Реферат по предмету "Маркетинг"


Формирование маркетинговой информационной системы организации

Кафедра: «Менеджмент»

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Маркетинг»
на тему: «Формирование маркетинговойинформационной системы организации».

Тольятти 2009

Введение
Адаптация к динамичнымизменениям рынка и выбор оптимальной стратегии развития становятся центральнойпроблемой деятельности российских предприятий в современных условиях. В такойситуации информационное обеспечение играет роль основополагающей подсистемыуправления. Мониторинг и оценка информации о внутренней и внешней средепредприятия, возможностях, предоставляемых рынком, его угрозах являются основойдля принятия решений не только в маркетинге, но и в управлении всейпроизводственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Проблемам методологиипроектирования и организации функционирования автоматизированных МИС с цельюобеспечения устойчивой и надёжной работы предприятий в рыночных условиях неуделялось достаточного внимания. В этом и заключается актуальность данной темы.
Особую актуальность сточки зрения необходимости теоретического и методологического обоснованияпредставляет собой исследование маркетинговых информационных систем, которыеодновременно являются частью корпоративных и элементом информационногопространства более высокого уровня (регионального, национального и мирового).Построение концепции маркетинговой информационной системы, а также формированиеее отдельных блоков и методического обеспечения, должны происходить с учетомважнейших трансформаций и требований формирующегося сетевого пространства.
Современные тенденцииразвития информационного общества находят частичное воплощение на микроуровне,что проявляется в существенных трансформациях структуры предприятий,возникновении разнообразных сетевых и виртуальных организаций.
Маркетинговыеисследования проводятся посредством соответствующего информационногообеспечения. Только располагая достаточным набором данных можно проводитьполное и качественное исследование.
Информационноеобеспечение представляет собой процесс удовлетворения потребностей конкретныхпользователей в информации, основанной на применении соответствующих методов иприемов ее определения, поиска, получения, обработки, накопления, адреснойвыдачи в виде, удобном для использования.
Поскольку маркетинговаяинформационная система (далее – МИС) не является сугубо технологической, аоснована, в первую очередь, на личном взаимодействии, внутрифирменных имежфирменных коммуникациях, ее потенциал определяется не столько техническимивозможностями современных средств информации, сколько множеством факторов,совместное действие которых необходимо учитывать.

1. Сущностьмаркетинговой информационной системы
Маркетинговаяинформационная система (МИС) объединяет всех, кто задействованы в маркетинговомисследовании (т.е. персонал), а также технические средства, процедуры,определенные методические приемы для сбора, обработки, анализа, распределениясвоевременной и наиболее точной информации, необходимой для принятияуправленческих решений (рис.1).
Г.А. Черчилль определяетмаркетинговую информационную систему как «совокупность процедур и методов,предназначенных для регулярного, планомерного сбора, анализа и распределенияинформации для подготовки и принятия маркетинговых решений».
/>
Рис. 1 — Маркетинговаяинформационная система
Маркетинговаяинформационная система предназначена для следующих целей:
1) раннего обнаружения возможныхтрудностей, проблем;
2) выявленияблагоприятных возможностей для оценки стратегий мероприятий маркетинговойдеятельности.
Основными преимуществамив использовании маркетинговой информационной системе являются:
1) отформатированный исистематизированный сбор информации;
2) широкий круг охватамаркетинговой информации;
3) высокая скоростьанализа маркетинговой информации.
Однако МИС дорого стоят:необходимые существенные первоначальные затраты.
Использование МИС встратегическом маркетинге для мониторинга конкурентной среды и принятиясоответствующих решений иллюстрируется в таблице 1.
Таблица 1 — ИспользованиеМИС для принятия маркетинговых решений
/>
Система информации – этосовокупность приемов, методов и средств сбора, классификации, анализа, передачии распространения информации, используемой при принятии решений в рамкахмаркетинговой программы предприятия.
