Реферат по предмету "Маркетинг"


Развитие УП Универсам Сухаревский

--PAGE_BREAK--

Рисунок 1. Чистая прибыль УП «Универсам «Сухаревский в 2005 – 2008гг.(Источник: данные таблицы 1)
Используемое предприятием имущество находится в коммунальной собственности г. Минска и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения; реестровый № 735 МнК. Соответствующее свидетельство за № 735 выдано 12.07.1999, переоформлено – 22.12.2001.

Деятельность предприятия неоднократно отмечалась почетными грамотами и наградами Мингорисполкома и Главного Управления потребительского рынка Мингорисполкома, наиболее значимыми из них являются: «Почетная грамота за санитарное состояние и обслуживание покупателей» в 2000 году и «Бронзовый Меркурий» в 2001. В 2003 году УП «Универсам «Сухаревский» занял первое место в городе по росту товарооборота за год (143%).

В настоящее время, не смотря на жесткую конкуренцию в районе, наличие и создание многочисленных объектов торговли в микрорайоне Сухарево, предприятие развивается и совершенствуется и по праву считается одним из лучших предприятий розничной торговли в Фрунзенском районе города Минска.

Финансовое состояние предприятия на конец 2008 года удовлетворительное: коэффициент текущей ликвидности – 0,97, что незначительно ниже норматива; коэффициент обеспеченности собственными средствами – 0,02 (норматив – 0,1), но дефицита средств для работы нет, более того, отрицательное значение данного показателя указывает на исключительно высокую интенсивность использования оборотных средств организации. За счет грамотного управления товарными и денежными потоками удалось профинансировать все плановые инвестиционные расходы по модернизации технической базы.

УП «Универсам «Сухаревский» не имеет просроченной кредиторской задолженности, за энергоносители, с персоналом по заработной плате, по налогам и платежам в бюджет. Показатели платежеспособности УП «Универсам «Сухаревский» представлены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели платежеспособности организации в 2007-2008 годах

Наименование показателя

Норматив

Фактически

по состоянию на 01.01.2008

по состоянию на 01.01.2009

1

2

3

4

1. Коэффициент текущей ликвидности

1

0,91

0,95

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,1

-0,1

-0,05

3. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

не более 0,85

0,48

0,5

Примечание. Источник: Отраслевое сопоставление показателей финансового положения предприятия, расположенное в Приложении 5.
Из таблицы 2 видно, что коэффициент ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами УП «Универсам «Сухаревский» ниже норматива, однако, если сравнивать данные показатели с показателями по отрасли по республике в целом (исходя из отраслевого сопоставления показателей финансового положения предприятий, представленного в Приложении 5), можно сделать заключение о том, финансовое состояние предприятия достаточно устойчиво. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами не превышает норму.




2. ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА БИЗНЕСА
Основной вид деятельности УП «Универсам «Сухаревский» — розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Данный вид деятельности предприятия обеспечен необходимой лицензией на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание № 50000/0317737, зарегистрирована в реестре лицензий Минского горисполкома за № 2437, действительна до 26.02.2009 г.

Предприятие имеет следующую торгово-производственную структуру:

— торговый зал с основным ассортиментом продовольственных товаров (площадь 450 м. кв.). Планировка торгового зала представлена в Приложении 4;

— три цеха для изготовления собственной продукции: цех по производству кулинарных изделий, цех по производству булочно-кондитерских изделий и цех по производству мясных полуфабрикатов;

— отдел строительных товаров «СтройДом»;

— отдел промышленных товаров;

— детский кафетерий «Сказочный мир»;

— винно-водочный отдел;

— с сентября 2006 года на балансе предприятия находится магазин по улице Маневича,9 с торговой площадью 55,7 м.кв.

Основной доход предприятие получает от торговли продовольственными товарами. Однако торговля непродовольственными товарами также имеет ряд преимуществ, основным из которых является то, что по непродовольственным товарам торговая наценка составляет 30%, тогда как на социально значимые продовольственные товары наценки регулируются государством, устанавливаются предельные розничные цены. За последние годы наблюдается совсем незначительное изменение структуры товарооборота магазина, представленное в Таблице 3. В 2009 году планируется увеличить долю непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота – представлено «рисунке 2».Кроме того, УП «Универсам «Сухаревский» в 2008 году оказывал населению ряд дополнительных услуг:

— гостевая автостоянка,

— прием предварительных заказов на продукцию собственного производства,

— продажа цветов и цветочной продукции,

— продажа книжной продукции,

— приемный пункт химчистки,

— банкомат,

— пункт страхования транспортных средств,

— аптечный киоск,

— пункт обмена валют,

— радиоинформирование покупателей в торговом зале,

— отдел здорового питания,

— доставка товаров и подарков на дом покупателям (по предварительным заявкам),

— регулярно организуются выставки-продажи с возможностью дегустации продуктов и акции с призами для покупателей,

— в период новогодних праздников комплектуются подарки по заказам населения,

— работает пункт по продаже средств мобильной связи и аксессуаров к ним, заключению договоров и предоставлению услуг мобильной связи,

— прокат и продажа аудио- видеопродукции.

В 2009 году вносить изменения в данные услуги не планируется.На предприятии внедрена система безналичного банковского расчета на основе пластиковых карт системы Белкарт и международной платежной системы VISA.


Таблица 3. Удельный вес товаров и товарных групп в товарообороте предприятия

№ п/п

Наименование товарных групп и товаров

Удельный вес в товарообороте

Изменение (+/-)

2007 год

2008 год

1

2

3

4

5

1

Мясо и птица

10

10,2

0,2

2

Колбасные изделия и копчености

12,3

11,4

-0,9

3

Рыба и морепродукты пищевые

2,5

2,6

0,1

4

Сельди

0,2

0,1

-0,1

5

Масло животное

1,3

1,3



6

Масло растительное

0,5

0,6

0,1

7

Маргариновая продукция

0,1

0,1



 
Продолжение таблицы 3

 
1

2

3

4

5

 
8

Майонезная продукция

0,9

0,9



 
9

Молоко и молочная продукция

9,8

10,1

0,3

 
10

Сыр

2,5

2,6

0,1

 
11

Консервы мясные

0,3

0,4

0,1

 
12

Консервы рыбные

1,2

1,1

-0,1

 
13

Консервы овощные

1,2

0,9

-0,3

 
14

Консервы фруктово-ягодные

2,2

2,4

0,2

 
15

Яйца и яйцепродукты

1,9

1,6

-0,3

 
16

Сахар

1,4

1,1

-0,3

 
17

Кондитерские изделия

6,6

6,8

0,2

 
18

Варенья, джемы, повидло, мед

0,1

0,1



 
19

Чай и кофе

1

1,1

0,1

 
20

Мука

0,5

0,5



 
21

Хлеб и хлебобулочные изделия

4,5

4,5



 
22

Крупа и бобовые

0,7

0,8

0,1

 
23

Макаронные изделия

0,3

0,4

0,1

 
24

Картофель

1

0,9

-0,1

 
25

Овощи

2,5

2,5



 
26

Плоды, ягоды, виноград, арбузы и дыни

3

3,7

0,7

 
27

Водка и ликероводочные изделия

5,5

6

0,5

 
28

Вино

3,1

2,5

-0,6

 
29

Коньяк

0,4

0,4



 
30

Шампанское

0,8

1

0,2

 
31

Пиво

2,4

2,8

0,4

 
32

Безалкогольные напитки

2,5

2,6

0,1

 
33

Мороженое

4,4

4,4



 
34

Другие прод. товары

1,8

1,3

-0,5

 
35

Итого прод. товаров

86,4

86,6

0,2

 
36

Итого непрод. товаров

13,6

13,4

-0,2

 
37

Всего

100

100



 
Примечание. Источник: Отчет о розничной торговле УП «Универсам «Сухаревский»
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Рисунок 2. Удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров в товарообороте УП «Универсам «Сухаревский»(Источник: данные таблицы 3)
Главной целью функционирования предприятия в 2009 году является сохранение и развитие своих позиций в максимальном удовлетворении спроса покупателей микрорайона. Это найдет выражение в росте розничного товарооборота и других показателей эффективности работы в 2009 году.

