Содержание
Введение
1. Теоретические основы управления качеством продукции в современных условиях
1.1 Роль и значение качества продукции в условиях рыночной экономики
1.2 Методы получения комплексного и интегрального показателей качества продукции
2. Оценка системы управления качеством продукции ООО «Стародубский сыр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Сравнительный анализ реализации разных видов продукции
2.3 Система управления качеством на предприятии
3. Совершенствование управления качеством продукции ООО «Стародубский сыр»
3.1 Совершенствование управления качеством при реализации продукции в розничной сети ООО «Стародубский сыр»
3.2 Оценка конкурентоспособности продукции ООО «Стародубский сыр» и ее повышение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества.
По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой за ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».
Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.
В настоящее время именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний — яркое подтверждение этому. Такие компании, как «Макдональдс», «Дельта Эйрлайнз» и многие другие, наглядно демонстрируют эту зависимость. Но существует немало примеров, свидетельствующих о том, что фирмы терпят неудачи, так как качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.
Актуальность работы состоит в том, что на данный момент в России в условиях глобального экономического кризиса наблюдается повышение требований к качеству продукции, к организации системы управления качеством на предприятии, включения системы управления качеством в общую стратегию предприятия для повышения его конкурентоспособности.
Объект исследования – производственно-экономическая деятельность предприятия ООО «Стародубский сыр». Предмет – управление качеством продукции как перспективная область российской управленческой практики.
Таким образом, цель работы – анализ и оценка процесса управления качеством продукции на предприятии ООО «Стародубский сыр» в рамках реализации общей стратегии предприятия. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических и прикладных источников по управлению качеством продукции в России, по проблемам оптимизации этой деятельности в условиях развития рыночных отношений.
2. Планирование, организация и проведение комплексного маркетингового исследования рынка сыров для выявления перспективных направлений стратегического развития ООО «Стародубский сыр».
3. Анализ системы управления качеством продукции ООО «Стародубский сыр».
Методы и методики исследования: маркетинговые методы, горизонтальный и вертикальный анализ баланса; метод коэффициентов; методика комплексного анализа финансового состояния.
Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов В.В. Ковалева, Л.Т.Гиляровской, Г.В.Савицкой, Е.В. Стояновой и др.
При написании работы использовались учебные пособия и учебники по инновационному, стратегическому и финансовому менеджменту, антикризисному управлению, экономическому анализу, теории управления, монографии и научные статьи в периодических изданиях. Также использовались нормативно-правовые акты РФ. Для решения вышеперечисленных задач использовалась годовая бухгалтерская и финансовая отчетность ООО «Стародубский сыр» за 2007-2009 гг.
1. Теоретические основы управления качеством продукции в современных условиях
1.1 Роль и значение качества продукции в условиях рыночной экономики
В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным желанием. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.
В области качества произошла подлинная революция. Именно с помощью современных методов менеджмента качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов управления качеством. Между тем повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях.
Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни. Между качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.
Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества».
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента — менеджмент качества.
В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) — всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. То есть стандарты ИСО — жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1).
Наверху пирамиды находится TQM — всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, требуемых условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.
/>
Рисунок 1 — Пирамида качества
Для дальнейшего уточнения понятия «управление качеством продукции» целесообразно уточнить трактовку понятия «продукция». Необходимость такого уточнения обусловлена тем, что понятие «продукция» не совсем точно дается даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации. Так, в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» приведен показатель «выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг...». Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие «продукция», т.е.в комплексное понятие. Это — результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т.п.) называют работами.
Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т.п.). Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия.
В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий. С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие надежность. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов. Качество, как его понимает производитель, и качество, как его понимает потребитель, понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов. --PAGE_BREAK--
В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономики. В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя, в рыночной экономике — с позиции потребителя.
Качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
Идея такого подхода к определению качества продукции содержится в специальной науке — квалиметрии. Квалиметрия — наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.
Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции. Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:
— технический уровень, который отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;
— эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;
— эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т.п.);
— техническое качество, предполагающее гармоничную увязку ожидаемых и фактических потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, срок службы).
Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое изделие воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость. Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.
По мере развития экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрение. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.
В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества. Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.