МИС предоставляетвозможность анализировать собранную информацию.
Распространениеинформации требует направления проанализированных данных определенномуменеджеру в нужное время для принятия решения. Поэтому информационная системадолжна распознавать вид информации, требуемой в различных центрах принятиярешений на предприятии.
Источники информациимогут располагаться внутри и вне предприятия. (рис.2)
/>
Рис. 2 — Взаимодействиевнутренних и внешних источников информации
Внутренними источникамисчитаются данные службы маркетинга, сообщения службы внешнеэкономическихсвязей, внутренние статистические сведения и бухгалтерские отчеты, счетаклиентов, материалы ранее проведенных исследований. Как правило, все эти данныехранятся в компьютерном банке данных, в информационную базу которого включаютсявсе значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностьюфирмы.
Внешние источникиинформации – это материалы законодательного и инструктивного характера,публикуемые государственными органами власти, государственная статистика,отраслевые данные, отчеты и доклады исследовательских организаций, публикациирекламных агентств, специальные публикации торговых и промышленных ассоциаций,публикации конкурирующих предприятий, банки данных, средства массовой информации,Интернет.
МИС трансформируетданные, полученные из внутренних и внешних источников, в информацию,необходимую для руководителей маркетинговых подразделений (рис. 3).
/>
Рис. 3 — Взаимосвязимежду элементами МИС
МИС включает подсистемы:внутренней отчетности, слежения за внешней средой, маркетинговых исследований иподдержки принятия решений (рис.4).
/>
Рис. 4 — Подсистемы МИС

Подсистема внутреннейотчетности снабжает руководство данными об отгрузках, различных продажах ирасходах на маркетинг. Заводские отгрузки — это объемы товаров, которыепредприятие продает розничным и оптовым торговцам. Данные о розничных продажахклассифицированы с учетом марок, величины упаковки, магазинов, где товарприобретен, уплаченных сумм. При отсутствии таких данных предприятиямнеизвестно, сколько их продукции продали магазины за тот или иной период, азначит, они не могут оценить эффективность маркетинговой деятельности.
Подсистема внутреннейотчетности отслеживает и анализирует расходы на маркетинг. Эта информацияпозволяет маркетинговым менеджерам определять, не выходят ли издержки за рамкипервоначальной сметы, установленной для данной марки товара.
Подсистема слежения завнешней средой позволяет выявлять изменения в маркетинговой среде, которыемогут в будущем создать возможности или угрозу для предприятия. Информация,полученная из различных источников, сигнализирует о потенциальных изменениях:покупательского спроса, конкуренции, технологии, экономики, законодательства игосударственного регулирования.
Подсистема маркетинговыхисследований собирает данные о потребностях потребителей, их установках,предпочтениях, намерениях относительно покупок. Она получает информацию ореакции потребителей на стратегию предприятия посредством тестирования товаров,об эффективности рекламы и стратегий внутримагазинного стимулирования.
Подсистема поддержкипринятия решений (СПР) – это компьютеризированная система, предназначенная дляхранения и анализа информации, полученной из различных источников. СПР должнаобеспечить систематизацию данных о продажах, т.е. марок, упаковок, цен имагазинов, где эти товары были куплены. СПР обеспечивает возможности дляанализа данных и выдачу информации по запросу маркетинговых менеджеров.
Подсистема поддержкирешений используется в разных целях. Управляющие по сбыту с ее помощью изучаютпокупательские предпочтения, бухгалтеры обращаются к ней для анализа издержек исоставления бюджетных прогнозов, менеджеры могут проверить и оценитьэффективность маркетинговых программ по сбыту, позиционированию товара и т.д.
В ходе выработкиконцепции сбора рыночной информации возникают следующие альтернативы:
— полное или выборочноеисследование;
— единичное илимногоразовое исследование;
— моно- или многоцелевоеисследование;
— различные формы сбораданных — наблюдение, опрос, анкетирование.