Основные задачи, для этого, запланированные в 2009 году:

— расширение и обновление ассортимента товаров и сопутствующих услуг;

— обоснованная замена импортных товаров в ассортименте отечественными;

— повышение производительности труда и культуры обслуживания;

— автоматизация административных и рабочих процессов;

— усиление ориентации на массового покупателя в организации работы;

— продвижение и реклама новых видов продукции, выпускаемых отечественными предприятиями путем проведения акций, дегустаций, рекламных акций, проведение распродаж и других промо-акций;

— организация в зале самообслуживания дополнительной зоны реализации колбасных изделий посредством установки холодильного оборудования с целью увеличения реализации колбасных изделий и, соответственно товарооборота;

— активное применение скидок на товары с долевым участием в скидке как производителя, поставщика, так и универсама;

— планируется вино-водочный отдел преобразовать в обособленный отдел по реализации продовольственных товаров с изменением графика его работы 7.30 до 22.30 с тем, чтобы жители района могли приобрести необходимые товары, что также будет способствовать росту товарооборота;

-организация новой услуги «Доставка товаров на дом покупателям в микрорайонах Сухарево, Красный бор, Запад посредством предоставления предлагаемых товаров на сайте универсама при заказе по телефону»;

— организация нового формата мелкорозничной торговли с расширенным ассортиментом продовольственных товаров, в том числе продукции собственного производства, реализация шашлыков, барбекю, охлаждаемых соков и напитков, мороженого и других товаров;

— установка на предприятии камеры шоковой заморозки, что позволит предложить покупателям широкий ассортимент свежезамороженной продукции собственного производства: чебуреков, вареников, блинов в ассортименте, круассанов, слоеного теста, основы для пиццы, что привлечет покупателей;

— согласование медиа-плана на радиостанции FMи в других СМИ с целью позиционирования универсама на рынке и для привлечения новых покупателей;

— достижение стабильной прибыльной работы универсама.

Стоящие перед предприятием задачи требуют работы с большим количеством поставщиков. В 2008 году численность контрагентов универсама устойчиво сохранялась в пределах 580-ти компаний, предприятий и фирм Договор УП «Универсам «Сухаревский» с одним из контрагентов представлен в Приложении 5, спецификация к договору в Приложении 6. За десять лет работы ненадежные поставщики товаров практически были отсеяны (так, в 2006 – 2007 годах предприятие работало более чем с 800 предприятиями). Жесткие требования, предъявляемые к контрагентам, будут сохранены и в планируемом периоде:

— своевременная поставка товаров;

— наличие всех сопроводительных документов, в том числе сертификатов качества, удостоверений о гигиенической регистрации, таможенных деклараций, ветеринарных свидетельств и пр.;

— поставка товаров надлежащего качества с хорошими сроками реализации;

— осуществление расчетов за поставленную продукцию не раньше чем через 30 календарных дней либо по факту реализации, за исключением мясомолочной продукции и продукции сельского хозяйства.

Договорной работе в УП «Универсам «Сухаревский» уделяется большое внимание, к договорам, не удовлетворяющим требованиям предприятия, заключаются протоколы разногласий либо дополнительные соглашения, образец которого представлен в Приложении 7. С поставщиками, отказавшимися подписать вышеуказанные документы, договора не заключаются.

В настоящее время численность контрагентов универсама устойчиво сохраняется в пределах 580 компаний и фирм.

УП «Универсам «Сухаревский» является аккуратным плательщиком по обязательствам. Это обстоятельство позволило добиться у многих крупных, значимых во всех отношениях для предприятия поставщиков отсрочки платежа в 30 – 40 дней. А это, в свою очередь, — позволило оптимизировать денежный оборот и, в частности, не расширять существенно кредитования в коммерческом банке.

Ожидается усиление прямой конкуренции для магазина со стороны новых торгово-розничных структур, открывшихся в непосредственной близости и превышающих по потенциальной мощности УП «Универсам «Сухаревский». Этот фактор учтен в данном бизнес-плане путем прогнозирования темпов роста розничного товарооборота, а также планированием повышенных по сравнению с настоящим временем величин текущих расходов на маркетинг.




3. ОЦЕНКА РЫНКА СБЫТА И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ
3.1 Ситуация в отрасли
Учитывая итоги развития торговли, можно констатировать, что в целом обеспечено стабильное развитие внутреннего потребительского рынка страны преимущественно за счет реализации товаров отечественного производства, высоких темпов развития розничного товарооборота, совершенствования материально-технической базы торговли, развития новых форм и методов продажи товаров, внедрения информационных технологий. Однако, по результатам мониторинга за 2008 год, представленном в Приложении 8 в торговле еще имеет место убыточность, отдельные торговые организации испытывают недостаток собственных оборотных средств.

Высокие темпы развития розничного товарооборота в предыдущие годы в немалой степени достигнуты вследствие благоприятной экономической ситуации, сложившейся в республике, и в первую очередь за счет роста реальных денежных доходов населения, обеспечения своевременной выплаты заработной платы, а также наращивания объемов производства товаров отечественного производства.

Цели, задачи и пути развития розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, расширения и совершенствования инфраструктуры розничной и оптовой торговли, общественного питания, совершенствования научной, технической и технологической политики, финансово-кредитного обеспечения торговых организаций, включая совершенствование принципов государственного регулирования и кадрового обеспечения в сфере торговли определены в Программе развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.

Согласно данной Программе в 2006 – 2010 гг. развитие розничной торговой сети будет осуществляться по двум основным направлениям:

— укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров;

— формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости.

По мере становления и развития отечественных торговых сетей рассматриваются предложения о возможности вхождения на белорусский рынок иностранных сетевых компаний.

География рынка сбыта продукции предприятия в 2008 году преимущественно ограничена рынком микрорайона «Сухарево». Согласно данным статистики на 01.01.2009 в микрорайоне «Сухарево» находится 18,5 тысяч квартир (семей). Микрорайон постоянно строится, что обуславливает высокий уровень платежеспособного спроса, а это влечет за собой присутствие в микрорайоне большого количества торговых организаций.

Универсам расположен достаточно удачно: плотная застройка «Высотками» в жилом районе, на оживленной дороге, ведущей к МКАД. Большинство квартир в микрорайоне куплены, а не выделены государством. Затруднений с подъездом не возникает, есть парковка, однако ее явно не хватает из-за постоянного использования порядка 20 парковочных мест жильцами близлежащих домов как «личной» стоянки в наиболее оживленные часы работы предприятия – с 19.00, что приводит к ежедневной потере потенциальных покупателей, и, как следствие, товарооборота ежемесячно до 15 млн. руб., в год – порядка 150 млн. руб.
3.2 Сегментирование покупателей
Покупатель представлен самым широким кругом лиц, различным по полу, возрасту, социальному и экономическому положению. Для более полного анализа потребителей рассмотрим следующие данные. Изучение покупателей УП «Универсам «Сухаревский» проводится на основании данных, представленных в Приложении 9. Результаты изучения покупателей универсама были получены путем анкетирования в декабре 2008 года силами торгового отдела.

Таким образом, среднестатистический покупатель УП «Универсам «Сухаревский» — это женщина, возраст которой 35 – 44 года, с составом семьи 3 – 4 человека, работающая, посещающая магазин 1 – 2 раза в неделю, со средним доходом на одного члена семьи 300 – 600 тысяч рублей. По наличию машины в семье респонденты выборочной совокупности разделились практически одинаково с незначительным перевесом в пользу респондентов, имеющих машину. Наиболее частая причина посещения УП «Универсам «Сухаревский» его расположение ближе других объектов розничной торговли к дому потенциального покупателя, о чем свидетельствуют данные таблицы 4. Именно на такого покупателя будет ориентироваться предприятие в выборе стратегии своего развития в 2009 году, изучая его потребности и предпочтения, а также проводя дальнейшие исследования потенциальных покупателей для более полного удовлетворения их спроса, а значит увеличения прибыли магазина и сохранения и увеличения доли рынка в микрорайоне Сухарево.
Таблица 4. Рейтинг причин наиболее частого посещения УП «Универсам «Сухаревский»