Различного рода конкурсы с присуждением их победителям почетных наград широко используются в мировой практике. В России функционирует Совет по присуждению премий Правительства в области качества продукции. В декабре 1996 г. был объявлен конкурс, имевший целью привлечь внимание субъектов российской экономики к качеству продукции. В конкурсе участвовали 68 предприятий, руководители которых первыми оценили значение конкурса. Характерно, что 1% общего числа соискателей премий представляли малый бизнес, который дает России 14% валового внутреннего продукта. Учрежденный приз за качество состоит из диплома, благодарности правительства и права изобразить символ качества на продукции. Победители в конкурсе на лучшее качество продукции благодаря этому могут повысить эффективность рекламы. Основная цель конкурса — помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.
Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качестно обеспечивает конкурентоспособность товара. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).
Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей, например между металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.
Достаточно высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит ритмичность производственного процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов оборудования из строя, возникновения «узких» мест.
Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо большего эффекта можно достичь разработкой долгосрочных программ по предотвращению дефектов. До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках. Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.
Значение повышения качества хорошо иллюстрируется на примере Японии. После Второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством. Изучая опыт различных стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции.
В итоге проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые японские стандарты качества. В Японии возникло новое понятие «культура качества». Культура качества — комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия, перешла к тотальному (всеобщему) контролю качества. Новая система выходит за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется. Значение тотального контроля качества состоит в том, что он усиливает воздействие запросов потребителей на качество продукции. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение. Таким образом потребителей интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции.
В 2008 году в рамках Программы «100 лучших товаров России было проведено исследование 860 лучших промышленных предприятий. В анкете был поставлен вопрос о том какие формы и методы обеспечения качества использует данное предприятие и организация. Итог опроса:
а) предприятия-дипломанты правительственной премии в области качества — 2,5%;
б) система качества, сертифицированная по ИСО 9000 — 3,1%
в) действует КС УКП — 9,3%;
г) аттестован техпроцесс — 6,6%;
д) усиленный контроль ОТК – 30,4%;
е) осуществляется самоконтроль — 15,2%;
ж) проводятся приёмочные испытания — 16,9%;
з) имеется сертификат на производство данного вида товаров — 3,4%.
Опрос показывает, что около 10% предприятий еще не пользуется системно-комплексным подходом к управлению качеством, к восприятию новейших разработок уверенно могут приступи лишь около 6% предприятий.
Необходимые свойства, которые должна иметь система качества: равновесие — когда все её элементы функционируют в пределах заданных параметров; устойчивость — способность противостоять воздействию внешних и внутренних факторов.
1.2 Методы получения комплексного и интегрального показателей качества продукции
Уровень качества продукции — относительная характеристика её качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовым значением показателя является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый период времени.
Согласно ГОСТ 15467-79, оценка уровня качества продукции это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Этапы и цели оценки качества продукции
А. На стадии разработки продукции (оценка проектировочного качества).
1) установление класса и группы продукции;
2) выбор и обоснование номенклатуры показателей качества;
3) выбор базового образца;
4) выбор метода определения показателя качества;
5) определение численных значений показателей.
Б. На стадии производства продукции (оценка качества изготовления).
1) установление методов и средств контроля качества;
2) выбор метода определения показателя качества;
3) определение фактических значений показателей;
4) оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности.
В. На стадии эксплуатации (оценка качества в эксплуатации):
1) установление способа получения информации о качестве;
2) определение фактических показателей качества;
3) определение полезного эффекта и суммарных затрат;
4) оценка рекламаций;
5) получение результатов оценки и принятие решений.
Для оценки уровня качества вся промышленная продукция разделена на два класса. Первый класс (продукция, расходуемая при использовании): продолжение
--PAGE_BREAK--
1) сырье, топливно-природные ископаемые и т.п.;
2) материалы и продукты (лесоматериалы, масла и смазки, химические продукты и др.);
3) расходные изделия (жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, кабели в катушках и т.п.).
Второй класс (продукция, расходующая свой ресурс):
1) неремонтируемые изделия (полупроводниковые приборы, подшипники, шестерни и т.п.);
2) ремонтируемые изделия (технологическое оборудование, измерительные приборы, транспортные средства и т.п.).