Организация и условияфункционирования маркетинговой системы информации зависят от профилядеятельности конкретного предприятия, а функции соответствующих служб по сутидля всех едины. Они включают: определение задач и целей исследования, активныйпоиск и изучение интересующих данных, их регистрацию, обработку, анализ ивыработку рекомендаций по корректировке стратегии и тактики проведениядальнейших работ.
Очевидно, что единствотипового образа МИС не существует, так как каждое предприятие имеетопределенную специфику, свои требования к информации, анализу внешней среды, атакже ограниченные финансовые возможности.
2. Звенья и блоки маркетинговойинформационной системы
Согласно Ф. Котлеру,информационная система состоит из людей, оборудования и процедур сбора, оценкии распределения своевременной и точной информации, необходимой для принятиямаркетинговых решений. Маркетинговые информационные системы создаются с учетомконкретных потребностей предприятий и поэтому у каждого предприятия своясистема. Любое предприятие имеет ряд специфических особенностей как внутреннегохарактера (продукция, цена, сбытовая и коммуникационная сеть), так и внешнего(рынок, конкуренция, потребители и т.п.) влияющих на процессы принятия решений.В литературе в качестве минимального требования к маркетинговой информационнойсистеме обычно приводятся информационные потребности каждого элементамаркетинга.
По Ф. Котлеру,маркетинговая информационная система состоит из систем внутренней информации,маркетинговой разведки, маркетинговых исследований и аналитическоймаркетинговой системы.
Начальным звеноминформационной системы является менеджер по маркетингу. От него исходяттребования к информации, необходимой ему для работы. В соответствии спотребностями менеджеров по маркетингу создается информационная системапредприятия.
Система внутреннейинформации основывается на внутренних источниках данных (учет на предприятии).Каждое подразделение предприятия собирает и регистрирует данные о потребителях,продажах, затратах и текущем поступлении наличных средств.
Данные одногоподразделения могут быть полезны другим. Поэтому предприятию целесообразносоздать вычислительную сеть с базами данных, к которым имеют доступ всеучастники (любое подразделение). Каждое подразделение создает свою базу данных,в которую могут вводить информацию только работники подразделения. Работники остальныхподразделений имеют право использовать информацию, содержащуюся в этой базеданных, но они лишены возможности вносить в нее изменения и вводить новуюинформацию. На основе информации, содержащейся в системе внутренней информации,менеджеры по маркетингу сравнивают результаты различных решений в различныхвременных интервалах. Информация, получаемая на выходе из этой системы,необходима для принятия решений, оперативного управления и контроля.
Система маркетинговойразведки представляет информацию о динамике внешней среды. Ежедневнопоступающая информация позволяет менеджерам по маркетингу постоянно следить засостоянием маркетинга. Фиксируются прежде всего явления, имеющие большоезначение для развития маркетинга в будущем, а также представляющие потенциальнуюопасность. Система маркетинговой разведки черпает информацию из различныхисточников — от работников предприятия, потребителей, конкурентов, поставщикови посредников, изобретателей и рационализаторов, а также из различных печатныхизданий и рекламы. Нетрадиционным и до настоящего времени недостаточноиспользуемым источником такой информации является компьютерная сеть Интернет.
Система маркетинговыхисследований предусматривает проведение исследований с участием специалистов.
В задачи этой системывходят выявление и описание работ и проблем маркетинга, проектирование,развитие и оценка мер, предпринятых в этой области, мониторинг и контрольмаркетинга, оценка рыночного потенциала, определение характера рынка, анализобъема продаж, изучение и анализ товаров-конкурентов, исследование цен и т.п.Особенно важна информация о покупательских возможностях потребителей, ихотношении к изданиям, рекламе и ценам предприятия.
Маркетинговыеисследования могут выполняться научно-исследовательским подразделениемпредприятия или сторонними организациями соответствующего профиля.
