расценки на отдельные виды работ и услуг; порядок и нормативы формирования фондов оплаты труда и материального поощрения подразделения; производительность труда (трудоемкость продукции); производственные затраты в натуре и стоимостном выражении в расчете на 1 га, голову скота, 1 ц или 100 руб. продукции и т.д.
В автопарке, строительстве производственная программа разрабатывается исходя из технически обоснованных норм труда, затрат материальных средств и наличия производственных мощностей.
2.2 Анализ товародвижения в СПК «Дружба»
Для проведения дальнейшего исследования целесообразно рассмотреть и проанализировать организацию продвижения товаров в СПК «Дружба».
В результате исследования было выявлено, что в СПК «Дружба» не уделяется внимание организации товародвижения, что является большим упущением.
В СПК «Дружба» все вопросы по организации системы управления, следовательно, и разработка товарной политики, возложены на директора и главного экономиста, то есть они целиком и полностью осуществляют деятельность, которую было бы целесообразнее возложить на маркетолога. Но данную должность на предприятии ввести нельзя, так как оно не отвечает необходимым требованиям.
Директор организации и экономист проделывают достаточно большой объем сложной работы, который совмещают со своими прямыми должностными обязанностями и несут ответственность за правильное и своевременно ее выполнение, что не может не сказаться на качестве выполняемых действий.
Отсутствие товарной политики и товародвижения, как ее неотъемлемого элемента, в СПК «Дружба» ведут:
· к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или текущих факторов;
· к неправильным решениям по распределению сил и средств;
· к потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Хорошо продуманная товарная политика не только позволит оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и послужит для руководства СПК «Дружба»своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.
Рассмотрим ассортимент товаров производимых и реализуемых СПК «Дружба». Ведущей отраслью предприятия является животноводство специализирующееся на мясомолочном направлении, следовательно, ассортимент хозяйства представлен в основном товарами животного происхождения.
Отрасль растениеводства является дополнительной, ее производство направленно в основном на внутрихозяйственные цели, в частности, на производство кормов.
Ассортиментную линейку СПК «Дружба» составляют:
● мясо КРС;
● молоко;
● овес;
● пшеница;
Товарный ассортимент организации достаточно узок. Основную массу в общем объеме сбыта продукции занимают мясо и молоко. За 2008г. было реализовано 1981 ц. молока, это больше по сравнению с 2005г. на 145 ц., по сравнению с предыдущим — на 23 ц. В первую очередь организация осуществляет реализацию молока на ОАО «Кировский молочный завод», а так же в детский сад и школу.
Деятельностью по исследованию и расширению рынков сбыта в хозяйстве никто не занимается в силу отсутствия специалиста.
СПК «Дружба»реализует молоко разного качества, а, как известно, цены на продукцию прямо зависят от её качества – жирности и сортности молока.
Оценку качества сырого молока проводят согласно ГОСТ 13264-70.
Кроме технологической пригодности молока, в стандарте предусмотрены гигиенические и правовые условия содержания, такие как содержание посторонних веществ, наличие пороков вкуса и запаха, фальсификация и другие.
В СПК «Дружба»применяется трёхкратное доение, но в течение суток происходят отклонения от распорядка по уходу и содержанию скота, что негативно сказывается на процессе доения.
Сразу после доения молоко поступает в приёмную молока, где отбирают пробу, в которой определяют физико-химические и микробиологические показатели, проводят органолептическую оценку, проверяют кислотность и температуру. Часто в хозяйстве случается так, что из-за невнимательности приёмщиц молоко высокого и низкого качества сливают в одну ёмкость. Как известно, если молоко первого класса по редуктазной пробе влить лишь 15% молока второго класса, то вся партия переходит во второй сорт.
Ухудшение качества молока в хозяйстве объясняется также тем, что часто нарушаются санитарные правила получения молока. Перед началом дойки доярки моют и дезинфицируют руки до локтя, чистят животных, вымя коровы обмывают водой, соски обрабатывают дезинфицированной водой, но иногда происходит соприкосновение молока с плохо вымытыми частями доильных аппаратов, ёмкостей для хранения, что ведёт к бактериальному осеменению продукта.