Причина

Количество респондентов

1

2

Ближе к дому

66

Широкий выбор

53

Нравится оформление магазина

10

Нравится обслуживание

17

Рядом почта, где дают пенсию

1

По пути

1

Свежие продукты

1

Цены ниже, чем в других магазинах

1

Дешевые сыры

1

Работаю в этом магазине

2

Удобная организация магазина

1

Чисто

1

Рядом есть хозяйственный магазин

1

Примечание. Источник: результаты исследований, проведенных силами торгового отдела УП «Универсам «Сухаревский»
Данные таблицы 5 характеризую динамику изменения количества чеков, то есть количества покупателей, суммы приобретения товаров в УП «Универсам «Сухаревский» за 2008 год. Следует отметить, что показатели декабря месяца значительно больше данных остальных месяцев, но связано это с большим количеством праздничных дней (Новый год, Рождество). Поэтому для более тщательного исследования данных показателей необходимо рассчитать среднее количество чеков, что составит 143181 и среднюю сумму одного чека – 13040 рублей.
Таблица 5. Динамика количества чеков и средней суммы чека за 2008 год

Период

Средняя сумма чека по продовольственному магазину

Количество чеков

Январь

15030

140308

Февраль

13030

137080

Март

13040

142508

Апрель

13040

143492

Май

15040

149440

Июнь

13040

137840

Июль

9050

133110

Август

9020

138880

Сентябрь

9030

144504

Октябрь

13060

146208

Ноябрь

13060

146004

Декабрь

21030

158800

Примечание. Источник: отчет ПО СуперМаг 2000 УП «Универсам «Сухаревский» за 2008 год

Данные, указанные в таблице 5 в совокупности с первичной учетной документацией предприятия и изучением экономической ситуации являются исходными данными для планирования товарооборота в 2009 году. Для устойчивого развития универсама и выполнения показателя по росту товарооборота, указанного в данном бизнес-плане необходимо чтобы сумма одного чека не опускалась ниже границы в 16000 рублей, принимая во внимание, что количество чеков значительно прогрессировать не может, так как значительного роста количества жителей близлежащих домов не предвидится, а из таблицы 8 сделан вывод, что наиболее веская причина посещения УП «Универсам «Сухаревский» его близость к дому покупателя. Динамика изменения количества суммы покупки по месяцам представлена «на рисунке 3». В 2009 году предприятием планируется сохранить намеченную положительную динамику путем сохранения «старых» покупателей и привлечения новых.


Рисунок 3. Динамика изменения средней суммы покупки по месяцам 2008 года(Источник: данные таблицы 11)
Динамика изменения среднего количества чеков по месяцам 2008 года представлена «на рисунке 4». Все эти данные учитываются при определении объемов поставок товаров а универсам для того, чтобы избежать отсутствия какой-либо продукции в наличии в продаже, в тоже время не допустить затаваривания и снижения эффективности использования оборотных средств.


Рисунок 4. Динамика изменения среднего количества чеков по месяцам 2008 года(Источник: данные таблицы 11)
3.3 Анализ конкуренции
Конкуренция относится к одному из неконтролируемых факторов микросреды универсама. Наличие конкуренции заставляет предприятие выявлять реальные потребности конкретных покупателей и формировать ассортимент товаров, наиболее полно их удовлетворяющих.

Универсам находится в плотном окружении торговых предприятий: крупный ТЦ «MAXIMUS», гастрономы Блеск, Блискавица, SL-маркет, открывшийся летом 2008 ТЦ «Праздник» (Вестер), ТЦ «Магнит», Гипердискаунтер ООО «Евроопт» и некоторых менее крупных структур – всего 18 торговых предприятий. Удельный вес наиболее крупных торговых предприятий микрорайона Сухарево в общем товарообороте района представлен «на рисунке 5».



Рисунок 5. Удельный вес предприятий розничной торговли микрорайона Сухарево в общем товарообороте района

(Источник: статистические данные Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома)
Данные рисунка 5 свидетельствуют о довольно сильной позиции универсама в районе по отношению к главным конкурентам, принимая во внимание тот факт, что площадь торгового зала УП «Универсам «Сухаревский» 450 квадратных метров, а площади торговых залов основных конкурентов: ТЦ «Праздник», ТЦ «Магнит», Гипердискаунтер ООО «Евроопт», ТЦ «MAXIMUS» более тысячи пятисот квадратных метров. Более того, Гипердискаунтер ООО «Евроопт» является импортером, что позволяет ему предложить покупателю цены на порядок ниже других предприятий розничной торговли. Сравнительный анализ розничных цен на некоторые товары представлен в Приложении 10.

Строительство в непосредственной близости от универсама (в радиусе 0,6-1 км.) и открытие в 4-ом квартале 2008 года крупного гипермаркета существенно обострило и без того напряженную конкурентную обстановку в микрорайоне, а для предприятия грозит потерей части постоянных покупателей.

Размеры предприятия и стоящие перед ним задачи наиболее полного удовлетворения растущего покупательского спроса требуют работать в 2009 году с большим количеством поставщиков.




4. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
4.1 Прогноз структуры розничного товарооборота
Основной акцент в товарной политике сделан на товары повседневного спроса, в первую очередь – продовольственной группы (непродовольственные товары занимают лишь 14% в общем объеме продаж).

Политика формирования цен универсамом, продвижения и коммуникаций в 2009 году останутся неизменными. Формирование цен будет осуществляться в соответствии с инструкцией «О порядке формирования цен и тарифов», утвержденной Постановлением Министерства экономики РБ от 10.09.2008 №183. Торговый зал предприятия в 450 м. кв. не позволяет организовать реализацию всех групп товаров, что на сегодняшний день готовы предложить производители и импортеры, поэтому после тщательного анализа, было решено в 2009 году оставить только тот товар, который пользуется стабильным и растущим спросом у потребителя. Однако ассортимент постоянно изучается и обновляется, товары с падающим или низким спросом покидают полки универсама – ассортимент снизился до 8000 наименований.

Немного иным образом складывается ситуация с товарами отечественного производства. В виду того, что предприятие государственное, ему ежегодно и ежеквартально доводятся квоты на выборку фондов некоторых групп товаров отечественного производства (плодоовощная консервация, фруктовая и плодоовощная консервация для детского питания, сигареты, шампанское, пиво, макаронные изделия «Барымак», рыба живая внутренних водоемов и т.д.). Кроме того, на каждый год Главным управлением потребительского рынка Мингорисполкома и Мингорисполкомом утверждается ассортиментный перечень, в котором четко указывается количество наименований по определенным группам товаров отечественного производства, которые предприятие просто обязано иметь в наличии. Ответственность за выборку фондов и поддержание обязательного ассортиментного перечня несет руководитель.         Продукции отечественного производства уделяется большое внимание для увеличения спроса на нее и наращивания объемов продаж: выкладка на приоритетных местах по всем правилам мерчендайзинга: правило «золотой полки», правило «вытянутой руки», проведение акций, дегустаций, распродаж, реклама в торговом зале по телевизорам и радио.

На предприятии уделяется особое внимание культуре работы с посетителями магазина, а также индивидуальной дисциплине персонала универсама, напрямую связанной с поддержанием общего технологического порядка в работе и росту комфорта покупателей. Много усилий руководства и сотрудников отведено улучшению выкладки товара как одному из важнейших факторов удовлетворения покупателей, роста товарооборота и конкурентоспособности предприятия.

В сложившихся условиях конкурентной борьбы руководством предприятия выработаны следующие принципы стратегии маркетинга на 2009 год:

1. Формирование своей индивидуальности, думая об интересах только конкретного потребительского окружения, которому эта специфика всерьез и надолго станет неоспоримо ценной при расходовании денег.

2. Наиболее полное изучение покупателей и рынка, определение оптимального ассортимента и разработка наиболее эффективной сбытовой политики.

3. Системно выстраивать весь набор рабочих инструментов (логистики, маркетинга, учета, планирования, экономики, финансов) под свою стратегию для адекватного ее поддержания.

4. Увеличить долю рынка, объемы продаж путем сохранения «старых» покупателей и привлечение новых, стимулирование продаж, увеличения спектра оказываемых услуг.