В рамках аналитическоймаркетинговой системы разрабатываются модели и осуществляется техническийанализ маркетинговой информации и процесса принятия решений, после чегопоявляется возможность объяснить, предвидеть результаты и совершенствоватьмаркетинговую деятельность.
Эта система аналогичнасистеме поддержки маркетинговых решений. Она дает возможность менеджеру помаркетингу самостоятельно в диалоговом режиме использовать информацию, необходимуюдля принятия решений.
Аналитическаямаркетинговая система должна помочь составить и реализовать маркетинговый план.Работа менеджера по маркетингу требует непрерывного сбора и обработкиинформации. Перспективным и прогрессивным источником получения информации длямаркетингового управления предприятием и эффективного маркетинга являютсяинформационные сети. Заключение торговых сделок с помощью вычислительнойтехники — одно из наиболее быстро развивающихся направлений применения такихсетей, открывающих новые горизонты для деятельности. Самой крупной и быстроразвивающейся информационной сетью является Интернет.
Растет число предприятий,осуществляющих маркетинг на основе базы данных. Такая система можетпредоставить предприятию отрасли печати информацию о вероятности достиженияуспеха при продаже каждого конкретного издания.
Маркетинговаяинформационная система предприятия может включать:
1. информационный блок(базы данных);
2. банк моделей иметодик;
3. программные средства иинтегрированные системы.
Рассмотрим возможностиэтих блоков подробнее.
Базы данных
Маркетинговыйинформационный блок состоит из баз данных, пополняемых за счет проведения полевыхи кабинетных исследований. Полевые исследования в виртуальном маркетингереализуются ограниченно на основе методов электронных опросов ителеконференций. Наибольший удельный вес занимают кабинетные исследования,которые осуществляются путем поиска вторичной информации на электронных ибумажных носителях.
В настоящее время многиепредприятия, в особенности крупные, самостоятельно формируют базы данных.Необходимость такого рода деятельности возникает в связи со сложностьюобработки значительного объема постоянно меняющейся информации(многономенклатурное производство, большое количество потребителей, сложнаяструктура связей по поставкам). Формирование собственных баз данных позволяетрешать ряд конкретных прикладных задач, возникающих в ходе практическойдеятельности, а также служить информацией для стратегического анализа ипланирования. Конкретный характер и содержание баз данных определяетсяотраслевой принадлежностью, особенностями предприятия и характером выпускаемойпродукции.
Информационные модели иметодики
Вторым компонентоммаркетинговой информационной системы является банк моделей и методик, необходимыхдля систематизации и стандартизации исходных данных. Он формируется совместноспециалистами в области маркетинга и специалистами в области программногообеспечения. В настоящее время этот компонент маркетинговой информационнойсистемы на большинстве предприятий является наименее проработанным. Главнаяпричина этого кроется в недостаточности у специалистов данных областейквалификации в смежной области знания (у маркетологов – в сфере программирования,у программистов – в сфере маркетинговых исследований).
Программные средства иинтегрированные системы
Третьим важнейшимкомпонентом маркетинговой информационной системы являются средства обработкиданных. Они включают программные средства, экспертные системы и средстваподдержки решений, а также различные интегрированные системы управления,которые позволяют стандартизировать процедуру принятия решений в областимаркетинга.
В результате, если раньшебольшой круг достаточно сложных задач мог выполняться лишь квалифицированными вобласти маркетинга специалистами, то в настоящее время работу маркетолога можетвыполнять специалисты смежных подразделений. Распределение базы данных такжеукрепляет внутреннюю связность бизнес-процессов, т.к. обеспечивает возможностьпоявление важнейшей маркетинговой информации одновременно в различныхподразделениях компании.