Большое влияние на состав и свойства молока оказывает режим и рацион кормления животных. В СПК «Дружба»из-за неправильно подобранного травостоя выпас коров на культурных пастбищах не обеспечивает их всеми необходимыми элементами питания, что ведёт к нарушению обмена веществ у животных, снижает продуктивность и качество молока. Введение в зимний рацион таких кормов как силос, сенаж, кормовая свекла, как известно, повышает удои и качество молока, но в хозяйстве часто нарушаются режимы кормления и доения животных, поэтому ухудшается качество молока из-за специфических особенностей кормов. Резкие запахи полыни, силоса передаются молоку, вызывая его пороки.
Объем реализации мяса КРС в живой массе в динамике лет так же увеличивается. Если в базисном 2005г. он составлял 156ц., то в отчетном 2008г. объем реализации мяса составил 403ц., что на 158% больше. Организация осуществляет продажу животных на мясо в калужский мясокомбинат.
Качество живого скота, сдаваемого на мясо, определяется степенью его упитанности, которая характеризуется развитием мускулатуры и отложениями подкожного жира. Упитанность скота непосредственно влияет на питательную ценность мяса – содержание в нём белка, жира, калорийность продукта, его вкусовые, кулинарные свойства.
Мясо получает высшую оценку, если оно содержит не менее 18-22% белка, не менее 18% жира, является нежным, сочным, с малым удельным весом костей и соединительной ткани. Необходимо также, чтобы животные были чистыми (без «навала» на кожном покрове).
Качество продукции животноводства зависит от многих факторов, главные из которых порода и физиологическое состояние животных, их возраст, условия получения молока и мяса (кормление и содержание скота, уход за ним, организация или отсутствие моциона, технология доения, качество санитарной обработки доильного оборудования, помещений, молокопроводов, тары и т.д.).
В СПК «Дружба»принята стойлово-пастбищная система содержания скота, при которой в стойловый период животных содержат в помещениях, а в пастбищный - продолжение
--PAGE_BREAK-- на природных и культурных пастбищах.
Качество мяса во многом зависит от наследственности животных, генетических факторов и кормления. Весь цикл откорма животных в хозяйстве разделён на три фазы. В первые две фазы идёт выращивание животных, а в третьей фазе доращивание и собственно откорм.
На качество мяса влияет также и тип кормления животных. Так в хозяйстве используются рационы с большой долей грубых и сочных кормов, что негативно сказывается на отложении жира и даёт постную говядину.
Несмотря на то, что производствоотрасли растениеводстванаправленно в основном на внутрихозяйственные цели, в частности, на производство кормов, СПК «Дружба» проводит реализацию овса и пшеницы, в том числеработникам хозяйства. Объем продаж продукции растениеводствав СПК «Дружба» в течение анализируемого периода возрастает. За 2008г. было реализовано 165ц. овса, что превышает значение 2005г. на 68 ц. (на 70,1%). Организация в до 2007г. не реализовывало пшеницу. В данном году ее было продано 22 ц., в следующем – 35ц.
Кроме того, поле 2006г. СПК «Дружба» вынуждено было отказалась от выращивания свиней, в результате чего предприятие снизило убытки, а освободившиеся материальные ресурсы и средства направило на производственные цели.
Таким образом, на протяжении всего исследуемого периода СПК «Дружба» работает относительно стабильно. Как показали исследования, в организации наблюдается подъем объемов реализации всей продукции. Нестабильными остаются только объемы продаж пшеницы.
Низкий уровень объема продаж в СПК «Дружба» можно объяснить невысоким объемом производства и низким качеством продукции, которое связано с:
· сокращением посевных площадей;
· снижением урожайности культур;
· высоким уровнем себестоимости продукции;
· использованием изношенного оборудования;
· выращиванием низкопродуктивного скота.
В сложившейся ситуации разработка политики товародвижения для СПК «Дружба» является крайне важным и необходимым, так как она позволила бы организации найти стратегический подход к решению данной проблемы. Все вопросы по решению данной проблемы руководитель предприятия должен возложить на специалиста по маркетингу, который пока отсутствует.