Годовой план предприятия предполагает развитие его в рамках сложившейся и хорошо освоенной им товарной и географической среды. Конкурентная позиция магазина в 2009 году будет отстаиваться и укрепляться испытанным в прежние годы способом: развитием ассортимента, повышением качества обслуживания. Не будут радикально модифицироваться каналы товародвижения и способы коммуникаций с покупателями. Ценовая стратегия останется в рамках, задаваемых нормативными документами Республики Беларусь. Правильным является развитие конкурентоспособности на пути предложения жителям микрорайона продуктов собственного производства, выпущенной из белорусских – в основном – продуктов, но с помощью внедряемых современных европейских технологий, обеспечивающих потребителям высокое качество.

Важной задачей, стоящей перед предприятием в 2009 году станет обеспечение поддержки отечественных производителей, недопущение фактов получения товаров от фирм-посредников по необоснованным ценам, при выборе поставщиков – учет уровня цен по данным отдела финансов и цен Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома согласно проводимому мониторингу ценообразования.

Заслуживает быть отмеченным социально-ориентированное стремление предприятия преобразовать детский кафетерий в сторону кафетерия семейного досуга, со специальными мероприятиями для детей разного возраста. В микрорайоне Сухарево в настоящее время очевиден дефицит подобных заведений.

Данные таблицы 6 характеризуют динамику розничного товарооборота предприятия в разрезе товарных групп за 2008-2009 годы




Таблица 6. Анализ и прогноз структуры розничного товарооборота и товарных запасов УП «Универсам «Сухаревский»

Наименование товарных групп

Розничный товарооборот за 2008г.

Планируемый розничный товарооборот на 2009г.

Отклонение

млн.руб.

в % к итогу

млн.руб.

в % к итогу

Сумма, млн. руб.

1

2

3

4

5

6

Все товары

25092

100

27641

100

2549

1.Продовольственные товары

21581

86

23771

86

2190

Мясо и птица

2310

9,2

2570

9,3

260

Колбасные изделия и копчености

2828

11,3

3150

11,4

322

Рыба и морепродукты

583

2,3

660

2,4

77

Сельди

43

0,2

55

0,2

12

Масло животное

324

1,3

360

1,3

36

Масло растительное

194

0,8

220

0,8

26

Маргариновая продукция

43

0,2

55

0,2

12

Майонезная продукция

237

1

275

1

38

Молоко и молочная продукция

2482

9,9

2760

10

278

Сыр

670

27

745

2,7

75

Консервы мясные

108

0,4

110

0,4

2

Консервы рыбные

237

0,9

220

0,8

-17

Консервы овощные

260

1

300

1,1

40

Консервы фруктово-ягодные

560

2,2

660

2,4

100

Яйца и яйцепродукты

388

1,5

415

1,5

27

Сахар

260

1

280

1

20

Кондитерские изделия

1640

6,5

1770

6,4

130

Варенья, джем, повидло, мед

20

0,1

25

0,1

5

Чай и кофе

324

4,3

360

1,3

36

Соль

22

0,1

27

0,1

5

Мука

130

0,5

140

0,5

10

Хлеб и хлебобулочные изделия

1057

4,2

1190

4,3

133

Крупа и бобовые

237

0,9

250

0,9

13

Макаронные изделия

108

0,4

110

0,4

2

Картофель

194

0,8

250

0,9

56

Овощи

625

2,5

690

2,5

65

Плоды, ягоды, виноград, арбузы

1057

4,2

1105

4

48

Водка и ликероводочные изделия

1575

6,3

1660

6

85

Вино

540

2,2

610

2,2

70

Коньяк

150

0,6

165

0,6

15

Шампанское

260

1

276

1

16

Пиво

820

3,3

860

3,1

40

Безалкогольные напитки

580

2,3

635

2,3

55

Мороженое

325

1,3

380

1,4

55

Другие прод. товары

390

1,6

433

1,5

43

Х/б ткани

25

0,1

28

0,1

3

Одежда и белье

11

0,1

20

0,1

9

Верхний трикотаж

110

0,4

110

0,4



Бельевой трикотаж

129

0,5

140

0,5

11

Чулочно-ночные изделия

165

0,6

200

0,7

35

Мыло хозяйственное

20

0,1

25

0,4

5

Мыло туалетное

25

0,1

25

0,1

 0

Синтетические моющие средства

183

0,7

190

0,7

7

Парфюмерно-косметические товары

276

1,1

304

1,1

29

Галантерея

175

0,7

195

0,7

20

Табачные изделия

500

2

550

2

50

Спички

2

 

2

 



Мебель

65

0,3

83

0,3

18

Металлическая посуда

30

0,1

35

0,1

5

Стеклянная посуда

41

0,2

20

0,1

21

Фарфорофаянсовая и керамическая посуда

36

0,1

25

0,1

-11

Электротовары

260

4

360

1,3

100

Инструменты

50

0,2

55

0,2

 0

Бумажно-беловые товары

150

0,6

165

0,6

 0

Школьно-письменные и канцелярские принадлежности

50

0,2

50

0,2

 0

Печатные издания

70

0,3

85

0,3

15

Теле- и радиотовары

142

0,6

165

0,6

 23

Игрушки

75

0,3

85

0,3

 10

Сельскохозяйственный и садово-огородный инструмент

10

 

12

0,4

 2

Хозяйственные товары

141

0,6

100

1,7

 -41

Строительные товары

375

1,5

470

1

95

Товары бытовой химии

240

1

280

1

40 

Другие непродовольственные товары

147

0,6

80

-14

-67

Итого непродовольственных товаров

3511

14

3870

 14

359


Планируется, что в структуре продажи продовольственных товаров в 2009 году будет наблюдаться тенденция повышения доли более ценных в питательном отношении продуктов питания, таких как овощи, фрукты, мясо, молоко, яйца, рыба и рыбопродукты, при одновременном замедлении темпов продажи кондитерских изделий, рыбных консервов, водки и ликероводочных изделий, плодов, ягод и винограда, ввозимых из-за рубежа.

Проведение выставок-продаж, дегустаций, гибкая ценовая политика будут способствовать росту продаж товаров отечественных производителей.

УП «Универсам «Сухаревский» в структуре продаж непродовольственных товаров запланировало рост реализации строительных и электротоваров, сложной бытовой техники. Немаловажным остается тот факт, что покупка бытовой техники, не смотря на сложную экономическую ситуацию, может осуществляться в кредит, а крупногабаритные товары доставляются потребителю бесплатно.

Задачи, стоящие перед предприятием в 2009 году – обеспечивать поддержку отечественных производителей, не допуская фактов получения товаров от фирм-посредников по необоснованно высоким ценам, при выборе поставщиков учитывать уровень цен по данным отдела финансов и цен Главного Управления Потребительского Рынка Мингорисполкома согласно проводимому мониторингу ценообразования.
4.2Рекламная кампания универсама в 2009 году
Система формирования спроса и стимулирования сбыта для УП «Универсам «Сухаревский», как и для других предприятий, имеет важное значение в достижении основной цели: получения прибыли и удовлетворения спроса покупателей. Универсам, подобно любому другому розничному предприятию прилагает усилия для максимального увеличения устойчивой прибыли, при этом сохранив лояльность покупателей в долгосрочной перспективе. Поэтому в 2009 году администрацией магазина запланировано поддержание и развитие уже наработанных в процессе функционирования задач стимулирования сбыта:

— универсам пользуется хорошей репутацией в районе (изучив покупателей магазина можно сделать вывод о том, что им нравится внимание к собственной персоне, нравится возможность в чем-то разобраться, что-то обсудить, посоветовать; поэтому здесь безукоризненно работает фактор слухов или, говоря по-научному, средство рекламного информирования под названием «межличностное общение»;

— дизайн торгового зала спланирован для максимального удобства покупателей (удобные стеллажи, холодильники и другая торговая мебель, доступная выкладка товаров, широкие проходы между рядами и другие);

— музыка в торговом зале универсама;

— высокая культура обслуживания покупателей;

— постоянная работа с качеством товара;

— высокая пропускная способность магазина (в зале самообслуживания размером 450 квадратных метров размещено 7 узлов расчета с квалифицированными кассирами, что позволяет избежать больших очередей даже в часы «пик»);

— товары размещены по товарным группам и очень компактно, что позволяет покупателям быстро найти необходимый им товар;

— и другие.

Не менее серьезная работа ведется и для стимулирования сбыта:

— проведение рекламных акций, дегустаций;

— предоставление скидок на товары;

— продажа товаров в кредит (в отделе «СтройДом»);

— радиореклама в торговом зале и отделах;

— трансляция рекламных роликов на жидкокристаллических экранах, установленных над узлами расчета.