3. Тенденции развитиясистем маркетинговой информации
 
Развитие системмаркетинговой информации было связано, прежде всего, с изменением ролимаркетинга в деятельности компаний и разработкой новых информационныхтехнологий. Если на самом первом этапе функционирования маркетинговыхинформационных систем (МИС) работа происходила с разрозненными массивамиинформации, поступающими из внешней среды нерегулярно, то постепенно процесссбора и обработки маркетинговой информации стал более систематизированным, аинформация – более интегрированной, что заметно облегчило анализ ииспользование данных внутри компании, улучшило качество данных, поступающих всистему. Кроме того, эволюция маркетинговых информационных систем шла от сбораи анализа детальной и рутинной информации к оперированию более обобщеннойинформацией, пригодной для принятия управленческих и стратегических решений.Процесс интеграции затронул не только маркетинговые информационные системы, нои другие информационные системы внутри компаний, обозначив новый этап в работес информацией – создание глобальных информационных систем.
Огромный импульс кразвитию современных систем маркетинговой информации дало усовершенствованиеинформационных технологий в 90-е годы, когда были разработаны и стали широкоиспользоваться системы, позволяющие значительно сократить издержки храненияединицы информации, увеличить скорость обработки и анализа данных, получилидальнейшее развитие телекоммуникации и электронные средства передачиинформации, расширились возможности работы с глобальным информационнымпространством Интернет.
Рост техническихвозможностей при создании информационных систем и расширение спектра решаемыхзадач в последние несколько лет привели к существенному росту числа компаний,использующих МИС в развитых странах.
Развитие системмаркетинговой информации и увеличение возможностей обработки и анализа данныхпривели к усилению роли МИС в информационном обеспечении принятия решений навысоких ступенях управленческой иерархии. Если раньше менеджеры высокого уровняопирались при принятии решений в большей степени на свою интуицию, чем наимеющуюся в компании информацию, а информационные системы использовались,главным образом, для обеспечения потребностей в информации низшегоуправленческого звена, то в настоящее время использование систем маркетинговойинформации менеджерами высшего и среднего звена неуклонно растет.
Среди современныхнаправлений в работе с системами маркетинговой информации в зарубежных странахможно назвать три основных: первое – внедрение новых методов сбора и анализаданных, второе – формирование новых подходов к анализу рынка с помощьюмикромаркетинга и маркетинга баз данных, и третье – применение нововведений вобласти организации имеющихся маркетинговых данных, воплотившихся в концепцииуправления знаниями.
Все МИС, действующие нароссийском рынке, можно разделить на несколько групп. К первой группе относятсяроссийские компании, которые не понимают ценности маркетинговой информации и неимеют ресурсов для ее использования. Вторая группа – это крупные российскиепредприятия с консервативным стилем управления, не понимающие ценности вмаркетинговой информации. Третья группа представлена российскими и небольшимизарубежными компаниями, которые понимают необходимость использования информациио рынке, но не обладают необходимыми ресурсами. И, наконец, в последней группекомпаний существуют полноценные системы маркетинговой информации.
В экономике развиваютсячетыре тенденции, обусловившие необходимость получения более обширноймаркетинговой информации:
1. Переход отрегионального маркетинга к маркетингу в масштабах страны и выход намеждународный рынок. Организации постоянно расширяют свои рынки.
2. Переход от покупательскихнужд к покупательским потребностям. По мере роста доходов покупатели становятсявсе более разборчивыми в выборе товаров. Все труднее предсказывать реакциюпотребителя на характеристики товаров, поэтому стало необходимым обращаться кмаркетинговым исследованиям.
3. Переход от конкуренциив ценах к неценовой конкуренции. Все больше используется индивидуализациятоваров, реклама и стимулирование сбыта. Необходимо знать, как реагирует рынокна предложение продавцов.
4. Конкуренцияпреобразуется в кооперацию-конкуренцию, то есть кооперация на этапе созданиятовара, а затем конкуренция на этапе производства и реализации.Фирмы-конкуренты объединяют усилия в дорогостоящих маркетинговых исследованияхи научных разработках новейших товаров.