Номенклатуру показателей качества продукции устанавливают с учётом назначения и условий её применения, требований потребителей. Исходную номенклатуру показателей качества продукции устанавливают по рекомендациям табл. 1.
Таблица 1 — Применяемость основных показателей качества по классам и группам продукции
Показатели качества продукции
Первый класс продукции/группы
Второй класс продукции/группы
1-я
2-я
3-я
1-я
2-я
Назначение
+
+
+
+
+
Экономичность
+
+
+
+
+
Надежность:
безотказность
долговечность
ремонтопригодность
сохраняемость
-
-
-
+
-
-
+
+
-
-
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
Эргономичность
-
+
+
+
+
Эстетичность
-
+
+
+
+
Технологичность
+
+
+
+
+
Транспортабельность
+
+
+
+
+
Стандартизация и унификация
-
-
+
+
+
Патентно-право вые показатели
-
+
+
+
+
Экологичность
+
+
+
+
+
Безопасность
+
+
+
+
+
Примечания:
— Знак "+" означает применяемость показателей, знак "-" — неприменяемость.
— Вместо показателей ремонтопригодности для 2-й и 3-й групп продукции применяются показатели восстанавливаемости.
— По согласованию с заказчиком (потребителем) могут быть допущены отклонения от рекомендаций таблицы.
Методы определения значений показателей качества продукции:
1. По способам получения информации:
а) измерительный метод — основан на информации, получаемой от технических измерительных средств;
б) регистрационный — используется информация, получаемая путем подсчёта (регистрации) числа определенных событий (например, регистрация количества отказов изделия при испытаниях);
в) органолептический — используется информация, получаемая в результате анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, вкуса и т.п. Точность и достоверность результатов зависят от квалификации лиц, выполняющих эту работу, а также от специальных технических средств (микроскопы, микрофоны и т.п.). Этот метод наиболее широко применяется при оценке качества предметов потребления, в том числе продуктов питания (напитки, кондитерские, табачные и парфюмерные изделия);
г) расчётный — основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества продукции от её параметров. Применяют при проектировании продукции, когда ещё отсутствует опытный образец.
2. По источникам получения информации:
а) традиционный — показатели качества определяются работниками экспериментальных лабораторий, конструкторских отделов и т.д. Информация о показателях формируется в процессе испытаний продукции, условия проведения которых должны быть приближены к эксплуатационным;
б) экспертный — показатели качества определяются на основе решения специалистов-экспертов;
в) социологический — основан на мнении фактических или возможных потребителей продукции. Сбор информации осуществляется в ходе устного опроса или с помощью распространения анкет, а также путем организации конференций, выставок, аукционов и т.п.
Для оценки уровня качества продукции применяют следующие методы.
1. Дифференциальный метод предусматривает определение единичных показателей и их сравнение с базовыми величинами.
Уровень качества продукции считается ниже базового, если хотя бы один из относительных показателей хуже базового.
2. Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателей. Обобщенный показатель может быть выражен тремя типами показателей:
а) главный показатель устанавливают при наличии необходимой информации (например, для автобусов — производительность в пассажиро-километрах);
б) интегральный (обобщенный) показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции.
в) средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества.
3. Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных (обобщенных) показателей оценки качества продукции.
Для оценки качества нескольких видов разнородной продукции используются: индекс качества и индекс дефектности. Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет. продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Оценка системы управления качеством продукции ООО «Стародубский сыр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Стародубский сыр» является самостоятельным субъектом, юридическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством РФ и Уставом предприятия (Приложение 1). ООО «Стародубский сыр» может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета, в том числе валютные, на территории Российской Федерации и за ее пределами. ООО «Стародубский сыр» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и указание на его местонахождение, штампы и бланки со своим наименованием, может иметь собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства идентификации. Адрес предприятия: Брянская обл., г. Стародуб, ул. Красноармейская, 115.
Имущество принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения. В состав имущества ООО «Стародубский сыр» входят основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
ООО «Стародубский сыр» имеет право:
1) оказывать услуги предприятиям, организациям согласно заключенных договоров;
2) покупать, продавать другим предприятиям и организациям, сдавать гражданам в аренду, предоставлять во временное пользование сооружения, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать имеющееся на балансе имущество;
3) передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы другим предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или выполняющих для ООО «Стародубский сыр» работы и услуги.