Важным является тот факт, что УП «Универсам «Сухаревский» у многих контрагентов входит в список Vipклиентов, в связи с чем вышеперечисленные мероприятия по стимулированию сбыта оплачиваются самими контрагентами, что исключает необходимость магазина выделять дополнительные средства на маркетинг.

Таким образом, в 2009 году реклама и маркетинг станут ведущими направлениями деятельности УП «Универсам «Сухаревский», ведь если реклама сделана профессионально, то ей удается наладить эффективные коммуникативные отношения с потребителями, а это в свою очередь, обязательно сказывается на товарообороте.[24, с.21] Предприятием планируется установка еще одного жидкокристаллического монитора в отделе колбасных изделий (наиболее часто посещаемый отдел) и запись собственных рекламных роликов об отделах магазина, о продукции собственного производства, а также запись компакт-диска с радио-рекламой, так как реклама читается усилиями торгового отдела универсама, рабочий день которых с 9.00 до 18.00, необходимо чтобы реклама звучала и в их отсутствие (выходные дни, время после 18.00, которое характеризуется самым большим покупательским потоком.




5. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПЛАН
5.1 Материально-техническая база предприятия
Торгово-технологическое оборудование предприятия изготовлено фирмами «Арлекс», «Смук-Р», «Командор». Оно практически ничем не уступает западноевропейским аналогам. Некоторые предприятия-поставщики сами предлагают и размещают в универсаме свои охлаждаемые витрины, горки, шкафы, другое оборудование и торговую мебель современного дизайна для экспозиции поставляемого ими товара.

Планировка УП «Универсам «Сухаревский», размещенная в Приложении 4, обеспечивает легкость и простоту совершения покупок, создает максимальную видимость выложенных товаров и обеспечивает обозримость ассортимента, стимулирует совершение импульсивных покупок, минимизирует время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все необходимые продукты.

Основные принципы организации технологической планировки магазинаследующие:

— обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования;

— создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;

— создание привлекательного интерьера магазина за счет использования соответствующей мебели и торгового оборудования, инвентаря, подбор цветового решения, освещения. Схема планировки торгового зала представлена в Приложении 4.         

В целом, торгово-технологическое оборудование, торговая мебель и производственно-хозяйственный инвентарь предприятия достаточно современны, производительны и способствуют решению задач настоящего бизнес-плана. Состав основного оборудования УП «Универсам «Сухаревский» представлен в таблице 7. Отчет о наличии и движении основных средств и других Внеоборотных активов УП «Универсам «Сухаревский» за 2008 размещен в Приложении 12.
Таблица 7. Состав основного оборудования предприятия



Наименование

Кол-во

Мощность

Время

п/п

оборудования

шт.

кВт

работы

 

 



 

час/год

 

Вентиляционные системы

 

 

 

1

П-1

1

5,500

480

2

В-0

1

1,500

900

3

В-3

1

1,100

730

4

В-4

1

0,550

730

5

В-5

1

0,370

730

6

В-6

1

1,100

730

7

В-7

1

1,500

730

8

В-8

1

0,550

730

9

В-9 (строймат.)

1

0,400

2190

10

Кондиционер

2

0,700

1860

11

Кондиционер

7

2,000

1200

12

Кондиционер

3

5,000

1200

 

Холодильное оборудование

 

 

 

1

SPH 054Е 012

1

1,663

8760

2

SPL 024 Z012

1

1,980

8760

3

SPL 024 Z012

1

3,330

8760

4

SPH 022 E012

2

1,160

8760

5

SPM 054 Y012

1

2,180

8760

6

EXPO-98

1

0,600

8760

7

EK-51

2

0,210

8760

8

EK-40

1

0,200

8760

9

ITALIA-150

1

0,400

8760

10

ITALIA-200

1

0,490

8760

11

ШХ-0.56

1

0,600

8760

12

МХМ-268

1

 

8760

13

МХМ-161-50

1

 

8760

14

МХМ-162-50

1

 

8760

15

МХ-365

1

 

8760

16

ШВУ-0.4-1.3

5

 

8760

17

Хол.агр.ВОСК H6Х3/325

1

8

8760

618

Хол.агр.ВОСК H6Х4/425

1

10

8760

19

Хол.витр.Cold C14G

2

0,66

8760

20

Муром-190

1

1,57

8760

21

Муром-130

1

1,24

8760

22

Днепр-140 Р

1

0,51

8760

23

АНТ

2

0,2

8760

24

Хол.агрег.TFH24802В2

1

3,58

8760

25

CAPRI-200

1

0,73

8760

26

Хол.агр.Copeland

1

8,2

8760

27

Хол.витр.Неман-300

4

3,2

8760

28

Хол.витр.Неман-120

1

1,2

8760

29

Хол.агр.ВОСК HG4/385

1

10

8760

30

Хол.витр.Lion 125

2

0,9

8760

31

Хол.витр.Lion 188

2

1,37

8760

32

Хол.витр.Lion угол

2

0,4

8760

33

ROYAL-200

1

0,8

8760

 

Тепловое и технологическое оборудование

 

 

 

1

Кофеварка

1

2,5

1095

2

Упаков.пищ.продукт.

2

0,3

2190

3

ЭВПЗ-15

2

15

240

4

Кипятильник КНЭ-100

1

8

240

5

Шкаф ШПЭСМ-3

2

12

2190

6

Эл.плита ЭП-4ЖШ

1

12

2190

7

Эл. Гриль

1

3

3650

8

Шкаф жарочн.ШЖЭ-04

1

15

2190

9

Мясомассажер

1

1,75

2190

10

Электросковорода

1

6

2190

11

Эл.плита ПЭМ-4-01

2

17

1460

12

Печь СВЧ

4

1,2

730

13

Эл.сушитель«Веялис»

5

1

730

14

Маш.взбив.RE-24

1

1,5

2920

15

Мясорубка МИМ-300

1

1,5

1095

16

Мясорубка МИМ-600

1

2,2

1095

17

Картоф.МОК-350

1

0,55

1095

18

Изм.овощей ГАММА-5

1

0,62

1095

19

Миксер

2

0,24

2190

20

Тестом.машина

1

2,2

1460

21

Вибросито

1

0,9

2190

22

Маш.взбив. МВ-60

1

2,2

2190

23

Кассов.аппарат

5

0,025

4380

24

Весы электр.

8

0,017

4380

25

Маш.счета денег

2

0,09

1095

26

Эл.двиг.циркул.насоса

2

0,4

4380

27

Перфор.BOSCH

2

0,62

350

28

Машина сверлил.

1

0,45

350

29

Эл.чайник

4

1,8

1095

30

Тепловая завеса

1

12

1240

31

Компьютер

17

0,075

1800

32

Упаковщик BEFOR

1

0,45

2190

33

Упаковщик SL-44

2

1,7

2920

34

Тестораскат.машина

1

0,55

2920

35

Компрессор

1

1,5

350

36

Пароконвектомат

1

17,1

4380

37

Пароконвектомат

1

10

4380

38

Витрина тепловая

1

2,3

2920

39

Ксерокс

2

1,4

1800

40

Комбин.усилитель

1

0,5

4380

41

Телевизор

5

0,15

2190

42

Видеомагнитофон

1

0,15

1000

43

Кофемолка

1

2,1

400

44

Углошлиф.машин.DWT

1

2,2

350

45

Лифт грузовой

1

3,5

2920

46

POS-терм.

13

0,3

5110

47

Весы электр.с чекопеч.

12

0,03

4380

48

Сканер многопл.

8

0,009

5110

49

Ручной сканер

11

0,001

5110

50

Принтер печ.этк.

2

0,05

4380

51

Сервер

1

0,35

8760

52

Станок сверл.

1

0,35

350

53

Аппарат сварочный

1

 

100

54

Электрорубанок

1

0,6

200

55

Овощерез.RobotCupe

1

0,55

1095

56

Мясорубка Filmar

1

1,1

1095

57

Витрина тепловая WDL

1

0,65

2920

58

Принтер

7

0,5

1800



Оценка материально технической базы магазина на 01.01.2009 представлена в таблице 8.