4. Проектирование МИС
 
Очевидно, что маркетинговыеинформационные системы относятся к классу больших и сложных систем. Известно,что большая и сложная система характеризуется следующими признаками:возможностью разбиения системы на множество подсистем, цели функционированиякоторых подчинены общей цели функционирования всей системы; наличиемразветвлённой сети сложных информационных связей между элементами иподсистемами; взаимодействием системы с внешней средой; функционированием вусловиях воздействия внешних и внутренних факторов; наличием иерархическойструктуры.
Все эти признакихарактерны для МИС, причём они должны обладать такими основными показателямикачества функционирования как:
1) эффективностью(способностью к выполнению поставленной перед ней цели наилучшим образом);
2) надёжностью (способностьюк функционированию при отказе отдельных её элементов);
3) устойчивостью(способностью сохранять требуемые свойства в условиях воздействия различныхвозмущений).
При исследовании,анализе, проектировании, внедрении и эксплуатации МИС необходимо учитыватьперечисленные особенности и показатели качества сложных систем. Особое вниманиеследует обращать на учёт и анализ взаимосвязей и взаимодействий междуэлементами и звеньями информационной системы, между самой системой и внешнейрыночной средой. Решение этих вопросов при построении, внедрении и эксплуатацииМИС, естественно, следует осуществлять с использованием системного подхода,общепризнанного в методологии современного научного познания сложных систем.
Несмотря на различия вспецифике бизнеса основные требования менеджеров высшего звена к маркетинговойинформационной системе достаточно стандартны:
1) программа-минимум
— анализ динамики бизнеса(продажи, рентабельность) в различных разрезах (продукты, клиенты, менеджеры);
— управление и оценкаэффективности работы с клиентами (для корпоративного рынка);
— планирование, контрольи оценка эффективности коммуникаций.
2) стандартные требования
— программа-минимум;
— характеристикиконкурентов (цены, условия работы с клиентами, реклама).
3) программа-максимум
— стандартные требования;
— макро-характеристикирынка (емкость, тенденция развития, доли конкурентов);
— микро-характеристики(мотивации, потребительские ценности, алгоритм принятия решения о покупке).
Принципиальнымпреимуществом самостоятельного построения маркетинговой информационной системыявляется возможность учета специфики предприятия или фирмы (как отраслевой, таки организационной). Иначе говоря, это позволяет «сшить пиджак под клиента».
Основной задачейиспользования маркетинговой информационной системы является учет и анализ какперсональных (прямые контакты с клиентами), так и неперсональных (реклама,promotion, PR) воздействий на рынок и обратной связи от клиентов (отклики,продажи, рекламации). Система маркетинговой информации позволяет свести воединовнутреннюю учетную информацию компании (данные бухгалтерии о продажах),информацию собираемую о клиентах менеджерами по продажам, информацию,собираемую о рынке маркетологами (действия конкурентов, цены конкурентов,реклама фирмы и ее конкурентов, события, влияющие на рынок в целом (изменениезаконодательства, новые технологии и проч.)).
Основные требования кмаркетинговой информационной системе можно сформулировать следующим образом:
связь с существующейучетной системой, анализ работы как с существующими (имеющимися в учетнойсистеме), так и с потенциальными клиентами (еще не совершившими покупку);
комплексное решениеаналитических задач, которые возникают в службах маркетинга и продаж: анализсобственных продаж, организация, планирование и оценка эффективности работы склиентами, оценка влияния непрямого воздействия на рынок (реклама, promotionакции);
возможность разграниченияправ доступа как на уровне функций программы, так и на уровне отдельныхклиентов и их групп;
возможность произвольнойгруппировки продуктов, клиентов, менеджеров и ведения аналитики продаж вразличных разрезах.