Решение о выборе каналов распределения – одно из самых сложных управленческих решений, которое необходимо принять предприятию. Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар на пути от производителя к потребителю. Каждый канал характеризуется присущим ему уровнем сбыта и издержек. Выбрав канала, предприятие, как правило, пользуется им в течение длительного периода времени.
Основным каналом реализации молока для СПК «Дружба» является ОАО «Кировский молочный завод», где производится его дальнейшая переработка и распределение. Приемщик возлагает на себя обязанности принимать продукцию в установленном количестве, ассортименте и сроки, определенные графиком поставок. Оплата производится по фактическим ценам, действующим на момент сдачи-приемки продукции. Так, в 2005 году было реализовано молока на сумму 1058 тыс. руб. по средней цене 5,8 руб. за 1 кг, а в 2008 году — на сумму 1626 тыс. руб. по 8,2 руб. за один кг. В течение года цены реализации часто менялись из-за высоких темпов инфляции. За продаваемое молоко Iсорта с температурой на момент приемки не выше 10оС дополнительно выплачивается надбавка (до 3 % от стоимости молока IIсорта).
Одновременно с расчетами за молоко покупатель оплачивает расходы по его доставке, т.е. сельскохозяйственное предприятие осуществляет либо центровывоз, либо самовывоз за счет организации-заготовителя, что позволяет поставщику избегать дополнительных издержек.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в СПК «Дружба» товародвижение осуществляется неэффективно. Это является следствием отсутствия в организации специалиста по маркетингу, в результате чего СПК «Дружба» реализует продукцию перерабатывающим предприятиям по низким ценам, не ведя поиск новых каналов распределения.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В СПК «ДРУЖБА»
3.1. Основные рекомендации по повышению эффективности товародвижения
Охарактеризуем основные каналы реализации молочной продукции. Канал нулевого уровня, т.е. по схеме «производитель – потребитель» представлен обычно либо продажей молока в счет натуроплаты, либо следующим образом. Хозяйство-производитель молока на своем транспорте выезжает в близлежащий крупный город и с бочек, либо с молоковоза реализует молоко в свежем виде. Целью использования этого канала является прежде всего получение наличных денег, хотя с другой стороны этот канал позволяет реализовать очень небольшой объем продукции. Преимущество этого канала заключается еще и в том, что молоко доходит от производителя к потребителю без посредников. Недостаток выражается в отсутствии стабильности в реализации молока, так как в один день хозяйство может продать большой объем молока, а в другой – гораздо меньше, многое зависит от желания потребителей.
Канал первого уровня представлен следующей схемой «производитель – розничная торговля – потребитель». Он обычно используется в том случае, когда хозяйство-производитель молока имеет в предприятии розничной торговли свою торговую точку.
Преимущество этого канала заключается в том, что хозяйство имеет возможность гарантированно сбывать часть своей продукции за наличные деньги. Недостаток, как и в случае реализации молока через канал «нулевого уровня», в том, что реализуется малый объем продукции. Поэтому несмотря на достаточно высокую свою эффективность, каналы нулевого и первого уровней основной проблемы сбыта молока не решают. В результате наибольшее количество молока реализуется через канал второго уровня (по схеме «производитель – оптовый торговец – розничная торговля – потребитель»). На практике этот канал имеет место в том случае, когда хозяйства-производители молока реализуют его на молзавод. В этом случае обычно заключается двусторонний договор, в котором не оговаривается количество реализуемой продукции (указывается лишь закупочная цена), что позволяет производителям сдавать весь оставшийся объем молока, который был не реализован по другим каналам. И это большое преимущество этого канала. К положительным моментам здесь следует также отнести и то, что государство дотирует хозяйства в случае сдачи молока на молзаводы, а также то, что молзаводы возмещают расходы, связанные с реализацией. Отрицательным и весьма существенным моментом при реализации молока через канал второго уровня является то, что молзаводы устанавливают низкие закупочные цены и задерживают оплату на несколько месяцев. И с этим трудно что-либо поделать, так как молзаводы фактически являются монополистами, чем они пользуются. В результате этого производители молока, которые сдают его только на молзавод в большинстве своем являются убыточными. Выход здесь видится либо в расширении сбыта молока через каналы нулевого и первого уровней, либо в создании внутри самих предприятий мини-цехов или мини-заводов по переработке молока.