Прибыль за вычетом материальных и приравненных к ним затрат, после выполнения обязательства перед бюджетом, банками, контрагентами остается в распоряжении предприятия и используется самостоятельно. Обязательства перед государственным бюджетом предприятие осуществляет самостоятельно. Денежные средства со счетов предприятия могут быть сняты только по его согласию. Бесспорное списание средств допускается в случаях, прямо предусмотренные законодательными актами РФ.
Управление ООО «Стародубский сыр» осуществляется участниками Общества, исполнительным органом Общества является директор. Директор осуществляет текущее руководство деятельностью ООО «Стародубский сыр» и подотчетен Участнику Общества. К компетенции директора относятся:
— оперативное руководство работой общества;
— назначение должностных лиц и осуществление приема на работу;
— утверждение штатного расписания общества;
— действие от имени общества, представляя его во всех организациях.
Организационная структура управления на предприятии ООО «Стародубский сыр» представлена на рисунке 2.
Директору ООО «Стародубский сыр» непосредственно подчиняются: главный бухгалтер; коммерческий директор; заведующий торговой сети. Каждому из них подчиняются подразделения, специализирующиеся по направлениям деятельности компании:
— бухгалтерия, экономическая служба;
— коммерческая служба, отдел снабжения, склад;
— торговый отдел, транспортная служба, торговая сеть предприятия.
/>
Рисунок 2 — Организационная структура управления предприятием
Директор самостоятельно определяет и утверждает структуру предприятия, его штатный и квалификационный состав, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников предприятия согласно трудовому договору, в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия. Взаимоотношения работников ООО «Стародубский сыр» и его директора, возникающие на основе трудового договора, регулируются трудовым законодательством. Директор – руководит всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства; повышение производительности труда.
Проведем анализ имущественного положения предприятия. В табл. 2 приводится анализ имущественного состояния. Приведенные в табл. 2 данные показывают, что в 2008 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается увеличение основных фондов на 13,8%, а по сравнению с 2007 — на 0,72%. Рост основных фондов произошло в основном за счет увеличения стоимости машин и оборудования. Так, темп роста машин и оборудования в 2008 г. к 2006 г. составил 171,7%, а к 2007 г. 104,46%.
Наблюдается заметное увеличение доли производственного инвентаря в общей структуре основных фондов в 2008 г. по сравнению с 2006 г. Так, темп роста составил 422,77%, что является положительной тенденцией. Оборотные средства в 2008 г. по сравнению с 2006 г. увеличились на 6793 тыс. руб., а по сравнению с 2007 г. на 2971 тыс. руб. Темп роста в 2008 г. к 2007 г. составил 127,45%. В 2008 г. наибольшая доля оборотных средств приходится на запасы и НДС (40,96%), затем следуют денежные средства (36,57%) и только потом дебиторская задолженность (22,46%).
Таблица 2 — Анализ имущественного состояния ООО «Стародубский сыр» 2006-2008 гг.
Наименование
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Относительные отклонения 2008 г., от, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
тыс. руб.
уд. вес, %
2006 г.
2007г.
Основные фонды
Здания
11492
78,76
11492
69,71
11492
69,21
-
-
Сооружения
207
1,42
207
1,26
207
1,25
-
-
Машины и оборудование
2371
16,25
3897
23,64
4071
24,52
171,7
104,46
Транспортные средства
420
2,88
419
2,54
408
2,46
97,14
97,37
Производственный инвентарь
101
0,69
471
2,86
427
2,57
422,77
90,66
Итого ОФ:
14591
100
16486
100
16605
100
113,80
100,72
Оборотные средства
Запасы + НДС
3664
52,33
3837
35,45
5651
40,96
154,23
147,28
Дебиторская задолженность
2264
32,33
3333
30,79
3099
22,46
136,88
92,98
Финансовые вложения
- продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Свищ
образуется в результате нарушения технологического режима и сильного газообразования
Неравномерный цвет
неравномерное распределение соли или краски в сырном тесте
Пороки внешнего вида
Чаще всего возникают в результате деформации (редкое переворачивание, неровные полки и пр.)