Таблица 8. Оценка состояния материально-технической базы на 01.01.2009г.(млн. руб.)

 

Восстановительная стоимость

Остаточная стоимость

% износа

Дополнительная потребность

1

2

3

4

5

Всего

3516

2609

26

-

В том числе:







-

1.Основные производственные фонды

3438

2548

26

-

из них:







-

Здания, сооружения

2277

2072

9

-

Передаточные устройства

-

-

-

-

Машины и оборудование

1058

434

59

10

Транспортные средства

70

29

59

-

Производственный и хозяйственный инвентарь

33

13

61

-

2.Непроизводственные фонды

78

61

22

-

3.Неустановленное оборудование

-

-

-

-

Примечание. Источник: первичная учетная документация универсама.
Из таблицы 8 видно, что степень износа действующих фондов оценивается в 60%, при чем по машинам и оборудованию – в 59%. Эта величина отражает как политику амортизации, проводимую УП «Универсам «Сухаревский», так и уровень морального износа, учитываемый в ней. В целом же в универсаме произведена полная замена физически и морально устаревшего торгово-технологического оборудования (Письмо начальнику ГУПР Мингорисполкома «О вложении средств в техническое перевооружение предприятия» со дня открытия).

Для учета оборудования, числящегося на балансе предприятия составляется отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов.




5.2Товарные запасы
Для УП «Универсам «Сухаревский», как и для других торговых предприятий, важной составной частью товарного обеспечения хозяйственной деятельности, позволяющей достигать стабильного функционирования и устойчивости ассортимента, являются товарные запасы.

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торговой организации или предприятия. Поэтому работа специалистов торгового отдела УП «Универсам «Сухаревский» направлена на поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов, так как при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота организации, с устойчивостью ассортимента; излишние же запасы вызывают дополнительные убытки, увеличение потребности в кредитах и рост расходов на выплату процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние. Следовательно, вопрос количественного измерения величины товарных запасов и определение соответствия этой величины потребностям товарооборота весьма актуален.

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются. Анализ товарных запасов производится на основании отчета о розничной торговле.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной изменяющейся: он постоянно вовлекается в товарооборот, продается, перестает быть запасом. Так как товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Товарооборачиваемость, выраженная в днях товарооборота, показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т.е. оборачивается средний товарный запас. В УП «Универсам «Сухаревский» средняя товарооборачиваемость продовольственных товаров составляет 12,5 дней, непродовольственных товаров – 58 дней. Данный показатель рассчитывается путем нахождения частного от деления товарных запасов в денежном выражении на определенный период времени (как правило, месяц) на среднедневной товарооборот, получаемый делением месячного товарооборота на 30. В 2009 году планируется вести работу по снижению товарооборачиваемости до 10 дней по продовольственным товарам и до 30 дней по непродовольственным товарам.

Кругооборот товаров, смена статичной формы запаса динамичной формой товарооборота, составляет экономическое содержание процесса товарооборачиваемости. Последняя, являясь одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торговой организации, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения. Для УП «Универсам Сухаревский» на данном этапе актуально решение о постепенной ликвидации медленно продающихся товарных групп и их замещение быстро продающимися, однако это довольно сложный процесс, сопряженный с рядом объективных причин:

— отсутствуют возможности изменить товарную специализацию;

— произойдет резкое сужение ассортимента и круга покупателей;

— невозможно поддерживать отпускные цены на уровне конкурентов.

Основные положения, применяемые в универсаме при работе с товарными группами пониженной скорости оборота:

— внимательный отбор товарных групп, по возможности исключая группы с низкой скоростью продаваемости (оборачиваемости) из ассортимента;

— в случае резкого изменения покупательского спроса и попадания товара в группу с низкой скоростью оборота, использование всех доступных методов для скорейшей продажи этого товара;

— активное включение в ассортимент товаров с более низкой скоростью оборачиваемости.
5.3 Издержки обращения
В 2009 году на предприятии будет продолжена работа по снижению энергопотребления, экономии энергии и тепла: замена действующих светильников на энергосберегающие, реконструкция оконных проемов с установкой энергоэффективных стеклопакетов отечественного производства, оптимизация использования теплового и технологического оборудования цехов.

В УП «Универсам «Сухаревский» принята программа по снижению топливно-энергетических ресурсов на 2009 год, представленная в Приложении. Предполагаемый экономический эффект от вышеуказанных мероприятий представлен в таблице 10 .

Основными поставщиками топливно-энергетических ресурсов УП «Универсам «Сухаревский» являются РУП «МинскЭнерго» и «Минсккоммунтеплосеть». Предприятие оснащено современным торгово-технологическим оборудованием, которое позволит при рациональном его использовании и увеличении коэффициента загрузки достигнуть экономии электроэнергии.

Инвестиции планируются для приобретения торгово-технологического оборудования для демонтажа и реконструкции хлебного отдела. Весь объем инвестиций будет освоен за счет собственных средств.

Планируется, что данная мера в 2009 году позволит предприятию отказаться от ссудного счета в банке и работать за счет оборотных средств, а это прямая экономия средств, расходуемых универсамом (исключается плата процентов банку за пользование заемными денежными средствами).




Таблица 9. Программа привлечения инвестиций в развитие материально-технической базы и внедрения новых форм и методов торговли на 2009 год

Наименование мероприятия

Сумма

Ремонт помещений, в том числе

— замена дверей в охлаждаемой камере

— замена действующих светильников на энергосберегающие

— установка энергоэффективных стеклопакетов

10

Замена оборудования, в том числе

— приобретение жидкокристаллического монитора

— установка камеры шоковой заморозки

10

Благоустройство территории

10

Итого

30

Примечание. Источник: План основных ремонтно-строительных работ по УП «Универсам «Сухаревский» на 2009 год
Таблица 10. Выполнение целевого показателя энергосбережения

№ п/п

Наименование мероприятия

Период реализации

Затраты на реализацию, млн. руб.

Предполагаемый экономический эффект, млн. руб.

Срок окупаемости затрат

Ответственный

1

Организационные мероприятия

1 — 4 квартал

 

5,7

 

Администраторы, заведующие производством, заведующие товарными отделами

2

Поэтапная замена светильников и ламп на энергосберегающие

1 — 2 квартал

3

0,9

3 года

Зам. Директора Остроголовый С.Н.

3

Замена деревянных оконных блоков на пластиковые

2 квартал

10

0,75

12 лет

Зам. Директора Остроголовый С.Н.

4

Установка доводчиков дверей в отапливаемых помещениях

3 квартал

0,7

0,7

1 год

Инженер 1 категории Адарич А.И.


План издержек обращения на 2009 год строится на основании работы в прошлом и экономической ситуации сегодня и представлен в таблице 11.
Таблица 11. Анализ издержек обращения УП «Универсам «Сухаревский» за 2007 – 2008 годы по статьям затрат, план издержек на 2009 год

№ п/п 

Наименование статей 

2007 год

2008 год

Отклонение по уд. весу 2008г. от 2007

2009 год (план)

млн. руб.

в % к выручке без налогов

млн. руб.

в % к выручке без налоговгов

1

Транспортные расходы

20

0,11

22

0,1

-0,01

 30

2

Расходы на оплату труда

1709

9,55

2042

9,36

-0,19

 2093

3

Расходы на аренду (включая эксплуатационные расходы арендатора), лизинг

7,2

0,04

 

 

-0,04

 

4

Расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

215,7

1,2

244

1,12

-0,08

 320

5

Амортизация основных средств

190,8

1,07

137

0,63

-0,44

 144

6

Расходы на ремонт основных средств

47,6

0,27

160

0,73

0,46

 260

7

Расходы на санитарную одежду, столовое белье, столовую посуду и приборы

15,4

0,09

26

0,12

0,03

 29

9

Расходы на хранение, сортировку и упаковку товаров

23,1

0,13

24

0,11

-0,02

26 

10

Расходы на торговую рекламу

6,6

0,04

10

0,05

0,01

 26

11

Проценты за пользование кредитом, займом

17,5

0,1

14

0,06

-0,04

 36

12

Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации, технологические расходы (в пределах норм естественной убыли)

21,7

0,12

31

0,14

0,02

 36

13

Расходы на тару

2,4

0,01

3

0,01

 

 4

14

Отчисления в ФСЗН

598,4

3,34

722

3,31

-0,03

 741

15

Налоги/ отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения

31,1

0,17

48

0,22

0,05

 53

16

Прочие расходы

148,9

0,83

197

0,9

0,07

 362

 

Итого издержек обращения

3055

17,07

3680

16,86

-0,21

 

Примечание. Источник: [первичная учетная документация УП «Универсам «Сухаревский»
Анализ издержек обращения показывает, что в 2008 году произошел рост по статье «Расходы на ремонт основных средств», что обусловлено проведенным ремонтом фасада здания и дорогостоящим ремонтом автотранспорта. В 2008 году возросли также расходы на торговую рекламу – была произведена замена рекламной вывески предприятия. Рост расходов на оплату труда и отчисления в ФСЗН вызван произведенным повышением заработной платы в декабре 2008 года, обусловленным рекомендациями Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома и решением руководства универсама в связи с отставанием роста средней заработной платы по предприятию по сравнению с другими предприятиями розничной торговли города Минска.