Ключевыми этапамипостановки задачи на построение маркетинговой информационной системы являются:
1. Определениенеобходимых отчетов, необходимых для принятия решений менеджерами различныхуровней. На этом этапе каждый из будущих пользователей формирует собственныеинформационные запросы к системе (какую информацию, в каком формате и с какойчастотой он (она) хотели бы получить). Формы отчетов необходимо утвердить;
2. Выбор программнойсреды и формирование базовых отчетов в электронном виде;
3. Определение основныхпотоков входящей информации (что должно вводиться в программу) и алгоритмов ихпервичной обработки. На этом этапе определяется, какая исходная информациянеобходима для получения затребованных отчетов (все этапы, очевидно, будутносить итерационный характер. Например, может оказаться, что затребованная темили иным менеджером информация просто не может быть получена. В этом случаенеобходимо переформулирование запроса).
4. Определениенеобходимых источников информации и методов ее получения (например,маркетинговые исследования с отчетом в заданном формате, данные мониторинга ценконкурентов, фиксация обращений клиентов). В случае наличия запросов к учетнойсистеме (внутреннюю маркетинговую информацию (объемы продаж, цены реализации,клиенты, менеджеры) лучше брать из учетной системы предприятия) необходимопродумать схему конвертации данных (из каких полей учетной системы брать данныеи куда их заносить; как гибко реагировать на изменение учетной системы илиучетной политики).
5. Создание эскизныхотчетов и согласование их с пользователями;
6. Окончательноеформирование технического задания на разработку (доработку) ПО;
7. Утверждение технологийполучения маркетинговой информации, определение сроков, бюджетов иответственных за получение информации.
Практика показывает, чтоструктура маркетинговой информационной системы должна содержать следующиеосновные модули.

Заключение
Итак, в постиндустриальномобществе информация выступает составной частью процесса товарного производстваи становится важным его фактором, поскольку непосредственно влияет наорганизацию и управление хозяйственной деятельностью, квалификацию работников,на производительность и качество труда. Подобно труду, материалам и капиталу,она создает богатство. При анализе информационной деятельности существованиеряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, далооснование использовать по отношению к ней многие экономические характеристики,такие, как пена, стоимость, издержки, прибыль и т.д. И действительно, вкачестве экономического ресурса информация предназначается для обмена ипотребления, она имеется в ограниченном количестве, на нее есть платежеспособныйспрос.
Практическое воплощениевиртуального маркетинга возможно на основе создания маркетинговойинформационной системы предприятия, т.е. системы постоянного слежения, храненияи обработки маркетинговых данных, необходимых для выработки управленческихрешений.
Потребность созданиямаркетинговых информационных систем (МИС) связана прежде всего с тем, чтоинформация в маркетинге имеет ключевое значение, поскольку деятельность,ориентированная на удовлетворение потребностей общества, базируется на точномзнании конкретной ситуации, сложившейся на рынке.
Организовывая службымаркетинга (отделы, бюро, группы), руководители предприятий в целом понимают,что современная динамика рыночных процессов предопределяет необходимостьприменения системного подхода в управлении и использования новых информационныхтехнологий. Потребность создания маркетинговых информационных систем (МИС)связана прежде всего с тем, что информация в маркетинге имеет ключевоезначение, поскольку деятельность, ориентированная на удовлетворениепотребностей общества, базируется на точном знании конкретной ситуации,сложившейся на рынке.

Список использованнойлитературы
1.     Багиев Г.Л.,Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг. – М.: Экономика, 2001 – 703 с.
2.     Косов А.В.Маркетинг. – М: МИИГАиК, 2006 – 180 с.
3.     Перлов В.И.Маркетинг на предприятии отрасли печати. – М: МГУП, 2000 – 284 с.
4.     Попов Е.В.Планирование маркетинговых исследований на предприятии. – М.: Маркетинг, 2003 –115 с.
5.     Сейфуллаева М.Э.Маркетинг. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 255 с.
6.     Щегорцов В.А.,Таран Е.М. Маркетинг. – М., 2005 – 447 с.
7.     Эриванский Ю.А.Маркетинг. – М: МИФИ, 2003 – 220 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.