3. Совершенствование управления качеством продукции ООО «Стародубский сыр»
3.1 Совершенствование управления качеством при реализации продукции в розничной сети ООО «Стародубский сыр»
Одной из наиболее важных составных частей технологического процесса управления качеством в розничной сети ООО «Стародубский сыр» является приемка поступивших товаров по количеству и качеству. При приемке товаров устанавливают соответствие наименования, сорта и цены товаров данных сопроводительных документов; количество мест, массы брутто и нетто, состояние тары и упаковки; качество товара.
Принимают товар работники магазинов ООО «Стародубский сыр», на которых возложена материальная ответственность за его сохранность.
Проверка количества товаров проводится в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах (шт, кг., упаковок).
Приемка товаров по качеству в ООО «Стародубский сыр» проводится органолептически (на вкус, запах, внешний вид, консистенцию и т.д.).
При обнаружении недоброкачественности и некомплектности товаров приемка приостанавливается. По результатам приемки составляется акт.
Подготовка сыров к продаже обеспечивает высокую производительность труда продавцов при обслуживании покупателей, сокращение товарных потерь, снижение издержек, увеличение пропускной способности магазина, повышение эффективности использования площади торгового зала, повышение санитарного магазина, повышение уровня обслуживания покупателей.
Важнейшая операция торгово-оперативного процесса в магазинах ООО «Стародубский сыр» – предварительная подготовка товаров к продаже (зачистка, нарезка, фасовка, упаковка).
Размещение и выкладка сыров зависит от их вида формы, размеров упаковки, сроков хранения.
Сырные товары до начала торговли размещают в торговом зале рационально и удобно, с соблюдением правил товарного соседства, санитарных правил, в достаточном количестве и полном ассортименте, имеющимся в магазинах. Пакеты с расфасованным товаром устанавливаются на прилавках, полках или горках по видам, сортам и отвесам. В витринах прилавков выставляются образцы имеющихся в продаже сыров всех видов и сортов.
Сырная продукция снабжается ценником с указанием наименования, сорта и цены товара. На упаковках или во вкладных ярлыках товаров, фасуемых в магазине, указывается наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер или фамилия фасовщика или продавца.
Продажа товаров – заключительный этап технологического процесса в магазине. Процесс продажи продовольственных товаров повседневного спроса через прилавок состоит из следующих операций: приеме заказа от покупателя (получение чека), подготовка сыра к отпуску (взвешивание, нарезка, упаковка), отпуск товара к покупателю. Перед началом продажи сырных и других товаров продавец должен подготовить инструмент, инвентарь, упаковочные материалы, разместить их на рабочем месте, проверить исправность холодильного оборудования в торговом зале, измерительных приборов, кассовых машин, наличия ценников на товарах, а также санитарное место продавца.
При продаже сыров, их в начале показывают покупателю и взвешивают, затем отпускают после оплаты его стоимости.
Таким образом, весь технологический процесс производства и реализации сыров в ООО «Стародубский сыр» позволяет на любом этапе контролировать качество продукции предприятия, чем и занимаются специально назначенные работники (технологи и сыровары на производстве, фасовщики и продавцы при реализации).
3.2 Оценка конкурентоспособности продукции ООО «Стародубский сыр» и ее повышение
Оценку начнем с проведения оценки конъюнктуры рынка и конкурентоспособности ООО «Стародубский сыр». Основной упор в работе предприятия делается на реализацию только качественной продукции, для этого в ООО «Стародубский сыр» осуществляется постоянный контроль качества. На рынке молочной продукции конкуренцию можно назвать достаточно жесткой, так как появляются новые фирмы-производители молочной продукции. Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, так как отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и спросом на продукцию. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и т. д.
Так как ООО «Стародубский сыр» работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, расширение ассортимента молочной продукции. Это можно сформулировать следующим образом. Сначала минимизировать издержки и тем самым укрепить свою конкурентную позицию, затем выйти на новые рынки, заключив договора в регионах, затем закрепиться в них, путем создания филиалов.
Для улучшенного понимания запросов покупателей, покупательной способности населения, была разработана анкета покупателя, в которой он мог выразить свое отношение к продукции ООО «Стародубский сыр». Данная анкета была распространена среди посетителей офиса-продаж. В анкете приводится перечень продукции предприятия по наименованиям. Мнение о продукции покупатель выражает в графе «Отношение к продукции» по пяти-бальной шкале. В таблице 11 приводятся результаты анкетирования, проведенного среди 150 покупателей продукции ООО «Стародубский сыр».