Совокупность вышеперечисленных мер позволит повысить производительность труда, принесет предприятию экономию издержек обращения. Программа привлечения инвестиций на 2009 год в таблице 15.




6.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
По состоянию на 01.01.2009 в штате предприятия состоит 208 человек, в том числе административно-управленческий персонал – 48 человек, с высшим образованием – 35, в их числе административно-управленческого персонала – 22 (Организационная структура предприятия представлена в Приложении 15, а штатное расписание в Приложение 16).

Вносить какие-либо корректировки в организационную структуру УП «Универсам «Сухаревский» в 2009 году не планируется, так как она вырабатывалась годами и на сегодня удовлетворяет условиям эффективной работы предприятия. Следует отметить, что организационная структура управления предприятия построена по следующим принципам:

— единоначалие (каждый руководитель несет персональную ответственность за собственные результаты и за результаты работы своих подчиненных);

— делегирование полномочий (полномочия администрации распределены таким образом, что исключают необходимость вмешательства директора в узкоспециализированные вопросы);

— соблюдение норм управляемости (в подчинении каждого руководителя находится не более девяти человек);

— единство распорядительства;

— гибкость и адаптивность (при необходимости адаптации к каким-либо сложившимся условиям структура может быть изменена).

Управление персоналом магазина построено на совокупности регламентов и должностных инструкций. Это обеспечивает быстрое вхождение новичков и совсем молодых сотрудников в общий рабочий процесс. Распределение функций среди ряда старших руководителей, наглядно представленное на Схеме организационной структуры, отражает их индивидуальные навыки, умения, знания, сложившиеся с многолетним опытом работы в розничной торговле.

Кадровая политика предприятия строится на основе Указа Президента РБ №354 от 26.07.2004 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций»и программой «Кадры»на 2006 – 2010 годы, которая доводится Министерством торговли РБ. Согласно вышеуказанным документам на предприятии утверждены «План работы отдела кадров на 2008 год»представленный в Приложении 18 и «План работы с резервом руководящих кадров на 2007 – 2010 годы»(размещен в Приложении 19), а также строит свою работу инспектор по кадрам УП «Универсам «Сухаревский». Отдел кадров в магазине представлен инспектором по кадрам, так как в силу относительно небольшого штатного состава в наличии нескольких инспекторов по кадрам руководство предприятия необходимости не видит.

Комплектация кадрами происходит традиционными способами: через объявления о вакансиях, по рекомендациям учебных заведений.

Оплата труда работников магазина в настоящее время в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь состоит из следующих элементов:

— основой трудового вознаграждения является должностной оклад, определяемый на основе Единой тарифной сетки;

— надбавки, доплаты и премиальные, определяемые на основе личных трудовых вкладов работников, которые фиксируются Советом трудового коллектива и выражаются в коэффициентах трудового участия

Дополнительным стимулом – помимо желания основательно овладеть профессией – является мотив карьерного роста для работников магазина. В 2006 году на предприятии введена система кредитования потребительских товаров для сотрудников, работающих более одного года и отличающихся стабильно высоким качеством труда. Фонд оплаты труда предприятия формируется в соответствии с «Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду» Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, для чего на предприятии заполняется и предоставляется в органы статистики форма 1-труд. Динамика изменения фонда оплаты труда за 2006 – 2008 годы и план на 2009 год представлена «на рисунке 6».

На рисунке 6 отчетливо видна отчетливая тенденция роста фонда оплаты труда, исходя из чего, можно сделать вывод о росте средней заработной платы работников предприятия, поскольку их количественный состав существенно не изменялся.

Факторы, обеспечивающие нормальные условия труда работников универсама:

— удобные, современно оборудованные раздевалки;

— кондиционирование торговых помещений;

— регулярно обновляемая спецодежда;

— душевая и санузлы, укомплектованные предметами личной гигиены;

— внимание к пожеланиям персонала об изменении индивидуального режима работы по неординарным личным обстоятельствам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Рисунок 6. Динамика изменения фонда оплаты труда

На предприятии при оплате труда работников применяются следующие выплаты стимулирующего и социального характера (согласно распоряжению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.06.2008 № 09-01-09/3007п «О социальном пакете»), которые в дальнейшем будут сохранены и обеспечат стимулирование повышения квалификации, интенсивность труда, возмещение дополнительных затрат труда:

— при заключении контракта предусмотрено увеличение тарифной ставки (оклада) до 50 процентов с отнесением затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

— надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряженность в работе;

— премии за производственные показатели работы (увеличение коэффициента трудового участия работникам, получившим благодарности покупателей в Книге жалоб и предложений);

— надбавка за стаж работы (вознаграждение за выслугу лет);

— единовременные премии за выполнение особо важной и срочной работы;

— вознаграждение по итогам работы за год;

— доплата за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы (в 2009 году планируется изменить режим работы виноводочного отдела с 7.30 до 22.30 в связи с планируемой Горисполкомом ликвидацией мелких торговых точек (ларьков) на остановках общественного транспорта);

— доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (водителю грузового автомобиля);

— единовременные выплаты к профессиональным праздникам, юбилейным датам работников, организации;

— единовременные выплаты, связанные с рождением ребенка;

— выплата единовременных премий.

Кроме этого, в настоящее время неукоснительно действует вся система гарантируемой законом и государством социальной защиты, а также действует ячейка отраслевого профессионального союза, добросовестно выполняющая все свои уставные функции в меру финансовых и организационных возможностей, что будет сохранено и в планируемом 2009 году. На 2009 год в УП «Универсам «Сухаревский» запланирована динамика изменения среднемесячной заработной платы на одного работника, указанная в таблице 12.
Таблица 12. Прогноз среднемесячной заработной платы на одного работника универсама на 2009 год по месяцам

Среднесписочная численность, чел

Средняя заработная плата, тыс. руб.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

182

967

967

967

967

967

967

967

967

967

967

967

969,8



Важной составляющей кадровой политики магазина в 2009 году станет повышение квалификации кадров.

Основные показатели по труду и заработной плате УП «Универсам «Сухаревский»приведены в таблице 13.
Таблица 13. Показатели по труду УП Универсам Сухаревский

Показатели

Года

Ед. изм.

2007 год

2008 год

2008г. в % к 2007г. в действующих ценах

2009 год (прогноз)

2009г. в % к 2008г. в действующих ценах

Розничный товарооборот

млн. руб

20398

25092

123

27641

110,2

Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах

%

106,9

102,9



102



Сумма издержек обращения

млн. руб

3055

3680

120,4

4160

113

Фонд заработной платы, всего, млн. руб.

млн. руб

1710

2066

123,8

2118

102,5

Удельный вес заработной платы в сумме издержек обращения

%

56

56,1



50,9



Фонд заработной платы в процентах к товарообороту

%

8,38

8,23



7,66



в том числе:













Выплаты заработной платы из средств, относимых на себестоимость продукции

млн. руб

1708

2042

119,6

2093

102,5

в процентах к товарообороту

%

8,37

8,14



7,57



удельный вес в ФЗП

%

99,9

98,8



98,8



Выплаты заработной платы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

млн. руб

9,2

27,6

300

25

90,6

в процентах к товарообороту

%

0,05

0,11



0,09



удельный вес в ФЗП

%

0,54

1,34



1,18



Выплаты заработной платы по специальным системам премирования

млн. руб











Среднесписочная численность работников

%

179

182



182



Среднемесячная заработная плата

тыс. руб.