Реализация молочной продукции имеет ряд своих специфических особенностей. Главная из них определяется свойствами самого молока – его высокой ценностью как продукта питания, малой транспортабельностью и небольшими сроками хранения. В целях повышения сохранности молока, предназначенного для реализации, в хозяйствах применяется товарная доработка молока, которая заключается в его очистке (фильтрации) и охлаждении до температуры не выше 10 градусов по Цельсию. Товарная доработка молока позволяет значительно увеличить сроки сохранности продукции до ее реализации. Это дает возможность вывозить продукцию максимум 2 раза в сутки (молоко вечерней дойки храниться на ферме в охлажденном виде до утра и вывозится вместе с молоком утренней дойки). А при хорошей организации товародвижения и надежно действующей системе первичной обработки молока – 1 раз в сутки (молоко вечерней дойки храниться на ферме в охлажденном виде до утра и вывозится вместе с молоком утренней дойки), что обеспечивает значительную экономию транспортных расходов, хотя одновременно увеличиваются расходы на сохранение продукции в стадии готовности к реализации. При реализации охлажденного и очищенного молока из него вырабатываются высококачественные продукты питания, пользующиеся спросом у потребителя.
Для того чтобы повысить эффективность молочной подотрасли скотоводства необходимо либо снизить себестоимость ее продукции, либо повысить качество реализуемой продукции, либо искать более эффективные каналы сбыта, продвигая на рынок новый вид продукции предприятия.
Молоко используется не только в натуральном виде, но и служит многокомпонентным сырьем для перерабатывающих предприятий. К качеству молока на всех стадиях предъявляются высокие требования. Сохранение его естественных свойств на пути от фермы до потребителя дело нелегкое, потому что молоко является питательной средой для бактерий.
Таким образом, для повышения эффективности производства СПК «Дружба» рекомендуем внедрение новых сельскохозяйственных технологий, особенно в отрасли животноводства, так как оно является основной отраслью организации.
Для более эффективного сбыта молока на данном предприятии предполагается открыть цех (мини-завод) по переработке молока для получения молочной продукции, отвечающей европейским стандартам потребительского рынка, и расширить работу по реализации молока и молочных продуктов напрямую с магазинами и в перспективе реализации через собственную торговую сеть.
Для достижения поставленной цели необходимо приобрести комплект технологического оборудования, разработанный отечественными специалистами для переработки цельного молока, охлажденного на ферме. Комплект охватывает весь технологический цикл от приемки молока до фасовки. Технологические инновации позволят выпускать переработанное по новейшей системе молоко, ультрапастеризованоое, срок годности которого при легко создаваемых оптимальных условиях составляет шесть месяцев. Данный вид продукции является экологически чистым. Все это делает товар конкурентноспособным и востребованным на рынке.
Для осуществления этих мероприятий необходимы денежные средства, которых у СПК «Дружба» на данный момент нет и не предвидится в ближайшее время. Поэтому необходимо будет оформить инвестиционный кредит.
В близлежащих городах и поселках городского типа наблюдается спрос на высококачественную молочную продукцию. Население предпочитает использовать в своем потреблении высококачественные молочные продукты из натуральных ингредиентов. Именно в этом и заключается преимущество нашей продукции перед зарубежными аналогами.
С целью сбыта готовой продукции следует наладить прямые контакты с магазинами г. Киров, п. Шайковка, п. Фаянсовая и ряда других населенных пунктов, расположенных поблизости. До пуска линии будут найдены новые источники сбыта продукции.
3.2. Оценка экономической эффективности от мероприятий по улучшению товародвижения
Для повышения экономической эффективности производства и реализации, как неотъемлемого условия товародвижения, предлагается на исследуемом предприятии установить линию по переработке молока фирмы БЕЛМОЛПРОМ.
Предлагается закупка мини-линии для переработки молока по ГОСТу 13264-88 непосредственно на самом предприятии.
Производительность линии составляет – 8 центнеров молока в смену; выпуск пастеризованного молока, творога, творожной массы, йогурта, сметаны, кефира. Остановимся конкретно на производстве молока.