1 балл — продукция не нравится;
2 балла — продукция ниже среднего уровня;
3 балла — удовлетворительное отношение к продукции;
4 балла — хорошее отношение к продукции;
5 баллов — продукция высокого качества.
Таблица 11 — Результаты анкетирования, проведенного среди 150 покупателей продукции ООО «Стародубский сыр»
Мнение о продукции
Количество человек
Уд. вес, %
Продукция не нравится
-
Продукция ниже среднего уровня
-
Удовлетворительное отношение к продукции
2
1,3
Хорошее отношение к продукции
51
34,0
Продукция высокого качества
97
64,7
Итого:
150 чел.
100,0%
Результаты исследования мнения покупателей о продукции ООО «Стародубский сыр» показывают, что большинство покупателей (64,7%) считают, что продукция ООО «Стародубский сыр» имеет высокое качество. Вместе с тем у 34% покупателей сформировалось хорошее отношение к продукции. Меньше всего покупателей (это 1,3% или 2 чел. из 150 чел.) считают, что продукция удовлетворительного качества. Отрицательного отношения к продукции среди покупателей не выявлено.
Таблица 12 — Сильные и слабые стороны ООО «Стародубский сыр»
№
Сильные стороны
Слабые стороны
1
Достаточная известность
Сбои в снабжении
2
Высокое качество изделий
Неучастие персонала в принятии управленческих решений
3
Широкий ассортимент продукции
Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений
4
Предоставление покупателям продукции по более низким ценам, чем у конкурентов
Зависимость от поставщиков продукции
5
Высокая квалификация персонала
Ограниченность финансовых ресурсов
По данным табл. 12 видно, что наиболее сильными сторонами ООО «Стародубский сыр» являются кадровый потенциал фирмы и маркетинг, наиболее слабыми сторонами является организация общего управления и производственная деятельность. Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует существующим целям. Права и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями. В организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии какого-либо управленческого решения.
Основными конкурентами ООО «Стародубский сыр» являются: ООО «Суражмолпром», ОАО «БМК». Данные рейтинговой оценки конкурентоспособности показывают, что ООО «Стародубский сыр» имеет конкурентные преимущества перед основными конкурентами, такими как ООО «Суражмолпром» и ОАО «БМК». Для ООО «Стародубский сыр» наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, расширение ассортимента молочной продукции, разработка нового направления по продаже продукции.
Можно сформулировать следующие стратегические альтернативы развития ООО «Стародубский сыр»:
1. Укрепить конкурентную позицию на рынке молочной продукции. продолжение
--PAGE_BREAK--
2. Увеличить товарооборот: провести активную рекламную компанию.
Участие в выставке дает возможность продемонстрировать свою фирму. Реклама в газете (журнале) является одной из самых удобных, так как можно не только дать рекламное объявление общепринятого формата, но и дать в интервью статью о деятельности ООО «Стародубский сыр». Реклама в компьютерных сетях (Internet). Данная реклама является новой и очень эффективной при ее невысоких стоимостях по сравнению с другими видами рекламы. Печатная рекламная продукция (листовки). Листовки должны содержать полезную информацию с расценками, контактными телефонами и перечнем реализуемых молочной продукции.
Таблица 13 – Планирование рекламной компании на 2010 год
Действия
Стоимость, руб.
Требуется
Затраты, руб.
1. Участие в выставке
1 кв м выставочной площади — 10000
Разработка имиджа товара — 10000
Дизайн — 15000
10 кв м
100000
10000
15000
3. Ролик на радио
1 мин — 15000
6 роликов по 10 сек
15000
4. Реклама в журнале
Объяв 1/4 стр — 5000
4 объявл. по 1/8 cтр
10000
5. Реклама в газете
1 объявление — 600
8 объявлений
4800
6. Листовка
1 лист – 2,5
1000 листов
2500
7. Компьютерная сеть
Создание страницы –2000 (регистрация) + 1000 (дизайн)
1 Web страница
3000
Итого:
160300
Составим сетевой график оптимизации работы ООО «Стародубский сыр».