793

943,7



969,8



Отчисления на социальные нужды

млн. руб

598,4

722,5



735,6



Примечание. Источник: [Отчет по труду УП «Универсам «Сухаревский»
Деловое расписание УП «Универсам «Сухаревский» представлено в таблице 14.
Таблица 14. Деловое расписание УП «Универсам «Сухаревский» на 2009 год

№ п/п

Наименование мероприятий

Исполнители

Срок реализации

1

Увеличение удельного веса в товарообороте продукции собственного производства, мерчендайзинговый анализ ассортимента

Заместитель директора по торговле В.М. Ольшевская

2009 год

2

Планирование и организация идеологических и воспитательных мероприятий

Специалист по идеологической работе

Постоянно

3

Рост товарооборота, повышение производительности труда

Директор Н.И. Адарич

2009 год

4

Подготовка и проведение единых дней информирования

Члены информационно-пропагандистской группы

Ежемесячно

5

Замена светильников и ламп накаливания на энергосберегающие, замена оконных блоков на пластиковые, установка доводчиков дверей в отапливаемых помещениях

Заместитель директора по технике и оборудованию С.Н.Остроголовый

2009 год

6

Проведение работы по укреплению дисциплины труда, здорового морально-психологического климата в коллективе

Руководители структурных подразделений

Ежемесячно

7

Организация и проведение конкурсов профмастерства и художественной самодеятельности в рамках республиканских конкурсов работников торговли

Председатель профкома

В соответствии с планом ГУПР

8

Проведение субботников по благоустройству прилегающей территории

Заместитель директора по технике и оборудованию С.Н.Остроголовый

Апрель — май

9

Проведение ежегодного периодического медосмотра работников

Администраторы торгового зала

Январь, июль

10

Перезарядка огнетушителей

Специалист по охране труда и технике безопасности

Февраль

11

Приобретение медикаментов для аптечек

Кастелянша

Ежемесячно

12

Заключение договора с поликлиникой №2 на проведение предсезонной вакцинации против вируса гриппа

Специалист по охране труда и технике безопасности

Август

13

Обеспечение наличия запаса дезинфицирующих средств

Кастелянша

Ежеквартально

14

Ограждение хоздвора предприятия

Стройгруппа УП «Универсам «Сухаревский»

май — июнь
    продолжение
--PAGE_BREAK--



7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
В итоговом результате баланса доходов и расходов стоит отрицательная величина, объясняемая следующими обстоятельствами: в период 2003 – 2008 гг. предприятием производились масштабные ремонтно-строительные работы

Однако, по планируемым итогам работы универсама в 2009 году этот условный дефицит будет существенно сокращен.
Таблица 15. Баланс доходов и расходов УП «Универсам «Сухаревский» на 2009 год

Показатели

Сумма, млн.руб.

1.Наличие средств на начало года

-156

 -нераспределенная прибыль (фонд накопления, потребления)

40

 -амортизационный фонд

-196

 2.Доходы от реализации:

27931

 -выручка от реализации

27757

 -внереализационные и операционные доходы

30

 -начислено амортизационного фонда

144

 3.Привлеченные средства:



 -займы, кредиты



 -целевое финансирование из бюджета

27775

 4.Всего доходов:

27807

 5.Расходы организации:

10

 -объем инвестиций

3275

 -налог на добавленную стоимость



 -акцизы

45

 -обязательные отчисления и налоги из валовых доходов

530

 -налог с продаж

4160

 -издержки обращения

19452

 -покупная стоимость товаров

205

 -внереализационные и операционные расходы

113

 -налоги из прибыли



- чистая прибыль (убыток)

17

6.Остаток средств на конец года

-32


Таблица 16. Движение амортизационного фонда в 2009 году млн. руб



на 01.01.2009

2009 год

1 квартал

полугодие

9 месяцев

год

Остаток амортизационного фонда

-196

-196

-196

-196

-196

Начислено

x

36

72

108

144

Остаток на конец

x

-160

-124

-92

-52

Примечание. Источник: собственная разработка на основе первичной учетной документации УП «Универсам «Сухаревский»
Факторами увеличения доходности функционирования магазина в 2009 году являются:

— оказание услуг рекламно-маркетингового характера поставщикам (помощь в проведении акций, дегустаций, распродаж, рекламные ролики на телевизионных мониторах, установленных в торговом зале, радиореклама в торговом зале и отделах универсама, распродажи, палетная выкладка и приоритетные места выкладки (на уровне глаз, на уровне руки) и прочие;

— усиление маркетинговой составляющей посредством изучения мнений покупателей об ассортименте и сервисе;

— ускорение оборачиваемости товара за счет гибкого ценообразования (по итогам 2008 года средняя оборачиваемость продовольственных товаров составила 12,5 дней);

— снижение расхода материалов на упаковку товаров:

• при заказе товаров от поставщиков приоритет отдается фасованной продукции при условии, что это не отражается на цене;

• в магазине установлены аппараты для упаковывания товаров в термоусадочную пленку, что позволяет значительно снизить либо практически исключить естественную убыль (вымораживание свежемороженой рыбы, потеря влаги овощами и фруктами и др.), как следствие отсутствие необходимости перефасовывать товар;

— экономия тепло- и электроэнергии, воды.

Таким образом, в 2008 году предприятие подготовило основательную базу для полноценного развития в 2009 в интересах страны, трудового коллектива и своего массового покупателя – жителей микрорайона Сухарево.

Руководствуясь Рекомендациями Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома по разработке Бизнес-планов развития организаций торговли и общественного питания на 2009 год от 27.11.2008 и учитывая сложившуюся ситуацию в районе и в целом в республике, на предприятии запланированы основные финансовые показатели на 2009 год, указанные в таблице 18.

В таблице 17 представлен расчет денежных потоков УП «Универсам «Сухаревский» (2008 год и план на 2009 год).
Таблица 17. Расчет денежных потоков млн. руб

Виды поступлений и издержек

2008

2009 (прогноз)

1.Поступление наличности





1.1. выручка отреализации продукции, товаров (услуг)

25231

28043

1.2. собственные средства





1.3. кредиты, займы — всего

333

400

в т.ч.





1.3.1. краткосрочные

333

400

1.3.2. долгосрочные





1.4. централизованные источники финансирования





1.5. прочие доходы





1.6. полный приток денежных средств (сумма строк 1.1. по 1.5.)

25564

28443

2.Отток средств

25563

28441

2.1. затраты на приобретение основных фондов

141

10

2.2. прирост текущих активов

17910

20172

2.3. затраты на производство и реализацию (за вычетом амортизации)

3543

4096

2.4. налоги и неналоговые платежи из выручки (без преференций)

2490

2654

2.5. налоги из прибыли (без преференций)

146

109

2.6. погашение основного долга по кредитам

333

400

2.7. погашение процентов по долгосрочным кредитам





2.8. погашение существующей и отсроченной задолженности





2.9. полный отток денежных средств (сумма строк с 2.1. по 2.8.)

1

2

3.Излишек (дефицит) денежных средств (разность строк 1.7. и 2.10.)

1

2
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древний Рим политика
Реферат Hate Crimes Essay Research Paper What Hate
Реферат Ремонт агрегатов и систем транспортных средств фирмами-изготовителями
Реферат Формирование группового поведения в организации:
Реферат Символизация предмета маркетинговой коммуникации
Реферат Культ тантризма
Реферат Материальная ответственность сторон трудового договора 6
Реферат Основные параметры шпуровой отбойки
Реферат Сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании - обо всей системе УЧИТЕЛЬ
Реферат Магнитосфера Земли, ее структура. Комплекс мероприятий снижения шумов. Методы защиты расстоянием, временем от воздействия ЭМИ на биообъекты
Реферат Державна система реєстрації прав на нерухоме майно в Україні
Реферат Простатит
Реферат Взаимодействие нового полиамфолита на основе этил 3-аминокротоната и акриловой кислоты с ионами
Реферат Особенности исчисления и уплаты НДФЛ в ОАО Вимм - Билль - Данн
Реферат Between Two Fires A Review Essay Research