Все оборудование будет размещено в одном помещении размером 6 х 7 метров, то есть площадь основного производственного помещения должна быть приблизительно 40-50 кв.м.
Кроме основного производственного помещения предусматривается небольшое помещение для лаборатории (8-10 кв.м.), охлажденное помещение для термокамеры для созревания термостатных кисломолочных продуктов (10-15 кв.м.), охлаждаемое помещение для хранения готовой продукции (не менее 15 кв.м.), складские помещения: женскую и мужскую раздевалку для рабочих, снабженную душем, так как это требуется санитарными правилами (для 4 рабочих достаточно 16 кв.м.)
В стоимость оборудования входят: пусконаладочные работы доставка и обучение служащего персонала с выработкой первой продукции. В качестве помещения будет использоваться двухэтажное административное здание общей площадью 250 кв.м. используемое в настоящий момент на 40%. Данное помещение полностью отапливаемо, к нему подведено электричество. Потребуется подвод водопровода и канализации. Затраты на эти цели составят 74,5 тыс.руб.
Для переоборудования помещения под цех и затрат на расходные материалы потребуется – 75000 руб.
Нормативный срок службы данного оборудования 8 лет, поэтому амортизация соответственно составит 12,5%.
Стоимость данного оборудования и всех прочих услуг по установке и наладки составит 623280 рублей. Соответственно отчисления на амортизацию линейным способом составят 623280 х 0,125 = 77910 рублей.
По проекту предусматривается обслуживание данного цеха четырьмя рабочими, а также шофер и грузчик по совместительству на доставку продукции к месту сбыта.
В таблице 3.1 представим расходы на зарплату.
Таблица 3.1 — Зарплата обслуживающего персонала
Должность
Зарплата в месяц руб.
Премия 50% от зарплаты, 2 раза в год.
Всего за год, руб.
Отчисления на социальные нужды 20%
Итого отчисления на зарплату
Технолог
10000
10000
130000
26000
624000
Помощник технолога
7500
7500
97500
19500
Рабочий
7000
7000
91000
18200
Рабочий
7000
7000
91000
18200
Шофер/грузчик
8500
8500
110500
22100
Итого
40000
40000
520000
104000
Отразим затраты на ГСМ для транспортировки молока. Молоко будет реализовываться в магазины ближайших крупных населенных пунктов ( г. Киров, расстояние – 25 км от предприятия, пос. Шайковка — 40 км, ст. Фаянсовая — 30 км от предприятия)
Учитывая разъезды в самих населенных пунктах и между ними, общая протяженность составит около 150 км. Доставка будет осуществляться грузовым автомобилем ГАЗЕЛЬ с расходом топлива 16 литров на 100 км.
Тогда затраты на бензин составят – 30 литров или 30х19 = 570 руб. в день. В год – 350х570 = 200000 руб.
Затраты на смазочные материалы составляют 7% от стоимости горючего:
200000 х 0,07 = 14000 руб. в год на смазочные материалы.
Затраты на ГСМ всего составят- 214000. Покупка автомобиля — 500000 руб.(отчисления на амортизацию линейным способом составят 100000 в год).
На обслуживание, текущий ремонт и другие расходы транспортного средства возьмем 5000 рублей в год. Суммарные транспортные расходы составят 319 тыс.руб. в год.
Характеристику оборудования приведем в таблице 3.2
Таблица 3.2 – Технические характеристики оборудования
Стоимость 1 кВт 2,3 руб. При прочих расходах электроэнергии их общая сумма составит – 115 кВт, следовательно, вся стоимость 2,3 х 115 = 264,5 рублей в день. В год – 92575 рублей.
Расходы на лицензию и сертификат составят – 45 тыс. руб.
Молоко будет упаковываться в герметичную упаковку — полиэтиленовый пакет вместимостью 1 литр.
Данная упаковка будет закупаться у фирмы ОАО «Техно-пакет» города Москва. Стоимость одной единицы составит 2 рубля. Необходимо будет разработать дизайн упаковки, его стоимость составит 9500 рублей. Расход упаковки представим в таблице 3.3
Таблица 3.3 — Потребность в таре
продолжение
--PAGE_BREAK--