Таблица 14 — Сетевой график оптимизации работы торговой сети ООО «Стародубский сыр»
Выбор альтернатив
Время проведения
Направления по оптимизации
1. Увеличить товарооборот на 10%
апрель-июнь 2010 г.
Увеличение товарооборота на 10% за счет стимулирования сбыта.
2. Провести активную рекламную компанию (на радио, телевидении, в газетах, провести выставку продаж)
апрель-июнь 2010 г.
Для более успешного выхода на рынок и рациональности рекламной компании следует создать отдел по проведению рекламной компании.
3. Заключить дополнительные договора с клиентами (не менее 15 договоров)
апрель-июнь 2010 г.
Необходимо создать отдел по работе с клиентами для заключения договоров. При этом работники отдела будут получать 5% от суммы сделки.
4. Снизить издержки на 5%
апрель-июнь 2010 г.
Снизить издержки на 5% возможно за счет рационального использования ресурсов предприятия и контроля за расходованием средств.
5. Занять новые рынки в других регионах
апрель-июнь 2010 г.
Провести исследование новых рынков сбыта в Орле, Калуге, Туле.
Для дальнейшего развития ООО «Стародубский сыр» необходимо улучшение ценового регулирования. ООО «Стародубский сыр» необходимо проводить тщательный анализ потребительского рынка, изучать их потребности и предпочтения. Изучение поведения потребителей позволяет разработать новые продукты, расширить ассортиментный перечень, реализуемых товаров, определять и устанавливать цены, разрабатывать систему стимулирования покупателей.
В настоящее время основная задача компании стремиться к максимально возможному расширению своей доли рынка. Расширяя рынок сбыта, организация сможет увеличить объем продаж, что приведет к снижению издержек, приходящихся на товарную единицу, и в перспективе — к долгосрочному увеличению прибыли.
ООО «Стародубский сыр», рассчитывая на чувствительность рынка к цене, должна устанавливать на свои товары самые низкие цены. Данный подход к ценообразованию можно назвать как ценообразование, ориентированное на проникновение на рынок. Если компания будет придерживаться данного подхода, то она сможет увеличить объемы продаж, «отпугнуть» реальных и потенциальных конкурентов.
Чтобы закрепить уже существующий потребительский рынок молочной продукции, компании необходимо постоянно стимулировать и вознаграждать потребителей к оперативной оплате заказов, к большим объемам заказов. Для этого ООО «Стародубский сыр» разрабатывает и внедряет систему скидок и зачетов. Но это нужно делать осторожно, чтобы не нанести невосполнимого урона прибыли компании.
Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, улучшение качества производимой и реализуемой продукции.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
ООО «Стародубский сыр» постоянно занимает призовые места на Всероссийских ярмарках и смотрах-конкурсах качества молочной продукции. Продукция ООО «Стародубский сыр» конкурентоспособна на рынке центральной России и Брянской области.
Молочная продукция ООО «Стародубский сыр» представлена на рынке г. Брянска маслом сливочным, молоком, кефиром, ряженкой, сметаной, йогуртом, сырами мягкими, рассольными, твердыми, полутвердыми, плавлеными. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого в ООО «Стародубский сыр» осуществляется постоянный контроль качества. На рынке молочной продукции конкуренцию можно назвать достаточно жесткой, так как появляются новые фирмы-производители молочной продукции. Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, так как отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и спросом на продукцию. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и т. д.
К критическому состоянию ООО «Стародубский сыр» могут привести выход в отрасль большого числа конкурентов. Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз. Так как ООО «Стародубский сыр» работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, расширение ассортимента молочной продукции.
Список используемой литературы
Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник. – М.: Дело и сервис, 2006. – 237 с.
Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. Стражнева В.И. – Минск, 2005. – 287 с.
Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ДИС, 2004. – 308 с.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.
Беллендир М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2005. – 166 с.
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 321 с.
Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004. – 183 с.
Ковалев В.В… Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2007. – 469 с.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с.
Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – 419 с.
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.
Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 431 с.
Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2006. – 317 с.
Теория экономического анализа. Под редакцией Баканова М.И. М.: Финансы и статистика, 2006. – 513 с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 328 с.
Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2007. – 427 с.
Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 276 с.